ПСИХОЛОГИЯ

Эксперимент эша в психологии

В чем суть эксперимента Аша?

Соломон Аш целью своих экспериментов ставил изучение влияния большинства на отдельного человека и того, насколько легко этому влиянию поддаться.

Если описывать эксперимент коротко, то группе добровольцев (хотя на самом деле все, кроме одного были подсадными утками) демонстрировали картинку из набора из трёх линий разной длины, а также картинку с изображением линии-образца. А затем просили каждого участника оценить какая из этих линий равна по длине образцу. Причём все «пособники» экспериментатора были проинструктированы дать заведомо ложный ответ.

В результате выяснилось, что в серии из 12-ти подобных вопросов, 81% ничего не подозревающих добровольцев хотя бы один раз голосовали за выбор большинства, даже если он был совершенно нелепым.

Литература: Feliu, J. (2007). Influencia, conformidad y obediencia. Las paradojas del individuo social. Barcelona: UOC Universitat Oberta de Catalunya.

Соломон Аш целью своих экспериментов ставил изучение влияния большинства на отдельного человека и того, насколько легко этому влиянию поддаться.

Если описывать эксперимент коротко, то группе добровольцев (хотя на самом деле все, кроме одного были подсадными утками) демонстрировали картинку из набора из трёх линий разной длины, а также картинку с изображением линии-образца. А затем просили каждого участника оценить какая из этих линий равна по длине образцу. Причём все «пособники» экспериментатора были проинструктированы дать заведомо ложный ответ.

В результате выяснилось, что в серии из 12-ти подобных вопросов, 81% ничего не подозревающих добровольцев хотя бы один раз голосовали за выбор большинства, даже если он был совершенно нелепым.

Литература: Feliu, J. (2007). Influencia, conformidad y obediencia. Las paradojas del individuo social. Barcelona: UOC Universitat Oberta de Catalunya.

«,»good»:true,»id»:»90ef2ea7-af73-46a0-9203-6f0996a18f9a»,»invalidVerificationsCount»:null,»isThequestion»:null,»liked»:null,»negativeVotes»:0,»pendingModeration»:false,»plainText»:»Соломон Аш целью своих экспериментов ставил изучение влияния большинства на отдельного человека и того, насколько легко этому влиянию поддаться.\n\nЕсли описывать эксперимент коротко, то группе добровольцев (хотя на самом деле все, кроме одного были подсадными утками) демонстрировали картинку из набора из трёх линий разной длины, а также картинку с изображением линии-образца. А затем просили каждого участника оценить какая из этих линий равна по длине образцу. Причём все «пособники» экспериментатора были проинструктированы дать заведомо ложный ответ.\n\n\n\n\nВ результате выяснилось, что в серии из 12-ти подобных вопросов, 81% ничего не подозревающих добровольцев хотя бы один раз голосовали за выбор большинства, даже если он был совершенно нелепым.\n\nЛитература: Feliu, J. (2007). Influencia, conformidad y obediencia. Las paradojas del individuo social. Barcelona: UOC Universitat Oberta de Catalunya.»,»positiveVotes»:6,»quality»:4,»questionId»:»c399a73b-1182-46c1-893b-9c1cd45a0cca»,»repostsCount»:null,»subscribed»:false,»text»:» \n\nСоломон Аш целью своих экспериментов ставил изучение **влияния большинства** на отдельного человека и того, насколько легко этому влиянию поддаться.\n\n\n\nЕсли описывать эксперимент коротко, то группе добровольцев (хотя на самом деле все, кроме одного были подсадными утками) демонстрировали картинку из набора из трёх линий разной длины, а также картинку с изображением линии-образца. А затем просили каждого участника оценить какая из этих линий равна по длине образцу. Причём все «пособники» экспериментатора были проинструктированы дать заведомо ложный ответ.\n\n\n\n\n\n![Ash.png](https://avatars.mds.yandex.net/get-znatoki/1449939/2a00000170556b8c702a7bf826e3f183906f)\n\n\n\nВ результате выяснилось, что в серии из 12-ти подобных вопросов, 81% ничего не подозревающих добровольцев хотя бы один раз голосовали за выбор большинства, даже если он был совершенно нелепым.\n\n\n\nЛитература: Feliu, J. (2007). __Influencia, conformidad y obediencia. Las paradojas del individuo social.__ Barcelona: UOC Universitat Oberta de Catalunya.»,»updated»:»2020-02-17T23:12:04.515411+00:00″,»validVerificationsCount»:null,»viewsCount»:5716,»votes»:6,»type»:»answer»,»verifiedExperts»:null,»video»:null,»validVerifications»:null,»invalidVerifications»:null>,»3a040698-56d3-427a-b3ac-04ec89b3f058″:<"anonymous":false,"audienceLimitation":null,"author":"b31f9b0e-93aa-51fa-b91a-d4e002bc420a","banned":false,"commentsCount":0,"contextUserCanMakeComment":false,"created":"2020-02-18T13:02:27.974491+00:00","deleted":false,"editorChoice":false,"formattedText":"

Данное исследование было направлено на изучение группового конформизма. На подставную проверку зрения приглашали студентов-добровольцев. Каждый испытуемый находился отдельно в группе с семью актерами, чьи результаты не засчитывались для эксперимента. Испытуемым показывали карточку, на которой была изображена вертикальная линия. Затем им показывали вторую карточку, где было изображено три линии — участникам нужно было определить, какая из них более сильно соответствует по размеру линии с первой карточки. Мнение испытуемых спрашивали в самую последнюю очередь.

Данная процедура проводилась 18 раз. В первые 2 раза испытуемые студенты называли правильные ответы. Это было несложно, потому что линии на всех карточках были абсолюьтно одинаковыми. Но потом они начинали придерживаться заведомо неправильного варианта. 12 раз нескольким актерам в группе было сказано выбрать правильные варианты. Но, несмотря на это, испытуемые всё равно испытывали крайний дискомфорт, потому что их мнение не совпадало с мнением большинства.

В конечном счете, 3/4 студентов хотя бы раз не выступали против мнения большинства — они выбирали ложный вариант, несмотря на очевидное визуальное несоответствие линий. 37% всех ответов оказались неправильными, и только один студент из контрольной группы в тридцать пять человек ошибся всего лишь один раз. При этом, если участники группы расходились во мнениях или же когда независимых испытуемых в группе было двое, вероятность совершения ошибки снижалась в четыре раза.

Источник

Эксперимент Аша: что это, и как в него не попасть

Приступим к сути: вы наверняка хоть раз были в магазинчике рядом с домом и стояли в очереди, придумывая мысленно «лестные» эпитеты в сторону бабки, которая битый час выбирает, какой ей купить хлеб. После она стала проклинать продавщицу, что та пытается всучить ей плохой батон, и в результате уходит без покупки. Ушла — и хорошо! Но не так все просто: теперь каждый покупатель из очереди, хотевший купить хлеб, почему-то передумал и попросил поближе посмотреть его. Да и вы задумались, а вдруг бабка с опытом? Может, хлеб плохой?


Как к этому относится эксперимент Аша и чудное слово «конформизм»? Прямым образом! Бабка, может, и в маразме, но хлеб совсем свежий. Просто она подкинула «утку», что он несвежий. Вот и половина очереди теперь в сомнениях. Многие это спихнут на стадный инстинкт. Но в 1951 году известный психолог из Америки Соломон Аш провел исследование и смог доказать, что поведение каждой личности зависит от манеры поведения группы, в которой он состоит. Если кратко, то именно реакция бабки повлияла на мнение всей группы, а каждый индивид пошел на поводу ошибочного представления толпы.

Распланированный заговор или проявление стадного инстинкта?

Во время исследования Аша не было бабушки, хлеба. По мнению самого психолога, в его опыте принимали участие адекватные люди. Студенты пришли, чтобы проверить зрение. Аш обманул группу испытуемых, поскольку на самом деле проверять зрение никто не думал. Студентов разбили на несколько групп. Они составлялись определенным образом: группа помощников психолога и один человек, которого не посвятили в суть происходящего.

Чтобы проверить зрение, предлагали рассмотреть поочередно 2 картинки. На первой была нарисована одна вертикальная линия, на второй – 3 вертикальные линии, но они отличались по длине. Участникам из группы Соломона требовалось выбрать, какая линия на второй карточке соответствует по длине линии на первом изображении. Подсадные помощники психолога согласовано отвечали неправильно. Тот один, который не знал обо всем происходящем, давал ответ последним. Как считаете, настоящие испытуемые смогли верно определить длину линии или повторили существенно ошибочное мнение «стада»?

Группа студентов должна была правильно ответить на 18 вопросов. Иными словами, сравнить 18 изображений. Каждый раз правила менялись и оказывался тот, кто должен был выбрать верную пару картинок. С постепенным уменьшением интенсивности провокации в форме неверных ответов, более часто испытуемые смогли отобрать верную пару линий на картинках.

Сухие статистические данные, которые получили после завершения эксперимента психолога, указывают, что 3/4 (порядка 75%) испытуемых оказались жертвами стадного инстинкта, иными словами – повиновались мнению толпы.

Когда же всем участникам опроса давалась инструкция отвечать по-разному, то процентные показатели соотношения верных ответов и ошибок снижались в 3-4 раза.

В соответствии с радикальным третьим мнением и вариативными комбинациями верных-неверных ответов, условный процент ошибок снизился до 9%.

Конформность и исследование Аша: где между ними связь?

По окончанию своего исследования Соломон Аш написал для всего мира публикацию, в которой было описано, как конформизм способен влиять на группу людей. В ходе исследования удалось доказать, что перемены поведения или же мнения индивида могут быть спровоцированы реальным или воображаемым влиянием извне, которое оказывает посторонний человек или целая группа. В бытовой жизни данный феномен интерпретируется как приспособленчество. Для чего нужно отстаивать свое мнение? Когда мнение большинства не провоцирует негатива, вспышки критики или же осуждений, то, может, оно и есть верное?! Для чего отстаивать собственное мнение, стараться доказать свою правоту? Намного легче согласиться со «стадом», а после уже и самому поверить в правдивость ложного мнения.

Для чего же Аш проводил данный эксперимент остается только составлять предположения, но возьмите его результаты на вооружение. Стадный инстинкт применяется в формировании сознания. СМИ в разных формах – яркий пример того, где используются все методы воздействия на нашу психику. Не нужно отправляться в магазин за батоном, ведь бабуля во дворе – это меньшее зло, чем постоянная пропаганда всего по телевизору, навязывающего верное мнение, решение и даже мысли. В психологии это понимается под групповым подкреплением. Ведь все рады, все довольны, тогда и я отвечу, как все!

Думайте своей головой, не бойтесь доказывать свою точку зрения, разумеется, без кулачного боя и занимайтесь развитием своего мозга, чтобы он мог трезво оценить любую ситуацию. Избавляйтесь от стереотипного мышления. Научиться не поддаваться стадному инстинкту, авторитетным мнениям и стереотипам поможет курс Викиум «Критическое мышление«.

Источник

Психологические Эксперименты: Эксперимент Аша

Соломон Аш провел новаторское исследование, разработанное для доказательства того, что человек будет соответствовать стандарту, когда в этом есть необходимость. До него такие психологические эксперименты не проводил никто.

Испытуемые из числа студентов были приглашены, чтобы поучаствовать в эксперименте «по проверке зрения». На самом деле цель исследования была совсем другая. Каждый испытуемый располагался в аудитории вместе с семью такими же студентами. На самом деле эти семеро были подсадными актёрами. Затем группе демонстрировались две карточки; на одной из них была изображена вертикальная линия, а на другой – три другие линии, одна из которых совпадала по длине с первой. Всех участников просили определить, какая из трёх линий на второй карточке совпадает по длине с линией на первой. Участники по очереди высказывали своё мнение, при этом мнение испытуемого спрашивали в последнюю очередь. Всего было восемнадцать этапов. На первых двух этапах все подсадные участники называли правильные ответы. Но начиная с третьего, актёры начинали называть один и тот же ответ, но неправильный.

В итоге 75 % испытуемых подчинились заведомо ошибочному представлению большинства, по крайней мере, в одном вопросе.

После эксперимента участников спросили, почему они назвали неправильный ответ, если чётко видели правильный вариант. И некоторые из них ответили, что боялись насмешек со стороны остальных; а вот другие сказали, что они действительно сомневались в своём зрении.

Исследования Соломона Аша стали классикой в изучении конформизма ( conformis — «подобный», «сообразный»). Под ним понимают такое изменение в поведении человека и его мыслях, которое происходит в результате реального или воображаемого (т.е. нам кажется, что на нас кто-то давит) давления со стороны другого человека или группы лиц. Иначе говоря, речь о так называемом приспособлении к чужому мнению. Люди больше заботятся о том, чтобы быть такими же, как другие, чем о том, чтобы быть правыми.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector