Экспериментальная психология это наука характеризующаяся изучением
Информационный портал
Экспериментальная психология
Экспериментальная психология
Экспериментальная психология – раздел психологии, изучающий и обобщающий методологические основы проведения психологических исследований. В более узком смысле, экспериментальная психология – это наука о психологическом эксперименте.
Цель экспериментальной психологии – исследование психики экспериментальными способами.
Задачи экспериментальной психологии:
- исследование принципов организации научных знаний;
- разработка условий к эксперименту;
- изучение методов эксперимента;
- исследования причин формирования ошибочных выводов экспериментов (артефактов);
- создание плана эксперимента.
Объектом является непосредственно психологический эксперимент и прочие объективные методы психологического исследования, а предметом – его законы и закономерности.
Имена экспериментальной психологии
Фундамент экспериментальной психологии был заложен немецкими учеными-физиологами в 19 веке. Именно их работы способствовали признанию психологии наукой. Основоположником экспериментальной психологии одни называют Гюстава Фехнера, другие – Эрнста Вебера.
Г.Гельмгольц (1821-1894 гг, Германия) – этот физиолог и физик заложил основы экспериментальной психологии. Он изучил физиологию восприятия, измерил скорость передачи нервного импульса. В целом, он во многом способствовал появлению у психологии эмперической доказательной базы.
Э.Вебер (1795-1878 гг, Германия) – физиолог, его основным интересом стала физиология ощущений, чувств – он ставил эксперименты по чувствительности мышц и кожи. Доказал наличие двухточечного порога: до какого-то расстояния между касаниями два воздействия на кожу воспринимаются как одно. Ставил эксперименты по способности различить вес предметов, выяснил, что вес двух предметов должен различаться на 1/40, чтобы испытуемый смог почувствовать разницу при их поднятии.
Г.Фехнер (1801-1887, Германия) – физиолог и психолог, обнаружил логарифмическое соотношение между интенсивностью ощущения и физиологического раздражителя, названное в последствие «законом Фехнера». Также уделял внимание психологии восприятия искусства, эстетики.
В.Вундт (1832-1920, Германия) – физиолог, психолог, языковед, основатель первой в истории психологической лаборатории. Ставил эксперименты по психологии сознания и восприятия, а также высших психологических процессов – например, речи, языка.
Э.Эббингауз (1850-1909 гг, Германия) – проводил эксперименты с памятью. Он стремился выяснить закономерности запоминания, создать технику заучивания. Сам того не подозревая, он доказал наличие краткосрочной и долговременной памяти.
Ф.Гальтон (1822-1911 гг, Англия) – эксцентричный человек, путешественник, в какой-то момент заинтересовавшийся психологией и психометрией, создавший систему тестов, ряд приборов для измерения психических реакций. Интересовался широчайшим кругом вопросов, к примеру, первым выяснил, что отпечатки пальцев индивидуальны.
Важным для экспериментальной психологии стало создание системы тестов. Дж.Кеттел, А.Бине, К.Спирмен занимались разработкой разнообразных психологических видов тестирования. На сегодня тесты могут быть групповыми или индивидуальными, личностными (например, для определения темперамента или уровня интеллекта), объективными, проективными (с ответом в свободной форме).
Основные понятия экспериментальной психологии
Для экспериментальной психологии характерен ряд специфических терминов:
- Валидность – адекватность выбора методики и пригодность результатов экспериментов.
- Выборка – при обширности объекта исследования (например, все матери-одиночки, все слепые люди и подобное) выбираются наиболее репрезентативные представители группы, эксперимент ставится на них. Подразумевается, что выводы будут верными и для прочих членов группы.
- Психологический эксперимент – опыт, проводящийся в определенных условиях, для получения знаний о психике. Он может быть констатирующим (экспериментатор не влияет на подопытного), формирующим (учёный влияет на участника), патопсихологическим (цель – исследование собственно методов эксперимента).
- Безупречный эксперимент – модель, эталон эксперимента.
- Психометрия – раздел психодиагностики, стремится измерить свойства психики – способности, скорость мышления и проч. Создает различные тесты, используемые в психологической психологии.
Экспериментальная психология – очень спорный раздел науки. Ряд ученых настаивает на несостоятельности любых видов лабораторных экспериментов над психикой, так как само нахождение в лабораторных условиях является неестественными условиями для человека, и, соответственно влияет на чистоту исследования. Ученые с противоположным мнением говорят о невозможности изучения психики без эксперимента, поскольку опыты – составляющая исследований любой науки. Компромиссное мнение сводится к тому, что экспериментальный подход вполне применим для изучения низших уровней психологической организации (физиологического, психофизиологического), но его эффективность стремится к нулю, когда дело касается более высоких уровней (личности, индивидуальности).
Сегодня экспериментальная психология изучает психологические функции: ощущения, восприятие, скорость реакции, объем памяти (кратковременной и долгосрочной). Психологический эксперимент применяется во многих отраслях: педагогике, подборе персонала, подготовки военных, спортсменов, космонавтов.
Критерии оценки результатов тестирования по курсу «Общая психология»
Кол-во баллов | Результативность (% правильных ответов) | Отметка |
от 18 до 20 | от 100 до 86 % | 5 |
от 15 до 17 | от 85 до 70 % | 4 |
от 10 до 14 | от 69 до 51 % | 3 |
менее 10 | менее 50 % | 2 |
Экспериментальная психология
Автор | Двоеглазова М.Ю., ст.преподаватель; Синкевич И.А., к.п.н., доцент |
Цель | Проверка остаточных знаний |
Продолжительность тестирования | 90 минут |
Кол-во вариантов | 2 |
Специфика задания | ВО (задание с выбором одного ответа) |
Вариант 1
1. Экспериментальная психология- это наука, характеризующаяся изучением:
А) специфики экспериментального исследования | Б) методов психологического исследования |
В) системы методов и методик, применяемых в исследованиях | Г) все утверждения верны |
2. Способ познания научной истины, основанный на научном методе:
А) прикладное исследование | Б) научное исследование |
В) поисковое исследование | Г) реальное исследование |
3. Научное исследование, направленное на познание реальности без учета практического эффекта от применения полученных знаний:
А) монодисциплинарное | Б) однофакторное |
В) прикладное | Г) фундаментальное |
4. Научное исследование, проводящееся с целью опровержения существующих теорий, моделей, гипотез — это:
А) поисковое | Б) критическое |
В) уточняющее | Г) воспроизводящее |
5. Научное исследование, направленное на решение проблемы, которую данным методом никто ранее не пытался решить, — это:
6. Метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений, — это:
А) наблюдение | Б) эксперимент |
В) измерение | Г) тест |
7. Выберите признаки, не относящиеся к эксперименту:
А) активность исследователя (исследователь вызывает психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки гипотезы)
Б) заранее продуманная искусственная ситуация
В) пассивность испытуемого
Г) совместная деятельность экспериментатора и испытуемого
8. Вид эксперимента, в ходе которого осуществляется активное становление изучаемого свойства, — это:
А) полевой | Б) лабораторный |
В) констатирующий | Г) формирующий |
9. Соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту) — это:
А) валидность | Б) надежность |
В) репрезентативность | Г) стабильность |
10. Выберите правильное определение гипотезы:
А) конкретизация теоретического предположения в терминах зависимой, независимой и дополнительной переменных
Б) научно обоснованное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения
В) предположение, направленное на экспериментальное подтверждение или опровержение наличия причинно-следственных связей между переменными
Г) все утверждения верны
11. Процедура установления взаимнооднозначного соответствия между множеством объектов (состояний) и множеством символов (чисел), вид исследования, в процессе которого исследователь выявляет качественные и количественные характеристики объекта (множества объектов) с помощью внешних средств (приборов, тестов и пр.):
12. Вид гипотезы, характеризующийся следующими особенностями: 1). Независимая переменная не влияет на зависимую, 2). Различий между результатами сравниваемых групп нет, 3). Связь между параметрами незначима:
А) исследовательская гипотеза | Б) нуль-гипотеза |
В) генерализованная гипотеза | Г) объективная гипотеза |
13. Исследование, предваряющее новую серию, в ходе которого проверяется качество методики и плана, выявляются побочные переменные и уточняются экспериментальные гипотезы — это:
А) воспроизводящее исследование | Б) поисковое исследование |
В) пилотажное исследование | Г) уточняющее исследование |
14. Научно-практический метод психологического измерения, состоящий из конечной серии кратких заданий, направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний — это:
А) наблюдение | Б) эксперимент |
В) измерение | Г) тест |
15. Гипотеза экспериментального исследования, включающая в себя такое объяснение его результатов, которое отличается от объяснения, содержащегося в другой гипотезе, конкурирующее с ней и оспаривающее ее справедливость- это:
А) нуль-гипотеза | Б) статистическая гипотеза |
В) альтернативная гипотеза | Г) исследовательская гипотеза |
16. Усредненная оценка по данному тесту большой группы нормальных, здоровых людей определенного возраста и культуры, с ней сравнивают показатели отдельных людей, полученные путем их обследования по данному тесту:
А) норма теста | Б) валидность теста |
В) внешняя валидность теста | Г) внутренняя валидность теста |
17. Группа лиц или отдельный человек являющийся испытуемым в исследовании- это:
А) объект исследования | Б) предмет исследования |
В) субъект исследования | Г) цель исследования |
18. Сложный, требующий решения научный или практический вопрос, прежние попытки решения которого нельзя признать вполне удовлетворительными- это:
А) предмет исследования | Б) объект исследования |
В) проблема исследования | Г) цель исследования |
19. Вид исследования, предполагающий подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оценить исследования, посвященные избранной теме — это:
А) обзорно-аналитическое исследование | Б) обзорно-критическое исследование |
В) теоретическое | Г) эмпирическое |
20. Научное исследование, направленное на разработку, обоснование и проверку на практике по критериям надежности, валидности, точности и однозначности некоторой новой психодиагностической методики или создание методики, формирующей некоторое психологическое качество — это:
А) методологическое исследование | Б) обзорно-критическое исследование |
В) теоретическое исследование | Г) эмпирическо-объяснительное исследование |
Вариант 2
1. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
А) экспериментом | Б) контент-анализом |
В) наблюдением | Г) методом анализа продуктов деятельности |
2. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненоого пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:
А) пилотажным | Б) лонгитюдным |
В) сравнительным | Г) комплексным |
3. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
А) интроверсия | Б) интроекция |
В) интроспекция | Г) интроскопия |
4. Б.Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования :
А) к организационным методам | Б) к эмпирическим методам |
В) к способам обработки данных | Г) к интерпретационным методам |
5. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, — это:
А) наблюдение | Б) эксперимент |
В) тестирование | Г) самонаблюдение |
6. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним — это:
А) наблюдение | Б) эксперимент |
В) тестирование | Г) самонаблюдение |
7. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
А) контент-анализом | Б) анализом продуктов деятельности |
В) беседой | Г) экспериментом |
8. Основным для современным психогенетических исследований не является метод:
А) близнецовый | Б) приемных детей |
В) семейный | Г) интроспекции |
9. В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:
А) полевое | Б) сплошное |
В) систематическое | Г) дискретное |
10. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:
А) контент-анализом | Б) методом сравнения |
В) методом социальных единиц | Г) социометрией |
11. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:
А) У. Джемсом | Б) Г. Эббингаузом |
В) В. Вундтом | Г) Х. Вольфом |
12. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:
А) в 1850 г. | Б) в 1868 г. |
В) в 1879 г. | Г) в 1885 г. |
13. Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России известна:
А) с 1880 г. | Б) с 1883 г. |
В) с 1885 г. | Г) с 1889 г. |
14. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл:
А) И.М. Сеченов | Б) Г.И. Челпанов |
В) В.М. Бехтерев | Г) И.П. Павлов |
15. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
А) наблюдения | Б) эксперимента |
В) контент-анализа | Г) анализа продуктов деятельности |
16. С помощью экспериментального метода проверяются гипотезы о наличии:
А) явления | Б) связи между явлениями |
В) причинно-следственной связи между явлениями | Г) корреляции между явлениями |
17. Устанавливать наиболее общие математико-статистические закономерности позволяет:
А) контент-анализ | Б) анализ продуктов деятельности |
В) беседа | Г) эксперимент |
18. Автором естественного эксперимента является:
А) Р. Готтсданкер | Б) А.Ф. Лазурский |
В) Д. Кэмпбелл | Г) В. Вундт |
19. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика называется переменной:
А) независимой | Б) зависимой |
В) внешней | Г) побочной |
20. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:
А) валидности | Б) достоверности |
В) надежности | Г) репрезентативности |
Правильные варианты ответов
Вариант 1
Номер вопроса | Номер правильного ответа | Количество баллов | Номер вопроса | Номер правильного ответа | Количество баллов |
1 | Г | 1 | 11 | В | 1 |
2 | Б | 1 | 12 | Б | 1 |
3 | Г | 1 | 13 | В | 1 |
4 | Б | 1 | 14 | Г | 1 |
5 | А | 1 | 15 | В | 1 |
6 | Б | 1 | 16 | А | 1 |
7 | В | 1 | 17 | А | 1 |
8 | Г | 1 | 18 | В | 1 |
9 | А | 1 | 19 | А | 1 |
10 | Г | 1 | 20 | А | 1 |
Вариант 2
Номер вопроса | Номер правильного ответа | Количество баллов | Номер вопроса | Номер правильного ответа | Количество баллов |
1 | В | 1 | 11 | В | 1 |
2 | Б | 1 | 12 | В | 1 |
3 | В | 1 | 13 | В | 1 |
4 | А | 1 | 14 | В | 1 |
5 | В | 1 | 15 | Б | 1 |
6 | Г | 1 | 16 | В | 1 |
7 | Г | 1 | 17 | Г | 1 |
8 | Г | 1 | 18 | Б | 1 |
9 | А | 1 | 19 | А | 1 |
10 | Г | 1 | 20 | В | 1 |
Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 1472 ;