ПСИХОЛОГИЯ

Эффект регрессии в экспериментальной психологии

Эффект регрессии в экспериментальной психологии

Если необходимо использовать не один уровень воздействия, то применяются планы с несколькими экспериментальными группами (по числу уровней воздействия) и одной контрольной.

Если же нужно контролировать влияние одной из дополнительных переменных, то применяют план с двумя контрольными группами и одной экспериментальной. Измерение поведения дает мате-риал-для сравнения двух групп. Обработка данных сводится к применению традиционныхддя математической статистики оценок. Рассмотрим случай, когда измерение проводится интервальной шкалой. Для оценки различия в средних показателях групп используют t-кри-терий Стьюдента. Оценивание различий в вариации измеряемого параметра между экспериментальной и контрольной группами проводится с помощью критерия F. Соответствующие процедуры подробно рассмотрены в учебниках математической статистики для психологов.

Применение плана для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия позволяет контролировать основные источники внутренней невалидности (как их определяет Кэмпбелл). Поскольку предварительное тестирование отсутствует, исключен эффект взаимодействия процедуры тестирования и содержания экспериментального воздействия и сам эффект тестирования. План позволяет контролировать влияния состава групп, стихийного выбывания, влияния фона и естественного развития, взаимодействие состава группы с другими факторами, исключить эффект регрессии за счет рандомизации и сравнения данных экспериментальной и контрольной групп. Однако при проведении большинства педагогических и социально-психологических экспериментов необходимо жестко контролировать исходный уровень зависимой переменной, будь то интеллект, тревожность, знания или статус личности в группе. Рандомизация — лучшая процедура из возможных, но не дающая абсолютной гарантии правильности выбора. Когда существуют сомнения в результатах рандомизации, применяют план с предварительным тестированием.

2. План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием. Рассмотрим структуру этого плана:

Источник

Влияние экспериментатора: проблемы влияния и способы снижения деформации.

Эффект экспериментатора и первичный контроль

ЭЭ – это фактор, рассматриваемый обычно на этапе первичного контроля и при оценке репрезентативности полученных данных.

Эффект экспериментатора и эффект испытуемого – это взаимосвязанные виды артефактных переменных, которые могут приводить к неверным выводам.

Под ЭЭ в самом широком смысле понимают искажение эмпирических результатов, вследствие воздействия экспериментатора на фиксируемые данные.

Этот эффект может быть связан с различными механизмами и в зависимости от этого называться по-разному:

Эффект наблюдателя – эффект воздействия психолога на наблюдаемые им процессы.

Эффект ожиданий – эффект воздействия ожиданий экспериментатора на фиксируемые данные.

Эффект первого впечатления – влияние первого впечатления от личности испытуемого на интерпретацию и оценку экспериментатором его дальнейшего поведения и личностных особенностей.

В плане отношения испытуемого к экспериментатору ЭЭ может выступать как эффект мотивации экспертизы.

Составляющие ЭЭ:

1. Воздействие со стороны личностных свойств экспериментатора.

2. Взаимодействие личностных свойств экспериментатора и испытуемого.

В эксперименте может выражаться:

1. В ошибочной регистрации данных,

2. В воздействии какого-либо из личностных свойств экспериментатора (возраст, пол, стиль общения, ожидания по отношению к рез-там эксперимента и т.д.) на ожидания или реакцию испытуемых.

ЭЭ может выступать источником как систематических, так и несистематических смешений, обуславливая в последнем случае ненадежность данных.

+ Экспериментатор в разной степени включен в проведение эксперимента и общение с испытуемым в зависимости от процедуры эксперимента.

Экспериментатор собирает данные, объясняет цель действий, во многом обусловливает мотивационный уровень принятия задачи испытуемым.

Г. Тэшфелл: эксперимент проходит не в вакууме: испытуемый строит предвосхищения относительно ожидаемых от него стратегий поведения или желательных ответов.

Т. о., существует как «эффект экспериментатора», так и «эффект испытуемого».

На результаты эксперимента влияют такие характеристики экспериментатора, как пол, возраст и т. д.

Влияние характерологических черт экспериментатора или взаимодействия черт испытуемого и экспериментатора проявляются в основном там, где может быть показана содержательная зависимость между обсуждаемым свойством и базисным процессом.

Способы снижения деформации:

1. Контроль ЭЭ как ДП.

2. Точная регистрация данных (без интерпретации).

3. Инструкция в письменном виде

4. Привлечение 2-го экспериментатора (нейтрально относящегося к теме исследования).

Влияние испытуемого на результаты эксперимента.

Эффект испытуемого и первичный контроль

ЭИ – это фактор, рассматриваемый обычно на этапе первичного контроля и при оценке репрезентативности полученных данных.

Эффект экспериментатора и эффект испытуемого – это взаимосвязанные виды артефактных переменных, которые могут приводить к неверным выводам.

ЭИ заключается в том, что испытуемый строит предвосхищения относительно ожидаемых от него стратегий поведения или желательных ответов, также он строит предположения о целях исследования и меняет свое поведение.

+ Экспериментатор в разной степени включен в проведение эксперимента и общение с испытуемым в зависимости от процедуры эксперимента.

Экспериментатор собирает данные, объясняет цель действий, во многом обусловливает мотивационный уровень принятия задачи испытуемым.

Т. о., существует как «эффект экспериментатора», так и «эффект испытуемого».

Влияние характерологических черт экспериментатора или взаимодействия черт испытуемого и экспериментатора проявляются в основном там, где может быть показана содержательная зависимость между обсуждаемым свойством и базисным процессом.

«Эффект испытуемого»

Особенности восприятия человеком экспериментальной ситуации (и экспериментатора) и формирующееся на этой основе испытуемого к экспериментатору искажают обычное течение мыслей, чувств и форм поведения испытуемых.

В условиях эксперимента человек невольно принимает правила такой интеллектуальной игры: действовать тем способом, какой, как он думает, хочет от него экспериментатор; или тем способом, каким в его представлении действует нормальный человек, или так, как действует такой человек, когда за ним наблюдают.

Экспериментальная выборка, виды выборок и стратегии ее построения.

Экспериментальная выборка.

Заключается в выборе объекта исследования. Вторая задача, после того, как определены ЗП и НП.

Выборка должна соответствовать идеальному объекту.

Необходима для обобщения результатов конкретного эксперимента на всю генеральную совокупность.

Исследование с одним испытуемым проводиться в следующих случаях:

1. а. Когда индивидуальными различиями можно пренебрегать.

б. Исследование велико по объему.

в. Включает множество экспериментальных проб.

2. Когда испытуемый является уникальным объектом (гениальный музыкант, шахматист, и т.п.).

3. От испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследований.

4. Когда повторение данного эксперимента невозможно с участием др. испытуемых.

Виды выборок:

1. Вероятностная выборка.

— используется, когда поставлена задача узнать что-либо конкретное об определенной группе людей.

Генеральная совокупность – некоторая группа (определяет сам исследователь).

Выборка – ее подгруппа.

(пр: ГС – все население Земли; В – Россия).

2. Репрезентативная выборка.

— выборка должна отражать особенности популяции в целом.

Если этого нет à нерепрезентативная выборка.

3. Случайная выборка.

— каждый член популяции имеет шанс попасть в эту выборку.

Эффективный практический способ построения репрезентативной выборки.

Недостатки случайной выборки:

1) Трудно отразить определенные особенности популяции.

2) Неприменимость процедуры отбора.

4. Расслоенная выборка.

— создается в случае, если необходима выборка, отражающая состав популяции, и для решения исследовательской задачи необходим учет групповых различий (пр: половой состав, возраст группы, и т.д.).

Точное соотношение важных подгрупп популяции.

Исследователь сам решает на сколько уровней он делит популяцию.

5. Кластерная/гнездовая выборка.

— решает проблему, когда невозможно получить полный список членов популяции.

Исследователь случайным образом выбирает группу людей/кластер с определенными особенностями.

Стратегии/способы/дизайны конструирования экспериментальных групп.

1. В эксперименте создается 2 группы:

Каждая из них помещается в разные условия.

2. Изучение одной группы в экспериментальных и контрольных условиях.

В данном случае не контролируется эффект последовательности.

— подбор для каждого испытуемого эквивалентного, похожего на него, и распределение их в разные группы.

Все группы ставятся в разные условия и образуется несколько подгрупп = факторный эксперимент.

Критерий формирования выборок:

1. Содержательный критерий/критерий операциональной валидности.

— подбор групп происходит/определяется предметом и гипотезой исследования.

Экспериментатор должен создать идеальную модель объекта исследования, попытаться его описать.

Характеристики реальной группы должны минимально отклоняться от характеристик идеальной группы.

2. Критерий эквивалентности испытуемых/критерий внутренней валидности.

— выводы, полученные у всей группы, должны характеризовать каждого ее члена.

Эквивалентные группы создаются при помощи рандомизации.

3. Критерий репрезентативности/критерий внешней валидности.

— группа должна составлять генеральную совокупность.

Показывает на какую более широкую популяцию можно распространить результаты исследования.

Опасность составляют реально существующие группы, т.к. НП вступает во взаимосвязь с испытуемыми.

Методы построения групп:

1. Рандомизация – каждый испытуемый имеет шанс попасть в группу.

Создание группы испытуемых при помощи статистических методов.

Рандом. позволяет обеспечить репрезентативную выборку и высокий контроль дополнительных переменных.

Создание выборок из эквивалентных др. др. испытуемых.

Подбор однородной группы с уравниванием всех характеристик, кроме дополнительных переменных.

3. Рандомизация с выделением страт/стратометрических отбор.

Страты – классы, половозрастные особенности, и т.д.

Выделение существующих популяций или представляющих отдельные страты; и проведение рандомизации.

4. Приближенное моделирование.

— данные, полученные на выборке, распространяются на более генеральную совокупность при четком указании критерия.

5. Репрезентативное моделирование.

— позволяет более обоснованно приписывать данные генеральной совокупности, в силу того, что выборка является репрезентативной.

6. Привлечение реальных групп.

— тех, которые существуют в реальности.

Удобная выборка – та, которая есть в наличии, в реальности; которая наиболее доступна экспериментатору. Ею еще называют целевую группу.

Доэкспериментальные планы, их содержание и возможности применения.

Экспериментальные планы. Дизайны.

Классификация планов:

Межсубъектные – НП принадлежит субъекту (испытуемому).

— каждый участник эксперимента начинает его с нуля.

— каждая выборка начинает со своим условием.

«+»: Позволяет избежать наложение одних экспериментальных воздействий на др.

«–»: Большое количество осложнений (угрозы внешней и внутренней валидности).

Внутрисубъектные – проводятся на одной группе испытуемых, которая подвергается нескольким воздействиям.

«+»: Нет проблемы подбора эквивалентных выборок;

Требуется небольшая численность испытуемых.

«–»: Последовательное выполнение заданий.

Эффект последовательности, который касается предъявления воздействий и тестирования.

Делится на: Эффект прогрессии (в выполнении теста) – испытуемый научается выполнению теста.

Эффект передачи – наложение условий задачи др. на др.

2. по степени учета факторов внешней и внутренней валидности.

1. Доэкспериментальные планы.

2. Истинные эксперименты.

3. Квазиэксперименты и факторные эксперименты.

4. Другие (описательные, корреляционные, и т.д.).

ДОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ.

А) Исследование единичного случая.

(Х – воздействие; О – тестирование)

— Однократное обследование одной группы, которая подверглась воздействию (единичному), вызвавшему изменение.

— Полностью отсутствует контроль => не представляет научной ценности.

— Контроль факторов: доступно это сделать в интроспекции.

— Нужно либо 2 экспериментальных воздействия, либо сравнение.

— Отсутствие контрольной группы не позволяет говорить о достоверности результата.

Б) План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе.

Используется, когда нет ничего лучшего.

Кэмпбелл называет этот план – дурным примером, который иллюстрирует нарушения внутренней и внешней валидности.

Показывает возможности объяснения через конкурирующие гипотезы.

Конкурирующие гипотезы:

1. Фон – О1 и О2 могут проводиться в разные дни, и чем больше между ними промежуток, тем больше вероятность того, что именно фон является причиной изменений.

Правдоподобность данной гипотезы будет выше, если событие произошло с максимально возможным числом людей.

2. Естественное развитие – все факторы, связанные с изменением испытуемых во времени, окажут свое влияние.

3. Эффект тестирования – научается выполнять + может догадаться о том, что тестируют.

4. Инструментальная погрешность – все, что касается ошибок измерения.

5. Статистическая регрессия – регрессия к среднему.

Регрессия к среднему – при повторном тестировании значения испытуемых стремятся к среднему.

Чем сильнее отклоняется оценка от среднего, тем выше вероятность того, что она связана с ошибкой измерения.

Эффект статистической регрессии может оказывать негативные влияния на отношение заказчика к экспериментатору.

Может приводить к ошибочным выводам.

В) Сравнение статистических групп.

— группы не являются эквивалентными и различия в результатах теста могут быть обусловлены массой причин.

** Гипотеза факторов выбывания (испытуемых).

Истинные экспериментальные планы: план для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия, план для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием, план Соломона.

Экспериментальные планы. Дизайны.

Классификация планов:

Межсубъектные – НП принадлежит субъекту (испытуемому).

— каждый участник эксперимента начинает его с нуля.

— каждая выборка начинает со своим условием.

«+»: Позволяет избежать наложение одних экспериментальных воздействий на др.

«–»: Большое количество осложнений (угрозы внешней и внутренней валидности).

Внутрисубъектные – проводятся на одной группе испытуемых, которая подвергается нескольким воздействиям.

«+»: Нет проблемы подбора эквивалентных выборок;

Требуется небольшая численность испытуемых.

«–»: Последовательное выполнение заданий.

Эффект последовательности, который касается предъявления воздействий и тестирования.

Делится на: Эффект прогрессии (в выполнении теста) – испытуемый научается выполнению теста.

Эффект передачи – наложение условий задачи др. на др.

2. по степени учета факторов внешней и внутренней валидности.

1. Доэкспериментальные планы.

2. Истинные эксперименты.

3. Квазиэксперименты и факторные эксперименты.

4. Другие (описательные, корреляционные, и т.д.).

ПЛАНЫ ИСТИННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.

Максимально учтены факторы внутренней валидности.

А) План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой.

à максимальный контрольвнутренней валидности:

1. Фон/История – проведение обследования в обоих группах одновременно.

Мешающий фактор – экспериментаторы разные.

Рандомизация экспериментальных сеансов.

Экспериментатор должен создать/контролировать равновероятность событий в контрольной и экспериментальной группах.

2. Одновременно контролируются эффект тестирования, естественное развитие, инструментальная погрешность – если рандомизация правильная.

Наибольшая сложность при наблюдении и экспертной оценке.

3. Регрессия – сравнение контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце тестирования.

4. Отбор – в основе групп – рандомизация => группы эквивалентны.

5. Фактор выбывания – исключение испытуемого при отсутствии на одном из этапов эксперимента; можно его перевести в контрольную группу; не был на 2-х этапах – можно ничего с ним не делать.

** Исключение испытуемых не является выгодным. Оно может привести к смещению результатов и уменьшению эквивалентности групп.

Факторы внешней валидности:

1. Взаимодействие тестирования и эксперимента.

Вопрос о предварительном тестировании и воздействии в экспериментальной группе. Необходимо создать условия, чтобы испытуемые не были осведомлены о целях воздействия и эксперимента; если это невозможно, то надо постараться минимизировать влияние тестирования на воздействие; необходимо учитывать частоту встречаемости события в данной популяции.

2. Взаимодействие отбора и воздействия.

Нарушение будет возникать в случае неправильного отбора групп, испытуемые группы становятся нерепрезентативными.

Направленный отбор – самостоятельно выбираем удобную выборку, излишне готовую к сотрудничеству.

Кэмпбелл: чем больше попыток наладить сотрудничество, тем больше этот фактор проявляется.

3. Другие взаимодействия.

а) Инструментальная погрешность – недостатки тестов и методик, которые будут использованы.

б) Выбывание и воздействие – следствие эксперимента, а не факторы взаимодействия.

в) Естественное развитие и эксперимент – результаты эксперимента должны быть распространяемы на всю совокупность, нужно учитывать отбор, развитие испытуемых и само воздействие; учет условий, в которых оказывается воздействие.

г) Реакция испытуемого на эксперимент – все намерения испытуемого – угадать, что хочет экспериментатор;

Как избегать реакцию испытуемого: отсутствие информации об экспериментальном воздействии, если воздействие носит характер регулярной деятельности; отсутствие физического разделения групп при рандомизации, использование реальных групп (школьные классы) при рандомизации.

Нельзя объединить данные по группам, трудно перенести на генеральную совокупность.

Стаистические методы (различительные критерии):

Необходимо учитывать результаты предварительного тестирования.

Можно использовать данные, если нас интересует степень увеличения при повторном тестировании.

+ Однофакторный дисперсионный анализ (Критерий Фишера, f).

Б) План Соломона

План с предварительным и итоговым тестированием и двумя контрольными и экспериментальными группами.

(по Кэмпбеллу, план №5).

1947 г., Роберт Соломон.

Позволяет проконтролировать почти все факторы внутренней и внешней валидности.

Главный эффект экспериментального воздействия – всеми четырьмя группами (4 разных условия).

Эффект тестирования – через 3 и 4 группу.

Фактор фона – 2 и 4 гр.

Фактор естественного развития – 3 и 4 гр.

Инструментальная погрешность – множество измерений.

Регрессия – большее число групп.

Эффект отбора – рандомизация.

Выбывание – попадает в др. группу.

В) План с применением контрольной группы и тестированием после воздействия.

В истинном эксперименте предварительное тестирование не является обязательным условием, но должна быть обеспечена очень высокая рандомизация.

Применяется в случае, если предварительное тестирование невозможно.

Недостатки и отличия от плана Соломона:

Затраты на организацию плана Соломона слишком велики, а результаты адекватны;

— Лучше плана «с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой» для избежания эффекта тестирования, но при условии рандомизации.

— Статистические методы хуже, чем в плане 4.

— Преимущество, если группа подвергается частому тестированию.

— Эксперимент и тестирование могут быть представлены естественным образом.

— Реакция испытуемых лучше, чем на все другие планы.

Основной статистический метод – различительный критерий Стьюдента, или др. критерии сравнения.

Простые истинные планы используются достаточно редко.

Кэмпбелл: исследователи не любят выдвигать простые гипотезы, а стремятся к многомерной модели психической реальности, что затрудняет проведение истинных экспериментов.

Квазиэкспериментальные планы: план временных серий, план серий временных выборок, план серий эквивалентных воздействий, план с неэквивалентной контрольной группой.

Экспериментальные планы. Дизайны.

Классификация планов:

Межсубъектные – НП принадлежит субъекту (испытуемому).

— каждый участник эксперимента начинает его с нуля.

— каждая выборка начинает со своим условием.

«+»: Позволяет избежать наложение одних экспериментальных воздействий на др.

«–»: Большое количество осложнений (угрозы внешней и внутренней валидности).

Внутрисубъектные – проводятся на одной группе испытуемых, которая подвергается нескольким воздействиям.

«+»: Нет проблемы подбора эквивалентных выборок;

Требуется небольшая численность испытуемых.

«–»: Последовательное выполнение заданий.

Эффект последовательности, который касается предъявления воздействий и тестирования.

Делится на: Эффект прогрессии (в выполнении теста) – испытуемый научается выполнению теста.

Эффект передачи – наложение условий задачи др. на др.

2. по степени учета факторов внешней и внутренней валидности.

1. Доэкспериментальные планы.

2. Истинные эксперименты.

3. Квазиэксперименты и факторные эксперименты.

4. Другие (описательные, корреляционные, и т.д.).

КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТ.

Применяется в случае невозможности проведения истинного эксперимента.

Это эксперимент, в котором не установлено влияние НП, т.к. есть недостатки контроля над переменными в ходе исследования.

Квазиэксперимент – это эксперимент, в котором нельзя сделать вывод о причинно-следственной связи в силу неполного контроля.

А) План с временными сериями (план №7).

План с прерванной временной последовательностью.

На эффект воздействия будет указывать нарушение непрерывности результатов исследования.

План был особо популярен в 19 веке в естественных науках.

В начале 20 века этот эксперимент использовали Фармер и Брукс для изучения факторов, влияющих на эффективность происзводства.

— проблема внутренней валидности;

— проблема конкурирующих гипотез.

За счет факторов внутренней валидности может быть объяснено изменение временной последовательности.

А и В – есть эффект.

Факторы внутренней валидности:

1. Фактор фона – трудно контролировать, т.к. исследования проводятся в разное время.

Фон будет обеспечиваться только в случае обеспечения экспериментальной изоляции.

циклические события (каникулы, праздники, четверти, семестры, и т.п.).

2. Фактор естественного развития – контролируется за счет того, что есть несколько серий тестирования и можно отследить изменения индивидуальных результатов.

3. Фактор инструментальной погрешности – можно проконтролировать, но условия проведения методики должны сохраняться от начала и до конца исследования.

4. Фактор регрессии – контроль за счет большого числа измерений.

5. Состав групп – требует особого контроля, т.к. состав групп должен быть постоянным на протяжении всего исследования.

Факторы внешней валидности:

В целом, не контролируются.

Кэмпбелл, анализируя этот план, советует обратить внимание на:

— реакцию испытуемых на экспериментальное воздействие.

— фактор состава группы и экспериментального воздействия.

— взаимодействие тестирования и экспериментального воздействия – может вызывать сильную ошибку.

Основной недостаток этого плана состоит в том, что нет возможности отделить влияние НП-ой от фоновых событий.

Основное достоинство – позволяет оценить тенденции, т.е. предсказуемые события, возникающие в течение времени (пр: влияние рекламных и социальных кампаний).

Разновидности плана с временной последовательностью.

1. Применение контрольной группы/контрольного сравнения.

2. План с прерванной временной последовательностью и переключающимися повторениями (предложил Кэмпбелл и Кукк в 1979 г.). Когда экспериментальное воздействие оказывает наибольший эффект.

3. Без использования контрольной группы, но с несколькими зависимыми переменными (на одну ЗП повлияет НП, а др. ЗП – остается неизменной).

(надо рассматривать всю тенденцию – рис. в тетради).

Б) План с неэквивалентными временными выборками.

(план №8). Модификация плана №7.

В данном плане ожидается, что экспериментальное воздействие будет носить временный или обратимый характер.

— позволяет сравнить действие 2-х экспериментальных воздействий на одну группу.

20-30-ые гг. – этот план разрабатывали Олпорт и Сорокин.

45 г. – Керр изучал – как влияет на работоспособность музыка.

(51 муз.дней/51 таких. 3 вида муз.произведений, каждое из которых предъявлялось эквивалентным выборкам по 14 дней).

Факторы валидности:

Внутренняя валидность контролируется также, как и в плане 7.

Но самая большая проблема связана с фактором фона.

(Предъявление большого числа последовательностей в большом числе случаев позволяет контролировать этот фактор).

Внешняя валидность, в целом, не контролируется.

Но – если испытуемые осведомлены об эксперименте – это играет отрицательную роль (сильно).

Отдельно отмечают: межуровневую интерференцию (наложение влияния одного на др.) экспериментального воздействия (т.е. первое экспериментальное воздействие может иметь продолжительный эффект и оказывать свое влияние на последующее воздействие).

Частота изменения экспериментального воздействия может являться указателем для испытуемого об эксперименте и выступать как стимул (дополнительный мотивационный (новый) стимул).

Ценность данной схемы состоит в том, что можно проверить влияние 2-х экспериментальных воздействий.

Мат. методы:

— анализ графиков изменений

— сравнительные критерии предъявления 2-х воздействий.

— сравнение одного воздействия, предъявленного в разные периоды.

В) План временных серий.

-модификация доэкспериментального плана.

2 естественные группы (пр: 2 параллельных класса). Обе группы тестируются.

Затем одна группа подвергается воздействию, а другая – нет.

Через определенное время обе группы проходят тестирование повторно.

Результаты обеих групп сапотавляются при помощи t-критерия Стюдента и дисперсионного анализа.

О2 и О4 – естественное развитие и фон.

Для выявления эффекта действия НП необходимо сравнить величины сдвигов показателей во времени.

Значимость различия приростов à влияние НП на ЗП.

(пр. иссл.: психолого-педагогический эксперимент).

Главный источник артефактов – различия в составе групп (не рандомизированы).

Чем больше сходство экспериментальной и контрольной групп, тем более валидны результаты, получаемые с помощью этого плана.

Г) Сбалансированные планы (план №11).

— это все планы, а которых для (достижения) повышения контроля, всем группам испытуемых предусмотрено предъявление всех экспериментальных воздействий.

· Маккол. Ротационный план.

· Андервуд. Сбалансированный план.

· Кохран и Кокс. Перекрестные планы.

· Пеленборн. Планы с переключением.

В основе построения схемы этого плана лежит модель построения латинского квадрата.

Гр.
АX1X2X3X4
ВX2X4X1X3
СX3X1X4X2
DX4X3X2X1

** После каждого воздействия – тестирование.

1 переменная: эффект группы.

Группа является как:

1- фактор валидности.

2- переменная (характеризуется своей последовательностью воздействий).

2 переменная: номер воздействия.

3 переменная: само воздействие.

Основные проблемы, связанные с валидностью:

1. Групповой эффект (не за счет воздействия, а за счет состава изменяются результаты).

2. Последовательность воздействия (интерференция воздействия может объяснять и их последовательность).

— возможность планирования воздействия.

В силу того, что группы случайно разделить нельзя, необходимо учитывать факторы внутренней валидности.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть