ОТНОШЕНИЯ

Экономические отношения россии с ес и сша состояние и перспективы кратко

Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе. ЕС сочетает признаки международной организации и государства, формально не будучи ни тем, ни другим. Европейский союз является одним из основных политических и экономических партнеров России, с которым она развивает отношения равноправного стратегического партнерства.

Официальные отношения на уровне СССР – ЕС были установлены 2 марта 1989 года после того, как состоялось вручение верительных грамот и открытие Постоянного представительства СССР при ЕЭС в Брюсселе. 23 декабря 1991 года Европейский союз признал Россию правопреемницей бывшего Советского Союза в полном объеме.

Отношения между Россией и Европейским союзом регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанным 24 июня 1994 года на острове Корфу (вступило в силу 1 декабря 1997 года). Соглашение определяет основные цели, направления и механизмы сотрудничества. Документ содержит программу экономического сотрудничества, охватывающую все сферы экономики, и предусматривает постоянный политический диалог партнеров.

Центральное место в системе отношений Россия – ЕС занимают встречи на высшем уровне. 21-22 июня 1993 года на сессии ЕС в Копенгагене было выдвинуто предложение о проведении регулярных встреч председателей Европейского совета и Европейской комиссии с президентом России (в формате «один плюс два»). Первая встреча по такой формуле состоялась в Москве 11 ноября 1993 года. Эта встреча положила начало регулярному политическому диалогу ЕС и России. Между Россией и ЕС также ведется диалог в формате председатель правительства России – председатель Комиссии Европейского союза (КЕС). Осуществляется сотрудничество в рамках механизмов, образованных в соответствии с СПС: Совет сотрудничества на уровне министров иностранных дел, Комитет сотрудничества на уровне старших должностных лиц, в рамках которого действуют девять отраслевых подкомитетов, а также Комитет парламентского сотрудничества. На регулярной основе встречаются министры иностранных дел России и стран ЕС.

Ключевым вектором взаимодействия России и ЕС на нынешнем этапе сотрудничества является работа по реализации «дорожных карт» по формированию четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты, которые были утверждены в ходе саммита Россия – ЕС 10 мая 2005 г. в Москве. Основным форматом сотрудничества являются также отраслевые диалоги, предполагающие создание рабочих групп по интересующим стороны темам.

Основным рабочим органом сотрудничества Россия – ЕС является Постоянный совет партнерства (ПСП), заменивший в 2003 году Совет сотрудничества. ПСП собирается как в формате министров иностранных дел, так и отраслевых министров, планируется проведение встреч в других форматах.

Регулярно проводятся встречи Комитета парламентского сотрудничества (КПС).

Ведется постоянный обмен мнениями в контексте формирующейся в рамках ЕС Европейской политики в области безопасности и обороны (ЕП – БО), в том числе напрямую с Генеральным секретарем Совета ЕС/Высоким представителем по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС.

Важным элементом отношений Россия – ЕС является учет взаимных интересов сторон при расширении Европейского союза. Подтверждением тому являются подписанные 27 апреля 2004 года и 23 апреля 2007 года в Люксембурге Совместные заявления о расширении ЕС и отношениях Россия – ЕС, а также соответствующие Протоколы к СПС, распространяющие права и обязанности Соглашения на новых членов Евросоюза. Совместные заявления, в частности, фиксируют ряд обязательств стран-членов ЕС, в том числе касающихся проблемы русскоязычных меньшинств Латвии и Эстонии, а также калининградского грузового транзита.

1 июня 2007 года вступили в силу Соглашения между Россией и ЕС об упрощении визового режима и о реадмиссии, которые были подписаны в Сочи 25 мая 2006 года в ходе 17‑го саммита Россия – ЕС.

24 ноября 2006 года «на полях» саммита Россия – ЕС лидеры России, ЕС, Норвегии и Исландии утвердили Рамочный документ и Политическую декларацию по политике «Северного измерения», которые вступили в силу 1 января 2007 года.

28 октября 2008 года в Санкт-Петербурге состоялась первая министерская встреча обновленного «Северного измерения» (СИ), в ходе которой было рассмотрено состояние дел в «Северном измерении», в действующих в его рамках Природоохранном партнерстве и Партнерстве в области здравоохранения и социального благополучия. Министры приняли решение о запуске нового Партнерства СИ в области транспорта и логистики (ПСИТЛ). Помимо этого, на встрече обсуждались пути активизации сотрудничества в области культуры, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.

Динамично развиваются торгово-экономические отношения. За январь-ноябрь 2008 года товарооборот между Россией и ЕС составил 357,5 млрд долларов (за 2007 год – 284 млрд долларов). На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и более 80% накопленного иностранного капитала в экономике России. Россия занимает 3 место (после США и Китая) в списке стран-экспортеров в ЕС (объем экспорта за январь-ноябрь 2008 года – 251 млрд долларов) и 4 место ‑ среди покупателей продукции Евросоюза (импорт из ЕС в Россию за январь-ноябрь 2008 года – 107 млрд долларов). Россия возглавляет список стран-поставщиков в ЕС природного газа и находится на второй позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов.

1 декабря 2007 года истек первоначальный десятилетний срок действия СПС. Еще в 2005 году Россия впервые подняла вопрос о «факторе 2007 года». На саммите Россия – ЕС в Сочи в мае 2006 года была достигнута политическая договоренность о начале работы над новым базовым соглашением между Российской Федерацией и Евросоюзом. На неформальном саммите ЕС – Россия в Лахти (Финляндия) в октябре 2006 года президент РФ Владимир Путин предложил заменить СПС на Договор о стратегическом партнерстве. Переговоры по заключению нового соглашения должны были начаться в ноябре 2006 года на очередном саммите ЕС – Россия, однако Польша наложила вето на мандат Европейской комиссии на ведение переговоров, требуя от России снять эмбарго на поставки польского мяса.

Соглашение было автоматически продлено еще на год, в соответствии со статьей 106 СПС, которая позволяет это сделать. Предполагается, что соглашение будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет заменено новым документом.

После того, как Москва и Варшава урегулировали проблемы с экспортом в Россию польской сельхозпродукции в декабре 2007 года, правительство Польши объявило о готовности снять вето.

До последнего времени начало переговорного процесса сдерживалось Литвой. Вильнюс потребовал от Евросоюза учесть, в частности, вопросы о возобновлении поставок по нефтепроводу «Дружба», об оплате ущерба депортированным из стран Прибалтики, об урегулировании «замороженных» конфликтов в Молдавии и Грузии.

26 мая 2008 года Совет министров иностранных дел ЕС без обсуждения утвердил мандат на переговоры о новом базовом соглашении ЕС – Россия. 27 июня 2008 года на саммите РФ – ЕС в Ханты-Мансийске Россия и Евросоюз официально объявили о начале переговоров по новому соглашению. Первый раунд этих переговоров состоялся 4 июля 2008 года в Брюсселе.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Отношения России и Европейского Союза

Отношения России и Европейского Союза представляют собой отношения двух крупных геополитических игроков, поскольку ЕС по консолидированному мнению большинства ученых является наднациональным единым образованием и выступает как единый субъект в сфере переданных ему государствами-членами полномочий. Интересы и ценности России и Евросоюза во многом не совпадают. Но несмотря на это, экономическое сотрудничество России и ЕС имеет огромное значение для обеих сторон. Это обуславливается географической близостью, тем фактом, что ЕС является самым крупным потребителем российского газа, а РФ в свою очередь закупает в ЕС большую часть высокотехнологичного оборудования, используемого в том числе и в нефте- и газодобывающей промышленности. Естественно, терять европейский рынок сбыта России не очень хочется. Также между Россией и Евросоюзом имеется множество совместных проектов.

Изначально, ещё когда Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) только было создано (Римский договор 1957 года), его отношения с СССР не имели какого-либо важного и стратегического характера, поскольку ЕЭС в то время было объединением чисто экономического толка. СССР выстраивал свои отношения с странами-членами ЕЭС на двусторонней основе (напр., см. сделку между СССР и ФРГ «Газ в обмен на трубы»). Однако, В 1992 г. после подписания договора в Маастрихте три существовавшие ранее европейские сообщества (а именно Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС), учрежденное Парижским договором 1951 г.; Европейское сообщество по атомной энергетике (Евратом), учрежденное договором в Риме в 1957 г.; и Европейское Экономическое Сообщество, учрежденное в том же году) объединились в Европейский Союз, который был уже не просто экономическим объединением, но ещё и политическим. В 2000-х Евросоюз был скорее надгосударственным образованием, и тогда отношения ЕС и России стали обретать более значимый характер.

На сегодняшний день отношения с Евросоюзом имеют весьма важное значение для внешней политики России. ЕС в целом стоит на втором месте по доле в общемировом ВВП (ППС), уступая по этому показателю только Соединенным Штатам Америки (США). В составе ЕС есть страны, чьи отдельные доли в мировом ВВП превышают даже российскую — так называемая «большая тройка ЕС» — Германия (4 место), Великобритания (5 место), Франция (6 место). Россия в этом рейтинге занимает 12 место (все данные 2017 г.) Экономическое сближение между ЕС и РФ идёт на пользу обеим сторонам, так как их экономики имеют в общем разную специализацию и потому дополняют друг друга, а не конкурируют.

Политическое сближение между РФ и ЕС развивалось в период с 1990-х по 2014 гг. Общее представление о тенденциях сближения можно составить на основе дорожных карт о «четырех общих пространствах» (2005 г.). Также сближение России и Евросоюза является головной болью для США, для которых усиление России в Европе может стоить огромных экономических потерь, и как следствие, это может стать смертью для экономики Штатов.

Содержание

Сравнение России и ЕС

Российская Федерация Европейский Союз
Население146 519 759[1]508 200 000[2]
Территория17 125 407 км²9 826 630 км²
Плотность населения8,4 чел/км²116 чел/км²[3]
Столица Москва Брюссель
Крупные города Санкт-Петербург
Новосибирск
Екатеринбург
Севастополь
Ростов-на-Дону
Сочи
Калининград
Нижний Новгород
Казань
Самара и другие
Лондон
Париж
Рим
Берлин
Мадрид Мадрид
Вена
Амстердам
Варшава
Будапешт
Прага и другие
Руководитель государстваПрезидент Владимир ПутинПредседатель Европейского совета Дональд Туск
Премьер-министрПремьер-министр Михаил МишустинПервый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс
Спикер парламентаПредседатель Совета Федерации Федерального Собрания Валентина Матвиенко (верхняя палата)

Председатель Государственной думы Федерального собрания Вячеслав Володин (нижняя палата)

Генеральный секретарь Совета Европейского союза Йеппе Трангольм-Миккельсен (верхняя палата)

Председатель Европейского парламента Мартин Шульц (нижняя палата)

Глава МИДМинистр иностранных дел Сергей ЛавровВерховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика МогериниГосударственное устройствоФедеративное государствоНаднациональное государство (де-факто)Национальная валютаРоссийский рубльЕвро (только в странах Еврозоны)Официальные языкиРусский языкОфициальные языки Европейского СоюзаНациональная спутниковая системаГЛОНАСС (глобальная)Галилео (в настоящее время дорабатывается) [1]ВВП (ППС), млрд $$3745$17372

История взаимоотношений

Чеченские войны

Во время чеченских войн ЕС всячески поддерживал самопровозглашённую «Чеченскую республику Ичкерия» и всячески критиковал любые действия России в Чечне.

В апреле 2004 года провалилась очередная антироссийская резолюция по Чечне[4]. Поддержали её лишь 12 стран из 53, 23 отвергли, а 18 воздержались. Среди поддержавших резолюцию были такие ведущие страны ЕС, как Франция, Германия и Великобритания, а также США.

Лишь в 2005 году ЕС отказались вносить в ООН антироссийские резолюции по Чечне[5], ибо стало ясно, что Чечня останется в составе России.

Оранжевая революция

В конце 2004 года Евросоюз, наряду с США, был одним из организаторов и ярых сторонников «Оранжевой революции». Целью США и ЕС было привести к власти на Украине своего кандидата Виктора Ющенко и отстранить относительно лояльного к России Виктора Януковича, что и было сделано. Однако президентство оранжевого героя не принесло ожидаемого результата для Запада (как и в случаи с Саакашвили, Западу нужны была войны на Украине, аналогичные тем, какие были в Грузии при Саакашвили), в результате чего на президентских выборах на Украине 2010 года ЕС, как и США, спокойно признали победу Януковича (что также нужно было им в своих целях).

Сирийская война

Позиции России и Евросоюза по вопросу войны в Сирии являются диаметрально противоположными. По сути, позиция ЕС в этом вопросе не сильно отличается от позиции США.

Странам ЕС очень нужен газопровод из дружественного им Катара в Европу. География региона позволяет проложить такой газопровод только через Сирию. Однако зависеть от дружбы с Асадом, который сможет в любой момент приказать перекрыть газопровод, страны Евросоюза, разумеется, не хотят: им нужен полный контроль над всем маршрутом.

В случае, если в Сирии будет установлен прозападный режим, и трубопровод будет установлен, это поставит под угрозу все российско-европейские газовые проекты.

Южный поток

Разработка данного газопровода началась 7 декабря 2012 года. Данный газопровод должен был пройти через Чёрное море на Балканский полуостров и первым делом выйти в Болгарию, в портовый город Варна, а уже оттуда через Балканы предполагалось строительство газопровода в остальные страны Европы.

Но в 2014 году, на фоне украинского кризиса, пойдя на поводу у США, ЕС всячески сопротивлялся строительству этого потока. По сути, сам Евросоюз занял антиевропейскую позицию по данному вопросу, поскольку это сулило для ЕС огромные экономические выгоды.

В конечном итоге 1 декабря 2014 года на пресс-конференции в Анкаре, президент России Владимир Путин объявил о том, что проект Южный поток закрыт, поскольку позиция ЕС по нему является неконструктивной. Вместо него Россия подписала соглашение с Турцией, что огромным плюсом для России, поскольку ЕС в таком случае оказался в крайне неудачном положении. Также это стало огромным козырем в отношениях России и Турции. Итогом стало подписание контракта на создание газопровода Турецкий поток [2] .

Год науки Россия-ЕС 2013—2014

25 ноября 2013 года в Москве был торжественно открыт Год науки Россия-ЕС. Основной целью данного мероприятия было показать многогранность сотрудничества между ЕС и Россией в области науки, технологии, высшего образования и инноваций, отметить достигнутые результаты и обозначить будущие возможности для развития сотрудничества на взаимовыгодной основе.

В течение года науки было проведено более 170 совместных мероприятий на территории Европы и России. Основное внимание было сфокусировано на разнообразии взаимодействия в исследованиях, инновации и высшем образовании между ЕС, отдельными его странами и Российской Федерацией. Эти мероприятия позволили индивидуальным исследователям, предприятиям, лабораториям, исследовательским и высшим образовательным институтам презентовать свои научные достижения и представить идеи будущих проектов перед широкой общественностью. Как результат были продолжены или же созданы новые сотрудничества между Европейскими и Российскими исследователями.[6]

Данный Год науки был торжественно закрыт в Брюсселе 25 ноября 2014 года.

Интересно, что даже не взирая на украинский кризис, санкции, и значительное ухудшение отношений с Западом, данный комплекс мероприятий не был закончен раньше времени и прошёл полностью и весьма успешно.

Украинский кризис

Евросоюз наряду с США стал одним из главных разжигателей Украинского кризиса. Цель этого была та же, что и во время Оранжевой революции — провести очередную цветную революцию для того, чтобы к власти на Украине пришли прозападные политики (при том, что и до этого там были люди, относительно лояльные к Западу).

После воссоединение Крыма с Россией и начала войны на Донбассе отношения России и ЕС значительно ухудшились.

Также ЕС занимал и продолжает занимать сугубо антироссийскую позицию по делу гибели малайзийского Боинга под Донецком.

По сути, позиции России и ЕС по украинскому кризису являются диаметрально противоположными.

Санкции ЕС против России 2014—2016

Дабы оказать на Россию давление, Евросоюз, под давлением США, ввёл в марте 2014 года обширный список санкций против России. В результате чего как Россия, так и ЕС понесли значительные экономические убытки. Однако Россия, отчасти благодаря импотрозамещению, и отчасти благодаря помощи Китая, смогла более-менее справиться с последствиями санкций, в то время как США не стали возмещать Евросоюзу убытки, понесённые от антироссийских санкций.

Конечным итогом санкций стало то, что Евросоюз понёс гораздо большие экономические убытки, чем Россия.

12 марта 2016 года в ЕС было принято решение продлить санкции против России до 15 сентября 2016 года[7].

Переговоры по ядерной программе Ирана

2 апреля 2015 года в Швейцарии завершились переговоры «Группы шести» (в составе Великобритании, Германии, Китая, России, США и Франции) с делегацией Ирана. Удалось согласовать рамочную договорённость по окончательному урегулированию ситуации с иранской ядерной программой — Иран на 10 лет ограничит мощности по обогащению урана и ядерным исследованиям, будет приостановлено две трети иранских центрифуг по обогащению урана; на 15 лет Иран не станет строить новые объекты по обогащению или реакторы на тяжёлой воде и ограничит запасы обогащённого урана; до 25 лет будут продолжаться инспекции МАГАТЭ на ядерных объектах Ирана. [8].

Данное событие стало очередным успехом для российской дипломатии, поскольку снятие санкций с Ирана открыло дополнительный возможности для развития экономики (например, торговля с странами ЕС. Будучи под санкциями, Иран не мог этого делать).

Отношение российского общества к ЕС

В 1999 году 67 % опрошенных (по данным Левада-центра) говорили, что России следует стремиться в будущем к вступлению в Европейский союз (это большинство сохранялось вплоть до 2010—2011 гг. — так отвечали 55 и 51 %, соответственно).

В 2014 же году такое мнение разделяли лишь 15 %, а 64 % считали, что это России не нужно. [9]

Саммиты Россия-ЕС

Саммиты Россия-ЕС представляют из себя площадку для политического и экономического диалога между Россией и Евросоюзом. На саммитах, помимо политических проблем (или вернее, помимо столкновения геополитических интересов) также обсуждаются перспективы экономического сотрудничества и совместной работы в рамках каких-либо российско-европейских проектов. Однако, далеко не все саммиты имели для России и ЕС важное стратегическое и экономическое значение.

Первый саммит Россия-ЕС состоялся 7 сентября 1995 года в Москве, последний — в январе 2014 года в Брюсселе.

Всего за всю историю отношений между Россией и ЕС было проведено 32 саммита. После этого, ввиду осложнения двухсторонних отношений, был отменён саммит в Сочи, который должен был пройти в июне 2014 года.

За всю историю саммитов Россия-ЕС довольно-таки редко удавалось достичь каких-либо взаимовыгодных соглашений. Часто саммиты заканчивались «в ничью».

Хронология саммитов

НомерГодДатаМесто проведенияПовестка саммитаИтоги саммита
119957 сентября Россия, МоскваРоль России в урегулировании боснийского конфликта и безопасность в Европе[10]]Никаких договорённостей достигнуто не было
219973 мартаБезопасность в Европе, расширение НАТО и экономическое сотрудничествоПодписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве[11]
3199815—16 мая Великобритания, БирмингемРазработка Хартии европейской безопасности и интеграция России в мировую экономику[12]Никаких договорённостей достигнуто не было
4199922—23 октября Финляндия, ХельсинкиСитуация в Чечне и требование ЕС «начать политический диалог с Грозным»[13]Никаких договорённостей достигнуто не было
5200029—30 мая Россия, МоскваВступление России в ВТО и попытка США выйти из договора о ПРОНикаких договорённостей достигнуто не было
630—31 октября Франция, ПарижНет данныхНет данных
7200117—18 мая Россия, Москва
83—4 октября Бельгия, Брюссель
9200229—30 мая Россия, Москва
1011—12 ноября Бельгия, Брюссель
11200331 мая—1 июня Россия, Санкт-ПетербургОдобрена концепция «четырех общих пространств»[14]
126—7 ноября Италия, РимДело ЮКОСа (неформально)Охлаждение отношений из-за попыток ЕС надавить на Россию в деле Ходорковского
13200421—22 мая Россия, МоскваЭкономическое сотрудничество и вступление России в ВТОПодписан протокол об условиях вступления РФ в ВТО. Москва пообещала ускорить движение к ратификации Киотского протокола[15]
1425—26 ноября Нидерланды, ГаагаПрезидентские выборы и оранжевая революция на Украине, требование России выдать эмиссара чеченских боевиков Ахмеда Закаева и расширение ЕС и НАТО[16]Существенных договорённостей достигнуто не было (однако данный саммит прошёл в напряжённой обстановке)
15200510—11 мая Россия, МоскваУтверждены «дорожные карты» четырех общих пространств[17]
164—5 октября Великобритания, ЛондонСотрудничество в области энергетики, торговли и совместная борьба с терроризмомУпрощение визового режима между Россией и ЕС[18]
17200625—26 мая Россия, СочиВопросы о создании четырех общих пространств — в экономике, внешней безопасности, образовании, науке и культуре, а также перспективы двухсторонних отношенийБыл подписан договор об облегчении визового режима между Россией и ЕС и о реадмиссии[19]
1824—25 ноября Финляндия, ХельсинкиБезвизовый режим, торговые отношения и эмбарго на ввоз товаров из ПольшиСущественных договорённостей достигнуто не было
19200718—19 мая Россия, СамараДвухсторонние отношенияПопытка Запада добиться от России каких-либо политических уступок провалилась[20]
2026—27 октября Португалия, МарфаНет данныхНет данных
21200826—27 июня Россия, Ханты-Мансийск
2214—15 ноября Франция, НиццаМировой финансовый кризисНикаких договорённостей достигнуто не было
23200921—22 мая Россия, ХабаровскЭнергетическое сотрудничество и экономической кризис
2418—19 ноября Швеция, СтокгольмЭнергетическое сотрудничество России и ЕСПодписан новый договор об экономическом сотрудничестве России и ЕС[21]
25201031—1 июня Россия, Ростов-на-ДонуМировой экономический кризис и двухсторонние отношенияПодписано также соглашение между Россией и ЕС о защите секретной[22]
267—8 декабря Бельгия, БрюссельГлобальная энергобезопасность, энергетическое сотрудничество между Россией и ЕСПодписание меморандума о взаимопонимании по условиям присоединения России к ВТО[23]
2720119—10 июня Россия, Нижний НовгородЗапрет на ввоз европейских овощей в Россию, введение безвизового режима и совместные газовые проектыНикаких договорённостей достигнуто не было
2816—17 декабря Бельгия, БрюссельЭнергетика, модернизация и торговые отношения
2920123—4 июня Россия, Санкт-ПетербургСитуация в Северной Африке, Сирии, Ливии, также ядерная программа Ирана, ситуация на Корейском полуострове
3020—21 декабря Бельгия, БрюссельАрабская весна, ядерная программа Ирана, Сирии и экономический кризис
3120133—4 июня Россия, ЕкатеринбургВойна в Сирии, сотрудничество в энергетике, безвизовый режим
32201428—29 января Бельгия, БрюссельЕвромайдан

Галерея

Дмитрий Медведев на саммите Россия-ЕС в Брюсселе, 7 декабря 2010 год

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector