ПСИХОЛОГИЯ

Эффект присутствия в психологии

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Многочисленные исследования взаимовлияния людей в процессе выполнения той или иной деятельности положили начало сравнительному анализу индивидуальной и групповой работы. Разная степень взаимосвязи людей во время труда накладывает определенный отпечаток на динамику их психических функций и работоспособности, что сказывается на конечном результате деятельности. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности весьма актуален и для спортивной науки и практики, так как в одних видах спорта преобладает индивидуальное выполнение упражнений (спортивное плавание, лыжные гонки, спортивная и художественная гимнастика, гигантский слалом и пр.), в других — групповое (спортивные игры, синхронное плавание, парное фигурное катание на коньках, эстафеты и пр.).

Уже в первых экспериментах, осуществленных в разных странах в начале века, было показано, что есть определенная разница в психологических условиях и результатах индивидуальной и групповой деятельности. Принадлежность человека к той или иной группе накладывает значимый отпечаток на его поведение и психические состояния. Психологическое воздействие группы на индивида осуществляется не прямо, а через содержание и характер выполняемой деятельности. Сила этого воздействия зависит от решаемой задачи, размера группы, индивидуальной подготовленности участников к выполнению деятельности, а также от добровольного согласия принять влияние группы либо, наоборот, за-‘ труднить его или отвергнуть.

Многие виды трудовой и спортивной деятельности выполняются человеком в одиночку. Например, такова работа станочника, сварщика, гравера, таковы спортивные упражнения прыгунов в воду, пловцов, гимнастов, стрелков, тяжелоатлетов и Др- Существенно отличается от одиночной кооперативная групповая деятельность, особенно в тех случаях, когда участники ее физически взаимосвязаны друг с другом, как, например, в экипажах гребцов, при совместной переноске груза и пр. Поэтому в психологических исследованиях сравнивается не только одиночное и групповое выполнение работы, но и групповая деятельность с разной степенью взаимозависимости участников. Когда школьный класс пишет сочинение, взаимозависимость минимальна, так как каждый работает самостоятельно. Когда же спортсмены соревнуются в эстафетном беге, перетягивании каната, спортивных играх, то успешность’ деятельности каждого из них зависит от согласованности усилий всей команды. В академической гребле, например, в экипаже восьмерки, степень .взаимозависимости участников команды особенно велика.

Этот феномен в психологии получил название «социальная фа- сшштация», или «эффект присутствия». Еще К- Маркс писал, что «при большинстве производительных работ уже сам обществен- ный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии», и пояснял: «Здесь дело идет не только о повышении путем кооперации индивидуальной производительной силы, но и о создании новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила»*. Даже в том случае, если человек выполняет свою работу самостоятельно, на его лич-. ность и деятельность определенное влияние оказывает присутствие других. Любая индивидуальная деятельность в присутствии зрителей, наблюдателей или судей имеет свои психологические особенности, отличающие ее от групповой и одиночной деятельности в изоляции.

Эффект присутствия проявляется главным образом в повышении мотивации деятельности, улучшении ее результатов, облегчении реакций, стимуляции активности. Но так он проявляется’ обычно при выполнении хорошо заученных, автоматизированных действий, когда работа достаточно проста и привычна. В новых же и сложных условиях деятельности при столкновении с незнакомой публикой может наблюдаться затруднение деятельности, торможение индивидуальной активности.

Эффект присутствия усиливается в случае состязательных отношений с теми, кто наблюдает за деятельностью индивида. Известный американский психолог и спортсмен

еще в конце прошлого века провел наблюдения за велосипедистами и отметил, что они гораздо лучше выступают в гонках с соперниками, чем в езде на время.

Эффект совместного действия

Групповая деятельность, в которой все участники связаны условиями ее организации и выполнения, называется взаимосвязанной деятельностью. Чем выше степень взаимосвязанности групповой деятельности, тем сильнее выражен эффект совместного действия.

Экспериментально данная проблема рассматривается как вопрос о факторах и психологических закономерностях эффективности групповой деятельности в сравнении с ее индивидуальным выполнением.

В экспериментах, проведенных с группами кандидатов в отряд космонавтов, было показано, что успешность взаимосвязанной деятельности людей определяется не столько индивидуальной успешностью и активностью каждого члена группы, сколько оптимальностью их взаимодействия друг с другом, своеобразием стратегии и тактики совместных действий.

Для повышения групповой продуктивности в работе необходимо соответствие реально сложившейся в группе системы взаимоотношений тем требованиям, которые предъявляют к участникам задача и предстоящая деятельность.

Большой теоретический и практический интерес представляют эксперименты в парах и тройках. Эксперименты со школьниками показали, что результаты слабого учащегося в совместной работе с сильным значительно улучшаются при возникновении состязательной атмосферы в паре. Введение элемента соревнования значительно повышает результативность слабого участника пары и группы в целом. Вместе с тем сильный учащийся, включаясь в работу с одним или двумя слабыми, улучшает свои достижения менее значительно, чем партнеры.

Известный научный и практический интерес представляет вопрос о влиянии численности группы на эффективность деятельности ее участников. Исследования показывают, что групповая эффективность в том или ином виде деятельности возрастает при увеличении группы лишь до определенного уровня. В футболе—это команда численностью не менее 9—10 игроков, в волейболе— 5—6, в приятельской компании — 3—5 и т. д. При достижении некоторого «критического» размера группа перестает влиять на успешность выполнения задачи. Слишком большая численность участников группы приводит к тому, что они начинают мешать друг другу, что и снижает эффективность совместной деятельности.

Среди психологических феноменов, обусловливающих эффект совместного действия, необходимо учитывать уровень подготовленности участников к выполнению совместной деятельности, их психологическую совместимость, уровень развития группы как коллектива и др. Принято различать несколько видов и уровней совместимости людей при групповой работе.

Социально-психологическая совместимость — это сходство личных и общественных интересов и отношения к деятельности, общность целей и мотивов, ценностных ориентации и потребностей членов группы.

Психологическая совместимость — это сходство людей по проявлению психологических процессов и свойств (например, по параметрам ощущения и восприятия, по характерологическим проявлениям, темпераменту, уровню работоспособности и т. п.

Наличие совместимости обусловливает положительный эффект совместного действия, отсутствие совместимости влечет к конфликтности и межличностной напряженности во взаимоотношениях; В спортивной деятельности проблема совместимости членов группы особенно актуальна в командных видах спорта.

Синергический эффект. Преимущество групповой работы по сравнению с индивидуальной состоит в том, что первая позволяет получать «прибавочный продукт» за счет достижения синергического эффекта, при котором результаты совместной деятельности превышают.

1.4. Социально-психологические феномены поведения личности в группе.
По мере роста числа участников групповой деятельности индиви. дуальный вклад в итог общей работы уменьшается («эффект Рингель
Присутствие другой группы как потенциального соперника

В социологии и социальной психологии совместная деятельность людей в малых группах получила название групповой деятельности.
Также отличительной особенностью групповой работы является присутствие консультанта, координирующего работу.

Ниже мы рассмотрим наиболее хорошо установленные эффекты взаимодействия человека со
Когда деятельность хорошо освоена, происходит ее улучшение в присутствии других
Отрасли психологии: пс

Источник

Эффект присутствия: 7 способов жить «здесь и сейчас»

«Челленджер» рассказывает, как, наконец, быть счастливее — причём скорее вопреки, а не благодаря.

1. Расставьте приоритеты

Желание угодить всем, страх разочаровать своих близких или не оправдать чужие ожидания — вот первая преграда на пути к тому, чтобы прислушаться к себе и понять, чего хотите именно вы. Строить свою жизнь с оглядкой на других просто-напросто опасно: велик риск остаться у разбитого корыта и всё оставшееся время посвятить поиску виноватых.

Для того чтобы каждый день был наполнен, чтобы вы проживали его в гармонии с собой, необходимо определиться с тем, что действительно значимо и важно именно для вас. Таким образом, дальнейшие действия не будут противоречить вашим взглядам и ценностям, а наоборот, станут более осмысленными. Ну это в идеале, к которому, ясное дело, мы все стремимся.

2. Будьте счастливы

Многие люди искренне убеждены, что счастье — это то, что приходит извне, его вам дарит работа, карьера, личная жизнь. Разве? Истинный источник счастья — это вы сами. Это выбор, который каждый человек делает сам, и этот выбор совершенно не связан ни с погодой за окном, ни с курсами валют. Быть счастливее — это, скорее, решение, принятое вопреки, нежели благодаря.

Верный путь к несчастью — вера в то, что кто-то или что-то в один миг сделает вас счастливым. В момент, когда эти ожидания не оправдаются, не будет ничего, кроме разочарования и боли.

3. Не думайте о недостатках

Ещё один шаг на пути к тому, чтобы чувствовать себя гораздо лучше, это попытка сфокусироваться на собственных способностях и достоинствах. Зацикленность на недостатках или постоянное стремление к совершенству — пример бессмысленного действия, которое выматывает, но не созидает. Не тратьте время на поиск того, чего нет, лучше цените и используйте то, что у вас есть.

Невозможно быть лучшим во всём, продуктивнее и приятнее будет сосредоточиться на том, что вас вдохновляет и увлекает. А новые увлечения лучше всего воспринимать как опыт и развитие, а не как очередную гонку за первым местом. Помните, что андердоги зачастую обыгрывают фаворитов.

4. Живите с открытым сердцем

Вечные тревоги и заботы о будущем поглощают настоящее и каждый день становятся подготовкой к следующему дню. Время летит с невероятной скоростью, стирая оттенки чувств и эмоций, жизнь становится однотонной и пустой.

Но если быть открытым каждому дню, познавая и изучая окружающий мир, то можно увидеть совершенно новую реальность с яркими цветами, запахами, маленькими деталями, которые просто невозможно разглядеть, когда вы всё время спешите. Сфокусируйтесь на том, что вы чувствуете, а не на том, что вы думаете.

5. Забудьте о прошлых ошибках

Вспоминать события прошлого, корить себя за свои ошибки — это не что иное, как перенос старых проблем в настоящее, подпитывание их новой энергией. Гоните мысли о том, что лучшие времена позади. У вас есть только сегодня, чтобы наполнить его новыми приключениями и достижениями.

6. Получайте удовольствие от каждого действия

Медитация — самый лёгкий способ научиться ощущать себя здесь и сейчас, но только он не единственный. Чем бы вы ни занимались, старайтесь увлечься процессом, осмысливая каждое движение, вне зависимости от того, занимаетесь вы творческой или рутинной работой. Если вы сидите, наслаждайтесь чувством бездействия и состоянием покоя. Если вы бежите, прочувствуйте, как ваши ноги соприкасаются с землёй, как мышцы толкают вас вперёд, как лёгкие наполняются воздухом, а пейзажи сменяют друг друга. Все эти картины, которые мы сегодня пытаемся нарисовать в вашем воображении, конечно, ужасно приторные и могут вызывать даже чувство неловкости, но что поделаешь. Ни вы, ни мы не являемся героями романтических комедий, тем не менее мы все стараемся прожить свою жизнь счастливо. Вдруг хотя бы один совет из этой статьи поможет вам быть счастливее — мы уже будем довольны.

7. Доверяйте себе

Вывод такой: прислушивайтесь к себе и не бойтесь следовать интуиции. Научившись доверять себе, вы почувствуете уверенность, а ваши поступки станут естественными и осознанными. Помните: открытия приходят в подготовленные умы, спонтанные идеи и мысли — не случайность, а непрозрачный намёк на то, что именно вам нужно. Ну и да, простите нас за статью, полную оптимизма. Просто мы правда верим в то, что говорим и советуем вам. В том числе и в то, что вам надо больше доверять себе.

Источник

Эффект присутствия

У этого выражения много значений. Но мы рассмотрим одно, самое интересное с психологической и философской точки зрения. Описывающее, пожалуй, самое парадоксальное проявление помянутого эффекта. В жизни это выглядит так: придет один человек – и все сломается, придет другой – и все починится, если говорить совсем просто.

Эффект Паули

Был такой знаменитый физик Вольфганг Паули; стоило ему посетить лабораторию какого-нибудь товарища-ученого, как там немедленно что-то ломалось и шло «не так». Вплоть до того, что останавливались настенные часы! Физик Штерн вообще запретил Паули посещать свою лабораторию – слишком серьезный ущерб наносили визиты коллеги! Однажды физики решили подшутить над «эффектом»; специально смастерили реле, которое должно было отключить часы в момент, когда Паули зайдет в лабораторию. Они хотели высмеять заблуждение и суеверие. Однако часы не остановились; сломалось реле – именно в том момент, когда Вольфганг Паули вошел в лабораторию…

Объяснить этот феномен наука не смогла, хотя сам Паули пытался связать физику с психологией, указать на влияние «человеческого фактора», «психической энергии» человека на физические процессы. Однако все это так попахивало парапсихологией и мистикой, что «эффект Паули» так и остался загадочным артефактом в науке. Но в эпоху компьютерных технологий о нем снова вспомнили. «Айтишники» знают, что такое «эффект присутствия»: в присутствии одних людей сложная техника словно «самопочиняется», процессы восстанавливаются, работа идет отлично! Стоит прийти другому человеку – и на ровном месте возникают «зависания» и поломки. Каким-то образом люди способны влиять на физические процессы, просто находясь рядом. А как и почему это происходит – непонятно. Одним словом – парадокс.

«У меня не живут цветы»

Но оставим технику. Каждый из нас знает: после встречи с определенным человеком мы ощущаем прилив сил и бодрости. Но стоит столкнуться с другим человеком – и мы ощущаем упадок сил и энергии, что-то может сломаться, испортиться; не только настроение. Вполне возможно, что ухудшится здоровье, завянут цветы…

Еще в 1959 году доктор Бернард Грэй проводил эксперименты с зернами ячменя, обработанными обычным физраствором. Физиологический раствор находился в запечатанных фабричных бутылках. Бутылку давали подержать в руках господину Эстербани, имевшему славу целителя – он лечил «наложением рук». А вторую бутылку, контрольную, не трогали. Затем зерна слегка поджаривали, чтобы нанести им вред, но не убить, а потом рассаживали в одинаковые горшки с одинаковой почвой. Одну партию поливали обычным раствором; другую – тем, который держал в руках целитель. Через контрольное время обнаружилось, что в тех горшках, которые поливали «обработанным» Эстербани раствором, проросло больше зерен, а стебли оказались более высокими и сильными. А вот когда бутылку с раствором давали подержать депрессивному пациенту психиатрической больницы, зерна прорастали скверно…

Экспериментов подобного рода было проведено много; но все они подтверждают народные верования – злой человек способен пагубно влиять на посевы. В его присутствии скот болеет, урожай гибнет, молоко скисает… «У меня не живут цветы», — так начинается стихотворение Гумилева… С древних времен считалось, что в присутствии ведьмы «из логова Змиева» вянут растения. Казалось бы, дремучее суеверие! Однако в одном из экспериментов гибли в руках некоторых людей именно молочнокислые бактерии. Гибли и дрожжи, которые поливали раствором глюкозы, если бутылку с раствором держал до этого в руках депрессивный больной. Так что старинные признаки присутствия «нечисти»: скисание молока, не поднявшийся в печи хлеб, гибель и болезнь животных и посевов странным образом перекликаются с результатами наблюдений и экспериментов. Ухудшение самочувствия после общения с тяжелым, депрессивным или злым человеком тоже вполне объяснимо с этой точки зрения. Ведь в организме постоянно происходят физические и химические процессы; и контакт с другой системой так или иначе влияет на нашу систему, на наш организм. Одни люди влияют на нас как Паули; другие – приносят успех, исцеление, радость… И это – не метафора.

Ничего личного

Психологическое это влияние или физическое – до сих пор неясно, однако каждый прекрасно знает в душе, кто влияет на него положительно, а какого человека следует по возможности избегать. Если сразу после общения сломалось все, что только могло сломаться, если произошла вторая или третья авария после общения с конкретным человеком, если немедленно случилась ссора и скандал в доме после визита определенной персоны – стоит задуматься об «эффекте присутствия» и проанализировать отношения с тем, кто приходил. Возможно, что человек не испытывает к вам лично негативных чувств. Возможно, с ним самим «что-то не так». Он может переживать внутренний конфликт, депрессию, иметь особенности личности, своеобразное «психическое поле», которое вот так влияет на нашу «лабораторию». Материалист-физик Штерн прекрасно относился к Паули; но убедительно попросил не посещать его лабораторию. Ничего личного, ничего мистического, ничего суеверного; но практика – критерий истины. Раз при Паули все идет кувырком, лучше встречаться с Паули в нейтральном месте, не так ли.

Залог чуда

А вот настоящий, прирожденный врач, психолог, философ должен обладать положительным влиянием, — дело не в словах и не в манере общения, хотя это очень важно. Он сам по себе должен быть «положительно заряжен». От лампочки – светлее, от батареи – теплее, от доктора – легче… Когда Бехтерев указывал, что общение с врачом должно лечить, он именно это имел в виду.

Впрочем, от иного специалиста может остаться чувство уныния и депрессии. И болезнь не проходит, наоборот – организм словно стал рассыпаться. Не обязательно плох доктор; может быть, именно вам не подходит именно этот врач или психолог. И надо не обвинять специалиста. Стоит направить силы на то, чтобы подыскать «своего» врача, преподавателя, тренера… Того, кто будет обладать положительным влиянием на нашу систему.

Психолог Карл Роджерс просто присутствовал во время детских игр. Просто сидел и смотрел, проявляя доброжелательное внимание. И дети чувствовали себя лучше и лучше, успешно справляясь со своими психологическими и педагогическими проблемами. Они исцелялись, хотя никакого лечения не происходило, никакой психотерапии в общепринятом смысле не было: доктор Роджерс просто доброжелательно наблюдал за процессом игры.

Есть такая точка зрения – доктор Фрейд лечил пациентов не столько своим уникальным методом психоанализа, сколько своей «личной энергией». Ведь метод Фрейда стал широко известен, его использовали тысячи последователей великого психолога – но таких же результатов никто не добился. Уникальная личность обладает уникальной целительной энергией. Поэтом так важно при выборе врача и любого другого специалиста обращать внимание на свое состояние: психологическое и физиологическое. Побочный «эффект Паули» может свести на нет все правильные и научно обоснованные действия учителя или психолога. А личный доброжелательный настрой, личная «добрая энергия» могут дать поразительный положительный эффект. Общение между людьми подобно химическому процессу, как писал Юнг; результат трудно предсказать заранее, его можно только почувствовать на начальной стадии. И если мы подходим друг другу – будут происходить чудеса…

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть