ПСИХОЛОГИЯ

Эффекты межличностного восприятия это в психологии

Эффекты межличностного восприятия

Эффект «первичности» (или «порядка») состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.

Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект ореола – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первого впечатления – стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.

Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.

Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Эффект Барнума – восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:

1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;

2) информация не соответствует действительности;

3) отсутствует доверие к источнику информации.

Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии –склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 410 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Эффекты восприятия в психологии

Эффекты восприятия – это то, что движет нашими эмоциями при знакомстве с окружением. И от психологического типа личности зависит то, как мы будем себя вести с новыми людьми, и как мы будем оценивать новые материальные вещи в своей жизни. Основными элементами таких психологических проявлений являются стереотипы.

В психологии существуют разные виды эффектов восприятия окружающих личностей или предметов. Эксперты уже давно определили, что каждый из нас оценивает окружение по типовым сценариям. Кто-то сразу же навешивает поверхностные ярлыки, не вдаваясь в подробности. А кто-то склонен и вовсе переоценивать личности или материальные предметы, делая из них своих кумиров.

Эффект Ореола

Это явление очень распространено среди тех, кто привык поверхностно оценивать окружение. Оно характеризуется тем, что люди навешивают ярлыки о предметах или других личностях, не зная их близко и не имея с ними дело. Этим часто пользуются мошенники, а также маркетологи некачественных товаров. Обычно люди с явлениями Ореола не имеют достаточного времени и желания детально разбираться в каком-то вопросе – они просто верят тому, что видят поверхностно.

Эффект превосходства

Характеризуется такое явление в тенденции систематически переоценивать качества окружающих людей. Например, если мы видим стильно и опрятно одетого мужчину и дорогим телефоном, то сразу же в подсознании приписываем ему целый ряд других положительных черт. Но далеко не всегда одна выделяющаяся положительная черта свидетельствует о превосходствах личности. Зачастую под внешним ярким обликом могут скрываться отрицательные черты, о чем важно не забывать.

Здесь стоит провести аналогию с похожим явлением – так называемым эффектом привлекательности. Когда внешние черты подсознательно перерастают в оценку внутреннего характера. Но не всегда приятная внешность – показатель доброты, честности, мужества и тому подобного.

Эффект новизны

Первое восприятие предмета зачастую перестает в постоянное мнение о нем. Это и есть так называемый эффект новизны. Например, при посещении автосалона человек может прокатиться на тест-драйве на желаемом автомобиле. Он покажется ему идеальным. Но это не значит, что он не сможет сломаться через несколько месяцев после покупки. Аналогичное проявление первого положительного или отрицательного восприятия возникает и с другими предметами или явлениями.

Источник

Эффекты межличностного восприятия

1) эффект первого впечатления (установки), согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;

2) эффект первичности(эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем.

Отмечено, что если первое впечатление положительное, то мы склонны отфильтровывать несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением. Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное. Эффект ореола может оказывать в процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние;

3)эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление.

4) Эффект стериотипизации — У любого человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними образуется более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми человек дает оценку другим людям. Формирование этих эталонов для самого человека происходит чаще всего незаметно: он может и не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны. Существуют различные классификации эталонов-стереотипов.

Классификация эталонов-стереотипов В. Н. Панферова:

Классификация эталонов-стереотипов (А. А. Реан)

1) антропологические; ( пример: добродушие связывается в представлении людей с тучностью)

2) этнонациональные;( Например: «Немец — педант»)

3) социально-статусные; ( эксперемент, когда меняется восприятие роста в зависимости от предъявленного социального статуса)

4) социально-ролевые; (Пример: военный-дисциплинированный. Социальный статус» — понятие «вертикальное», иерархическое. «Социальная роль» — понятие по преимуществу не формально-иерархическое, а содержательно-функциональное).

5) экспрессивно-эстетические; ( определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»)

6) вербально-поведенческие. (связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. п.).

Все эти эталоны-стереотипы действуют в условиях дефицита информации о человеке, т. е. когда мы вынуждены судить о личности по первому впечатлению

.Механизмы межличностного восприятия

Проецирование – заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему.

Так же человек склонен приписывать другим не только присущие ему самому личностные свойства, но и на поведенческие и мотивационные особенности другого человека.

Децентрация. — способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека. Децентрация не тождественна способности встать на позицию другого, рассуждать и действовать, «как он». Однако специальные исследования (Д. Флейвелл) показали, что с децентрацией связана успешность принятия другого человека.

Идентификация —механизм, связанный с сознательной постановкой субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения человеком себя в пространство и время другого человека и приводит к усвоению его позиции, установок мотивов, желаний и т. д.. Идентификация очень сильный и эффективный механизм познания другого человека. Однако осуществить идентификацию не всегда просто. С идентификацией тесно связан другой механизм — эмпатия.

Эмпатия понимается как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Способность к сопереживанию имеет большое значение не только для процесса межличностного познания, но и для эффективного общения в целом. Эмпатия есть аффективное понимание

Рефлексия— также осложняет процесс понимания друг друга. В социальной психологии термин означает осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению

Каузальная атрибуция — механизм межличностного восприятия, который означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Мера и степень приписывания зависят от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».

Формы восприятия и понимания человека человеком:

1) аналитический– распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;

2) эмоциональный– наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности).

Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением;

3) перцептивно-ассоциативный– обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;

4) социально-ассоциативный – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов.

Методы социально-психологических исследований

НЕМОВ: В социальной психологии используются все методы, заимоствованные из общей психологии, только они приобретают спицифику: если в общей психологии изучается отдельно взятый человек, то в социальной психологии с помощью тех же методов изучается группа людей и отношения между ними. Поэтому можно назвать все методы общей психологии и кратко рассказать специфику их применения в социальной психологии.

В социальной психологии есть ряд специальных методов, например это все методы изучения малых групп, в т.ч. тесты (например, социометрические). К социальнопсихологическим методам относятся методы изучения социальных установок людей (с их помощью изучаются разнообразные социальные-психологические _____).

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть