ПСИХОЛОГИЯ

Эффект первичности примеры в психологии

Эффекты межличностного восприятия. Эффект «первичности» (или «порядка») состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке

Эффект «первичности» (или «порядка») состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.

Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект ореола – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первого впечатления – стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.

Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.

Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Эффект Барнума – восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:

1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;

2) информация не соответствует действительности;

3) отсутствует доверие к источнику информации.

Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии –склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.

Источник

Эффект первичности: определение, специфические особенности, пример

Межличностная социальная психология — крайне тонкая наука. Есть общепринятые, базовые принципы, которым она подчиняется, но все мы точно знаем, что каждый человек индивидуален, и таким же индивидуальным является и его восприятие окружающей среды. Объясняется оно многими факторами и терминами, и одним из них является эффект первичности. Что же из себя представляет данное заключение и как его можно охарактеризовать? Будем разбираться в этом с помощью словарей и наглядных примеров.

Официальная трактовка термина

В психологии эффектом первичности называют более высокую вероятность запоминания именно первых элементов какого-либо ряда либо же первых действий и поступков человека, или же первых впечатлений о чем-либо или ком-либо. При этом те поступки/элементы/впечатления, которые находятся как бы в середине или в конце намеренно упускаются памятью, или же сохраняются в ней на поверхностном уровне. В дальнейшем, когда человек сталкивается с тем объектом, который ранее произвел на него какое-либо впечатление, срабатывает тот самый эффект первичности, за счет которого он вспоминает лишь самые начальные ощущения и руководствуется исключительно таковыми, делая дальнейшие выводы и заключения.

Словари дают нам достаточно полное и четкое понятие данного термина, но для некоторых людей научные слова остаются загадкой. Поэтому мы решили на наглядных примерах и более доступным языком рассказать обо всех тонкостях данного явления.

Социологическое описание

Начать мы решили именно с этой категории, так как все мы живем в социуме и больше всего взаимодействий происходит именно с другими людьми, а не с объектами или предметами. Люди вызывают в нас наиболее сильные эмоции, воспоминания, чувства, определенные личности являются ключевыми в наших жизнях. Вспомним старую цитату: «Первое впечатление нельзя произвести дважды». Почему говорят именно так? Все дело в том, что большинство людей запоминают других особей именно опираясь на стартовый опыт общения (даже если оно невербальное). Дальнейшие действия личности всегда оправдываются его первоначальными поступками, манерами, словами. Мы всегда «примеряем» образ человека, увиденный в нем впервые, на его современный облик, даже если он изменился. Давайте рассмотрим простейший пример: вы знакомитесь с маленькой дочкой своих друзей 5 лет, она светловолосая милая девчушка. После ваше общение с товарищами прекращается на 15 лет, и вот вы вновь встретились, а вы видите перед собой уже не маленькую девочку, в взрослую женщину. Но вы не можете отделаться от чувства, что где-то внутри нее сидит та самая малышка.

Иные примеры

Эффект первичности чаще всего возникают в кругу коллег, когда те или иные люди приходят в компанию в первый раз, демонстрируя себя с той или иной стороны. В большинстве случаев директора запоминают своих подчиненных именно такими, какими они им явились на собеседование. Быть может, именно поэтому мы так переживаем перед очередным интервью с работодателем и тщательно его продумываем. Подобный эффект первичности возникает и в дружеских компаниях. Когда приходят новые люди, каждого из них вы отмечаете каким-то словом или связываете с той или иной ассоциацией. Именно таким этот человек будет в вашем сознании на протяжении всего времени, даже если в дальнейшем он полностью изменится для остального мира. Кто-то вечно будет для вас душой компании, кто-то — молчаливым мудрецом, а кто-то — парнем с соседнего двора, даже если он живет в совсем другом районе.

Позитив VS негатив

То самое злополучное первое впечатление — залог нашего успеха. Мы составляет в голове картины об окружающих, опираясь на их первые поступки, и они делают точно так же. Поэтому крайне важно составить в мозгу того или иного человека (а лучше — сразу всех, кого вы знаете) положительное мнение о себе. Дело в том, что эффект первичности — это своего рода фильтр. Когда вы будете говорить что-либо определенному человеку, или делать что-то, он будет все это пропускать через свой «фильтр первенства». Поэтому если вы предстали пред ним изначально в негативном свете, то даже самые благородные поступки теперь будут окутываться в мрачный оттенок, в них будут искаться негативные подоплеки и подвохи. Напротив, если первое впечатление о вас было потрясающим, то любые огрехи вам будут спускать с рук — ну подумаешь, со всяким бывает, ничего, он исправится.

Личности и социум

Все, что было сказано выше, — информация, которая одновременно имеет отношение ко всем людям мира и не имеет. Дело в том, что эффект первичности — восприятие лишь стартовых форм и движений, которое является лишь одним из нескольких. То есть, это как карий цвет глаз — он распространен среди всех людей земного шара, но присущ далеко не каждому. Есть люди, которые наоборот — «цепляются» к последним действиям своих знакомых, или же запоминают какие-то лишь им приглянувшиеся «серединные» ситуации, и устанавливают именно их в качестве «фильтра». Более того, нашу мыслительную деятельность сильно корректирует та среда, в которой мы находимся — культура, политика, СМИ и т.д. Поэтому мозг подстраивается под такое многообразие, и, даже если для вас эффект первичности является моментом нетипичным, он может возникать при обдумывании конкретных схем или идей. Например, ваше мнение об определенном актере, о далеком городе, о рекламируемом продукте. При этом в остальном вы будете мыслить абсолютно иначе.

Готовимся к экзамену!

Нередко эффект первичности возникает в те моменты, когда нам нужно запомнить большой объем информации. Чаще всего это случается перед сдачей экзаменов, когда приходится много читать, записывать и изучать. Если ваш мозг работает именно по такой схеме — запоминает все самое первое, то можно этим воспользоваться. Самое важное изучите изначально, а менее значимое оставьте на потом. Второй полезный момент, извлекаемый из такого типа мышления — это употребление синонимов. Вы идеально запомните первый билет из тех, что выучили, и когда в следующих вам будут попадаться те же слова или цифры, которые были в первом, вы автоматически вспомните и эту информацию.

Но заостряем ваше внимание на том, что если информации слишком много, эффект первичности может быть подавлен, и единственное, что вы сможете запомнить — это последние фразы, которые учили.

Источник

Эффект первичности примеры в психологии

И принцип новизны и эффект первичности в психологии очень просто и достаточно доступно объясняются, так что понять их не составит труда. А вот что действительно может вызвать затруднения, так это приложение этих принципов на практику. Давайте начнем с объяснения. Допустим, человека попросили запомнить какой-то перечень. Скорее всего, человек запомнит то, что было в начале списка лучше, чем то, что находилось в середине, и тем более, в его конце. Это и называется в психологии эффектом первичности. Однако если список будет очень долгим, то в попытке запомнить все и сразу вы, скорее всего, запутаетесь и запомните только то, что было в конце списка. Это и есть принцип новизны.

Принцип новизны по нашим наблюдениям имеет большую важность для повседневной жизни человека, то есть для нас очень важно то, что мы услышали последними или увидели. К примеру, вы выходили из дома и перед тем, как выключить телевизор услышали в новостях, что на улице такой-то водитель сбил пешехода, потому что тот не посмотрел по сторонам, когда переходил дорогу. С какой вероятностью вы, выйдя из дома, посмотрите по сторонам, когда будете переходить дорогу?

Игроки, делающие ставки на спорт, становятся частыми жертвами именно принципа новизны. Команда, которая показывала просто ужасающие результаты весь сезон, вдруг выигрывает у очень сильного противника. Игрок наблюдает за этим и идет ставить все деньги на следующий матч этой команды. Он не задумывается над тем, что может проиграть, думая, что эти парни, верно, нашли что-нибудь такое, некий секрет побед. Естественно, команда проиграет, а игрок останется в подавленных чувствах. Но ведь команда восемь недель подряд проигрывала, почему на десятую она вдруг должна выиграть? Ответ – эффект новизны.

Теперь переложим все на покер. Игрок на четвертом месте, по вашему мнению, является типичным автоответчиком. И тут, вдруг, он, блефуя, ставит 3-бет против очень сильного оппонента, выигрывая при этом большой банк. На следующей руке этот же игрок открывает банк большой ставкой с префлопа. Что думаете? Осторожно, если за 3-4 часа игры этот оппонент ассоциировался у вас со «скалой», почему стоит менять свое мнение? Опять, здесь срабатывает эффект новизны. Вы только что стали свидетелем блефа со стороны этого игрока, и по одной руке будете судить, что он очень сильный противник? Конечно, может он решил сменить тактику, а может, до этого времени спал и только что проснулся? Да, стоит понаблюдать за ним подольше, но то, что случилось сейчас, не должно затмевать общее впечатление.

Эффект новизны очень легко преодолеть. Просто запомните, что одна раздача – это одна раздача, по каждой руке у нас складывается определенное впечатление об оппоненте. Просто еще одна рука дала нам новую информацию, которую мы должны добавить к общей картине, однако, не стоит из-за одной руки начинать рисовать в своей голове совсем другую картину.

Эффект первичности – над преодолением этого психологического эффекта придется работать дольше и скрупулезнее.

Как только у нас складывается впечатление об игроке, оно как бы цементируется в нашей памяти. Но за стол садятся новые игроки, надо концентрироваться на том, чтобы читать и этих оппонентов. Однако очень тяжело перестроится с того, что мы уже сделали, в данном случае – сформировали мнение об одном игроке, на то, чтобы делать это заново с одним или несколькими новыми оппонентами. В человеческой природе уже заложено то, что мы всегда придерживаемся старых верований и предположений, неохотно их заменяя. Это и есть эффект первичности.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть