ПСИХОЛОГИЯ

Экспериментальная парадигма в психологии

Экспериментальная парадигма в психологии

Что такое норма исследования? На этот вопрос можно ответить, обратившись к понятию » нормальная наука», которое было предложено Т.Куном. Он выделяет два разных состояния науки, революционную фазу и фазу «нормальной науки»: «»Нормальная наука» означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений. В наши дни такие достижения излагаются, хотя и редко, в их первоначальной форме, учебниками — элементарного или повышенного типа». С понятием «нормальная наука» связано понятие «парадигма». Парадигма — это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это — правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой.

Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. В научной психологии становление парадигмы определено работами В.Вундта и его научной школы. Взяв за образец естественно-научный эксперимент, психологи конца XIX — начала XX в. перенесли основные требования к экспериментальному методу на почву психологии. И до сих пор, какие бы претензии ни выдвигались критиками лабораторного эксперимента, на принципы организации естественно-научного исследования ориентируются психологи, если они стремятся быть научными работниками. На основе этих принципов проводятся диссертационные исследования, пишутся научные отчеты, статьи и монографии.

Огромный вклад в развитие современной научной методологии середины и конца XX в. внесли К.Поппер, И.Лакатос, П.Файерабенд, П.Холтон и ряд других выдающихся философов и ученых. Они основывались на анализе развития нужного знания и реальной деятельности исследователей. Особое внимание на их взгляды оказала революция в естествознании, затронувшая математику, физику, химию, биологию, психологию и другие фундаментальные науки. Изменился сам подход к науке и жизни в науке. В XIX в. ученый, обнаружив факт, закономерность, создав теорию, мог в течение жизни отстаивать ее от критических нападок и наполнять ею умы студентов с кафедры — наука не очень-то отличалась от философии, — надеясь на истинность и неопровержимость своих взглядов. Отсюда — принцип верифицируемости, фактической подтверждаемое теории, выдвинутый О.Контом. В XX в. на протяжении жизни одного поколения научные взгляды на реальность менялись кардинально. Старые теории опровергались наблюдением и экспериментом. Ученый в течение активной научной жизни мог для объяснения экспериментальных данных, полученных коллегами, выдвигать последовательно ряд теорий, отвергающих друг друга! Он перестал отождествлять себя со своей идеей, «паранойяльная» установка оказалась неэффективной и была отвергнута.Теория уже не считалась сверхценностью и превратилась во временный инструмент, который как резец или фрезу можно затачивать, но; в конце концов он подлежит замене.

Источник

5. Экспериментальные парадигмы

Парадигмой в экспериментальной психологии называется модель или образец, которые ученый использует для организации экспе­римента.

В этом разделе мы введем пять экспериментальных пара­дигм и методов контроля.

План со случайным набором групп.

План с попарной группировкой испытуемых.

План с повторными измерениями.

План повторных измерений со сбалансированной (уравновешен­ной) последовательностью (repeated measure).

Некоторые из этих парадигм и способов контроля будут подроб­но обсуждаться в последующих темах.

А сейчас мы обратимся к пяти способам планирования на отдель­ном примере. Представьте, что экспериментаторы хотят узнать, как цвет вина влияет на его предпочтения потребителями. Ученые раз­работали устройство, которое может изменить цвет вина, не влияя на его вкус. В эксперименте используется вино натурального цве­та — темно-рубинового, который может быть изменен на глубокий зеленый. Зависимой переменной является оценка предпочтений по 5-балльной шкале, независимая переменная — цвет вина. Так как удовольствие от употребления — не четкий термин, важно, чтобы исследователи определили этот термин, включив туда все важные характеристики вина. Например, одно из определений может включать вкус, букет и цвет как важные особенности.

Табличка (см. ниже) показывает, что даже этот простой экспе­римент бросает исследователю сразу вызов в нескольких аспектах из разряда проблем планирования.

*необходимость учесть температуру вина (которая должна сохраняться постоянной),

*осве­щение (оно не должно быть ни слишком тусклым, чтобы можно было рассмотреть вино, ни слишком ярким),

*последовательность (пробование одного вина первым может оказать влияние на оценку последующих вин),

*опыт пробующего (вино с изысканным буке­том, вероятно, сложнее оценить, чем «дешевку») и

*окружающая обстановка (пробование должно быть проведено скорее индивиду­альным образом, чем в группах, где давление остальных участни­ков может оказать влияние на оценку отдельной личности).

Такой эксперимент может быть проведен несколькими способами.

План с независимыми испытаниями (выборками): модель 1

В этой парадигме, названной план с независимыми испытаниями (выборками) или межгрупповой план (модель 1), одна группа получа­ла искусственно подкрашенное вино (экспериментальная группа), в то время как другая группа получала вино естественных цветов (контрольная группа). В этом плане исследования подразумевает­ся, что испытуемые из одной группы будут тестироваться независи­мо от испытуемых из другой группы. Выборка испытуемых для этого эксперимента состояла из 16 университетских студентов в возрасте от 21 до 30 лет. Четких правил о размере выборки нет, но считается, что достаточно и 8 студентов (или 8 наблюдений) для экспери­ментов такого рода (хотя лучше было бы пригласить как минимум вдвое больше испытуемых). Испытуемые были случайным образом распределены по двум группам. Каждый из 16 человек попадал либо в контрольную, либо в экспериментальную группу: использовался план с рандомизированными выборками (план со случайным набором испытуемых). Для удобства мы обозначили испытуемых S1, S2, S3. S16. Систематизацию этой процедуры можно представить сле­дующим образом (см. модель 1).

В этом эксперименте мы заполнили таблицы воображаемыми данными, подобными реальным экспериментальным. Такие дан­ные могут быть в дальнейшем проанализированы при помощи

t-критерия Стьюдента. Рассматривание «сырых» данных иногда оча­ровывает нас: они ощутимо позволяют понять, что на самом деле делает и думает каждый испытуемый; но таким сведениям не хватает математической точности. Статистический анализ может показать нам, были ли различия между группами статистически значимыми. В то время как поначалу, глядя на сырые данные, можно счесть, что зеленое вино показалось испытуемым «гадостью», психологи-экспериментаторы используют гораздо более осторожный язык. Сначала нужно доказать, что весьма мала вероятность (например, менее чем 1 из 100) того, что различия между этими двумя группа­ми случайны. Затем можно сделать осторожное, хотя и очень прав­доподобное заключение, что натуральный рубиновый цвет предпо­читается аналогичному вину, искусственно окрашенному в зеленый цвет. Причины этого предпочтения могут быть культурно обуслов­лены, и обычно на этой базе будут сделаны и дальнейшие выводы. Эта парадигма является общей для психологического экспери­мента. И если выборка является большой и статистически ре­презентативной, экспериментатор может принять допущение, что субъектные переменные, влияющие на результат, равным образом представлены в двух группах благодаря случайному распределению испытуемых.

Источник

Экспериментальные парадигмы

Парадигмой в экспериментальной психологии называется модель или образец, которые ученый использует для организации эксперимента. В этой статье мы выделим пять экспериментальных парадигм и методов контроля.

  • План со случайным набором групп.
  • План с попарной группировкой испытуемых.
  • План с повторными измерениями.
  • План повторных измерений со сбалансированной (уравновешенной) последовательностью (repeated measure).
  • Факторный план.

А сейчас мы обратимся к пяти способам планирования на отдельном примере. Представьте, что экспериментаторы хотят узнать, как цвет вина влияет на его предпочтения потребителями. Ученые разработали устройство, которое может изменить цвет вина, не влияя на его вкус. В эксперименте используется вино натурального цвета – темно-рубинового, который может быть изменен на глубокий зеленый.

Зависимой переменной является оценка предпочтений по 5-балльной шкале и лечение алкоголизма за рубежом, независимая переменная – цвет вина. Так как удовольствие от употребления – нечеткий термин, важно, чтобы исследователи определили этот термин, включив туда все важные характеристики вина. Например, одно из определений может включать вкус, букет и цвет как важные особенности.

Даже этот простой эксперимент бросает исследователю вызов сразу в нескольких аспектах из разряда проблем планирования. В них входят необходимость учесть температуру вина (которая должна сохраняться постоянной), освещение (оно не должно быть ни слишком тусклым, чтобы можно было рассмотреть вино, ни слишком ярким), последовательность (пробование одного вина первым может оказать влияние на оценку последующих вин), опыт пробующего (вино с изысканным букетом, вероятно, сложнее оценить, чем «дешевку») и окружающая обстановка (пробование должно быть проведено скорее индивидуальным образом, чем в группах, где давление остальных участников может оказать влияние на оценку отдельной личности). Такой эксперимент может быть проведен несколькими способами.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector