ПСИХОЛОГИЯ

Эйдетика это в психологии

Эйдетическая память — что это означает в психологии, примеры

В кино иногда герои наделены суперталантом: один раз взглянут на объект, потом вспоминают все мельчайшие подробности. Люди с такими способностями существуют в реальности, называют их эйдетиками.

Что такое эйдетическая память

Эйдетическая память – это вид памяти, позволяющий зрительно воспринимать, сохранять и воссоздавать образ во всех деталях. То есть человек не просто вспоминает увиденное, а как бы «продолжает» лицезреть объект перед собой или вновь переживать какое-либо событие.

К зрительному восприятию присоединяются и другие способы познания мира: слух, обоняние, осязание, вкус, моторика. Запоминаются и воспроизводятся также эмоции и переживания. Эйдетическое восприятие – это запоминание преимущественно зрительных образов, по этой причине такой вид памяти ошибочно именуют фотографической. Окружающие люди считают эйдетизм особым даром, психотерапевты трактуют эту разновидность памяти как серьезное отклонение.

Иногда можно услышать выражение «идиотическая память». Как утверждают психологи, такого типа памяти не существует, выражение возникло от созвучности в произношении и непонимания значения термина «эйдетическая память».

Примеры эйдетической памяти

Фотографическая память, или эйдетическое восприятие, – это способность человека запоминать и воспроизводить информацию (картинки, звуки, движения и так далее) с высокой точностью.

Эйдетик изначально запоминает основной рисунок события: кафе, столик, скатерть, посуду, еду и напитки, людей, очередность событий. Через некоторое время, воссоздав подробности картинки, он вспомнит детальный внешний вид спутницы, текст беседы, запах и вкус еды, неожиданный звук, свои чувства, различные побочные события. Причем в его представлении отложатся мелкие детали, на которые обычный человек не обратит внимания: количество пуговиц на рубажке официанта, цвет полосочки на тарелке, расположение строчек в меню. Прирожденный эйдетик запоминает детали непринужденно, без особых усилий.

Человек, специально развивающий у себя зрительную память, целеустремленно фиксирует в памяти все детали окружающих объектов и неоднократно повторяет воспринятое. Люди с врожденной способностью к эйдетизму имеют безграничный объем памяти, легко и непринужденно воспроизводят нужный объект в любое время. Их память способна точно и длительно сохранять пережитые события: эйдетик без проблем в 50 лет вспомнит подробный внешний вид и детали встречи с человеком, которая произошла с ним в возрасте 18 лет и длилась несколько минут.

Развитие эйдетической памяти

Природных эйдетиков в зрелом возрасте очень мало, но практически у всех детей раннего возраста наблюдаются эйдетические способности, которые без должной тренировки со временем утрачиваются. Некоторые психологи считают, что наглядно-образное мышление и восприятие действительности являются преобладающими в возрасте до 12-13 лет. В подростковый период эйдетические образы заменяются логической памятью и утрачивают свои психологические функции.

Несмотря на заверения психологов, что талант к сохранению зрительных образов больше свойственен детям, у людей творческих профессий имеется хорошо развитый данный вид памяти.

Работая по специально разработанным методикам, дети и взрослые в значительной мере улучшают зрительную память, хотя еще никому не удалось с помощью упражнений достичь уровня истинных эйдетиков, да и разница в способах восприятия и объемах информации огромна.

Тренировка эйдетической памяти у детей

Развивать зрительную память и наблюдательность специалисты рекомендуют с детства, так как именно этот период жизни человека наиболее благоприятен для восприятия и систематизации большого количества информации.

Существуют методики совершенствования эйдетической памяти, которые эффективно развивают образное мышление ребенка и оказывают сильное влияние на процесс становления его личности.

Карточки для занятий с детьми

Упражнения для развития зрительного восприятия начинают проводить с 3-х лет ежедневно по 15 минут. Примерные задания для работы с детьми:

  • Ребенку выдают некоторое количество изображений знакомых предметов (животные, птицы, игрушки, предметы быта) и предлагают выбрать несколько картинок и составить рассказ о них.
  • Перед выходом на улицу просят малыша по памяти назвать одежду, которую будут одевать на прогулку. При этом следят, чтобы кроха перечислял предметы в порядке одевания.
  • В течение 20-30 секунд карапузу позволяют рассмотреть какое-то изображение, потом просят детально описать увиденное.
  • После просмотра мультфильма просят ребенка пересказать сюжет, отметить характерные детали внешности и одежды героев, перечислить объекты интерьера или пейзажа.
  • На улице играют в игру «У этого человека (предмета) было…» Суть игры – описать увиденного человека или предмет (у этого человека была куртка синего цвета, черные кроссовки, серые брюки, голубые глаза и так далее).
  • Чтение книг помогает развивать наглядно-образное восприятие ребенка. В младшем возрасте книги с иллюстрациями служат еще и пособием для упражнений на улучшение зрительной памяти

Важно! Эффективными для развития эйдетической памяти у ребенка будут только регулярные ежедневные занятия с постепенным увеличением уровня сложности. Эпизодически проведенные упражнения не принесут пользы.

Развитие эйдетической памяти у взрослых

Если для детей занятия проводятся в непринужденной форме, то для взрослых важны самоконтроль и мотивация.

Для развития эйдетической памяти взрослые:

  • Подробно вспоминают сны.
  • Зацепившись за какую-либо значимую картину или событие из жизни, вспоминают цепочку сопутствующих событий во всех деталях.
  • Во время прогулки рассматривают и подсчитывают окружающие предметы, затем дома припоминают количество, детали и последовательность увиденного.
  • Делают упражнения по И. К. Айвазовскому: выбирают некий объект, на протяжении 3-4 минут рассматривают его, затем с закрытыми глазами стараются мысленно воспроизвести увиденное, потом сравнивают мыслеобраз с оригиналом. Упражнение повторяют ежедневно по несколько раз до тех пор, пока в памяти не отложатся все нюансы выбранного предмета.
  • Процесс запоминания можно развить, осваивая ассоциации.
  • Работают с незнакомыми научными текстами и палиндромами.
  • Развитию эйдетической памяти способствует нейробика.

Совет. Регулярные тренировки позволяют улучшить процесс запоминания, что особенно важно для людей пожилого возраста, когда память уже не настолько гибка, как в молодости.

Люди-эйдетики

Истинный эйдетизм – явление довольно редкое, но история знает немало выдающихся людей, обладающим таким талантом. Легенды гласят, что древнеримский император Гай Юлий Цезарь и знаменитый полководец Александр Македонский зрительно помнили всех военнослужащих в своих армиях, их насчитывалось до 25 тысяч человек. По преданиям, древнеримский философ Сенека точно и последовательно воспроизводил бессвязный двухтысячный набор слов.

Известны и другие примеры эйдетических способностей:

  • Б. Гейтс (основатель Microsoft) держал в памяти несколько сотен кодов языков программирования.
  • Шахматисты П. Морфи и П. Сеанс не забыли ни одного хода из сыгранных ими партий.
  • Известный политик У. Черчилль сохранял в памяти и точно воспроизводил все произведения У. Шекспира.
  • Археолог Г. Шлиман в совершенстве овладевал любым иностранным языком в течение 6 недель.
  • Физик и изобретатель Никола Тесла запоминал все свои изобретения без записей. Даже пожар в его лаборатории не смог нанести никакого урона схемам и формулам, так как хранились они только в памяти ученого.

Никола Тесла и его память

  • Президент США Теодор Рузвельт постоянно тренировал свою память с помощью чтения книг и воспроизведения их сюжетов с мелкими подробностями.
  • Русскому композитору и пианисту Сергею Рахманинову хватало одного беглого взгляда на партитуру, чтобы точно исполнить музыкальное произведение.
  • Папа Римский Иоанн Павел ІІ прекрасно знал 21 язык и около 100 разных диалектов.
  • Филиппинский президент Фердинанд Маркос славился точными знаниями текста Конституции страны и мгновенным запоминанием написанных для него речей.
  • Американская актриса и телеведущая М. Хеннер точно знала все мельчайшие подробности своей биографии с момента крещения в младенчестве.
  • Британский живописец С. Уилштир обладает способностью детального воспроизведения плана населенного пункта после одного полета над ним.

Эйдетическая память – исключительный феномен, сущность которого еще не изучена учеными. Многие люди хотят быстро и без всяких усилий воспринимать и сохранять большой объем информации, но природа не зря одаривает таким даром только избранных. Настоящего эйдетика можно считать гением, в то же время в психологии известны случаи, когда эта гениальность становилась психическим отклонением и являлась причиной определения человека на изоляцию от общества.

Видео

Источник

Эйдетизм

Эйдетизм – это способность к точному и максимально детальному воспроизведению образов (зрительных, звуковых, тактильных) отдельных предметов или сцен, после прекращения их непосредственного восприятия. Этим образам характерно отличие от обычных привычных тем, и психика продолжает воспринимать объект при его фактическом отсутствии. Другое определение эйдетизма характеризует его как способность самостоятельно вызывать и удерживать во внимании образы, которые по силе воздействия своих сенсорных характеристик идентичны или же превосходят реальность. Явление и принципы его функционирования изучены не до конца и имеют проявление лишь у незначительного процента взрослого населения, тогда как в детском возрасте эйдетизм считается более популярным явлением. В дальнейшем функции эйдетической памяти утрачиваются или значительно слабеют в процессе развития вербальных навыков.

Эйдетизм это в психологии научное определение, которое в непрофильной литературе и бытовом употреблении называют фотографической памятью. Как одного из мнестических видов фотографической памяти не существует. В результате экспериментов, направленных на установление факта ее бытия как таковой, было выявлено, что никто из группы испытуемых не может полноценно выполнить условия поставленного эксперимента (воспроизвести по памяти текст, перевернутый задом наперед, тогда как при взгляде на фотографию эта задача не составляет особого труда).

Наличие склонностей к эйдетизму обусловлено физиологическими факторами (генетика, развитие мозга, его нейропластичность), но как конституциональный признак сохраняется у сравнительно малого количества взрослых. Отмечено также, что сохранение способностей к эйдетизму связано с характером деятельности человека, и у творческих профессий встречается чаще.

Развитие эйдетизма имеет несколько направлений тренировок, в ходе которых, безусловно, улучшаются мнестические способности, но не всегда развивается именно эйдетический тип памяти.

Что такое эйдетизм

Эйдетизм это в психологии одна из разновидностей памяти, присущая человеку, известная в основном своей направленностью на восприятие зрительных модальностей и позволяющая воспроизводить детализированный и полный воспринятый образ, часто с сопровождением ярких образов других модальностей (звуков, запахов, прикосновений). Как отдельный специфический вид памяти и предмет изучения, способности к эйдетизму были определены сравнительно недавно.

Эйдетизм это разновидность образной памяти, выраженная в сохранении явных, очевидных изображений предметов после затихания их взаимодействия на органы чувств.

Первая работа, изучающая эйдетическую память, появилась в 1907 году, данный вопрос изучал В.Урбанчич. Позже, в 1925 году П.П. Блонский и С.В.Краков вновь поднимают вопрос о ранее не изучавшемся виде памяти. Ставятся эксперименты, анализируются данные, были даны определения понятию эйдетизм.

Ученые стремились в своих научных изысканиях не только изучить процессы эйдетизма, но также и найти способы, которые позволят развить эйдетизм у каждого человека. В ходе экспериментальных изучений было выявлено, что способность имеет врожденные характеристики и не всегда поддается внешнему влиянию. Были получены результаты, в которых описаны повторяющиеся случаи возникновения расстройств шизофренического спектра, сопровождающиеся суицидальными попытками вследствие предпринятых настойчивых, но неумелых стараний вызвать насильственно эйдетические образы. Успешным средством в купировании данных негативных последствий оказалось повторное вызывание эйдетических образов, но грамотно поставленным методом.

Эти исследования лишь подтверждают схожесть эйдетической памяти с галлюцинациями, основное отличие в том, что человек, воспринимающий эйдетические образы, осознает их нереальность. Находятся эти образы в пространстве между представлениями и ощущениями, характер их возникновения скорее спонтанный.

Определенные задатки эйдетизма присущи каждому человеку, различие их проявления в жизни состоит в том, насколько они заглушились в процессе развития личности или, наоборот, какую степень развития приобрели.

Э. Йенш разработал типологию эйдетиков по степени выраженности и проявленности данной особенности:

— нулевая: характерно появление непродолжительного послеобраза с измененными признаками объекта (остаточные блики в глазах, после взгляда на лампочку);

— первая: необходимо закрепление образа (повторное предъявление стимула или фиксация внимания на объекте) перед его появлением, сам образ носит некоторые признаки или элементы составляющие объект восприятия;

— вторая: характерны слабые или не полные образы, необходима фиксация (возможно проявление в послеобразе общей формы предмета или его отдельных элементов, сам послеобраз неустойчив);

— третья: появляются слабые и средние зрительные образы простых объектов, можно обойтись без фиксации; при взаимодействии со сложными образами возможно проявление отдельных элементов;

— четвертая: формирование ясных и содержательно полных образов даже сложных объектов;

— пятая: характерно восприятие сложных образов во всей полноте с проявлением мельчайших деталей.

На основании конституциональных предпосылок, эйдетиков условно разделяют на две группы: к первой относятся те, чьи эйдетические образы настолько стойки, что могут приобретать навязчивый характер, не подвержены влиянию внешней стимуляции; ко второй группе относятся люди, наделенные способностью самостоятельно произвольно вызывать и развивать эйдетические образы.

Сам эйдетизм является первичной стадией, на которой восприятие и память едины, и не поддаются дифференцировке. Только впоследствии происходит разделение на два отдельных психических процесса. Также было определено, что именно эйдетическая память является базисом для дальнейшего развития образного конкретного мышления, являющегося характерным и преобладающим именно в детском возрасте.

Эйдетизм способности присутствуют у каждого, в какой именно тип их проявления они выльются, зависит от генетической предопределенности, а какой степени развития достигнут, во многом, зависит от приложенных стараний самого человека.

Как развить эйдетизм?

Развитие эйдетизма набирает большую популярность, появилось множество школ, направлений и методик, способствующих развитию этого специфического вида памяти.

Развитие эйдетизма начинается с качественного изменения ежедневного образа жизни. Первоочередным заданием будет формирование стрессоустойчивости и новых стратегий адаптации к стрессогенным факторам. В тревожных, стрессовых и депрессивных состояниях меняется функционирование мозга и под этим влиянием могут подвергаться разрушению нейронные связи и мозговые клетки определенной области коры, отвечающие за память. Справиться с такими состояниями в крайних случаях возможно при помощи психотерапевта и антитревожных, антидепрессивных препаратов. Но стоит учитывать, что кризисная ситуация, вынуждающая обращаться за посторонней помощью, наступает не сразу, стоит принять меры самостоятельно, не допустив развития пагубных состояний в критическую стадию.

Хорошо помогает при стрессе прислушаться к внутренним истинным потребностям и желаниям и по возможности их выполнить, медитации и йога также оказывают благоприятное снижающее воздействие на уровень тревожности. Стоит отказаться или хотя бы уменьшить количество вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, излишнее потребление кофе, хронический недосып), которые также способствуют атрофии мнестических функций. И наоборот приобрести привычки в постоянной нагрузке, как физической (зарядки, тренировки, прогулки) так и умственной (настольные игры, изучение языка, решение головоломок, постоянное чтение книг, посещение дополнительных обучающих курсов).

Физическая активность улучшает кровоснабжение всех участков организма и тканей мозга, упражнения необходимо организовать так, чтобы в каждом дне присутствовало минимальное (30 минут) количество физической нагрузки. Помимо улучшения физического тонуса и обогащения кислородом, физические упражнение помогают сбросить накопившееся в мышцах нервно-психическое напряжение. Умственная нагрузка также должна быть постоянна и распределена по всему временному промежутку, чем стабильнее тренировки для мозга, тем легче происходит запоминание. Если максимально полно использовать все представляющиеся в течение дня возможности, то при затрате минимума дополнительных усилий можно получить ощутимый результат.

Как развить эйдетизм? Тренировка эйдетизма заключается в выработке определенной стратегии запоминания, начинающей свой отсчет с правильно организованного процесса, где максимально исключены все факторы, способные отвлечь от изучения материала. При запоминании информации следует пользоваться зрительными ассоциациями, а также приемом повторения или использования полученной информации в максимально близкие временные сроки (это подходит для небольшого объема информации, например имени собеседника).

Развитие эйдетизма возможно в будничных условиях, не применяя особых техник и не выделяя определенного времени. Так, можно выбрать любого человека на улице, а потом перевести взгляд и максимально полно в памяти воспроизвести его внешний вид, детали одежды. Точно так же можно стараться запоминать и через некоторое время воспроизводить все зрительные образы, которые попадаются вам по пути (вывески, деревья, здания), а потом, возвращаясь проверять, насколько успешно было выполнено упражнение.

Эйдетизм, возможно, тренировать такими упражнениями:

— запоминание формул – необходимо несколько изображений формул, на которые можно смотреть в течение 10-20 секунд, после чего необходимо воспроизвести то, что запомнили. С каждым разом необходимо усложнять задание, повышая сложность и количественный состав формул;

— запоминание текста – необходимо выбрать абзац текста и рассматривать его в течение нескольких секунд, как картину (не читать), а впоследствии, воспроизвести то, что запомнили;

— блок упражнений, выполняемых последовательно для развития эйдетической памяти: необходимо направить внимание на объект в течение пары минут, максимально изучая объект (так тренируется внимание); затем требуется выбрать другой объект и удерживать внимание на нем на вдохе, стараясь максимально запомнить, а на выдохе очищать память от образа объекта; следующим этапом выбирается для наблюдений определенный объект, который созерцается несколько минут, после чего постараться максимально воспроизвести его образ с закрытыми глазами; выбрать для наблюдения абсолютно разные предметы, по очереди внимательно смотреть на предметы, затем мысленно наложить один образ на другой.

Также помогут улучшить память, а соответственно и развитие эйдетизма, определенные препараты, улучшающие работу мозга и обменные процессы. К таким препаратам относятся Пирацетам, Ителлан, Витрум мемори, Глицисед и витамины группы В. Какой препарат выбрать, длительность курса и дозировку лучше подскажет невропатолог, психиатр или психотерапевт, учитывая индивидуальные особенности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector