ПСИХОЛОГИЯ

Эффект колибри в психологии

«ЭФФЕКТ БАБОЧКИ» И «ЭФФЕКТ КОЛИБРИ» (еще пара особенностей функционирования мироздания)

После подъема к вершине альпиниста ожидает спуск вниз… Для внешнего наблюдателя смотрится абсолютно бестолково. Он поднялся, спустился, в мире ничего не изменилось… Что гонит их вверх? Не знаю. Поэты предполагают — зовет возможность прикоснуться к границам мироздания…

В прошлом посте добрались до философских вершин, пора “спускаться вниз”, к “жизненным” вопросам.. Но сделаем короткий привал и обратим внимание на пару эффектов того самого мироздания.

Эффект Бабочки

Эффект Бабочки известен по литературе и кинематографу… Не буду много говорить о нем. К тому же, только что мы были свидетелями его проявления вживую.

Неграмотная китайская крестьянка съела летучую мышь и жителям всей планеты пришлось менять свои планы на ближайшее будущее.
(техногенную версию слышал, слышал и конспирологию — про заговор мировой закулисы, но если вдуматься, естественные причины более драматичны).

Название эффекту дала наука, исследователи т.н. теории хаоса (сложных систем с многочисленными слабыми связями), обратившие внимание, что иногда слабое воздействие на один из элементов в такой системе, может вызвать мгновенную сильную реакцию других элементов системы, даже сильно отдаленных от первоначального воздействия.

Эффект Колибри

Автор названия — С.Джонсон, написавший книгу “How we got to now?”, в которой рассматривает причинно-следственные связи между отдаленными по времени событиями.
По книге есть документальный мини-сериал на русском, под названием “Как мы до этого додумались?”, ссылка внизу..

Джонсон находит связи там, где их на первый взгляд нет и показывает как одни изобретения и открытия влияли на изменения во всем обществе. Он называет это «Эффект колибри».

Эффект колибри включает в себя тонкую связь между цветком и колибри. Хотя это разные организмы с разными потребностями и биологическими системами, цветок взаимодействует с колибри, воздействуя на него прямым и понятным образом, что приводит к естественным биомеханическим инновациям.

Еще в меловой период цветы развивали цвета и запахи, чтобы предупредить насекомых о наличии пыльцы.
Со временем цветы дополнили пыльцу еще более привлекательным для насекомых нектаром, чтобы стимулировать опыление. Пчелы и другие насекомые развили сенсорные инструменты, чтобы видеть и ощущать цветы, так же, как цветы развили свойства, которые привлекают пчел.

Симбиоз между цветущими растениями и насекомыми, который привел к производству нектара, в конечном счете, дал возможность гораздо более крупным организмам — колибри — извлекать нектар из растений. Для этого они выработали необычную летную механику, позволяющую им парить рядом с цветком как насекомое. Другими словами, им пришлось выучить совершенно новый способ полета.
Стратегии полового размножения растений в конечном итоге формируют дизайн крыльев колибри.

Эффект колибри демонстрирует, что событие в одном поле может вызвать неожиданные результаты в совершенно разных областях. Эта связь не может быть предсказана или спланирована, и она становится очевидной только в ретроспективе.

Эффекты на первый взгляд могут показаться схожими.
Разница: один эффект проявляется в пространстве, другой — во времени.

Источник

Хочу знать

6 самых интересных психологических эффектов

1. «Эффект Ромео и Джульетты»
Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

2. «Эффект Очевидца»
Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

3. «Эффект Труднодостижимости»
В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

4. «Эффект Пигмалиона»
(Pygmalion effect) Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

5. «Эффект Зейгарник»
(англ. Zeigarnik effect) — мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

6. Эффект Ореола
Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом она на него». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола» и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».

Эффект социальной лени

Эффект социальной лени — это психологический эффект, обнаруженный и сформулированный Максом Рингельманом.

Рингельман предлагал испытуемым поднимать грузы. Когда они это делали по отдельности, то каждый поднимал по 64 кг. Но вдвоем они показывали результат не 128 кг, а лишь 119 кг (то есть 93% индивидуальной эффективности), а втроем— 163 кг (то есть 85% от индивидуальной эффективности). В группах из семи человек падение индивидуальной эффективности достигало 42%.

Если люди решают задачу в группе, то каждый из участников испытывает сильное желание сэкономить силы, скрывая свою слабость в общих результатах команды.

Эффект социальной лени активно проявляется в любом коллективе, и чем больше коллектив, тем сильнее эффект. Для того, чтобы снизить социальную лень, можно вводить ответственность за результаты своего труда и делать работу интересной.

ххх — Сегодня наблюдал своими глазами эффект «Говна в вентиляторе»
ххх — У нас в конторе при входе на первом этаже стоит автоматическая щетка для чистки обуви.
ххх — Удобно, зашел с улицы, сунул ботинок, счистил пыль или наоборот, перед выходом, добавил крем и навел лоск.
ххх — Тут один деятель наступил в собачью какашку.
ххх — Догадайся, как он ее решил снять с подошвы.

AnnUtah: ааааааааааа
AnnUtah: открыла спам
AnnUtah: «Увеличение пениса эффект почувствуете не только вы !»
AnnUtah: я думаю таки да, муж тоже почувствует, что что-то не так

К этому:
«Прекрасный заголовок для задолбашек: «Проблема этого мира в том, что воспитанные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности.» «

Мсье, эта мысль уже существует официально с 1999 года, и называется «Эффект Даннинга-Крюгера», а ее аналоги-и того раньше:
«. Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые при этом ссылались на высказывания Чарльза Дарвина («Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание») и Бертрана Рассела («Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности»)»

Из описания фильма «Эффект колибри»: «Бывший спецназовец Джоуи Джонс пытается начать новую жизнь. Он соглашается работать на азиатскую мафию. «
Эээээ, мне кажется, или новую жизнь он как-то неправильно начал?

Про вопрос в «Что? Где? Когда?» с ответом «Не знаю». Такой вопрос был однажды задан в спортивном варианте игры.

«V Открытый Кубок России по ЧГК. 3 тур. 2003-12-07
Вопрос 7: В передаче «Сто к одному» один о тот же вопрос задают ста совершенно случайным прохожим разного пола и возраста. На вопрос: «Какой самый популярный термин в преферансе?» 25 человек сказали: «пас», 13 — «мизер», 8 — «вист», 6 — «пуля» и 4 — «марьяж». Какой ответ дали 23 человека?

Светящиеся столбы: Эффект северного сияния
Северное сияние всегда интересно, сколько бы раз вы на него не смотрели, оно захватывает своей игрой цветов в небе. Но подобные чудеса природы доступны не только для тех, кто живет или находится около полюсов Земли. Этот эффект Северного сияния происходит и в других частях света, но крайне редко. Для этого необходимо совпадение множества условий

«. от топора психологический эффект куда больше. Если, скажем, невзначай на стол положить.
Еще эффективнее — если рядом положить «Преступление и наказание». Тоже невзначай, конечно.»
«А АКСУ?
Учились у нас на юрфаке заочном милиционеры из групп быстрого реагирования. И на сессию начальство не отпускало. Вот они быстренько приезжали на экзамены и зачёты прямо на работе, вместо того, чтобы как положено ларьки крышевать.
Входит такой дяденька в форме, кладёт автомат на парту и идёт за билетом. На вопрос, что это? Отвечает: «Служба!»
Что удивительно, часто им ставили оценку без ответов. «

С Хабра:
k0ldbl00d: Тут как в анекдоте про такси — вам шашечки или ехать. Если нужна точная передача — смотрите на числа (АЧХ, THD и др.). Если нужен красивый звук — слушайте ушами. Второе — отчасти психологический эффект, поэтому его не измерить.
ZlodeiBaal: Ога. Из-за того что эффект психологический так хорошо и продаются позолоченные провода с подставочками за 10тыс каждый 🙂
k0ldbl00d: А это уже психиатрический эффект.

xxx: Помнится, мне в школе поставили 4 за «безЫнтересный». Принесенный мной орфографический словарь возымел неожиданный эффект.
xxx: Поставили «3».
xxx: Комментарием может служить любимое выражение моей бабушки: Какая-то УЖЕСТЬ!

6 интересных психологических эффектов.

1. «Эффект Ромео и Джульетты»
Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

2. «Эффект Очевидца»
Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

3. «Эффект Труднодостижимости»
В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

4. «Эффект Пигмалиона»
(Pygmalion effect) Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

5. «Эффект Зейгарник»
(англ. Zeigarnik effect) — мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

6. Эффект Ореола
Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом она на него». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола» и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».

Эффект социальной лени — это психологический эффект, обнаруженный и сформулированный Максом Рингельманом.

Рингельман предлагал испытуемым поднимать грузы. Когда они это делали по отдельности, то каждый поднимал по 64 кг. Но вдвоем они показывали результат не 128 кг, а лишь 119 кг (то есть 93% индивидуальной эффективности), а втроем— 163 кг (то есть 85% от индивидуальной эффективности). В группах из семи человек падение индивидуальной эффективности достигало 42%.

Если люди решают задачу в группе, то каждый из участников испытывает сильное желание сэкономить силы, скрывая свою слабость в общих результатах команды.

Эффект социальной лени активно проявляется в любом коллективе, и чем больше коллектив, тем сильнее эффект. Для того, чтобы снизить социальную лень, можно вводить ответственность за результаты своего труда и делать работу интересной.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector
+2