ОТНОШЕНИЯ

Экономические субъекты и их интересы экономические отношения и институты

Вопрос. Экономические агенты и их структура. Модель кругооборота и экономические институты

Субъектная структура рыночной экономики охватывает взаимоотношения между множеством субъектов, их поведение, цели, интересы, формы организации. Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение этих благ образует своеобразный кругооборот. Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов (рис.).

Домохозяйства – экономические единицы в составе одного или нескольких лиц, которые: а) самостоятельно принимают решения; б) являются собственниками и поставщиками какого-либо экономического ресурса; в) стремятся к максимизации дохода на свой ресурс и максимальному удовлетворению потребностей в пределах имеющихся доходов. Домохозяйства обеспечивают воспроизводство «человеческого капитала» в экономике.

Фирмы (предприятия) – субъекты рыночной экономики, соединяющие различные факторы производства (труд, землю, капитал и предпринимательские способности) для производства продукта или услуги с целью получения максимальной прибыли. Фирмы осуществляют вложение капитала, принимают риски. Среди фирм выделяют индивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации.

Государство (правительство) – обеспечивает правовую и социальную сферу для эффективного функционирования рыночной экономики, осуществляет регулирование различных сфер.

Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах, либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство – к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете.

Для анализа модели экономического кругооборота, представителей институиионализма интересуют две основные проблемы: экономической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они используют концепцию «институты».

Под экономическими институтами обычно понимаются «правила игры» в обществе или более формально созданные людьми ограниче­ния, формирующие взаимодействие людей.

Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как фор­мальными законами (конституции, законодательства, права собствен­ности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, оп­ределяли набор альтернатив и таким образом определяли издержки производства и обращения и соответственно прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности. Джек Найт счита­ет, что институты — набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны об­ладать все члены данного сообщества.

Формальные институты часто создаются, чтобы служить интере­сам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.

Общественные институты, реализующие идеологические и духов­ные потребности, часто влияют на общественные организации и эко­номическое поведение. Попытки государства манипулировать обще­ственными институтами, допустим, нормами, в своих целях часто ока­зывались безуспешными. Примером может служить воспитание советских людей в духе морального кодекса строителя коммунизма.

Институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции. Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и не­формальные правила меняются медленно. И здесь примером может служить Россия, приспосабливающая для рыночной модели подхо­дящие экономические институты капитализма. Неформальные пра­вила, нормы, обычаи не создаются властями, часто они развиваются стихийно.

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружаю­щей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установлен­ного много времени назад.

Между институтами и организациями существует разница. В то время как институты являются набором правил и законов, определяю­щих взаимодействие, действия отдельных лиц, организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, определяющие взаимодействие индивидов, составляющих организации. Некоторые коллективные объединения, таким образом, могут быть как институ­тами, так и организациями, например фирма, правительственная бю­рократия, церковь или учебное заведение.

Для понимания связи между институтами и эффективностью про­изводства существенна концепция трансакционных издержек. Термин трансакционные издержки введен в научный оборот лауреатом Нобе­левской премии Р. Коузом. Эти издержки связаны не с произ­водством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентами хозяйственных сделок, издерж­ками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполне­нием и т.д.

В современных западных обществах уже сложились системы дого­ворного права, взаимных обязательств, гарантий, торговых марок, сложные системы мониторинга и эффективные механизмы введения законов в жизнь. В результате всего этого обслуживание сделок погло­щает огромные ресурсы (хотя в расчете на одну сделку эти издержки невелики), но производительность, связанная с выигрышем от торгов­ли, возрастает еще больше, благодаря чему западные общества получи­ли возможность быстро расти и развиваться.

Возрастающая специализация и разделение труда вызывают необ­ходимость развития институциональных структур, которые позволяют людям предпринимать действия, построенные на сложных отношени­ях с другими людьми — сложные как с точки зрения индивидуальных знаний, так и с точки зрения временной протяженности. Развитие сложной сети социальных взаимосвязей было бы невозможным, если бы подобные институциональные структуры не снижали неопределен­ность, связанную с такими ситуациями. Институциональная надеж­ность имеет принципиальное значение, поскольку она означает, что, несмотря на постоянное расширение сети взаимозависимости, обусловленное ростом специализации, общество можем быть уверено в резуль­татах, которые неизбежно становятся все более и более удаленными от круга индивидуальных знаний.

Высокие трансакционные издержки очень часто ассоциируются со слабыми институтами (слабое общественное принуждение в выполне­нии законов), но высокие трансакционные издержки также могут быть связаны и с сильными институтами, которые оставляют агентам мало прав. Главная цель при выборе институтов состоит в минимизации трансакционных издержек. Добровольный обмен будет базироваться на большем доверии, если правительство минимизирует трансакцион­ные издержки путем создания и прояснения прав собственности.

Эффективность способов координации необходимо рассматри­вать не с точки зрения нормативных оценок (плохо или хорошо), а с точки зрения экономии трансакционных издержек. Конечно, это не единственный критерий, но он помогает понять, почему попытка по­строить все общественное производство по типу фирмы или «единой фабрики», как писал В.И. Ленин, оказалась несостоятельной. Ибо ре­гулирование из центра (Госплана) сопровождается огромными трансакционными издержками, обусловленными невозможностью сосре­доточить всю рассеянную в обществе информацию о ресурсах, предпочтениях потребителей и т.д. в едином центре.

Один и тот же круг задач может решаться совершенно не одинаково (с различными трансакционными издержками) различными институтами. В этом смысле в экономической науке совершенно объективно выделение уровневых отношений.

Уровневый характер экономических отношений предполагает выделение экономической теорией различных уровней изучения. Метаэкономика предполагает изучение мирового хозяйства, мировой экономики в целом.

Макроэкономика связана с функционированием национальной экономики в целом, изучает общие экономические процессы на уровне общества; включает анализ явлений экономической жизни, являющихся результатом принятия решений на уровне совокупности агрегатов (макроэкономических показателей).

Мезоэкономика (медиум) изучает функционирование промежуточных систем: отраслей, отраслевых комплексов (агропромышленного, топливно-энергетического, военно-промышленного и др.) или территориального экономического пространства (региона, области, района).

Микроэкономика связана с изучением хозяйственной деятельности отдельных экономических субъектов (предприятий, домохозяйств, наемных работников и т.д.). Она охватывает индивидуальное принятие решений в экономике, функционирование и взаимодействие отдельных элементов экономической системы.

Позитивная и нормативная экономика. В экономической науке можно выделить два направления в зависимости от области приложения ее результатов. Позитивная (дескриптивная) экономика ориентирована на преимущественно объективное толкование, научное объяснение наблюдаемых экономических процессов и явлений, построение на их основе научных гипотез, концепций, выявление закономерностей функционирования экономических систем. Позитивная экономическая теория исследует фактическое состояние экономики. В противоположность этому нормативный анализ включает ценностные суждения, представления о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector