ПСИХОЛОГИЯ

Цикличность в психологии это определение

Цикличность в психологии это определение

Цикличность присутствует во многих науках и других сферах жизнедеятельности человека. От циклов зависят многие факторы. Например: наше настроение, самочувствие. Часто от циклов зависит и принятие решений. Основные циклы: духовные, социальные и биологические. Есть и другие разновидности, но они менее популярны. В данной статье мы рассмотрим 3 основных цикла, которые руководят жизнью каждого человека.

Цикличность в психологии

Биологический цикл

Биологический цикл – это 7 лет. В этот период происходит активное обновление клеток организма. Когда ребенку исполняется 7 лет, в его мозге начинает активизироваться специальный отдел Дюрвиля, который помогает человеку развиваться в социуме. Именно в этом возрасте человек впервые идет в школу. В 8 лет цикл дает первый сбой. Уже в 14 лет человек становится полностью половозрелым, а в 21 год – совершеннолетним.

Семилетний цикл – это здоровье. Если возраста человека кратен семи, то он должен внимательно следить за своим здоровьем в этот период. В это время нужно как можно больше отдыхать, заниматься спортом и гулять на природе. От просмотра телевизора лучше отказаться. В такой период лучше побыть одному и не заводить семью и детей. Если человеку исполнилось 42 года, то нужно внимательно следить за здоровьем сердца. В 49 лет в жизни человека могут произойти большие перемены. Если все прошло хорошо, то на протяжении всей жизни человек поступал правильно. Дальше цикличность продолжается, но новые циклы будут на совершенно другом уровне.

Социальный цикл

Социальный период проявляется каждые 5 лет. Он наиболее активен в 30 лет. Деловые люди обязательно должны следить за этим. Если цикл кратен 5, то человек должен быть крайне осторожен в социуме. В этот период не стоит бросать работу или открывать новый бизнес. Стоит ограничить и новые знакомства с деловыми партнерами. В этот цикл происходит активный переход на новый социальный уровень, который принесет неплохие денежные потоки. Человек должен быть максимально ответственен и внимателен. Тогда он сможет удержать высокую планку в данный период. В это время человек может переосмыслить свои ценности, по-другому начать смотреть на привычные вещи. Разводиться тоже не рекомендуется. Лучше подождать, пока цикл закончится, а после этого принимать серьезные решения.

Духовный цикл

Духовный цикл – это 9 лет. Впервые он начинается в возрасте 3 лет. После данного периода цикличность приобретает стабильный характер. Ребенка начинает понимать, что он является духовной личностью. В этот период он может начать рисовать неизвестные миры, при этом объясняя их. Каждая последующая смена цикла переносится трудно, особенно в психологическом плане. У человека может наблюдаться эмоциональная нестабильность. Личность должна с достоинством пройти данные период, так как это проверка на прочность.

В 27 лет человек понимает, насколько он востребован и значим для других людей. После 36 лет человек может впасть в глубокую депрессию. Личность осознает, что молодость давно прошла, а дальше будут только однообразные будни и никаких значимых перемен не произойдет. На самом деле все совершенно не так. Именно в 36 лет человек должен выйти на совершенно новый уровень жизни. Депрессия – это своеобразный «пинок», который подталкивает человека для активных действий. Через это проходит каждый человек. Главное осознать и сделать все, чтобы сделать свою жизнь намного лучше, чем она есть сейчас.

Как только начинается или заканчивается новый цикл, человек начинает испытывать сильный стресс. Он начинает бояться будущих перемен. Человек может стать замкнутым, долгое время не выходить из дома. У каждой личности такой период происходит по-разному. Кто-то впадает в депрессию, кто-то, наоборот, не может усидеть на месте и сильно тревожится. Если возраст кратен 9, то человек переходит на новый уровень.

Прочие циклы

Внутри каждого цикла есть другие, которые также важны для жизни человека. Множество разных циклов формируют общую цикличность.

Годовой цикл имеет большое значение для каждой личности. Он сильно воздействует на всех людей. В День Рождения организм начинается перестраиваться под новые ритмы жизни. В это время человек чувствует себя наиболее уязвимым. Не стоит устраивать в праздник большие вечеринки, где будет присутствовать много людей. У человека и так мало сил. Большая компания «опустошит» их окончательно. А личности нужны силы, чтобы с достоинством перейти на новый виток жизни. А через неделю после Дня Рождения можно и отпраздновать, если есть желание.

Цикличность: выводы

Пора подсчитать полученные результаты. У нас имеется 3 цикла:

Дополнительным является годовой цикл. Также есть солнечный и лунный цикл. Человек будет испытывать стрессы каждый раз, когда начнет переходить на новые циклы. Но как же жить в таком темпе?

Самое главное правило – быть готовым к переменам. Обновление циклов не происходит неожиданно, оно всегда плавное. Время обновления может длиться по-разному. Все зависит от конкретного человека, а именно от его территории проживания и мозговой активности. Каждый человек должен знать о своих циклах и 100% быть готовым к ним. Это поможет пройти трудные период с достоинством. Главное знать, что трудные дни не будут вечными. Все меняется и проходит, а значит пропадут и они. Ни в коем случае нельзя сдаваться. Если вы боретесь, то ваша личность становится сильнее, а вы быстрее переходите на новый цикл своей жизни.

Источник

Закономерности психического развития. Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие

Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности развития:

1. Цикличность –психическое развитие представляет собой чередование периодов подъема, интенсивных изменений в психике и периодов замедления, затухания.Примером цикличности развития выступает чередование возрастных кризисов (1 года, 3 лет, 7 лет и т.д.) со стабильными периодами развития.

2. Неравномерность развития.Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Есть периоды, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями.

Первоначально, в младенческом возрасте (до года), со­знание ребенка недифференцированно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприя­тие, затем более сложные, так что в самой последователь­ности становления функций есть свои закономерности. Вос­приятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим про­цессом.

Остальные функции оказываются на периферии созна­ния, они зависят от доминирующей. Например, память вплетена в процесс восприятия — ребенок до 3 лет не пы­тается вспомнить что-нибудь само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. Другие функции как бы обслуживают вос­приятие, и оно развивается в максимально благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, — это пе­риод ее наиболее интенсивного, оптимального развития. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошколь­ном — память, в младшем школьном — мышление.

Ранний возраст — период появления первоначальной струк­туры сознания. Каждый новый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей — сменой домини­рующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установлением новых отношений между ними. В этой пере­стройке функции дифференцируются, не проходя через до­минирующее положение. По мере продвижения от одного воз­раста к другому возрастает сложность межфункциональных связей. Переход от одной системы к другой совершается иначе и сложнее, чем переход от недифференцированного, лишен­ного всякой системы сознания к первичной системе. Пере­стройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций.

3. «Метаморфозы» в детском развитии.Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.

Выделяют также такую закономерность развития, как комулятивность– это результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь.

2. Неравномерность психического развития.

Можно выделить 2 проявления неравномерности психического развития:

Акселерация– это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.

Биологи связывают акселерацию с физическим созреванием организма, психологи – с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности.

Причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов.

Другие причины– радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х г. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали. Различают два вида акселерации – эпохальную (присуще всему нынешнему поколению) и внутригрупповую, или индивидуальную – это ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития. У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем. Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.Внутригрупповые акселератыхарактеризуются более высоким ростом, большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, и раньше заканчиваются процессы роста. Таким образом, внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма. Однако индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление. После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность. Биологические механизмы акселерации пока не выяснены.

Ретардация– задержка физического развития и формирования функциональных систем организма. В группе и тех, и других детей бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо учитывать при определении школьной готовности. Психофизиологическое созревание обеспечивает условия для возникновения и реализации психических функций. По морфологическим и функциональным показателям можно судить о процессах созревания и степени зрелости структур и функций организма на отдельных этапах развития каждого ребенка. При этом нельзя забывать, что каждому присущ индивидуальный темп развития.

На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая – различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая – различные факторы социального характера. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок. Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников. Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.

Инфантилизм– это нарушение психического развития; форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут быть обусловлены наследственными и внутриутробными факторами, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве, авитаминозом.

1. Физиологический инфантилизм– это отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.

2. Психологический инфантилизм– это детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что это не соответствует возрастным требованиям к ребенку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку). Психический и психологический инфантилизм отличаются не внешними проявлениями, а причинами возникновения. Внешне они похожи. В отличие от психического инфантилизма, где эти черты следствие отставания, задержки в развитии психики ребенка, при психологическом инфантилизме ребенок имеет вполне здоровую и без отставаний психику. Такой ребенок может быть для своего возраста достаточно взрослым – может теоретически, а практически этого нет. Психологически инфантильные дети несамостоятельны и привыкли к тому, что другие всё решают за них. Взрослый человек с психологическим инфантилизмом – человек-ребенок.

3. Социальный инфантилизм– это состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления. Социальные причины инфантилизма.Дети растут правильно, когда их поддерживают и материнское-женское, и отцовское-мужское начало в воспитании. Сегодня в обществе явный перекос в женское начало и, как следствие, инфантилизм.

Инфантилизмкак личностная незрелость (инфантильность) проявляется в несформированности на достаточном для данного конкретного возраста уровне эмоционально-волевой сферы личности. Как правило, инфантильность в качестве устойчивой личностной характеристики высоко коррелирует с такими личностными особенностями, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах атрибутировать ответственность за неудачу другим, обостренное, порой болезненное чувство психологической незащищенности. При этом основным компенсаторным механизмом в данном случае оказываются попытки во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность, в том числе и путем личностного погружения в реальность виртуальную (например, интернет-аддикция). Следует специально отметить, что инфантилизм может сочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием и опережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомерно оценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственно личностного развития индивида.

Из сказанного ясно, что инфантилизм представляет собой универсальное психическое явление и в определенной степени присущ каждому человеку. Откровенно девиантные формы его проявления, как правило, связаны с тотальной фиксацией личности на таком виде психологической защиты как регрессия.

Одна из причин отставания в психическом развитии человека – это депривация. В психологию термин «депривация» вошел благодаря английскому психологу Дж. Боулби, а также проработан и содержательно наполнен в работах его коллеги М. Эйнсуорт.

Психическая депривация— это психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.

Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странностей, совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера.

Чаще всего выделяют следующие формы психической депривации.

I. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость.

II. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

III. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.

IV. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.

Например, депривация потребности младенца в общении (внимание со стороны матери, общение с ним) приводит к такому явлению, как госпитализм.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 4715 ;

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть