ПСИХОЛОГИЯ

Центрирование это в психологии

Центрированность

Развивая свой тонкий план, свои тонкие вибрации, ты развиваешь качество наблюдателя. Наблюдаешь за своими мыслями, эмоциями, действиями, привычками. При этом не должно возникать никакого чувства вины. Ты — такой как есть и такого как ты никогда не было и не будет во всей Вселенной. Если ты читаешь эти строки, значит, ты в поиске себя, значит ты уже начал расти, значит ты начинаешь прозревать. Делай это с радостью!

Твоя неудовлетворенность собой и, как следствие, всем, что тебя окружает, наконец начала находить выход. Неудовлетворенность — это тот детонатор, который постоянно заставляет тебя искать, искать себя в двух мирах, которые, на самом деле, являются одним миром, имеющим много планов.

Работая с энергиями тонкого плана и с со своим материальным телом, ты понимаешь, что живешь не только в этих двух мирах, а еще между ними — в Бардо. Одно из Бардо — это момент здесь и сейчас — в это моменте мы и живем. все остальное — прошлое и будущее.

Развивая себя как наблюдателя, можно наблюдать свои мысли, как они возникают и уходят, наблюдать эмоции, как они зарождаются, проявляются и исчезают, наблюдать свое дыхание: вдох и выдох. По мере развития ты начинаешь замечать промежутки между мыслями, эмоциями, вдохом и выдохом.

Эти промежутки и есть Бардо — «миг между прошлым и будущим. Именно он называется «жизнь», как поется в известной песне. Все остальное уже произошло или еще не наступило. Эти промежутки со временем начинают увеличиваться, и ты начинаешь слышать тишину, воспринимать ее везде — даже у цветка, который стоит на окне.

Все живое растет в тишине и покое, в том числе и человек, поэтому так важно входить в эти состояния, где ты становишься дверью для входа во Вселенную. тогда вселенная входит в тебя, и ты можешь получить ответы на все твои вопросы. Ты должен раствориться в ней, стать ею в безграничном доверии и благодарности.

Ты центрирован, находишься в равновесии — два мира доступны тебе: тонкий, где все зарождается и материальный -проявленный.

Развивая себя наблюдателем в двух мирах, ты можешь осознавать не только свои мысли, эмоции, каждую клеточку своего тела, но также можешь выйти за пределы своей формы. Ты можешь стать деревом, например. Почувствовать, как качаются твои ветки, как сок течет по стволу, как ветер шумит твоей кроной. Твое сознание в этот момент может принимать любую форму: птицы, звезды, облака и т.д. Причем включаются все пять органов чувств: ты видишь, слышишь, чувствуешь запахи, ощущаешь. Твое сознание становится сознанием Вселенной, и у него нет границ.

Нарабатывая эти качества, ты развиваешь центрированность —ты можешь полностью присутствовать где-то в определенном месте. Кроме того, ты начинаешь управлять своими мыслями, эмоциями и своим телом. Они подчиняются тебе, и ты в любой момент можешь дать команду и вернуться в свою человеческую форму, остановить течение своих мыслей, вызвать по желанию или прекратить действие любой эмоции. Ты начинаешь быть хозяином себе самому.

Источник

Почему так важно опираться на себя и как в этом поможет центрирование?

В телесно-ориентированной психотерапии важный термин – «центрирование». Также можно услышать заимствование из английского языка – «центеринг», от centering. Центрирование означает глубокий контакт с собой, ощущение своей целостности.

Процесс центрирования помогает настроиться на себя, снизить тревогу, обрести устойчивость, контакт с внутренними ресурсами. Дает направленность вовнутрь, помогает не отвлекаться на внешние раздражители, тем самым снижая сопротивление, и не требует глубокого доверительного контакта с психотерапевтом.

Поэтому упражнения на центрирование, как и на заземление, можно использовать на первых этапах психотерапевтической работы. И для работы с собой, для личностного роста и развития.

Опора – то, что дает ощущение устойчивости, надежности, а значит – безопасности. Это основа, символическая «земная твердь».

Наша внешняя система опорности – это в первую очередь близкие люди, на которых мы «опираемся», то есть чувствуем их поддержку. Даже когда их нет рядом, мы знаем, что они есть в нашей жизни, и от этого становится легче.

Но близкий человек может вольно или невольно подвести: в трудную минуту предать или просто не суметь подоспеть на помощь. Это может стать настоящей трагедией, если внутренняя система опорности недостаточна.

Поэтому важнее всего внутренняя система опорности – как человек сам стоит на своих ногах и справляется со стрессами.

Наша внутренняя опорность – умение найти опору в себе. Рассчитывать на себя и собственные ресурсы. Именно она позволяет не теряться в самых сложных ситуациях, во время этапов перемен.

Помните игрушку «ванька-встанька»? Правильно расположенный центр тяжести помогает игрушке выровняться, что бы ни случилось. Это хорошая метафора нашей внутренней устойчивости: если внешний стресс чрезмерен, он может нас опрокинуть. Самое главное – потом выровняться, и сделать это можно за счет внутреннего баланса.

Есть люди, которые прежде всего рассчитывают на внешнюю опору, то есть на кого-то еще. Другие надеются в первую очередь на себя.

Конечно, для взрослого человека правильнее рассчитывать именно на себя. Но если полагаться только на себя, то это тоже может стать проблемой. Нам нужен баланс: стоять на собственных ногах, но и уметь, в случае необходимости, обратиться за помощью.

Мы предлагаем упражнения на развитие центрирования, внутренней опорности.

Упражнение «напитывание»

Инструкция: это упражнение можно делать как сидя (ноги при этом устойчиво стоят примерно на ширине плеч), так и лежа на спине.

Положите руки на низ живота. Представьте там центр тяжести, центр равновесия как некий шар. Исследуйте образ. Какого он цвета? С каким цветом у вас ассоциируется опора и равновесие?

Если цвет не нравится, вы можете его поменять.

И теперь представьте, как этот цвет разливается из шара по всему телу. Напитывает его, наполняет опорностью и устойчивостью. Почувствуйте, как тело расслабляется.

Упражнение выполняется около 15 минут.

Упражнение «ось»

Инструкция: устойчиво встаньте. Представьте, что через позвоночник проходит ось, прямо через центр вашего тела. Она начинается наверху, над головой, а потом уходит в землю. Это ваш символический внутренний стержень. Опора, которая всегда с вами. Хорошо ощутите эту внутреннюю опору, напитайтесь этим ощущением.

Затем начните вращаться вокруг этой оси, сначала медленно, потом можно ускориться. Вращайтесь и по часовой стрелке, и против нее, в разных направлениях.

Сохраняйте образ стержня, на который вы опираетесь, вокруг которого вращаетесь. Почувствуйте, что меняется в теле и психологическом состоянии.

Делайте упражнение около 10–15 минут.

  • Некоторые представляют ось внутри позвоночника, другие – внешнюю ось, на которую они опираются спиной. Оба варианта имеют право быть, важно понять психологический смысл образов. Если кто-то представляет внешнюю опору, это говорит о потребности в поддерживающем окружении и неготовности рассчитывать на себя самого. Если ось представляется внутри позвоночника, клиент уже готов опираться на самого себя.
  • Важно, чтобы в начале упражнения вращение было медленным и осознанным, тогда происходит психологическая подпитка и осознание своего состояния. Если движение сразу будет быстрым, то психологический эффект снизится.

Автор: Ирина Соловьева , психолог, специалист по арт-терапии, телесно ориентированной психотерапии, психосинтезу, работе с зависимым поведением

Источник

Центрироваться, быть в своём центре. Что это значит?

Как в психологии, так и в различных духовных и телесных практиках, часто можно услышать — «будь в своём центре, центрируйся«. Когда-то мне, новичку, было совершенно непонятно, что это значит. Прошло время. Недавно, после тяжёлых событий, я «рассыпалась», а потом снова «собралась» в свой центр. Почувствовала разницу и теперь могу из себя описать, что значит быть или не быть в своём центре.

Мой центр — это то, через что я живу: через что я совершаю выбор, совершаю действия, через что я создаю свою жизнь. В центр сходятся все мои мысли, чувства, телесные импульсы, информация о социальных ролях, поведении и т.д. В центре всё это «обрабатывается» и принимается согласованное решение, что выбрать, что предпринять, чтобы удовлетворить запросы мыслей, чувств, телесных импульсов, ядерной/сутевой части меня и при этом адекватно обойтись с социальной ситуацией. Центр — это что-то вроде пункта координации и согласованного сознательного управления собой и своей жизнью. В центре рождаются ощущения «я есть» и «я здесь». В центре источник спокойствия, равновесия, опоры, расслабленности и собранности. В центре источник энергии.

Что значит «не быть в своём центре»?

Это значит, что ощущение центра может быть раздробленным, разбалансированным, смещённым, вынесенным за пределы себя во внешние объекты. Как это проявляется в жизни.

Ощущение центра смещено.

Я живу из какого-то одного «подцентра», игнорируя часть информации о себе. Например, живу только из головы, игнорируя чувства и тело. «Я думаю, что я его люблю» вместо «Я его люблю». «Я думаю, что я хочу есть» вместо «Я хочу есть». «Я думаю, что я ещё не устала» вместо «Я ещё не устала» или «Я уже устала«. Как будто бы голова принимает решения о чувствах, желаниях, телесных ощущениях, даже не соотнося это с реальным положением дел в теле и чувствах.

Также можно жить из эмоций и импульсов. Захотела сумочку — купила, захотела ещё одну — снова купила, пришла домой — выяснилось, что потратила всю зарплату, и жить до конца месяца больше не на что. Разозлилась на начальника, послала его громко матом — утром следующего дня оказалась в списках на увольнение, хотя мечтала работать здесь ещё 5 лет и выплачивать ипотеку.

Если я в центре, то я осознаю и учитываю своё желание купить сумочку, осознаю и учитываю своё финансовое положение. Сознательно делаю выбор, рассматривая разные решения — занять денег, накопить и купить сумочку через пару месяцев, найти подработку, попросить подругу-швею сшить мне похожую сумку и т.д. Я осознаю свою злость на начальника, но я не выливаю её на него в неконструктивной форме, но я и не прогибаюсь под него. А спокойно нахожу конструктивную форму выражения чувств, разговариваю с начальником на уровне «взрослый-взрослый», чтобы прийти к обоюдному решению вопроса.

Ощущение центра раздроблено, разбалансировано.

Нет единого центра управления, а действуют несколько «подцентров». Действуют в разном соотношении, не все и не согласованно. «Думаю одно, чувствую другое, делаю третье». Одного мужчину люблю, другого хочу, а с третьим интересно и душевно беседую каждый день. Люблю рисовать, хочу быть дизайнером, но убеждена, что прирождённый юрист, при этом продолжаю работать бухгалтером. Сегодня испытала ненависть к мужу и ушла от него, завтра поняла, что хочется кушать и новую сумочку — вернулась к мужу.

Но если я в центре, то я могу выбрать одного мужчину, которого буду и любить, и хотеть, и интересно-душевно беседовать с ним. Могу выбрать одну профессию, в которой буду чувствовать себя реализованной или сознательно сочетать несколько сфер деятельности. Могу сознательно решить «пожить ещё с ненавистным мужем за сумочку и еду, пока занимаюсь поиском работы», или «окончательно уйти от мужа, пожить без сумочки и еды, пока занимаюсь поиском работы», или «продолжать жить с ненавистным мужем, ничего не менять, осознавать свою зависимость».

Ощущение центра вынесено во внешние объекты.

Я живу свою жизнь не через себя, не через свои мысли, чувства, желания, состояния, а через другого человека и его мысли-чувства-желания-состояния. Например, через мужчину. Или через маму, через ребёнка, через начальника. В центре моей вселенной находится кто-то другой. И я поступаю, чувствую и думаю так, как «хочет» этот другой, или так, как я думаю, что он «хочет». Тогда я и жить не могу без этого другого.

Например. Я заинтересовалась мужчиной и хочу продолжить с ним общение. Собираюсь написать ему — «Привет. Как дела?». Если я в своём центре, я это пишу из совершенно спокойного и уверенного состояния, пишу это потому, что мне правда интересно, как он поживает, я хочу услышать его ответ на этот вопрос. Если он не ответит или не захочет продолжать общение, я немного огорчусь и пойду дальше жить свою жизнь. Если я не в своём центре, и мой центр вынесен во внешний объект (теперь уже в этого мужчину), то я начинаю колбаситься и морозиться: «А могу ли я написать ему? Что он подумает? А как бы так написать, чтобы он понял, что я заинтересована в нём, но чтобы и не подумал ничего плохого? А как бы так сформулировать, чтобы… А может вообще не писать… А вдруг он подумает…». Т.е. я действую не из того, чего я хочу и чего мне интересно, а из того, чтобы получить какую-то реакцию от другого человека. И я уже не слышу ответ на свой вопрос «Как дела?«. Я внимательно слушаю, удалось ли мне добиться желаемой реакции от него. А если он не ответит или не захочет продолжать общение, то совсем катастрофа — непонятно, как жить дальше.

Можно жить ребёнком — его здоровьем и болезнями (скорее, болезнями — чтоб было чем себя занять), его успехами и неуспехами в школе, его любовными делами. «Отдавать свою жизнь на благо ребёнка», «отказывать себе во всем ради ребёнка». Хотя, по сути, — назначить ребёнка центром, вокруг которого крутится моя жизнь. Можно жить мужем — выглядеть, как он хочет, заниматься тем, чем он хочет. Можно жить сериалами или звёздными личностями — подражать им, думать о них, пытаться чувствовать их чувства.

Можно вынести свой центр в работу, деньги, неосуществимую мечту. Если есть такое чувство, что вот чего-то «так хочу, что аж не могу», то, скорее всего, туда вынесен мой центр.

Но если я в центре, я живу свою жизнь через себя. А ребёнком по-здоровому интересуюсь и забочусь о нём, согласно его возрастным потребностям. А с мужем я договариваюсь, как каждому из нас жить свою жизнь, но иметь при этом наше совместное пространство, наше «Мы». Мечту я просто реализую — из состояния спокойствия, уверенности, заинтересованности, влечения. Но влечения, которое не сшибает меня с ног, не отнимает силы, а придаёт их.

Одним из критериев «В центре я или где» можно считать ответ на вопрос «Чего я хочу?».

Если ответ звучит как «Я хочу, чтобы он/она/они…«, то я не в центре. «Я хочу, чтобы он дарил мне цветы», «Я хочу, чтобы мама перестала со мной ругаться», «Я хочу, чтобы мне подняли зарплату». Мой центра вынесен в этих самых он-она-они.

Если я в центре, то ответ звучит «Я хочу, чтобы я…». Я хочу чувствовать…, я хочу действовать…, я хочу быть… При этом где-то рядом есть и ответ на вопрос «Что я могу сделать, чтобы я…». И эти «хочу» и «могу» соотносятся с реальностью. И моё состояние при этом согласовано — и тело, и чувства, и мысли наполняются энергией, когда я говорю о том, чего я хочу.

Например, я живу с мужчиной, который меня бьет. «Я хочу, чтобы он меня не бил» — не прокатит. «Я хочу чувствовать себя в безопасности с ним/я хочу быть в безопасности с ним» — тоже не прокатит: вроде про себя, но не соотносится с реальностью, невозможно ни быть, ни чувствовать себя в безопасности рядом с близким человеком, если этот близкий человек на меня нападает. «Я хочу быть в безопасности. Что я могу для этого сделать?».

Ещё один критерий, вопрос — «Почему и для чего я это делаю? Какова моя ответственность в этом?».

Если для того, чтобы он-она-они, то это снова не про центр. «Для того, чтобы мой ребёнок был счастлив», «Для того, чтобы мой муж меня одобрил», «Для того, чтобы моя мама была здорова», «Потому что меня начальник попросил».

Мужчин предлагает заняться с ним сексом. Я соглашаюсь. «Почему и для чего?». «Потому, что я этого хочу. Для того, чтобы получить удовольствие. И при этом я сознаю и принимаю свою сторону ответственности этого мероприятия«. Если я не в центре, то будет что-то вроде: «Мне неловко отказать, я ведь с ним флиртовала, он расстроится», «Чтобы отомстить мужу, который изменил», «Чтобы продлить наше знакомство, чтобы удержать его» и т.д.

Быть в центре — это движение к целостности. Но это и большое подспорье в том, чтобы жить своей жизнью ещё до достижения целостности. Разные части меня могут хотеть разного. Если я в своём центре, то я слышу эти желания. Я замедляюсь, я прислушиваюсь ещё тоньше и глубже, я нахожусь в спокойствии и уверенности. В этом спокойствии я вижу разные решения и выбираю оптимальное. Из центра. Если я не в центре, то эти разные части по очереди делают то одно, то другое, о чём я потом жалею. Либо одну часть я слышу и реализую, а другую не слышу, не реализую, а потом вылезает психосоматика.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть