ПСИХОЛОГИЯ

Эффект новизны в психологии это

Эффект новизны: определение, методы применения

Психология — это одна из самых загадочных наук, так как основной ее задачей является раскрытие тайн подсознания человека. Частично она справляется с этим, радуя нас новыми терминами и интересными наблюдениями. Одним из таковых стал эффект новизны со всеми своими особенностями и различными сферами применения.

Небольшое вступление

Поведение и мировоззрение большинства людей базируется на трех основных психологических эффектах: новизны, первичности и последовательности. Каждый из них может быть, в большей или меньшей степени, определяющим для человека. Итак, эффект первичности — это когда припоминаются лишь первые впечатления о предмете, явлении, о человеке, и именно на них базируется дальнейшее мнение. Например, актер, который сыграл Гарри Поттера, навсегда своим героем и остался. Это так называемый всеобщий эффект первичности. Что же касается эффекта последовательности, то в данном случае той самой «призмой мировоззрения» является предыдущий фактор. Именно он влияет на оценку того, который идет за ним. Например, вы пришли первый раз в салон сделать маникюр, и вам понравился результат. Вы пришли туда во второй раз — результат опять понравился. Придя в третий раз, вас что-то не устроило, и этот фактор стал решающим — вы сменили салон красоты. Ну, а теперь переходим к трактовке главного термина.

Расшифровка

Эффект новизны в психологии — это некий феномен, который предполагает повышение значимости именно той информации, которая была получена в последнюю очередь. При этом все то, что вы знали ранее, как бы забывается или априори считается неважным. Как мы видим, эффект первичности и новизны — два противоположных понятия. Но стоит помнить, что и тот, и другой могут быть присущими одному и тому же человеку. Просто в чьем-то подсознании более развитым является именно эффект новизны. Подобное свойственно преимущественно тем людям, которые предпочитают идти в ногу со временем, не боятся перемен, путешествуют, всегда открыты новым знакомствам. А вот эффект первичности чаще всего берет верх над консервативными личностями, которые любят копаться в прошлом и живут в воспоминаниях.

Методика применения

Такое явление, как эффект новизны в той или иной мере присуще всем людям. Пожалуй, только ворчливые старики могут опираться исключительно на первоначальные впечатления, и то, скорее всего, они будут делать это из вредности, в глубине души понимая, что изменилось, и принимая это. Чтобы этот эффект работал вам на руку, нужно научиться грамотно внедрять его в свою жизнь. Делать это можно во всех сферах, главное — поймать «волну» и прочувствовать, как вы сами и ваше общество реагируете на перемены. Давайте рассмотрим, в каких именно областях это явление может прижиться.

Ради себя любимого

Мы давно уже поняли, что окружающим до нас нет никакого дела. Они нас оценивают лишь моментально, на секунду задумавшись, и после забывают. Но мы же полагаем, хотя знаем, что это не так, что они день и ночь думают о том, какие мы умные/модные/красивые/богатые/успешные и т. д. Мы стараемся как бы для них, чтобы в глазах общества стать лучше, а получается, что становимся лучше мы для себя. Давайте приведем пример: в школе вы были самым непопулярным человеком, водили общение с такими же отшельниками, не были частью шумных компаний. Но теперь вам уже 30, и у вас свой бизнес и достаточно интересный круг общения. Вы пользуетесь популярностью в нем, вас знают многие влиятельные люди. Приходя на встречу выпускников, вы вероятнее всего шокируете их этим, и заставите думать о вас иначе. И ведь вероятнее всего вы добились своего успеха только потому, что в школе не имели такового. Теперь вы хотите продемонстрировать одноклассникам, что вы стали другим, они это видят и отмечают, но после встречи опять забывают о вас. Получается, что ради эффекта новизны вы изменились к лучшему.

Любимая работа

В данной сфере человек, пользуясь подобным свойством собственной психики, также может влиять и на самого себя, и на собственное начальство. В современном бизнесе, как мы знаем, работают преимущественно прогрессивные личности, которые не привыкли задерживаться на своих первых впечатлениях. Они всегда активно следят за новинками, в том числе и за вашими последними действиями и поступками. Допустим, ранее вы были «серой мышкой» в плане работы, то есть не слишком ответственно относились к ней, могли себе позволить уходить раньше, не беспокоились за успех кампании. Но в последнее время начали проявляться энтузиазм, появилась хватка, азарт. В подсознании начальства сработал эффект новизны — он увидел обновленную вашу личность. Это стало причиной карьерного роста и повышения статуса. Если же вы работаете на себя, то каждый новый успех будет стимулировать вас к большему и заставлять думать о себе лучше и лучше.

Семья и дружба

Также весьма широко распространен эффект новизны в общении с близкими людьми. У них мы на виду буквально ежедневно, большинство из них знает нас с пеленок (наших или своих — не важно). И поэтому было бы глупо им судить о нас по первому впечатлению. Ведь согласитесь, мать не может относиться к своей дочери на протяжении всей жизни как к новорожденному карапузу. То есть, мнение близких о нас постоянно меняется. Стоит сделать что-то новое — мы им показываем или говорим об этом, и они начинают думать о нем немного иначе. Например, мальчик в подростковом возрасте был «плохишом»: курил, прогуливал и т. д. Родители натерпелись от него. Но в университетские годы сам собой он переменился: начал заниматься наукой, обзавелся влиятельными знакомыми. Теперь они гордятся своим сыном. Это и есть эффект новизны в рамках семьи.

Удовольствие

То самое чувство, когда испытал что-то новое и теперь дико рад этому, сравнить нельзя ни с чем. Это касается и экстрима, и путешествий, и даже выступлений на сцене. Да что уж там, порою новая пара обуви дает ощущение неземного счастья. Но не менее сильно нас радуют и те вещи, которые были милы давным-давно, и теперь почему-то забыты. Мы вспоминаем, повторяем и вновь становимся счастливее. Вот именно при таких случаях эффект новизны и первичности в психологии идут рука об руку. Открывая что-то принципиально новое, вы наслаждаетесь им, так как это для вас в первый раз. А вспоминая былые наслаждения, вы придаетесь тому самому эффекту первичности, вызывая также положительные эмоции у самого себя.

Заключение

Механизмы восприятия реальности — дело очень тонкое и индивидуальное. У кого-то они развиты в примерно равных долях, и в нужный момент срабатывают тот или иной, по мнению мозга, наиболее выгодный. Другие же люди «уповают» на эффект новизны, их мы называем экспериментаторами; или же на эффект первичности — консерваторы. Попробуйте узнать, кем вы являетесь, проанализировав собственные поступки и суждения, и подумайте, быть может стоит немного расширить кругозор.

Источник

7 ошибок восприятия

Сегодня я кратко расскажу о наиболее часто встречающихся когнитивных искажениях и заблуждениях в отношении других людей, возникающих в процессе их восприятия.

На профессиональном психологическом слэнге речь идет о так называемой «социальной перцепции». Этот термин предложил американский психолог Джером Брунер в 1947 году. На русском языке издавались две его книги: «Процесс обучения» (1962 г.), Психология познания. За пределами непосредственной информации (1977).

Брунер значителную часть жизни посвятил исследованию процессов восприятия. Он искал ответ на вопрос: каким образом формируется представление одного человека о другом? В результате он выявил несколько закономерностей, искажающих восприятие. Далее я кратко расскажу о каждой из них.

1. Эффект ореола (гало-эффект)

Это восприятие объекта сквозь призму его ранее выявленных характерных черт. При этим, информация, противоречащая сформированному в прошлом представлению о человеке фильтруется и игнорируется, во внимание не принимается.

Наиболее яркий пример: люди с более привлекательной внешностью воспринимаются как умные и успешные, независимо от того, какова ситуация на самом деле.

2. Эффект первичности

Первой информации, полученной об объекте придается большее значение, чем последующей. Яркий пример, эффект первого впечатления о человеке. Оно формируется в первые минуты встречи с ним и влияет на его восприятие и оценку в последующем.

Например, если человек сразу не понравился, то наблюдатель будет бессознательно фиксировать внимание на негативных аспектах его поведения, даже если в дальнейшем индивид проявляет себя с лучшей стороны.

Он заключается в том, что новой информации о ранее хорошо известном человеке придается значительно больше внимания и доверия, чем той информации, которая уже о нем известна.

Например, если человек раньше говорил правду, а затем, его поймали на лжи, то ему больше уже доверять не будут, несмотря на честность в прошлом.

Он заключается в том, что человек исходит из того , что другие люди обладают такими же качествами как и он. Например, если менеджер склонен к перфекционизму и предъявляет к себе слишком высокие требования, то он будет требовать от своих подчиненных такого же отношения, не принимая во внимание их персональные возможности и особенности. Из серии: я же так умею, значит, сможете и Вы. Признак ригидности восприятия.

5. Эффект стереотипа

Он заключается в упрощенном представлении о другом человеке, сведение его оценки к заранее имеющимся шаблонам и сложившимся схемам восприятия. На самом деле, человек может быть совершенно другим, а его стереотипное восприятие ложным.

Например, до 2018 года мы были жертвой стереотипа о том, что российские футболисты не умеют играть в футбол. Однако, на чемпионате мира по футболу 2018 года сборная России вышла в четвертфинал, что является ее достижением в новейшей истории. Футболисты сломали стереотип, что российский футбол слаб, доказали, что чего то стоят. «Усы надежды» зашевелились.

6. Ошибка атрибуции

Она заключается в том, что наблюдатель склонен винить в неудаче того, кто, действуя, не добился успеха, в то время как тот, кто действует, а не наблюдает, склонен объяснять неудачу объективными обстоятельствами. Дескать, форс-мажор. Помните, наверное, знаменитое:

Реплика героини Светланы Светличной из комедии «Бриллиантовая рука» СССР, 1968.

Это групповой эффект. Психика человека устроена так, что его восприятие работает при принципу свой-чужой. При этом, когда человек воспринимается как свой, его качества преувеличиваются, а качества чужого преуменьшаются.

Например, если мы болеем за свою команду, даже если она проигрывает, нам кажется, что команда играет лучше, чем соперник. Просто ей не везет.

Материалы на похожую тему на Психологане:

Благодарен за подписку на Психологан, за рекомендации друзьям и знакомым, лайки.

Если материалы блога полезны и интересны, поддерживайте материально независимый блог:

Деловые предложения и отзывы присылайте на: psychologan@yandex.ru. Оставляйте фидбэки в комментариях под этой заметкой, чтобы я мог улучшать сервис.

Чтобы поддержать развитие блога Психологан приобретайте книгу Психаки Василия Петрова. По этой ссылке 10% скидка.

© Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала возможно только с письменного согласия автора.

Источник

Эффект новизны в психологии это

И принцип новизны и эффект первичности в психологии очень просто и достаточно доступно объясняются, так что понять их не составит труда. А вот что действительно может вызвать затруднения, так это приложение этих принципов на практику. Давайте начнем с объяснения. Допустим, человека попросили запомнить какой-то перечень. Скорее всего, человек запомнит то, что было в начале списка лучше, чем то, что находилось в середине, и тем более, в его конце. Это и называется в психологии эффектом первичности. Однако если список будет очень долгим, то в попытке запомнить все и сразу вы, скорее всего, запутаетесь и запомните только то, что было в конце списка. Это и есть принцип новизны.

Принцип новизны по нашим наблюдениям имеет большую важность для повседневной жизни человека, то есть для нас очень важно то, что мы услышали последними или увидели. К примеру, вы выходили из дома и перед тем, как выключить телевизор услышали в новостях, что на улице такой-то водитель сбил пешехода, потому что тот не посмотрел по сторонам, когда переходил дорогу. С какой вероятностью вы, выйдя из дома, посмотрите по сторонам, когда будете переходить дорогу?

Игроки, делающие ставки на спорт, становятся частыми жертвами именно принципа новизны. Команда, которая показывала просто ужасающие результаты весь сезон, вдруг выигрывает у очень сильного противника. Игрок наблюдает за этим и идет ставить все деньги на следующий матч этой команды. Он не задумывается над тем, что может проиграть, думая, что эти парни, верно, нашли что-нибудь такое, некий секрет побед. Естественно, команда проиграет, а игрок останется в подавленных чувствах. Но ведь команда восемь недель подряд проигрывала, почему на десятую она вдруг должна выиграть? Ответ – эффект новизны.

Теперь переложим все на покер. Игрок на четвертом месте, по вашему мнению, является типичным автоответчиком. И тут, вдруг, он, блефуя, ставит 3-бет против очень сильного оппонента, выигрывая при этом большой банк. На следующей руке этот же игрок открывает банк большой ставкой с префлопа. Что думаете? Осторожно, если за 3-4 часа игры этот оппонент ассоциировался у вас со «скалой», почему стоит менять свое мнение? Опять, здесь срабатывает эффект новизны. Вы только что стали свидетелем блефа со стороны этого игрока, и по одной руке будете судить, что он очень сильный противник? Конечно, может он решил сменить тактику, а может, до этого времени спал и только что проснулся? Да, стоит понаблюдать за ним подольше, но то, что случилось сейчас, не должно затмевать общее впечатление.

Эффект новизны очень легко преодолеть. Просто запомните, что одна раздача – это одна раздача, по каждой руке у нас складывается определенное впечатление об оппоненте. Просто еще одна рука дала нам новую информацию, которую мы должны добавить к общей картине, однако, не стоит из-за одной руки начинать рисовать в своей голове совсем другую картину.

Эффект первичности – над преодолением этого психологического эффекта придется работать дольше и скрупулезнее.

Как только у нас складывается впечатление об игроке, оно как бы цементируется в нашей памяти. Но за стол садятся новые игроки, надо концентрироваться на том, чтобы читать и этих оппонентов. Однако очень тяжело перестроится с того, что мы уже сделали, в данном случае – сформировали мнение об одном игроке, на то, чтобы делать это заново с одним или несколькими новыми оппонентами. В человеческой природе уже заложено то, что мы всегда придерживаемся старых верований и предположений, неохотно их заменяя. Это и есть эффект первичности.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть