Эксперимент лабораторный и естественный в психологии
«Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент».
материал
Реферат по психологии
На тему: «Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat._psihologiyaeksperiment._laboratornyy_i_estestvennyy_eksperiment._.docx | 126.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Образования Российской Федерации
«Московский педагогический государственный университет»
МПГУ Институт Детства
по дисциплине: «Психология»
на тему: «Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент».
студент 2курса, гр.2
Амирзадян Елизавета Н.
Тема: Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент.
[3] Эксперимент в психологии. [3.1] Различия экспериментов. [3.2] Основные особенности эксперимента. [4] Задача психологического эксперимента. [5] Виды психологического эксперимента. [6] Лабораторный эксперимент. [6.1] Инструктаж при лабораторном эксперименте. [6.2 ] Результаты лабораторного эксперимента. [6.3] Недостатки лабораторного эксперимента. [7] Метод естественного эксперимента. [7.1] Недостаток естественного эксперимента. [9] Список использованной литературы.Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы — устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования .
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, которые затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практической деятельности. Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.
Валидность – это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначального он и был создан.
Надежность — — свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.
Существуют различные классификации методов психологии. Но одним из основных методов научного исследования в психологии является эксперимент.
3.Эксперимент в психологии.
Эксперимент в (психологии)- (от лат. Experimentum – проба, опыт)- один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными
(факторами)и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильный поставленный Эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи между переменными.
3.1. Эксперименты различаются:
1) по характеру объекта и предмета исследования;
2) по специфике поставленной задачи;
3) по характеру экспериментальной ситуации;
4) по логической структуре доказательства гипотезы.
3.2. Основные особенности эксперимента .
Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключается в следующем.
- В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.
- Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.
- Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс.
Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.
- Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сама условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения.
4. Задача психологического эксперимента.
Задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать внутреннее психическое явление доступным объективному наблюдению. При этом исследуемое должно адекватно и однозначно проявляться во внешнем поведении, что достигается за счет целенаправленного контроля его возникновения и протекания.
С. Л. Рубинштейн писал: « Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной- единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных».
5. Виды психологического эксперимента.
По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента- лабораторный и естественный .
Лабораторный и естественный эксперимент отличается по степени осознания испытуемого своей роли «подопытного». В естественном эксперименте у испытуемого осознания этого факта нет, в лабораторном есть, что отражаются на получаемых результатах.
Первые экспериментальные исследования психических процессов (сначала – ощущений) были проведены в середине XIX в. М. Вебером и Г. Фехнером. Первые психологические лаборатории основали В. Вунд (в Германии), а позже – В. М. Бехтерев и Али- Карский (в России), М.М. Ланге (в украине).
6. Лабораторный эксперимент.
Лабораторный эксперимент- (от лат. Laborare работать, experimentum -опыт)- разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных.
Попытки проведения контролируемого эксперимента, как правило, приводят к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные, как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем такого эксперимента является правильное введение инструктажа в эксперимент.
6.1. Инструктаж при лабораторном эксперименте.
- объяснение целей эксперимента (для чего это предпринимается),
- объяснение задач испытуемых (что они должны делать),
- призыв к нормальному спокойному поведению «как всегда»
Особый тип экспериментального метода- предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями.
Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакцией, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже – при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). В лабораторном эксперименте почти всегда используются приборы и аппаратура. Так «детектор лжи» возник на основе аппарата, который фиксировал различные психофизиологические реакции испытуемого при предъявлении ему стимулов в виде списка слов, на которые он давал двигательный и словесный ответ, последний в виде возникшей ассоциации на слово-стимул. По показателям прибора исследователь мог отличить специфическое отношение испытуемого к предъявленным словам и установить эмоционально-нейтральные и значимые стимулы. Разработка полиграфа («детектору лжи») была предпринята, когда была установлена связь эмоционально значимых стимулов и события, также личностно значимого для индивида.
Лабораторный эксперимент имеет целый ряд преимуществ, что позволяет учитывать не только внешние действия и высказывания испытуемых, но и внутренние (скрытые) физиологические реакции: изменение электрических
потенциалов головного мозга, изменение деятельности сердца и кровеносных сосудов. Фиксация этих физиологических реакций, которые состоят в получении более точных результатов благодаря использованию специальных помещений, измерительной аппаратуры, тренажеров; возможность смоделировать условия, которые редко встречаются в повседневной жизни; достижении наибольшей точности регистрации действии исследуемых в сравнении с наблюдением и т.п.
6.2. Результаты лабораторного эксперимента.
Результаты лабораторного эксперимента всегда анализируются с учетом таких особенностей:
- искусственность экспериментальной ситуации;
- аналогичность и абстрактность процедуры эксперимента;
- усложняющий эффект влияния экспериментатора и ход и последствия эксперимента. Кроме этого, эксперимент всегда дополняется теми или иными методическими средствами, что дает возможность расширить исследовательскую плоскость эксперимента и поднять эффект исследования в целом.
6.3. Недостатки лабораторного эксперимента.
Однако наряду с достоинствами лабораторный эксперимент имеет и опреденленные недостатки . Наиболее существенный недостаток этого метода — его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам. Данный недостаток лабораторного эксперимента до известной степени устраняется при организации.
7. Метод естественного эксперимента.
Своеобразным вариантом эксперимента, представляет собой как бы промежуточная форма между наблюдением и экспериментом — метод естественного эксперимента .
Указанные недостатки лабораторного эксперимента в некоторой мере устраняются при организации естественного эксперимента. Впервые этот метод был предложен в 1910 г. А. Ф. Лазурским. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, например,
учебных занятий или игры. Зачастую созданная экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность их поведения. В других случаях (напр. при изменении методики преподавания, школьного оборудования, режима дня и т.п.) экспериментальная ситуация создается открыто, таким образом, что сами испытуемые делаются участниками ее создания. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получать в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых.
7.1. Недостаток естественного эксперимента.
Существенный недостаток естественного эксперимента – неизбежное наличие неконтролируемых помех, то есть факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено.
Сам А. Ф. Лазурский выразил суть естественного эксперимента следующим образом:
«При естественно-экспериментальном изучении личности мы не пользуемся искусственными приемами, не производим опытов в искусственных лабораторных условиях, не изолируем человека из обычной обстановки его жизни, а
экспериментируем естественными формами внешней среды. Мы исследуем личность самой жизнью и потому становятся доступными обследованию все влияния как личности на среду, так и среды на личность. Здесь эксперимент входит в жизнь. Мы исследуем не отдельные психические процессы, как это обычно делается (напр., память исследуют посредством заучивания бессмысленных слогов, внимание — вычеркиванием значков на таблицах), а исследуем и психические функции, и личность в целом».
— И так, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой – ни будь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.
— Под экспериментом понимается такой метод исследования, при котором создаются определенные условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения интересующих нас связи явлений.
-Результаты эксперимента в значительной мере зависят от организации, планирования и создания соответствующих условий для его проведения.
-Метод эксперимента является основным в психологии. Его преимущество перед другими методами состоит в том, что исследователь сам вызывает явления, которые его интересуют, а не ждет их появления. Метод эксперимента считается самым
надежным средством получения возможной информации. Различают две разновидности психологического эксперимента: естественный (он базируется на управлении поведением исследуемых в естественных условиях: создаются специальные экспериментальные условия, которые не понимают обычного
хода событий); и лабораторный (предусматривает проведение исследования в искусственных условиях, с использованием измерительной аппаратуры, приборов и другого экспериментального материала).
Использование эксперимента предусматривает соблюдение определенных требований: постановки цели; планирование; выдвижение гипотезы; выбор исследуемых.
Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент
Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института, кабинет, кабина грузовика и т. д. При использовании такого метода субъект исследования может и не знать того, что в данный момент проходит какое-то исследование. Это нужно для чистоты эксперимента, ведь когда человек не знает, что за ним наблюдают, он ведет себя естественно, раскованно и без смущения.
Примером естественного эксперимента может служить искусственно созданная ситуация пожара в больнице. Чтобы при реальных обстоятельствах весь персонал больницы знал, как себя вести, и сумел оказать необходимую помощь. Преимущество данного метода заключается в том, что все действия происходят в привычной рабочей обстановке, но при этом полученные результаты можно использовать при решении практических проблем. Но данный метод эксперимента обладает и отрицательными моментами: наличие неконтролируемых факторов, контроль за которыми просто невозможен, а также тот факт, что необходимо получать информацию в кратчайший срок, иначе произойдет нарушение производственного процесса.
Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать необходимые условия и позволяет неоднократно воспроизводить тот или иной эксперимент в одном и том же месте в тех же условиях. Применяют лабораторный эксперимент чаще всего для моделирования какой-либо ситуации или одного аспекта трудовой деятельности, тщательного анализа и исследований.
Для того чтобы провести лабораторный эксперимент на производстве, необходимо, чтобы психолог тщательно изучил трудовую деятельность субъекта в реальных условиях его труда. Психологу необходимо выделить ключевые моменты трудовой деятельности субъекта, выявить ее особенности и т. д. Для проведения эксперимента необходимо владеть точными сведениями, изучить все возможные ошибки, причины появления этих ошибок и пути решения. Как и естественный эксперимент, лабораторный имеет свои недостатки. Трудность заключается в том, что необходимо до малейших деталей разработать и искусственно создать ситуацию, а сам испытуемый находится в новой обстановке, он теряется, не может сосредоточиться, что значительным образом снижает эффективность и рациональность проведения эксперимента.
50. Хронометраж и «фотография» рабочего дня
В процессе наблюдения психолог получает всю необходимую информацию о проявлениях трудового поведения в различных ситуациях, о коммуникативных процессах, об условиях труда и т. д. Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж.
Хронометраж, как правило, служит для определения и анализа нормативов по труду и определения их длительности. Хронометрировать целесообразно вспомогательно-технические и логические операции — как ручные, так и машинно-ручные, относящиеся к оперативному или подготовительно-заключительному периоду.
Хронометраж применяют для того:
1) чтобы определить, а иногда и установить нормативы времени, которые необходимы для выполнения трудовых операций. В основном временные нормативы, установленные для выполнения определенного рода операций, зависят от степени сложности отдельных элементов;
2) чтобы провести проверку уже существующих документально нормативов времени и степени их выполнения в трудовой деятельности;
3) чтобы выявить, по какой причине происходит невыполнение установленных норм;
4) чтобы определить трудовые затраты, когда операции слишком кратковременны и иными методами зафиксировать их не удается.
Для проведения хронометража используют обычную или графическую форму хронокарты. Перед проведением хронометража психологу необходимо проинформировать работника и рассказать о задачах и целях предстоящего хронометража, постараться снять напряжение с работника.
«Фотография» рабочего дня представляет собой временную регистрацию всех совершенных работником трудовых действий в течение одного трудового дня: режим труда, время отдыха, вынужденная остановка работы и т. д. Для более полного и максимально точного наблюдения выполнять его следует поэтапно:
1) подготовка к наблюдению;
2) проведение наблюдения;
3) обработка данных наблюдения;
4) анализ результатов и подготовка мероприятий по совершенствованию организации труда или установлению норм и нормативов.
При подготовке к наблюдению изучаются следующие параметры:
1) технологический процесс, который выполняется администратором при выполнении им трудовых функций;
2) организация труда на рабочем месте;
3) порядок обслуживания;
4) технические характеристики, режимы работы. Все полученные данные фиксируются в специальном бланке, по которому в дальнейшем строится график, отражающий чередование работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношение функций и времени, требуемого на выполнение этих функций.