ПСИХОЛОГИЯ

Эклектика в психологии это

Эклектика в психологии 6 преимущества и недостатки этой формы вмешательства

В психологии 20-го века появлялись модели и вмешательства, которые не придерживались строго теоретической ориентации, а скорее объединяли вклад нескольких. Например, межличностная терапия Клермана и Вейсмана, появившаяся в 70-х годах, находилась под влиянием психоанализа, бихевиоризма и когнитивизма..

Эклектика продвигает объяснительные и прикладные рамки, которые стремятся преодолеть ограничения традиционных взглядов, хотя их большая сложность может привести к трудностям. В этой статье мы опишем преимущества и недостатки эклектики в психологии, а также типы интеграции, которые существуют.

  • Статья по теме: «7 основных потоков психологии»

Типы эклектики в психологии

Существует большое количество эклектических моделей, которые сочетают в себе вклад различных теоретических ориентаций. Они классифицируются в соответствии с тем, как осуществляется интеграция парадигм.

1. Теоретическая интеграция

В теоретической эклектике концепции разных теорий объединены, как правило, используя один из них в качестве системы отсчета. Цель этого типа интеграции состоит в том, чтобы увеличить способность объяснения перед определенными проблемами.

Книга Долларда и Миллера «Личность и психотерапия: анализ с точки зрения обучения, мышления и культуры» стала важной вехой в истории эклектики в психологии. В ней авторы синтезировали объяснения невроза, предлагаемые психоанализом и бихевиоризмом, и объединили такие понятия, как «удовольствие» и «подкрепление».

Частным случаем является случай метатеоретическая интеграция, которая стремится предложить общую основу в которые могут быть включены различные теории. Например, Neimeyer и Feixas подчеркнули пригодность конструктивизма как теории более высокого уровня, которая позволяет сближать модели.

2. Техническая эклектика

Этот тип эклектики состоит из использовать техники различной направленности. Лазарь, один из пионеров технической эклектики, утверждал, что теоретическая интеграция неосуществима из-за противоречий в разных точках зрения, хотя многие разные инструменты могут быть полезны при определенных условиях..

Общим критерием технической эклектики является уровень эффективности продемонстрирован опытным путем. В этом случае мы стремимся найти наиболее подходящее лечение для каждой ситуации, согласно научным исследованиям.

С другой стороны, это называется «интуитивный эклектизм» для интеграции техник, основанных исключительно на идеях и предпочтениях психолога. Многие люди критиковали этот тип практики за отсутствие систематизации.

3. Сосредоточьтесь на общих факторах

Теоретики такого подхода стремятся выявить общие факторы, объясняющие эффективность психологических вмешательств. Такие авторы, как Розенцвейг, Фидлер и Роджерс, открыли путь к этому типу эклектики с помощью своих исследований и моделей отношения психотерапевта как ключевой переменной..

Джером Франк определил шесть общих факторов к различным психотерапевтическим ориентациям:

  • Отношения доверия между терапевтом и клиентом.
  • Предлагая рациональное и достоверное объяснение проблем.
  • Предоставление новой информации о проблемах.
  • Ожидания улучшения со стороны клиента.
  • Возможность иметь успешный опыт и способствовать чувству доминирования.
  • Облегчение эмоциональной активации.

Преимущества эклектики

Преимущества эклектики связаны с увеличением сложности объяснений и предоставлением большего количества инструментов.

1. Большая объяснительная способность

Теоретические модели, а также соответствующие вмешательства, определяют приоритеты одних аспектов реальности над другими. Так, например, когнитивно-поведенческая терапия фокусируется почти исключительно на манифестном поведении и сознательном восприятии человека, тогда как психоанализ фокусируется на бессознательном.

Сочетание разных ориентаций позволяет преодолеть пояснительные ограничения каждой конкретной модели, обеспечение слабых мест сильными сторонами других перспектив. Чаще встречается в дополнительных парадигмах, как это бывает с когнитивными и поведенческими.

2. Расширение возможностей эффективности

Наличие концепций и методов из разных подходов позволяет использовать наиболее подходящие инструменты для каждой ситуации вместо тех, которые указаны в конкретной теории; это повышает эффективность вмешательств. Это также позволяет легче применять целостное лечение, то есть направленное на человека в целом..

3. Индивидуализация вмешательств

У любого человека есть характеристики, которые отличают его от остальных; Поэтому адаптация вмешательств к каждому клиенту является фундаментальной. Эклектика очень полезна в этом смысле, так как увеличение ассортимента процедур позволяет лучше покрывать различные потребности клиентов.

Недостатки эклектики

Негативная сторона эклектики может стать очень актуальной в разы. Это зависит в основном от уровень сложности в интеграции.

1. Сложность совмещения руководящих принципов

Интеграция различных точек зрения сложна с концептуальной точки зрения, в том числе потому, что она требует очень глубокого знания соответствующих ориентаций и методов, если вы хотите создать модель должным образом. Эта трудность особенно примечательно в теоретической эклектике.

2. Это может вызвать путаницу

Даже если объяснительная способность эклектических моделей и вмешательств обычно больше, чем у классических, их может быть трудно передать экспертам, которые не владеют какой-либо из указанных ориентаций. Кроме того, иногда интегративные модели предлагают излишне сложные объяснения.

3. Сложно оценить вмешательства

С точки зрения исследований, эклектических вмешательств их сложнее оценить, чем просто. В частности, очень трудно отделить терапевтический вклад от каждой из использованных ориентаций или методов..

Источник

Эклектика в психологии и психофизиологии

В последнее время представление об активном целенаправленном характере поведения человека и животного становится все более распространенным. Наряду с позитивными последствиями этот процесс имеет и негативные. Необходимость в поиске «механизмов» очевидно целенаправленной активности ориентироваться на нейронауки (ту область исследований, в которой позиции рефлекса очень прочны), а также недооценка того, что парадигмам активности и реактивности соответствуют принципиально различающиеся способы описания поведения и деятельности, обусловливают эклектичность многих теорий в психологии и психофизиологии [Александров, 1995].

Утверждения, базирующиеся на разных видах эклектического объединения понятий сопоставляемых парадигм (активности и реактивности), можно упрощенно свести к следующим трем связанным группам: а) «филогенетическая» эклектика. Люди ведут себя целенаправленно, а животные отвечают на стимулы. Целенаправленность – преобразованная в процессе эволюции реактивность (см. ранее о «живых машинах»); б) «уровневая» эклектика. В основе целенаправленного поведения и деятельности – рефлекторные «механизмы» или «реализаторы». На высших уровнях организации деятельности, психических процессов, поведения, движения и т.д. действует принцип активности, целенаправленности, а на низших – реактивности. Целостный организм осуществляет целенаправленное поведение, а его отдельный элемент – нейрон – реагирует на стимул; в) «анатомическая», или «центрально-периферическая», эклектика. Нейроны центральных структур пластичны, их активность зависит от поведенческого контекста, мотивации, цели и т.д. Периферические элементы ригидны и являются лишь преобразователями энергии внешних воздействий в импульсные коды или исполнителями центральных команд.

Оценивая системность как один из основных объяснительных принципов в науке, М.Г. Ярошевский [1996] справедливо замечает, что антиподом системности является эклектизм – смешение разнородных, зачастую противоположных, положений и принципов, замена одних логических оснований другими. Именно эклектика, наряду с неадекватным решением психофизиологической проблемы (см. параграф 5), является наиболее серьезным препятствием на пути синтеза психологического и физиологического знания в рамках методологически непротиворечивой психофизиологии.

Основная задача этой главы состоит в том, чтобы изложить целостную и, как нам кажется в данный момент, свободную от эклектики систему представлений, объединяющую в рамках единой теории понимание активности отдельного нейрона и целостного поведения, соотношения функционирования и развития, структуры и функции, психики и мозга, индивида и среды, нормы и патологии. Здесь будет продемонстрировано, как последовательное развитие системного подхода заставило отказаться от представления о реактивности не только на уровне организма, но и на клеточном уровне в пользу представлений об активности и целенаправленности, что, в свою очередь, обусловило существенное изменение методологии, задач и методов объективного исследования субъективного мира и привело к формированию нового направления в психологии – системной психофизиологии.

Источник

Эклектика в психологии и психофизиологии

В последнее время представление об ак­тивном, целенаправленном характере поведения человека и животного стано­вится все более распространенным. На­ряду с положительными следствиями этот процесс имеет и отрицательные. Не­обходимость в поиске «механизмов» оче­видно целенаправленной активности ориентироваться на нейронауки — ту об­ласть исследований, в которой позиции

2.2. Введение в системную психофизиологию 41

рефлекса очень прочны, а также недо­оценка того, что парадигмам активнос­ти и реактивности соответствуют прин­ципиально различающиеся способы опи­сания поведения и деятельности, обус­ловливают эклектичность многих теорий в психологии и психофизиологии. Утвер­ждения, базирующиеся на разных видах эклектического объединения понятий сопоставляемых парадигм (активности и реактивности), можно, упрощая, свести к четырем связанным группам.

1) «Филогенетическая» эклектика. Люди

ведут себя целенаправленно, а жи­вотные — отвечают на стимулы. Це­ленаправленность — преобразован­ная в процессе эволюции реактив­ность (см. выше о «живых машинах»).

2) «Онтогенетическая» эклектика. В пре-

натальном периоде и/или на ранних стадиях постнатального онтогенеза организмы реагируют на стимулы. Лишь на более поздних этапах инди­видуального развития у них форми­руется целенаправленное поведе­ние. Целенаправленность— преоб­разованная в процессе индивидуаль­ного развития реактивность.

3) «Уровневая» эклектика. В основе це-

ленаправленного поведения и дея­тельности — рефлекторные «меха­низмы» или «реализаторы». На выс­ших уровнях организации деятель­ности, психических процессов, по­ведения, движения и т.д. действует принцип активности, целенаправ­ленности, а на низших — реактив­ности. Целостный организм осуще­ствляет целенаправленное поведе­ние, а его отдельный элемент — нейрон реагирует на стимул.

4) «Анатомическая» или «центрально-пе-

риферическая» эклектика. Нейроны центральных структур пластичны, их активность зависит от поведенчес­кого контекста, мотивации, цели и т.д. Периферические элементы ри­гидны и являются лишь преобразо­вателями энергии внешних воздей­ствий в импульсные коды или испол­нителями центральных команд.

Оценивая системность как один из основных объяснительных принципов в науке, М.Г. Ярошевский (1996) справед­ливо замечает, что антиподом системно­сти является эклектизм — смешение раз­нородных, зачастую противоположных, положений и принципов, замена одних логических оснований другими. Именно эклектика, наряду с неадекватным реше­нием психофизиологической проблемы (см. ниже), являются наиболее серьез­ными препятствиями на пути синтеза психологического и физиологического знания в рамках методологически непро­тиворечивой психофизиологии.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть