ПСИХОЛОГИЯ

Эго в психологии юнга

Эго в психологии юнга

Центром сознания (или его субъектом) и, кстати, отправной точкой всей эмпирической психологии является Эго. Эго выступает как знак личности, местопребывание индивидуальности и всех психических содержаний, которые осознаются и в этом смысле должны быть связаны с Эго. Бессознательное включает все психические элементы, выходящие за пределы сознательного представления, и поэтому с Эго не связано. Таким образом, еще раз подчеркнем, что психику нельзя приравнивать к сознанию, она неизмеримо больше, чем сознание. Нами движут не только внешние стимулы-раздражители, но и внутренние импульсы. Именно последние неподвластны сознанию, не подлежат его контролю.

Но что же такое Эго, к которому стекается весь поток осознаваемых психических содержаний?

Поскольку употребляемое Фрейдом понятие Эго получило широкое распространение, обозначая психическую структуру, опосредующую социальные требования (су-пер-Эго) и инстинктивные побуждения (Оно), то можно было бы предположить (ошибочно), что Юнг использует данный термин сходным образом. Однако для Юнга Эго есть комплекс, или чувственно окрашенная группа представлений о себе, имеющая как сознательные, так и бессознательные аспекты, одновременно личная и коллективная. Если выразить это еще более просто, Эго — то, как человек видит и понимает себя, наряду с сознательными и бессознательными чувствами, сопровождающими это видение и понимание.

Юнг никогда не преуменьшал значение Эго в человеческом развитии; кроме всего прочего, Эго представляет завоеванное с таким трудом самосознание, которое, собственно, и делает нас людьми. Он постоянно подчеркивал, Что внутри психического Эго является одним из многих комплексов и порой зиждется на очень шатком основании. *1о сравнению с не имеющими возраста другими архетипическими доминантами психического Эго современного человека является относительным новичком на мировой сцене и поэтому оказывается подверженным наводнению другими, более мощно заряженными комплексами. В большинстве незлокачественных случаев подобного вторжения реакцией Эго обычно оказывается восклицание типа «Господи! Что это на меня нашло? Ведь все утро я был просто не в себе!» В худшем случае результатом могут стать невроз, психоз или массовая истерия (этнического, государственного или мирового масштаба). Поэтому Юнг рассматривал Эго как нечто радикально релятивизирующее наше самосознание и ощущение себя как «пупа земли». Он показывал, что наша «сущность» гнездится в психическом универсуме, который значительно больше, чем наш собственный хрупкий, мимолетный самостный образ и сознательное представление о себе.

Аналитические психологи полагают, что Эго-комплекс не является началом и концом всего человеческого бытия, а представляет прежде всего группу саморепрезентаций, временами чрезвычайно важных, а чаще важных лишь относительно. В свое время Юнг обнаружил многое из того, что отвергает чрезмерную идеализацию Эго. Его работы показывают, как Эго (если оно ответственно за деятельность сознания) должно взаимодействовать с другими компонентами психического, признавая свои пределы и те бессознательные факторы, положительные и отрицательные, которые на него воздействуют.

Так или иначе, но Юнг широко исследовал отношения между Эго и тем, что он назвал самостью, архетипом целостности, в рамках коллективного бессознательного. Если наше Эго теряет контакт с самостью, то внутри нас тотчас же возникает тревожное чувство отчуждения или психотическое настроение — утрата смысла, депрессия, ощущение брошенности на произвол судьбы, безнадежность — чувства, всем хорошо знакомые в сегодняшней жизни. С другой стороны, если наше Эго слишком тесно привязано к самости, притязая без всякого на то основания на ее безграничные возможности и динамическую мощь, результатом оказывается то, что Юнг назвал инфляцией, выставленной напоказ помпезностью, лишенным всякой реальности взглядом на себя как на образец всемогущества, всезнайства, неопровержимости. Это и есть то самое Эго, хорошо известная культурная фигура Эго-маньяка и самовлюбленного человека.

Из всего этого должно быть ясно, почему в своих работах Юнг постоянно разбирает Эго в отношениях с другими аспектами психического. И чаще здесь можно встретить не столько расширенный монографический портрет самого Эго, сколько картину того, как Эго встроено в более масштабную сферу психического.

В «Психологических типах» дано определение Эго, а в работе «AION» можно встретить краткий вступительный очерк об Эго, предпосланный изучению самости. Статья «О природе психического» представляет хороший обзор юнговского понятия Эго и связей последнего с сознанием и бессознательным, а работа «Развитие ребенка и воспитание» показывает, каким представляет Юнг развитие Эго и появление его у ребенка. Более углубленное изучение Эго предпринято Юнгом в работе «Отношения между Эго и бессознательным».

Поскольку архетип Героя весьма часто выражен в символе Эго-сознания, развивающемся из матрицы изначального бессознательного, то следует ознакомиться с материалом, изложенным во второй части книги «Символы трансформации».

В классическом труде Э. Эдингера «Эго и архетип» представлен прекрасный материал, раскрывающий место Эго в системе юнговской психологии. Также можно порекомендовать труд Эриха Нойманна «Происхождение и история сознания», посвященный тому, как Эго-сознание развивается из бессознательного, как оно развивается Далее, проходя различные стадии, и каким образом этот психический процесс представлен мифологически в разные эпохи человеческой истории.

Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. — М.; Киев, 1996.

С 133–174. Нойманн Э. Происхождение и история сознания. — М.; Киев, 1997.

С. 281–328. стуэлсЭ. Юнг и постьюнгианцы. — М., 1997. С. 99–152.

Эдингер Э. Эго и архетип. Индивидуация и религиозная функция психического.-М., 2000. С. 10–100.

Юнг К. Г. О природе психического // Юнг К. Г. О природе психе.-М.; Киев, 2002. § 343–442.

Юнг К. Г. Развитие ребенка и воспитание // Юнг К, Г. Конфликты детской души. — М., 1996. С. 51–68.

Юнг К. Г. Связь между Эго и бессознательным // Юнг К. Г. Психология бессознательного. — М., 1994. С. 175–315.

Юнг К. Г. Символы трансформации. — М., 2000. С. 128–435.

Юнг К. Г. Эго // Юнг К. Г. AION. — М.; Киев, 1997. § 1-19.

Юнг К. Г. Эго // Юнг К. Г. Психологические типы. — СПб., 1995. § 840.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Эго и Самость

Эго — активная часть самости. Эго находится в нервной системе и выполняет роль собирателя опыта и его трансформации в простые истины.

Когда Эго не отделено от самости, оно является очень творческим и напоминает мастерскую художника, в которой есть инструменты и палитра всевозможных красок, которыми человек может воздействовать на саму реальность, собирая своё же отражение в ней через свой же опыт самотворения — это путь к гениальности.

Эго без связи с самостью становится религиозным или верит в высшие силы, постепенно закостеневая под тяжестью своих же собственных страхов в отношении бесконечного.

Эгоцентризм — это отказ от эволюции, такое состояние формирует все человеческие проблемы, включая модный ныне материализм. Самость ожидает человека, давая Эго порулить жизнью с закрытыми глазами. Но если человек начинает вредить самому процессу эволюции, то он умирает, сметённый силой вечности, так мы стали смертными.

Алкоголь, лекарства, операции, несчастные случаи — это всё попытки обойти затвердевшее Эго. Но Эго всё равно с возрастом постепенно обретает структуру, напоминающую по жёсткости резину, из которой делают автомобильные шины, и уже со старостью твердеет окончательно. Эго — это чистое безумие человека, ждущего стабильности во всём, но при этом не замечающего, что вся жизнь — это чистая непредсказуемость. Но вся ирония в том, что такое состояние сознания считается нормальным, и это единственная причина возникновения человека смертного — Эго передаётся наследственно, и поэтому опыт косноязычия перед жизнью в нас крайне очень глубоко укоренился. Это делает практически невозможным состояние естественного счастья.

Носить в себе затвердевшее Эго — это большая боль, потому что Эго очень требовательное и напоминает физические удары молота по организму при любом несогласованном опыте с высшими доктринами коллективного выживания. Все люди каждое мгновение пытаются заглушить голос эго, кто-то погромче включает радио, кто-то сидит в интернете, кто-то вечно болен. Иногда, к сожалению, кто-то среди знакомых выбирает самоубийство, только лишь для одной цели, пробраться во внутреннюю тишину вечности. Только с высоты внутренней тишины приходит понимание себя и своего места в жизни, только так исчезает боль быть. Эго — это всеобщая психологическая инвалидность, которую старательно прививают все люди друг другу, там мы «взрослеем».

Все детские болезни — это попытка сброса фальшивых концепций, которые вкладывают «нормальные взрослые», пока ещё дышащим своей жизнью детям. Каждый ребёнок, отторгающий фальшь во время болезни, словно громко кричит всем: «Вы меня перепутали — это не может быть мною! Я перестаю понимать свою жизнь, вы меня медленно убиваете, забирая моё право понимать свою жизнь! Верить в ваши идеи опасно для меня, я слепну с каждым днём!» Эго — это обезжизненная жизнь, потерявшая свой смысл. Лечится Эго только глубокой тишиной, которая почти никому из людей стала недоступна — она приходит только со смертью Эго.

Если ваш мир сложный, то это взгляд сквозь Эго, если ваша жизнь ясна и проста, и вы при этом здоровы, то это взгляд через Самость. При всех жизненных трудностях нужно искать контакт с самостью — это и есть ядро любого исцеления. Главная функция Эго — это понимать вечность, если эта функция нарушена, то это медленный смертный приговор. Нервная система питается опытом вечности и покоя, это главная пища для мозга. Самости человека интересен материальный мир, а для Эго интересен мир космический, при соприкосновении двух измерений рождается целостность, крайне важно позволить себе это соприкосновение.

Эго возникло при материальном взгляде на вещи и является производным желания людей стать физически бессмертными, но за счёт полного стирания чувства Я с заменой на «великое» чувство Мы, которое люди изобрели под многочисленными идеями коллективного материального рая. Мы — это апелляция к центральной идее страха исчезновения себя как вида, но при этом усталость от этой идеи уже столь велика, что сам же человек стал себе угрозой.

С момента возникновения Эго бессознательно ищет горя, потому что вечный Рай себя дискредитировал потребительством к природе, из-за этого Мы теперь ищет вечные мелкие хлопоты выживания, чтобы каждый из нас видел жизнь очень близко и очень реально, через своё Я. Эго, находясь в мелочной жизни, через многочисленный опыт тлена и тщетности постепенно исчезает. Но оно настолько прочное, что до сих пор является причиной абсолютно всех болезней и проблем, только лишь для одной цели, чтобы вернуть своё настоящее бытие по Душе.

Исцелённое Эго открывает внутри себя космос и память о разнообразии миров людей с совершенно разным опытом: от физического самоуничтожения до духовного вознесения. Увидеть в себе способность уничтожить всё живое, при одновременной возможности безграничного созидания является подлинным откровением и первое, что делает исцелённое Эго — это позволяет всему жить своей жизнью. Приходит понимание, что природа может существовать только в многообразии, и что во всех и всём заложена живая истина, именуемая уникальностью.

Миры, где это поняли, уже давно покинули детский песочник Добра и Зла — они просто живут без горя и радости, без счастья и смерти — просто живут.

Источник

Основные архетипы Юнга

Карл Густав Юнг – создатель аналитической психологии в своей работе вывел структуру человека как комплексного существа, где он выделял 3 сферы: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

Развитие личности основано на взаимодействии 5-ти основных архетипических фигур, с помощью которых осуществляется связь сознания с бессознательным. Бессознательное – это накопленный веками опыт в генетике человека, со всеми его инстинктами и программами.

Эго или «Я»

Эго – центр сферы сознания в психике человека. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним миром.

Анима и Анимус

Анима и Анимус в аналитической психологии обозначают образ противоположного пола в генетической памяти человека. Анима – женское в мужчине. Анимус – мужское в женском. Юнг называет это образом души. Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений.

Образ души оказывает влияние на выбор партнера и на отношения с другим полом в целом. Также, от этого образа по большей части зависит проявление гендерных качеств в поведении личности.

Внешние, показательные проявления силы говорят о внутренней слабости. Например, сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин. Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.

Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нам нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует нашу Тень.

То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику. Чем больше личностных качеств вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.

Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение сдержанных эмоций. В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Или, проще говоря, психозом.

Тень напоминает о себе как через символику мира внутреннего, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях, в олицетворении демона или чудовища. Также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей. Иногда, мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомые гневом и обидой мы поддаемся бессознательному влиянию Тени и начинаем вести себя неблаговидно. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной.

Персона

Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень. Фактически, этот архетип – светлый аспект личности. С другой стороны, это – только лишь образ, который выбирает человек, что бы понравится, скрывая свою темную сторону.

Самость

Путь к достижению Самости лежит через осознание и принятие бессознательной теневой стороны, которая ранее была вытеснена сознанием, и скрывалась за маской Персоны. Принятие некого аспекта своей Тени, делает маску Персоны ненужной, и маска рушится. Такие разрушения могут быть болезненными, но в положительном исходе они влекут за собой позитивные изменения в структуре ядра личности.

Момент полного и окончательного воссоединения с душой – есть момент осознания всего опыта жизнепотока. Совершенство не имеет границ, и вероятно, окончательный момент недостижим. Однако это не должно останавливать устремления. Каждый от природы стремиться к гармонии внешнего и внутреннего. Это проявлено в желании быть счастливым. Но обретает счастье только тот, кто понимает, что оно не в конкретных материальных целях, а в отношении собственного «Я» к себе самому и миру.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector