ОТНОШЕНИЯ

Экономические механизмы регулирования земельных отношений

Экономическое регулирование земельных отношений

Особенности регулирования земельных отношений

В современной экономике большое значение имеют вопросы и проблемные моменты механизма экономического регулирования отношений, связанных с землёй.

Экономические государственные интересы, интерес землевладельцев и пользователей земли реализуется в процессе регулирования земельных отношений, которое осуществляется государством и рынком.

Регулирование земельных отношений с помощью государства способно создать организационную правовую основу, с помощью участия и ответственности участников земельного права.

Регулирование с помощью рынка проводится на основе комбинации и взаимодействия спроса и предложения на земельные участки, а также на труд, результаты труда и средства производства.

Рыночное регулирование не всегда может охватить всю систему земельных отношений, поскольку продовольственная территориальная безопасность государства требует вмешательств, которые имеют отношение к экономической целесообразности.

Экономическое регулирование земельных отношений включает систему мер специального хозяйственного воздействия, которые направлены на:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Проведение и реализацию земельной государственной политики,
  • Процесс обеспечения прав владельцев и пользователей земли,
  • установку социальной справедливости в сфере земельных платежей,
  • экономическая поддержка эффективного и рационального использования земли,
  • внедрение санкции по нерациональному использованию земельных ресурсов и участие в ухудшении экологической обстановки и состояния участков земли,
  • защиту земли сельскохозяйственного назначения от порчи, захвата, снижения плодородия почвы.

Механизмы регулирования земельных отношений

Система экономических инструментов, позволяющих регулировать земельные отношения, включает в себя:

  • земельные налоги,
  • арендная плата за землю,
  • цена земли, устанавливаемая рынком,
  • залоговая цена земельного участка,
  • платежи за землю при изъятии,
  • компенсации в процессе консервации земли,
  • платежи по повышению качества земли,
  • штрафные санкции по экологическому ущербу,
  • налоги по гражданскому земельному обороту,
  • плата за право пользования землей и др.

Экономическое регулирование земельных отношений и его инструменты должны отвечать некоторым требованиям:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Допускать и способствовать относительно равным стартовым возможностям в сфере осуществления воспроизводственного процесса для всех участников земельных отношений,
  • объективные и субъективные факторы процесса и их разграничение,
  • применение механизма земельной ренты в качестве базы при формировании системы экономических регуляторов, воздействие рентных регуляторов с другими экономическими инструментами (цены, ссудный процент, подоходный налог),
  • равные права различных социальных групп общества при реализации земельных прав собственности и соответствующих типов землепользования,
  • стимулирование рациональной специализации и размещения сельскохозяйственных организаций и производств,
  • усиление экологической защиты земельных угодий.

Земельная рента

Основной инструмент экономического регулирования земельных отношений представляет собой механизм оплаты за землю. С помощью этого механизма государство может учитывать интересы владельцев и пользователей земли, побуждая их наращивать эффективность использования земли, которая находится в их распоряжении.

Плата за землю представляет собой особый вид издержек, который позволяет иметь доход в виде ренты.

Рента представляет собой устойчивый доход, который напрямую связан с деятельностью предпринимателя.

Выделяют несколько видов ренты, включая государственную, банковскую, связанную с займами, в соответствии с которой выплачиваются рентные доходы в виде процентов.

Земельная рента обладает другой природой. Так, земельный собственник может осуществлять хозяйство самостоятельно, но также может передать право использования земли в аренду предпринимателям. По условию арендного договора предприниматель может временно получить права хозяйства на этом участке, за что обязан выплатить землевладельцу арендную плату. Данная монополия характеризует превращение части прибыли арендатора в земельную ренту.

Предприниматели рассчитывают на получение не только средней прибыли, но и добавочного дохода, выплачиваемого впоследствии собственнику земли в виде земельной ренты. Таким образом, земельная рента представляет собой форму экономической реализации собственности на земельные участки. В составе ренты принято выделять дифференциальную, абсолютную, а также монопольную ренту.

Понятие дифференциальной ренты возникло на основе монополии на землю в качестве объекта хозяйствования. Каждый предприниматель может получить в свое распоряжение определенный участок, ограниченный по размерам. По качеству данные участки отличаются и при равных затратах обеспечат получение разного количества дохода и прибыли.

При увеличении спроса на продукцию сельского хозяйства в хозяйственный оборот вовлечены худшие участки земли, с которых можно получить обычную прибыль, а на средних и лучших участках можно получить более высокую сумму дополнительной прибыли, которая впоследствии превращается в дифференциальную ренту.

Возникновение абсолютной ренты обусловлено наличием частной собственности на землю.

Источником образования этого вида ренты является превышение прибавочной стоимости над средней прибылью, образующейся в сельском хозяйстве по причине конкуренции между отраслями, более низкого ограниченного состава капитала, трудности перелива капитала из промышленных отраслей в отрасли сельского хозяйства. Также это происходит по причине приравнивания нормы прибыли по капиталу сельскохозяйственных производителей и общей нормы прибыли.

Разница, которая получается между стоимостью и ценой производства, представляют собой добавочную прибыль, которую необходимо передать в форме абсолютной ренты собственникам земли или государству. Получение абсолютной ренты возможно с любых участков, вне зависимости от их нахождения, качества и производительности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник

Экономический механизм регулирования земельных правоотношений

Платность использования земли как один из принципов земельного законодательства

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»).

В настоящее время Государственная Дума активно рассматривает вопрос о введении единого налога на недвижимость, заменяющего собой земельный налог и налог на имущество физических лиц. В материалах к законопроекту о федеральном бюджете на 2008 год и последующий период до 2010 года было предусмотрено введение в действие единого местного налога на недвижимость с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г. Однако отсутствие реестров с полными характеристиками объектов недвижимости на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, методик и специализированных структур по оценке недвижимости, правил расчета указанного налога не позволило ввести единый налог на недвижимость в указанные сроки.

Установление и порядок платежей за землю регулируются следующими нормативными правовыми актами: Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»), Гражданский кодекс РФ (глава 34 «Аренда), Закон РФ «О плате за землю» в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами в данной области являются:

  1. споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков;
  2. пользование земельным участком без оформления соответствующих документов, что приводит к неосновательному обогащению пользователя;
  3. споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

Формы платы за землю

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Поскольку данный налог является местным, средства от уплаты налога за все земельные участки, расположенные в границах муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга), в полном объеме должны зачисляться в соответствующий местный бюджет независимо от формы собственности на земельные участки, в том числе независимо от процесса разграничения государственной собственности на землю.

Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется в следующем порядке:

  1. налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно;
  2. налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности;
  3. налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований;
  4. если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база по нему определяется отдельно по каждому муниципальному образованию.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

а) 0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

б) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового периода права на земельный участок исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в пользовании налогоплательщика. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

В отношении земельного участка, перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

Момент возникновения обязанности по уплате земельного налога зависит от момента государственной регистрации права на земельный участок. Однако, если землепользователь необоснованно уклоняется от государственной регистрации своего права на землю, это является основанием для применения к нему санкций за умышленное уклонение от уплаты земельного налога.

Кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не позднее 1 марта этого года.

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Льготы по уплате земельного налога

В соответствии с НК РФ освобождаются от уплаты земельного налога следующие лица:

  1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  2. организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  3. религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  5. организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  6. физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  7. организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Налоговый кодекс РФ в виде налоговой льготы также предусматривает уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму.

Налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

  1. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  2. инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группы инвалидности, установленные до 1 января 2004 г., без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  3. инвалидов с детства;
  4. ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  5. физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  6. физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  7. физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Если налогоплательщику, относящемуся к одной из вышеуказанных категорий, принадлежит несколько земельных участков, то при исчислении земельного налога налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей только в отношении одного из этих земельных участков, по выбору налогоплательщика.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы, для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Особенности исчисления и уплаты налога на земельные участки под жилыми домами

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога производится с учетом повышающих коэффициентов, установленных НК РФ:

  • коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициента 1 в случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства (в данном случае сумма налога, излишне уплаченного за этот период, подлежит зачету (возврату) налогоплательщику).

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Следует специально указать, что изменениями, внесенными в НК РФ и вступившими в силу с 1 января 2008 г., точно определено начало трехлетнего срока, в течение которого по земельным участкам, предоставленным (приобретенным) для осуществления на них жилищного строительства, налог должен уплачиваться с применением коэффициента 2. Трехлетний срок начинается с момента государственной регистрации прав на земельные участки. Ранее начало данного срока в НК РФ четко определено не было, а в разъяснениях Минфина России указывалось, что трехлетний срок строительства начинается с даты начала работ, связанных с проектированием.

Налогообложение земельных участков, расположенных под многоквартирными жилыми домами, осуществляется с учетом положений Жилищного кодекса РФ, а также ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме:

  • с момента введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.), если данный участок сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении его проведен государственный кадастровый учет;
  • с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета — в иных случаях.

С учетом вышеизложенного плательщиками налога на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом, являются собственники жилых и нежилых помещений этого дома.

Если в ЕГРП отсутствуют сведения о доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику помещения, то эта доля должна определяться пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего участнику общей долевой собственности.

Если в многоквартирном жилом доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, отсутствует налогоплательщик.

Арендная плата за землю

В соответствии с ГК РФ по договору аренды обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора — во внесении платежей за пользование этим имуществом.

Земельный кодекс РФ относит арендную плату к существенным условиям договора аренды земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, определение размера арендной платы осуществляется по соглашению сторон в договоре аренды земельного участка. В отношении же земель, находящихся в публичной собственности (собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности), порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Земельное законодательство содержит следующие особенности установления арендной платы за землю в отношении земель, находящихся в публичной собственности:

1) установлен повышающий коэффициент арендной платы (аналогично с земельным налогом) в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для жилищного строительства. В случае если по истечении трех лет с даты предоставления такого участка в аренду жилой дом не введен в эксплуатацию, арендная плата устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок;

2) при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается в пределах:

  • двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
  • трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Гражданское законодательство устанавливает следующие формы арендной платы, которые применимы к земельным участкам:

  1. определенные в твердой сумме платежи, вносимые периодически или единовременно (законным платежным средством в РФ является рубль);
  2. установленная доля полученных в результате использования арендованного земельного участка продукции, плодов или доходов;
  3. предоставление арендатором определенных услуг;
  4. передача арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
  5. возложение на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества;
  6. смешанная форма арендной платы, которая может сочетать в себе как вышеуказанные формы арендной платы, так и иные формы оплаты аренды.

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Из этого следует, что условие договора аренды земельного участка, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления в течение года, должно оставаться неизменным. В связи с этим условие договора, предусматривающее возможность ежеквартального изменения размера арендной платы, является ничтожным как не соответствующее закону.

Арендная плата от разграниченных по уровням собственности земель, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды таких земельных участков в полном объеме поступают в доходы соответствующих бюджетов в зависимости от права собственности на земельные участки.

Плательщики арендной платы за земли городских поселений, находящихся в государственной неразграниченной собственности, перечисляют указанные платежи (а также средства от продажи права на заключение договоров аренды таких земельных участков) в полном объеме на счета органов Федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений. При этом в бюджеты субъектов РФ (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) поступает 50%; в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований поступает 100%; в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) поступает 50%.

Арендная плата за земли иных категорий, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды таких земельных участков зачисляются в полном объеме в местные бюджеты.

Арендная плата за государственные и муниципальные земли не облагается налогом на добавленную стоимость.

Кадастровая и рыночная стоимость земельных участков. Нормативная цена земли

Для установления кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости.

В случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения (если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года) в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.

Проведение государственной кадастровой оценки земель установлено Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 и действующими в части, не противоречащей ЗК РФ.

Кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования:

  1. государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости;
  2. государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода;
  3. государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. При этом оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Указанные сведения предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения также размещаются на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.

От кадастровой стоимости необходимо отличать рыночную стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Распоряжением

Минимущества России от 6 марта 2002 г. N 568-р утверждены Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, содержащие следующие принципы оценки рыночной стоимости земельных участков:

  1. стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя (потенциального пользователя) в течение определенного времени (принцип полезности);
  2. рыночная стоимость земельного участка зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения);
  3. рыночная стоимость земельного участка не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения);
  4. рыночная стоимость земельного участка зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения дохода от земельного участка за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании без учета доходов от иных факторов производства, привлекаемых к земельному участку для предпринимательской деятельности (принцип ожидания);
  5. рыночная стоимость земельного участка изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения);
  6. рыночная стоимость земельного участка зависит от изменения его целевого назначения, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок;
  7. рыночная стоимость земельного участка зависит от его местоположения и влияния внешних факторов (принцип внешнего влияния);
  8. рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, т.е. наиболее вероятного использования земельного участка, которое является физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования).

Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможно обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка.

При определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание:

  • целевое назначение и разрешенное использование;
  • преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка;
  • перспективы развития района, в котором расположен земельный участок;
  • ожидаемые изменения на рынке земли и иной недвижимости;
  • текущее использование земельного участка.

В соответствии с Законом РФ «О плате за землю» нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Нормативная цена земли ежегодно должна определяться органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

В настоящее время нормативная цена земли применяется только в случаях, когда кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 ЗК РФ, а именно для целей налогообложения и для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Льготный порядок выкупа земельных участков

До 1 января 2012 г. земельное законодательство предусматривает льготный порядок выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для следующих лиц:

1) коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если указанные объекты недвижимости:

  • были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
  • были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

2) граждан и некоммерческих организаций, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если право собственности указанных лиц на объекты недвижимости возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении вышеуказанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в пределах:

  • двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
  • двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами РФ цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

В городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением в собственность земельных участков по правилам льготного выкупа органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке. При этом данный запрет не может распространяться на реконструкцию объектов капитального строительства:

  • если дальнейшее использование объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия;
  • если реконструкция не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию за плату по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать 80% кадастровой стоимости земельного участка.

Для лиц, которые приобрели объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, в ином порядке (не указанном в вышеприведенном перечне), до 1 января 2012 г. установлен следующий порядок определения цены выкупа земельного участка. Цена выкупа устанавливается субъектом РФ в зависимости от ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в следующих пределах:

  • в населенных пунктах с численностью населения свыше 3 миллионов человек — в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
  • в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек — в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
  • в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов — в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector