ПСИХОЛОГИЯ

Эффект розенталя в психологии это

Эффект Пигмалиона (или Розенталя): примеры, эксперименты

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это психологический феномен, суть которого заключается в том, что человек, на уровне подсознания строит линию поведения, опираясь на мнение и ожидания окружающих.

Мы часто, сами того не осознавая, сталкиваемся в жизни с эффектом Пигмалиона. Наиболее ярким примером тому являются дети с девиантным поведением. От них не ждут ничего хорошего. Подсознательно отношение к таким детям соответствующее. В итоге они оправдывают ожидания окружающих.

Об эффекте Пигмалиона говорит еще один феномен: будучи убежденными в чем-либо, мы повсеместно находим подтверждения своей правоты. К примеру, руководитель предвзято относится к одному из своих подчиненных. И, несмотря на все его заслуги перед компанией, начальник будет искать огрехи в его работе, а неудачи других сотрудников будет подсознательно оправдывать.

Эффект Пигмалиона также именуют самосбывающимся пророчеством. Ожидаемое сбывается. С чем это связано? Существует предположение, что головной мозг тем или иным образом фильтрует поступившую информацию и концентрирует внимание согласно полученным установкам.

История появления эффекта Пигмалиона

Свое название феномен получил в честь персонажа древнегреческой мифологии – античного скульптора Пигмалиона. Однажды Пигмалион создал из слоновой кости статую прелестной девушки. Увидев результат своей работы, создатель без памяти влюбился в свое творение. Он осыпал ее поцелуями, преподносил дорогие подарки, неустанно восхищался ею.

Потом скульптор обратился за помощью к богине любви Афродите. Принеся ей дары, Пигмалион от всего сердца попросил о встрече с женщиной, похожей на статую. Его чувство и желание были настолько искренними, что богиня сжалилась над ним и оживила статую.
Этот миф является четкой демонстрацией того, что искренняя вера человека способна на многое.

Эффект Пигмалиона в психологии заключается в том, что человек, убежденный в подлинности информации, строит свою линию поведения таким образом, что эта информация находит подтверждение.

Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии

Эффект Пигмалиона также принято называть эффектом Розенталя, благодаря американскому психологу Роберту Розенталю, который в процессе экспериментальных исследований открыл этот феномен.

Первый эксперимент Роберта Розенталя – «крысиная мотивация»

В ходе эксперимента, проводимого Р. Розенталем, участникам было предложено выполнить определенные действия с несколькими группами лабораторных крыс: наблюдать за поведением грызунов в специально сооруженном лабиринте.

Первой экспериментальной группе подопытных охарактеризовали как «сообразительных», второй – с ограниченными умственными способностями. В первой группе исследователи отмечали благосклонное отношение к подопытным со стороны участников эксперимента. Это наблюдалось в проявлении ласки, всяческого поощрения при верном выполнении подопытными поставленных задач. Тем самым наблюдатели оказывали положительное влияние на поведение «сообразительной» группы крыс.

Второй эксперимент Роберта Розенталя – «Ученики-отличники»

Спустя некоторое время Роберт Розенталь совместно с психологом и директором школы Ленорой Якобсон провели похожий эксперимент. В роли испытуемых здесь выступали учителя. В начале учебного года они выбрали учеников разных классов младшей школы. По тестовым показателям уровень IQ и таланта данных учеников оказался несколько выше, чем у одноклассников. В действительности указанные ученики не обладали никакими выдающимися способностями и были выбраны случайным образом. Однако учителям сообщили обратное. Повторное исследование в конце года выявило повышенные результаты в контрольной группе и увеличение уровня IQ.

Психологи сделали заключение, что преувеличенные ожидания учителей оказали влияние на развитие учеников.

Преподаватели в ожидании высоких показателей подходили к процессу обучения контрольной группы другим образом. Предоставляли свободу творчества, поощряли учеников. Розенталь и Якобсон приравняли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля

Еще один эксперимент был проведен в израильской армии. Военнослужащие были разделены на 3 группы. Первой группе поставили целью преодолеть расстояние в 30 км, второй — 40 км, а третьей — 60 км. Фактически дистанция была равной. Однако убежденность солдат в достоверности сведений была настолько прочной, что одно и то же расстояние они преодолели за разное время: третья группа финишировала последней.

Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя

Розенталь определил ряд важных особенностей данного эффекта:

  1. Ожидания человека влияют на характер полученных им данных.
  2. Риск эффекта Розенталя значительно возрастает, если экспериментатор и испытуемый были заведомо знакомы.
  3. Женщины, в отличие от мужчин, более склонны к проявлению эффекта Пигмалиона.

Исходя из указанных особенностей, экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • регулирование числовых результатов: занижение слишком высоких баллов и повышение излишне низких показателей;
  • стремление к усреднению полученных данных.

Эти причины свидетельствуют о том, что эффект Пигмалиона является угрозой достоверности психологических исследований. Причем оказывать воздействие феномен может как во время эксперимента, так и при подсчете результатов.

Эффект Пигмалиона в повседневной жизни

Эффект Розенталя нередко проявляется в жизни любого человека:

  • наиболее распространенный пример – заниженная самооценка. Человеку сложно добиться карьерного роста, если он оценивает свои умственные способности ниже среднего уровня. По причине неприятия себя и своей внешности возникают трудности в личной жизни;
  • проявление данного феномена наблюдается и в медицине. При совместном конструктивном настрое врача и пациента в период лечения результаты в большинстве случаев окажутся положительными. В свою очередь негативные эмоции лечащего врача пагубно влияют на общее состояние пациента. В результате – ухудшение состояния здоровья
  • в педагогике также возможно проявление эффекта Пигмалиона. При пренебрежительном отношении учителя к ученику показатели в учебе ребенка окажутся низкими. Это влечет за собой плохую успеваемость, девиантное поведение. В данном примере причина такого поведения ученика кроется в самом учителе, его субъективном отношении к воспитаннику. Ребенок подсознательно перенимает навеянный ему образ хулигана и лентяя.

Этим феноменом поясняются высокие показатели успеваемости «фаворитов» преподавателей и низкие показатели учеников, которых учителя по ряду причин недолюбливают.

Эффект Розенталя и бизнес

В последнее время актуальным становится изучение влияния эффекта Пигмалиона (Розенталя) на карьерный рост в различных сферах бизнеса. Ряд исследований зафиксировали корреляцию между производительностью компании и убежденностью в успехе ее управляющего.

Различия между успешным работником и аутсайдером напрямую зависят от отношения к ним руководства. Администрация либо проявляет доверие в отношении своих подчиненных, либо нет. Ключевое место в этой ситуации занимает поведение руководства.

Осознанно либо бессознательно управляющий, который мысленно завышает планку для своих сотрудников, воодушевляет их на достижение высоких показателей. Невербальные знаки, благосклонное отношение очень тонко ощущаются.

И наоборот, руководитель, сомневающийся в силах и возможностях своих подчиненных, в конечном счете оправдывает свои же ожидания.

Сотрудник, который опасается неудач и недовольства руководства, будет предотвращать ситуации, влекущие за собой трудности. Например, отступится от сделки, опасаясь получить отказ.

Анализ других исследований продемонстрировал, что молодые специалисты находятся в большей зависимости от точки зрения начальства. И эта точка зрения является фундаментальной для их грядущего карьерного роста или, наоборот, стагнации.

Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях

Эффект Пигмалиона способен коренным образом повлиять на жизнь человека:

  • зная о существовании этого феномена, человек может созерцать его в действии, минимизировать негативное влияние и использовать в целях саморазвития;
  • как таковой эффект Розенталя не является приемом развития интеллекта и ментальных способностей. Он выступает в роли мотивации. Обеспечив благоприятные созидающие установки и избавившись от негативных мыслей, в наших силах достигнуть высоких результатов в учебе, работе, спорте и других сферах. Чья-то мимолетная похвала, взгляд, интонация влияют на повышение нашей самооценки. Вера людей вдохновляет нас. Это затрагивает наши ожидания относительно самих себя. Люди, уверенные в себе и своих способностях, формируют характер и поведение таким образом, что все их действия приводят к желанному результату;
  • отслеживая пагубное влияние феномена, возможно взять его под контроль и противостоять негативным установкам. Ведь пессимистические ожидания эквивалентны порочному кругу. Нужно обладать большой силой воли, чтобы находить позитивное в ряде негативных обстоятельств;
  • наша уверенность в способностях родных и близких нам людей откроет для них доступ к скрытым внутренним резервам. Частично в этом и заключается актуальная в наше время техника визуализации желаний. Особенно это очень важно в процессе воспитания детей. Обязательно говорите своим детям, что им под силу любые трудности, они со всем справятся. И положительный результат не заставит себя ждать!
  • зная принцип работы эффекта Розенталя и взяв его под контроль, возможно добиться больших успехов в сфере бизнеса. Он ценен улучшением производительности компании. Необходимы лишь позитивное отношение к своим подчиненным и вера в их способности.

Заключение

Эффект Пигмалиона (Розенталя) поясняет ряд загадочных явлений. Теория носит серьезный и спорный характер. Однако факт ее достоверности неоднократно доказан на практике и подтвержден реальными примерами. Все проведенные опыты, которые были направлены на подтверждение реальности данного феномена, имели успех.

В то же время не стоит забывать, что у каждого человека существует предел возможностей. Неразумно завышать требования – они снижают мотивацию. Цель должна быть трудной, но достижимой. Лишь при таких условиях продуктивность возрастет.

Высшее образование по специальности “Психология”, кафедра психологии (включает все отрасли психологии). Окончила Донецкий институт социального образования. Автор статей по педагогической и семейной психологии

Источник

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона)

Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества.

Название этого эффекта связанно с древней легендой. Мифический царь Кипра Пигмалион создал статую прекрасной женщины, и сам в неё влюбился. Страстными мольбами он разжалобил богов, и они оживили женщину. С тех пор этот образ символизирует животворящий эффект вызванный искренней верой и настойчивым желанием.

Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

В 1968 году Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско.

Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.

Педагоги были очень удивлены таким выбором психологов, так как выбранные ими учащиеся не показывали каких – то особых умственных способностей. Но психологи заверили: «Если дети не заявили еще о себе, то их интеллектуальный потенциал в будущем обязательно раскроется!».

Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ.

Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.

Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Правда, последующие эксперименты не выявили однозначное соответствие результатов экспериментов ожидавшимся эффектам. Педагогические программы, использующие стимулирующие условия не всегда давали положительный эффект.

Ещё один пример этого эффекта связан с первым впечатлением людей друг от друга.

Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент.

Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.

Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector