ОТНОШЕНИЯ

Экономические отношения аргентины с россией

Аргентина и Россия: экономические отношения в 2018 году

Между такими странами, как Аргентина и Россия, отношения 2018 года развивались в нефтяной и газовой добывающей отрасли. С 2009 года продолжается совместная работа в функционировании глобальной навигационной спутниковой системе (ГЛОНАСС). Торговые контракты подписаны для реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции. Российская компания Интер РАО принимает участие в строительстве ГЭС Чиуидо-1 в Аргентине.

Российско-аргентинская визовая политика позволяет гражданам двух стран свободно посещать РФ и АР и находиться на территории государств без виз.

Экономическое сотрудничество

В 2015 году президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер нанесла официальный визит в Россию. В результате между нашими странами были подписаны более 20 важных для развития обеих стран документов. В них обозначены основные перспективы развития сотрудничества. Дипломатические и торговые отношения России с Аргентиной были установлены еще 22 октября 1885 года. С тех пор торгово-экономические отношения двух государств неуклонно развиваются.Чтобы ускорить социально экономическое развитие Аргентины, правительство этой страны принимает меры по сокращению объемов импорта и защиты своих национальных производителей, по ограничению ввоза товаров на территорию страны. Несмотря на это, Россия развивает отношения с Аргентиной и осуществляет экспорт по таким товарам, как:

  • Промышленное оборудование, в частности, насосы жидкостные, двигатели и генераторы электрические, гидротурбины, генераторы переменного тока, гидравлические турбины, подъемники жидкостей.
  • Удобрения и химикаты.

  • Прокат сталей, ферросплавы.

В связи с вводом ответных санкций со стороны России странам Евросоюза и США, активнее начал развиваться импорт из таких стран Латинской Америки, как Чили, Бразилия и др. Российская экономика потребляет следующие товары, ввозимые из Аргентины:

  • Сельскохозяйственную продукцию, а именно, молоко и молочную продукцию, мясо, фрукты, овощи, соки, арахис, ячмень.

  • Моторные транспортные средства, запчасти к грузовикам.
  • Продукцию химической промышленности.
  • Лекарственные средства и фракции крови.
  • Вина виноградные, табачная продукция.

Одним из важнейших и позитивных фактов в развитии российско-аргентинских торгово-экономических отношений стало подписание соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.

Продолжается плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с Аргентиной в добывающей отрасли углеводородов, атомной энергетике, гидроэнергетике, военно-техническом сотрудничестве, железнодорожном транспорте.

Культурное сотрудничество

Сотрудничество в области национальной культуры, образования и спорта поддерживается между Россией и Аргентиной на постоянной основе. Действующий с 2009 года безвизовый режим способствует развитию туризма. Активно развиваются связи в области образования, ведутся переговоры по взаимному признанию дипломов.Самой перспективной отраслью взаимодействия между Аргентиной и Россией является туризм. Жизнь в Аргентине интересна для россиян, множество национальных парков, водопадов и озер привлекают туристов со всего мира. Родина танго — Буэнос-Айрес — интересен богатой историей и роскошными зданиями постройки прошлых веков. Когда-то Аргентина считалась одной из самых богатых стран, и этот факт отразился в облике старого города. История танго интересна не меньше, ведь в викторианскую эпоху ни одна приличная женщина не отважилась бы танцевать этот танец, поэтому мужчинам приходилось исполнять партии партнерш.

Большую работу по сохранению и распространению в Аргентине русского языка и российской культуры и традиций проделывают общины русских эмигрантов. Посольство России совместно с ними проводит культурно-массовые мероприятия, самым известным из которых является фестиваль славянской культуры Матушка Русь, ежегодно проводимый на центральных улицах Буэнос-Айреса.В то же время, когда правительство Аргентины говорит о сотрудничестве в области информации и массовых коммуникаций, продолжается дальнейшее укрепление проамериканского политического курса этой страны. В 2016 году были приостановлены показы выпусков новостей телевизионного канала Russia Today в рамках бесплатной государственной телевизионной сети. Теперь русские эмигранты, которые живут в Аргентине, смогут смотреть его только по кабельным коммерческим каналам.Культурное наследие Аргентины является многонациональным и смешанным, так как население страны состоит из иммигрантов. Здесь проживают потомки испанцев, итальянцев, французов, ирландцев, арабов, русских и украинцев. Национальным языком является испанский. Аргентинская культура подарила миру множество общепризнанных писателей, таких как Хорхе Луис Борхес и Хулио Кортасар.

Совместные инвестиционные проекты

Существуют реальные возможности для инвестиционного сотрудничества, так как ряд отраслей развивающейся российской промышленности представляет потенциальный интерес для аргентинских инвесторов. Экономический рост Аргентины может быть интересен для российских предпринимателей. Особое внимание уделяется добывающей промышленности, которая развивается в обеих странах и требует капиталовложений.В Аргентине ведется строительство ГЭС Chihuido-1, в котором принимает участие российская компания Интер РАО-Экспорт. Объем инвестиций в проект со стороны России составляет 2 млрд долларов. Имея большой опыт строительства таких объектов, российские компании оказывают активную помощь аргентинским, таким образом идет встраивание двух стран в международную высокотехнологичную производственную цепочку.

По строительству нового энергоблока АЭС Atucha был подписан меморандум с концерном Росатом, который намеревался выступить в качестве заказчика по контракту и исполнителя. Еще одна российская компания Силовые машины участвует в тендере по модернизации аргентино-уругвайской ГЭС Сальто-Гранде. Расширяются и укрепляются отношения в области военного и военно-технического сотрудничества. На саммите 2016 года в Китае представитель правительства Аргентины Маурисио Макри заявил о намерении продолжать развивать совместную работу в сфере энергетики и добывающей промышленности.Экономика Аргентины, как и российская, активно развивается, совершенствуется и модернизируется. В таких условиях капиталовложения и инвестиции как необходимы обеим странам, так и интересны инвесторам. Сотрудничество двух государств в плане инвестиционных проектов привело к переговорам о ведении взаимных расчетов в национальных валютах, без привязки к курсу американского доллара. Это принесет экономическую выгоду партнерам.

Российское сообщество в Аргентине

Высокий уровень жизни в Аргентине привлекает в страну все больше иммигрантов, среди которых россияне составляют немалую часть. Первыми выходцами из России, переселившимися в Аргентину были поволжские немцы в конце XIX века. Бесконечные войны и революции начала XX века способствовали продолжению потока русских. Затем в процессе развития Аргентины как аграрной страны сюда ехали сезонные рабочие.Наряду с другими странами с развивающейся экономикой, здесь требовались профессиональные кадры, поэтому процедура получения вида на жительство для иностранных работников здесь максимально упрощена. В сравнении с соседними Чили или Венесуэлой, Аргентина является более привлекательной для иммиграции, так как присутствует высокая социальная защита граждан. Здесь учеба как в школах, так и в университетах, является бесплатной для всех.

Российское сообщество в стране насчитывает около 300 тыс. человек, большинство из которых живут в Буэнос-Айресе и Мар-дель-Плата. Их повседневный быт достаточно обустроен — здесь есть русские школы, церкви и общины.

Большинство иммигрантов открывает здесь свой бизнес. Для квалифицированных специалистов, имеющих химическое, электротехническое и медицинское образование, а также профессионалов в области ИТ здесь есть множество высоко оплачиваемых вакансий.

Распространенный вариант, когда прибывший в страну иммигрант устраивается на работу по найму, а через несколько лет открывает свое дело и продолжает жить в стране.

Источник

Российско-аргентинское партнерство в глобальном и региональном контексте

Специально для портала «Перспективы»

Российско-аргентинское партнерство в глобальном и региональном контексте

Яковлева Наиля Магитовна – ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки (ИЛА) РАН, кандидат исторических наук.

С Аргентиной Россию связывает давнее сотрудничество. В условиях глобальной нестабильности и меняющегося миропорядка эта страна становится одним из главных и перспективных наших партнеров в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна. Укреплению двусторонних связей должен способствовать намеченный на январь 2018 г. визит в Россию президента Маурисио Макри.

Россия поддерживает дипломатические отношения со всеми 33 государствами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). По информации МИД РФ, там действует 18 российских посольств и 3 генконсульства, в 15 странах российские послы аккредитованы по совместительству. В России функционирует 19 латиноамериканских посольств [О состоянии…].

На состоявшейся 6 декабря 2017 г. традиционной встрече министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова с латиноамериканским дипкорпусом стороны смогли отметить существенное продвижение по пути многостороннего взаимодействия практически во всех возможных форматах и сферах сотрудничества. Например, с семью странами (Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Кубой, Никарагуа, Перу и Эквадором) Россия имеет соглашения о стратегическом партнерстве. С большинством государств Южной и Центральной Америки заключены межправительственные соглашения об условиях отказа от визовых формальностей [1].

Можно выделить несколько отличительных черт современных отношений России с регионом в сравнении с тем временным отрезком, когда наша страна делала ставку на поддержку определенных политических режимов, прежде всего кубинского. Во-первых, отношения РФ со странами ЛАКБ носят все более прагматический характер. Регион рассматривается российским руководством не как поле идеологических битв, а как огромный рынок для российских товаров, технологий и инвестиций. Во-вторых, Россия не ограничивается только двусторонними отношениями со странами региона и освоила сотрудничество с ними в многостороннем формате (в БРИКС, Группе двадцати, АТЭС [2] и др.), а также проявляет интерес к взаимодействию с региональными интеграционными группировками (например, МЕРКОСУР [3]). В 2015 г. был создан постоянный механизм политического диалога с СЕЛАК [4]. Россия подала официальную заявку на присоединение в качестве внерегионального наблюдателя к ЦАИС [5].

Новому позиционированию России в латиноамериканском регионе способствовал ряд причин, которые можно условно разделить на две группы. В первую входят факторы ослабления влияния традиционных партнеров ЛАКБ: освобождение «площадки» главным глобальным игроком – Соединенными Штатами Америки [Яковлев Эффект. ], а также существенные трудности в развитии диалога с Европой, в первую очередь со странами ЕС. Во вторую ‒ моменты, способствующие сближению России с государствами ЛАКБ: совпадение или близость взаимных интересов в совершенствовании существующего миропорядка. Речь идет о таких ключевых сферах, как мировая экономика и торговля, кредитно-финансовая область, глобальная безопасность и борьба с наркотрафиком и террористической угрозой в условиях возросшей глобальной напряженности и нестабильности. Россия и Латинская Америка проявляют интерес к сотрудничеству в военно-технической области, энергетике, космической отрасли, налаживают взаимодействие в деле предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, расширяют контакты и реализуют совместные программы в гуманитарной сфере. Не последнюю роль в деле сближения РФ и ЛАКБ играют факторы «второго ряда» ‒ такие, как неприсоединение государств региона к антироссийским санкциям коллективного Запада. Все это в совокупности открывает новые возможности для интенсификации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России с этим регионом мира.

В 2017 г. стало очевидным то, о чем много лет писали в своих трудах специалисты по Латинской Америке [См. напр.: Астахов; Давыдов; Яковлев Россия…]: страны ЛАКБ представляют собой естественного, потенциально выгодного, а в современных специфических и крайне противоречивых условиях ‒ уникального партнера Российской Федерации на международной арене, готового к длительному плодотворному и разностороннему диалогу и взаимодействию в разнообразных форматах.

В числе наиболее перспективных партнеров России фигурирует Аргентина. «Аргентинская Республика – одна из самых крупных и развитых стран Латинской Америки, играющая заметную роль в мировых делах и в течение десятилетий занимающая видное место в общем контексте международных связей СССР и Российской Федерации. Именно эти обстоятельства в первую очередь определяют то большое значение, которое имеет Аргентина с точки зрения задач национального развития современной России», – справедливо отмечали российские исследователи [См., напр.: Яковлев Тенденции…].

Из истории российско-аргентинских отношений

Дипломатические отношения Аргентины с Россией были установлены 132 года назад – 22 октября 1885 года. С этого времени в Аргентине сменились 17 Чрезвычайных и Полномочных послов нашей страны [6], состоялись визиты высшего и высокого уровня, подписано множество двусторонних документов, сложились форматы торгово-экономического сотрудничества, налажены гуманитарные связи.

В истории двусторонних отношений можно выделить три крупных этапа:

– отношения между Аргентиной и Российской империей (1885-1917 гг.);

– отношения между Аргентиной и СССР (1917-1991 гг.);

– Отношения между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой (1991-настоящее время).

Третий, современный этап двусторонних отношений, в свою очередь, можно разделить на три различных по содержанию периода. Если в течение первого периода (1991‒2007 гг.) отношения между Россией и Аргентиной характеризовались постепенным сближением, то в 2008‒2014 гг. они были подняты до уровня стратегического партнерства. Начиная с 2015 г. (нынешний период) аргентино-российские отношения перешли в фазу всеобъемлющего стратегического партнерства.

Как это ни парадоксально, первые 100 лет история отношений России и Аргентины развивалась без встреч на высшем политическом уровне. Ни один глава государства, российского (советского) или аргентинского, с момента взаимного дипломатического признания не нашел достаточных оснований и возможностей для того, чтобы преодолеть немалое расстояние, разделяющее наши страны. Однако в последние 30 лет ситуация кардинально изменилась. К власти в обеих странах пришли более активные и открытые миру политические лидеры. Это немаловажное субъективное обстоятельство, вкупе с объективными причинами политико-экономического порядка, способствовало началу прямого диалога между высшими государственными лицами Аргентины и сначала СССР, а затем России в формате официальных визитов.

Первые шаги в этом направлении предприняла аргентинская сторона. Через три года после восстановления в Аргентине демократического правления (по завершении периода военной диктатуры), в 1986 г., состоялся визит президента Рауля Альфонсина в СССР. В 1990 г. его примеру последовал новый президент Карлос Менем, демонстрируя интерес своего правительства к развитию отношений с нашим государством. В декабре 1991 г., после распада Советского Союза, Российская Федерация была признана аргентинским правительством в качестве государства-правопреемника СССР. В 1998 г. вторично избранный на пост президента К. Менем повторил свой визит, что было свидетельством реального стремления к наращиванию сотрудничества с новой демократической Россией.

В ходе трех перечисленных визитов была создана солидная договорно-правовая база взаимодействия, заключено 17 соглашений. В частности, был подписан важнейший документ – Соглашение об основах отношений между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой от 25 июня 1998 г., заложивший фундамент двустороннего сотрудничества. Это дало импульс расширению спектра российско-аргентинского взаимодействия, привело к активизации политических, научных и культурных контактов.

Но не все было гладко. В 1990-е годы, в условиях проведения в обеих странах экономических реформ неолиберального толка, произошло падение объема взаимной торговли. Старые схемы экономических связей перестали работать. Было очевидно, что взаимоотношения нуждаются в обновлении и переформатировании.

Благоприятные условия для активизации сотрудничества сложились в середине первого десятилетия нового века. Россия преодолела тяжелые последствия дефолта 1998 г. и стала резко наращивать экономическую мощь. Аргентина, в свою очередь, пережила глубокий кризис 2001‒2002 гг. и, изменив модель социально-экономического развития, встала на путь модернизации и диверсификации экономики. Министерства иностранных дел двух стран провели ревизию всех двусторонних договоров, в результате чего был подготовлен и подписан межправительственный Протокол о действии договоров, заключенных между СССР и Аргентиной. Договорно-правовая база отношений была актуализирована. Для полноценного рывка недоставало еще двух компонентов: стратегического решения правительств об интенсификации межгосударственного диалога и личных встреч высших руководителей государств. Катализатором российско-аргентинского сближения стали изменения во внутриполитической ситуации обеих стран и необходимость их нового позиционирования на международной арене.

Установление отношений стратегического партнерства (20082014 гг.)

2008 г. можно назвать пороговым в отношениях нашей страны с Латинской Америкой в целом. В Концепции внешней политики РФ, утвержденной 12 июля 2008 г., было определенно выражено стремление Москвы наращивать политическое и экономическое сотрудничество со странами ЛАКБ, расширять взаимодействие с ними в международных организациях, поощрять экспорт в регион российской наукоемкой промышленной продукции, осуществлять совместные проекты в сфере энергетики, инфраструктуры, высоких технологий, в том числе в рамках планов, разрабатываемых в региональных интеграционных объединениях [Концепция…]. С принятием данной Концепции отношения с Аргентиной вступили в новый этап и стали развиваться по нарастающей. Произошла беспрецедентная активизация политических контактов, интенсифицировались встречи высших руководителей, между которыми установились доверительные отношения, демонстрировалась готовность к длительному взаимодействию. Только за период с 2008 по 2015 гг. состоялось четыре официальных визита президентов обеих стран.

Первым аргентинским президентом, посетившим Россию в XXI в., стала Кристина Фернандес де Киршнер. Ее визит состоялся 9‒10 декабря 2008 г. и был реализован в момент, когда обе страны находились в поисках эффективных форм и нового качества партнерства, стремились к выходу из узкого коридора традиционных связей и рынков на более перспективные торговые и инвестиционные пространства. По итогам переговоров руководители двух государств подписали «Совместное заявление Российской Федерации и Аргентинской Республики о построении отношений стратегического партнерства». В документе ставилась задача «углублять политический диалог в двустороннем и многостороннем формате с целью продвижения совместных интересов на международной арене», перечислялись приоритетные сферы будущего экономического взаимодействия [Совместное заявление…]. 23 сентября 2009 г. «на полях» 64-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке министры иностранных дел России (С.В. Лавров) и Аргентины (Х. Тайана) во исполнение достигнутых на высшем уровне договоренностей подписали «План действий по построению отношений стратегического партнерства».

В апреле 2010 г. состоялся первый за всю историю российско-аргентинских отношений официальный визит в Аргентину президента нашей страны. В «Совместном заявлении Президентов Российской Федерации и Аргентинской Республики в год 200-летия Майской революции и 125-летия установления двусторонних дипломатических отношений» Д.А. Медведев и К. Фернандес де Киршнер выразили удовлетворение успешным продвижением по пути построения отношений стратегического партнерства. В ходе визита были подписаны 12 межведомственных соглашений и меморандумов, охватывавших многие сферы двустороннего сотрудничества. Всего же в результате обмена визитами руководителей двух стран в 2008 и 2010 г. был подписан 21 документ, что вывело Россию на первое место среди стран за пределами латиноамериканского региона по количеству двусторонних соглашений с Аргентиной [Яковлева Договорная…]. Продвижение вперед в реализации «Плана действий», совместная работа на международных форумах, укрепление торгово-экономических связей позволили послу Аргентины в РФ в 2011‒2013 гг. Х.К. Креклеру выразить мнение, что отношения между двумя странами «переживают лучший момент» в их истории [Las relaciones…].

Важно, что в последнее десятилетие аргентино-российские отношения заметно диверсифицировались. Это проявилось в увеличении торгово-экономических и научно-технических обменов, новаторских формах взаимодействия в области бизнеса, культуры, спорта и средств массовых коммуникаций. На пространстве двусторонних отношений, наряду с традиционными игроками – государствами, их институтами и предприятиями, укрепились и расширили свое влияние новые акторы: частные промышленные, торговые и сельскохозяйственные компании, банки, объединения предпринимателей, разного рода консалтинговые организации, юридические и посреднические фирмы, СМИ и другие социальные субъекты, включая так называемых «неорганизованных» лиц. В 2009 г. для облегчения взаимодействия было подписано двустороннее межправительственное «Соглашение о безвизовых поездках граждан». Аргентино-российские связи охватили практически все сферы деятельности, постепенно приобретая черты реального стратегического партнерства.

Переход к всеобъемлющему стратегическому партнерству

Огромный вклад в этот процесс внесли премьер-министры, министры иностранных дел, дипломатический корпус, парламентарии. Большую роль сыграли усилия руководства госкорпораций и частных предприятий. Нельзя недооценивать и заслуги гражданского общества, деятелей науки и культуры, успешно развивавших гуманитарные связи. Однако в первую очередь стратегический прорыв стал возможным благодаря успешной президентской дипломатии.

Новый импульс двусторонним отношениям придал официальный визит в страны Латинской Америки, включая Аргентину, президента России В.В. Путина. Накануне своей поездки в июле 2014 г. президент подчеркнул, что плодотворная работа, проводившаяся на основе «Плана действий», принятого в 2009 г., позволила достичь «высокого уровня выполнения предусмотренных в нем шагов» [Интервью…].

По сути, период с 2009 до 2014 г. явился переходным этапом к отношениям всеобъемлющего стратегического партнерства. Регулярное взаимодействие глав государств и внешнеполитических ведомств, представителей законодательной власти, прямые контакты деловых кругов, повышенный интерес к раскрывающимся перспективам сотрудничества со стороны государственных корпораций способствовали развитию двусторонних связей в целом. Интенсивно велась работа по расширению договорно-правовой базы. За это время был подготовлен ряд документов, подписанных по итогам российско-аргентинских переговоров на высшем уровне в 2014 г. В их числе: договоры между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой «о взаимной правовой помощи по уголовным делам» и «о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы»; «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях»; «Соглашение о сотрудничестве в области массовых коммуникаций между Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и Государственным секретариатом по общественным коммуникациям Аргентинской Республики» т.д. «Мы развиваем отношения с Аргентиной по всем направлениям», – сказал по завершении визита российский президент. – Это касается и политического уровня, это касается гуманитарных связей, экономики» [Заявления…].

В ходе визита обсуждались и международные проблемы, как представляющие взаимный интерес, так и касающиеся положения каждого из партнеров в мире. Аргентина в тот момент пыталась разрубить «гордиев узел» в отношениях с зарубежными хедж-фондами, Россия испытывала давление режима санкций-антисанкций из-за украинской ситуации. Поэтому поддержка Россией борьбы аргентинского президента с международным финансовым капиталом была оценена высоко и, более того, повлияла на позицию Аргентины по «крымскому» вопросу. Недаром российский президент признал, что эта южноамериканская страна является для нашей страны «комфортным партнером».

Успех визита В.В. Путина и достижение договоренностей в области торгово-экономического сотрудничества предопределили тот реальный прорыв, который произошел в ходе ответного визита аргентинского президента в Москву в апреле 2015 г. В результате достигнутых договоренностей двусторонние отношения перешли на новый уровень, что было отражено в Совместной декларации и сопровождавшем ее обновленном Плане действий по построению отношений всеобъемлющего стратегического партнерства. Речь шла об актуальных международных вопросах, по которым стороны хотели ли бы заручиться взаимной поддержкой (так называемый «мальвинский вопрос» и ситуация в Южной Атлантике [Яковлева Архипелаг…], невмешательство третьих стран во внутриполитические дела, взаимный отказ от признания возможных государственных переворотов, мирное разрешение украинского кризиса и пр.).

Конкретным содержанием российско-аргентинского партнерства становилось веерное расширение торгово-экономического сотрудничества в таких важнейших сферах, как космос, ядерная энергетика, разработка недр, высокие технологии, аграрный сектор, промышленность и транспорт, экология, массовые коммуникации, гидроэнергетика, наука и образование, культура, спорт, туризм, правовая сфера и пр. Логика развития отношений подсказывала, что пора переходить от «классического» товарообмена к многопрофильному промышленно-инвестиционному взаимодействию, добиваться реализации масштабных двусторонних проектов, которые могли бы расчистить поле для активного производственного и технологического партнерства.

В общей сложности во время визита К. Фернандес де Киршнер было подписано два десятка межгосударственных, межправительственных, межбанковских и других документов [Síntesis…]. Стоит отметить подписание межправительственных соглашений, укрепляющих договорно-правовую базу: «о взаимной защите секретной информации в сфере военно-технического сотрудничества» и «о сотрудничестве в области охраны окружающей среды». Страны договорились взаимодействовать и по таким новым для двустороннего диалога темам, как сближение интеграционных блоков ‒ например, СЕЛАК и ЕАЭС (Евразийский экономический союз), а также МЕРКОСУР и ЕАЭС.

Газпром и государственная нефтегазовая компании Аргентины YPF подписали Меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики. Речь шла о совместной реализации новых проектов в геологоразведке, добыче и транспортировке углеводородов, производстве электроэнергии на аргентинской территории, маркетинговых исследованиях нефтегазового сектора, строительстве, содержании и модернизации инфраструктуры, связанной с транспортировкой нефти и газа в Аргентине [Газпром…].

Аргентинская сторона придавала большое значение данному документу. В последние годы страна потеряла способность к самообеспечению энергоресурсами, и власти возлагали большие надежды на открытое в 2011 г. в провинции Неукен крупное месторождение Vaca Muerta [7], которое разрабатывала YPF. Однако в силу ряда причин YPF не смогла привлечь к совместным работам крупных партнеров и необходимые многомиллиардные инвестиции. Подписанный с «Газпромом» документ позволял аргентинскому правительству и руководству компании надеяться на серьезный прорыв в «энергетическом» вопросе. Общая стоимость проектов только по строительству электростанций с использованием разных источников энергии: органического (ТЭС, ТЭЦ), ядерного (АЭС) топлива или энергии водных масс (ГЭС), заключенных в тот период, равнялась примерно 5 млрд долл. [Россия…].

Всего за два президентских мандата К. Фернандес де Киршнер (с 2007 по 2015 г.) Аргентина подписала с Россией в общей сложности более 60 различных двусторонних документов.

Перемены в Аргентине и новая внешняя политика

Смена руководства в Аргентине в декабре 2015 г. привела к пересмотру парадигмы развития страны, в том числе к развороту в отношениях с остальным миром. Новый хозяин Розового дома (резиденции президента Аргентины) Маурисио Макри взял курс на расширение круга политических и деловых партнеров Аргентины на международной арене, улучшение отношений с теми государствами, взаимодействие с которыми могло принести крупные инвестиции и современные технологии (США, Япония, государства – члены ЕС). Таким образом, аргентинская внешняя политика должна была стать максимально прагматичной, направленной на экономическое развитие страны [Яковлева Политика…].

Именно поэтому, несмотря на многочисленные пессимистические прогнозы и политические спекуляции, двусторонние контакты между РФ и ее южноамериканским партнером не претерпели существенных изменений. Обеим сторонам хватило здравого смысла, чтобы не прерывать процесс выстраивания всеобъемлющего стратегического партнерства. Пример тому – результаты визита министра иностранных дел и культа Аргентины Сусаны Малькорры в Москву в апреле 2016 г. и ее переговоров с С.В. Лавровым. Стороны подчеркнули, что визит состоялся «в рамках установленных отношений всеобъемлющего стратегического партнерства», и отметили взаимное стремление «расширять и дифференцировать двустороннюю торговлю, осуществлять взаимодействие в сфере энергетики, противодействия незаконному обороту наркотиков и терроризму, а также в научно-технической области – с акцентом на исследовании космоса». В аргентинской прессе визит расценили как «ясный сигнал» о намерении новых властей углубить всеобъемлющий стратегический союз. «На Малькорру возложена миссия передать Кремлю, что Аргентина не замыкается лишь на отношениях с США, а, наоборот, проводит политику открытых дверей, которая включает в себя и Россию», – приводили СМИ слова высокопоставленного сотрудника аргентинского МИД [Malcorra].

В июне 2016 г. по инициативе аргентинской стороны состоялся телефонный разговор В.В. Путина с М. Макри, в ходе которого обсуждались вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества с акцентом на приоритетные проекты в сфере энергетики. В начале ноября 2016 г. в Буэнос-Айресе прошло 12-е заседание Российско-аргентинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Эксперты рабочих групп рассмотрели возможности снятия имеющихся барьеров, препятствующих росту товарооборота. На заседании обсуждались перспективы взаимодействия российских и аргентинских предприятий в сфере энергетики. В последние годы стало очевидно, что энергетика и торговля товарами являются наиболее актуальными сферами двустороннего сотрудничества.

Энергетика – перспективная сфера сотрудничества

К числу наиболее перспективных направлений взаимодействия между Россией и Аргентиной в энергетической сфере можно отнести участие российских компаний в:

проектах по разведке и добыче нефти и газа на территории Аргентины;

строительстве нефте- и газопроводов, нефтеперерабатывающих заводов;

создании совместных предприятий в области производства арматуры для нефтяных и газовых скважин;

сооружении ГЭС, модернизации и ремонте действующих ГЭС и ТЭС.

Российские компании обладают оборудованием и технологиями производства сжиженного природного газа, его хранения и транспортировки. Россия располагает уникальной технологией по транспортировке электроэнергии на большие расстояния, позволяющей существенно сокращать потери энергии и снижать операционные расходы [Consejo…].

Проблемы сотрудничества в этой отрасли обсуждались во время встречи президентов РФ и Аргентины на полях саммита «Группы двадцати» (Ханчжоу, Китай, сентябрь 2016 г.). В частности, затрагивалась тема российского участия в эксплуатации аргентинских месторождений нефти и газа. Большой интерес к сотрудничеству проявляли такие гиганты, как «Роснефть» и «Эриэлл Нефтегазсервис» (российское подразделение группы ERIELL), которые, по сообщениям аргентинской прессы, начали работать в Аргентине через местных субконтракторов [Vaca…]. Был подтвержден и интерес аргентинских властей к строительству ГЭС Chihuido-1 с участием РФ, однако дело застопорилось из-за финансовых разногласий. Не договорившись с российской стороной, аргентинцы решили обратиться к помощи Китая. В ходе визита высокопоставленных чиновников в Пекин в ноябре 2016 г. были достигнуты договоренности о китайских инвестициях в проект, превышающих 2 млрд долл., и о начале строительства в 2017 г. – уже с помощью китайских компаний [Rusia…].

Воспользовавшись заминкой в аргентинско-российском взаимодействии, на рынках Аргентины активизировались и другие конкуренты. В сентябре 2017 г. прошли переговоры, а в октябре правительство провинции Неукен подписало контракт на разработку участка месторождения Vaca Muerta с местным филиалом американской ExxonMobil, как основным оператором пилотного проекта (с долей 80%), и его аргентинскими партнерами Gas y Petroleo del Neuquén и Americas Petrogas Argentina (по 10%). Первоначальный объем инвестиций составит около 200 млн долл. [ExxonMobil’s…] . Учитывая возрастающую конкуренцию на этом рынке, российским структурам необходимо проявлять максимальную гибкость в целях сохранения имеющегося задела и дальнейшего его расширения. Очевидно, что наши страны обладают огромным потенциалом сотрудничества в энергетической сфере, и важным залогом успешной реализации всех наработок является наличие политической воли к удержанию высокого уровня взаимодействия.

На двусторонней встрече президентов РФ и Аргентины В.В. Путин отметил, что Россия надеется на увеличение поставок аргентинского продовольствия. М. Макри в свою очередь заверил российского лидера в том, что его страна обладает огромным сельскохозяйственным потенциалом [Los detalles…].

Для конкретизации торговой повестки Москву посетил министр агроиндустрии Аргентины Рикардо Буриайле. В ходе рабочей встречи с министром сельского хозяйства РФ А.Н. Ткачевым были обсуждены вопросы торговли сельхозпродукцией и продовольствием. Россия, по словам Ткачева, готова наращивать импорт аргентинских фруктов (груш, яблок, цитрусовых), а также морепродуктов и молочной продукции. В свою очередь, российские предприятия способны выйти на рынок Аргентины не только с энергетическим сырьем и промышленными изделиями, но и с отдельными видами сельхозпродукции, что, по мнению российского министра, позволит выровнять торговый баланс. Р. Буриайле подтвердил заинтересованность Аргентины в увеличении товарооборота между двумя странами и указал на готовность Буэнос-Айреса расширять импорт российских удобрений, а также сельскохозяйственной техники. Оба министра отметили важность расширения номенклатуры товаров как экспорта, так и импорта [Торговля между Россией и Аргентиной…].

В настоящее время доля Аргентины в общем внешнеторговом обороте РФ является сравнительно небольшой, страна по объему товарооборота занимает лишь третье место среди государств Южной Америки (табл.). В 2016 г. главными торговыми партнерами России в этом регионе были Бразилия (0,92% от всего внешнеторгового оборота России), Эквадор (0,30%), Аргентина (0,18%), Парагвай (0,15%) и Чили (0,14%). При этом Аргентина не попала в пятерку реципиентов российского экспорта, где лидировали Бразилия (0,63% от общего экспорта России), Венесуэла (0,13%), Перу (0,073%), Колумбия (0,07%) и Эквадор (0,066%). Среди южноамериканских стран ‒ экспортеров продукции на российский рынок в 2016 г. первое место заняла Бразилия (1,38% от общего импорта России), за ней шли Эквадор (0,66%) и Парагвай (0,38%). Аргентина оказалась на четвертом месте (0,38%), Чили – на пятом (0,33%) [Торговля между Россией и странами Южной Америки…].

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector