ОТНОШЕНИЯ

Что значит симметричное отношение несимметричное отношение

Что значит «симметричное отношение», «несимметричное отношение»? Как они изображаются на графе? Приведите примеры.

Ответы

1. Всадническая культура
Всем известно, что Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру. Впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения «Ботай» на севере страны. Одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот период превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле. Вместе с тем одомашнивание лошади положило начало культуре всадничества. Всадник на коне, вооруженный луком, пикой либо саблей, стал своеобразным символом эпохи, когда на авансцену истории выходят могущественные империи, созданные кочевыми народами.

2. Древняя металлургия Великой степи
Изобретение способов получения металлов открыло новую историческую эпоху и навсегда изменило ход развития человечества. Казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, также стала одним из первых центров появления металлургии. Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа.

3. Звериный стиль
Наши предки жили в полной гармонии с окружающим миром и считали себя неотделимой частью природы. Этот ключевой принцип бытия сформировал мировоззрение и ценности народов Великой степи. Древние жители Казахстана обладали высокоразвитой культурой – имели свою письменность и мифологию. Наиболее ярким элементом их наследия, отражением художественного своеобразия и богатства духовного содержания является «искусство звериного стиля». Использование образов животных в быту было символом взаимосвязи человека и природы, указывало на духовные ориентиры степняков.

4. Золотой человек
Сенсационным для мировой науки открытием, позволившим по-новому взглянуть на наши истоки, стал найденный в Казахстане в 1969 году в Иссыке «Золотой человек», именуемый в кругах ученых-искусствоведов «казахстанским Тутанхамоном». Так степняки возвеличивали личность вождя, возводили его в ранг солнцеподобного божества. Роскошное убранство погребения познакомило и с интеллектуальными традициями предков. На одной из серебряных чаш, найденных около воина, были обнаружены нацарапанные знаки – следы самой древней письменности, когда-либо найденной в Центральной Азии.

5. Колыбель тюркского мира
Большое значение для истории казахов и других народов Евразии имеет Алтай. Испокон веков эти величественные горы не просто украшали земли Казахстана, но и являлись колыбелью тюрков. Именно здесь в середине I тыс. н. э. зародился тюркский мир, и наступила новая веха в жизни Великой степи.

6. Великий шелковый путь
Уникальное географическое расположение Казахстана – в самом центре Евразийского материка – с древнейших времен способствовало возникновению транзитных «коридоров» между различными странами и цивилизациями. Начиная с рубежа нашей эры, эти сухопутные маршруты трансформировались в систему Великого шелкового пути – трансконтинентальную сеть торговых и культурных связей между Востоком и Западом, Севером и Югом Большой Евразии.

7. Казахстан – родина яблок и тюльпанов
Научно доказано, что предгорья Алатау являются «исторической родиной» яблок и тюльпанов. Именно отсюда эти скромные, но значимые для всего мира растения постепенно расселились по всем странам. И сейчас Казахстан является хранителем прародительницы всех яблонь Земли – яблони Сиверса. Именно она подарила миру один из наиболее распространенных фруктов современности. Яблоки, которые мы знаем, это генетические разновидности плодов нашего вида яблони. По древним маршрутам Шелкового пути от предгорий Заилийского Алатау на территории Казахстана оно попало в Средиземноморье и потом распространилось по всему свету. И как символ этой долгой истории популярного плода, один из красивейших городов на юге нашей страны носит название «Алматы».

История Казахстана также должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам. И для этого есть убедительные аргументы. Во-первых, большинство протогосударственных объединений, о вкладе которых пойдет ниже речь, образовались на территории Казахстана, став одним из элементов этногенеза казахской нации. Во-вторых, те выдающиеся культурные достижения, о которых пойдет разговор, не были привнесены в степь, а в большинстве случаев родились именно на нашей земле и лишь затем распространились на Запад и Восток, Север и Юг. В-третьих, исторические находки последних десятилетий отчетливо подтверждают неразрывную связь наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории. Наконец, названия некоторых казахских племен и родов на многие сотни лет старше этнонима «қазақ», что, бесспорно, свидетельствует о совершенно ином горизонте национальной истории, нежели предполагалось ранее. Европоцентристская точка зрения не позволяла увидеть того реального факта, что саки, гунны, прототюркские этнические группы были частью этногенеза нашей нации.

Источник

Урок 12
Табличные модели

Содержание урока

Системы, модели, графы. Вопросы и задания

Системы, модели, графы
Вопросы и задания

Коротко о главном

Система — это объект, состоящий из взаимосвязанных элементов и существующий как единое целое.

Структура — это определенный порядок объединения элементов, составляющих систему.

С помощью информационной модели-графа можно выразить информацию о составе и структуре системы.

Элементы системы изображаются овалами и называются вершинами графа; связи изображаются линиями, соединяющими вершины.

Две вершины, соединенные линией, называются смежными.

Несимметричное отношение изображается направленной линией (дугой); симметричное — ненаправленной линией (ребром).

Линейная структура — простейшая структура системы.

Граф, в котором все связи изображены дугами, называется ориентированным графом.

Деревом называют граф, в котором нет петель, т. е. связанных по замкнутой линии вершин. Между вершинами соседних уровней дерева в направлении сверху вниз выполняется принцип связи «один ко многим».

Система, информационная модель которой представляется в виде дерева, называется иерархической системой.

Сеть — это граф системы с произвольным принципом связи.

Вопросы и задания

1. Что такое система; структура?

2. Назовите элементы, составляющие следующие системы: автомобиль, молекула воды, компьютер, магазин, Солнечная система, семья, футбольная команда, армия. Обоснуйте взаимозависимость элементов этих систем.

3. Что такое граф? Какую информацию он может нести в себе?

4. Как на графе изображаются элементы системы и отношения между ними?

5. Что значит «симметричное отношение», «несимметричное отношение»? Как они изображаются на графе? Приведите примеры.

6. Дайте имена возможным связям между следующими объектами и изобразите связи между ними в форме графа:

брат и сестра;
ученик и школа;
Саша и Маша;
Москва и Париж;
министр, директор, рабочий;
Пушкин и Дантес;
компьютер и процессор.

7. Граф с какими свойствами называют деревом? Что такое корень дерева, ветви, листья?

8. Какие системы называют иерархическими?

9. Можно ли систему файлов в Microsoft Windows (и подобных ей ОС) назвать иерархической? Какой смысл имеют связи между элементами этой системы? Что в ней является листьями, ветвями, корнем?

10. Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют следующие связи (взаимоотношения) — дружат: Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша.

Глядя на полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он станет известен кому-то другому?

Следующая страница Дополнительный материал. Основы системологии

Источник

Отношения между объектами

Урок 5. Информатика 4 класс ФГОС

Конспект урока «Отношения между объектами»

На прошлом занятии мы вспомнили, что объект – это общее название любого предмета, живого существа, явления, процесса, события, если мы обратили на него наше внимание. Также поговорили о том, что каждый объект имеет имена (общее, конкретное и собственное) и свойства (существенные и несущественные, общие и отличительные).

Предлагаю продолжить изучение данной темы по следующему плану.

Вспомнить, что объекты находятся в отношениях между собой и эти отношения имеют свои имена.

Научиться видеть и называть отношения, а также строить схему отношений между двумя объектами.

Все объекты взаимодействуют между собой, то есть находятся в определённых отношениях. Обычно говорят: объекты связаны отношениями.

Отношения имеют свои имена: «меньше», «больше», «дороже», «дешевле», «сильнее», «крупнее», «быстрее», «левее», «шире», «выше», «старше», «младше». Ой, приводить примеры имён отношений можно бесконечно.

Люди могут быть связаны друг с другом родственными отношениями: «брат», «сестра», «бабушка», «мать», «отец», «внучка», «сын», «дядя» и другие.

Бывают производственные отношения: «начальник», «подчинённый», «помощник», «учитель», «ученик» и так далее.

Значит, мы смело может заявлять, что все объекты связаны друг с другом разными отношениями. Обычно это не одно, а много разных отношений.

Например, вот 2 объекта: ноутбук и калькулятор. Ноутбук сложнее, крупнее, дороже калькулятора.

Отношения между объектами удобно представлять в виде схемы. Например, отношения между ноутбуком и калькулятором в виде схемы будут выглядеть вот так. Обратите внимание, в сторону какого объекта указывает стрелка.

Мы говорим, что ноутбук сложнее, крупнее, дороже чем калькулятор. Значит стрелка идёт от ноутбука к калькулятору. Если мы стрелку изобразим справа налево, то получится, что калькулятор сложнее, крупнее, дороже ноутбука. А это совсем не так. Отношения в данной схеме будут следующие:

проще, мельче, дешевле.

Думаю, здесь ничего сложного для вас нет, но потренироваться стоит.

Вот перед вами несколько объектов и отношений между ними. Изобразите эти отношения в виде схемы.

А теперь проверьте, так ли у вас получилось.

Если у вас так, эти аплодисменты вам. Идём дальше.

Все отношения между объектами делятся на симметричные и несимметричные.

В симметричных отношениях объект А находится с объектом Б в таких же отношениях, как и объект Б с объектом А.

Например, фехтовальщик слева соперник фехтовальщику справа. И наоборот, фехтовальщик справа соперник фехтовальщику слева.

Максим ровесник Наташи и Наташа ровесница Максима.

Шарик друг Денису, и Денис друг Шарику.

Обратите внимание, что в симметричных отношениях между объектами стрелка двусторонняя.

Семейные отношения между братом и сестрой, отцом и сыном, отцом и дочерью, сыном и матерью – это примеры несимметричных отношений. Только не путайте, пожалуйста, направления стрелок. Чтобы случайно у вас не получилось, что женщина – сын мальчика, а мальчик – мать этой женщины.

А вот, например, отношение «сестра» между двумя девочками, конечно симметричное.

К несимметричным отношениям ещё относится такой важный вид отношений как «часть – целое» и «целое – часть».

Например, компьютер – это целое по отношению к его части – монитору.

А вот системный блок – это часть целого – компьютера.

Солнечная система – целое по отношению к планете Земля, которая является её частью.

А планета Земля – часть Солнечной системы.

Ещё в отношениях «часть – целое» и «целое – часть» находятся, например, объекты ветка и дерево, тетрадь и лист, буква и слово, предложение и слово.

Ну, вот ребята, это всё, о чём я хотел рассказать вам сегодня по теме «Отношения между объектами».

Но чувствую, что закрепить полученные знания несколькими заданиями всё же надо.

Итак, первое задание.

Отметьте подходящие пары отношений между объектами.

Давайте проверим то, что у вас получилось.

Для объектов слева – ёлок, подходят следующие пары отношений из предложенных: выше-ниже, ближе-дальше, правее-левее, светлее-темнее.

Для объектов «неваляшки» подходят следующие пары отношений из предложенных:

веселее-грустнее, правее-левее тоже подходит, как и для предыдущей пары объектов, проще-сложнее, новее-старее.

Кстати, можете ещё подумать и придумать несколько пар отношений между изображёнными объектами.

А теперь предлагаю представить в виде схем отношения между этими объектами.

Надеюсь, у вас так получилось.

Ну а сейчас, ребята, ещё одно задание.

Перед вами таблица. В первом столбике объект номер один, в третьем – объект номер два. А во втором столбике нам необходимо вставить подходящее из этого списка отношение между объектами один и два.

Итак, что же должно было получиться.

Далматин и пекинес. Отношение «крупнее». Да, это действительно так.

Мотоцикл и велосипед. Отношение «дороже».

Окунь – плавник. Отношение «целое».

Листок – ветка. Часть.

Колесо – автомобиль – тоже отношение «часть».

Число – цифра. Отношение «целое».

И последняя пара объектов – «лимон-апельсин». Отношение «кислее».

Вот и подошла к концу наша встреча. Осталось сделать выводы и отметить главное.

Каждый объект связан с другими объектами разными отношениями.

Отношения между объектами имеют имена («больше», «дороже», «уже», «сильнее», «шире», «светлее» и так далее).

Отношения бывают разными: характеризующими вес, размер, расстояние между объектами.

Отношения бывают симметричными и несимметричными.

Важный вид несимметричных отношений – это «часть – целое» и «целое – часть».

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть