ПСИХОЛОГИЯ

Экология это в психологии

Экологическая психология

Экологическая психология (экопсихология) – это раздел психологии, содержанием которого является изучение особенностей психических явлений, связанных со взаимодействием множеств людей и природно-антропогенной макросреды, а также использование результатов этого изучения для решения практических задач, порождаемых экологическими проблемами.

Под природно-антропогенной макросредой понимается вся совокупность естественных и искусственных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность множества людей. К этим условиям относятся все как не тронутые человеком, так и измененные им природные образования и объекты (земля, атмосфера, животный и растительный мир), климат, магнитные и другие поля, потоки излучений разного типа, населенные пункты, агротехнические и производственные комплексы, транспортные магистрали и так далее. Социальная среда в экопсихологии не рассматривается, но ее влияние учитывается.

Основными экологическими проблемами, послужившими толчком к возникновению экопсихологии, являются следующие:

Ø демографический взрыв, то есть, резкое увеличение темпа роста населения Земли, поставившее под угрозу то относительно сбалансированное взаимодействие человека с природной средой, которое существовало до ХХ века;

Ø противоречие между доминирующим в современном обществе потребительским отношением населения к естественной природе и объективной потребностью смены такого отношения на «партнерское»;

Ø загрязнение и истощение природной среды как в относительно локальных, так и в глобальных масштабах; необходимость, в связи с этим, принять меры по сохранению, во-первых, здоровья современного поколения людей и, во-вторых, нормальных условий жизни для последующих поколений;

Ø значительное увеличение доли искусственной среды в общей среде обитания человека; необходимость приведения ее в соответствие с психологическими установками, эстетическими и другими духовными потребностями людей;

Ø возрастание количества и увеличение масштабов техногенных и природных катастроф, существенно ухудшающих макросреду и подвергающих опасности все большие массы людей.

Понятие «экологическое сознание» очень широко и многомерно. Оно включает в себя отношение человека или масс людей к природе, всей окружающей среде, понимание закономерностей развития биосферы и ноосферы Земли (части биосферы, которая оказывается под влиянием человека и преобразуется им), психические процессы и психические образования (представления, мотивы, привычки, хранящиеся в памяти программы действий), определяющие характер взаимодействия человека с природой и искусственной средой обитания.

Под экологическим сознанием понимается совокупность имеющихся у личности (группы) экологических представлений, ее субъективного отношения к природе, а также усвоенных стратегий и технологий взаимодействия с природой.

Идея сохранения природы, а тем более ее воспроизводства, возникла довольно поздно – в Средние века в культурах с высоким уровнем рефлексии. Но практическая реализация этой идеи началась лишь в ХХ веке, когда человек окончательно «колонизировал» биосферу. Реализация идеи сохранения природы идет медленно, с преодолением больших трудностей. В результате в настоящее время человечество оказалось на грани глобальной экологической катастрофы. Возник «экологический императив»: либо человечество сменит свой менталитет потребительского отношения к природе на менталитет партнерства, либо погибнет. Отсюда вытекает практическая значимость не только усвоения экологических знаний, но и формирования новой, ориентированной на природу нравственности людей.

В настоящее время при решении практических задач экологии рассматривают два типа экологического сознания – антропоцентрическое и экоцентрическое. Оба эти типа экологического сознания находятся в диалектическом единстве, и их нельзя противопоставлять друг другу без определения некоторых условий. Главным условием является решение стратегического вопроса: какое экологическое сознание необходимо для устойчивого, прогрессивного в гуманитарном смысле развития цивилизации.

Такое экологическое сознание должно быть диалектичным, без противопоставления двух целей человеческой деятельности: потребления природных ресурсов, с одной стороны, и сохранения природы – с другой. Противоречивость этих целей относительна. Она в значительной мере может быть преодолена на основе анализа потребностей и условий жизнедеятельности конкретного сообщества в определенных природных и культурно-исторических условиях. Реализация этой достаточно очевидной принципиальной позиции на практике затруднена по объективным и субъективным причинам.

Без разрешения политических, экономических, социальных проблем трудно браться за кардинальное изменение экологического сознания. Например, в 90-е годы ХХ века в массовом сознании российского общества доминировали отнюдь не экологические проблемы. Идеология сиюминутной выгоды взяла верх. Психологическая доминанта вседозволенности по отношению к природе оказалась крайне консервативна.

Сейчас наступил момент выбора одного из двух путей эволюции человеческого духа в плане взаимоотношений с природным миром: человечество либо пойдет по пути неандертальцев и погибнет, либо по пути кроманьонцев и станет еще более устойчивым по отношению к «капризам» природы, при этом заботясь о ней.

Исходя из этих соображений, к факторам, влияющим на экологическое сознание, необходимо отнести личностные особенности населения, структуру ценностных ориентаций, качество жизни и социально-мировоззренческие представления людей.

ВОПРОСЫ:

1. Чем обусловлено возрастание роли психологии во всех сферах жизнедеятельности современного общества?

2. Как происходит профессиональное становление личности?

3. В чем заключается отрицательное воздействие профессионального развития?

4. Каков механизм возникновения профессиональной деформации?

5. Каково основное содержание психологии труда, инженерной психологии?

6. Каким должен быть инженер ХХI века?

7. Охарактеризуйте круг вопросов, изучаемых экономической психологией.

8. Почему юристу необходимо овладение психологическими знаниями?

9. Как взаимосвязаны психология и политика?

10. Что такое экологическое сознание, и каким образом оно влияет на поведение и практическую деятельность людей?

Источник

Психологическая экология

План лекции

Лекция 2 Предмет и задачи экологической психологии

1. Психологическая экология

2. Психология окружающей среды

3. Экологическая психология

Формулирование предмета экологической психологии связано с определенными трудностями. Это обусловлено тем, что исследования различных экологических аспектов в отечественной психологии начались относительно недавно и терминологический аппарат смежных дисциплин, зани­мающихся этой проблемой, еще недостаточно устоялся.

Поэтому в настоящее время в научной литературе, с од­ной стороны, термин «экологическая психология» исполь­зуется для обозначения ряда достаточно отличающихся друг от друга направлений и областей психологических исследо­ваний, а с другой, в одной и той же работе иногда можно встретить использование терминов «экологическая психоло­гия», «психологическая экология», «психология окружающей среды» как полных синонимов, т. е. для обозначения одной и той же области.

Такая «терминологическая энтропия» ни в коей мере не означает отсутствия самостоятельного предмета, своих задач и методологических особенностей у каждого направле­ния исследований, обозначаемого каким-либо термином. Это скорее свидетельство того, что они находятся в периоде ста­новления и бурного роста.

§ 1. Психологическая экология и экологический подход в психологии Дж. Гибсона

Предмет психологической экологии

Экология зародилась в рамках биологии и развивалась как ее раздел, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружа­ющей средой. В дальнейшем в список изучаемых объектов был включен и человек, в результате чего возникла такая научная дисциплина, как экология человека.

Постепенно в исследованиях экологов, в которых тра­диционно изучалось химическое, физическое и биологичес­кое влияние на человека среды его обитания, все большее внимание стало уделяться психологическому аспекту. Это привело к возникновению специального раздела экологии — психологической экологии.

Предметом исследования в психологической экологии является воздействие экологических факторов на психику человека.

Исследования по психологической экологии показыва­ют влияние на психику человека таких «классических» эко­логических факторов, как свет, температура, химический состав воздуха, уровень шума, радиационный фон, измене­ние гравитации и т. д.

Методологические особенности психологической экологии

Исследования по психологической экологии, как правило, проводятся с использованием именно экологического, а не методологического и методического аппарата. Отнесение таких исследований к психо­логической экологии как специальной отрасли экологии по­нятно на таком контрастном примере: в них изучается вли­яние радиационного фона на психику человека, а не радиа­ционная фобия, что является уже предметом, собственно, психологических дисциплин.

Задачи психологической экологии

Таким образом, задачей психологической экологии является выделение наиболее значимых для психики человека экологических факторов, изучение с психофизио­логической точки зрения их воздействия на психическое здо­ровье и поведение человека, разработка методик оптималь­ной организации этих факторов.

§ 2. Психология окружающей среды

Предмет психологии окружающей среды

К 60-м гг. XX в. в среде психологов возникло понимание того, что существу­ющая лабораторная психо­логия не может дать полного представления о поведении человека «в реальном мире», в силу отсутствия учета всех факторов, которые определяют его в естественных усло­виях. На рубеже 80-х разрозненные исследования психо­логических аспектов взаимодействия человека со средой удалось объединить в рамках нового направления, кото­рое получило название «психология окружающей среды» (Environmental Psychology). В 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований в этой области.

Главными направлениями исследова­ний по психологии окружающей среды являются: 1) изу­чение пространственного познания; 2) пространственного поведения; 3) восприятия качества среды; 4) реакций человека на взаимодействие с окружа­ющей средой и возникающего в связи с этим стресса.

Предметом исследования в психологии окружающей сре­ды являются отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи между переменными среды и различ­ными психологическими характеристиками человека, его поведением.

Методологические особенности психологии окружающей среды

Можно выделить две важнейшие методологические особенности психологии, характеризующие психологию окружаю­щей среды: 1) рассмотрение человека и окружающей среды (взятой в ее целостности) как единой системы; 2) представление о том, что среда са­мым существенным образом влияет на поведение человека: в реакциях различных людей на идентичную среду можно констатировать больше общего, чем различного.

Несмотря на наличие общего объекта исследования (ок­ружающая среда), психология окружающей среды принци­пиально отличается от психологической экологии. Во-пер­вых, в психологической экологии взаимодействие человека со средой рассматривается, в основном, с психофизиологи­ческой точки зрения, а в психологии окружающей среды — именно с собственно психологической. Во-вторых, в психо­логической экологии, в основном, рассматривается влияние на психику отдельных экологических факторов, а психоло­гия окружающей среды стремится рассматривать среду как систему, с учетом всех факторов (в частности, простран­ственных: скученность людей, замкнутость помещения и т. п., которые вообще не рассматриваются в психологичес­кой экологии).

Исследования природы как окружающей среды.

В работах исследователей, проведенных в рамках психологии окружающей сре­ды, были получены дан­ные, позволившие сформулировать следующие положения, характеризующие особенности восприятия человеком при­роды именно как среды.

1. Природная среда не имеет определенных, твердо фиксированных границ во времени и пространстве.

Зачастую границы внутри природной среды создаются, конструируются самим воспринимающим в соответствии с задачами и характером его деятельности; он испытывает потребность структурировать окружающее его пространст­во. Например, путешественник, осматривающий неизвест­ную долину, стремится мысленно провести ее границы. Для этого он может использовать или холмы, или реку, или кромку леса, или другие физические особенности рельефа. Но эти границы существуют лишь в его субъективном вос­приятии: например, для местного жителя они могут быть совершенно другими.

Более того, границы, проводимые человеком, могут даже вступать в противоречие с реально существующими в природе взаимосвязями между различными ее элементами. Такие ситуации возникают, например, при планировании территорий заповедников, мелиорации и т. д.

Невозможность провести соответствующие границы в природной среде способна вызвать даже психические рас­стройства. Здесь существуют два крайних полюса. С одной стороны, такая природная среда, которая «переполнена» са­мыми разнообразными элементами, например, «хаос» тро­пического леса. А с другой — «пустая» среда: это и «бескрайность пусты­ни», практически не дающей никаких ориентиров для про­ведения таких границ, и «белое безмолвие», изматывающее полярников, и бесконечность звездного неба, которая, кро­ме наслаждения, может вызвать и некоторый страх.

2. Природная среда одновременно воздействует на все органы чувств.

В то же время восприятие природной среды не является лишь суммированием информации (зрительной, слуховой и т. д.), получаемой от различных рецепторов, оно — надмодально.

Например, когда человек в лесу слушает весеннее пение дроздов, безусловно, ведущую роль играет слуховое вос­приятие. Но он одновременно видит лесной пейзаж, вдыха­ет хвойный запах, осязает кору деревьев и т. д. И такое ком­плексное восприятие принципиально отличается от прослу­шивания магнитофонной ленты с записью «чистого» пения дроздов.

3. Восприятие природной среды обусловлено характе­ром деятельности. Восприятие одних и тех же элементов природной среды человеком, отправившимся в лес рубить дрова, и человеком, отправившимся за грибами, будет прин­ципиально отличаться.

В зависимости от характера деятельности в данной при­родной среде, поступающая сенсорная информация об од­них и тех же ее элементах может становиться или главной, или периферической. Например, такой элемент природной среды, как «стройная сосна»: для лесоруба это будет, в пер­вую очередь, «стройная», а потом уже — «сосна»; для гриб­ника — в первую очередь, «сосна» (поскольку именно под соснами можно найти белые грибы), и лишь затем уже — «стройная».

В то же время человек не свободен в своем восприятии природной среды, оно не является его «произволом». Что именно и как будет воспринято человеком, в достаточно боль­шой степени определяется характеристиками самой среды.

4. Каждый элемент природной среды, наряду с физи­ческими и химическими характеристиками, обладает так­же и социальным значением, в котором зафиксирован об­щественный опыт взаимодействия с природой. Эти соци­альные значения усваиваются человеком в процессе социа­лизации и в дальнейшем во многом определяют воспри­ятие им природной среды.

Особый интерес представляют случаи, когда та или иная конкретная природная среда (или отдельные ее элементы) приобретает символическое значение, например, Бородин­ское поле. В этом случае все характеристики воспринимае­мой природной среды тем или иным образом подчинены данному символическому значению.

Существенную роль в формировании таких символичес­ких значений играют фольклорные образы (особенно из ска­зок), образы художественной литературы и т. д.

5. Восприятие природы как среды во многом определя­ется этноцентрически, что обусловлено тем периодом в развитии человеческого сознания, когда человек был в мак­симальной степени связан, с одной стороны, со своим ро­дом, племенем, а с другой — с окружающей его природой.

В связи с этим окружающая природная среда во многом структурируется на основе оппозиции: «свой» — «чужой» («ро­дина» — «чужбина»), благодаря чему и возникает такой инте­ресный психологический феномен, как «родная природа». Для человека, выросшего в окружении берез и переехавшего в дру­гой район, растущий по соседству сосновый лес долгое время кажется «чужим», поскольку он — «их», а не «мой» («наш»).

6. В восприятии природной среды большую роль играет оппозиция, противопоставление «центр — периферия». «Центр» среды и все, что находится в нем, имеет большую ценность, чем «периферия». Путешественники стремятся в «сердце пустыни», на полюс — «пуп Земли» и т. д.; хозяин часто устраивает компостную или мусорную кучу где-то на окраине своего участка, хотя, с точки зрения эргономики, это было бы выгоднее сделать в центре огорода.

Следует отметить, что никакого реального «центра» в самой природной среде как таковой не существует. Напри­мер, нулевой Гринвичский меридиан является «нулевым» только потому, что в то время, когда он был установлен, Европа (а конкретно, Англия) была «центром мира».

7. Восприятие природы как среды характеризуется це­лостностью. И эта особенность является важнейшей.

Природная среда воспринимается не как «коллекция» объектов, поверхностей, форм, цветов, запахов, а как еди­ное целое, на фоне которого четко различаются отдельные детали. Иными словами, восприятие природной среды всег­да цельно, но вместе с тем и избирательно.

Природная среда «в целом» выступает как гештальт [1] , организующий и детерминирующий восприятие отдельных элементов природной среды; иными словами, восприятие целого (т. е. целостной природной среды) оказывается бо­лее важным, чем восприятие отдельных ее элементов.

Задачи психологии окружающей среды

Таким образом, задачей психологии окружающей среды является изучение взаимо­связей между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.

§ 3. Экологическая психология

Предмет экологической психологии

Экологическая психология (или психология экологического сознания) начала формироваться в отечес­твенной науке в начале 90-х гг. на фоне осознания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без измене­ния господствующего экологического сознания, являюще­гося его «психологической базой».

Ключевой проблемой экологической психологии явля­ется исследование индивидуального и группового экологи­ческого сознания. Как уже говорилось, под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представ­лений, существующего отношения к природе, а также соот­ветствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Таким образом, предметом исследования в экологи­ческой психологии является экологическое сознание, рас­сматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Методологические особенности экологической психологии

Формирование экологической психологии как самостоятельной отрасли было обусловлено тем, что «мир природы» занимает, в опре­деленном смысле, промежуточное положение между «ми­ром вещей» и «миром людей».

С одной стороны, взаимодействию с природными объекта­ми свойственны такие особенности и закономерности, которые не могут проявляться, когда человек сталкивается с «вещами». Очевидно, что общение со своей любимой собакой, которая зачастую воспринимается как настоящий член семьи, это про­цесс, качественно отличающийся от взаимодействия, например, с письменным столом, пусть даже и очень любимым.

С другой стороны, оно не может быть отождествлено с общением того же человека со своим ребенком. Иными сло­вами, для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с природными объектами или природными ком­плексами в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, а в других — не­обходимо привлечение аппарата социальной психологии, психологии личности и т. д.

Экологическая психология имеет несколько принципи­альных различий с психологией окружающей среды и пси­хологической экологией [2] .

Во-первых, в экологической психологии анализируется взаимодействие человека только с миром природы, а в пси­хологии окружающей среды — взаимодействие со всей сре­дой, в том числе и с антропогенной (а в психологической экологии — воздействие факторов всей среды). Поэтому в работах по психологии окружающей среды очень часто мож­но встретить использование терминов «природа», «природ­ная среда», «окружающая среда» как полных синонимов, в работах по экологической психологии такое отождествле­ние невозможно в принципе.

Во-вторых, в психологии окружающей среды природа исследуется именно как «среда» (в психологической эколо­гии как «фактор среды»), а в экологической психологии — как «мир природы», т. е. как совокупность конкретных при­родных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости. Данное различие можно продемонстрировать с помощью терминов гештальтпсихологии «фон» и «фигура»: «природа как среда» для человека субъективно является своего рода «фоном», «мир приро­ды» — «фигурой»; для психологии окружающей среды при­рода — это фон, на котором действует человек, для эколо­гической психологии природа — это то, с чем человек взаимодействует (т. е. «фигура»),

Задачи экологической психологии и еесвязь с другими научными дисциплинами

В экологической психологии выделяется четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, подструктуры эколо­гических представлений, подструктуры субъективного отношения к природе и подструктуры стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Перед экологической психологией стоит шесть основных задач, которые решаются в каждом из этих направлений.

1) Анализ развития в процессе социогенеза. [3] В соответ­ствии с этой задачей в экологической психологии прово­дится анализ экологического сознания в целом в различ­ные эпохи, рассматривается свойственная им специфика представлений, отношений, стратегий и технологий взаимодействия с природой, определяются основные тенденции развития, выявляются обусловливающие их экономические, культурные, политические и иные факторы.

Для решения этой задачи экологическая психология опи­рается на результаты исследований, полученные в рамках таких наук, как философия, культурология, история, соци­ология, политология, а также различных отраслей психо­логической науки: исторической и социальной психологии, этнопсихологии и др.

2) Разработка типологии. В соответствии с этой зада­чей разрабатывается типология как индивидуального, так и исторически сложившегося общественного экологического сознания. Анализируется структура экологических представ­лений, разрабатывается ее системная модель. Рассматрива­ется качественная специфика субъективного отношения к природе, разрабатывается система его параметров и типоло­гия, создается психологическая характеристика различных типов отношения к природе. Исследуются различные вари­анты существующих стратегий и технологий взаимодейст­вия человека с природой, создается их типология.

При решении этой задачи экологическая психология ис­пользует результаты исследований по культурологии и со­циальной экологии, а также психологии личности и др.

3) Анализ развития в процессе онтогенеза. В соответствии с этой задачей анализируются основные тенденции развития в процессе онтогенеза индивидуального экологического сознания.

Исследуются качественные характеристики и динамика в онтогенезе представлений о природе и взаимосвязях человека с природой, образ и место природы в образе мира личности.

Анализируются факторы, определяющие развитие субъ­ективного отношения к природе в процессе онтогенеза, рас­сматривается его специфика на каждом возрастном этапе, создается его периодизация.

Исследуются возрастные особенности мотивации вы­бора тех или иных стратегий и соответствующих им тех­нологий в контексте общего психического и личностного развития.

При решении этой задачи экологическая психология ис­пользует методы, разработанные в психодиагностике, и ре­зультаты исследований по педагогике, а также возрастной и педагогической психологии и др.

4) Анализ механизмов формирования и функционирова­ния. В соответствии с этой задачей рассматриваются меха­низмы формирования экологических представлений, их роль в регуляции деятельности, связанной с отдельными природ­ными объектами и природой в целом.

Исследуются пути и механизмы формирования субъ­ективного отношения к природе, роль в этом процессе ха­рактера стимулов, получаемых человеком от природных объектов, имеющихся у него экологических установок, дей­ствия различных перцептивных феноменов (явлений иден­тификации, эмпатии по отношению к природным объек­там и т. д.), исследуются возможность, условия и меха­низмы восприятия природных объектов в качестве субъ­ектов, их влияния на личность в ситуациях реального и идеального взаимодействия.

Анализируются мотивация экологического поведения, факторы, определяющие выбор той или иной стратегии вза­имодействия с природой, механизмы освоения личностью различных технологий взаимодействия с природой.

При решении этой задачи экологическая психология ис­пользует данные педагогики, семиотики, этологии, кибер­нетики [4] , а также психологии восприятия, психосемантики, этнопсихологии, сравнительной психологии и др.

5) Анализ индивидуальной и групповой специфики. В со­ответствии с этой задачей изучаются особенности экологи­ческого сознания в различных социально-профессиональ­ных группах. Устанавливаются взаимосвязи между социально-профессиональной принадлежностью и спецификой системы экологических представлений, свойственной каж­дой группе и отдельным ее членам. Определяются особен­ности субъективного отношения к природе: структура па­раметров отношения к природе и ее зависимость от уровня развития отношения. Исследуются предпочтения в выборе стратегий и технологий взаимодействия с природой в дан­ных группах.

При решении этой задачи экологическая психология ис­пользует методы, разработанные в психодиагностике, и ре­зультаты исследований по социологии, а также дифферен­циальной и социальной психологии и др.

6) Разработка принципов и методов диагностики. Для экспериментального исследования названных проблем в рамках раздела экологической психологии — экологической психодиагностики — создается специальный диагностичес­кий арсенал, позволяющий определить уровень сформиро­ванного и качественного своеобразия системы экологичес­ких представлений, субъективного отношения к природе и используемых стратегий и технологий взаимодействия с ней.

При решении этой задачи экологическая психология опи­рается на положения, сформулированные в статистике, и использует принципы и методы, разработанные в психоди­агностике.

Особой — седьмой — задачей экологической психоло­гии является исследование тех психологических функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы, его влияния на развитие личности, разра­ботка на этой основе методов психокоррекционной и психо­терапевтической работы и т. д.

При решении этой задачи экологическая психология ис­пользует результаты исследований по физиологии, педа­гогике, социологии, а также опирается на положения воз­растной и социальной психологии и психологии личности, психологии окружающей среды, медицинской психологии и психотерапии и др.

1. В настоящее время термин «экологическая психо­логия» применяется в научной литературе для обозначе­ния ряда близких, но не тождественных областей иссле­дований: психологической экологии, психологии окружа­ющей среды, экологического подхода в психологии и со­бственно экологической психологии (психологии эколо­гического сознания), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности.

2. Предметом исследования в экологической психоло­гии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

3. Экологическая психология характеризуется двумя ос­новными методологическими особенностями, отличающи­ми ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с приро­дой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объ­ектом исследований является не «природная среда», а «мир природы».

4. В экологической психологии существуют четыре ос­новных направления исследований: экологического созна­ния в целом, а также трех его подструктур — экологических представлений, субъективного отношения к природе, стра­тегий и технологий взаимодействия с ней.

5. Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание типологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формиро­вания и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагности­ки, — которые решаются в рамках каждого из четырех на­правлений исследований, а также задача изучения функ­ций, которые может осуществлять взаимодействие челове­ка с миром природы.

Контрольные вопросы и задания

1. Что имеют общего между собой и чем различаются понятия «экологический мир», «окружающая среда» и «мир природы»?

2. Используя понятие «встроенность», предложенное Дж. Гибсоном, опишите «экологический мир» домашнего кота.

3. Какие особенности, свойственные восприятию приро­ды как среды, могут характеризовать также и восприятие мира природы?

4. Исследования в какой области: психологической эко­логии, психологии окружающей среды, экологической пси­хологии — могут иметь большее значение для экологичес­кого образования?

5. Охарактеризуйте специфику взаимодействия личнос­ти с природными объектами.

[1] Гештальт (от. нем. §е$аи — образ, форма) — функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает много­образие отдельных входящих в нее явлений.

[2] Методологические принципы, разработанные в экологическом подходе Дж. Гибсона, могут использоваться во всех трех облас­тях исследований.

[3] Социогенез— процесс возникновения высших психи­ческих функций, становления личности, развития межличност­ных отношений в ходе развития общества.

[4] Семиотика (от греч. зетеюпке — учение о знаках) — наука о зна­ковых системах. Этология (от греч. ескоа —- характер, нрав и 1о- 805 — слово, понятие, учение) — наука, занимающаяся изучени­ем поведения животных в естественных условиях. Кибернетика (от греч. куЬетепке — искусство управления) — наука об общих закономерностях процесса управления и передачи информации.

Дата добавления: 2015-05-09 ; Просмотров: 4097 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector