Эффект колибри в психологии
«ЭФФЕКТ БАБОЧКИ» И «ЭФФЕКТ КОЛИБРИ» (еще пара особенностей функционирования мироздания)
После подъема к вершине альпиниста ожидает спуск вниз… Для внешнего наблюдателя смотрится абсолютно бестолково. Он поднялся, спустился, в мире ничего не изменилось… Что гонит их вверх? Не знаю. Поэты предполагают — зовет возможность прикоснуться к границам мироздания…
В прошлом посте добрались до философских вершин, пора “спускаться вниз”, к “жизненным” вопросам.. Но сделаем короткий привал и обратим внимание на пару эффектов того самого мироздания.
Эффект Бабочки
Эффект Бабочки известен по литературе и кинематографу… Не буду много говорить о нем. К тому же, только что мы были свидетелями его проявления вживую.
Неграмотная китайская крестьянка съела летучую мышь и жителям всей планеты пришлось менять свои планы на ближайшее будущее.
(техногенную версию слышал, слышал и конспирологию — про заговор мировой закулисы, но если вдуматься, естественные причины более драматичны).
Название эффекту дала наука, исследователи т.н. теории хаоса (сложных систем с многочисленными слабыми связями), обратившие внимание, что иногда слабое воздействие на один из элементов в такой системе, может вызвать мгновенную сильную реакцию других элементов системы, даже сильно отдаленных от первоначального воздействия.
Эффект Колибри
Автор названия — С.Джонсон, написавший книгу “How we got to now?”, в которой рассматривает причинно-следственные связи между отдаленными по времени событиями.
По книге есть документальный мини-сериал на русском, под названием “Как мы до этого додумались?”, ссылка внизу..
Джонсон находит связи там, где их на первый взгляд нет и показывает как одни изобретения и открытия влияли на изменения во всем обществе. Он называет это «Эффект колибри».
Эффект колибри включает в себя тонкую связь между цветком и колибри. Хотя это разные организмы с разными потребностями и биологическими системами, цветок взаимодействует с колибри, воздействуя на него прямым и понятным образом, что приводит к естественным биомеханическим инновациям.
Еще в меловой период цветы развивали цвета и запахи, чтобы предупредить насекомых о наличии пыльцы.
Со временем цветы дополнили пыльцу еще более привлекательным для насекомых нектаром, чтобы стимулировать опыление. Пчелы и другие насекомые развили сенсорные инструменты, чтобы видеть и ощущать цветы, так же, как цветы развили свойства, которые привлекают пчел.
Симбиоз между цветущими растениями и насекомыми, который привел к производству нектара, в конечном счете, дал возможность гораздо более крупным организмам — колибри — извлекать нектар из растений. Для этого они выработали необычную летную механику, позволяющую им парить рядом с цветком как насекомое. Другими словами, им пришлось выучить совершенно новый способ полета.
Стратегии полового размножения растений в конечном итоге формируют дизайн крыльев колибри.
Эффект колибри демонстрирует, что событие в одном поле может вызвать неожиданные результаты в совершенно разных областях. Эта связь не может быть предсказана или спланирована, и она становится очевидной только в ретроспективе.
Эффекты на первый взгляд могут показаться схожими.
Разница: один эффект проявляется в пространстве, другой — во времени.
Хочу знать
6 самых интересных психологических эффектов
1. «Эффект Ромео и Джульетты»
Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.
2. «Эффект Очевидца»
Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.
3. «Эффект Труднодостижимости»
В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.
4. «Эффект Пигмалиона»
(Pygmalion effect) Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.
5. «Эффект Зейгарник»
(англ. Zeigarnik effect) — мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.
6. Эффект Ореола
Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом она на него». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола» и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».
|