ОТНОШЕНИЯ

Экономическое содержание земельных отношений

Экономическое регулирование земельных отношений

Особенности регулирования земельных отношений

В современной экономике большое значение имеют вопросы и проблемные моменты механизма экономического регулирования отношений, связанных с землёй.

Экономические государственные интересы, интерес землевладельцев и пользователей земли реализуется в процессе регулирования земельных отношений, которое осуществляется государством и рынком.

Регулирование земельных отношений с помощью государства способно создать организационную правовую основу, с помощью участия и ответственности участников земельного права.

Регулирование с помощью рынка проводится на основе комбинации и взаимодействия спроса и предложения на земельные участки, а также на труд, результаты труда и средства производства.

Рыночное регулирование не всегда может охватить всю систему земельных отношений, поскольку продовольственная территориальная безопасность государства требует вмешательств, которые имеют отношение к экономической целесообразности.

Экономическое регулирование земельных отношений включает систему мер специального хозяйственного воздействия, которые направлены на:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Проведение и реализацию земельной государственной политики,
  • Процесс обеспечения прав владельцев и пользователей земли,
  • установку социальной справедливости в сфере земельных платежей,
  • экономическая поддержка эффективного и рационального использования земли,
  • внедрение санкции по нерациональному использованию земельных ресурсов и участие в ухудшении экологической обстановки и состояния участков земли,
  • защиту земли сельскохозяйственного назначения от порчи, захвата, снижения плодородия почвы.

Механизмы регулирования земельных отношений

Система экономических инструментов, позволяющих регулировать земельные отношения, включает в себя:

  • земельные налоги,
  • арендная плата за землю,
  • цена земли, устанавливаемая рынком,
  • залоговая цена земельного участка,
  • платежи за землю при изъятии,
  • компенсации в процессе консервации земли,
  • платежи по повышению качества земли,
  • штрафные санкции по экологическому ущербу,
  • налоги по гражданскому земельному обороту,
  • плата за право пользования землей и др.

Экономическое регулирование земельных отношений и его инструменты должны отвечать некоторым требованиям:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Допускать и способствовать относительно равным стартовым возможностям в сфере осуществления воспроизводственного процесса для всех участников земельных отношений,
  • объективные и субъективные факторы процесса и их разграничение,
  • применение механизма земельной ренты в качестве базы при формировании системы экономических регуляторов, воздействие рентных регуляторов с другими экономическими инструментами (цены, ссудный процент, подоходный налог),
  • равные права различных социальных групп общества при реализации земельных прав собственности и соответствующих типов землепользования,
  • стимулирование рациональной специализации и размещения сельскохозяйственных организаций и производств,
  • усиление экологической защиты земельных угодий.

Земельная рента

Основной инструмент экономического регулирования земельных отношений представляет собой механизм оплаты за землю. С помощью этого механизма государство может учитывать интересы владельцев и пользователей земли, побуждая их наращивать эффективность использования земли, которая находится в их распоряжении.

Плата за землю представляет собой особый вид издержек, который позволяет иметь доход в виде ренты.

Рента представляет собой устойчивый доход, который напрямую связан с деятельностью предпринимателя.

Выделяют несколько видов ренты, включая государственную, банковскую, связанную с займами, в соответствии с которой выплачиваются рентные доходы в виде процентов.

Земельная рента обладает другой природой. Так, земельный собственник может осуществлять хозяйство самостоятельно, но также может передать право использования земли в аренду предпринимателям. По условию арендного договора предприниматель может временно получить права хозяйства на этом участке, за что обязан выплатить землевладельцу арендную плату. Данная монополия характеризует превращение части прибыли арендатора в земельную ренту.

Предприниматели рассчитывают на получение не только средней прибыли, но и добавочного дохода, выплачиваемого впоследствии собственнику земли в виде земельной ренты. Таким образом, земельная рента представляет собой форму экономической реализации собственности на земельные участки. В составе ренты принято выделять дифференциальную, абсолютную, а также монопольную ренту.

Понятие дифференциальной ренты возникло на основе монополии на землю в качестве объекта хозяйствования. Каждый предприниматель может получить в свое распоряжение определенный участок, ограниченный по размерам. По качеству данные участки отличаются и при равных затратах обеспечат получение разного количества дохода и прибыли.

При увеличении спроса на продукцию сельского хозяйства в хозяйственный оборот вовлечены худшие участки земли, с которых можно получить обычную прибыль, а на средних и лучших участках можно получить более высокую сумму дополнительной прибыли, которая впоследствии превращается в дифференциальную ренту.

Возникновение абсолютной ренты обусловлено наличием частной собственности на землю.

Источником образования этого вида ренты является превышение прибавочной стоимости над средней прибылью, образующейся в сельском хозяйстве по причине конкуренции между отраслями, более низкого ограниченного состава капитала, трудности перелива капитала из промышленных отраслей в отрасли сельского хозяйства. Также это происходит по причине приравнивания нормы прибыли по капиталу сельскохозяйственных производителей и общей нормы прибыли.

Разница, которая получается между стоимостью и ценой производства, представляют собой добавочную прибыль, которую необходимо передать в форме абсолютной ренты собственникам земли или государству. Получение абсолютной ренты возможно с любых участков, вне зависимости от их нахождения, качества и производительности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник

Земельные отношения (понятие и особенности). Земельные правоотношения, их классификация

Земельные отношения (понятие и особенности)

Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она — объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми , присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

    1. непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
    2. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
    3. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Земельные правоотношения

Земельные правоотношения — это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ дает легальное определение земельных отношений:

    • отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Элементы земельных правоотношений:

    1. субъекты правоотношения;
    2. объект правоотношения;
    3. содержание правоотношения (субъективные права и обязанности).

Субъекты земельных правоотношений — это участники земельных отношений, состав которых определен ст. 5 ЗК РФ и к которым относятся:

    • граждане,
    • юридические лица,
    • Российская Федерация,
    • субъекты Российской Федерации,
    • муниципальные образования.

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

    1. собственников земельных участков ;
    2. землепользователей — лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
    3. землевладельцев — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
    4. арендаторов земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
    5. обладателей сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления.

Объектами земельных отношений являются (с т. 6 ЗК РФ)

    • земля как природный объект и природный ресурс;
    • земельные участки;
    • части земельных участков.

Содержание земельных правоотношений — корреспондирующие права и обязан­ности их участников (совершающих свои действия в точном соответ­ствии с нормами права).

В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Классификация земельных правоотношений:

1) по основным институтам земельного права:

  • собственности на землю;
  • землепользования;
  • государственного земельного управления;
  • в области охраны земель;
  • юридической ответственности.

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок. Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель. Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации. Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации – правоотношения срочного и бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления. Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель. Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права. Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов. Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.

2) по признаку основного хозяйственного назначения земель ( ст. 7 ЗК РФ) различают правоотношения по поводу следующих категорий земель (мнемоправило по первым буквам — СНОП ЛВЗ) :

3) по их субъекту:

участниками этих отношений могут выступать граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

4) по функциональному назначению:

Регулятивные правоотношения — это такие урегулированные нормами земельного права земельные отношения, которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных (положительных) действий. Это обычные, чаще всего возникающие на практике земельные отношения, примеры которых уже приводились выше.

Правоохранительные правоотношения, в отличие от регулятивных, вызываются аномалией, отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Поэтому правоохранительные земельные отношения возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя законодательства.

5) по виду норм права — оснований для возникновения правоотношений:

    • материальные (возникают на основании норм материального права),
    • процессуальные (возникаюn на основании процессуальных норм).

Материальные правовые нормы — это те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например право на получение земельного участка, обязанность охранять плодородие угодий, не нарушать интересов соседних землепользователей и т.д. Соответствующие этим нормам земельные отношения называются материальными.

Процессуальные нормы устанавливают порядок действий субъектов правоотношений по реализации своих прав и обязанностей. Возникающие в связи с этим отношения признаются процессуальными.

6) по степени правомерности действий — оснований для возникновения правоотношений:

7) по степени взаимной обязанности их участников:

    • отношения равноправия (партнерские отношения — как правило, между теми или иными пользователями земли);
    • отношения подчиненности одной стороны другой.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector