ПСИХОЛОГИЯ

Эффект первого впечатления в психологии это

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Главное меню

Эффект «Первого впечатления»

Значение эффекта первого впечатления

При формировании первого впечатления существует из­вестное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представле­ния о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.

Формирование первого впечатления — довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику, об­ратные связи разного рода.

Психологическая сущность формирования первого впечатления

Психологической сущностью формирования первого впе­чатления является межличностное оценивание. Оно связано с формированием образа другого человека, с которым предсто­ит совместная деятельность или общение. Основной задачей оценивания является выявление признаков, на основании ко­торых будет выстраиваться образ другого человека. Этот об­раз во многом и помогает прогнозировать поведение и последовательность действий.

Важнейшую роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации. У каждого человека под влиянием многих факторов, в первую очередь опыта взаимодействия с людьми, формируются специфические эталоны-стереотипы других людей. Формирование этих эталонов чаще всего не осоз­нается человеком, но они серьезно влияют и управляют про­цессом оценивания.

Выделяют три основные группы эталонов-стереотипов:

антропологические, эмоционально-эстетические и социальные. Каждая из них отражает определенные признаки, с опорой на которые, собственно, и осуществляется оценка.

Антропологические стереотипы связаны с внешним обли­ком человека, его имиджем. Социальные — с его статусом и ро­дом деятельности. Эмоционально-эстетические стереотипы формируются под влиянием собственного опыта переживаний, выработанного чувства меры и красоты.

В формировании первого впечатления большую роль иг­рает психологическая установка. К примеру, если накануне встречи вам охарактеризовали вашего собеседника как умно­го, порядочного и обаятельного, то можно быть уверенным, что ваше первое впечатление будет именно таким.

Но это лишь при условии, что вы доверяете источнику информации.

Сильное влияние на процесс восприятия собеседника ока­зывает его национальность. Для многих это существенно мо­жет либо дистанцировать партнера по общению, либо, наобо­рот, сработает механизм уподобления и, как следствие, возник­нет сближение позиций.

На процесс оценивания оказывает сильное влияние психо­логическое проецирование. Практика подтверждает, что при фор­мировании первого впечатления всегда присутствует психоло­гический феномен проецирования, т.е. приписывания своих эмоций и состояний другому. К примеру, если у человека на­блюдается повышенная тревожность, то от всех, с кем он впер­вые имеет дело, он, скорее всего, станет ожидать недружествен­ных действий и недоверчивого, подозрительного отношения.

Особое влияние на оценку других оказывает состояние уверенности или неуверенности в себе. Экспериментально ус­тановлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, неуверенные же — наоборот.

Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют внешние данные. Здесь очень часто срабатывают ант­ропометрические и эмоционально-эстетические стереотипы, опирающиеся на особого рода информативные показатели. Основные из них следующие:

1. Физическая привлекательность. Действительно, заме­чено, “что красиво, то и хорошо”, т.е. эффект красоты спосо­бен приписать собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества.

Оценивая привлекательность, особое внимание обраща­ют на лицо.

Важнейшую роль в формировании физической привлека­тельности играет осанка. Известно, что хорошая осанка ассо­циируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто — зависимости и подчиненности. Все это очень важно учитывать при установ­лении контактов с людьми.

2. Самопрезентация. Самопрезентация заключается в умении сконцентриро­вать внимание окружающих на своих несомненных достоин­ствах и всячески увести внимание партнеров от недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологи­ческой инициативой, от остроумия, выразительности и осо­бого рода артистизма.

3. Стиль одежды. Выбор стиля одежды обычно рассматривает­ся как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой у него образ собственного “я”. При оценке стиля одеж­ды обращают внимание на следующие особенности:

а) насколько одежда соответствует случаю.

б) насколько одежда опрятна.

в) насколько одежда соответствует устоявшемуся стерео­типу.

В восприятии стиля одежды имеются достаточно устой­чивые стереотипы. Так, для представителя делового мира (осо­бенно руководителей высокого ранга) предпочтителен консер­вативный стиль. Это также касается и деталей: марки часов, зажигалки, галстуков и т.д. Для представителей же творческих профессий более предпочтительна индивидуальность и неза­висимость.

4. Переживаемое эмоциональное состояние. Сильные эмоции провоцируют психо­логическое заражение, т.е. ситуацию, при которой эмоции и чувства одного человека способны овладевать окружающими.

Не следует забывать, что хорошее первое впечатление обычно производят люди, генерирующие вдохновение, опти­мизм и другие положительные эмоции. К таким быстро про­никаются симпатией и начинают испытывать доверие, более охотно идут навстречу их предложениям и пожеланиям.

Источник

Встречают по одежке или «Эффект первого впечатления»

Говорят, «Встречают по одежке, а провожают по уму», но зачастую, если очень понравилась одежка, то отсутствие ума можно случайно не заметить.

В психологии выделяют такие понятия, как эффект первого впечатления и эффект ореола. В повседневной жизни знание этих эффектов может очень пригодится, например, при устройстве на работу, при адаптации в новом коллективе, при знакомстве с родителями избранника или избранницы.

Итак, ЭФФЕКТ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ или «встречают по одежке» … Роль первого впечатления на самом деле огромна, потому что за несколько секунд о нас складывается мнение, которое потом будет трудно изменить. Конечно, у каждого есть случаи из жизни, когда мы не в самом лучшем свете представали перед будущим лучшим другом или любимым человеком, но это уже другие истории, которые стоит вынести в главу «Судьбоносные встречи» или «Вопреки всему они всё-таки вместе». Мы рассматриваем обычные встречи, например, учителя и ученика, преподавателя и студента, работодателя и соискателя.

Мозгу человека требуется всего несколько секунд, чтобы при взгляде на незнакомца составить мнение о его характере и способностях. Этот факт обнадеживает, но и пугает. На самом деле, мнение о себе, конечно можно изменить, но для этого требуется время. А представляете, если человек, сложивший о нас не очень хорошее или очень нехорошее мнение успеет поделиться им с кем-то еще? Вдвойне неприятно. Или нам это вообще по барабану?) Многим, конечно, плевать, и правильно! Ведь, как говорится, даже ангел может кому-то не угодить шелестом своих крыльев. Но при устройстве на хорошую работу хотелось бы сразу произвести на работодателя хорошее впечатление, поэтому можно использовать этот эффект себе во благо и как следует подготовиться.

Дальше – еще интереснее. ЭФФЕТ ОРЕОЛА или ГАЛО-ЭФФЕКТ. Это когда общее впечатление о человеке влияет на оценку его личных качеств и характеристик. То есть понравившемуся человеку приписывают до кучи выдающиеся умственные способности, завидные душевные качества, талант и т.д. И наоборот… Неприятному человеку зачастую несправедливо навешивают отрицательные качества. Психологи неоднократно проводили различные эксперименты, подтверждающие справедливость этого эффекта. Но каждый наверняка может вспомнить подтверждения из собственной жизни!

Например, мне вспоминается такой случай: мы с подружкой были очень миловидными девочками-паиньками в белых колготках и с бантиками на косичках, примерными ученицами, хорошистками. Как-то не успели подготовиться к контрольной по физике и спонтанно пришло решение: залезть в школу и спичкой забить замочную скважину в кабинете. Абсолютно несвойственный нам поступок, но мы это сделали. Младшая сестра следила, чтоб никто не шел мимо, а мы проникли через запасной вход в закрытую на ночь школу и сотворили свое черное дело. На утро, трясясь от страха, что нас вычислят, стояли у двери в кабинет физики. Естественно, на нас никто даже не подумал! Угадайте, кого заподозрили? Конечно, самых хулиганистых ребят, которые вообще были не при чем. В конечном итоге виновных так и не нашли, а мы отделались невероятным чувством стыда и гордости одновременно, ведь контрольную все-таки перенесли и мы успели к ней подготовиться.

А какие случае были у вас? Делитесь)))

Ну что ж, друзья, давайте оставаться самими собой, но при этом самыми наипрекраснейшими. Всем удачи!)))

Источник

Эффект первого впечатления. 8 быстрых суждений, из которых состоит первое впечатление о человеке

Приветствую вас, дорогой читатель!

Когда происходит или готовится первая встреча с человеком важно помнить, что первое впечатление зависит от деталей внешности, его телосложения, возраста, привлекательности и ухоженности. Ваша цель вызвать доверие и найти схожесть друг с другом.

Первое впечатление это индикатор того, как к вам будут относиться пока не узнают вас поближе. Помните, у вас 90 секунд на то, чтобы произвести первое впечатление и получить шанс на следующую встречу.

Роль первого впечатления трудно переоценить, ведь говорят: «Требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление, и вся оставшаяся жизнь, чтобы его исправить»

Рассмотрим 8 быстрых суждений, из которых состоит первое впечатление о человеке.

1. На первой встрече, обычно, по первому впечатлению пытаются определить такие качества человека, как компетентность, доверие, привлекательность и агрессивность. Установлено, что для определения степени доверия достаточно доли секунды.

2. В течение нескольких секунд встречи по языку тела и мимике человека определяют его уверенность в себе, расположенность к знакомству. Это видно по тому, как человек держится и вступает в контакт.

В сильных позах языка тела человек ходит с прямой спиной, с высоко поднятой головой и смотрит в глаза собеседнику. А неуверенность в себе показывают его руки, которые он держит в карманах или за спиной.

3. На первое впечатление влияет умение представить себя в выгодном свете, то есть показать свои достоинства и скрыть свои недостатки. Продемонстрировать свое обаяние, доброту, привлекательность и хорошее настроение в доступной для окружающих форме.

4. Мы привыкли судить людей по его одежде, чем больше на нем одежды от известных брендов, тем больше считается его материальное состояние и тем больше его статус. Положительно влияет выбор одежды, которая соответствует случаю и возрасту. Замечено, что строгий костюм повышает шансы получить работу при собеседовании.

5. На первое впечатление оказывает влияние твердое и уверенное рукопожатие . Значит человек наделен такими чертами характера как открытость и уверенность, чего не скажешь о человеке со слабым рукопожатием.

6. Способность человека смотреть прямо в глаза и грамотно излагать свои мысли повышает шансы произвести положительное впечатление о наших умственных способностях.

7. Производят впечатление солидности тщательно подобранные личные и деловые аксессуары — портфель, сумка, очки, галстук, часы, украшения.

8. Созданию первого благоприятного впечатления помогут уверенность и компетентность вместе с хорошими манерами и интеллигентностью.

Исправить первое впечатление бывает очень сложно, поэтому важно тщательно готовиться к любой первой встрече — первому свиданию, собеседованию, романтическому ужину или презентации своей компании. Н ужно помнить, что первое впечатление откладывается у нас в памяти надолго и у нас нет шанса повторить его дважды.

Буду благодарна Вам за поддержку! Подпишитесь на канал, поставьте лайк и оставьте свой комментарий к данной статье.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector