ПСИХОЛОГИЯ

Эксперимент метод в психологии виды

Эксперимент как основной метод психологического исследования. Виды эксперимента.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью. Лабораторный эксперимент.

Это самый распространенный и уважаемый в научной психологии эксперимент. В нем максимально строго можно управлять зависимыми и независимыми переменными.

· Естественный (полевой) эксперимент. Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора — нет.

· Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент.

Эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела. В зависимости от этапа исследования различают пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование) и собственно эксперимент.

Явные и скрытые эксперименты

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования, те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную), и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Наблюдение как метод исследования в психологии. Виды наблюдения.

30) Наблюдение как метод психологического исследования относится к группе эмпирических методов и выступает как вид исследовательской деятельности, направленной на получение определенных знаний о действительности, необходимых в данный момент времени. В отличие от эксперимента наблюдение характеризуется низкой степенью жесткости контроля условий. При использовании метода наблюдения в исследовании позволяет сохранить естественность условий для объекта наблюдения. Компоненты наблюдения: исследователь – человек, который использует метод наблюдения в своей исследовательской деятельности; наблюдатель – человек, который непосредственно ведет наблюдение и регистрирует его результаты; объект наблюдения – человек или группа людей, за которыми ведется наблюдение.

Внутренне наблюдение (интроспекция). Внутренне наблюдение предполагает, что исследователь является и наблюдателем, и объектом наблюдения. Исследователь изучает особенности психических явлений путем самонаблюдения за особенностями своего собственного поведения, за своими мыслями, переживаниями.

Внешнее наблюдение. При внешнем наблюдении наблюдатель и объект являются внешними по отношению друг к другу. Если наблюдатель является одновременно исследователем, то такой вид наблюдения называется внешним субъективным. Если наблюдатель и исследователь являются разными лицами, то такой вид наблюдения называется внешним объективным.

Включенное наблюдение – наблюдение, в котором наблюдатель на определенное время становится непосредственным участником деятельности объекта наблюдения и выступает для него в качестве партнера. Примером включенного наблюдения может служить позиция преподавателя, который ведет занятие со студентами, включаясь в их учебную деятельность, и не рассматривается ими как наблюдатель.

Источник

Вопрос 7. Метод эксперимента в психологии. Виды эксперимента.

Эксперимент в психологии – это особый опыт, который проводится в специальных условиях с целью получения новых знаний, путем вмешательства исследователя в жизни того, кто согласился на испытания. Это полноценное исследование, которое соответствует изменению некоторых факторов с целью проследить результаты изменений. В широком понимании метод эксперимента в психологии может включать в себя дополнительно опрос и тестирование.

Особенности эксперимента в психологии

Стоит отметить, что сами по себе наблюдение и эксперимент в психологии имеют значительные отличия от экспериментов в других областях науки. В данном случае всегда существует вероятность того, что в результате получится исследование вовсе не того объекта, который представлял собой конечную цель.

Например, когда химик изучает свойства вещества, он точно знает, с чем имеет дело. А вот психика человека не поддается конструктивным наблюдениям, и о деятельности ее судят исключительно по ее проявлениям. Т.е. реакцию психики предугадать невозможно. Например, экспериментатор хочет узнать, как влияет на психику свечение того или иного оттенка, а психика испытуемые реагирует не на это, а на личное отношение к экспериментатору. Именно поэтому само понятие эксперимента в психологии очень сложно и многогранно.

Виды эксперимента в психологии

Сам по себе такой метод исследования в психологии, как эксперимент, подразделяется на лабораторные, естественные и формирующие эксперименты. Роме этого, возможно подразделение на пилотажное исследование (первичное) и собственно эксперимент. Они могут быть как явными, так и со скрытой целью. Рассмотрим их все.

По способу проведения различают следующие типы экспериментов в психологии:

лабораторный эксперимент. Это наиболее престижный, уважаемые, и вместе с тем распространенный вид эксперимента. В нем доступно максимально точное управление переменными — как зависимыми, так и независимыми.

естественный (полевой) эксперимент. Это самый необычный эксперимент, поскольку он проводится в обычной жизни. Т.е. по факту практически никаких перемен не происходит, и экспериментатор практически не вмешивается, но в то же время наблюдение проходит.

формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. В данном случае человек или группа людей принимают участие в обучении с целью формировании неких навыков или качеств. В данном случае, если результат оказывается сформирован, нет необходимости гадать, почему произошли перемены – эксперимент считается успешным.

Кроме этого, существует деление на явные и скрытые эксперименты. Это влияет на уровень осознанности эксперимента со стороны испытуемого.

Явный эксперимент — испытуемому даны исчерпывающие сведения обо всех целях и задачах, которые ставит перед собой данное исследование.

Промежуточный вариант – испытуемому дается лишь какая-то необходимая часть информации, другая же часть либо утаивается, либо искажается.

Скрытый эксперимент — испытуемому неизвестно зачастую не только о целях эксперимента, но и вообще о самом его факте.

Таким образом, исследования проводятся самыми разными способами. Одни из них наиболее пригодны для изучения поведения взрослых людей, иные идеальны для рассмотрения особенностей детей. Кстати, именно на детской аудитории чаще всего приводятся скрытые эксперименты, поскольку дети нередко склонны замыкаться и менять свое поведение, если им сообщить все напрямую. Таким образом, скрытый эксперимент не является чем-то из области обмана – это необходимая мера для получения адекватных результатов. Вопрос 8. Вспомогательные методы психологии: опрос, анкетирование, беседа, биографический метод, изучение продуктов деятельности, метод текстов.

Опрос может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

Беседа — один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест.

При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

строиться по заранее продуманному плану;

проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер

свободного диалога, а не допроса;

исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

Анкетирование — наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.

При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.

Для повышения уровня достоверности данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных.

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

Метод анализа продуктов деятельности.

Результаты деятельности людей – это созданные ими книги, картины, архитектурные проекты, изобретения и т.п. По ним можно судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенную в эту деятельность психических процессах и качествах. Анализ продуктов деятельности имеет большое значение и для науки и для практики. Так школьный психолог, к которому родители или учитель обращаются по поводу неуспеваемости ученик, может получить ценную информацию из тетрадей школьника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет сочинения. Сделанные им выводы могут быть ценным дополнением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами. Наиболее важное значение имеет результат самостоятельной деятельности детей, особенно рисунки, созданные ребенком по замыслу. Так, детские рисунки послужили многим исследователям материалом для выводов о разных сторонах психического развития ребенка. В них выражаются особенности восприятия детей и складывающихся у них представлений об изображаемых предметах. Например, по рисункам можно видеть, какую роль в образовании представлений о предметах играют собственные действия ребенка с этими предметами: обычно в рисунках подчеркиваются те особенности, с которыми ребенок познакомился в процессе действия. Детские рисунки дают возможность в известной мере судить и об уровне умственного развития их авторов. Изучение результатов деятельности не показывает, как ребенок разработал над получением того или иного продукта. Следовательно, продукты деятельности дают достаточно достоверный материал в том случае, если их изучение сочетается с наблюдением за процессом их создания.

Источник

Метод эксперимента в психологии

Получите помощь лучших авторов по вашей теме

Метод эксперимента в психологии — что это за подход

Метод эксперимента в психологии — метод, который используется для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

При проведении такого рода опыта необходимо соблюдение строгой логики доказательства и использование достоверных фактов в качестве основы.

Проведение эксперимента заключается в создании некоторой искусственной ситуации. Исходя из этого в последствии можно выделить причины изучаемых явлений, оценить и проконтролировать следствия этих причин, а также понять связь между явлениями, которые исследуются при проведении опыта. Методика включает в себя систему способов и приемов, которые нужны для осуществления эффективного экспериментального исследования.

Экспериментальная психология не является отдельным видом психологии, а представляет собой общий методологический подход, находящий применение в разных областях психологической науки. Данные, полученные в ходе опыта, используются для конструирования не только общей психологии, но и специальных отраслей науки:

  • психофизиология;
  • инженерная психология;
  • возрастная психология;
  • клиническая психология;
  • психология управления.

Главной задачей эксперимента в психологии является превращение внутреннего психологического явления или процесса в доступный объективному наблюдению. В таких случаях необходимо достичь адекватного и однозначного проявления явления во внешнем поведении. Это возможно благодаря тщательному контролю условий возникновения и протекания этого явления.

Структура эксперимента в психологии выглядит следующим образом:

  • испытуемый (группа или объект);
  • экспериментатор (исследователь);
  • стимуляция (способ воздействия на участника, который выбрал исследователь);
  • ответ на стимуляцию от испытуемого (его реакция);
  • условия опыта (все, что может дополнительно повлиять на поведение объекта).

На какие типы делится метод эксперимента

Эксперименты подразделяются на несколько видов на основе разных характеристик.

  1. Лабораторный эксперимент проводят в специализированных условиях. В данном случае на объект исследования происходит целенаправленное и плавное воздействие на объект изучения со стороны исследователя. Главное преимущество лабораторного исследования заключается в строгом контроле над участниками и использование специализированной аппаратуры для измерений показателей. Однако, перенос полученных данных на реальные условия нередко создает трудности при таком типе экспериментов. Трудности связаны с тем, что при лабораторном варианте испытуемый осознает свое участие в нем, что может повлечь за собой мотивационные искажения.
  2. Естественный эксперимент имеет место в реальных условиях. Преимущество этого метода заключается в том, что изучение объекта происходит в обыденной жизни, благодаря чему перенос данных на реальность происходит легко. Испытуемых не всегда информируют о том, что они участвуют в опыте, что исключает мотивационные искажения. Недостатком такого формата является невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения.
  3. Полевой эксперимент схож по своей схеме с естественным, однако, допускает использование аппаратуры для регистрации данных, а участников информируют об их участии в исследовании. При этом знакомая обстановка положительно сказывается на уровне искажений, значительно его снижая.

Существуют и другие классификации экспериментов. Исходя из цели исследования, различаются:

Характер влияния определяет эксперименты как:

Возможность влияния разделяет на спровоцированный и эксперимент, на который ссылаются.

Что является отличительной особенностью

Отличительные особенности эксперимента в области психологии позволяют рассматривать его обособленно от экспериментального метода исследования в других науках. Эти особенности заключаются в следующем:

  1. Психика человека как конструкт не поддается объективному наблюдению, ее деятельность становится очевидной только при ее проявлениях, например, при определенном поведении.
  2. В ходе изучения психических процессов не предполагается возможным выделить какой-то один из них, потому что любой раздражитель воздействует на психику в целом.
  3. При проведении опытов с участием людей неизбежно динамическое взаимодействие испытуемого и экспериментатора.
  4. При некоторых воздействиях испытуемый имеет инструкции, которые не предполагаются в случае естественнонаучных опытов.

Возможности и ограничения эксперимента как метода

Выделяются следующие возможности эксперимента как метода исследования:

  • выбор момента начала события;
  • повторение изучаемого события;
  • сознательная манипуляция переменными, которая позволяет изменять результаты.

В то же время существуют ограничения, которыми сопровождается эксперимент:

  • субъект-субъектное отношение, нарушающее научные правила;
  • психика отличается спонтанностью, непостоянством и уникальностью;
  • психика является сложным объектом для исследования;
  • этические ограничения — изучение некоторых проблем экспериментальным путем может быть расценено как аморальное или нести риск для испытуемых;
  • все участники эксперимента должны быть заранее проинформированы об аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие.

Пример использования эксперимента

Один из наиболее известных исследований в этой области — это Стэндфордский тюремный эксперимент, проведенный американским психологом Филиппом Зимбардо в 1971 году.

Опыт был направлен на изучение реакции людей на условия тюремного заключения, ограничение свободы, а также то, как на них влияет навязанная социальная роль. Спонсором исследования стали военно-морской флот США. Им важно было понять источники конфликтов в морской пехоте, а также исправительных учреждениях ВМФ.

Испытуемых мужчин разделили на «заключенных» и «охранников». Участники эксперимента быстро вжились в роль, что спровоцировало появление опасных ситуаций в импровизированной тюрьме. Группа, назначенная охранниками, сама выбрала себе форму и дубинки, а также ее участники носили очки, скрывающие глаза. В отличие от заключенных им было позволено уходить домой на выходные и работать по сменам.

Все вышло из-под контроля очень быстро. Треть группы «охранников» проявила садистские наклонности, издеваясь и мучая «заключенных», а «заключенные» получили моральные травмы. Участникам было отказано в праве покинуть исследование. Эксперимент пришлось завершить раньше назначенного времени — шесть дней вместо двух недель.

В результате эксперимента были сделаны выводы о том, насколько восприимчивы и покорны люди в случаях, когда идеология, поддерживаемая обществом и государством, оправдывает их поступки. Исследование также называют иллюстрацией к теории когнитивного диссонанса и влияния власти авторитетов. Результаты эксперимента применяются для демонстрации преимущества влияния ситуативных факторов поведения человека против личностных.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector