ПСИХОЛОГИЯ

Чувство восприятия в психологии

Восприятие — что это такое

Восприятие. Все мысли, планы и поступки человека так или иначе обусловлены его картиной мира. Каждый из нас воспринимает происходящее вокруг по-своему, исходя из собственного опыта и особенностей мышления. Оттого мнения двух разных людей об одном и том же событии могут быть диаметральными. Стоит понять, что такое восприятие и почему от него зависит так много.

Отличие восприятия от ощущения

Для глубокого понимания процессов психики, важно разобраться в терминах и их соотношении. Ощущение и восприятие часто путают, но сейчас станет ясно, что это совсем не одно и то же:

  1. Информация, полученная от одного органа чувств – это ощущение. Восприятие включает в себя опыт, полученный от нескольких анализаторов.
  2. Ощущение порождает какое-то чувство – тяжести, сладости, холода. Восприятие же заканчивается формированием целостного образа.
  3. Благодаря ощущениям нами усваиваются отдельные характеристики предметов и явлений. Восприятие рисует их полную картину в нашем сознании.
  4. Ощущениями, то есть способностью познавать предметы посредством рецепторов, обладают все живые организмы. Развитие восприятия доступно лишь существам со сложной нервной системой и перцептивной психикой.
  5. Как вывод, восприятие осуществляется посредством получения всех возможных ощущений от соприкосновения с предметом или явлением, но не сводится к их сумме. Чтобы считаться воспринятой, полученная информация еще должна быть проанализирована и составлена в единое представление – образ.

Свойства восприятия в психологии

Лучше разобраться в понятиях хорошо помогает изучение их признаков. В психологии принято считать, что свойствами восприятия являются:

  1. Предметность.Совокупность полученных нами ощущений не существует хаотично в пространстве, а привязывается нашим сознанием к конкретным объектам внешнего мира.
  2. Целостность и структурность. Отдельные характеристики уже воспринятого объекта структурно связаны друг с другом настолько прочно, что даже после взаимодействия с одной из них в сознании всплывает законченный образ предмета.
  3. Постоянство. Однажды воспринятый объект сохраняет свои характеристики в нашем сознании, даже если в последующем мы наблюдаем его в искаженном виде.
  4. Осмысленность. Что такое восприятие без задействованного мышления? Просто набор реакций рецепторов на внешние раздражители. Классифицировать предмет, составить базовое понимание о его свойствах можно, только применив аналитические способности и уже имеющийся опыт.
  5. Избирательность. Человеческая психика не справляется с тем, чтобы одновременно качественно воспринимать несколько объектов, поэтому, когда мы внимательно смотрим на что-то новое и интересное, весь остальной мир будто бы перестает существовать на некоторое время.

Принципы восприятия

Хоть раз увидев оптические иллюзии, перестаешь быть уверенным в том, насколько верно мозг обрабатывает информацию об окружающей действительности. Объяснить успех таких уловок легко, если знать давно изученные принципы или законы восприятия:

  1. Объединение в группы. Разум непрерывно стремится к установлению корреляционных связей между воспринимаемыми предметами. Автоматически он относит объекты, расположенные рядом, движущиеся в одном направлении или похожие по форме или другим признакам к одной группе, связывает их в один класс.
  2. Выделение фона и фигуры. Если внимание направлено на конкретный предмет, то все, что его окружает воспринимается мозгом, как фон. Стоит перевести фокус на что-то другое, то недавний объект познания мгновенно сольется с фоновым окружением.
  3. Завершение. Этот принцип проявляется в том, что наше сознание стремится дополнить недостающие фрагменты в воспринимаемом объекте, чтобы получить целостный образ.

Каналы восприятия

Данные об окружающем мире непрерывно поступают в наше сознание. Они улавливаются и доставляются в нужные отделы головного мозга, проходя через такие каналы восприятия информации:

  1. Визуальный. Все, что мы воспринимаем органами зрения и есть визуальная информация.
  2. Аудиальный. Данные, воспринятые на слух, то есть все окружающие нас звуки.
  3. Кинестетический. Этот канал объединяет в себе такие ощущения, как вкус, запах, осязание, мета-ощущения (наши внутренние реакции и эмоции от взаимодействия с внешними объектами).

Факторы восприятия

Отчего же люди, имеющие одни и те же каналы восприятия и механизмы обработки информации, так по-разному видят одну и ту же действительность? Различия и особенности восприятия обусловлены внешними и внутренними факторами, которые воздействуют на наши возможности познания мира. К внешним можно отнести:

  1. Повторяемость: образы часто встречаемых предметов формируются в сознании более полными.
  2. Интенсивность воздействия: сильное влияние на рецепторы или провокация сильных эмоций – это то, что ускоряет восприятие.
  3. Контрастность: предметы или явления, выбивающиеся из общей массы, лучше запоминаются и охотнее анализируются нашим мозгом.
  4. Движение: предметы в статике и в динамике воспринимаются по-разному, и для составления полного представления об объекте желательно понаблюдать за ним во всех состояниях.

Что такое субъективное восприятие и какие внутренние факторы влияют на него? Выведены три принципа, объясняющие избирательность мозга во время познания действительности:

  1. Резонанса: состоит в том, что явления, находящиеся в сфере нашей заинтересованности, воспринимаются охотнее всех прочих.
  2. Настороженности: что-то, угрожающее личной безопасности, мгновенно попадает в фокус внимания, в отличие от нейтральных объектов.
  3. Защиты: мозг защищает свои убеждения, потому сопротивляется восприятию любой информации, которая им противоречит.

Виды восприятия

Кроме внешних и внутренних факторов, на процесс познания влияют еще и индивидуальные особенности психики. Исходя из этого, выделяют такие виды восприятия в психологии:

  • синтетический тип;
  • аналитический тип;
  • аналитико-синтетический тип.

Синтетический тип восприятия

Перцепция в психологии делится на типы в зависимости от специфики охвата органами чувств человека характеристик изучаемого объекта. Синтетическому восприятию присуще малое внимание к деталям, но четкое осознание общей картины, понимание основной сути событий. Людям, которые склонны к такому типу перцепции, не свойственно вникать в тонкости всего происходящего, они довольствуются обобщенным видением.

Аналитический тип восприятия

Синтетическая перцепция, как крайность, имеет и свой антипод. Аналитический тип – это как раз такое восприятие в психологии, что характеризуется противоположным обобщению чрезмерным вниманием к деталям. Имея склонность к нему, бывает сложно уловить и проанализировать общую идею происходящих событий, зато ни одна мелочь окружающей действительности не останется без внимания.

Аналитико-синтетический тип восприятия

Как не существует чистых типов темперамента, так и типы перцепции редко встречаются в таком рафинированном, однобоком виде. Классификация восприятия весьма условна, ведь в каждом из нас есть склонности к обоим вышеперечисленным видам, разве что один из них может преобладать. Стараясь проанализировать частное, мы стремимся создать общую картину, а получив общее представление – разбиваем его на фрагменты для более полного понимания.

Уровни восприятия

Процесс познания объекта проходит в несколько этапов. Структурность восприятия обусловлена несколькими уровнями обработки информации нашим мозгом. Всего их четыре:

  1. Обнаружение. На этом этапе сознанием фиксируется только факт раздражения рецепторов при взаимодействии с объектом.
  2. Различение. Сейчас мозг получает сигналы от анализаторов о том, какими качествами обладает воспринимаемый объект.
  3. Идентификация. Получив информацию о свойствах предмета, сознание соотносит их со свойствами других объектов, образы которых хранятся в его памяти.
  4. Опознание. Проанализировав свой прошлый опыт и новые данные, мозг относит новый предмет к имеющимся в его распоряжении группам и категориям. Узнавание и классификация объекта означает, что такое восприятие было успешным.

Ошибки восприятия

Наши когнитивные способности не идеальны и часто находятся под влиянием разных факторов. Поведенческие психологи экспериментально выявили несколько самых распространенных ошибок восприятия:

  1. Эффект ореола. Состоит в том, что наше уже сформированное отношение к какому-то качеству предмета или человека определяет отношение к нему в целом, даже если другие его характеристики вызвали бы совсем иные эмоции.
  2. Эффект предубеждения. Это нарушение восприятия проявляется в избирательной слепоте нашего сознания относительно той информации, которая может разрушить уже сложившиеся стереотипы.
  3. Эффект доступности. Если нам легко на ум приходят примеры каких-то явлений, то мы автоматически считаем их распространенными, даже если статистика говорит обратное.
  4. Эффект проекции. Свои собственные характеристики мы охотно приписываем другим людям. Такие эффекты восприятия нередко приводят к разочарованиям.

Иллюзии восприятия

Иногда при нагромождении различных ощущений, некоторые из них могут искажаться в нашем сознании под влиянием других. Такие иллюзии восприятия в психологии не считаются чем-то негативным, скорее наоборот – это объяснимые эффекты, в которых можно найти закономерности. Искажения могут возникать в любых органах чувств и бывают, например:

  1. Оптическими. Органы зрения легко обмануть, они поддаются иллюзиям от преломления солнечных лучей, ошибаются в восприятии размеров предметов в зависимости от их окружения, могут по-разному ощущать один и тот же цвет, но на разных фонах.
  2. Вкусовыми. Сладкая фруктоза придает нейтральной на вкус воде горечь, что объясняется неожиданным воздействием такого тандема на рецепторы.
  3. Проприоцептивными. Это иллюзии восприятия действительности мышечным аппаратом: например, при резкой остановке транспорта наше тело продолжает ощущать его движущимся.

Теории восприятия

В научной среде много десятилетий не утихают дискуссии насчет механизмов, обеспечивающих отражение объективной действительности в человеческом сознании. Есть несколько теорий, описывающих этот процесс по-своему:

  1. Структурализм. Изначальная теория, сводящая восприятие к сумме полученных от объекта ощущений и сравнению с ранее полученным опытом.
  2. Гештальт-теория. Критикует структурализм, утверждая, что восприятие – процесс более сложный, поскольку не только частные ощущения формируют образ, но и сформированный образ влияет на полученные ощущения.

Восприятие человека человеком

Кроме познания окружающих предметов и явлений, людям, как социальным существам, важно уметь составлять впечатление и об окружающих. Межличностное восприятие намного более сложное и комплексное, нежели восприятие неодушевленных объектов. Изначально представление формируется исходя из визуальных данных, путем анализа деталей внешности: опрятности, стиля, характерных черт лица и телосложения, которые сопоставляются с имеющимися стереотипами.

Позже, в процессе общения, становится очевидным, что такое поверхностное восприятие не достоверно. Оно дополняется информацией о принадлежности к социальной группе (с переносом всех стереотипных качеств представителей этой группы на нового знакомого), интересах, способностях и характере. Чувствительность к эмоциональным состояниям собеседника тоже поможет сделать его образ более полным и взаимодействовать с ним эффективнее.

Источник

Чувство восприятия в психологии

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия на органы чувств (Д.Н. Исаев)

I. По характеру отражения и месту расположения рецепторов различают следующие ощущения:

1. Экстерорецептивные ощущения — ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.

2. Интерорецептивные (органические) — ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Органические ощущения не дают точной локализации, однако при их сильном отрицательном воздействии могут дезорганизовать сознание человека.

3. Проприоцептивные ощущения — кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Ощущения собственных движений и пространственного положения тела.

II. В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Ощущения подразделяются также на дистантные, при которых источники располагаются на некотором расстоянии от поверхности тела человека (например, зрительные и слуховые ощущения) и контактные, возникающие в результате прикосновения тех или иных предметов к поверхности кожи человека (например, осязательные и вкусовые ощущения).

Выделяют следующие виды расстройств ощущений:

  1. Сенестопатии — разнообразные неприятные, мучительные ощущения в различных частях тела и во внутренних органах, не имеющие для своего возникновения объективных причин. Это могут быть давление, журчание, лопание, жар, холод, жжение, переливание, распирание, стягивание и тому прочее. Сенестопатии могут быть ограниченными или распространенными, находиться в одном месте кратковременными эпизодами, начиная с 5-7-летнего возраста, чаще проецируясь в брюшной полости.
  2. Гипестезии — снижение силы ощущений, понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки становятся приглушенными, свет кажется тусклым, яркость красок блекнет.
  3. Гиперстезии — обострение ощущений, повышенная чувствительность к обычным раздражителям. Например, гиперосмия — острое восприятие обычных запахов; гиперакузия — высокая чувствительность к обычным звукам.
  4. Парестезия — это расстройство, при котором появляются ощущения в виде онемений, ползания мурашек, покалываний при отсутствии реальных раздражителей.

Восприятие — психический процесс отражения предметов или явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Изучением восприятия занимались многие современные физиологи и психологи такие как, например, Леонид Абрамович Венгер, Рагнар Артур Гранит, Александр Владимирович Запорожец, Владимир Петрович Зинченко, Тамара Семеновна Комарова, Елена Евгеньевна Кравцова, Татьяна Владимировна Лавреньтьева, Евгений Николаевич Соколов, Кира Владимировна Тарасова, Виктор Васильевич Юртайкин и другие. Было показано, что восприятие составляет основу ориентировки человека в мире.

Сергей Леонидович Рубинштейн, указывает, что человеческое восприятие является всегда обобщенным и зависит от направленности личности. Следовательно, восприятие следует рассматривать как перцептивную деятельность, характеризующуюся обобщенностью и мотивированностью.

Выделяют основные свойства восприятия :

  1. Предметность предполагает осмысленность и целостность образов. Предметы имеют не только цвет, форму, величину, но и определенное функциональное значение. Например, фортепиано — музыкальный инструмент, нож — столовый прибор, сапоги — обувь.
  2. Целостность. Отдельные компоненты целого могут действовать одновременно или последовательно, но при этом объект или явление воспринимается как единое целое. Так, слушая оркестр, мы воспринимаем не отдельные инструменты, не отдельные звуки, а мелодию в целом. Целостность образа складывается на основе обобщения знания об отдельных свойствах предмета.
  3. Константность — относительное постоянство воспринимаемой формы, цвета, величины предмета, независимо от значительных изменений объективных условий перцепции. Например, кошка на дереве, на земле, в темноте все равно будет опознаваться как кошка.
  4. Обобщенность — отнесенность единичных объектов к определенному классу объектов, однородных с ним по какому-либо признаку.
  5. Осмысленность — обеспечивает осознание того, что воспринимается человеком, как воспринимаемое соотносится с его знаниями и прошлым опытом. Перцептивные образы имеют определенный смысл, даже при виде незнакомого предмета он пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами.
  6. Избирательность — выделение одних объектов по сравнению с другими, связанное с активностью и личным опытом человека. Так, актер и любой посторонний человек будут по-разному обращать внимание на разворачивающиеся события в спектакле.

Восприятию характерны и некоторые другие свойства:

  1. объем — определяется количеством объектов, которые человек может воспринять одновременно (или последовательно в единицу времени);
  2. быстрота (или скорость) — определяется временем, необходимым для выполнения тех или иных перцептивных действий: обнаружение, различение и опознание. Она определяется сложностью воспринимаемого объекта, опытом его восприятия, быстротой возникновения ощущений, психофизиологическим состоянием человека;
  3. точность — это соответствие возникшего перцептивного образа, особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком;
  4. полнота — степень такого соответствия;
  5. надежность — это возможная длительность восприятия с требуемой точностью и вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.

Диагностику уровня развития восприятия у детей можно проводить с помощью следующих методик: доски Сегена, кубики Кооса, «Разрезные картинки» Т.Д. Марцинковской, методика «Эталоны», методика «Прогрессивные матрицы Дж. Равенна», тест «Коробочка форм» Т.Д. Марцинковской, тест «Эталоны» Л.А. Венгера, методика «Чего не хватает?» В.Р. Немова.

I. Отсутствие восприятия. Агнозия (неузнавание) — нарушение узнавания предметов и явлений в состоянии ясного сознания и при сохранности рецепторов и анализаторов. Различают разные виды агнозии:

1. Зрительная агнозия характеризуется неспособностью опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зрительно при отсутствии элементарных расстройств зрения. Бывает нескольких видов:

а) Предметная агнозия и ее нарушения характеризуются нарушением узнавания предметов или их изображений. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета. Особенности проявления: фрагментарность восприятия образа, тенденция к дополнению образа до целого по догадке, неспособность выделить индивидуальные характеристики, присущие непосредственно данному, конкретному предмету.

б) Симультанная агнозия (синдром Балинта) — невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе.

в) Агнозия на лица (прозопагнозия) — избирательное гностическое расстройство, проявляющееся в трудностях опознания знакомых лиц.

г) Агнозия на цвета или цветовая агнозия — невозможность подбирать оттенки цвета в единую цветовую гамму.

д) Зрительная буквенная агнозия — нарушение обобщенного восприятия и называния букв. Для данного вида агнозии характерно смешение букв по оптической близости, расположению эелементов букв, зеркальное восприятие букв и так далее.

2. Тактильная агнозия.

а) Нарушение узнавания материала объекта и его текстуры (качества поверхности). Например, человек карандаш принимает за нож или расческу, ключ за монету, не может сказать, из чего они сделаны (из дерева, металла, пластмассы и другого).

б) Астереогноз проявляется в трудностях опознания предметов, при восприятии которых необходимо учитывать параметры, от которых зависит их объем.

3. Оптико-пространственная агнозия. Отмечаются нарушения схемы тела, называния и понимания слов, обозначающих пространственные взаимоотношения, идентификация и называние пальцев рук, письма и чтения.

4. Слуховая агнозия проявляется в трудностях понимания и различения речи и неречевых шумов. Например, дети не различают такие звуки, как скрипы, стуки, хлопки, шорохи, шум ветра и дождя, взрослые не способны запоминать или узнавать мелодию (амузия).

II. Нарушение интенсивности восприятия. Выделяют сенсорную гиперпатию, то есть повышение интенсивности восприятия, при которой усиливается яркость зрительных и слуховых раздражителей и сенсорную гипопатию — снижение интенсивности восприятия.

III. Ошибки восприятия.

а) Иллюзия восприятия — это искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. У детей, обладающих яркостью, образностью восприятий и неразвитостью ассоциативных процессов, при их ограниченном жизненном опыте иллюзии встречаются и в норме. У них нередко достоверное отражение реального смешивается с искаженным его восприятием.

б) Галлюцинации — образы восприятия, возникающие без наличия реального объекта (видения, звуки, голоса, запахи и тому прочее) Различают, например, зрительные, тактильные, слуховые и другие виды галлюцинаций.

Осязательная, проприоцептивная и вкусовая чувствительность развиты к моменту рождения.

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух.

К 1 месяцу жизни ребенок способен двигать глазами по горизонтали и вертикали.

Ко 2 месяцу жизни ребенок сосредоточивает взгляд на лице взрослого или игрушке, следит за их движением, в том числе по кругу, прислушивается к голосу или звучащему предмету.

Между вторым и третьим месяцем появляется комплекс оживления. Ребенок выделяет и отличает людей от окружающих предметов. На улыбку матери реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Определяет направление звука.

После 4,5 — 5 месяцев ребенок способен различать основные цвета и формы. Он эмоционально отзывчив на интонацию и музыку разного характера.

В 1 год у ребенка появляется такое свойство восприятия как предметность, то есть отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности. Предмет не вычленен из ситуации, слит вместе с ней и с самим ребенком. Например, малыш в 1,5 года легко узнает вазу с цветами на столе, на котором он только что играл с мамой. Ваза, перенесенная в другое место, им может быть не узнана, и он не знает, зачем нужен этот предмет. Эта же ваза, поставленная на стол без цветов, вызывает ориентировочную реакцию как новый предмет, с которым ребенок начинает знакомиться заново.

К 1 году 2 месяцам — 1 году 8 месяцам ребенок находит предмет по его названию.

В 2 года ребенок способен к предвидению динамических взаимоотношений между предметами, телом и предметной ситуацией, а также взаимодействий между предметами.

С конца 2 года ребенок называет воспринимаемый знакомый предмет.

К 3 годам ребенок различает геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), а также основные и дополнительные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Ребенок способен вычленять в каждом конкретном предмете ведущие и инвариантные признаки, что позволяет абстрагировать процесс восприятия предмета от ситуации, в которой он находится. Формируется такое качество зрительной перцепции как выделение фигуры из фона, где фоновыми являются все ситуативные и переменные (случайные) признаки.

От 3 до 7 лет формируются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности. Например, способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое; выделяются контур и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.

Слух дошкольника становится речевым, настроенным на восприятие и анализ фонемных, слоговых и лексемных единиц одного конкретного языка.

В целом, детские восприятия отличаются малой детализированностью, неточностью ориентирования в пространстве, во времени, трудностью установления последовательности между ними. Неправильно воспринимаются изображения предметов, а также и перспектива, в которой они находятся. Нет умения выделить основное, подойди к предмету с разных сторон. Для правильного восприятия детям требуется больше времени, чем взрослым. Наблюдения (преднамеренные восприятия) не планомерны, не систематичны. Дети испытывают затруднения в освоении структуры восприятия и его целостности. Дошкольники с большим трудом осваивают временные представления, не видят логики временных отношений, последовательности событий. Развитие восприятия — это переход от слитного, синкретического, фрагментарного восприятия к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий и явлений в их пространственных, временных и причинных связях.

Особенности ощущений и восприятия при речевых нарушениях . Изучением восприятия у детей с нарушениями речи такие ученые, как Анна Ивановна Ахметзянова, Лидия Ивановна Белякова, Галина Анатольевна Волкова, Алла Петровна Воронова, Жанна Марковна Глозман, Юлия Федоровна Гаркуша, Елена Михайловна Мастюкова, Ольга Николаевна Усанова, Любовь Семеновна Цветкова, Эскобар Фигередо и другие.

Для детей с речевыми нарушениями характерно искажение фонематического восприятия. Согласно исследованиям Г.Ф. Сергеевой (1973), нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии влияет на слуховое восприятие фонем. Однако не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, например, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении.

Зрительное восприятие у дошкольников, имеющих нарушения речи, отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений развито в пределах возрастной нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий. Например, в процессе узнавания зашумленных предметов у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Важно отметить, что число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

В заданиях, направленных на осуществление перцептивного действия (приравнивание к эталону) дети с речевыми нарушениями чаще пользуются элементарными формами ориентировки, то есть примериванием к эталону, причем нередко они ориентировались не на форму фигуры, а на ее цвет (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, 1991).

А.П.Воронова (1993) при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса. Они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий (А. П. Воронова, 1993).

По данным Е. М. Мастюковой, наиболее отчетливые пространственные нарушения отмечаются у учащихся подготовительных и первых классов речевых школ.

Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека у детей с алалией: изображение отличается бедностью, примитивностью и малым количеством деталей, а также наличием специфических оптико-пространственных нарушений. Однако пространственные нарушения у детей с речевыми нарушениями характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.

Значительная роль пространственных нарушений усматривается в выраженности и стойкости расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушениях счета, которые могут наблюдаться при речевых расстройствах.

Исследования способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в предметно-практической деятельности и понимать их в импрессивной речи говорят о сохранности данных способностей, но в экспрессивной речи дети с тяжелой речевой патологией часто не находят языковых средств для выражения этих отношений или используют неверные языковые средства. Это связано с нарушением у них процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму.

Исследования лицевого гнозиса показывают зависимость между выраженностью нарушений лицевого гнозиса (особенно в области оральной мускулатуры) и тяжестью нарушений звукопроизношения. Так, наиболее выраженные нарушения орального стереогноза отмечаются у детей с алалией и дизартрией, при выраженности у них нарушений фонетической стороны речи. Кроме того, у детей с нарушениями речи отмечаются нарушения лицевого гнозиса. Нарушений же пальцевого стереогноза у детей с речевыми нарушениями по данным Е.М. Мастюковой (1991) не отмечается.

Т.М. Пирцхалайшвили и Л.С. Цветкова (1975) указывают на то, что у детей с различными формами дизартрий, с задержками речевого развития при отсутствии первичных интеллектуальных нарушений наблюдается отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов.

В целом, нарушения зрительной сферы у детей с речевыми нарушениями проявляются в бедности и недифференцированности зрительных образов; инертности и непрочности зрительных следов; отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector