ПСИХОЛОГИЯ

Экспериментальная психология это наука изучающая

Информационный портал

Экспериментальная психология‎

Экспериментальная психология

Экспериментальная психология – раздел психологии, изучающий и обобщающий методологические основы проведения психологических исследований. В более узком смысле, экспериментальная психология – это наука о психологическом эксперименте.

Цель экспериментальной психологии – исследование психики экспериментальными способами.

Задачи экспериментальной психологии:
  • исследование принципов организации научных знаний;
  • разработка условий к эксперименту;
  • изучение методов эксперимента;
  • исследования причин формирования ошибочных выводов экспериментов (артефактов);
  • создание плана эксперимента.

Объектом является непосредственно психологический эксперимент и прочие объективные методы психологического исследования, а предметом – его законы и закономерности.

Имена экспериментальной психологии

Фундамент экспериментальной психологии был заложен немецкими учеными-физиологами в 19 веке. Именно их работы способствовали признанию психологии наукой. Основоположником экспериментальной психологии одни называют Гюстава Фехнера, другие – Эрнста Вебера.

Г.Гельмгольц (1821-1894 гг, Германия) – этот физиолог и физик заложил основы экспериментальной психологии. Он изучил физиологию восприятия, измерил скорость передачи нервного импульса. В целом, он во многом способствовал появлению у психологии эмперической доказательной базы.

Э.Вебер (1795-1878 гг, Германия) – физиолог, его основным интересом стала физиология ощущений, чувств – он ставил эксперименты по чувствительности мышц и кожи. Доказал наличие двухточечного порога: до какого-то расстояния между касаниями два воздействия на кожу воспринимаются как одно. Ставил эксперименты по способности различить вес предметов, выяснил, что вес двух предметов должен различаться на 1/40, чтобы испытуемый смог почувствовать разницу при их поднятии.

Г.Фехнер (1801-1887, Германия) – физиолог и психолог, обнаружил логарифмическое соотношение между интенсивностью ощущения и физиологического раздражителя, названное в последствие «законом Фехнера». Также уделял внимание психологии восприятия искусства, эстетики.

В.Вундт (1832-1920, Германия) – физиолог, психолог, языковед, основатель первой в истории психологической лаборатории. Ставил эксперименты по психологии сознания и восприятия, а также высших психологических процессов – например, речи, языка.

Э.Эббингауз (1850-1909 гг, Германия) – проводил эксперименты с памятью. Он стремился выяснить закономерности запоминания, создать технику заучивания. Сам того не подозревая, он доказал наличие краткосрочной и долговременной памяти.

Ф.Гальтон (1822-1911 гг, Англия) – эксцентричный человек, путешественник, в какой-то момент заинтересовавшийся психологией и психометрией, создавший систему тестов, ряд приборов для измерения психических реакций. Интересовался широчайшим кругом вопросов, к примеру, первым выяснил, что отпечатки пальцев индивидуальны.

Важным для экспериментальной психологии стало создание системы тестов. Дж.Кеттел, А.Бине, К.Спирмен занимались разработкой разнообразных психологических видов тестирования. На сегодня тесты могут быть групповыми или индивидуальными, личностными (например, для определения темперамента или уровня интеллекта), объективными, проективными (с ответом в свободной форме).

Основные понятия экспериментальной психологии

Для экспериментальной психологии характерен ряд специфических терминов:
  • Валидность – адекватность выбора методики и пригодность результатов экспериментов.
  • Выборка – при обширности объекта исследования (например, все матери-одиночки, все слепые люди и подобное) выбираются наиболее репрезентативные представители группы, эксперимент ставится на них. Подразумевается, что выводы будут верными и для прочих членов группы.
  • Психологический эксперимент – опыт, проводящийся в определенных условиях, для получения знаний о психике. Он может быть констатирующим (экспериментатор не влияет на подопытного), формирующим (учёный влияет на участника), патопсихологическим (цель – исследование собственно методов эксперимента).
  • Безупречный эксперимент – модель, эталон эксперимента.
  • Психометрия – раздел психодиагностики, стремится измерить свойства психики – способности, скорость мышления и проч. Создает различные тесты, используемые в психологической психологии.

Экспериментальная психология – очень спорный раздел науки. Ряд ученых настаивает на несостоятельности любых видов лабораторных экспериментов над психикой, так как само нахождение в лабораторных условиях является неестественными условиями для человека, и, соответственно влияет на чистоту исследования. Ученые с противоположным мнением говорят о невозможности изучения психики без эксперимента, поскольку опыты – составляющая исследований любой науки. Компромиссное мнение сводится к тому, что экспериментальный подход вполне применим для изучения низших уровней психологической организации (физиологического, психофизиологического), но его эффективность стремится к нулю, когда дело касается более высоких уровней (личности, индивидуальности).

Сегодня экспериментальная психология изучает психологические функции: ощущения, восприятие, скорость реакции, объем памяти (кратковременной и долгосрочной). Психологический эксперимент применяется во многих отраслях: педагогике, подборе персонала, подготовки военных, спортсменов, космонавтов.

Источник

Основы психогенетики, экспериментальная психология

Тема № 9
«Основы психогенетики, экспериментальная психология»

Ермолаев Андрей Алексеевич

Психология — наука о психической реальности, о том, как изучаемый объект ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует.
Для более глубокого понимания человеческой психики необходимо исследовать не только человека как личность, но и изучать психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких искусственных систем, как компьютеры.

В современном обществе все науки настолько переплетены между собой, что иногда не сразу и понимаешь какие направления к каким, относятся.

В наши дни психология успешно уживается с биологией, медициной, высокими технологиями в области компьютеризации и другими направлениями деятельности человека.
Современная психология подразделяется на два основных направления:
1.Фундаментальная психология.
2. Прикладная психология.

Кроме того, современная психология на данном этапе своего развития определяется не столько в соответствии с теоретическими представлениями той или иной школы или системы, сколько в терминах конкретных отдельных отраслей исследований, например, в таких как:
-Общая психология;
-Зоопсихология;
-Военная психология;
-Клиническая психология;
-Психология научения;
-Инженерная психология;
-и многие, многие другие направления.

Внутри каждой из этих отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.

В данной статье мы попробуем совсем кратко разобрать некоторые из разновидностей этой интересной и в тоже время сложной науки…
а именно:
-психогенетику;
-экспериментальную психологию.

Для полного понимания данного направления, основным трудом которым мы будем пользоваться это Учебник /И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000 «Психогенетика».

Некоторые краткие выдержки из данного учебника будут представлены в этой статье.
Но кроме обращения к данной статье мы будем использовать и другую литературу, при этом кратко и сжато стараясь описать данную тему.

Итак, поехали…
Психогенетика

Психогенетика — раздел психологии, использующий данные генетики и генеалогический метод.
Психогенетика — наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики.
Психогенетика (от греч. genetikos — относящийся к рождению, происхождению) — область знаний, пограничная между психологией и генетикой, предметом исследования в которой является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании психологических особенностей человека.

Предмет психогенетики — взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (функций когнитивных и двигательных, темперамента), происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании.

Предметом Психогенетики является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании.

Большинство работ в психогенетики посвящено тестовым исследованию межиндивидуальной вариативности высших психических функций.

Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики в значительной мере определяются наследственностью.
Основные задачи Психогенетики — выяснение механизмов, роли, особен¬ностей природной обусловленности неисчерпаемого разнообразия личностей, тех законов, которые лежат в основе такого разнообра¬зия.
Решение этих задач имеет не только научное, но и прак¬тическое значение.

Историю возникновения психогенетики условно можно разделить на пять этапов:

1.Разработка основных вариационно-статистических подходов.
2.Разработка основных методов психогенетики — близнецовый, приемных детей, методы корреляционного и регрессионного анализа, анализа путей и др.
3.Изучение роли наследственности и среды в индивидуальной вариативности интеллекта и психических заболеваний.
4.Совершенствование методологии психогенетики и поиск новых путей исследования.
5. Разработка проекта «Геном человека»

Основой возникновения психогенетики как науки послужила эволюционная теория Ч. Дарвина.
Автором первого научного исследования по психогенетике («Наследственность таланта» — (Hereditary Genius, 1869) и основоположником психогенетики считается Фрэнсис Гальтон.

1.На первом этапе (1865-1900-е годы) Ф. Гальтоном и его учеником К. Пирсоном были разработаны основные вариационно-статистические подходы к изучению наследственности количественных признаков человека (в том числе психологических).

2.На втором этапе (до конца 30-х годов XX столетия) совместными усилиями генетиков, психологов, математиков окончательно сформировались основные методы психогенетики — близнецовый, приемных детей, методы корреляционного и регрессионного анализа, анализа путей и др. С развитием психодиагностики в психогенетике началось накопление фактического материала.

3.Третий этап (до конца 60-х годов) характеризуется экстенсивным развитием. Идет накопление фактического материала.
Большое внимание уделяется изучению роли наследственности и среды в индивидуальной вариативности интеллекта и психических заболеваний.

4.На четвертом этапе (до конца 80-х годов) в психогенетике вновь большое внимание уделяется совершенствованию методологии науки и поиску новых путей исследования.
Совершенствование информационных технологий стимулировало применение методов компьютерного моделирования.
Доминирующими направлениями становятся изучение роли наследственности и среды в развитии, включая различные виды нарушений развития. Все более популярными становятся лонгитюдные исследования, более подробно анализируются различные аспекты средовых влияний.

5.Пятый этап (начиная с 90-х годов XX века по настоящий момент) совпадает с интенсивной разработкой проекта «Геном человека».

Что же такое Геном?

Геном — совокупность наследственного материала, заключённого в клетке любого живого организма.
Клетка живого организма элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов, о которых нередко говорят, как о неклеточных формах жизни), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию. Все ткани живых организмов либо, как многоклеточные животные, растения и грибы, состоят из множества клеток, либо, как многие простейшие и бактерии, являются одноклеточными организмами.

Геном содержит биологическую информацию, необходимую для построения и поддержания организма.
Большинство геномов, в том числе геном человека и геномы всех остальных клеточных форм жизни, построены из ДНК, однако некоторые вирусы имеют геномы из РНК.

Существует также и другое определение термина «геном», в котором под геномом понимают совокупность генетического материала гаплоидного набора хромосом данного вида.

Гаплоидный набор (греч. gaploos — одиночный, eidos — вид) — нормальное число хромосом в каждой гамете (у человека – 23, до недавнего времени считалось, что их 24).

Гаметы (от греч. ;;;;;; — жена, ;;;;;;; — муж) — репродуктивные клетки, имеющие гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвующие в гаметном, в частности, половом размножении.

Эукариоты (устар. эвкариоты; лат. Eukaryota от др.-греч. ;;- «хорошо; полностью» + ;;;;;; «орех; ядро»), или я;дерные — домен (надцарство) живых организмов, клетки которых содержат ядро.
Все организмы, кроме прокариота (бактерий и архей), являются ядерными.

Под геномом эукариотического организма в настоящее время понимают суммарную ДНК гаплоидного набора хромосом и каждого из внехромосомных генетических элементов, содержащуюся в отдельной клетке зародышевой линии многоклеточного организма. Геном эукариот избыточен.

Эукариотическая клетка содержит во много раз больше генов, чем прокариотическая.
В соматических клетках содержится удвоенное число хромосом — диплоидный набор (46 хромосом).

У других представителей животного и растительного мира число хромосом в соматических клетках может быть значительно больше (до 100 и более).

Хромосомы (др.-греч. ;;;;; — цвет и ;;;; — тело) — нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотическая клетки, в которых сосредоточена бо;льшая часть наследственной информации и которые предназначены для её хранения, реализации и передачи.

Простым языком можно определить, что хромосома — это носитель полной информации о всех потомках индивидуума.

Когда говорят о размерах генома эукариот, то подразумевают именно это определение генома, то есть размер эукариотического генома измеряют в парах нуклеотидов ДНК или пикограммах ДНК на гаплоидный геном.

Преобладающим направлением исследований в генетике является геномное, включающее поиск конкретных генов, связанных с регуляцией поведенческих характеристик («поведенческая геномика»).
Большое внимание уделяется также возможности коррекции генетических нарушений с помощью средовых воздействий («средовая инженерия»).

Современный этап развития психогенетики требует параллельного решения многих юридических, этических, социальных биологических медицинских вопросов в том числе и геномики.

Геномика — комплексная наука, изучающая геномы.
В конце 80-х годов XX века был заложен международный проект «Геном человека», призванный расшифровать нуклеотидные последовательности ДНК человека.
Генетика поведения в этом проекте явилась одним из важных направлений исследования.
В 2000 году усилиями ученых всего мира удалось «прочитать» геном человека.

Разделы геномики:
-структурная геномика — содержание и организация геномной информации;
-функциональная геномика — реализация информации, записанной в геноме, от гена — к признаку;
-сравнительная геномика — сравнительные исследования содержания и организации геномов разных организмов.
Итог структурной геномики — получение последовательности нуклеотидов (сиквенс от англ. sequence), которая представляла бы полностью каждую из хромосом с первого нуклеотида до последнего.

В настоящее время молекулярные исследования в психогенетике являются ведущими.

Благодаря этому психогенетика, опиравшаяся ранее лишь на вариационно-статистические методы, получила мощный методический аппарат для исследования глубинных механизмов наследования поведенческих и психологических характеристик человека.

Проект генома человека начат в 1990 г. Первая (черновая) версия последовательности нуклеотидов была закончена в 2000 г.

Конечная версия, которая больше не будет совершенствоваться (названная Build35), — закончена в 2004 г.

Последняя версия последовательности содержит 2,85 миллиардов пар нуклеотидов с 341 брешью, то есть в этих местах по каким-то причинам секвенировать геномную ДНК не удалось.

Секвенирование (sequencing) – это общее название методов, которые позволяют установить последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК.

В настоящее время нет ни одного метода секвенирования, который бы работал для молекулы ДНК целиком; все они устроены так: сначала готовится большое число небольших участков ДНК (клонируется молекула ДНК многократно и «разрезается» в случайных местах), а потом читается каждый участок по отдельности.

Дидезоксинуклеотидный метод, или метод «обрыва цепи», был разработан Ф. Сенгером в 1977 году и в настоящее время широко используется для определения нуклеотидной последовательности ДНК.

Секвенс покрывает около 99% той части генома человека, которая представлена в не компактизированной форме — эухроматине.
Аккуратность секвенса в конечной версии — 1 ошибка на 100 тысяч позиций подряд.
Еще точнее секвенировать весь геном уже никто не будет.
Геном отца отличается от генома матери примерно в 1 позиции на тысячу. Предсказанное число генов у человека считается 30-40 тысяч.

Генетика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться в России в 10-х годах XX столетия.

Первые психогенетические исследования в России были связаны с развитием евгенических идей.

В конце 20-х годов евгеническое направление теряет свою популярность.
Основным центром психогенетических исследований становится Медико-генетический институт в Москве, где начали проводиться широкомасштабные близнецовые исследования.

В связи с политическими репрессиями в СССР в конце 30-х годов отечественные исследования по психогенетике были прерваны вплоть до 1972 года.

В 1972 году в стенах старейшего в России Психологического института Российской академии образования была открыта первая самостоятельная лаборатория психогенетики под руководством И.В. Равич-Щербо.
В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики:
1) психофизиология генетическая — исследующая наследственные и средовые детерминанты активности биоэлектрической мозга;
2) генетика развития индивидуального.

Методические возможности психогенетики ограничены:
— невозможность произвольного экспериментирования, объект – человек;
— позднее наступление репродуктивного периода;
— малое число потомков.

Однако психогенетика пользуется достаточно профессиональными методами и применяет методы современной генетики.
Основными методами психогенетики являются:
— метод популяционный;
— метод генеалогический;
— метод приемных детей;
— метод близнецов.

1.Популяционный метод.
Популяция – совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени (большого числа поколений) населяющих определенное пространство, внутри которого практически осуществляется та или иная степень панмиксии (случайное, не зависящее от генотипа и фенотипа особей образование родительских пар) и нет заметных изоляционных барьеров.

Эта совокупность особей отделена от соседних таких же совокупностей особей данного вида той или иной степенью давления тех или иных форм изоляции.

Человек относится к одному из видов живых организмов, для него характерно образование определенных популяций.

Помимо биологических причин, на формирование человеческих популяций влияют и различные социальные факторы.

Человеческие популяции могут иметь различную численность.

Термин «популяция» можно применить к населению не только городов, но и целых стран.
Так, например, при развале СССР началась миграция различных слоев населения из одной страны в другую.
Также как пример, можно привести Москву и –Нью-Йорк.
Где ежедневно перемещается огромное количество людей различных наций и сообществ, которые населяют различные места не входящие в эти мегаполисы.

Замкнутые популяции носят название изолятов.
Изоляты — замкнутые популяции.
Приток внешних супругов не больше 1,5 – 2%.
Изоляты в человеческих популяциях могут встречаться не только в географически изолированных местностях, но и внутри крупных популяций, если какие-то группы людей, скажем, по религиозным или этническим причинам, не смешиваются с остальной популяцией.
Прообраз – группы людей, живущих со всеми, но не смешивающиеся с ними (касты в Индии).

В популяции существует изменчивость признаков, по типу изменчивости выделяют 2 вида признаков:
-Качественные признаки;
-Количественные признаки;

-Качественные признаки.
Качественные (дискретные) признаки встречаются в ограниченном числе вариантов, различия между индивидами четко выражены, и промежуточные формы отсутствуют.
Внешние условия относительно мало или почти совсем не влияют на их проявление.
К таким признакам относятся, например, группы крови у человека.

-Количественные признаки.
Количественные (континуальные) признаки обладают непрерывной изменчивостью, к ним относится основная масса поведенческих характеристик человека.

Любой количественный признак можно измерить и все требования к психологическим измерениям в генетике поведения остаются теми же, которым должны удовлетворять психодиагностические процедуры:
-надежность;
-валидность;
-репрезентативность.

Генетическая структура популяций – один из важнейших факторов, определяющих особенности передачи по наследству различных признаков.
Специфика изучаемой популяции должна учитываться при исследовании механизмов передачи по наследству любого признака человека.
Генетические изменения на популяционном уровне принято анализировать в рамках двух основных математических подходов
-Детерминистический подход
-Стохастический подход.

2.Генеалогический метод — это метод построения генеалогического дерева – метод сбора и анализа родословных.

Задачи метода:
-установление наследственного характера признака;
-определение типа наследования признака (аутосомный, сцепленный с полом, доминантный, рецессивный);
-выявление лиц, носителей;
-определение прогноза потомства.

«Он основан на простой логике: если какой-либо признак кодируется в генах, то, чем ближе родство (т.е. чем больше одинаковых генов), тем более похожими друг на друга по данному признаку должны быть эти люди.
Вот почему обязательное условие использования генеалогического метода — наличие родственников первой степени родства, образующих так называемую нуклеарную («ядерную») семью;
-к ним относятся пары родитель-потомок и сиблинг-сиблинг;
— они — и только они — имеют в среднем 50% общих генов.
Далее, с уменьшением степени родства, уменьшается доля общих генов, и, по схеме метода, должно снижаться сходство людей.

Чем больше поколений включает в себя генеалогическое древо и чем шире круг родственников, т.е. чем оно обширнее, тем надежнее должны быть получаемые результаты.

Для составления генеалогических древ существуют определенные правила и символы.

Человек, ради которого собирается родословная (например, обладающий какой-либо редкой способностью или, в медицинской генетике, предположительно наследственным заболеванием), называется пробандом.

Члены родословной располагаются, но поколениям-строкам, которые, в случае необходимости, обозначаются слева римскими цифрами:
-от предыдущих поколений — к более поздним;
-дети в каждой семье — слева направо по порядку рождения, они обозначаются либо номерами, либо годами жизни.
Для некоторых задач, например, психотерапевтических, кроме родственных отношений важно знать и типы диадических взаимоотношений; тогда на генеалогическом древе можно обозначить и их.

Такое изображение некоторые исследователи предлагают называть генограммой.

Генограмма — это формат для изображения семейного древа, которое регистрирует информацию о членах семьи и их связях по крайней мере в пределах трех поколений.
Генограмма изображает семейную информацию графически таким способом, который дает образ комплексного семейного паттерна и является дополнительным источником для предположения о том, как клиническая проблема может быть связана с семейным контекстом и с динамикой одного и другого по времени». Учебник «Психогенетика» /И. В. Равич-Щербо.

3.Метод приемных детей — сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.

С одной стороны, имеются достаточно жесткие ограничения метода:
-Юридические
-Психологические.
-Возможность не случайного распределения детей по семьям;
-Субъективные «легенды» о родных родителях/ усыновителях.

Однако не взирая на недостатки этот метод в психогенетике имеет и ряд преимуществ.
В первую очередь он является теоретически наиболее чистым методом, обладающим максимальной разрешающей способностью.

В исследование метода приемных детей включаются дети, максимально рано отданные на воспитание чужим людям – усыновителям, их биологические и приемные родители.

Одним из вариантов метода приемных детей – является исследование так называемых приемных (сводных) сиблингов, т.е. нескольких детей – не родственников, усыновленных одной семьей.

Выделяют две схемы этого метода:
-полную схему
-частичную схему.

Полная схема объединяет данные, полученные на двух группах:
-схема разлученных родственников (биологические родители и их сиблинги);
-схема приемных сиблинги.

Частичная схема объединяет или одну, или другую группу данных. Метод приемных детей является одним из основных методов современной психогенетики.

«…близнецовый метод позволяет установить, какие именно факторы среды ответственны за появление того или иного признака.
Наконец, близнецовый метод может быть использован «и для дифференциации внешне сходных, но биологически различно детерминированных признаков», Учебник «Психогенетика» /И. В. Равич-Щербо.

Метод близнецов основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный.
Близнецы – дети, родившиеся в одну беременность.
-Монозиготные (однояйцовые) близнецы — 100% общих генов (далее по тексту –МЗ).
-Дизиготные близнецы — 50% общих генов (далее по тексту – ДЗ).
По не ясным науке причинам иногда на ранних стадиях деления зигота дает начало двум эмбриональным структурам, из которых далее развиваются два полноценных организма.
ДЗ с генетической точки зрения – сиблинги, родные братья и сестры
Ограничения метода близнецов связаны со следующими группами факторов:
-Пренатальные ограничения;
-Перинатальный фактор;
-Постнатальными ограничениями.

Разновидности близнецового метода.

-Классический близнецовый метод — оценивается уровень внутрипарного сходства близнецов.
-Метод контрольного близнеца — сравнивается влияние воздействия различных факторов среды на одного и того же человека.
-Лонгитюдное близнецовое исследование.
-Метод близнецовых семей — изучается влияние материнского эффекта, а также наследственные причины ряда заболеваний.
-Исследование одиночных близнецов — сопоставляются особенности развития одиночно рожденных детей и близнеца, чей партнер умер при рождении (пленительное развитие).
-Сопоставление близнецов с не близнецами.
-Метод разлучённых близнецов — сравнивается внутрипарное сходство близнецов, разлучённых в раннем возрасте и никогда не встречавшихся после.
-Метод частично разлучённых близнецов — сравнивается внутрипарное сходство гомозиготных и гетерозиготных близнецов, живущих врозь какое-то время.
Классификация методов изучения наследственности человека.

Наследственность человека трудно поддается изучению:
— примерно одинаковая продолжительность жизни исследователя (врача) и пациента, максимально может изучить 3-4 поколения в семье;
— поздно наступающая половая зрелость человека и малое число потомков;
— большое число хромосом и генов;
— отсутствие записанных родословных в семье;
— гибридологический метод применять нельзя.

Существует ряд методов, которые позволяют проследить наследование признаков.
Это позволяет установить диагноз, бороться с болезнями, провести консультацию лицам, нуждающимся в ней.
Методы:
— клинико- генеалогический;
— биохимический;
— цитогенетический;
— близнецовый;
— популяционно-статестический;
— имунно-генетический.

Большинство работ в Психогенетики посвящено исследованию меж-индивидуальной вариативности высших психических функций, главным образом интеллекта, с помощью разнообразных тестов.
Вместе со сменой механизмов перестраивается отношение психических функций к генотипу:
-чем больше роль специфически человеческих, социальных по своему происхождению факторов, тем меньше доля генетической изменчивости в формировании индивидуальных психологических особенностей.

Экспериментальная психология – раздел психологии, изучающий и обобщающий методологические основы проведения психологических исследований.

Экспериментальная психология имеет четыре значения:

1. Экспериментальная психология вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных.
Здесь Экспериментальная психология приравнивается к научной психологии одновременно с этим противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии.
Немецкий психолог В. Вунд в своих трудах описал общие направления экспериментальной психологии, а П. Фресс и Жан Пиаж данную проблематику внесли в учебник «Экспериментальная психология».

2. Экспериментальная психология является системой экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.
Здесь понимание Экспериментальной психологии характеризуется как узко направленная дисциплина, предназначенная для экспериментальных изучений личности и конкретных условиях с конкретными мероприятиями по отношению к изучаемому индивиду.
В узком смысле, экспериментальная психология – это наука о психологическом эксперименте.
Типичным учебником, который предлагает такое понимание экспериментальной психологии, является «Экспериментальная психология человека» М. В. Мэтлин [Matlin M. W.,1979].

3. Термин «Экспериментальная психология» также употребляется в расширительном значении для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.
Здесь Экспериментальная психология занимается проблемой методов психологического исследования в целом.

4. Экспериментальная психология является теорией психологического эксперимента, и базируется на общенаучной теории эксперимента, в первую очередь включает планирование и обработку данных.
Типичным учебником, который предлагает такое понимание экспериментальной психологии, является «Экспериментальная психология» Ф. Дж. Мак-Гигана.

Основная цель экспериментальной психологии – исследование психики любыми доступными способами с помощью экспериментов.

Основными задачами экспериментальной психологии является:
-исследование принципов организации научных знаний;
-разработка условий к эксперименту;
-изучение методов эксперимента;
-исследования причин формирования ошибочных выводов экспериментов (артефактов);
-создание плана эксперимента.

История экспериментальной психологии

Экспериментальная психология – сравнительно молодая наука.
В XIX веке нашей эры в результате внедрения в психологические исследования экспериментального метода.
Процесс становления психологии как экспериментальной науки занимает приблизительно столетие (середина XVIII – середина XIX в.), в течение которого вынашивалась идея возможности измерения психических явлений.

В первой четверти XIX в. немецкий философ, педагог и психолог И.Ф. Гербарт (1776–1841) провозгласил психологию самостоятельной наукой, которая должна основываться на метафизике, опыте и математике.

Несмотря на то что Гербарт признавал основным психологическим методом наблюдение, а не эксперимент, который присущ, по его мнению, физике, идеи этого ученого оказали сильнейшее влияние на взгляды основоположников экспериментальной психологии – Г. Фехнера и В. Вундта.

Немецкий физиолог, физик, философ Г.Т. Фехнер (1801–1887) достиг во всех этих областях значительных результатов, но в историю вошел как психолог.
Г.Т. Фехнер стремился доказать, что душевные явления могут быть определены и измерены с такой же точностью, как и физические.
В своих исследованиях Г.Т. Фехнер опирался на открытую его предшественником по кафедре физиологии Лейпцигского университета Э.Г. Вебером (1795–1878) зависимость между ощущением и раздражителем.
В результате Г.Т. Фехнер сформулировал знаменитый логарифмический закон, согласно которому величина ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Этот закон получил имя – закон Фехнера.

Исследуя зависимость между физической стимуляцией и психическими ответами, Г.Т. Фехнер заложил основы новой научной дисциплины – психофизики, представляющей собой экспериментальную психологию того времени.
Г.Т. Фехнером были тщательно разработаны несколько экспериментальных методов, три из которых получили название «классических»:
— метод минимальных изменений (или метод границ);
-метод средней ошибки (или метод подравнивания);
-метод постоянных раздражителей (или метод констант).

Главный труд Г.Т. Фехнера «Элементы психофизики», опубликованный в 1860 г., по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии.

Выделение экспериментальной психологии в самостоятельную область психологического знания, отличную от философии и физиологии, приурочено ко 2 половине 19 века, когда под руководством выдающегося немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832-1920) была создана первая в мире психологическая лаборатория, оснащенная техническими устройствами и приборами.

Их применение знаменовало переход от качественного, описательного исследования психики к более точному, количественному её изучению, переход от метода интроспекции (самонаблюдения) как основного метода психологического исследования к широкому внедрению в практику психологических исследований экспериментального метода.
Крупный вклад в развитие экспериментальной психологии внёс Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) – русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог, основавший первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем первый в мире Психоневрологический институт по комплексному изучению человека.

Работа В.М. Бехтерева «Общие основы рефлексологии человека» в 1917 году получила всемирное признание.

Экспериментальный метод стал применятся в изучении не только общих закономерностей протекания психических процессов, свойств и состояний человека, но и индивидуальных различий чувствительности, времени реакции, памяти ассоциаций.
На это же время приходится и развитие тех областей теории вероятности и математической статистики, которые легли в основу количественной обработки экспериментальных данных.
Первое специальное психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся психологом Френсисом Гальтоном (1822-1911).
В 1884 году Ф. Гальтон основал Антропологическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях, ему принадлежит заслуга применения в психологии метода корреляции (статистический метод исследования взаимозависимости между переменными).
Ф. Гальтон привлёк к сотрудничеству таких ученых-математиков, как Карл Пирсон (1857-1936), который изобрёл дисперсионный анализ (аналитико-статистический метод изучения влияния отдельных переменных, а также их сочетаний на изменчивость изучаемого признака) и Рональд Эйлмер Фишер, применивший в написанной им работе «Общий интеллект, объективно определенный и измеренный» 1904 году – применив факторный анализ к оценке уровня интеллектуального развития личности.
С появлением количественных методов обработки данных экспериментальный метод стал основой психодиагностики.

Во второй половине 1920-х годов стали появляться новые психологические, в том числе интеллектуальные и личностные тесты (Ганс Юрген Айзенк, Раймонд Бернард Кеттелл), вошли в практику тесты, связанные с социально-психологическими исследованиями: социометрический тест, созданный американским психологом Джекобом Морено (1892 — 1974), множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов – учеников и последователей Курт Левина.

На 1950–1960–е годы 20 века приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик.
Эти годы стали годами наибольшей психометрической активности ученых-психологов.

В современной психодиагностике создано множество методик, в которых используются методы математики и физики, а также компьютерные средства.
Психодиагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Таким образом, экспериментальный метод стал надёжным основанием для теоретических обобщений и практических рекомендаций в психологической науке.
В результате психология довольно быстро обогатилась новыми более надежными теориями по сравнению с теориями, основанными на исследованиях умозрительного, интроспективного метода.
Открылись широкие возможности для развития прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, инженерной, медицинской и педагогической психологии.

Благодаря экспериментальному методу исследования современная психология стала не только достоверной академической, но и практически полезной наукой.

Экспериментальная психология охватывает не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но также индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и др.

Задача эксперимента заключается не просто в установлении или констатации причинно-следственных связей, а в объяснении происхождения этих связей.

Предметом экспериментальной психологии является человек. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (пол возраст, здоровье и т.п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т.д.

Методология экспериментальной психологии

Методология в психологии — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности.
Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Кроме того, термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д.

Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.

Наука как система знаний (результат деятельности) характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность, прежде всего, характеризуется методом.

Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.).
Метод — совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические.

При теоретическом методе исследования ученый работает не с реальностью, а с представлением в форме образов, схем, моделей в естественном языке. Основная работа совершается в уме.
В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда объект исследования подвергается различным испытаниям на основе логических рассуждений.

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Ученый работает непосредственно с объектом, а не с его символическим образом.
В эмпирическом исследовании ученый работает с графиками, таблицами, но это происходит «во внешнем плане действия» — рисуются схемы, делаются расчеты.

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:
-Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
-Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
-Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2. Cпецифичные для психологии принципы:
-Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
-Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
-Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
-Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Самыми удачными разработками в области определения методов изучения в области психологии можно назвать знаменитого ученого Б. Г. Ананьева который объединил все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным.

Ниже приведена краткая классификация Б.Г. Ананьева
1. Организационная группа:
-Сравнительный метод;
-Лонгитюдный метод;
-Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода).

2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
-Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция);
-Экспериментальные методы;
— Лабораторный эксперимент;
— Естественный эксперимент;
— Формирующий или психолого-педагогический эксперимент

3. Психодиагностические методы:
-Социометрия;
-Стандартизированные и проективные тестовые методики;
— Тест Люшера;
— Графологияю

4. Вербально-коммуникативные методы:
-Метод беседы;
-Интервью;
-Клиническое интервью;
-Метод опроса;
-Анкеты и вопросники;
-Личностные тесты.

5.Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы):
-Хронометраж;
-Циклография;
-Профессиография;
-Метод моделирования;
-Биографический метод.

6. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
-Методы математической статистики;
-Методы качественной характеристики полученного материала.

7. Интерпретационные методы
-Генетический метод (анализ фаз развития)
-Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
-Психография

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии.

Существует две полярных точки зрения:

1. Первая точка зрения. Применение эксперимента в психологии принципиально невозможно и недопустимо.
Эта точка зрения основана на том, что:
-Предмет исследования в психологии слишком сложен.
-Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
-В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
-Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
-Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

2. Вторая точка зрения. Психология как наука без эксперимента несостоятельна.
Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления.
Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать.
Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Но существует еще одна точка зрения которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми.
Основная идея этой точки зрения состоит в том, что, существует так называемая шесть уровней психической организации/регуляции.
0 — физиологический уровень;
1 — психофизиологический уровень;
2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов;
3 — интегративный уровень психики;
4 — уровень личности;
5 — уровень индивидуальности.

В данной работе мы разобрали два направления в психологии. Кратко определили задачи и цели, поставленные перед психогенетикой и экспериментальной психологией.

Постарались выяснить основные методы изучения двух, казалось бы, на первый взгляд разных направлений в психологии.

Кроме того, рассмотрели историю возникновения психогенетики и экспериментальной психологии.

А также разобрали необходимость данных наук в изучении отдельного индивидуума и различных сообществ.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector