ПСИХОЛОГИЯ

Экономическая психология в россии

Экономическая психология в россии

Буренина С.Ю. Влияние денег на процессы социализации современных подростков: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — Санкт-Петербург, 2000.

Семенов М. Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. — Ярославль, 2004.

Гусева Т.В. Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. — Ярославль, 2005.- 24 с.

Кожевникова Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Краснодар, 2006.

Аношкин А. А. Фобии в российской предпринимательской культуре: культурологический анализ нарратива. Автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.01.Челябинск, 2009. ( см. внизу страницы )

Швеньк Е. В. Социально-психологические факторы формирования общности современных предпринимателей. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. — Санкт-Петербург, 2009. ( см. внизу страницы )

Смирнов И. Б. Экономическое воспитание страшеклассников во внеучебной деятельности на основе системного подхода. Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — М.: 2009. ( см. внизу страницы )

Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения личности и группы. Автореф. дис. … докт. психол. наук: 19.00.05. — Москва, 2010.- 47 с. ( см. внизу страницы )

+ еще внизу страницы

Список диссертаций по экономической психологии на отдельной странице

Монографии по экономической психологии

Том Харфорд Экономист под прикрытием (внизу)

Стивен Д. Левитт и Стивен Дж. Дабнер Фрикономика. Мнение экономиста-диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями ( внизу )

Шелкопляс Е.В.Деньги, собственность и массовая психология: психолого-экономическая утопия

Стэнли Т.Дж., Данко У.Д. Ваш сосед — миллионер: Невероятные тайны богатства в Америке.

Статьи и выдержки из книг

Абдикеев Н. М., Аверкин А. Н., Ефремова Н. А. Когнитивная экономика: методологические основы // Четвёртая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Томск, 22–26 июня 2010 г. – Томск: Томский государственный университет, 2010. Т. 1: – 283 с. С. 115-116
ISBN 5-94621-316-4

Каунов С. А. , Аверкин А. Н. Моделирование эмоций в когнитивной экономике // Четвёртая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Томск, 22–26 июня 2010 г. – Томск: Томский государственный университет, 2010. Т. 2: – 331 с. – С. 320-322.

Васильева С. В. Материальная обеспеченность семьи и формирование ценностей у подростков // Ананьевские чтения — 2007. Материалы научно-практической конференции 23-25 октября 2007 года. — СПб.: изд-во СпбГУ, 2007.

Голубева Е.В. Уровень социальной фрустрированности людей с разной экономической самооценкой // Психология – наука будущего: Материалы II международной конференции молодых ученых / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, А.С. Обухова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 102-105.

Афанасьев М.Н. Росийские элиты развития: запрос на новый курс. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2009. — 132 с. (см. внизу страницы)

Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Деятельностный подход в экономической психологии (При подготовке публикации использованы материалы статей авторов в сборниках «III Всероссийская конференция «Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности» (СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000) и «Антология современной психологии конца XX века. Т. 7, вып. 3. Казань, 2001)

Зарубина Н.Н. Развитие рынка и некоторые особенности социального конструирования времени в российской культуре // Общественные науки и современность. 2009. № 1. С. 127-138.

Зарубина Н.Н. Мифология денег в российском обществе // Общественные науки и современность. 2007. № 4. С. 39-48.

Зарубина Н.Н. О мифологии денег в российской культуре // Социологические исследования. 2007. № 3. С. 43-52.

Зарубина Н.Н. Деньги в социальной коммуникации // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 3-12.

Зарубина Н.Н. Смеховая культура как фактор толерантности к новым социальным группам в российском обществе (Анализ анекдотов о «новых русских») // Общественные науки и современность. 2006. № 5. С. 155-166.

Зарубина Н.Н. Этика служения и этика ответственности в культуре русского предпринимательства // Общественные науки и современность. 2004. № 1. С. 96-105.

Зарубина Н.Н. Православный предприниматель в зеркале русской культуры // Общественные науки и современность. 2001. № 5. С. 100-112.

Зарубина Н.Н. Самобытный вариант модернизации // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 46-51.

Емельянов Е. Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. Часть 6. Психологические основы этики бизнеса. Глава 18. Отношение к деньгам.

Пястолов С.М., Задорожнюк И.Е. Психологический прорыв в экономической теории // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. — № 4. — С. 29-30.

Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. — № 4. — С. 31-42.

Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журнал, 2004, том 25, № 5, с. 32-49.

Мусаэлян И.Э., Сливницкий Ю.О. О возможности применения модели актуального конфликта для психологического анализа предпринимательской деятельности // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 3. с. 22-31.

Колин Грей Предпринимательство в 90-х годах // Иностранная психология, №9 1997.

Мещерский А. Как вашего ребенка сделать богатым? // АИФ, № 20, 2000.

Маданес К., Маданес К. Тайное значение денег/ Пер. с англ. А. Д. Иорданского.- М.: Независимая фирма «Класс», 1998.- 348 с. Глава “Деньги и средний возраст” (http://akvilon.hut.ru/books/p_dengi1.htm)

Фенько А. Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал, № 1 — 2000. – С. 50-62.

Фенько А. Б. Деньги, счастье и досуг.

Макаров В.В. Деньги в профессии и жизни. Лекция № 40 // Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии.

Голофаст В.Б. Люди и вещи // Социологический журнал. 2000. № 5. С. 58-65.

Данешвара дас Введение в принципы и практику духовной экономики — экономической системы, основанной на Бхагавад Гите.

РПО Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. (компакт-диск):

  • Белицкая Г. Э. Особенности отношения к деньгам: деньги как предмет личностного осмысления.
  • Дейнека О.С. Динамика отношения российских предпринимателей к деньгам.
  • Кибизова Л. Ю. Деньги как средство распространения власти.
  • Мильман В.Э. Социально-экономическая ситуация и индивидуальная мотивация.
  • Козлова Е. В. Актуальные проблемы отношения к собственности.
  • Хащенко В.А. Социально-психологический подход к анализу экономического самосознания.
  • Цветков С. А., Жилина Ж. А. Особенности инвестиционно-сберегающего поведения жителей средней полосы России.
  • Резвова И. Е. Экономическая психология: установки по отношению к деньгам.

Семенов М.Ю. Методический подход к изучению понятия “деньги” в структуре ценностей человека (тезисы доклада) // Материалы научно-практической конференции “Современное общество”, посвященной 25-летию Омского Государственного университета. Омск. 29-30 октября 1999 года /Омск: ОмГУ, 1999. — С. 219-221.

Семенов М.Ю. Представленность денег в образе мира // Сибирский психологический журнал. – 2000. – Вып. 12. – С. 66-67.

Семенов М.Ю. Опыт применения методики “Незаконченные предложения” для исследования стереотипов восприятия жителями города Омска //Российские региональные СМИ. Информационный потенциал и коммуникативные технологии / Под ред. А. С. Сычева. — Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2000. — С. 103 – 105.

Семенов М.Ю. Удовлетворение и удовлетворенность // Омский научный вестник (The Omsk scientific bulletin).—2000.— Вып.13.—С. 154-156.

Семенов М.Ю. Типология материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей // Омский научный вестник (The Omsk scientific bulletin).— Июнь, 2001. — Вып. 15. — С. 142-145.

Семенов М.Ю. Возрастная динамика материальной удовлетворенности у мужчин и женщин // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе: Материалы международной научной конференции, Иваново, 25-26 июня 2002 г.: В 2 ч. — Ч. II. История, социология, язык, культура. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. — 284 с. С. 126-132.

Семенов М.Ю. Исследование понятия «деньги» методом ассоциативного эксперимента // Вестник Омского университета (Communications of Omsk university). — 2003. — № 3. — С. 139-142.

Семенов М.Ю., Ефремов Е.Г. Материальная удовлетворенность // Омский научный вестник (The Omsk scientific bulletin).—2003. — Вып. 23. № 2. — С. 207-210.

Кубарев В.С., Мацнев Ю.В., Семенов М.Ю. Биржевые торги как форма психологической игры // Омский научный вестник (The Omsk scientific bulletin).—2003. — Вып. 23. № 2. — С. 210-212

Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам у самореализующихся людей // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты): Материалы Международного психологического конгресса. Кострома, 23-24 октября 2003 г., Т.2 / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин. — М.: Кострома, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003. — С. 115-117

Семенова И.И., Семенов М.Ю. Экономические ожидания студентов как показатель экономико-профессионального самосознания // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Материалы всероссийской Интернет-конференции, декабрь 2004 – январь 2005 гг., / отв. Ред. М.Ю. Семенов. – Омск: изд-во ОмГМА, 2005. — С. 12-16.

Семенов М.Ю. Финансовая удовлетворенность как фактор социальной устойчивости // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Материалы всероссийской Интернет-конференции, декабрь 2004 – январь 2005 гг., / отв. Ред. М.Ю. Семенов. – Омск: изд-во ОмГМА, 2005. — С. 26-36.

Семенов М.Ю., Мацнев Ю.В. Ценность денег в разные возрастные периоды // Молодежь и ценности современного общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 28-29 апреля 2005 года. Г. Омск. /Гл. ред. В.И.Разумов, зам. гл. ред. В.А.Баринов, В.В.Бабкин. Ред. Коллегия: А.А.Варакин, Я.Ю.Ворожко, О.В.Камшилин, О.Д.Майстришин, И.В.Носов. Омск: типография “Ютон”, 2005. – 376 с. ISBN 5-7779-0581-1

Семенов М.Ю., Семенова И.И. Экономическое положение студентов старших курсов // Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества: Материалы межвузовской научно-методической конференции.-Омск: Изд-во СибАДИ.— 2005.— 208 с.— С. 155-156.

Семенов М. Ю. Методы изучения монетарных отношений (отечественная практика) // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы седьмой научно-практической конференции для Круглого стола IV Байкальского экономического форума / под. общ. ред. д-ра психол. наук, профессора Карнышева А.Д. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. – 396 с. – С. 175-179.

Источник

14.Позняков В.П. Экономическая психология в 21 веке. Опыт и перспективы взаимодействия

Экономическая психология в России 21 века. Теоретичекие проблемы и эмпирические исследования.

В.П. Позняков.Доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. г. Москва pozn_v@mail.ru

Введение. Развитие экономической психологии как нового научного направленияявляется одним из важных признаков интеграции экономической и психологической наук. Объединение психологии, наряду с социологией, философией и правом в рамках общего отделения Российской Академии наук вместе с экономикой. Наличие институционально оформленных структурных подразделений в научных и учебных организациях, как например: лаборатория социальной и экономической психологии Института психологии РАН, кафедра социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права академии или учебно-научная лаборатория экономической психологии Санкт-Петербургского университета экономики и финансов и т.п. Ставшие традиционными совместные конференции и публикации экономистов и психологов. Такие конференции в последние годы регулярно проводятся в Иркутске, Калуге и Санкт-Петербурге (33, 49, 50). И наконец, появление специализированных периодических научных изданий в ведущих вузах России. Таковы некоторые формально-организационные признаки, позволяющие оценить степень сформированности нового научного направления. Более существенными, на наш взгляд, являются содержательные свидетельства интенсивного развития экономической психологии в России 21 века. В последние годы вышел в свет целый ряд индивидуальных и коллективных монографий посвященных теоретическим проблемам и результатам эмпирических исследований в области экономической психологии ( )

Экономическая психология как учебная дисциплина постепенно становится востребованной в профессиональной подготовке экономистов и психологов различных специальностей. В последние годы подготовлен целый ряд учебных программ и учебных пособий для экономических и психологических факультетов Российских вузов (см., например,3, 6, 18, 27, 35, 43, 45). Вместе с тем, многими исследователями признается нерешенность целого ряда фундаментальных теоретических и методологических проблем, что естественно для периода интенсивного развития науки. Основной задачей данной статьи является развернутое изложение авторских представлений о некоторых теоретических проблемах развития экономической психологии: ее предмете, месте в системе наук, основных понятиях и феноменах, методологических принципах, основных направлениях и перспективах эмпирических исследований.

Взаимосвязь экономических и психологических явлений и предмет экономической психологии

Термин «экономика» и определение «экономический» и термин «психология» (а точнее – психика) и определение «психологический» имеют не только гносеологический, но и онтологический смысл. В этом смысле первый термин используется для определения и описания некой объективной социальной реальности, сферы человеческого бытия, социальной жизнедеятельности, а второй – для определения и описания субъективной реальности, мира психических явлений, связанных с отражением объективной реальности и регуляцией поведения и взаимодействия субъектов. При этом взаимосвязи и взаимодействия между экономическими и психическими явлениями могут быть весьма разнообразными, что порождает целый ряд исследовательских проблем, которые выходят за рамки проблематики материнских дисциплин и могут быть отнесены к компетенции экономической психологии как самостоятельного научного направления. В данном случае термин «экономика» и определение «экономический» имеет онтологический смысл и используется для определения некой реальности, сферы человеческого бытия, социальной жизнедеятельности. При этом исходной для определения предмета, феноменологии и проблематики экономической психологии является сфера экономической жизни. И в этом случае экономику как сферу жизнедеятельности, а также отдельные экономические явления можно рассматривать в качестве объектов психологического исследования. Первое, с чем сталкиваются здесь исследователи, это многообразие явлений, определяемых в качестве экономических, их представленность на разных уровнях жизни общества.

В наиболее общем виде экономическая или хозяйственная жизнедеятельность определяется экономистами и социологами как система социальных процессов производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, а также тех связей и отношений, в которые вступают субъекты хозяйственной деятельности. В качестве субъектов хозяйствования в экономике традиционно рассматриваются и отдельные индивиды, и малые группы (семья, фирма), и большие социальные общности (организация, этнос, государство). При этом экономическая жизнедеятельность рассматривается как относительно самостоятельная сфера человеческой, социальной жизнедеятельности. Неизбежным следствием такого подхода является абстрагирование экономической жизнедеятельности от других сфер жизнедеятельности, а экономического поведения и взаимодействия — от других его видов. При таком подходе психологические, в том числе социально-психологические, явления должны рассматриваться как явления, выполняющие функции субъективного отражения экономических явлений и психической регуляции экономического поведения и взаимодействия.

Но возможна и другая постановка проблемы, идущая от психологии, от изучения человеческой жизнедеятельности (не только экономической), традиционных для психологической науки проблем, явлений, от ее предмета. В этом случае вопрос ставится так: в какой степени и каким образом человеческая психика, поведение и взаимодействие между людьми определяются экономическими факторами. Как влияют экономические условия жизнедеятельности на формирование личностных особенностей, на характер взаимоотношений между людьми и т.д. При этом экономические явления выступают как внешние факторы, как среда, условия жизнедеятельности людей. Собственно социальные (не экономические) феномены, в том числе явления общественной психологии, рассматриваются либо как феномены, производные от экономических, зависимые от них, либо как факторы, влияющие на экономическое поведение и взаимодействие. В этом случае характер взаимосвязи экономических и психологических явлений представляется как взаимосвязь между факторами, причинами и их следствиями. Правомерны оба подхода к изучению взаимосвязей экономических и психологических феноменов. Выбор одного из них будет зависеть от постановки конкретной исследовательской задачи: изучаем ли мы влияние экономических факторов на психические явления и поведение субъектов, или нас интересует влияние социально-психологических факторов на экономическое поведение и экономические отношения. В любом случае экономическое поведение и экономическое взаимодействие субъектов разного уровня и масштаба включено в более общий процесс их социальной жизнедеятельности и социального взаимодействия. А это значит, что при анализе взаимосвязей и взаимного влияния экономических и психологических явлений нельзя ограничиваться только этими двумя классами явлений. Наряду с экономическими явлениями в систему экономико-психологического анализа должны включаться или, по крайней мере, учитываться, другие социальные (не экономические) факторы (этнокультурные, социально-демографические, политические и т.д.). Таким образом, характер взаимосвязи экономических и психологических явлений не ограничивается функциями психического отражения экономических явлений и регуляции экономического поведения и взаимодействия. Можно и необходимо говорить также о взаимодействии и взаимном влиянии экономических и психологических феноменов, которое, в свою очередь, может определяться другими (не экономическими) факторами.

Высказанные теоретические положения позволяют сформулировать авторские представления о предмете экономической психологии. Экономическая психология — комплексная прикладная отрасль психологической науки. Предметом экономической психологии являются психологические закономерности экономической активности ( экономического сознания, поведения и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов), взаимосвязь и взаимное влияние экономических и психологических явлений. Социально-психологический анализ экономических явлений может проводиться на разных уровнях социальной жизнедеятельности, субъектами которой могут выступать индивиды, малые и большие группы.

Предметное поле и структура экономической психологии

Перечень объектов, тем и направлений исследований, относящих себя к экономической психологии, чрезвычайно обширен и разнообразен, что чрезвычайно затрудняет попытки систематизировать или хотя бы упорядочить их. В этих условиях важной теоретической задачей является определение области исследований, относящихся к экономической психологии, уточнение ее места в системе психологических знаний и связи с другими дисциплинами. Не менее важной задачей является анализ, выделение и упорядочение основных направлений исследований и полученных результатов, без чего невозможен анализ состояния развития научной отрасли, развитие дальнейших исследований и подготовка специалистов. Построение системы экономической психологии возможно проводить двумя путями: систематического анализа публикаций об уже проведенных исследованиях и теоретического анализа и построения системы научного знания по аналогии с другими комплексными и прикладными отраслями психологической науки, где такие работы уже проводились.

Мы исходим из того, что структурирование направлений и задач экономической психологии можно и необходимо проводить по нескольким основаниям. В качестве таких оснований могут быть предложены следующие:

— сферы экономической жизнедеятельности (производство, обмен, распределение и потребление),

— масштаб исследуемых экономических явлений (имеется в виду их отнесенность к макро- или микроэкономическим явлениям),

— субъекты экономической активности (идивид, малые и большие общности людей),

— виды экономического поведения (производственное, потребительское, предпринимательское, сберегающее и т.д.),

— конкретные психологические и социально-психологические явления (социальные представления, психологические отношения, социальные установки и т.д.), выступающие предметом экономико-психологических исследований,

— задачи исследований и используемые методы (здесь можно выделить теоретические, эмпирические, в том числе – экспериментальные, и прикладные исследования).

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть