ОТНОШЕНИЯ

Эгоизм подростков по отношению к родителям

Средства от подросткового эгоизма

Трудности взросления стали настолько обсуждаемой темой, что все подростки знают о своем возрасте и сопутствующих ему проблемах.

«У меня сложный возраст! Меня не понимают!» — твердят они к месту и не к месту. Подростковый эгоизм крайне обостряется от сознания ребенком своей исключительности. Ведь взрослыми его возраст объявлен особенным, и он это хорошо усвоил.

Сегодня подростковый возраст оказался «на пике популярности», вероятно, как менее изученный, сравнительно недавно выделившийся в самостоятельный период человеческой жизни. Интересуясь взрослением человека, мы получили знания и наблюдения, стараемся использовать их во благо подростков, и это замечательно. Но, «открыв» для себя подростковый возраст, мы должны помнить, что все же он — не единственно значимый, заслуживающий внимания.

Не одни только подростки нуждаются в чуткости и уважении окружающих к собственным возрастным особенностям. Свои сложности и особенности имеет любой возрастной период. Наверное, у каждого человека есть проблемы, обусловленные его возрастом. Очень важно, чтобы это понимали молодые люди.
Если подростки проявляли бы сочувствие возрастным нагрузкам других людей, хотя бы членов своей семьи, то по-иному бы отнеслись к собственным невзгодам. Речь идет не том, чтобы перекладывать на детские плечи все заботы взрослых, а о том, чтобы молодые люди учились проявлять милосердие к окружающим. Заботясь о малышах или стариках не по принуждению, а из сочувствия к их беспомощности подростки на деле смогут научиться христианской любви, чуждой эгоизма.

В переходном возрасте ребенок будет намного легче справляться со своими переживаниями, если он будет настроен на сострадание, научится видеть в чужих проблемах возможность проявить добро, принести пользу другому человеку и собственной душе. Во взрослой жизни привычка помимо личных интересов и желаний учитывать интересы и нужды окружающих людей поможет ему не меньше, чем блестящее образование. Пусть на опыте он убедится, что искреннее сочувствие и деятельная помощь чужой беде делают менее значимыми собственные горести.

Давно известно, что праздность — мать пороков и причина многих бед. По словам святителя Феофана Затворника, «праздное время в заговоре со всеми духами против бедной души». Взрослым надо продумывать занятость своих детей, чтобы избежать двух крайностей: когда ребенок полностью предоставлен себе или когда он все свое время тратит на школу, уроки и репетиторов. Если у подростка есть развивающее хобби: спорт, музыка, рисование, рукоделие, техническое моделирование и т.п., то вне школы он будет жить интереснее, осмысленнее, деятельнее. У него больше шансов на самореализацию и во взрослой жизни.

Полезно привлекать ребенка к труду дома или на даче, прививать ему навыки самообслуживания. Участвуя в домашних делах, подросток на опыте понимает, что быт устраивается не сам по себе, а постоянным трудом членов семьи. Это поможет ему замечать и ценить заботу, которую проявляют о нем старшие. Особенно стоит сказать о чтении. Благодаря хорошим книгам подросток не только расширит кругозор и утолит свою любознательность, но и поймет, что его «сверхпроблемы» не уникальны.
Вместо того чтобы окружать взрослеющего человека все новыми запретами, лучше заранее постараться привить ему правильные убеждения и полезные привычки. Например, если удалось увлечь ребенка полезным занятием, то впоследствии вряд ли придется выговаривать ему за то, что он все вечера напролет проводит на улице в сомнительной компании или, не отрываясь, смотрит в экран.

Воспитание не терпит фальши, двуличия. Если родители убеждают взрослеющего человека в ценности целомудрия, подросток должен видеть, что их доводы для них самих — не пустой звук. Как молодой человек будет серьезно воспринимать отношения с лицами другого пола, если подвыпившие родители, не стесняясь, вспоминают многочисленных «партнеров» из своей молодости, если у каждого из них это далеко не первый опыт семейной жизни…

При всей их колючести и ершистости, подростки нуждаются в добром, рассудительном внимании и понимании со стороны взрослых, что вовсе не исключает нашей разумной к ним требовательности и, при необходимости, строгости. По мысли святителя Феофана, переходный возраст требует к себе внимания, «потому что из него выходит последующее течение жизни — или доброе, или недоброе, или смешанное».

Источник

Моральный эгоцентризм подростка

Несомненно, все мы страдаем эгоизмом и эгоцентризмом. И на самом деле, иной раз мы имеем даже преувеличенное мнение о самом себе и не способны видеть происходящее и самих себя глазами других людей, а также с иной позиции. У подростка тоже бывает ощущение, будто он находится в центре всех происходящих вокруг него событий, но он не рассматривает происходящее относительно самого себя. Он подчас обслуживает только собственные интересы и не только не понимает ,но и не замечает развитие ситуации в социуме. Подростки от собственной непопулярности иногда начинают «сводить с ума» сами себя и друг друга. Это происходит потому, что они не понимают ровесников, взрослых и самих себя. Ж.Ж.Пиаже (1967) первым обнаружил, что особенность эгоцентризма подростков — в вере во всемогущество мышления. Им кажется, что мир должен подчиняться идеальным схемам, а не реальности. Дэвид Элкинд (Elkind 1967,1968) развил теорию подросткового эгоизма. Он считает, что эгоизм подростков заключается в вере, что окружающие уделяют внимание исключительно вещам, которые самому подростку кажутся важными. Это своеобразный ответ на реакцию неких воображаемых зрителей, которых представляет себе слишком застенчивый подросток. Подростки видят себя главными героями, а все остальные оказываются для них зрителями. Ощущение того, что все окружающие смотрят на подростка и критикуют, заставляет девочку-подростка часами вертеться перед зеркалом, которая пытается уложить волосы «так как надо». Озабоченность подростков собственной внешностью или поведением, переходит и на их социальные отношения с кругом общения. Ещё одним аспектом подросткового эгоцентризма является чувство собственной неповторимости, уникальности. «Фантазии, иллюзии, сказки о самом себе»- подросток рассказывает себе сам, записывает в своих личных дневниках, альбомах и при этом снова и снова помещает себя самого (или себя саму)на первое место. Иллюзии о самом себе также вызывает уверенность в том, что все неприятности происходят только с другими. Данное заблуждение может вызвать чувство пренебрежения ко всем известным опасностям и факторам риска. Таковыми могут быть: беспорядочные сношения, управление в нетрезвом виде мотоциклом, автомобилем, опасные эксперименты с психоактивными веществами, экстремальные увлечения экзотическими формами поведения, вплоть до аморального и проступочного (девиантного). Здесь приведены только некоторые примеры безрассудного поведения подростков, которые уверены и думают: «со мной этого никогда не случится». Стремление к риску у мальчиков-подростков в семь раз сильнее, чем у девочек. У мальчиков возникает синдром молодого мужчины, у девочек — синдром молодой женщины. Д.Б. Эльконин отмечал, что чувство взрослости, как особая форма самосознания, характерна для начального периода подросткового возраста, в котором с самого начала, становление морально-этических норм взросления является основной по своему содержанию. Без этого содержания чувство взрослости не может существовать, потому что, собственная взрослость в представлении подростка — это прежде всего отношение к нему самому как к взрослому. Подростком в первую очередь происходит естественное усвоение морально-этических норм именно в той части, в которой ярче всего проявляется специфика различий во взаимоотношениях взрослых, с умением выделять и понимать такие отличия, а также осознавать некое другое отношение взрослых к детям. Такое их усвоение происходит как органически необходимый процесс для складывающихся отношений и внутри коллектива подростков. Факты многочисленных наблюдений показывают, что становление чувства взрослости у подростка происходит в процессе усвоения морально-этических норм ,которое в них рождается из жизни взрослых. Их усвоение происходит на практике во взаимоотношениях как со взрослыми, так и с товарищами. Важнейшим этапом развития ребёнка, как социального существа, является выделение периода общения его с товарищами в самостоятельную и особую сферу деятельности. Система всех коррекционных мероприятий должна опираться на само содержание становления чувства взрослости ,чтобы на её основе формировать социальное сознание морально-этических норм подростка.[4,c.381-382].
Литература:
1.Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков.СПб.:»Прайм-Еврознак»,2004
2.Ле Шан.Э. Когда дети и взрослые сводят друг друга с ума. СПб.:Прайм-Еврознак,2008.
3.Психология человека от рождения до смерти. СПб.:Прайм-Еврознак,2002
4. Эльконин Д.Б. Детская Психология.М.:»Академия»,2006.

Источник

Ребенок растет эгоистом

В наш стремительный век многие родители «выращивают дома настоящего монстра». Речь идет о детях, которые растут эгоистами и требуют к себе постоянного «поклонения и почтения». Рождаясь, дети все одинаковы. А затем они взрослеют, и в них закладывается воспитание и поведение родителями, родственниками, школой, улицей. Взрослые хотят все лучшее отдать своим детям. Это похвально. Но именно такое поведение родителей может привести к неутешительному финалу.

Чрезвычайная опека вскармливает полного иждивенца. Родители просто должны знать простые истины, которые помогут правильно воспитать своего ребенка.

До 3 – х лет. Все дети эгоисты. Это нормальное поведение младенцев. Они просто хотят получить все то, что им понравилось. Психика детей данного возраста еще не развита. Поэтому они не могут осознать и признать свои ошибки.

Сознательный эгоизм может появиться в возрасте до 7 лет. Именно этот период в жизни ребенка достаточно податлив для закладывания в детях привычек и правил поведения. Ребята уже привыкают манипулировать своими родителями. Если не получается «надавить» на маму, они с успехом добьются своего с папой. Для достижения своих целей дети используют самый обширный арсенал в своем поведении. Они могут закатывать истерики в публичных местах, пускать «крокодильи слезы», огрызаться или другим способом показывают агрессию. Чтобы не позориться перед чужими людьми родители идут на уступки, и покупают дорогие и бесполезные игрушки в магазинах.

В подростковом возрасте признаки эгоизма проявляются очень четко. Дети, не стесняясь, ставят условия перед своими родителями. Желая приобрести дорогой планшет или смартфон, подростки заключают «сделки с родителями». Например, я хорошо учусь целую четверть, а за это вы исполните мое желание и купить данную вещь. Если родители не хотят уступать, то дома возникает конфликт, который нейтрализовать будет очень сложно. Так же может получиться, что подросток может умышленно пойти на преступление и отобрать или украсть дорогую вещь у своих сверстников или незнакомых людей.

Так какие причины появления эгоизма у ребенка? Можно выделить главную.

К ней относится слишком большая забота взрослых о своем ребенке. Ребенок растет, а его по-прежнему опекают как малыша. Не приучая в раннем детстве свое чадо к посильному труду, впоследствии придется взрослым все домашнюю работу делать самим. Часто родители жалуются, что уставшие после работы дома вынуждены мыть посуду или убирать в квартире. А в этот момент практически взрослые дети лежат на диване за планшетом, или играют на компьютеры в онлайн-игры.

Чтобы этого не произошло, нужно вначале перевоспитаться самим родителям. Придется заставить себя потакать все желание своих детей.

Психологи говорят о том, что любящая мать та, которая смогла воспитать доброту и заботу в душу своего ребенка.

Нужно с самого раннего возраста постепенно учить и воспитывать в ребенке следующие качества.

В первую очередь нужно вложить в душу ребенка трудолюбие. Вначале он будет помогать маме или папе в работе по дому. У него будет не совсем получаться. Но за это нельзя ругать. Нужно показывать, как правильно сделать, и за любые успехи хвалить. Но хвалить желательно словом, а не конфеткой.

Само сложно научиться отказывать ребенку в его желании. Нужно найти компромисс, и объяснить, что на данный момент исполнить желание не получается.

Перевоспитать эгоиста очень сложно, а практически не возможно. И винить всех окружающих в том, что они создали эгоистическую личность, нельзя. Как говорят врачи, что лучше болезнь предотвратить, чем ее вылечить.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть