Экологическая психология рабочая программа
Рабочая программа дисциплины экологическая психология
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологическая ситуация на планете и в нашей стране становится крайне неблагополучной. Происходит интенсивное загрязнение окружающей среды, что отрицательно сказывается как на физическом здоровье, так и на психическом состоянии человека.
Интенсивные темпы урбанизации, развитие технического прогресса, средств массовой информации, Интернета, обусловили необходимость защиты психики человека от негативных факторов антропогенной среды. Потребности подрастающего человека в психологической поддержке настоятельно требуют подготовки специалистов (магистров), способных решать проблемы индивидуализации, взаимодействия человека с окружающей средой.
Экологическая психология рассматривает вопросы взаимодействия человека и городской среды, бытовой и производственной среды. В настоящее время активно разрабатываются методы экологической терапии. Для современного образования, направленного на сохранение, укрепление здоровья обучающихся, актуальным становится создание здоровьесберегающей среды, идея формирования и развития экологического сознания подрастающего поколения.
В рамках экологической психологии разрабатываются экологический подход к восприятию, психологическая экология, экологическое сознание, психология жизненной среды, экопсихология развития индивидуальности и другие направления. Деятельность магистра по здоровьесбережению невозможно представить без анализа таких средовых категорий, как индивидуальное пространство, пространственное поведение человека, его сопровождение в образовательном пространстве, в основе которых дольно часто кроются психоэкологические проблемы человека.
Изучение курса «Экологическая психология» существенно обогатит экологическую, профессиональную культуру будущих магистров, будет способствовать их тьюторскому развитию и формированию экологического сознания, станет фактором психологически обоснованного проектирования ими своей тьюторской здоровьесберегающей деятельности.
Цель дисциплины «Экологическая психология»: формирование у магистров представление об экологической сущности личности, структурных компонентах экологического сознания, особенностях формирования и развития экологического сознания человека и основных направлениях работы тьютора по здоровьесбережению.
По окончанию изучения дисциплины студенты должны иметь представление:
- о предмете и методологии экологической психологии и основных достижениях в данной научной области;
- об общих теоретических принципах, закономерностях процесса взаимодействия человека с окружающей природной средой и об основных понятиях курса;
- о различных подходах к изучению экологического сознания и его структурных компонентов;
- о экопсихологической проблематике в практических задачах, решаемых магистром по здоровьесбережению;
- о методах решения научных и прикладных экопсихологических проблем в условиях экологического кризиса.
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы ВО: учебная дисциплина «Экологическая психология» относится к факультативной дисциплине вариативной части ОПОП.
Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них: 4 часа лекций, 16 часов практических занятий, 48 часов самостоятельной работы студентов, 4 часа – зачет.
Система контроля уровня знаний и профессиональной подготовки студентов включает следующие виды: текущий контроль (проверка усвоенного материала одного занятия); итоговый контроль по разделу; промежуточная аттестация в форме зачета.
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
1 | ПК–5: способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование | З.1. Основные понятия и термины. З.3. Закономерности и принципы создания здоровьесберегающей образовательной среды | У.1. Внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся. У.2. Применять экопсихологические знания для эффективного экологического сознания подрастающего человека. У.3. Осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие | В.1. Современными методами научного исследования в предметной сфере. В.2. Методами решения научных и прикладных экопсихологических проблем в условиях экологического кризиса. В.3. Различными подходами к изучению экологического сознания и его структурных компонентов |
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
п/п
вопросов)
работу студентов (в часах)
Содержание дисциплины, структурированное
Раздела 1. Экологическая психология в системе наук | |
Требования к результатам освоения раздела З.1. Основные понятия и термины. У.1. Внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся. В.1. Современными методами научного исследования в предметной сфере. | |
Содержание раздела Тема 1. Становление экологической психологии (4 часа) Этапы становления экологической психологии. Основные понятия и модели экологической психологии. Формирование экологической психологии, как самостоятельной отрасли научного знания, за рубежом и в России. Основные направления, задачи экологической психологии и её связь с другими областями научного знания. Тема 2. Методы исследования в экологической психологии (6 часов) Выбор методов исследования. Основные методы исследования. Наблюдение и эксперимент в экологической психологии. Экологическое тестирование. Экологический реализм Дж. Гибсона. «Экологический мир» личности. Система категорий и понятий «экологического мира» личности, его иерархическое строение. Теория возможностей. Тема 1. Становление экологической психологии (2 часа) План
Список литературы: [1, 2, 3, 7] | |
План практических / семинарских занятий Практическое занятие 1. Методы исследования в экологической психологии (2 часа) 1. Изучить программы и методы исследования в экологической психологии. 2. Ознакомиться с основными методами исследования в экопсихологии. 3. Познакомиться с экологическим реализмом Дж. Гибсона. 4. Изучить «экологический мир» личности по Дж. Гибсону. 1. Программы и методы исследования в экологической психологии. 2. Выбор методов исследования. Основные методы исследования. 3. Наблюдение и эксперимент в экологической психологии. Психологическое тестирование. 4. Экологический реализм Дж. Гибсона. 5. «Экологический мир» личности. Система категорий и понятий «экологического мира» личности, его иерархическое строение. Список литературы: [1, 2, 3, 7] | |
Самостоятельная работа | |
Инвариантная часть (10 часов) | Вариативная часть |
|
|
Паспорт оценочных средств по разделу | |
Код контролируемой компетенции (или её части) и её формулировка | Наименование оценочного средства |
ПК–5: З.1., У.1., В.1. | Метод психологического тестирования |
Требования к результатам освоения раздела З.1. Основные понятия и термины. З.2. Современные парадигмы в экологической психологии. З.3. Закономерности и принципы создания здоровьесберегающей образовательной среды. У.1. Внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся. У.2. Применять экопсихологические знания для эффективного экологического сознания подрастающего человека. У.3. Осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие. В.1. Современными методами научного исследования в предметной сфере. В.2. Методами решения научных и прикладных экопсихологических проблем в условиях экологического кризиса. В.3. Различными подходами к изучению экологического сознания и его структурных компонентов. | |
Содержание раздела Тема 3. Отношение к природе как предмет психологического исследования (6 часов) Базовые и второго порядка параметры субъективного отношения к природе. Специфика значений понятий «личностный смысл», «установка», «субъективное отношение». Параметры устойчивости и модальности субъективного отношения к природе. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе. Принципы типологии субъективного отношения к природе. Психологическая характеристика основных типов субъективного отношения к природе. Тема 4. Проблема субъективного восприятия мира природы (6 часов) Сущность субъективного восприятия. Гносеологический, установочный, функциональный аспекты субъективного восприятия. Анимизм, антропоморфизм, персонификация и субъектификация природных объектов. Механизмы субъектификации природных объектов. Тема 5. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу (8 часов) Сущность психологических релизеров. Положительные и отрицательные психологические релизеры. Различия между собственными релизерами и психологическими. Естественные психологические релизеры перцептивного канала. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала: эмоциональный тон ощущений, сравнение природных объектов с человеком, эмоциональная оценка. Тема 6. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу (8 часов) Сущность социальных психологических релизеров. Основные понятия. Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров. Этнические традиции, культурные установки, особенности языка народов и т.д. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала. Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы. Типы экологических фактов: надорганизменные, организменные, внутриорганизменные и молекулярно-клеточные. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала: интеллектуализация эмоций (эмоциональная реакция, эмоциональная оценка). Тема 7. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу (8 часов) Основные понятия. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения. Основные типы деятельности с природным объектом: «полезный продукт», использование природного объекта с этническими целями, использование природного объекта в практической деятельности и т.д. Сущность «ответов» природного объекта как психологических релизеров. Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала: антропоморфный «ответ», поведенческий «ответ», морфологический «ответ», физиологический «ответ», геофизический (механический) «ответ». Механизмы обработки психологических релизеров практического канала. Рефлексия: совесть, рационализация. Тема 8. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза (8 часов) Экологическое сознание в архаическую эпоху. Система мифов. Этап отчуждения человека от природы – эпоха античности. Формирование экологического сознания в средневековье и новое время. Новое экологическое сознание: инвайронментальный консервационизм, русский космизм, учения о ноосфере, экологизм. Универсальная этика: биоцентризм. Модели восприятия мира, характерные для «западного» сознания и для «восточного» сознания. Антропоцентрическая и экоцентрическая тенденции развития экологического сознания. Тема 9. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе (8 часов) Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников. Когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе. Отношение к природе в младшем школьном возрасте. Когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе младших школьников. Субъективное отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте: непрагматический характер модальности отношения к природе. Отношение к природе в старшем подростковом возрасте: объектный характер модальности субъективного отношения к природе. Прагматический характер модальности субъективного отношения к природе в старшем подростковом возрасте. Объективный характер модальности отношения к природе в юношеском возрасте. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе. Тема 10. Структурные особенности отношения к природе в различных группах (6 часов) Личность с низким уровнем развития субъективного отношения к природе. Поступочный, практический, когнитивный, перцептивно-аффективный компоненты, их характеристика. Характеристика личности со средним и высоким уровнем развития субъективного отношения к природе. Субъективное отношение к природе у педагогов и студентов. Методики диагностики субъективного отношения к природе: экологические установки, мотивация взаимодействия с природой, участие в природоохранной деятельности, проектах, характер восприятия природных объектов и т.д. Методики диагностики уровня субъектификации природных объектов. Методики «Доминанта», «ЭЗОП», «Альтернатива» и т.д. Тема 2. Отношение к природе как предмет психологического исследования (2 часа) План
Список литературы:[1, 2, 3, 4, 5, 7] | |
План практических / семинарских занятий Практическое занятие 2. Проблема субъективного восприятия мира природы (2 часа) 1. Изучить сущность субъектного восприятия. 2. Ознакомиться с гносеологическим, установочным и функциональным аспектам субъектного восприятия. 3. Изучить основные понятия «анимизм», «антропоморфизм», «персонификация» и «субъектификация». 4. Познакомиться с механизмами субъектификацией природных объектов. 1. Сущность субъектного восприятия. 2. Аспекты субъектного восприятия: гносеологический, установочный, функциональный. 3. Различные формы и способы наделения субъектностью природных объектов: анимизм, антропоморфизм, персонификация и субъектификация. 4. Механизмы субъектификации природных объектов. Список литературы: [1, 2, 3, 4, 5, 7] 1. Изучить понятие «релизеры». 2. Ознакомиться с положительными и отрицательными психологическими релизерами. 3. Установить различие между собственными релизерами и психологическими. 4. Изучить особенности естественных психологических релизеров. 5. Изучить механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала. 1. Сущность психологических релизеров. 2. Положительные и отрицательные психологические релизеры. Примеры. 3. Отличия между собственными релизерами и психологическими. 4. Характеристика естественных психологических релизеров перцептивного канала. 5. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала. Список литературы: [1, 2, 3, 4, 5, 7] 1. Изучить основные понятия. 2. Ознакомиться с происхождением социальных релизеров. 3. Изучить экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала. 4. Познакомиться с типами экологических фактов, способных оказывать лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире. 5. Изучить механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала. 1. Сущность социальных психологических релизеров. 2. Происхождение социальных релизеров. 3. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала. 4. Основные типы экологических фактов, оказывающих лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире. 5. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала. Список литературы: [1, 2, 3, 4, 5, 7] 1. Изучить характер деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения. 2. Познакомиться с функцией психологических релизеров – «ответы» природного объекта на активность личности. 3. Ознакомиться с типами «ответов» как психологических релизеров практического канала. 4. Изучить механизмы обработки психологических релизеров практического канала. 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения. 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала. 3. Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала. 4. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала. Список литературы: [1, 2, 3, 4, 5, 7] 1. Ознакомиться с историческим развитием отношений человека с миром природы в архаическую эпоху. 2. Проследить генезис отчуждения человека от природы в эпоху античности. 3. Изучить этап отчуждения человека от природы в средние века. 4. Познакомиться с формированием отношений человека с миром природы в период развития науки нового времени. 1. Экологическое сознание в архаическую эпоху. 2. Экологическое сознание в эпоху античности. 3. Экологическое сознание в средние века. 4. Экологическое сознание и науки Нового времени (инвайронментальный консервационизм, русский космизм, учение о ноосфере, экологизм). 5. Формирование нового типа экологического сознания человека – «универсальная этика». Список литературы: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7] 1. Изучить особенности субъективного отношения к природе у дошкольников. 2. Познакомиться с субъектным характером модальности субъективного отношения младших школьников к природе. 3. Ознакомиться с субъективным отношением к природе в младшем и среднем подростковом возрасте. 4. Изучить объектный характер модальности субъективного отношения к природе у старших подростков. 1. Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников. 2. Субъектный характер модальности субъективного отношения к природе младших школьников. 3. Субъективное отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте. 4. Объектный характер модальности субъективного отношения к природе у старших подростков. 5. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе. Список литературы: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7] 1. Познакомиться с особенностями личности с низким уровнем развития субъективного отношения к природе. 2. Изучить личность со среднем и высоким уровнями развития субъективного отношения к природе. 3. Изучить субъективное отношение к природе у педагогов и студентов. 4. Овладеть методиками диагностики субъективного отношения к природе. 1. Личность с низким уровнем развития субъективного отношения к природе. 2. Личность со среднем и высоким уровнями развития субъективного отношения к природе. 3. Субъективное отношение к природе у педагогов и студентов. 4. Методики диагностики субъективного отношения к природе. |