ОТНОШЕНИЯ

Экологические отношения в рф могут регулироваться

Экологическое право

Экологические отношения как предмет правового регулирования

Экологические отношения, как предмет экологического права представляют особый вид общественных отношений, объектом которых выступают окружающая природная среда, отдельные природные комплексы и ресурсы.

Следует отметить, что термин экологические отношения не отражает сущность исследуемого института. Буквальный перевод понятия экологические отношения означает отношения по исследованию взаимодействия общества с природной средой как средой его жизнедеятельности. Более правильным было бы применять термин экосоциальные отношения.

Взаимодействие общества с природной средой составляют особую экосоциальную функцию, сущность которой заключается в обеспечении естественной природной основы жизнедеятельности общества, удовлетворении индивидуальных и общественных потребностей в природных ресурсах.

Отношения, возникающие в связи осуществлением экосоциальной функции (или экофункции), и являются экосоциальными. В дальнейшем будет применяться термин экологические отношения, который общепризнан, но не отражает их сущность.

Экологические отношения имеют следующую структуру: субъекты, содержание, объекты.

Субъектами экологических отношений выступают Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и юридические лица, иностранные и международные организации, иностранцы, лица без гражданства.

Содержание экологических отношений – деятельность субъектов экологических отношений в формах действия или бездействия, т. е. в реализации прав, исполнении обязанностей или в воздержании от совершения определенных действий.

Объектами экологических отношений выступают природная среда (природа) как целостная система и составляющие ее компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, а также природные ресурсы.

Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. В данном случае они выполняют экосоциальную функцию.

Однако природные ресурсы выполняют и другие социальные (в широком смысле слова) функции. Так, они могут быть объектами имущественных (гражданско-правовых) отношений, т. е. выполняют функцию недвижимого имущества.

Таким образом, экологические отношения выделяются в самостоятельный вид общественных отношений, потому что их объектами выступают природные ресурсы, выполняющие функции природной основы жизнедеятельности общества и являющиеся источниками удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей в компонентах природы (экологических потребностей), либо способствуют выполнению этой функции. Так, пользование природными ресурсами в форме извлечения их из природной среды представляет собой вид экологических отношений, т. к. природные ресурсы в данном случае являются источником удовлетворения потребностей. Природопользование предшествует потреблению природных ресурсов в производственных и иных целях.

Однако природные ресурсы могут быть объектами других общественных отношений, например, имущественных (гражданско-правовых). В данном случае природные ресурсы выполняют не экологическую (экосоциальную) функцию, а является особым видом недвижимого имущества.

Экологические отношения классифицируются по различным основаниям.

Во-первых, классификация экологических отношений предопределяется структурой их объекта — природной среды. По этому основанию выделяются такие виды экологических отношений как: земельные, горные, водные, лесные, фаунистические, природно-заповедные, воздушные.

Во-вторых, экологические отношения подразделяются в зависимости от форм воздействия общества на окружающую природную среду. По этому основанию выделяются отношения: природопользования, природоохранительные, мелиоративные (природопреобразовательные).

В-третьих, в зависимости от целевого назначения природных ресурсов выделяются отношения, содержание которых составляет деятельность по удовлетворению определенных потребностей. Так, лесные отношения включают отношения лесопользования, а последние, в зависимости от целевого назначения лесов, подразделяются на отношения по пользованию лесами для заготовки древесины, живицы, заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов. Экологические отношения являются объектами других общественных отношений. Например, отношений по регулированию экологических отношений, включающих управленческие, контрольные, регистрационные, налоговые, экономические и иные, а также отношения юридической ответственности, возмещения экологического вреда.

Выделение собственно экологических отношений, по поводу природных ресурсов, особых отношений по поводу экологических отношений позволяет выделить в системе российского права особую отрасль — экологическое право, определить ее структуру, а также отграничить экологическое право от других отраслей российского права.

Понятие экологического права

Экологические отношения составляют предмет регулирования особой отрасли российского права — экологического. Экологическое право – это система эколого–правовых норм, которыми регламентируются экологические отношения.

Эколого– правовые нормы подразделяются на:

  • государственно–правовые, принятые федеральными органами государственной власти, органами государственной властисубъектов РФ в пределах их компетенции;
  • муниципально–правовые, принятые органами местного самоуправления;
  • корпоративно – правовые, принятые общественными объединениямихозяйственными обществами и товариществами;
  • локально–правовые нормы, принятые субъектами экологической и иной деятельности (предприятиями и иными организациями);
  • договорно-правовые нормы, содержащиеся в договорах о распределении полномочий и предметов ведения между РФ и субъектами РФ и муниципальными образованьями, межтерриториальных договорах, гражданско–правовых договорах.

Эколого–правовые нормы обладают всеми признаками правовых норм: обязательностью, действием в отношении неопределенного круга лиц, неоднократностью применения, государственной защитой содержащихся в них предписаний.

Предмет правовой регламентации норм экологического права составляют экологические отношения, а именно: предмет, цели, методы регулирования экологических отношений, форму их закрепления (источники экологического права), статус субъектов экологических отношений, режим (правовое положение) объектов экологических отношений, отношения природопользования, природоохранительные, мелиоративные отношения.

Отношения, объектами которых являются экологические отношения, регламентируются нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного права. Связь между экологическим правом и указанными отраслями заключается в том, что в экологическом праве регулируются отношения в качестве объектов административных гражданско–правовых отношений, отношений ответственности. Например, в главе 3 ЗК РФ содержатся правовые нормы, закрепляющие формы собственности на землю. Регулирование же отношений собственности и иных вещных прав на землю осуществляется нормами гражданского права, закрепленными в разделе 2 ч. I Г К РФ

В пользу выделения экологического права в самостоятельную отрасль свидетельствует и такой формальный признак – наличие в нормативно–правовой системе (законодательстве РФ в общем смысле) РФ особой подсистемы – экологической нормативно–правовой (экологического законодательства). Поскольку предметом правового регулирования являются по существу экосоциальные отношения, точнее было бы соответствующую отрасль российского права назвать экосоциальным правом.

Конечным элементом экологического права являются эколого-правовые нормы.

Правовые нормы воздействуют на поведение субъектов путем предписания определенного поведения.

По этому признаку выделяются уполномачивающие, обязывающие и запрещающие нормы. Уполномачивающие нормы устанавливают права субъектов экологических отношений, порядок их реализации.

Так, уполномачивающей нормой является закрепленное в ст. 11 федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благополучную окружающую среду.

Обязывающие нормы устанавливают обязанности по совершению определенных действий. Например, обязывающие нормы содержатся в ст. 39 ВК РФ, в которой закреплены обязанности водопользователей при осуществлении ими водопользования.

Запрещающие нормы в отличие от уполномачивающих представляют собой запреты на совершение, каких – либо действий, предписывают воздержание от их совершения. Такая норма закреплена в ст.56 ВК РФ, запрещающая сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления.

По форме предписания правовые нормы подразделяются на императивные, диспозитивные и рекомендательные.

Императивные нормы предписывают субъектам совершать определенные действия или воздерживаться от них (уполномочивающие, обязывающие и запретительные), либо определяют рамки, пределы поведения, содержащие иные обязательные предписания. В качестве примера можно привести правовые нормы, содержащиеся в ст. 12 Закона РФ “ О недрах», которой закрепляется содержание лицензии на пользование недрами.

Диспозитивные правовые нормы представляют собой право субъектов самостоятельно регулировать отношения между собой, а при отсутствии такового — выполнение содержащегося в норме предписания. Довольно часто диспозитивная норма не содержит предписания. Так, содержащаяся в ст. 18 закона РФ «О недрах» норма, предоставляющая право субъектам РФ регламентировать порядок предоставления недр для разработки общераспространенных ископаемых, относится к диспозитивной.

Рекомендательные правовые нормы содержат предписания, которые могут реализовываться по усмотрению субъектов правоотношений. Особенность реализации рекомендательных норм заключается в том, что лица, которым они адресованы, обязаны рассмотреть содержащиеся в них рекомендации. Только в том случае, если субъект отношений последует рекомендации (согласится с рекомендацией), она приобретает юридическую силу.

Практическое значение имеет выделение дефинитивных норм, закрепляющих термины, определения, понятия. Такие нормы содержатся в ст. 1 ВК РФ «Основные понятия».ст.1 Федерального «Об охране окружающей среды».

Можно выделить статусные нормы, закрепляющие статус субъектов экологических отношений. Так, статусные нормы закреплены в главе 4 ЛК РФ 7 ВК РФ, ст. 53 ЗК РФ.

Следует выделить в качестве особого вида нормы, определяющие правовой режим объектов экологических отношений. Это, например, нормы, содержащиеся в статьях 5,6 ВК РФ.

Выделяются: общие нормы (не имеющие ограничений в действии); специальные (регулирующие определенный вид отношений); региональные (действующие на определенной территории); исключительные; чрезвычайные; особые (для определенной категории субъектов); временные; корпоративные; локальные (внутриорганизационные).

Структура экологического права

Экологическое право как сложная система эколого-правовых норм имеет разноуровневую структуру.

Как любая отрасль права экологическое право имеет общую и особенные части.

Общая часть состоит из эколого-правовых норм, регулирующих экологические отношения, объектом которых является природная среда в целом.

Особенную часть составляют отрасли (подотрасли) экологического права, предметом регулирования составляющих их эколого-правовых норм являются отношения по поводу отдельных природных ресурсов. Таким образом, особенная часть имеет поресурсовую структуру. Ее составляют следующие отрасли: земельное, горное (недренное), водное, лесное, фаунистическое, природно-заповедное, воздушное право.

Объектами экологических отношений являются природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами государственной границы Российской Федерации. Это ресурсы Мирового Океана, воздушного пространства над ним, космоса, которые составляют наследие всего человечества. Отношения по их использованию, охране, преобразованию регулируются нормами международного права, закрепленных в международных договорах и иных международно-правовых актах.

В соответствии с международно-правовыми актами в системе российского законодательства сформированы и отрасли законодательства: законодательство о торговом мореплавании, законодательство об использовании воздушного пространства связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, законодательство о космической деятельности (Закон РФ от 20 августа 1993 г.) Правовые нормы, закрепленные в указанных нормативных правовых актах, составляют морское право Российской Федерации, воздушное право Российской Федерации, космическое право Российской Федерации и регулируют деятельность российских организаций в Мировом Океане, воздушном пространстве над ним, космосе.

Следующий структурный уровень формируется в зависимости от форм воздействия общества на окружающую природную среду (форм осуществления экосоциальной функции). По этому признаку выделяются межотраслевые институты: природноресурсовое право, право природопользования, природоохранительное право и мелиоративное право. Предметом регулирования указанных институтов являются соответственно режим природных ресурсов как объектов экологических отношений, а также отношения природопользования, природоохранительные, мелиоративные (природопреобразовательные).

Каждый из межотраслевых институтов имеет общую и особенную части.

Общую часть природноресурсового права составляют правовые нормы, регламентирующие правовой режим окружающей природной среды как целостной экосоциальной системы. Особенную часть составляют подинституты, нормы которых регламентируют правовой режим отдельных природных ресурсов. Это правовой режим земли, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, природнозаповедных объектов,воздушного пространства.. Они одновременно являются институтами соответственно земельного, горного, водного, лесного, фаунистического, природнозаповедного, воздушного права..

Правовой институт «право природопользования» составляют эколого-правовые нормы, регулирующие отношения по пользованию природной средой и отдельными природными ресурсами. В праве природопользования выделяется общая часть и особенная часть: право землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования объектами животного мира (пользования фауной), пользования природнозаповедными объектами, пользования воздушным пространством. Подинституты особенной части права природопользования составляют институты соответствующих отраслей особенной части экологического права — земельного, горного, водного, фаунистического, природнозаповедного, воздушного. Природоохранительные отношения регламентируются правовыми нормами института природоохранительного права, в котором выделяется общая и особенная части. Нормы общей части природоохранительного права регламентируют отношения по охране природной среды как целостной экосоциальной системы, а особенной части – отношения по охране отдельных природных ресурсов, которые составляют подинституты природоохранительного права: правовая охрана земель (землеохранительное право), правовая охрана недр (недроохранительное право), правовая охрана вод (водноохранительное право), правовая охрана лесов (лесоохранительное право), правовая охрана животного мира (фауноохранительное право), правовая охрана природно-заповедных ресурсов, правовая охрана ресурсов воздушного пространства (воздухоохранительное право). Указанные подинституты соответственно являются институтами отраслей особенной части экологического права — земельного, горного, водного, лесного, фаунистического, природнозаповедного воздушного права.

Мелиоративное право составляют правовые нормы, регулирующие мелиоративные отношения, содержание которых составляет деятельность по улучшению, преобразованию природной среды и отдельных природных ресурсов.

Нормы общей части мелиоративного права регулируют мелиоративные отношения (по улучшению, преобразованию) природной среды как целостной экосоциальной системы, а подинститутов особенной части отношения по мелиорации отдельных природных ресурсов. Это правовое регулирование мелиорации земель (землемелиоративное право), правовое регулирование мелиорации недр, правовое регулирование водного хозяйства (водномелиоративное право), правовое регулирование лесного хозяйства (лесомелиоративное право), правовое регулирование охотничьего и рыбного хозяйства (фауномелиоративное право), правовое регулирование мелиорации природнозаповедных, ресурсов, правовое регулирование улучшения воздушного пространства. Они являются институтами отраслей особенной части экологического права – земельного, горного, водного, лесного, фаунистического, природнозаповедного, воздушного.

Общие части институтов природноресурсового права, права природопользования, природоохранительного, мелиоративного права являются институтами общей части экологического права.

Экологическое право само является предметом правового регулирования. Правовые нормы, регламентирующие предмет, цели, задачи, методы, принципы правового регулирования, систему нормативных правовых актов – формы экологического права, составляют особые институты общей части экологического права – правовая регламентации экологических отношений; система экологического законодательства.

В системе общей части экологического права также следует выделить правовые институты, содержащие правовые нормы, закрепляющие формы (виды), содержание, принципы регулирования экологических отношений, а также правового обеспечения экологического правопорядка.

Природные ресурсы являются объектами права собственности и иных вещных прав. Формы собственности и иных вещных прав на природные ресурсы, распределение их по формам вещных прав, особенности реализации правомочий субъектов вещных прав на природные ресурсы должны регламентироваться правовыми нормами, составляющими особый институт Экологического права России.

В экологическом праве должен закрепляться и правовой статус субъектов экологических отношений.

Таким образом, общую часть экологического права России составляют институты: правовое регулирование экологических отношений, система экологического законодательства, правовой статус субъектов отношений, природноресурсовое право (правовой режим природной среды и природных ресурсов), право собственности и иные вещные права на природные ресурсы, право регулирования экологических отношений, право природопользования, природоохранительное право, мелиоративное право, правовое обеспечение экологического правопорядка.

Особенную часть экологического права составляют подотрасли: земельное, горное, водное,. лесное, фаунистическое, природнозаповедное, воздушное право.

Российское океаническое воздушное, космическое право целесообразно выделить в специальную часть, поскольку правовые нормы этих отраслей регулируют отношения по поводу природных ресурсов за пределами государственной границы Российской Федерации.

Аналогичным образом формируется структура подотраслей особенной части экологического права. Рассмотрим это на примере земельного права.

Общую часть земельного права составляют институты: правовая регламентация земельных отношений, система земельного законодательства, правовой статус субъектов земельных отношений, правовой режим земель (землересурсовое право), право собственности и иные вещные права на земли, право регулирования земельных отношений, правовая охрана земель (землеохранительное право), правовое регулирование мелиорации земель (землемелиоративное право), правовое обеспечение правопорядка в земельной сфере. В особенной части земельного права выделяются институты, составляющие правовые нормы, которые регулируют отношения по поводу отдельных категорий земель: правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов (природно-заповедного фонда), лесного и водного фондов, запаса.

Правовые нормы закрепляются в нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, собственниками и иными владельцами природных ресурсов, в договорах, заключаемых субъектами земельных отношений. По этому признаку выделяются федеральное экологическое право, экологическое право субъектов РФ, экологическое право муниципальных образований, а также корпоративное экологическое, локальное экологическое и договорное экологическое право.

Методы правового регулирования экологических отношений

Методы правового регулирования представляют способы (формы) предписаний, обращенных к субъектам общественных отношений (способы определения статуса субъектов общественных отношений, порядка осуществления прав, исполнения обязанностей, установление санкций за правонарушения и т. д.).

При регулировании экологических отношений применяются различные методы в зависимости от особенностей предмета регулирования.

Объектами экологических отношений являются природная среда, компонентами природы, природные объекты, (ресурсы), выполняющие определенные экофункции. Кроме того, они выполняют и социальные (в широком смысле слова) функции. Это предопределяет и особенности использования различных методов при регулировании экологических отношений.

В силу отмеченных особенностей объектов экологических отношений законодатель в большей степени применяет при их регулировании императивный метод. Императивный метод заключается в прямом предписании, адресованном субъектам общественных отношений, совершать определенные действия или воздерживаться от совершения каких-либо действий, четком и полном определении их прав и обязанностей, порядка их реализации и осуществления. Этот метод выражается в издании уполномочивающих, обязывающих и запрещающих норм. Императивный метод применяется при определении правового статуса природных ресурсов, регулировании природоохранительных отношений, оснований и порядка возникновения и прекращения, прав на природные ресурсы.

Диспозитивный метод заключается в предоставления права субъектам самим регулировать возникающие между ними отношения, выбирая предлагаемые в нормативном правовом акте варианты (вариант) поведения, либо используя предложенный в акте вариант поведения, если стороны не избрали иной, либо реализуя содержащиеся в нормативном акте разрешения.

Как правило, принцип диспозитивности реализуется в форме договора (соглашения), заключаемого сторонами.

Таким образом регулируются отношения по аренде земельных участков, лесных участков, безвозмездного пользования лесными участками, пользования водными объектами, аренды земельных участков и иных природных ресурсов на территориях национальных парков, пользования недрами на условиях раздела продукции.

В экологическом праве применяются специфические формы диспозитивного правового регулирования.

Так, организации, осуществляющие природопользование и (или) воздействующие на природную среду осуществляют производственный контроль, в соответствии с принимаемыми ими Положениями о производственном контроле, Положениями о соответствующих подразделениях, должностными инструкциями и иными локальными нормативными правовыми актами. Равным образом регламентируются производственный экологический мониторинг влияния организации на природную среду.

Природопользователи самостоятельно регулируют применение способов, форм, технических средств пользования природными ресурсами. Такое регулирование должно производиться с соблюдением норм, регламентов, требований по охране окружающей среды и отдельных природных ресурсов. Добытая в результате природопользования продукция поступает в распоряжение природопользователей и они определяют порядок ее использования, реализации.

Правовое регулирование экологических отношений осуществляется методом ответственности. Устанавливая административную, гражданско-правовую, уголовную, дисциплинарную, материальную ответственность за экологические правонарушения законодатель обеспечивает правомерное поведение субъектов экологических отношений. Последние, под угрозой привлечения к ответственности обязывают от совершения действий, квалифицируемых в качестве правонарушений. Так, ст. 250 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за загрязнение вод. Водопользователь и другие субъекты экологических отношений, не должны допускать загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод и совершать деяния, предусмотренные диспозицией анализируемой статьи. В данном случае правомерное поведение достигается не путем прямых предписаний, запретов, как при императивном методе, а указанием, какие деяния являются неправомерными и от совершения которых субъект экологических отношений должен воздерживаться.

Принципы правового регулирования экологических отношений

Принципы правового регулирования – основополагающие начала, выраженные в форме фундаментальных предписаний, на основе которых осуществляется деятельность субъектов общественных отношений.

Правовое регулирование экологических отношений основывается на общеправовых принципах в силу системных связей экологического права с российской правовой системой. Таковыми являются принципы народовластия, демократизма, гуманизма, справедливости, равноправия, неразрывной связи прав и обязанностей, законности, сочетания убеждения и принуждения.

Вместе с тем специфика объектов экологических отношений, представляющих собой одновременно и природные образования и ресурсы – источники удовлетворения экологических потребностей, предопределяет специфические принципы правового регулирования экологических отношений.

Основные принципы охраны окружающей среды, как одного из направлений экологической деятельности, закреплены ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное влияние на окружающую среду; должна осуществляться на основе следующих принципов:

  1. Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  2. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  3. Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития благоприятной окружающей среды;
  4. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  5. Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  6. Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  7. Независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  8. Презумпция экологической гласности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  9. Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  10. Обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной обосновывающей документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 18.12.2006г. №232-ФЗ);.
  11. Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  12. Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  13. Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
  14. Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
  15. Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
  16. Сохранение биологического разнообразия;
  17. Обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  18. Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
  19. Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
  20. Ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
  21. Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
  22. Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
  23. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Принципы использования и охраны отдельных природных объектов (ресурсов) закреплены в кодексах и других поресурсовых нормативных правовых актах.

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с принципами закрепленными в ст. 1 ЗК РФ.

  1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; природном ресурсе, используемом в качестве средства производства сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной иной деятельности на территории Российской Федерации; и одновременно как недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжении землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
  3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранность жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
  4. Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством (в ред. Федерального закона от 03.10.2004г. №123-ФЗ;)
  5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключение случаев, установленным федеральными законами;
  6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения; земель занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий ( в ред. Федеральных законов от 21.12.2004г. №1772-ФЗ; от 04.12.2006г.-ФЗ)
  7. Платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которой правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
  10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которыми при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащих ему земельным участком.

Правовое регулирование водопользования и охраны вод основывается на принципах, закрепленных ст. 3 ВК РФ.

  1. Значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как, о важнейшей составной части окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе,
  2. Приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
  3. Сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;
  4. Целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;
  5. Приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;
  6. Участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся права на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  7. Равный доступ физических, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  8. Равный доступ физических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических или юридических лиц;
  9. Регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);
  10. Регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;
  11. Регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
  12. Гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;
  13. Комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;
  14. Платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
  15. Экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов;
  16. Использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для осуществления традиционного природопользования.

В силу ст. 1 ЛК РФ правовое регулирование лесных отношений осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
  2. Сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
  3. Использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
  4. Обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
  5. Воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
  6. Обеспечение охраны и защиты лесов;
  7. Участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
  8. Использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
  9. Подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;
  10. Недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  11. Платность использования лесов.

Правовое регулирования рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в статье 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»:

  1. Учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы,
  2. Приоритет сохранения водных биоресурсов и их рациональное использование в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биологических ресурсов;
  3. Приоритет сохранения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, согласно которому осуществление рыболовства в отношении особо ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке установленном федеральными законами ( вред. От 03.12.2008 г. № 250-ФЗ)
  4. Установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должны учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования и другие факторы (в ред. Федерального Закона от 06.12.2007г. №333-ФЗ),
  5. Участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в собственности физических или юридических лиц, согласно которому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечит возможности такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством (в ред. Федерального закона от 06.12.2007г. №333-ФЗ)
  6. Учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, для обеспечения жизнедеятельности населения ( в ред. Федерального закона от 06.12.2007г. №333-ФЗ),
  7. Представление в пользование водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, гласно и открыто, согласно которому информация о таком представлении, в том числе о разделении квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов, общедоступна ( в ред. Федерального Закона от 06.12.2007г. №333-ФЗ);
  8. Определение объема добычи (вылова) водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (в ред. от 03.12.2008 г. № 250 –ФЗ).
  9. Платность использования водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому любое использование указанных водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами ( в ред. Федерального закона от 06.12.2007г. №333-ФЗ).

Основные принципы регулирования охраны атмосферного воздуха закреплены в ст.3 Федерального закона “Об охране атмосферного воздуха”.

  1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
  2. Обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
  3. Недопущение необратимых последствий загрязнений атмосферного воздуха для окружающей природной среды;
  4. Обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий;
  5. Гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
  6. Научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охрана окружающей природной среды в целом;
  7. Обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

На основе описанных выше принципов осуществляется правовое регулирование природопользование, охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов.

Экологическое право как учебная дисциплина и научное направление

Знание экологического законодательства – необходимый элемент экологической культуры общества и профессиональной подготовки хозяйственных и иных руководителей; инженеров и иных специалистов, работающих в производственной сфере, экономистов, юристов, работников, занятых в системе образования и иных сферах общественной жизни. В современных условиях без знания нормативных предписаний невозможно принимать экологически грамотные решения, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение экологических потребностей общества и сохранения функций природы.

Изучение экологического права осуществляется в форме предусмотренного учебным планом лекционного курса, с углублением полученных знаний самостоятельной работой над литературными и нормативными источниками.

Навыки толкования эколого-правовых норм и их практического применения усваиваются студентами на семинарах (практических занятиях) с обязательным разрешением конкретных жизненных ситуаций в форме решения задач.

Учебный курс экологического права включает изучение следующих тем:

  • понятие, предмет, методы, принципы экологического права;
  • экологическое законодательство;
  • правовой режим природной среды и природных ресурсов;
  • право регулирования экологических отношений;
  • право природопользования, природоохранительное право, правовое регулирование мелиорации природы (мелиоративное право);
  • правовые средства обеспечения экологического правопорядка;
  • особенности правового регулирования отношений по поводу отдельных природных ресурсов;
  • международно-правовое регулирование экологических отношений в рамках СНГ и за рубежом.

Предмет экологического права, как учебной дисциплины наряду с экологическом правом, составляют также институты:

Проблемы правового регулирования экологических отношений составляют предмет правовой науки, в рамках которой выделяется эколого-правовая наука в качестве самостоятельного научного направления.

Проблемы эколого-правовой науки разрабатываются научными коллективами института государства и права РАН, института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, юридических факультетов Московского, Санкт-Петербургского университетов, Московской государственной юридической академии и других учебных заведений России. За последние годы опубликовано большое число монографий, учебных пособий, научных статей по проблемам экологического права.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector