ОТНОШЕНИЯ

Экономические отношения россии и швеции

Особенности экономических отношений между Россией и Швецией

Сущность международных отношений и их главные особенности. Основная роль внешнеэкономических связей в экономике Швеции. Анализ текущего состояния российско-шведских торговых отношений, развитие межпарламентского сотрудничества и дальнейшие прогнозы.

РубрикаМеждународные отношения и мировая экономика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления06.06.2013
Размер файла39,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Роль внешнеэкономических связей в экономике Швеции

2. Анализ текущего состояния российско-шведских торговых отношений

3. Прогноз экономических отношений между Россией и Швецией

Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой политики, т.е. государства действуют в сфере международных отношений.

Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является, отсутствие в них единого, центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии.

Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем. Различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.

Международная или мировая политика является ядром международных отношений.

Таким образом, тема данной курсовой работы обладает несомненной актуальностью. Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение текущего состояния экономических отношений между Россией и Швецией, а также составление прогноза экономических отношений данных государств на будущее.

1. Роль внешнеэкономических связей в экономике Швеции

По размеру внешнеторгового оборота Швеция занимает 10-е место среди развитых капиталистических стран. Подобно другим относительно малым промышленно развитым странам Швеция очень зависит от внешней торговли для сохранения своей высокой производительности труда и уровня жизни. В 1996 г. объем экспорта составлял 40% валового внутреннего продукта (ВВП) [6, с. 73]. Свыше 80% всего экспорта составляют промышленные товары. Наиболее важные экспортные рынки находятся в Западной Европе. Более половины шведского экспорта направляется в Европейский Союз (ЕС). Важное значение имеют также соседние северные страны Финляндия и Норвегия.

До середины 1970-х годов экономика Швеции развивалась исключительно высокими темпами, и по ним ее опережала лишь Япония. Можно считать, что эти высокие темпы роста были в значительной мере достигнуты благодаря развитию шведских промышленных предприятий. Уже на раннем этапе шведские компании поняли важность присутствия на внешних рынках. Присутствие на местном рынке позволяло легче увеличивать долю рынка, в то время как издержки и риски могли быть распределены на больший объем продаж.

В настоящее время экономика Швеции сильно зависит от деятельности ограниченного числа очень крупных международных компаний. Более половины всех промышленных товаров, идущих на экспорт, составляет продукция машиностроения. Основными экспортируемыми продуктами являются машинное оборудование, телекоммуникационные системы, электротовары и автомобили. Другие важные составляющие экспорта — бумажная масса, бумажная продукция, бумага, лесоматериалы, а также продукция химической промышленности (включая фармацевтические товары). Если промышленность, основанная на сырьевых материалах (например лесная промышленность и добыча руды) экспортирует свою продукцию только на европейском рынке, то продукция машиностроения возглавляет список товаров, экспортируемых за пределами Европы.

В то время, как что шведские компании вели активную деятельность на иностранных рынках, прямые инвестиции в шведскую промышленность были невелики. Однако с 1990 года они резко возросли. В течение 1991-1995 годов иностранные вложения в шведскую экономику впервые превзошли шведские инвестиции за границей. В 1995 году общее число занятых в Швеции в компаниях, принадлежащих иностранному капиталу, составило 246 тыс. человек. В 1993, 1990 и 1980 эта цифра равнялась соответственно 210 тыс, 206 тыс. и 115 тыс. человек. Несколько произошедших в 1990 году слияний шведского и иностранного капитала, а также крупных приобретений в обрабатывающей промышленности отразились на доле иностранного капитала в шведской промышленности.

Рост экспорта привел к заметному повышению доходов в промышленности Швеции. В своих отчетах компании также сообщали о высоких по международным стандартам прибылях. С 1993 по 1996 г. промышленные инвестиции увеличились более чем в два раза.

2. Анализ текущего состояния российско-шведских торговых отношений

Современные российско-шведские отношения строятся на принципах взаимовыгодного сотрудничества и обоюдной заинтересованности в укреплении стабильности на Севере Европы. После распада СССР Швеция одной из первых признала Российскую Федерацию в качестве суверенного государства (19 декабря 1991 г.). Шведское руководство последовательно выступает в поддержку демократических преобразований и рыночных реформ в России.

Двусторонние связи строятся на солидной договорно-правовой основе: действует более 60 соглашений [3, с. 26]. В числе заключенных в последнее десятилетие такие важные документы, как соглашение о взаимной защите и поощрении капиталовложений, о сотрудничестве в борьбе с преступностью.

Стабильно развивается политический диалог. В декабре 1997 г. состоялся государственный визит в Швецию первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. В марте 2001 г. Президент России В.В. Путин по инициативе шведского председательства в ЕС побывал в Стокгольме для встречи с главами государств и правительств стран-членов Евросоюза, провел двусторонние переговоры с Премьер-министром Швеции Й. Перссоном. В.В. Путин и Й .Перссон вновь встретились в Москве в мае 2001 г. в ходе саммита Россия-ЕС, а затем в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге в рамках IV встречи глав правительств стран-членов Совета государств Балтийского моря (СГБМ). 30-31 мая 2003 г. Й.Перссон во главе шведской делегации принял участие в юбилейных торжествах по случаю 300-летия Санкт-Петербурга и саммите Россия-ЕС.

Король Швеции Карл XVI Густав посетил Россию с государственным визитом в октябре 2001 г. Помимо Москвы королевская чета побывала в Санкт-Петербурге, Архангельске, на Соловецких островах и в Мурманске. В сентябре 2002 г. шведский монарх опять побывал в Мурманской области, на сей раз с частной поездкой. В апреле 2003 г. «Неделю Швеции» в Санкт-Петербурге открывала крон-принцесса Виктория. В сентябре 2003 г. в Санкт-Петербурге по делам Всемирного фонда детства находилась Королева Сильвия.

Обмен визитами на уровне глав правительств состоялся в 1996 г. В апреле 1999 г. в России с официальным визитом находился Й. Перссон, а в апреле 2001 г. ответный визит в Стокгольм нанес Председатель Правительства России М.М.Касьянов.

На регулярной основе встречаются и обмениваются посланиями министры иностранных дел. И.С. Иванов посетил Стокгольм 21 мая 2003 г. в связи с церемонией подписания Соглашения по многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (МНЭПР). 2-3 октября 2003 г. состоялся рабочий визит И.С. Иванова в Швецию. 1-2 марта 2004 года мининдел Швеции Л. Фрейвальдс побывала в Москве с рабочим визитом.

Широкие, ориентированные на практическое взаимодействие контакты поддерживаются между отраслевыми министерствами и ведомствами. 5-7 мая 2003 г. для проведения двусторонних переговоров и участия во встрече с министрами обороны североевропейских стран в Швеции побывал С.Б. Иванов.

Интенсивно развивается двустороннее межпарламентское сотрудничество. В 1996 г. в Швеции находилась делегация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации во главе с ее Председателем Г.Н.Селезневым; в том же году состоялся ответный визит в Россию председателя парламента Швеции Б. Даль. В 1997 г. Швецию посетил Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.С.Строев. В июле 1999 г. Б. Даль приняла участие в сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Санкт-Петербурге, где состоялась ее встреча с Г.Н.Селезневым. 28-30 сентября 2003 г. состоялся визит в Россию нынешнего председателя парламента Швеции Б.фон Сюдова. В Госдуме действует депутатская группа по связям со шведским парламентом, аналогичное объединение создано в 2003г. и шведскими депутатами.

Межгосударственные отношения находят все более прочную основу в торгово-экономическом сотрудничестве и прямых межрегиональных связях. Российско-шведский товарооборот возрос за последние десять лет более чем в два раза, составив в 2003 г. 2896 млн. долл. США при сохраняющейся тенденции к росту. Россия занимает 15-ое место среди торговых партнеров Швеции. 83,6% российских поставок составляют товары топливно-сырьевой группы. В импорте из Швеции более 94% приходится на готовую продукцию и полуфабрикаты.

Швеция — в числе основных зарубежных инвесторов российской экономики. Объем шведских прямых инвестиций в Россию превысил 700 млн. долл. [5, с. 329]. При этом за 2003 г. шведские прямые инвестиции в Россию возросли вдвое по сравнению с 2002 г. и составили 91 млн. долл. Основные сферы, интересующие шведских инвесторов — мебельная промышленность, телекоммуникации, строительство, производство грузового автотранспорта. Такие крупные шведские фирмы, как «ИКЕА», «Вольво», «Эрикссон», «Скания» рассматривают Россию как стратегический рынок.

Швеция оказывает техническое содействие России в рамках правительственных «Стратегий сотрудничества с Россией» (в октябре 2002 г. одобрен очередной документ на 2002-2004 гг., предусматривающий выделение до 40 млн. шв. крон ежегодно), а также программ «Балтийский миллиард», рассчитанных на поддержку шведского бизнеса в странах Балтийского региона.

Практические вопросы двустороннего взаимодействия в торгово-экономической сфере курирует российско-шведский межправительственный Наблюдательный комитет по торговле и экономическому сотрудничеству, учрежденный в 1993 г. и собирающийся ежегодно. Его шведскую часть возглавляет Министр экономики Л. Пагротски, российскую возглавлял бывший Министр транспорта С.О.Франк. Х заседание Наблюдательного комитета состоялось 21 февраля 2003 г. в Москве, очередное планируется в этом году в Стокгольме. В рамках Комитета созданы рабочие группы по энергетике, по инвестициям и банковским делам.

Укрепляется двустороннее сотрудничество в обеспечении экологической и радиационной безопасности Балтийского и Баренцева регионов, в противодействии организованной преступности и незаконной миграции. Активны культурные связи, растет российский туризм в Швецию.

В последнее десятилетие заметное развитие получили контакты со шведскими партнерами северо-западных регионов Российской Федерации, в частности, Санкт-Петербурга, Республик Карелия и Коми, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областей. На сегодняшний день действует 13 договоров о сотрудничестве на региональном уровне, более 40 шведских городов имеют побратимские контакты с городами России [3, с. 28].

Открытость России способствовала постепенному снижению напряженности вокруг долгое время остававшихся раздражителями двусторонних отношений «исторических» вопросов. В январе 2001 г. после почти десятилетнего изучения российских архивных материалов завершена деятельность совместной рабочей группы по выяснению судьбы шведского дипломата Рауля Валленберга, арестованного советскими войсками в Будапеште в 1945 г. В 1998 г. шведской стороне переданы копии российских архивных материалов об инциденте со шведским военным самолетом-разведчиком «ДС-3», сбитым советским истребителем в 1952 г. над Балтикой. Близка к завершению деятельность российско-шведской рабочей группы по выяснению судьбы экипажей шведских судов, пропавших на Балтике во время и после Второй мировой войны.

Таким образом, резюмируя все выше сказанное, можно сделать следующие выводы.

1. Россия и Швеция связаны многовековыми узами со времен возникновения их государственности. Отношения между двумя странами существуют уже более 700 лет и отмечены как взаимовыгодными торгово-экономическими, научными и человеческими контактами, так и военными конфликтами и серьезными политическими противоречиями.

С появлением нового российского государства, народ которого сделал решительный выбор в пользу демократии, свободы и рыночной экономики, начинается новый этап и в российско-шведских отношениях.

2. Россия и Швеция, вступая в новый этап развития двусторонних отношений, желают жить как дружественные государства, партнеры по международному сообществу и в решении общих региональных и глобальных проблем. Они разделяют уважение к принципам демократии, верховенства права, прав и свобод человека, социальной справедливости. Они поддерживают социально и экологически ориентированную политику, экономическую либерализацию, свободу торговли и предпринимательства в рамках цивилизованного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов.

Отношения между Россией и Швецией будут развиваться при строгом соблюдении норм международного права, в духе открытости и определяться прежде всего их обязательствами по Уставу ООН, документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, включая хельсинкский Заключительный акт и Хельсинкский документ 1992 года.

Стороны будут воздерживаться от любых действий, которые могут нанести ущерб территориальной целостности другой Стороны, и будут разрешать споры мирными средствами в соответствии с Уставом ООН и хельсинкским Заключительным актом, а также другими документами СБСЕ.

Основой двусторонних отношений между Сторонами также служат действующие между Россией и Швецией соглашения. В целях интенсификации сотрудничества и контактов между Россией и Швецией будет продолжена работа над расширением и укреплением договорно-правовой базы двустороннего и регионального сотрудничества. В частности, в ближайшее время будет завершена работа над:

— соглашением о двойном налогообложении;

— соглашением о таможенном сотрудничестве;

— соглашением о защите инвестиций;

— соглашением о воздушном сообщении;

— соглашением о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

Стороны желают стремиться к поддержанию диалога на уровне высшего политического руководства, на правительственном и ведомственном уровне по вопросам двустороннего и международного характера, представляющим взаимный интерес. Они будут содействовать контактам, сотрудничеству и обмену опытом между центральными, региональными и местными органами власти и управления.

3. С целью достижения полной ясности в вопросах российско-шведских отношений, возникших в результате второй мировой войны и холодной войны — судьба Рауля Валленберга, а также судьба экипажей самолета ДС-3 и шведских торговых и рыболовных судов, пропавших во время и после второй мировой войны, — Стороны намерены продолжить и интенсифицировать свое тесное сотрудничество, в частности, путем изучения имеющих отношение к этим вопросам материалов в архивах обоих государств.

Стороны удовлетворены ходом обсуждения на экспертном уровне проблемы иностранных подводных лодок в шведских территориальных водах. Хотя окончательные выводы во всех отношениях еще предстоит сделать, эксперты пришли к заключению, что в шведских территориальных водах имела место активность подводных аппаратов. Стороны будут продолжать начатое сотрудничество с целью окончательного прояснения этой проблемы. Они намерены тем самым способствовать укреплению мира и безопасности в регионе Балтийского моря, а также углублению доверия между государствами.

4. Россия и Швеция, подтверждая свои обязательства по Уставу ООН и разделяя приверженность принципам, зафиксированным в Парижской хартии для новой Европы и в Уставе ООН, заявляют о своем намерении продолжать работать в интересах укрепления ООН и обеспечения эффективного реагирования этой международной организации на угрозы международному миру и безопасности. Стороны выражают желание сотрудничать по основным международным проблемам, взаимодействовать на двустороннем уровне, а также в многосторонних рамках в поиске решений и мирного урегулирования споров и в обмене опытом касательно деятельности по поддержанию мира.

5. Стороны подчеркивают важность полномасштабного сотрудничества в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе с целью совершенствования и применения мер расширения открытости, укрепления безопасности и стабильности в военных делах, содействия мирному разрешению конфликтов, соблюдения принципов уважения прав человека и социальной справедливости, развития взаимодействия в экономической сфере. Они заявляют о своей приверженности мирному урегулированию споров политическими средствами, путем диалога без какого-либо принуждения или незаконного давления. Стороны разделяют точку зрения, что никакие иностранные войска не должны находиться на территории другого государства без согласия правительства этого государства. Они будут последовательно добиваться соблюдения и уважения прав человека и национальных меньшинств, а также содействовать бесконфликтному разрешению межэтнических проблем.

Стороны желают активно содействовать повышению эффективности механизмов СБСЕ в деле сохранения международного мира и безопасности. Они намерены поддерживать международные усилия, направленные на разоружение, контроль над вооружениями, а также укрепление доверия и безопасности в военной области.

6. Россия и Швеция заявляют о своей готовности содействовать международным усилиям, направленным на достижение эффективного контроля над вооружениями и укрепление доверия и безопасности в военной области. Стороны выражают желание развивать обмены между их вооруженными силами и министерствами обороны.

7. Стороны заявляют о своем желании содействовать дальнейшим мерам по укреплению существующих режимов нераспространения оружия массового поражения и боевых ракет, а также имеющейся технологии и предметов как военного, так и гражданского назначения. Эти меры включают гармонизацию действующих механизмов экспортного контроля. Они будут содействовать на основе транспарентности осуществлению мер по регулированию передач обычных вооружений.

Стороны желают сотрудничать в поощрении присоединения новых участников к Договору о нераспространении ядерного оружия и во имя бессрочного продления его действия на Конференции 1995 года. Они будут работать в направлении заключения договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний и призывают ядерные государства, которые не объявили мораторий на испытания ядерного оружия, сделать это возможно скорее. Россия и Швеция готовы взаимодействовать в рамках имеющихся возможностей в целях содействия конверсии военного промышленного производства на выпуск гражданской продукции.

Стороны приветствуют резолюцию Генеральной ассамблеи ООН о Конвенции по химическому оружию и выражают готовность работать в направлении скорейшего вступления Конвенции в силу, возможно более широкого присоединения государств к Конвенции и обеспечения ей международной поддержки.

8. Россия и Швеция подчеркивают важность обеспечения высокого уровня безопасности на всех ядерных объектах. В то время как ответственность за ядерную безопасность является национальной, инциденты или несчастные случаи могут иметь трансграничные последствия. Стороны согласны продолжать тесно сотрудничать в укреплении ядерной безопасности как на двустороннем уровне, так и в рамках международных программ сотрудничества, разработанных с этой целью. Стороны подчеркивают необходимость продвижения этого сотрудничества и содействия конкретным усилиям в этом контексте. Стороны выражают также свою поддержку скорейшей разработке и вступлению в силу Конвенции по ядерной безопасности в рамках МАГАТЭ.

9. Россия и Швеция считают весьма важным развитие более тесных отношений между всеми странами Европы. Швеция подала заявку о вступлении в ЕС. Швеция с давних пор привержена полномасштабному и свободному международному сотрудничеству в экономической и других областях, включая участие России в европейском сотрудничестве.

Стороны, подчеркивая особую важность тесных связей между Швецией и Северо-Западным регионом России, а также поддержания стабильности в Северной Европе, намерены развивать различные аспекты регионального сотрудничества. Такое сотрудничество будет осуществляться, в том числе при государственной поддержке. Оно может включать поддержку демократических институтов, экономического взаимодействия, культурных и научных контактов, а также улучшения экологической и ядерной безопасности. Региональное сотрудничество может развиваться как в двусторонних, так и в многосторонних или субрегиональных рамках — таких, как Совет государств Балтийского моря, процесс Рованиеми и Международный научный комитет по Арктике.

Стороны выражают удовлетворение созданием Совета Баренцева/Евро-Арктического региона. Они разделяют мнение, что активное экономическое, экологическое, культурное и иное сотрудничество было бы важным вкладом в развитие и стабильность региона Баренцева моря. Важно развивать и укреплять работу в рамках Стратегии зашиты окружающей среды в Арктике. Коренные народности требуют особого внимания в рамках арктического сотрудничества.

Стороны полны решимости интенсифицировать взаимодействие в области охраны окружающей среды, где приоритет будет отдаваться реализации целей Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря, а также выполнению Балтийской совместной комплексной программы действий по охране окружающей среды.

10. Россия и Швеция желают создать благоприятные условия для долговременного развития торговли и экономического сотрудничества между двумя странами.

Принимая во внимание, что развитие двусторонней торговли и экономического сотрудничества способствует лучшему взаимопониманию между Россией и Швецией, а также повышению благосостояния народов двух стран, и сознавая, что нынешний уровень торговых связей и экономического сотрудничества не соответствует существующим возможностям, стороны заявляют, что их целью является укрепление и расширение торгово-экономического сотрудничества, в частности, посредством следующих мер [3, с. 31]:

— поощрение всех форм торгового обмена;

— поощрение активного участия малых и средних предприятий в двусторонней торговле и двустороннем экономическом сотрудничестве;

— облегчение прямых контактов между бизнесменами и экономическими организациями, в том числе путем упрощения процедур получения виз, видов на жительство и разрешений на работу;

— упрощение обменов коммерческой и экономической информацией;

— развитие обмена мнениями и опытом по вопросам финансовой и экономической политики;

— создание благоприятного климата для частных инвестиций, прежде всего посредством эффективного законодательства в области инвестиций, в частности, регулирующего перевод прибылей и репатриацию инвестированного капитала на основе принципов взаимности и недискриминации;

— завершение работы над соглашениями, имеющими значение для взаимной торговли и экономического сотрудничества, — такими, как торговое, о таможенном сотрудничестве, о защите инвестиций и о воздушном сообщении.

11. Стороны согласны в том, что успешное осуществление экономических реформ в России, открытая российская экономика, интегрирование российской экономики в мировое хозяйство, решение проблемы российской внешней задолженности и гармонизация российского законодательства с международными нормами способствуют созданию предпосылок для более глубоких и эффективных двусторонних экономических связей, а также активного сотрудничества в рамках деятельности международных организаций в экономической и финансовой областях.

12. Россия и Швеция приветствуют обмены между членами их соответствующих законодательных органов, а также сотрудничество и обмен опытом в области парламентской процедуры и практики, в подготовке законопроектов.

13. Швеция проявляет желание участвовать в определенных проектах, представляющих интерес для России. Это касается, среди прочего, создания Международного научно-технического центра в Москве, усилий по уничтожению химического оружия в России, программ решения проблем занятости, конверсии, продолжения оказания консультационных услуг относительно управления финансами и регистрации недвижимости. Стороны будут поощрять сотрудничество между соответствующими властями двух стран в таких областях, как охрана окружающей среды от загрязнения и ее улучшение, а также сельское хозяйство.

Сферой особой важности является сотрудничество между полицейскими властями в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, наркобизнесом, экономической преступностью, контрабандой оружия, расщепляющихся веществ или сырья для их получения, противоправными сделками с культурными ценностями и незаконной иммиграцией.

14. Стороны подчеркивают важность контактов и обменов опытом в области гражданской администрации, юстиции и судебной деятельности, прессы и других средств массовой информации. Стороны желают содействовать контактам и сотрудничеству, обменам между организациями и частными лицами двух стран в области культуры и образования.

Стороны намерены содействовать более широкому изучению шведского языка в России и русского языка в Швеции. Они выражают желание развивать научно-техническое сотрудничество между соответствующими властями и академическими институтами, включая обмены информацией и специалистами.

Итак, за последние годы наблюдаются позитивные изменения в развитии отношений между Россией и Швецией. Наблюдается рост товарооборота между двумя странами до 1,5 млрд. долларов. В настоящее время шведский бизнес «работает в реальном секторе производства» в России. Одним из примеров совместных проектов является производство автобусов в Санкт-Петербурге.

Шведские инвестиции в российскую экономику на период 2001 г. составили более 600 млн. долларов и несколько выросли по сравнению с предыдущими годами. Однако, как считает глава российского Правительства, такой объем инвестиций явно недостаточен и необходимо содействовать их росту.

Помощник Президента РФ Сергей Ястржембский назвал «положительным фактором в российско-шведских отношениях растущий интерес бизнес-сообщества Швеции к рынку РФ, промышленности и вложению инвестиций в России».

Таким образом, между Швецией и Россией установились очень хорошие отношения. Россия становится все более важным партнером Швеции. Сотрудничество между данными странами расширилось и включает различные сферы жизни общества такие, как государственное управление, экологическая деятельность, борьба с преступностью, взаимодействие между шведскими и российскими областями и муниципалитетами. В политике Швеции в рамках ЕС отдается высокий приоритет отношениям с Россией.
Наблюдается позитивное развитие торговли между Россией и Швецией с 1992 года практически во всех сферах экономики, что это стало возможным по большей части в результате децентрализации российской промышленности, благодаря чему предприятия могут легче устанавливать прямые контакты друг с другом. Весь опыт показывает, что специалисты, именно за счет прямых связей друг с другом, могут эффективнее, чем кто-либо, использовать и создавать новые возможности на рынке.

Сегодня объем шведско-российской торговли уже в два раза превышает объем шведско-советской торговли в прошлом. С 1992 по 1997 гг. объем торговли между нашими странами увеличился в три раза. В 1997 году экспорт и импорт в обоих направлениях составили примерно по 875 млн. долларов. Позитивное развитие было приостановлено однако августовским кризисом, в результате чего объем нашего экспорта в Россию в 1998 году сократился на 13% по сравнению с 1997 годом.

С 1992 года количество шведских предприятий, в той или иной форме присутствующих на российском рынке, выросло в несколько раз. Если в советское время их было не более двухсот, то сегодня их уже около двух тысяч. Точно также значительно увеличилось количество предприятий с постоянными представительствами. В Москве их — 110. В Санкт-Петербурге, где до некоторых пор шведские компании не были представлены вовсе, их количество выросло примерно до 100 предприятий. Шведские предприятия, действующие в России показывают, что все они намерены остаться на российском рынке и реально осознают его значение для роста шведской экономики.

Согласно данным Госкомстата, в области прямых инвестиций в Россию за 1996-1998 гг. Швеция неизменно входила в первую восьмерку, опережая такие крупные промышленные страны как Италия, Франция.
Среди крупных шведских предприятий-инвесторов особенно хотелось бы отметить следующие:

— Концерн ABB владеет всеми или большинством акций 25 российских предприятий.

— Концерн AGA приобрел Балашихинский комбинат (Московская обл.) для производства промышленных и медицинских газов.

— Alfa Laval владеет заводом в Королеве (Московская обл.), выпускающим, в частности, теплообменники. AssiDoman открыл фабрику под Санкт-Петербургом по производству картона.

— Концерн Ericsson недавно открыл новый главный офис в Москве и является крупным поставщиком телекоммуникационного оборудования в России. Fristads владеет двумя ткацкими фабриками под Санкт-Петербургом.

— IKEA — крупнейший производитель мебели в мире, продолжает строительство своего первого мебельного салона в Химках (Московская обл.), а такжепланирует значительно увеличить производство мебели в России.

— Концерн PLM в ноябре 1998 года открыл завод в г. Наро-Фоминске (Московская обл.) по выпуску алюминиевой упаковочной тары для напитков.

— Предприятие Сандвик-МКТС выпускает металлические изделия на собственном комбинате в Москве.

— Компания SCA владеет бумажной фабринкой в Светогорске (Ленинградская обл.).

— Строительные предприятия Skanska и NCC задействованы в ряде крупных строительных проектов.

— Koнцерны Volvo, SAAB и Scania — лидеры по продаже автомобилей в своих областях. Они также вкладывают средства в развитие торговой и сервисной сетей.

— Концерн Tetra Pak — производитель упаковочного оборудования; первый крупный шведский инвестор в Российской Федерации.

Для расширения деловых связей в России представители шведских предприятий приглашаются участвовать в поездках в различные регионы для встреч с местными администрациями, торговыми палатами, местными организациями и предприятиями. Шведские предприятия ежегодно участвуют почти в 100 различных отраслевых ярмарках в Москве, Петербурге и других российских городах.

В Санкт-Петербурге расположено собственное представительство Торгового Совета Швеции, который занимается развитием деловых связей в Северо-Западном регионе России. Не так давно в Калининграде открылось Почетное Консульство Швеции в Российской Федерации. Российские предприятия всегда могут обращаться в наше Посольство в Москве с просьбой помочь им установить и укрепить связи со шведскими предприятиями.

Растет число запросов, приходящих в Торговый отдел шведского Посольства от российских предприятий, которые ищут поставщиков и деловых партнеров в Швеции.

Действующая в Швеции Российско-шведская Торговая палата, членами которой являются 150 предприятий, активно участвует в развитии деловых связей между шведскими и российскими компаниями.

Заинтересованность шведов в развитии деловых связей с Россией постоянно растет. Одна из важнейших особенностей шведской экономики — ее ярко выраженная экспортная направленность. Международное сотрудничество чаще всего заключается именно в этом, хотя Швеция готова импортировать минеральное топливо и промышленное сырье. Последнее время очень много заводов открыто за пределами страны. Уже были большие вложения в Калининградскую область по защите окружающей среды. В Нижегородской области со шведским капиталом работают TELE2, OLSON, строится гипермаркет IKEA. Швеция не сторонник проявления инициативы, но она готова рассматривать и поддерживать появляющиеся выгодные и интересные проекты. В Нижегородской области в этом отношении достаточно сильный потенциал. Кроме уже существующих сфер применения иностранного капитала, нам есть что возрождать и активизировать к жизни. Но как показывает практика самой Швеции, очень многое решает высокая степень концентрации производства и капитала, когда в ведущих отраслях промышленности (в Швеции это судоходство, банковское и страховое дело, машиностроение) господствует небольшое число крупных фирм. Объединившись, можно очень многое сделать полезного во имя спокойного будущего.

3. Прогноз экономических отношений между Россией и Швецией

Торговля, безопасность и процветание — понятия, тесно связанные друг с другом. Мало что может более эффективно способствовать объединению людей и обеспечению стабильности, чем экономическая интеграция. Потенциал для торговли в российском регионе — это потенциал для занятости и экономического роста. Швеция как страна-председатель ЕС и России видит свою цель в том, чтобы в полной мере использовать этот потенциал.

Швеция убеждена, что условия для расширения торговых и экономических отношений сейчас более благоприятны, чем когда-либо. Хорошие стартовые условия: 40% всего российского экспорта приходится на ЕС, и Россия является крупнейшим поставщиком энергоносителей, особенно природного газа. При этом видны возможности для нового роста и расширения российской экономики, которые будут реализовываться по мере того, как реформы создадут условия для обеспечения устойчивого экономического роста [8, с. 19].

В России все больше осознают, что полная интеграция страны в мировую экономику отвечает ее интересам. В ЕС такую точку зрения только приветствуют. Экономически сильная и энергичная Россия отвечает интересам Европы.

Будущее расширение ЕС является существенным фактором в отношениях между ЕС и Россией. ЕС готов развивать диалог с Россией по вопросу о последствиях такого расширения, в связи с которым становится все более важным, чтобы Россия адаптировалась к нормам и стандартам ЕС.

Вступление России в ВТО стало бы важным шагом на пути интеграции России в мировую экономику. ЕС решительно поддерживает усилия России, направленные на то, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к странам-членам ВТО.

Вступление в ВТО будет очень важным стимулом для развития конкуренции. Но здесь дело не только в выходе на новые рынки. Речь идет также о присоединении к системе свободной торговли, живущей по установившимся, предсказуемым и всем известным правилам.

Членство в ВТО предполагает введение и укрепление принципов рыночной экономики, которые в послевоенный период показали себя с хорошей стороны. Вступление России в ВТО означает закрепление в российском законодательстве стабильных и предсказуемых «правил игры». Это не только сделает Россию более привлекательной для зарубежных инвесторов, но и создаст более предсказуемую экономическую и правовую атмосферу для деятельности иностранного и российского бизнеса.

Партнерство и сотрудничество — вот ключевые слова, которые должны будут определять экономические отношения между Россией и Швецией. Чтобы это партнерство было успешным, необходимо лучше понять мотивы и намерения друг друга, а для этого нужно расширять диалог между государствами.

Претворение в жизнь идеи прочного, долгосрочного экономического партнерства между Швецией и Россией зависит от российской политики и развития событий в стране в следующем десятилетии.

В девяностых годах торговля между Швецией и Россией развивалась в очень высоком темпе и все больше шведских предприятий ищут и находят российских партнеров. Россия открыла свои границы. Это значит, что предприятия смогут также устанавливать деловые контакты напрямую, что является главной причиной успешного развития российско-шведской торговли.

Хорошо заметно, что все больше российских предприятий начинает выпускать качественные товары в различных отраслях, в том числе и продукты питания. С годами эта тенденция только усилится.

Швеция многое может предложить России в различных отраслях: средства телекоммуникации, автомобили, станки, упаковочное оборудование, переработку леса и древесины, строительство, продукты питания. Это могут быть не столько готовые продукты, сколько оборудование и промежуточные товары различных видов, которые требуются России для собственного местного производства и усовершенствования. В будущем шведские предприятия станут все больше доверять российским поставщикам производить для них различные детали и комплектующие.

Шведские предприятия и другие иностранные предприятия ждут от российских властей упрощения порядка и правил работы во многих сферах с целью привлечения новых иностранных инвестиций и стимулирования большей активности предприятий. Речь может идти, например, об административном и аппаратном управлении, о налоговом и инвестиционном законодательстве, о таможенных правилах. В целом большинство предпринимателей считают, что нынешнее запутанное положение скорее отпугивает, чем стимулирует дальнейшую работу на российском рынке. Было бы большим успехом, если бы на российском рынке произошли подобные положительные сдвиги.

Швеция и шведские предприятия долгое время активно занимаются вопросом сокращения промышленных выбросов и загрязнения окружающей среды с целью построения экологического общества. Ряд шведских предприятий занимается также утилизацией различных отходов и вторсырья — бумаги, металлов и промышленного оборудования.

Климат в Швеции почти такой же, как в России с прохладным летом и холодной зимой. В результате многие предприятия занимаются вопросом экономии энергии и поиском дешевых решений по обеспечению электроэнергией, к тому же с минимальным количеством отходов. Высокое качество требуется и от всех строительных фирм, которые должны заботиться о теплоизоляции и сокращении расходования энергии. Одни из крупнейших строительных предприятий в Европе концерны Сканска уже долгое время имеют свои представительства в России и участвуют в ряде крупных строительных проектов.

Крупнейший производитель мебели в мире концерн ИКЕА, владеющий 150 крупными универмагами во всем мире, строит сегодня свой первый мебельный салон в России, в Химках (Московская обл.).

Сегодня российские граждане стали одними из наиболее многочисленных туристических групп в Швеции. Сотрудничество в области бизнеса и туризма между странами только началось. Объем торговли в обеих странах составляет менее одного процента от общего объема экспорта. Транспортное сообщение в дальнейшем будет улучшаться, в ближайшие несколько лет между Стокгольмом и Санкт-Петербургом начнут ходить паромы. Швеция как страна-председатель решила придать именно внешним сношениям с Российской Федерацией наиболее высокий приоритет наряду с важными внутренними вопросами ЕС: расширением ЕС, экономикой и охраной окружающей среды. В нестоящее время Россия и сотрудничество на севере Европы традиционно важные вопросы для Швеции. В сотрудничестве с Россией и другими регионами на севере Европы Швеция приложила большие усилия для консолидации и развития «Северного измерения». Помимо утверждения самой политической инициативы в странах-партнерах и расширения сотрудничества с различными международными финансовыми организациями Швеция решила уделить много внимания вопросу о судьбе Калининграда, экологии и борьбе с организованной преступностью. Другими приоритетными направлениями Швеции в сотрудничестве с Российской Федерацией являются расширение ЕС, диалог по энергетическим вопросам, расширенный диалог в области политики безопасности, усиленный экономический диалог, расширенное сотрудничество в области правосудия и внутренних дел. Во время своего председательства Швеция провела ряд мероприятий, выходящих за рамки регулярного сотрудничества.

Таким образом, Россия без сомнения будет становиться все более важным торговым партнером Швеции.

Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира в последние десятилетия и охватывают различные сферы отношений государств.

Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.

Следует отметить своеобразное геополитическое положение России. Наша страна занимает центральную позицию на карте мира. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли. Западной частью страна входит в Европу, восточной в Азию.

Современной России следует избегать негативных аспектов формирования нового мирового порядка, следует научиться использовать благоприятные факторы.

Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. Понятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами.

Первостепенной важности задачей внешней политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада.

В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Швеция. Для стран Западной Европы Россия и в ближайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье.

Развитие сотрудничества между Россией и Швецией вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных объединений глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в усилении многостороннего сотрудничества и способствовали расширению его сфер. Учитывая многообразие этих сфер, безусловно, центральным и наиболее важным из них остается экономическое сотрудничество, следовательно, вопрос экономической интеграции останется актуальным еще долгое время.

С 1992 по 1997 гг., по данным Центрального статистического бюро Швеции (SCB), объем российско-шведской торговли (в стоимостном выражении) вырос более чем в три раза — с 4,3 млрд. крон (около 540 млн. долл.) до 13,9 млрд. крон (около 1,7 млрд. долл.). Особенно заметным был рост шведского экспорта в Россию, достигший в 1997 г. отметки в 7 млрд. крон (около 875 млн. долл.).

Однако финансовый кризис в России в августе 1998 г. и последовавшие вслед за ним девальвация рубля, а также значительное снижение покупательной способности населения ослабили позиции шведских экспортеров на российском рынке. С августа по декабрь 1998 г. шведский экспорт в Россию, по сравнению с тем же периодом 1997 г., уменьшился на 48%. За весь 1998 г. Швеция экспортировала в Россию товаров на сумму в 6,1 млрд. крон (около 760 млн.долл.), что составляет всего 0,9% от общей стоимости шведского экспорта. Российский экспорт в Швецию составил 5,3 млрд. крон (около 660 млн.долл.), 1% от общей стоимости шведского импорта.

Тенденция к уменьшению шведского экспорта в Россию была зафиксирована и в 1999 г. В январе-августе 1999 г., по сравнению с тем же периодом 1998 г., экспорт Швеции в Россию уменьшился на 45%. Вместе с тем, необходимо отметить, что по наблюдениям шведских бизнесменов, работающих в России, в последние месяцы происходит постепенное восстановление торговой активности.

Одновременно растет российский экспорт в Швецию. В январе-августе 1999 г. рост составил 25%, по сравнению с тем же периодом 1998 г. Это означает, что Россия, спустя несколько лет, восстановила традиционный для себя активный баланс в торговле со Швецией.

Шведские компании строят долгосрочные отношения с российскими партнерами и клиентами. Они убеждены в том, что значение России для шведской промышленности возрастет уже в ближайшем будущем. Поэтому, несмотря на снижение объемов продаж, практически никто из них не собирается уходить с российского рынка. Более того, количество шведских компаний, имеющих собственные представительства в городах России, постоянно растет. Сегодня только в Москве и Санкт-Петербурге представлены около 200 шведских компаний. Шведские инвестиции в Россию носят устойчивый характер. В 1996-98 гг. Швеция неизменно входила в первую десятку зарубежных государств-инвесторов. При этом, по данным Росстатагентства, по объему прямых инвестиций в Россию в 1998 году Швеция занимала седьмое место.

международный швеция российский сотрудничество

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. — М.: Инфра-М, 2000. — 376 с.

2. Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. — М.: ЮНИТИ, 2000. — С. 28.

3. Бушин Б Российско-шведские деловые связи // Внешняя торговля, 2003 — № 1 — С. 26-34.

4. Европейский Союз на пороге ХХI века: Выбор стратегии развития / Под. ред. Ю.А. Борко; О.В. Буториной. — М.: Инфра-М, 2001. — С. 243-244.

5. Европа в меняющемся мире: Международные связи Европейского сообщества / Под. ред. Ю.А. Борко. — М.: Гардарики, 2002. — С. 329-330.

6. Караманов М.Э. Шведская модель экономики. — М.: Приор, 2003. — 159 с.

7. Киреев А. Международная экономика. — М.: Банки и биржи, 2001. — 276 с.

8. Кузьмин С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных тенденций // Экономист, 2004. — № 4. — С. 14-25.

9. Ломакин В.К. Мировая экономика. — М.: Высшая школа, 2000. — С. 281.

10. Международные экономические отношения / Под. ред. В.Е. Рыбалкина. — М.: ЮНИТИ, 1999. — С. 182.

11. Европейский Союз на пороге ХХI века: Выбор стратегии развития / Под. ред. Ю.А. Борко. — М., 2001. — С. 243-244.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Причины развития российско-германских отношений: исторический аспект, договорно-правовая база. Этапы развития российско-германских торговых связей (1991-2010 г). Характеристика российско-германских торговых отношений. Товарная структура торговли.

курсовая работа [57,3 K], добавлен 16.11.2010

Анализ состояния экономических отношений между Россией и Францией. Российско-французское сотрудничество в области культуры. Описания контактов деятелей науки и искусства, политиков и деловых людей. Проблемы развития экономических отношений между странами.

реферат [43,8 K], добавлен 10.08.2013

Особенности торгово-экономических связей и инвестиций между Россией и США, структуры импорта и экспорта. Динамика, структура и анализ взаимной торговли между РФ и США. Проблемы и перспективы развития российско-американских экономических отношений.

курсовая работа [87,6 K], добавлен 13.10.2017

Структура и динамика торгово-экономических отношений России и Китая в контексте глобализации экономики и развития сотрудничества во всех сферах развития экономики. Исследование перспектив развития российско-китайских торгово-экономических отношений.

курсовая работа [17,2 M], добавлен 07.06.2015

Деятельность международных экономических организаций в системе международных экономических отношений, их сущность и порядок образования. Классификация международных экономических организаций по ряду признаков, особенности их взаимоотношений с Россией.

дипломная работа [252,2 K], добавлен 01.12.2010

Географическое положение, природно-климатические, политические и демографические условия Замбии, состояние экономики страны: роль этих факторов на развитие ее внешнеэкономических связей. Место Замбии в каждой из сфер международных экономических отношений.

курсовая работа [658,0 K], добавлен 10.12.2013

Российско-германское сотрудничество на уровне государства. Анализ текущего состояния экономических отношений России и Германии, а также всесторонний прогноз возможных перспектив развития торгово-экономических и политических связей между странами.

курсовая работа [140,8 K], добавлен 11.09.2014

Факторы, влияющие на характер и динамику сотрудничества между Россией и арабскими государствами. Перспектива их развития в процессе глобализации экономического пространства. Корректировка российско-арабских отношений, связанных со вступлением в ВТО.

реферат [25,0 K], добавлен 24.03.2011

Основные понятия международных экономических отношений. Особенности внешней торговли в развитых и развивающихся странах. Сущность политических и экономических отношений между развитыми и отсталыми странами (специфика отношений «Центр — Периферия»).

реферат [43,3 K], добавлен 10.08.2016

Нынешний этап в развитии российско-таджикского сотрудничества. Содействие России в восстановлении братских отношений доверия и сотрудничества между странами региона. Взаимодействие в военной, правоохранительной и антинаркотической деятельности.

реферат [17,7 K], добавлен 21.01.2009

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector