ПСИХОЛОГИЯ

Центральное новообразование в психологии это

Центральные новообразования возраста.

Как указывал Л. С. Выготский, на каждой данной возрастной ступе­ни имеется центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее пере­стройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные ча­стные новообразования, относящиеся к отдельным сторо­нам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Те про­цессы развития, которые более или менее непосредствен­но связаны с основным новообразованием, Л. С. Выгот­ский назвал центральными линиями развития в данном воз­расте, все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, — побочными линия­ми развития.

При переходе от одной ступени развития к другой пере­страивается, по мнению Л. С. Выготского, вся структура возраста, а следовательно, перестраиваются центральные линии развития: меняется значение и удельный вес отдель­ных линий развития в общей структуре развития, меняется их отношение к центральному новообразованию. Л. С. Выготский привел пример смены центральных и по­бочных линий развития на примере развития речи. Так, развитие речи в раннем детстве, в период ее возникнове­ния, настолько тесно и непосредственно связано с централь­ными новообразованиями возраста, когда только возникает в самых первоначальных очертаниях социальное и пред­метное сознание ребенка, что речевое развитие невозмож­но не отнести к центральным линиям развития рассматри­ваемого периода. Но в школьном возрасте, продолжающееся речевое развитие ребенка состоит уже в совершенно другом отношении к центральному новообразованию дан­ного возраста и, следовательно, должно рассматриваться в качестве одной из побочных линий развития.

В трудах Л. С. Выготского убедительно показано, как из жизни в социальной ситуации, характерной для каждого данного возраста, необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь пе­рестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастно­го развития. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту формы его социального бытия. Вот почему созревание но­вообразований относится не к началу, но к концу данного возраста.

Раз возникшие новообразования в сознательной лич­ности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных по­следствий для дальнейшего развития. Эти последствия на­столько разносторонни и велики, что охватывают всю жизнь ребенка. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни са­мого ребенка и внутренней активности его психических функций. Л. С. Выготский показал, как новые достижения в развитии, накапливаясь к концу возраста, перерастают социальную ситуацию и ведут к ее взрыву- кризису.

Проблема формирования основных новообразований возраста является одной из центральных для психологии развития на сегодняшний день. В многочисленных иссле­дованиях современных отечественных психологов показа­но, что в результате развития определенной стороны дея­тельности, ее насыщения, увеличения объема и формиро­вания соответствующей системы отношений внутри ее формируются компоненты, которые все больше и больше с ней не согласуются, порождая новую ситуацию, новую позицию ребенка, объективно создавая условия для появ­ления в итоге другой стороны деятельности. Д. И. Фельштейном показано, как характер ведущей деятельности определяет содержание основных новообразований воз­раста. Так, в предметно-практической деятельности развивается преимущественно интеллектуальная сфера, но насыщение ее, усвоение накопленного опыта обуслов­ливают динамику мотивационно-потребностной, аффек­тивной сферы личности, что приводит к возникновению новообразований, которые находятся в противоречии с по­родившей их стороной деятельности. В игровой деятель­ности дошкольника, представляющей одну из форм дея­тельности по усвоению норм взаимоотношений, возникают такие новообразования, как воображение и символиче­ская функция, относящиеся к другой стороне деятельно­сти — познавательной.

У младшего школьника актуализируется предметно-практическая, познавательная деятельность, выражающая­ся в конкретной форме ведущей в этом возрастном периоде учебной деятельности. На ее основе формируется позна­вательная активность ребенка, а возникающие в результа­те ее развития новообразования — произвольность психи­ческих процессов, рефлексия на собственные действия, собственное поведение — лежат в другой плоскости, в дея­тельности по усвоению норм взаимоотношений, т. к. реф­лексия, «поворот» учебной деятельности на себя вызывает потребность в развертывании отношений. В подрост­ковом возрасте центральным новообразованием является развитие самосознания, поскольку ведущей в этом возрасте становится социально-признаваемая и социально-одоб­ряемая деятельность.

Возрастные кризисы.

Это переломные точки на кри­вой развития, отделяющие один возраст от другого. В ис­тории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, нали­чие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как и болезни развития, и негативный результат столкновения развива­ющейся личности с социальной действительностью, а так­же как результат нарушения детско-родительских отноше­ний. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть. Л. С. Выготский разработал концепцию, в которой рас­сматривал возрастное развитие как диалектический про­цесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного разви­тия — возрастными кризисами. Психическое развитие осу­ществляется посредством смены стабильных и критиче­ских периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Л. С. Выготский описал следую­щие возрастные кризисы:

— кризис новорожденности -отделяет эмбриональ­ный период развития от младенческого возраста;

— кризис одного года — отделяет младенчество от ран­него детства;

— кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту;

— кризис семи лет — соединительное звено между до­школьным и школьным возрастом;

-кризис тринадцати лет — совпадает с переходом к по­дростковому возрасту.

На этих этапах развития происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка (возникно­вение нового типа отношений со взрослым), смена одного вида деятельности другим. Л. С. Выготский показал, что в период кризиса развитие ребенка принимает бур­ный, стремительный, иногда катастрофический характер, но негативное содержание развития не должно заслонять тех позитивных изменений личности, которые являются главными и составляют основной смысл всякого кризиса. Так, позитивное значение кризиса одного года связано с теми положительными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью. Важное до­стижение кризиса трех лет проявляется в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубо­кой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте.

В отношении семилетнего кризиса всеми исследовате­лями отмечалось, что, наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрас­тает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям. При кризисе в 13 лет снижение про­дуктивности умственной способности учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от нагляд­ности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается времен­ным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержа­ние, состоящее обычно в переходе к новой и высшей фор­ме.

Хронологические границы возрастных кризисов доста­точно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных и других параметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов мо­жет заметно различаться в зависимости от индивидуаль­но-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Л. С. Выготский особо подчеркивал, что возрастные кризисы — нормативные, закономерные явления, необходимые для поступательного развития личности. Заслугой Л. С. Выготского является характеристика возрастного кризиса как центрального механизма дина­мики возрастов. Он вывел закон динамики возрастов, со­гласно которому силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрица­нию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей возрастной ступени.

Л. С. Выготский подчеркивал, что в результате возраст­ного развития возникающие к концу данного возраста но­вообразования приводят к перестройке всей структуры со­знания ребенка и тем самым изменяют всю систему его от­ношений к внешней действительности и к самому себе. Ребенок к концу данного возраста становится совершенно иным существом, чем тот, которым он был в начале возра­ста. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и социальная ситуация развития, сло­жившаяся в основных чертах к началу какого-то возраста. Ибо социальная ситуация развития не является ничем дру­гим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребе­нок изменился коренным образом, неизбежно должны пе­рестроиться и эти отношения. Прежняя ситуация разви­тия распадается по мере развития ребенка, и столь же со­размерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Такая перестройка социальной ситуации развития и составляет, по мнению Л. С. Выготского, главное содержание возрастных кри­зисов.

Возрастные кризисы не ограничиваются периодами развития личности ребенка, однако кризисные периоды в зрелых возрастах и старости изучены сравнительно мало. Известные исследования зарубежных психологов (и преж­де всего Э. Эриксона) убедительно показывают, что про­исходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимо­отношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.

Источник

Центральные новообразования

На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л.И. Божович). Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:

подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);

ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков — «настоящего мужчины» — силу, смелость, волю и т.д.);

взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);

интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков) [19, С. 302].

Ведущая деятельность

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фельдштейн).

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению .

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Мышление

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

Речь

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой — за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (B.C. Мухина).

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях — языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Самосознание

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со становлением «Я»-идентичности. В этот период «. как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я»-идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями» [19.С. 345].

В.И.Слободчиков замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее

психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения—наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества [20.С. 303].

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития детей в подростковом возрасте.

2. Характеристика новообразований в подростковом возрасте.

3. Развитие психических процессов.

4. Развитие личности подростка.

5. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст — ранняя юность (16—17 лет), юность — от 17 до 20—23 лет. B.C. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет)

Юность — это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей — служба в армии.

Социальная ситуация развитияхарактеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны). В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей (И.С. Кон).

Юность, по мнению В.И. Слободчикова, — завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразованияюношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [9.С. 311].

Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, — характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора (Л.И. Божович).

Ведущая деятельность— учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность |к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности — стремление приобрести профессию.

Мышлениев юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно-логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости.

Юность — решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, как отмечает Е.Е. Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Как жить? »). Юноша ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу». Его интересует не столько вопрос «Кем быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией и т.п.), широкая социальная благотворительность, идеал служения [8. С. 357-358].

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Как жить?»). Юноша ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу». Его интересует не столько вопрос «Кем быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией и т.п.), широкая социальная благотворительность, идеал служения [8. С. 357-358].

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.

Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» — центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира [8. С. 360].

Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых — главное приобретение юности. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе (разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках). Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

Происходит самооценка своей внешности (особенно у девушек). Юноши остро переживают замечаемые у себя признаки реального или мнимого избыточного веса, слишком большого или слишком маленького, как им кажется, роста, другие элементы внешности.

Одна из важных психологических характеристик юности — самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Большую роль в восприятии мира юношей и девушек начинает играть то социальное пространство, в котором они живут. Здесь, в живом общении, познается жизнь и деятельность взрослых. Семья остается тем местом, где они себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками — это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой (И.Ю. Кулагина).

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.

В юности происходит гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам. Большое значение придается выраженности принадлежности к определенному полу. Развитие половой идентификации представляет психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом.

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни (17-21 год), со вступлением в самостоятельную жизнь.

Социально-психологические свойства этой возрастной группы зависят от социально-профессионального положения.

Кризис проявляется в крушении жизненных планов (не поступил в вуз), в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму.

Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального (отношение к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени), авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь. «Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «Я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование и позволяет квалифицировать этот период как критический — кризис юности [9. С. 324].

Кризису юности присущи как негативные, так и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни — взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. и вступлением в новый период жизни; позитивные — с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.

В юности происходит овладение профессией, создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития (выбор жизненного пути) в юношеском возрасте.

2. Основные новообразования и ведущий вид деятельности.

3. Общение и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть