ОТНОШЕНИЯ

Экономические отношения россии с развивающимися странами

РОССИИ С РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ

Современное состояние внешних экономических связей с развивающимися странами в значительной степени обусловлено их развитием в период существования СССР. Направления внешнеэкономических отношений СССР с развивающимися странами определялись слабостью экономик развивающихся стран, несовершенством структуры их хозяйства, задачами развития базовых отраслей промышленности, подъема сельского хозяйства. При экономической и технической помощи СССР в развивающихся странах введено в эксплуатацию около 890 различных предприятий и объектов. К ним относятся предприятия электроэнергетики, нефтепереработки, угольной и нефтедобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения и т. п.

Основная задача осуществления внешних экономических связей с развивающимися странами состояла в расширении политического влияния СССР, в распространении коммунистической идеологии; экономическим задачам отводилось второстепенное значение. В результате имел место неэквивалентный торговый обмен, передача им Советским Союзом значительных материальных ценностей в долг. Задолженность развивающихся стран России сегодня исчисляется по разным оценкам суммой от 130 до 160 млрд. долл. Россия по-прежнему предоставляет развивающимся странам значительные льготы в торговле.

Продолжая политику сотрудничества бывшего СССР с развивающимися государствами, Россия строит ее на принципах взаимной выгоды и взаимных интересов, руководствуясь международными нормами и практикой. Однако начало 90-х гг. ознаменовалось заметным спадом внешнеэкономических взаимоотношений с развивающимися государствами. Особенно сократился в эти страны российский экспорт (на 25%). Уменьшился объем внешней торговли с Индией в 2,5 раза, Ираном — в 2,6, Египтом — в 3,5, Сирией — в 4,7, Афганистаном — в 6 раз. К особенностям внешнеэкономических связей с развивающимися странами следует отнести высокую степень государственного регулирования этих связей.

Расширение экономического сотрудничества между Россией и странами Азии неразрывно связано с укреплением экспортного сектора, стремлением расширить географию внешнеэкономических связей. На рынках западных государств сбыт многих видов российской экспортной продукции затруднен ограниченными рамками их импортных потребностей и высоким уровнем конкуренции.

Другим фактором, определяющим стремление Российской Федерации интенсифицировать торговые отношения со странами Азии, является желание связать экономический потенциал России, и прежде всего ее восточных районов, с наиболее динамичной частью мирового хозяйства. Это может открыть для России новые возможности как в получении заемных средств, так и в привлечении в российскую экономику зарубежных инвестиций.

Сложившаяся взаимодополняемость наших экономик, относительно невысокая требовательность рынков этих стран, взаимные интересы и накопленный опыт превращают их в весьма удобных и наиболее вероятных покупателей российской продукции. Велики возможности вывоза в азиатские страны продукции обрабатывающей промышленности, в том числе машин, оборудования и оружия. Россия традиционно импортирует оттуда многие виды минерального, растительного сырья, сырья животного происхождения и различные продовольственные товары.

Устанавливаются обоюдовыгодные экономические отношения с «новыми индустриальными странами» Азии (Республикой Корея, Сингапуром, Тайванем, Гонконгом и др.). Они заинтересованы в закупке в России энергетических и минеральных ресурсов и готовы развивать сотрудничество по их добыче и переработке. В ряд ведущих партнеров нашей страны выдвинулась Республика Корея. На территории России к 1995 г. действовало 30 совместных с Южной Кореей предприятий с общей суммой 25 млн. долл. Республика Корея участвует в реализации некоторых небольших проектов в Сибири и на Дальнем Востоке: в строительстве гостиниц, бизнес-центров, налаживании туризма, разработках лесозаготовок.

На страны Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока приходится около 30% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами. Ведущий партнер России из стран Южной Азии — Индия, развитию экономического сотрудничества с которой наша страна всегда придавала приоритетное значение. За годы сотрудничества в Индии Советским Союзом построено около 75 промышленных объектов.

Распад СССР, кризисные процессы в российской экономике обусловили резкое падение товарооборота с Индией. Было свернуто техническое содействие, оказываемое нашей страной Индии, в том числе и в сооружении тех объектов, продукция которых предназначалась для экспорта в Россию, а также военно-техническое сотрудничество с этой страной.

В настоящее время как Российская Федерация, так и Индия предпринимают усилия к восстановлению и развитию торгово-экономических связей. Россия, в частности, сохраняет заинтересованность в импорте фруктов, джутовых, текстильных и швейных изделий, парфюмерно-косметических товаров, медикаментов и т. д. По-прежнему пользуются спросом в России некоторые виды индийских машин и оборудования (электроника, оборудование для пищевой и фармацевтической промышленности).

Со своей стороны, Россия могла бы продолжать эффективно продавать в Индию машины, оборудование, газетную бумагу, асбест и др.

Углубление торговых отношений со странами Азии поможет смягчить негативные последствия разрыва связей с Восточной Европой.

Торгово-экономические отношения России с африканскими странами имеют менее благоприятные перспективы.

Из-за возникших трудностей в экономике СССР было приостановлено оказание технического содействия Советским Союзом странам Африки. Указанное и другие обстоятельства послужили определенным ограничением в торгово-экономическом сотрудничестве со странами Африки и отразились на его динамике. Товарооборот России со странами Африки составляет сравнительно небольшую сумму (более 1% от всего товарооборота), при этом импорт из Африки превышает российский экспорт. Большая часть товарооборота России приходится на страны Северной Африки (свыше 83%), такое географическое распределение должно быть преодолено.

Перспективы развития торгово-экономического сотрудничества России с африканскими странами связаны с углублением экономических связей на основе поиска новых возможностей без предвзятых политических подходов.

В последнее время наблюдается повышение внешнеэкономической активности по отношению к странам Латинской Америки. Значение торгово-экономических отношений с государствами Латинской Америки определяется прежде всего возможностью крупномасштабных закупок в этом регионе товаров, которые либо не производятся в Российской Федерации из-за природно-климатических условий (кофе, какао-бобы, бананы и т. д.), либо их производство в отдельные годы недостаточно для удовлетворения потребностей российского внутреннего рынка (шерсть, зерно, мясо и т. д.).

Россия закупает и дефицитные виды минерального сырья — цветные и редкие металлы. В то же время Латинская Америка представляет собой емкий и быстро развивающийся рынок. Расширение экспорта российских товаров возможно прежде всего за счет поставок конкурентоспособной машинно-технической продукции. Импорт из стран Латинской Америки может включать товары народного потребления: бытовую электротехнику, обувь, текстильные изделия.

В перспективе Латинская Америка, располагающая крупными минерально-сырьевыми и энергетическими ресурсами и уже солидным промышленным и научно-техническим потенциалом, могла бы стать одним из важных направлений более полного включения экономики России в международное разделение труда.

Источник

Внешнеэкономические связи России с развивающимися странами *

Е.Л. ПЛИСЕЦКИЙ
канд. геогр. наук,
доцент кафедры экономики и регионального развития
Финансовой академии при правительстве РФ

Наряду с индустриально развитыми государствами мира и странами с переходной экономикой Россия поддерживает внешнеэкономические связи с большой группой развивающихся стран. Это самая многочисленная группа стран. Она включает свыше 150 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Почти со всеми из них Россия поддерживает торговые отношения.
Понятие «развивающиеся страны» довольно условно, поскольку четкие критерии отнесения тех или иных стран к этой категории (в том числе и в документах ООН) до сих пор не разработаны. Обычно в эту группу включают страны, заметно отстающие в уровне социально-экономического развития от индустриально развитых государств. При этом в качестве критерия используют показатель ВВП на душу населения (таблица).
Однако за последние десятилетия внутри самой группы развивающихся стран, которые к тому же заметно различаются по природному, экономическому и демографическому потенциалу, произошли существенные изменения в политических и социально-экономических условиях развития.
Так, на экономической карте мира появилось более десятка новых индустриальных стран (НИС), приблизившихся по уровню экономического развития к промышленно развитым государствам. Некоторые из них, как например Южная Корея, Сингапур, Тайвань, уже относят к числу индустриально развитых. В особую подгруппу выделяют богатые нефтедобывающие государства, такие как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и др.
Наряду с этими странами к развивающимся относят Китай, Индию, Турцию, Бразилию, Аргентину, Мексику, Чили, хотя сегодня они рассматриваются уже как страны со средним уровнем экономического развития.
В число развивающихся попадает и большая группа (свыше 40) наиболее отсталых стран Азии и Африки.
В основе внешнеэкономических отношений бывшего СССР с развивающимися странами лежали, прежде всего, военно-политические интересы. Странам, идущим по пути социалистического развития, Советский Союз оказывал существенную финансовую и экономическую помощь в сооружении хозяйственных объектов, в создании и укреплении вооруженных сил. В развивающихся странах при экономическом и техническом содействии СССР было введено в эксплуатацию около
900 различных предприятий и объектов электроэнергетики, нефтепереработки, угольной, нефтедобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения и др.
В настоящее время Российская Федерация строит свои взаимоотношения с развивающимися государствами на принципах взаимной выгоды и взаимных интересов, руководствуясь международными нормами и практикой. За последние
5 лет объем внешнеторгового оборота России с развивающимися странами вырос на 15% и составил около 18 млрд долл. (без учета неорганизованной торговли). Сейчас на долю развивающихся стран приходится 13% всего внешнеторгового оборота России. В торговле с большинством развивающихся стран Россия имеет положительное сальдо торгового баланса, то есть российский экспорт существенно превышает импорт.
К основным торговым партнерам России в этой группе государств относятся: в Азии — Китай, Турция, Индия; в Латинской Америке — Бразилия, Куба; в Африке — Египет. На них в общей сложности приходится свыше 2/3 внешнеторгового оборота России с развивающимися странами. Россия поддерживает также деловые связи с Ираном, Малайзией, Вьетнамом, ОАЭ, Алжиром, Панамой, Аргентиной, Индонезией, другими государствами.
В товарной структуре российского экспорта в развивающиеся страны заметное место занимают промышленные изделия, прежде всего машины и оборудование. Если в общем экспорте России в страны дальнего зарубежья на долю машин, оборудования, транспортных средств приходится в среднем 9—10%, то в российских поставках ряду развивающихся государств удельный вес этих товаров достигает 30—40% и более (например, в Индию — свыше 60%, в Иран и Египет — более 30%, в Китай — 25%).
Россия рассматривает развивающиеся страны и как потенциальный рынок для продажи своих вооружений и военной техники.
Вместе с тем в российском экспорте в большинство развивающихся стран, как и в промышленно развитые государства, доминируют ископаемое топливо (нефть, нефтепродукты и природный газ), черные и цветные металлы и изделия из них, а также химические продукты, особенно удобрения.
Главными статьями импорта из развивающихся стран являются потребительские товары (текстиль и текстильные изделия, включая одежду), продовольствие (чай, кофе, какао-бобы, специи, цитрусовые, бананы, тростниковый сахар, мясо, растительные масла), медикаменты и некоторые виды сырья. В последние годы выросли закупки Россией отдельных видов машинно-технической продукции из Турции, Китая, Индии.
В последние 10 лет в насыщении российского рынка дешевыми потребительскими товарами заметную роль играет так называемая «челночная» торговля. Такая торговля осуществляется предпринимателями, которые самостоятельно приобретают за границей небольшие оптовые партии товаров для последующей их продажи российскому потребителю. Оборот этой торговли не включается в официальную таможенную статистику, однако по имеющимся оценкам ежегодно «челноки» ввозят из развивающихся стран, прежде всего из Турции, Китая, ОАЭ, Сирии, Таиланда, различные потребительские товары на сумму 5—10 млрд долл. В последнее время в России предпринимаются шаги, направленные на ограничение стихийного «челночного» импорта, с которого не удается взимать в полном объеме пошлины и другие налоги.
Внешнеэкономические связи России с развивающимися государствами не ограничиваются торговлей, а включают также инвестиционную деятельность и научно-техническое сотрудничество в таких секторах экономики, как электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, машиностроение. Наиболее масштабные проекты реализуются в Китае и Индии.
Так, Россия осуществляет поставки в Китай энергетического оборудования и его монтаж на местных тепловых электростанциях, а также участвует в разработке технического проекта и оснащении строящейся Ляньюньганской атомной электростанции. Ведутся переговоры об участии России в строительстве еще одной АЭС на юге Китая — Гуаньдунской. Для продвижения и внедрения российских технологий на китайском рынке учрежден российско-китайский консорциум «Центр науки и высоких технологий», создаются совместные предприятия научно-технического профиля, в том числе в свободных экономических зонах Китая (СП «Шэньчжэньский промпарк» в г. Шэньчжэнь и др.).
В свою очередь Китай заинтересован в расширении экспорта своей продукции на российский рынок и получении доступа к российским сырьевым ресурсам. Согласно достигнутым договоренностям КНР примет участие в разработке Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области и строительстве газо- и нефтепроводов из России в Китай.
КНР реально может помочь в решении проблемы обеспечения потребности регионов Сибири и Дальнего Востока в промышленных и продовольственных товарах. На территории России, главным образом в приграничных районах, уже действуют свыше тысячи совместных с китайским капиталом предприятий. Они создаются преимущественно в сфере торговли и услуг, но часть из них занята производственной деятельностью. Особенно активно сотрудничают на региональном уровне северо-восточные провинции Китая и российский Дальний Восток. На них до последнего времени приходилось почти 4/5 всего объема китайско-российской торговли.
Новым важным шагом в развитии российско-китайских отношений стало подписание в июле 2001 г. договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. В нем определены новые перспективные направления во взаимоотношениях двух стран: ядерная энергетика, информационные технологии, развитие транспорта, финансовая сфера, сотрудничество в космической и авиационной областях.
Торгово-экономические отношения России и Индии также включают различные аспекты: торговлю, проектирование и техническое содействие в строительстве промышленных объектов на территории Индии, инвестиционную деятельность, создание совместных предприятий и др.
Внешнеэкономические связи двух стран имеют давнюю историю и традиции, основанные на взаимном уважении и доверии, понимании необходимости их дальнейшего развития. После распада СССР внешнеторговый оборот между двумя странами резко сократился (в 1993 г. в 5 раз по сравнению с 1991 г.). Однако с середины 90-х годов ХХ в. он вновь начинает постепенно расти. В 2000 г. объем двусторонней торговли превысил 1,5 млрд долл.
Россия экспортирует в Индию черные и цветные металлы, минеральные удобрения, целлюлозно-бумажную продукцию, комплектное машинно-техническое оборудование. В российском импорте преобладают сельскохозяйственные товары и продовольствие (чай, кофе, табак, рис, специи, экстракт сои и др.), фармацевтические и парфюмерные товары, текстильные изделия, обувь, кожгалантерейные товары. Кроме того, Россия ввозит из Индии некоторые виды продукции машиностроения.
Российские компании активно участвуют в реализации индийской программы по строительству и модернизации металлургических заводов и предприятий топливно-энергетического комплекса. С участием наших специалистов проводятся ремонтные и пуско-наладочные работы на ряде промышленных объектов.
К новым направлениям относятся сотрудничество в ракетно-космической области и атомной энергетике. С территории России с помощью отечественных ракета-носителей осуществляются запуски индийских спутников. Россия поставляет Индии водородные блоки — ключевые элементы для создаваемого в Индии в рамках собственной космической программы ракетного криогенного двигателя. Предусматривается участие России в проекте строительства АЭС «Куданкулам» на юге Индии.
Наметился приток индийских инвестиций в российскую экономику. Один из крупнейших на сегодня инвестиционных проектов с участием Индии — нефтегазовый проект «Сахалин-1». Есть перспективы в развитии совместного предпринимательства, в том числе в торговле, легкой и пищевой промышленности, фармацевтике, инновационной сфере.
Установлению деловых контактов на региональном уровне способствует регулярный обмен делегациями индийских штатов и субъектов Российской Федерации. Предметами переговоров, в частности, служат: налаживание поставок традиционных индийских товаров (рис, чай, кофе, медикаменты) в регионы, входящие в ассоциацию «Сибирское соглашение»; организация производства медицинских препаратов (Воронежская область); совместные проекты в нефтехимической промышленности и машиностроении (Республика Татарстан, Саратовская область) и т. д.
Китай и Индия относятся к крупнейшим государствам мира, каждое из которых обладает значительным природно-ресурсным потенциалом и самым многочисленным населением (свыше 1 млрд человек). Поэтому добрососедские и взаимовыгодные торгово-экономические отношения с этими странами — один из существенных факторов стабильности во всем азиатском регионе.
Успешно развиваются внешнеэкономические связи Российской Федерации с Турцией, для которой Россия — второй после ФРГ торговый партнер. Оборот взаимной торговли двух стран в 2000 г. составил около 3,5 млрд долл. и, согласно прогнозу, уже в ближайшем будущем может возрасти в три раза.
В структуре российского экспорта в Турцию свыше 9/10 приходится на энергоносители (главным образом природный газ), черные и цветные металлы, лесоматериалы, минеральные удобрения. Достигнута договоренность о прямых поставках электроэнергии из России через территорию Грузии. После завершения строительства газопровода по проекту «Голубой поток» поставки российского газа в Турцию возрастут в 2—2,5 раза с 10—11 млрд м 3 в настоящее время до 20— 25 млрд м 3 . Одним из перспективных направлений российского экспорта могут стать поставки оборудования для текстильных предприятий Турции.
Из Турции в Россию поступают ткани, ковровые изделия, одежда, обувь, продовольственные товары, продукция химической промышленности. Важная роль отводится развитию межрегиональных торгово-экономических связей, которые предусматривают прямые поставки турецких товаров в российские регионы.
Турецкие компании инвестируют значительные средства в торговую сферу. В Москве, например, создана сеть крупных торговых комплексов «Рамстор». Намечено открыть еще несколько подобных торговых центров в Санкт-Петербурге и других российских городах.
Одной из форм российско-турецкого сотрудничества могут стать совместные СЭЗ, в частности в Новороссийске. На территории Турции уже действует несколько СЭЗ, через которые российские компании осуществляют торговые операции.
Активно развиваются связи в сфере туризма. Так, более четверти российских туристов, ежегодно выезжающих за границу, выбирают Турцию местом отдыха. Эта страна привлекает средиземноморскими курортами, европейским уровнем обслуживания и умеренными ценами.
В Латиноамериканском регионе ведущим деловым партнером России является Бразилия. За последние годы заключен Договор о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Бразилией, а также ряд соглашений о двустороннем сотрудничестве в космосе, в области туризма, банковской деятельности, в мирном использовании атомной энергии и др.
Внешнеэкономические связи России и Бразилии имеют давнюю историю. Дипломатические отношения между двумя государствами были установлены в 1828 г. В 90-х годах XIX в. Бразилия была единственной латиноамериканской страной, с которой Россия поддерживала регулярные торговые отношения, закупая главным образом хлопок, кофе, кожи, красящие вещества, каучук, какао. На бразильский рынок поставлялись пшеница, канаты, парусина, полотно, лес, нефть и другие товары. После октября 1917 г. Бразилия, в числе других латиноамериканских стран, приостановила свои контакты с Советской Россией. Дипломатические отношения между СССР и Бразилией вновь были установлены в апреле 1945 г., а активные двусторонние обмены стали осуществляться лишь в 80-х годах ХХ в. В декабре 1991 г. Бразилия одной из первых латиноамериканских стран признала Российскую Федерацию в качестве государства — преемника СССР.
Сегодня экономические отношения России и Бразилии достаточно стабильны, однако их масштабы не отвечают пока потенциалам двух государств. На протяжении последних лет товарооборот сохраняется на уровне 1 млрд долл. в год. Россия поставляет на бразильский рынок удобрения, этиловый спирт, легковые автомобили, фотоаппараты, другие промышленные товары. Основу бразильского импорта в нашу страну составляют сельскохозяйственные и продовольственные товары: кофе, сахар, какао-бобы и какао-продукты, а также обувь и др. В перспективе в структуре товарооборота предполагается увеличить долю наукоемкой продукции, в том числе таких отраслей, как аэрокосмическая, атомная энергетика, металлургия, телекоммуникации и др.
Намечается расширение инвестиционной деятельности за счет участия российских компаний в реализации проектов строительства и модернизации объектов гидроэнергетики, АЭС, железных дорог, прокладки газо- и продуктопроводов, реконструкции морских портов и пр. Бразилия также заинтересована в совместном с Россией использовании космодрома в Алкантари на севере страны для запуска искусственных спутников.
В настоящее время во внешнеэкономических связях Российской Федерации страны Африки занимают весьма скромное место — их доля во внешнеторговом обороте России не превышает 1,5%. Основной формой делового сотрудничества является инвестиционная деятельность.
Российский капитал представлен сегодня в Анголе, Намибии, Гвинее, где отечественные компании участвуют в разработке месторождений полезных ископаемых. Так, «Русский алюминий» в результате международного конкурса получил право на управление одним из крупнейших в Гвинее бокситодобывающих комплексов в течение 25 лет. Еще в бытность СССР специально для переработки гвинейских бокситов был построен Николаевский глиноземный завод на Украине. Сейчас он входит в структуру «РусАла» и обеспечивает потребности в сырье сибирских алюминиевых гигантов.
Примером успешного развития торгово-экономических отношений служит деловое партнерство России с Египтом. За последние годы с этой страной подписан ряд соглашений о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве. В российском экспорте в Египет более половины приходится на авиатехнику, автомобили, энергетическое оборудование.

Сравнительная оценка отдельных государств мира по показателю ВВП
на душу населения, 2000 г., тыс. долл. **

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть