ПСИХОЛОГИЯ

Экспериментальная психология практикум под ред смирнова корниловой

Экспериментальная психология практикум под ред смирнова корниловой

К ОНФЕРЕНЦИИ, КНИГИ, ПОСОБИЯ, НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

доктора психологических наук,

профессора С.Д. Смирнова,

профессора Т.В. Корниловой

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению и специальности «Психология»

УДК 373.167.1:159.9 ББК 88.3 Э41 Авторы заданий:

Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко, Н. И. Евсикова, Б. В. Зейгарник, С. А. Капустин, А. П. Корнилов, Т. В. Корнилова, Ю. В. Котелова, А. Р. Лурия, М. В. Мельникова, М. Б. Михалевская, В. В. Николаева, В. В. Петухов, А. А. Пузырей, В. Я. Романов, С. Д. Смирнов, Е. В. Субботский, Э. Д. Телегина, В. А. Терехов, Л. Б. Филонов, Е. Д. Хомская, В. А. Штроо Рецензенты:

доктор психологических наук, академик РАО Е. А. Климов;

доктор психологических наук, профессор А. И. Подольский Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/Т. Г. Богданова, Э 41 Ю.Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др.;

Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. – М.:

Аспект Пресс, 2002. – 383 с. ISBN 5–7567–0174–5.

Учебное пособие включает задания по практикуму, который в рамках университетского психологического образования сопровождает прохождение курсов общей и экспериментальной психологии. Впервые издание практикума представляет разные методические подходы к организации заданий, а именно сочетание предметного и исследовательского принципов, и дополняет теоретический курс экспериментальной психологии (Корнилова, 2002). Издание будет полезно не только студентам, получающим базовое психологическое образование, но и всем тем специалистам в области науки и практики, которые ориентированы на использование современных методов организации психологических исследований.

Для студентов, обучающихся на факультетах психологии университетов и педагогических институтов.

УДК 373.167.1:159. ББК 88. ISBN 5–7567–0174–5 © «Аспект Пресс», Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www. aspectpress.ru Предисловие В последние годы резко возросло количество вузов, ведущих подготовку психологов (бакалавров, специалистов, магистров). Только в Москве таких вузов, в основном частных, более 50. Опыт работы комиссий по аттестации и аккредитации этих учебных заведений показывает, что самым слабым звеном учебного процесса оказывается, как правило, подготовка студентов к практической и экспериментально–исследовательской работе. Важную роль в этой подготовке должны играть, в частности, общий практикум и практикум по экспериментальной психологии. Но во многих вузах нет специально оборудованных лабораторий, а практические занятия порой подменяются лекциями и семинарами.

Отбирая задания для данного учебного пособия, редакторы руководствовались следующими принципами.

Представленность различных областей общей психологии (от раздела «ощущения» до раздела «личность»). Этот принцип наиболее полно реализован в Части I данного пособия. Она так и названа:

Представленность различных методов – как способов организации сбора данных в психологическом исследовании – и подходов к изучению психических феноменов и закономерностей (эксперимент, наблюдение, корреляционное исследование, квазиэксперимент и др.). Этот принцип реализуется во всех частях пособия, но в наиболее явном виде представлен в Части II.

Воспроизведение теоретического контекста конкретного исследовательского метода или представляемой методики. Для этого каждое задание или группа заданий со сходной тематикой предваряются теоретическим введением.

Доступность и реализуемость практических заданий, возможность выполнения их без дорогостоящего оборудования, как правило, недоступного молодым вузам, находящимся на стадии становления. Именно этот принцип заставил нас отказаться от включения работ, требующих полиграфов, томографов, сложных компьютеризованных комплексов, для которых программное обеспечение (не говоря уже о материальной части) потребовало бы больших затрат.

Следование принципу доступности неизбежно делает пособие открытым для упреков в некоторой «устарелости» отдельных методик или способов их реализации. Но такое построение практикума было сознательным выбором, а именно откликом на реально сложившуюся ситуацию в системе психологического образования в нашей стране. Пусть лучше студенты «на пальцах», с карандашом и бумагой, но выполняют реальные практические задания, чем ограничиваются вербальным или визуальным знакомством с ультрасовременными аппаратурными комплексами. Для работы с последними, по мере их реального появления в наших вузах, должны быть написаны другие пособия.

При подготовке пособия учитывалось также то, что в настоящее время сложились разные схемы организации учебного процесса в практикумах. Нет устоявшихся критериев различения практикумов общих и по общей психологии, исследовательских и ориентированных на практическое приложение психологического инструментария. В разные годы на факультете психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова утверждались различные программы практикума, отражавшие развитие представлений о его месте в целостной организации учебного процесса. К настоящему времени от практикума по экспериментальной психологии отделены (и функционируют сравнительно автономно) практикумы по психологии измерения и по психодиагностике. Они снабжены специальными пособиями.

В то же время теоретический курс по экспериментальной психологии, в настоящее время нацеленный на знакомство с основными методами психологического исследования, недостаточно подкреплен адекватной структурой и заданиями соответствующего типа. Кроме того, назревшими стали проблемы «воссоединения» предметного практикума (традиционно связанного с преподаванием общей психологии) и исследовательского, «вооружения» психолога как исследовательскими схемами, так и практическими приемами, получившими в психологии название функциональных проб и сочетающими при их использовании цели исследования и обследования (т.е. экспериментальные и диагностические нормативы). Продемонстрировать вариативность построения психологического практикума также входило в наши задачи.

Всего в учебном пособии 49 параграфов, в которые вошли 40 заданий и Приложение, посвященное тому, чтобы помочь студенту переходить к отчетам о проведенных исследованиях, выступающих в качестве дипломных работ. Принцип вариативности предполагает, что следующие после предметного и исследовательского практикума части могут быть наполнены другим методическим материалом (изменены в соответствии с конкретным учебным планом того или иного учебного заведения).

Кроме того, мы считали необходимым сохранить преемственность тех классических способов в учебной отработке методического арсенала психологии, которые были отражены в ставшем библиографической редкостью издании под ред. А. Н. Леонтьева и Ю.Б. Гиппенрейтер (Практикум по психологии. М., 1972) и в реализовавшими принцип обучения методам (а не только методикам) разработками общего практикума под ред. М.Б. Михалевской и др. (Общий практикум.

Психологический эксперимент. М., 1985–1987), которые не выходили высокой печатью и оставались доступными только студентам факультета психологии МГУ. В определенной степени данное пособие подытоживает коллективную работу всех наших коллег, так или иначе участвовавших в становлении и преподавании практикума на этом факультете.

Наконец, общий методологический контекст предлагаемого практикума будет более понятен, если рассматривать его в качестве приложения к учебнику «Экспериментальная психология» Т. В.

Корниловой (М., 2002), задающему представления о теоретических основах обучения исследовательским методам в психологии.

Авторами заданий выступили:

§ 1 – М. Б. Михалевская;

§ 2 – Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов;

§ 3, 4 – В. А. Терехов, Е. Д.

§ 5–9 – Ю. В. Котелова, А. Р. Лурия;

§ 10 – Э. Д. Телегина, Т. Г. Богданова;

§ 13 – В. В. Петухов, A. А. Пузырей, Э. Д. Телегина;

§ 21 – Е. В. Субботский;

§ 22, 23 – Т. В. Корнилова;

§ 24–26 – С. А. Капустин;

§ 27 – М. Б. Михалевская;

§ 28 – Т. В. Корнилова, Т. Г. Богданова;

§ 30 – В. В. Петухов, А. А. Пузырей;

§ 31, 32 – Т. В. Корнилова;

Корнилова, А. П. Корнилов;

§ 34–45 – Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова;

§ 46 – М. В. Мельникова;

§ 47 – Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов, Е. Л. Григоренко;

Часть I Предметный практикум: лабораторные работы по изучению психических процессов и свойств РАЗДЕЛ 1. ОЩУЩЕНИЯ §1. Задание 1. Измерение абсолютной слуховой чувствительности человека (снятие кривой слышимости) Тема задания Определение порогов слышимости, измерение аудиограммы (построение кривой слышимости) с помощью одной из классических психофизических методик – «метода установки».

Введение Объем функции звукового анализатора и аудиометрия. Функция звукового анализатора состоит в восприятии и различении громадного разнообразия звуков, с которыми встречается человек в различных условиях жизни. Ее количественная оценка всегда основывается на измерении ответных реакций человека (как произвольных, так и непроизвольных), вызванных воспринимаемым звуком.

Под объемом функции анализатора понимается количество воспринимаемых за единицу времени параметров сигналов, которые в данных условиях существенны для организма. Объем функции звукового анализатора характеризуется: 1) минимальными интенсивностиями чистых тонов, отличаемых от постоянно существующего фона собственных шумов организма (абсолютные пороги слышимости);

2) максимальными интенсивностями чистых тонов, воспринимаемых человеком как звуки, но вызывающих неприятные ощущения, а при дальнейшем усилении меняющих модальность ощущения (порог дискомфорта);

3) минимальными пределами изменения частоты, длительности, интенсивности чистых тонов, которые могут быть различимы на разных уровнях интенсивности (дифференциальные пороги);

4) минимальными интенсивностями чистых тонов, которые могут быть различимы в условиях действия шума разных уровней надпороговых интенсивностей (эффект маскировки);

5) изменениями скорости нарастания громкости для чистых тонов различных надпороговых интенсивностей. Исследование объема функции звукового анализатора может проводиться при использовании чистых тонов. Количественная оценка восприятия и различения звуков речи дает возможность прямого исследования объема функции звукового анализатора в целом.

Аудиометрия – определение абсолютных порогов слышимости. Оно может производиться по чистым тонам (как в данном задании) и по звукам речи. Аудиометрия по чистым тонам характеризует лишь одну из сторон функции звукового анализатора – его абсолютную чувствительность.

Сила звука и его децибел. Абсолютная чувствительность слуха определяется минимальной силой звука, способной вызвать ощущение или какую–либо ответную реакцию организма.

Как измерить силу звука?

При колебании мембраны репродуктора происходит попеременное сжатие и разрежение воздуха в непосредственной близости от нее. Образовавшееся при сжатии давление в непосредственно прилегающем к мембране слое воздуха затем передается все более удаленным слоям – происходит распространение звуковой волны, которая представляет собой волну сжатия. Действуя на барабанную перепонку уха, звуковая волна вызывает слуховое ощущение. Силу звукового воздействия оценивают по изменению звукового давления либо в слуховом проходе (у барабанной перепонки), либо в свободном поле (в точке безэхового пространства, где будет находиться голова слушателя). И в том, и в другом случае сила звука измеряется в единицах давления –динах на квадратный сантиметр или барах (1 бар = 1 дина/см2 1·10–6 нормального атмосферного давления). Иногда силу звуковой волны удобнее определять в единицах интенсивности или плотности энергии – ваттах на квадратный сантиметр.

При различных акустических, в том числе и аудиометрических, измерениях обычно используется не линейная шкала абсолютных величин, а логарифмическая шкала относительных величин – шкала децибел. Это обусловлено тем, что согласно закону Фехнера воспринимаемая сила звука – громкость – пропорциональна логарифму отношения интенсивности данного звука к интенсивности, взятой за уровень отсчета.

Диапазон воспринимаемых человеческим ухом звуков от самого громкого до едва слышного охватывает величины, отличающиеся друг от друга на 1014. Весь этот диапазон был разбит на 14 белов (14 Б). Бел – десятичный логарифм отношения интенсивности звука I1 к интенсивности I0, принятой за I уровень отсчета: lg.

I Бел оказался слишком крупной единицей. На практике более удобно пользоваться децибелом (дБ), равным 1/10 бела. Отношение интенсивностей звука, выраженное в децибелах, имеет вид Шкала децибел была предложена акустиками как шкала интенсивности или плотности потока энергии. За уровень отсчета принято 10

16 Вт/см2. Следовательно, если интенсивность I1 больше уровня отсчета I0 в 100 раз, то I1 больше I0 на +20 дБ:

Для определения интенсивности звука I1 в абсолютных единицах по его выражению в децибелах необходимо знать значение I0 также в абсолютных единицах. Однако шкала децибел применима и для сравнения звуков по уровню звукового давления, поскольку плотность потока энергии звуковой волны I в упругой среде – воздухе пропорциональна квадрату давления Р. Запись (в дБ) для этого случая имеет вид:

где Р1 и Р0 – сравниваемые величины звукового давления. Наиболее часто за уровень отсчета принимается давление, равное среднему порогу слышимости человека, – 0,0002 бара, реже – равное бару. Отсюда, если давление, развиваемое одним звуком Р1 в 10 раз больше другого Р0, то, выражая эту разницу в децибелах, можно сказать, что Р1 сильнее Р0 на +20 дБ:

Следовательно, стократное увеличение интенсивности (плотности потока энергии) звука соответствует десятикратному увеличению давления, поскольку и в том, и в другом случае прирост равен +20 дБ.

Пользование децибельной шкалой имеет и другое преимущество: прирост звукового давления на дБ (при частоте 1000 Гц) приближенно является средним минимальным приростом, который еще воспринимается ухом.

Пороги слышимости. Определение порога слышимости состоит в измерении того минимального давления или мощности звука, который впервые вызывает ощущение.

Аудиометрия по чистым тонам осуществляется при помощи генератора чистых тонов с магазином затухания и градуированных телефонов. При аудиометрических исследованиях звук подводится к уху при помощи телефона. Он должен быть отградуирован, т.е. должно быть измерено отношение между подаваемым на телефон электрическим напряжением и развиваемым им давлением звука на разных частотах. Градуировка телефонов обычно производится в специальных камерах, называемых «искусственным ухом».

Зная характеристику отградуированного телефона и измеряя на выходе системы генератор–магазин затухания минимальное электрическое напряжение, при котором человек впервые слышит звук данной частоты, можно рассчитать звуковое давление на пороге слышимости. Одним из условий постоянства измерений является сохранение одной и той же степени прижатия телефона к уху.

Аудиометрические исследования обнаружили различие слуховой чувствительности к звукам разных частот. Она оказалась максимальной для звуков речевого диапазона 800–2500 Гц. Порог на этих частотах примерно равен 0,0002 бара. При приближении к краям диапазона воспринимаемых человеческим ухом частот (от 20 до 20 000 Гц) чувствительность заметно уменьшается. Например, порог на тон 60 Гц в 5000 раз выше порога для тона 2000 Гц при определении порогов по звуковому давлению и в 25 млн раз выше при определении порогов по мощности звуковой волны.

Результаты измерения порогов слышимости графически изображаются в декартовой системе координат в виде кривой (ось абсцисс– ось частот, ось ординат – ось звуковых давлений). На рис. представлены результаты измерения слухового диапазона человека, ограниченного снизу кривой порога слышимости, а сверху– кривой порога осязательного или болевого ощущения, вызываемого чрезмерно сильным звуком. Определение порога слышимости проводилось разными исследователями в различных условиях: монаурально или бинаурально, при подаче звука через наушники и измерении звукового давления на барабанную перепонку испытуемого (минимальное слуховое давление) или при подаче звука через репродуктор и измерении звукового давления в центре участка звукового поля, где находилась голова испытуемого (минимальное слуховое поле). Этими различиями и объясняется частично разница в значении порогов слышимости, показанных на рис. 1 (кривые 1–5). Величины порогов слышимости приняты за стандартные величины, от которых отсчитывается в децибелах потеря слуха у больных. Графическое изображение потерь слуха (ось ординат) на разных частотах (ось абсцисс) получило название аудиограммы.

Рис. 1. Кривые порога слышимости и порога неслухового ощущения.

По оси абсцисс – частота звука, по оси ординат – звуковое давление, взятое в отношении 0,0002 бара. Кривые 1–5 – определения порога слышимости разными исследователями. Измерения по минимальному слуховому давлению на барабанную перепонку: 1 – Сивиан и Уайт, 3 – Бекеши, 4 – Вэтцман и 5 – Кейбс. Определение по минимальному слуховому полю, измеренному в том участке, где находится голова испытуемого: 2 – Сивиан и Уайт;

6 – Американская Ассоциация Стандартов. Кривые 7–11 – определения верхней границы слухового диапазона, где слуховое ощущение меняет модальность: 7 и 8 – Центральный институт по изучению дефектов слуха, «щекотание»;

9 – Вигель, «осязательное ощущение звука»;

10 – Бекеши, «щекотание»;

11 – Бекеши, «касание»;

12 – Бекеши, «покалывание в среднем ухе».

Методика Измерение порогов слышимости в данной работе производится методом установки – одним из классических методов психофизики. Процедура методики состоит в том, что испытуемый сам изменяет интенсивность звука определенной частоты для нахождения порогов появления и исчезновения звука.

Регистрация аудиограммы производится при помощи звукового генератора ГЗ–33 и наушников.

Генератор является источником синусоидальных электрических колебаний звуковых частот. Диапазон частот генератора от 20 до 20 000 Гц, т.е. лежит в пределах слуховой чувствительности человека. Весь диапазон генератора разбит на три поддиапазона. Переход от одного поддиапазона к другому производится при помощи переключателя, множитель которого равен 10. Внутри поддиапазона частота меняется плавно ручкой «частота Гц». Напряжение на выходе генератора (клеммы «выход»), а следовательно, интенсивность звука в наушниках можно изменить плавно ручкой «регулировка выхода», а также с помощью аттенюатора. Он позволяет ослаблять выходной сигнал до 100 дБ относительно исходного уровня (уровня отсчета) ступенями по 10 дБ.

Интенсивность электрического сигнала (ее усиление и ослабление) обычно выражают в логарифмических единицах – децибелах. Величина усиления (ослабления) в децибелах равна:

где Uвых – напряжение на выходе генератора, т.е. после аттенюатора;

Uвх – напряжение на входе аттенюатора;

КдБ – положительная величина, если Uвых Uвх (т.е. при усилении), и отрицательная, если Uвых Uвx (при затухании сигнала).

Напряжение на входе аттенюатора контролируется вольтметром. Прибор имеет две шкалы: одну основную – на 30 В и дополнительную – на 60 В. Шкала вольтметра переключается переключателем «шкала прибора».

Поскольку к генератору могут быть присоединены любые нагрузки (приборы с различными сопротивлениями), то в нем предусмотрен переключатель «вых. сопр. », позволяющий подобрать выходное сопротивление генератора, близкое к сопротивлению нагрузки. Это согласование необходимо для того, чтобы в нагрузку от генератора поступала максимальная мощность. В качестве нагрузки в данном опыте применяются наушники, сопротивление которых = 600 Ом. Поэтому переключатель «вых. сопр. » необходимо поставить в положение 600 Ом. При работе генератора на сопротивления нагрузки, значительно большие, чем 600 Ом, нормальная работа аттенюатора обеспечивается включением внутренней нагрузки (при помощи тумблера «внутренняя нагрузка»). При установке переключателя «вых. сопр. » в одно из четырех возможных положений стрелка в окне аттенюатора указывает соответственно пределы шкалы и ослабление.

Отработка задания Процедура опыта. В опыте участвуют двое: психолог, проводящий опыт (называется далее всегда экспериментатором), и испытуемый. Экспериментатор зачитывает испытуемому инструкцию. Он же до опыта заготавливает протокол и во время опыта записывает в него соответствующие показания (Приложение);

производит переключение аттенюатора ручкой и устанавливает звуковую частоту, на которой производит измерение.

Инструкция испытуемому: «Ваша задача состоит в том, чтобы по команде экспериментатора уменьшать интенсивность звука ручкой «регуляция выхода» и найти такое положение, при котором звук впервые исчезает. Ослабление интенсивности звука происходит при повороте ручки влево.

Затем с помощью той же ручки увеличивайте интенсивность до появления едва слышимого звука».

Испытуемый надевает наушники и по команде определяет пороги слышимости, самостоятельно регулируя интенсивность звука ручкой на приборе «регуляция выхода».

Необходимо обратить особое внимание на согласование действий испытуемого и экспериментатора в процессе работы.

Измерение нижнего абсолютного порога слуховых ощущений производится на частотах 100, 400, 800, 1000, 2000 и 5000 Гц (колонка «Стимул» в табл. 1). На всех частотах предлагается сделать по 10 замеров в восходящем и нисходящем рядах изменения интенсивности раздражителя. Интервал между замерами не должен превышать 1 мин. При переходе к измерению чувствительности на другой частоте перерыв должен быть не более 3 мин, точность измерения 0,2 дБ.

Для определения порогов слышимости испытуемый изменяет интенсивность звука определенной частоты до такой величины, при которой он перестает быть слышимым (порог исчезновения), а затем усиливает звук до тех пор, пока он вновь начинает восприниматься как едва слышимый (порог появления). О появлении и исчезновении звука испытуемый сообщает экспериментатору. Процедура повторяется определенное число раз.

Необходимое число определений зависит от близости полученных результатов. Если они мало отличаются один от другого, достаточно несколько измерений (4–5). Среднее из всех установок принимается за порог слышимости на данной частоте. В другом случае, когда результаты установок значительно отличаются друг от друга, требуется большее число измерений для оценки наиболее достоверной величины порога по наибольшей частоте встречающихся случаев. В аудиометрических измерениях, проводимых в клинических целях, изменения в пределах ±3 дБ принимаются как достаточный предел точности. При измерениях в исследовательских целях вводятся более строгие пределы (+1 или 0,5 дБ).

Ход работы. Перед началом опыта рекомендуется провести несколько пробных замеров. С этой целью экспериментатор ставит ручки «пределы шкал, ослабление» в положение «0 дБ» и ручкой «per.

выхода» устанавливает на шкале прибора «О дБ». Интенсивность сигнала I(измеряется в милливольтах) принимается за начало отсчета I0. Далее экспериментатору для определения порога исчезновения необходимо последовательно вводить затухание (–10, –20 дБ и т.д.) до тех пор, пока сигнал в наушниках не станет едва слышен. Например, если при затухании – 40 дБ звук еще слышен, а при – дБ уже не слышен, то переключатель нужно поставить в положение – 40 дБ. Затем экспериментатор просит испытуемого плавно уменьшать уровень сигнала до тех пор, пока он перестанет быть слышимым. Соответствующее показание прибора (в дБ) записывается в протокол.

Для определения порога появления испытуемый вращением ручки «per. выхода» увеличивает интенсивность сигнала до его появления, и эти показания прибора экспериментатор также фиксирует в протоколе.

Обработка результатов 1. Вычислить среднее значение порогов для каждой частоты (в децибелах затухания) и занести в рабочую таблицу, аналогичную образцу протокола, приведенного в Приложении (колонка K0)1.В этой таблице в первом столбце указываются частоты, а не последовательности частот в опыте.

2. Определить значения выходных напряжений генератора ГЗ–33, соответствующие найденным в децибелах затухания значениям порогов. Для этого на генераторе надо установить вычисленное значение порога по децибельной шкале, а затем снять соответствующую ему величину по шкале напряжений. Для удобства считывания выходного напряжения на генераторе даны две шкалы: одна от до 30, вторая – от 0 до 10. Первой шкалой следует пользоваться в том случае, когда диапазон измеряемых напряжений ограничен 30, например 300 мкВ или 300 мВ и т.п.;

второй– для диапазонов от 0 до 1 В, от 0 до 10 мВ или 100 мкВ или 10 мВ и т.п. Результаты занести в рабочую таблицу, колонка I.

3. Найти соответствующее каждой частоте значение чувствительности использованного в опыте и заранее отградуированного телефона по таблице2. Затем рассчитать развиваемое телефоном звуковое U давление по формуле: Р= (в барах), где значение P определяется в эксперименте, а соответствующее a значение берется из таблицы средних. Результаты расчета также должны быть занесены в рабочую таблицу.

4. Построить по вычисленным значениям абсолютного порога (в барах) кривую слышимости, откладывая значения абсциссы и ординаты в логарифмическом масштабе.

Обсуждение результатов Сделать качественное сравнение полученной кривой слышимости со стандартными кривыми, приведенными на рис. 1.

Контрольные вопросы 1. Что такое аудиограмма? Как она изображается графически?

2. Какие классические психофизические методы могут быть использованы в аудиометрии?

3. От каких факторов зависит величина абсолютного слухового порога?

4. Почему в аудиометрии используется логарифмическая шкала?

5. Чем вызвана необходимость статистической обработки данных при измерении чувствительности?

Литература: 71, с. 590–595.

ПРИЛОЖЕНИЕ Образец протокола Дата: Испытуемый: Самочувствие испытуемого до опыта:,_ Стимул и частота ¤ (Гц) K0 (дБ затухания) I (мВ) тел (мВ/бар) Р (бар) Примечание: В отличие от рабочей таблицы в протоколе в графе «Стимул» должен быть представлен весь порядок предъявленных звуков различной частоты.

РАЗДЕЛ 2. ВОСПРИЯТИЕ § 2. Задание 2. Метод кратковременных экспозиций и объем восприятия Тема задания Знакомство с методикой определения объема зрительного восприятия. Анализ зависимости воспроизведения от степени осмысленности предъявляемого материала.

Введение Одна из традиционных проблем экспериментальной психологии состоит в определении того, как много объектов может воспринять человек за короткий промежуток времени, т.е. практически одномоментно. Исторически эта проблема ставилась в контексте проблемы сознания. Психологическая литература содержит много экспериментальных исследований объема зрительного восприятия, который интерпретировался авторами как объем внимания или объем сознания.

Одним из первых психологов, экспериментально исследовавших этот вопрос, был В. Джевонс (1871).

В качестве «аппаратуры» он использовал тарелку, помещавшуюся посередине черного подноса. На тарелку бросалась горсть одинаковых черных бобов, и их количество на ней оказывалось неопределенным. Испытуемый должен был назвать это количество без сосчитывания.

Естественно, что методика страдала многими недостатками. В более поздних экспериментах для исследования объема зрительного восприятия стал использоваться специальный прибор – тахистоскоп.

С его помощью можно было предъявлять зрительные объекты с коротким регулируемым временем экспозиции. Обычно в тахистоскопических опытах используются экспозиции порядка нескольких десятых или нескольких сотых долей секунды и лишь в некоторых случаях – порядка нескольких секунд.

Известно несколько видов тахистоскопа.

Тахистоскоп Вундта с падающей шторкой. Принцип действия этой самой первой конструкции тахистоскопа состоял в том, что падающая шторка с «окном» открывала карточку (находящуюся на заднем плане) на время прохождения «окна» мимо нее.

Тахистоскоп с электромеханической заслонкой. При помощи специального проектора объекты проецируются на экран;

перед проектором помещается электромеханическая заслонка. При нажатии кнопки, соединенной с реле, заслонка открывает объектив проектора, и на экране появляется изображение объекта. Реле задает время экспозиции.

Тахистоскоп–проектор с безынерционным источником света. Время экспозиции регулируется длительностью свечения лампы.

Многоканальный электронный тахистоскоп. Основным его элементом является электронно–лучевая трубка. Изображение может предъявляться в любом месте экрана на необходимое время в соответствии с составленной заранее программой.

В экспериментах на определение объема восприятия с помощью тахистоскопа (при любой конструкции) должны соблюдаться следующие условия:

Доэкспозиционное поле должно быть той же яркости, что и экспозиционное (стимульное) поле, тогда к моменту экспозиции глаз оказывается адаптированным к нужной яркости. Послеэкспозицион– ное поле в зависимости от задачи может быть темным, серым, светлым. При темном поле за счет положительного последовательного образа как бы продлевается время экспозиции;

светлое постэкспозиционное поле, напротив, стирает на сетчатке последовательный образ. Применяются также послеэкспозиционные поля с «забивающими», или «шумовыми», изображениями.

На предэкспозиционном поле обычно помещается фиксационная точка;

она дает возможность экспонировать объекты в области центрального зрения, а также способствует концентрации внимания испытуемого.

Экспозиция должна быть достаточно большой, чтобы испытуемый мог ясно увидеть объект или прочитать какой–то текст, и достаточно короткой, чтобы можно было говорить об одноактном восприятии объекта3.

Приведем некоторые результаты, полученные в исследованиях объема и свойств зрительного восприятия методом кратковременных экспозиций.

1. Если предъявляются однородные объекты (например, точки) с задачей испытуемому определить их количество, объем восприятия оказывается равным 8–9 объектам. При этом в зависимости от количества объектов и их сгруппированности испытуемые применяют три различные тактики для выполнения задачи: это – непосредственная оценка (при количестве объектов от 1 до 4), группировка (5–6 объектов) и пересчет (при больших количествах, если позволяет время экспозиции). Если объекты сгруппированы (например, 5 групп по 5 элементов), испытуемый может одномоментно воспринять все 25 элементов. В этом случае в качестве действительного «элемента» выступает группа.

2. При восприятии набора, состоящего из различных букв, объем восприятия несколько меньше, чем при определении количества одинаковых объектов, и составляет примерно 5–7 элементов. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова или одно длинное слово из 10–12 букв, или 4 связанных слова, образующих фразу. Таким образом, в осмысленном тексте буквы являются лишь формальными единицами: в качестве действительных единиц восприятия здесь выступают слоги и слова.

3. С помощью тахистоскопического метода делались попытки исследовать процесс формирования образа восприятия во времени.

В опытах И. Уивера, опубликованных в 1927 г., предъявлялась черная фигура на белом фоне. При очень коротких экспозициях (менее 0,010 с) дифференцировка фигуры и фона отсутствовала и возникало впечатление гомогенной картины. При экспозиции в 0,011 с испытуемый начинал видеть некоторые различия в поле: появлялись «пятна» или «кляксы», которые он назвал фигурами на фоне.

При более длительной экспозиции – 0,014 с – хорошо очерчивался контур фигуры. При экспозиции в несколько сотых секунды фигура принимала вид экспонируемого объекта, и этот вид оставался устойчивым.

Еще более отчетливо влияние времени коротких экспозиций на качество зрительного восприятия было показано в 60–х годах XX в. в опытах В. Д. Глезера и И. И. Цуккермана, использовавших сюжетные картинки. На одной из них было изображение лисы, поднявшей сачок, козленка и бабочки. Испытуемый должен был сказать, что изображено на картинке. При экспозиции в 0,04 с испытуемый ничего не видел, при экспозиции в 0,08 с ответ был таков: «Кто–то поднял что–то на кого–то». При экспозиции продолжительностью 0,16 с испытуемый различал сачок и «какое–то животное», а для опознания лисы понадобилось 0,32 с.

Существенное изменение в классический способ изучения объема зрительного восприятия с помощью коротких экспозиций было внесено Дж. Сперлингом в 1960 г. Еще в старых опытах по исследованию объема восприятия почти все испытуемые отмечали, что фактически они воспринимают объектов больше, чем могут воспроизвести в словесном отчете: называя первые элементы, они забывают остальные. В связи с этим возникло предположение, что при обычной процедуре измеряется в действительности не объем восприятия, а объем кратковременной памяти. Для проверки этого предположения Дж. Сперлинг применил методику частичного отчета. Он исходил из предположения, что для исключения влияния мнемических процессов на определение количества информации, полученной при коротких экспозициях, нельзя требовать от испытуемого отчета о материале, превышающем объем кратковременной памяти. Поэтому, если количество букв (знаков) в стимуле превышает этот объем, следует требовать лишь частичный отчет о содержании предъявленного стимула. Но для того чтобы на основе отчета о части стимула можно было судить о восприятии стимула в целом, инструкция, определяющая ту часть объекта, о которой испытуемому предлагается сообщить в отчете, должна даваться только после предъявления раздражителя. При этом инструкция должна выбираться случайным образом из всей совокупности инструкций, исчерпывающих содержание всего объекта. Повторив такую процедуру несколько раз, можно получить ряд «случайных» ответов о различных частях стимула и на основе этих данных вывести оценку общей информации, полученной испытуемым.

При помощи кодирования можно давать инструкцию до, во время и через различные интервалы времени после предъявления стимула. Таким образом, можно не только получить сведения о той информации, которая имеется у испытуемого сразу же по окончании действия стимула, но и выявить непрерывную функциональную зависимость количества полученной информации от момента начала отчета.

Эксперименты Дж. Сперлинга проводились по следующей схеме. В первых сериях у всех испытуемых определялся объем мгновенного запоминания, который, как оказалось, представляет собой постоянную величину для каждого испытуемого. В третьей серии использовалась методика частичного отчета для решения вопроса, получает ли испытуемый информации больше, чем он может обнаружить в своем отчете, ограниченном объемом мгновенного запоминания. Во всех сериях эксперименты проводились с объектами, состоящими из нескольких (двух–трех) строк по три–четыре буквы в каждой строке. От испытуемого требовалось воспроизвести одну из строк, величина которой не превышала объема его мгновенного запоминания. Инструкция, сообщавшая испытуемому, какую строку он должен воспроизвести, была закодирована;

она подавалась в виде звукового тона сразу после предъявления стимула. Высокий тон соответствовал верхней строке, средний – средней, низкий – нижней строке.

Испытуемый должен был удерживать взгляд на фиксационной точке и быть готовым к любому тону.

Угадать, какой тон прозвучит, испытуемый не мог, так как тоны подавались в случайном порядке.

Громкость тона была достаточно большой, но не вызывающей неприятных ощущений, длительность его составляла 0,5 с.

Для сравнения результатов опытов с полным и частичным отчетами необходимо рассматривать частичный отчет как случайный образец того набора букв, который испытуемый воспринял и может воспроизвести. Так, если испытуемый дает правильные ответы в 90% случаев воспроизведения трех букв из девяти, то можно сказать, что он воспринял к моменту подачи тона–инструкции 90% из девяти букв (т.е. примерно восемь букв) и способен дать о них отчет.

В первых опытах с частичными отчетами результаты испытуемых относительно быстро улучшались и достигали достаточно стабильного уровня после нескольких десятков проб. При этом для всех объектов и всех испытуемых полученная информация, выявленная методом частичных отчетов, оказалась больше той, которая содержалась в полных отчетах. Так, по данным Сперлинга, число букв, воспринятых испытуемыми при коротких предъявлениях объектов, состоящих из трех строк по четыре буквы в каждой, равнялось в среднем 9,1 (от 8 до 11 букв). В пересчете на единицы информации это составило 40,6 дв. ед. из 53,6 возможных. Следует всегда иметь в виду, что результаты, полученные в опытах с частичными отчетами, представляют собой нижний предел количества тех букв, которые испытуемый может воспроизвести после прекращения экспозиции. Верхний же предел в этих опытах получен быть не может, так как нельзя доказать, что данные условия опыта (количество элементов в стимуле, их пространственная организация, способ разбиения стимула на части) являются оптимальными.

Отработка задания Опыт Цель индивидуального эксперимента – определить влияние на объем зрительного восприятия степени осмысленности предъявляемого материала.

Методика Описание опыта приводится для случая использования электромеханического тахистоскопа4. В качестве объектов служат наборы бессмысленных сочетаний букв и осмысленных фраз, снятые на пленку: первые 15 кадров – буквы (по 8 в каждом кадре), следующие 15 кадров – фразы (по 3 слова в каждой фразе). Экспериментальный материал дан в Приложении IV (в двух вариантах).

Процедура опыта. Тахистоскоп включается в сеть. С помощью рукояток, расположенных на задней панели прибора, устанавливается требуемое время экспозиции (200 или 300 мс). В проекционные аппараты тахистоскопа вставляются пленки: пленка № 1 – с дежурным изображением, пленка № 2 – с предъявляемым материалом. Испытуемый садится перед экраном тахистоскопа;

его голова вместе с прибором накрывается черной накидкой.

Инструкция испытуемому: «Внимательно смотрите в центр экрана, где на очень короткое время Вам будет предъявлен объект. Воспроизведите все, что увидите».

При включенном тахистоскопе на экране всегда присутствует дежурное изображение («шумовой фон»). Для предъявления объекта экспериментатор нажимает кнопку, находящуюся на задней панели прибора. После окончания экспозиции на экране снова появляется дежурное изображение. Испытуемый воспроизводит буквы (слова), которые он успел увидеть: его ответы записываются в протокол (см.

Приложение I). Экспериментатор при помощи ручки фильмоскопа устанавливает следующий кадр (при правильной установке кадра слышится щелчок). После прохождения первых 15 кадров испытуемый предупреждается о том, что теперь вместо набора букв ему будут предъявляться фразы.

Обработка результатов Заполняется графа протокола «Предъявленный материал» (из Приложения IV). Затем для каждого кадра определяется количество правильно воспроизведенных испытуемым букв и для каждого набора объектов (бессмысленных сочетаний букв и фраз) вычисляется среднее количество правильных ответов (единицей в обоих случаях служит буква). Это объем восприятия М1, и М2, которые нужно сравнить.

Опыт Цель опыта – экспериментальное сравнение объема зрительного восприятия по методикам полного и частичного отчета.

Методика В качестве объектов в опытах используются бессмысленные наборы букв, также снятые на пленку. В каждом кадре пленки – 12 букв, расположенных в 3 горизонтальных рядах по 4 буквы в каждом;

всего на пленке 30 кадров. Экспериментальный материал дан в Приложении V (в вариантах А и Б).

Процедура опыта включает 2 серии, и в каждой серии испытуемому предъявляется 15 кадров.

Первая серия опытов проводится по методике полного отчета: после экспозиции объекта испытуемый должен воспроизвести все буквы, которые он увидел. Основные черты методики те же, что и в опыте 1. Ответы испытуемого заносятся в протокол (см. Приложение II).

Вторая серия проводится по методике частичного отчета. Смысл его состоит в том, что испытуемого просят воспроизвести не весь предъявленный (и воспринятый им) материал, а только часть его. В качестве такой части в данном эксперименте выступает горизонтальная строка: верхняя, средняя или нижняя. До предъявления очередного кадра испытуемый не знает, из какой строки ему придется воспроизводить буквы. Об этом ему сообщается в инструкции сразу после экспозиции.

Инструкция дается через наушники в виде звукового тона разной высоты: высокий звук указывает на необходимость воспроизвести верхнюю строку, средний – среднюю и низкий – нижнюю. До начала второй серии испытуемый знакомится с тонами–инструкциями и заучивает их значения. В течение опыта звуки даются в случайной последовательности по заранее составленной программе (см.

подача звука после экспозиции обеспечивается постановкой в положение «включен»

соответствующего тумблера на приставке к тахистоскопу. Всего на приставке 3 тумблера с надписями:

«в», «с» и «н» (соответственно, «высокий», «средний», «низкий» тон). Ответы испытуемого заносятся в соответствующую графу протокола (Приложение II).

Обработка результатов 1. По результатам обеих серий опыта 2 с помощью той же процедуры, что и в опыте 1, подсчитывается среднее число правильных ответов (М1, и М2). Графа протокола «Предъявленный материал» заполняется с помощью Приложения V.

Для определения фактического объема восприятия среднее количество правильных ответов, полученных по методике частичного отчета (М2), умножается на 3. Это действие основано на следующем рассуждении: если испытуемый воспроизвел определенную часть букв из одной строки (например, 3 из 4 имеющихся), не зная заранее, о какой строке его спросят, значит он может воспроизвести такую же часть каждой строки, т.е. в 3 раза больше (в нашем примере – 9).

2. Полученные данные сводятся в таблицу.

Результаты двух серий эксперимента Методика Объем восприятия Полный отчет М1 = Частичный отчет М2 · 3 = Обсуждение результатов При сравнении показателей объема восприятия, полученных по методикам полного и частичного отчета, обнаруживается, какой объем материала «стирается» в кратковременной памяти испытуемых при попытке дать полный отчет.

В выводах студенты должны указать, свидетельствует ли полученное различие в пользу гипотезы о преимуществах методики частичного отчета.

Контрольные вопросы 1. Что такое тахистоскоп? Каковы были его назначения в психологических исследованиях?

2. Каковы основные условия проведения тахистоскопических опытов?

3. Что обозначает понятие объем восприятия!

4. В чем заключается зависимость объема восприятия от характера объектов, пространственной организации экспонируемого материала, перцептивного опыта наблюдателя и т.п.?

5. Как зависит качество восприятия от длительности экспозиции?

6. В чем заключается методика частичного отчета?

Литература: 13, с. 232–245;

ПРИЛОЖЕНИЕ I Образцы протоколов к опыту Дата:_ Испытуемый:_ Экспериментатор (он же протоколист): Бессмысленные сочетания букв N° Количество правильно Предъявленный материал Ответ испытуемого Примечание кадра воспроизведенных букв … М1 = Фразы № Количество правильно Предъявленный материал Ответ испытуемого Примечание кадра воспроизведенных букв … М2 = Результаты подсчета средних арифметических: объем восприятия при предъявлении бессмысленных сочетаний букв М1 =. Объем восприятия при предъявлении фраз М2 =.

ПРИЛОЖЕНИЕ II Образцы протоколов к опыту Дата:_ Испытуемый: Экспериментатор: Методика полного отчета (1–я серия) № Количество правильно Предъявленный материал Ответ испытуемого Примечание кадра воспроизведенных букв … Методика частичного отчета (2–я серия) № Количество правильно Предъявленный материал Ответ испытуемого Примечание кадра воспроизведенных букв … ПРИЛОЖЕНИЕ III Программа случайной последовательности звуковых тонов–инструкций Вариант А Вариант Б № кадра Звуковой тон № кадра Звуковой тон 1 низкий 1 средний 2 высокий 2 средний 3 высокий 3 низкий 4 средний высокий 5 высокий низкий 6 средний 6 средний 7 низкий 7 низкий 8 средний 8 низкий 9 средний 9 высокий 10 высокий 10 высокий 11 средний 11 низкий 12 средний 12 низкий 13 высокий 13 средний 14 низкий 14 высокий 15 высокий 15 высокий ПРИЛОЖЕНИЕ IV Экспериментальный материал к опыту Вариант А Условия опыта Бессмысленные сочетания букв Фразы № объекты № объекты Класс, ожидая, молчал 1 СБКШЖХРГ 2 ПТГАЕРСК 2 Книги покрыла пыль 3 МЖЭРКФШЦ 3 Берег порос травой 4 ЯЩРУВХОЛ 4 Зерно дает всходы 5 РЦХНМКСИ 5 Скоро будет гроза 6 ОИРГНЛФМ 6 Мама купила сумку 7 ТБШАЕНЛФ Дом покрашен краской 8 ЖЦСПМГТШ Время меняет моды 9 СМНЗЮИТА Вдали виден берег 10 ЕРЗКНЩАГ Матрос подал трап 11 ЗЕВМХБНЫ Завтра новая опера 12 ШЧЮТНДЗА Тучи застлали небо 13 УЛФХЩКЦИ 14 КУФЮПГМН 14 Хочу смотреть кино 15 ХНЩФАТБМ 15 Самолет меняет курс Вариант Б Условия опыта Бессмысленные сочетания букв Фразы № объекты № объекты 1 ЛЦНОПТРБ 1 Работа идет споро 2 ЛМКШВЕИН 2 Адрес указан верно 3 ВТГПОРБА 3 Жизнь бьет ключом 4 НХБЯВЭЧШ 4 Вожак бросил клич 5 ФОСЫПГМЧ 5 Дитя укутано шалью 6 ДГЖМОТКА 6 Цирк зажигает огни 7 ИПЕРСЛДТ 7 Надо говорить тихо 8 ПКНГТРБЦ 8 Переход был труден 9 БДЖАМЧЕК 9 Капитан забил гол 10 АНРТГОГР 10 Ялик наполнен водой 11 ГБАДШЖЧЕ 11 Роль сыграна плохо 12 АПТНВЗЖГ 12 Пуля достигла цели 13 БКИРДЕТФ 13 Хлеб продан оптом 14 ХИКЖДОФМ 14 Ночь окутала город 15 НЯРПАЕЭШ 15 Мне подарили куклу ПРИЛОЖЕНИЕ V Экспериментальный материал к опыту (даны бессмысленные наборы букв) Вариант А 1 – я серия 2 – я серия № кадра Объекты № кадра Объекты № кадра Объекты № кадра Объекты 1 АГЕИ 9 СКЖА 1 АЛВО 9 ВБЖШ КОЦШ ЦЕПР ЗРХС ОТЛМ ШЖНТ ТРОК РИПЖ ШЩГС 2 МНОР 10 ИПНХ 2 ОБШВ 10 БРЦД ПТХЛ ГТБЕ ЕКПР ЖТКА АСГИ ДАИС ЖНГД НВИМ 3 ПЩИА 11 ЮЩРГ 3 АГЕМ 11 ЕШНТ РСЕГ НПКЖ ПСШТ БОВА ТЛБВ ОГМР НРИК КГЗЛ 4 ГМКЛ 12 ЕМФШ 4 ОГТК 12 БСЖШ ОРТЦ ИГЦО МПЛЕ НИКА БЕНП ЛВХС ДШНР ОХГС 5 ГЖРЧ 13 АРКМ 5 НЩЕР 13 ЕИПЛ ЕИЛК ШЮНО МКБФ РХШИ ЩПГС ХЖНС КЖТП МПТВ 6 14 ХЕСЗ ЕКРХ 14 ШЛСЖ ФЦХН ЛПТА ЖТГБ АПИЗ ГКМА ЦНБИ МПСЧ ГЕДТ ДШОС 7 15 ВКПБ ТХМЛ 15 БТШР СИХР ХРОТ БРСЧ НЦФМ ЖКГА МСЗЦ АЗОП ВОЩК БНОЕ 8 8 ЗИГХ ПШТМ НЩЕР ЕРКГ ТФДК ИХЖЦ Вариант Б РАЗДЕЛ 3. ВНИМАНИЕ § 3. Задание 3. Исследование закономерностей распределения внимания Тема задания Проследить особенности деятельности в ситуации распределения внимания, познакомиться с процедурой определения свойств внимания.

Введение В данном задании мы кратко остановимся на характеристике одного из свойств внимания – его распределении. Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.

Человек часто вынужден распределять свое внимание между двумя или несколькими видами деятельности или быстро переключать его с одной деятельности на другую. Этого требуют многие современные профессии. Например, оператор, управляющий движущимся объектом, должен одновременно наблюдать за показаниями приборов, изменяющейся окружающей обстановкой, осуществлять управление и т.п.

Первые эксперименты по изучению распределения внимания относятся к 1887 г., когда французский психолог Ф. Полан обнаружил у себя способность, декламируя знакомое стихотворение, писать одновременно другие стихи. Он мог декламировать поэму, производя также простое умножение чисел, и, по его словам, ни одна из операций при этом не замедлялась. Естественно, выполнение одновременно двух деятельностей может приводить и нередко приводит к частичному, а иногда и к полному нарушению одной из них. Так, если испытуемый выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его воспроизвести, то продуктивность его работы снижается до 57–60%. Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предлагается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задачи могут быть либо однородными, либо разнородными и иметь различную степень сложности. Необходимо подбирать задачи, допускающие численное выражение степени успешности их выполнения. В эксперименте сравнивается эффективность одновременного и раздельного выполнения задач, на основании чего делается вывод об особенностях распределения внимания.

Обычно используется корректурный тест, предложенный в 1895 г. французским психологом Б.

Бурдоном. Результаты, получаемые с его помощью, легко поддаются количественной обработке. В данном задании для изучения распределения внимания применяется другой вариант корректурной пробы (Приложение III).

Корректурная таблица Б. Бурдона содержит 30 строк по 30 букв в каждой. В таблице восемь наименований букв: а, в, е, и, к, н, с, х. В каждой серии испытуемый, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должен в течение 5 мин как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы С и К, а букву А обводить кружком.

Методика Сущность корректурного теста состоит в том, что испытуемому дается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков;

предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными способами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором. В результате эксперимента получают следующие данные:

количество просмотренного материала, измеряемое либо в строках, либо в отдельных символах (буквах), количество пропущенных букв, количество неправильно зачеркнутых букв. По существу эти данные характеризуют меру производительности и меру точности работы испытуемого. На их основании выводится обобщенная оценка его работы.

Показатель точности работы А вычисляется по формуле где – число правильно зачеркнутых знаков;

О – число пропущенных.

Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, этот показатель равен единице;

при наличии ошибок он всегда меньше единицы. Показатель производительности, или продуктивности, работы Е вычисляется по формуле Е = S·A, где S – число всех просмотренных знаков. Он характеризует не только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но имеет и некоторое прожективное значение. Например, если в течение 5 мин испытуемый просмотрел знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

Отработка задания Опыт состоит из двух серий: проводится коллективно. Между сериями должна быть 5–минутная пауза. В каждой серии испытуемый заданными способами зачеркивает и обводит кружком определенные буквы. Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по истечении каждой минуты говорит слово «черта».

В каждой серии используется новый вариант бланка. В процессе эксперимента может меняться характер зачеркивания букв, что обычно выражается в изменениях наклона черточек;

во второй серии опыта испытуемый, например, может начать вычеркивать буквы только после того, как сосчитает определенное число звуков, или будет зачеркивать буквы одновременно с предъявлением каждого звука и т.п.

В первой серии испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствовал момент произнесения экспериментатором слова «черта», и продолжать работу дальше. Конец серии также отмечается вертикальной чертой.

Инструкция испытуемому для первой серии: «Просматривая слева направо каждую строчку корректурной таблицы, вычеркивайте буквы С и К и обводите букву А следующими способами: С, К, А После того как экспериментатор произнесет слово «черта», на строчке поставьте вертикальную черту и продолжайте работу».

Во второй серии наряду с вычеркиванием тех же букв испытуемый должен считать звуки высокого тона, которые предъявляются на фоне звуков низкого тона с магнитофона через динамики. При этом после слова «черта» испытуемый кроме вертикальной черты записывает рядом число воспринятых им звуков высокого тона и продолжает работу дальше.

Инструкция испытуемому: «Просматривая слева направо каждую строчку таблицы, вычеркивайте или обводите те же буквы и такими же способами, что и в первой серии. Одновременно считайте звуки высокого тона. Как только экспериментатор произнесет слово «черта», поставьте вертикальную черту, а рядом укажите число воспринятых звуков высокого тона и продолжайте работу».

Обработка результатов 1. В каждой серии определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, т.е.

подсчитать количество просмотренных букв S, число зачеркнутых букв и количество ошибок О.

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. Результаты этой обработки занести в таблицу (см. Приложение I).

2. На основании полученных количественных данных построить графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии (см. Приложение II). При этом для второй серии на графике должна быть представлена кривая, отражающая число воспринятых испытуемым звуков высокого тона по минутам.

3. По суммарным данным каждой серии вычислить: а) показатель точности работы А = (точность + вычислений 0,01);

б) показатель чистой производительности Е = S·A (точность вычислений равна 1) и внести эти показатели в таблицу.

Образец сводной таблицы показателей Е и А по сериям Серия Показатель 1 Е А 4. Начертить сравнительную диаграмму показателей Е и А по сериям.

Обсуждение результатов На основании сравнительного анализа количественных показателей обеих серий (по графику динамики и сравнительной диаграмме), а также словесного отчета испытуемого показать:

а) характер динамики работы испытуемого в каждой серии опыта;

б) какое влияние на производительность, точность и качество основной деятельности (вычеркивание букв) оказывает одновременное выполнение другой деятельности (счет звуков);

в) наблюдалось ли упражнение (тренировка) или утомление испытуемого в каждой серии эксперимента.

Контрольные вопросы 1. В чем суть методов, применяемых при исследовании распределения внимания?

2. Каковы способы обработки экспериментальных данных, получаемых в корректурном тесте?

3. В чем состоит смысл показателей точности и чистой производительности работы?

4. Чем характеризуются факт распределения внимания и качество работы при одновременном выполнении двух или нескольких деятельностей?

5. В каких случаях влияние одной деятельности на другую оказывается наименьшим?

ПРИЛОЖЕНИЕ I Сводная таблица результатов по сериям (поминутно) ПРИЛОЖЕНИЕ II График динамики продуктивности работы (поминутно) Такие же графики строятся для показателей и О.

ПРИЛОЖЕНИЕ III Материал к корректурной пробе Испытуемый: Дата: § 4. Задание 4. Исследование процесса переключения внимания Тема задания Проследить процесс переключения внимания, выявить особенности поиска при переключении внимания.

Введение Под переключением внимания понимается способность человека быстро переключаться с одной деятельности на другую. Переключаемостъ означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одних качеств или свойств на другие. Очевидно, что переключаемость внимания в сложных и быстро меняющихся условиях означает способность быстро в них ориентироваться. Легкость переключения внимания различна у разных индивидуумов: одни легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других этот переход оказывается трудным, требующим более или менее длительного времени и затраты определенных усилий. Степень переключаемости внимания зависит от целого ряда условий. К числу их относится, прежде всего, соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельностей, а также отношение субъекта к ним: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение, и наоборот.

Экспериментальное исследование переключения внимания – раскрытие закономерностей и организации этого процесса – приобретает весьма большое значение, так как многие современные профессии требуют от человека не только широкого распределения, концентрации, устойчивости внимания, но и быстрого его переключения.

Существует несколько методов исследования переключения внимания. Прежде всего следует отметить методику Шульте. Суть ее заключается в том, что испытуемому предъявляется квадрат, разделенный на определенное число мелких квадратиков, в которых могут быть помещены в случайном порядке различные знаки: например, арабские или римские цифры. Испытуемый должен последовательно осуществлять поиск то арабской, то римской цифры, при этом поиск арабских цифр может осуществляться в восходящем порядке (например, от 1 до 25), а римских – в нисходящем. Таким образом, испытуемый в ходе поиска оказывается перед необходимостью переключать внимание с одной деятельности на другую. По времени, затраченному на выполнение задания, и характеру поиска судят о скорости переключения внимания. В целях исследования процессов переключения внимания нашли широкое применение черно–красные цифровые таблицы [Горбов, 1964]. Эти таблицы по существу представляют собой модифицированный квадрат Шульте – они также разделены на несколько мелких квадратов, в которых в случайном порядке размещены черные и красные цифры (см. Приложение).

Испытуемый должен попеременно и в определенном порядке находить и показывать указкой черные и красные цифры. Хотя цифры на таблице неизменны, возникающая всякий раз после нахождения очередной цифры ситуация меняется: когда испытуемый нашел очередную цифру, она уже есть не то, что подлежит поиску, а становится лишним материалом, помехой. Поэтому испытуемый оказывается перед необходимостью не только быстро переключать внимание с одного раздражителя на другой, но и абстрагироваться, отвлекаться от помех. В обычном варианте таблицы содержится натуральный ряд черных чисел от 1 до 25 и натуральный ряд красных чисел от 1 до 24. Испытуемый ищет числа в следующем порядке: 1 черное – 24 красное, 2 черное – 23 красное, 3 черное – 22 красное и т.д. Таким образом, сумма пар черных и красных оказывается постоянной, равной 25, и испытуемый может руководствоваться этим правилом, что существенно облегчает переключение и поиск. Можно, однако, предложить более сложный вариант той же таблицы. Она по внешнему виду аналогична первой:

разделена на 49 квадратов–клеток, в которых также размещены в случайном порядке числа красного и черного цвета. Однако ряды черных и красных чисел здесь не одинаковы: цифры красного цвета даны от 1 до 24 по порядку, а черного – от 1 до 49 по нечетному ряду (1, 3, 5, 7. 49). Такая таблица исключает возможность работы по принципу дополнения, так как сумма пар из «восходящих» черных и «нисходящих» красных цифр в ней непостоянна. Задача в этом случае оказывается более трудной.

Методика В эксперименте используется цифровая черно–красная таблица, выполненная на металлическом плато. На таблице в 49 квадратах размещены числа черного (от 1 до 25) и красного (от 1 до 24) цвета в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания (см. Приложение). Для регистрации динамики и характера поиска чисел на таблице используется одноканальный самопишущий прибор, соединенный электрической цепью с металлическим плато, на котором расположена черно–красная таблица. В нерабочем состоянии цепь разомкнута и перо на диаграммной ленте пишет прямую линию.

Цепь замыкается в тот момент, когда испытуемый касается металлическим стержнем найденного числа на таблице. При замыкании цепи прибор записывает отклонение пера от прямой линии в виде небольшого пика.

Экспериментальная группа. В проведении опыта участвуют три человека: экспериментатор, протоколист, испытуемый. Экспериментатор перед каждой серией дает инструкцию испытуемому, включает лентопротяжный механизм прибора, осуществляет наблюдение за характером поведения испытуемого в процессе выполнения работы. Особенно важны наблюдения в третьей серии опыта.

Экспериментатор в этой серии должен обратить особое внимание на напряженность позы и мимики испытуемого, на характер и число поисковых движений, на правильность нахождения чисел и др. После опыта экспериментатор заносит результаты наблюдения в протокол.

Функции протоколиста сводятся к следующему: он указывает на диаграммной ленте прибора дату эксперимента, фамилию испытуемого, экспериментатора, протоколиста;

отмечает начало каждой серии опыта;

в течение всего эксперимента заносит ответы испытуемого в протокол;

по секундомеру фиксирует время выполнения работы в каждой серии и указывает это время в протоколе.

Процедура опыта. Опыт состоит из трех серий, которые следуют друг за другом без перерыва. В первой серии испытуемый должен находить черные числа в возрастающем порядке и одновременно с называнием числа показывать его на таблице металлическим стержнем. Во второй серии испытуемый осуществляет поиск красных чисел в убывающем порядке (от 24 до 1). в третьей серии обе деятельности выполняются поочередно, т.е. отыскиваются то черные числа в возрастающем порядке, то красные в убывающем порядке. После эксперимента испытуемый должен дать словесный отчет об особенностях и характере выполнения работы во всех трех сериях.

Инструкция испытуемому: «Возьмите металлический стержень в правую руку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифрами. В первой серии Вы должны находить на таблице все числа черного цвета от 1 до 25 по порядку. При нахождении числа называйте его и фиксируйте стержнем. Во второй серии осуществляйте поиск чисел красного цвета от 24 до 1. В третьей серии Вам необходимо поочередно искать числа черного цвета от 1 до 25, а красного от 24 до 1. При этом нужно называть цвет найденного числа, а также фиксировать (как в первых двух сериях) найденное число металлическим стержнем».

Обработка результатов 1. На основании полученных данных составить таблицу и построить график времени выполнения задания во всех трех сериях для каждого испытуемого.

2. По кривой записи вычислить время поиска каждого отдельного числа таблицы для каждой серии опыта, исходя из скорости движения диаграммной ленты.

3. Построить график времени поиска каждого числа по сериям;

по оси абсцисс откладываются числа таблицы, по оси ординат – время в секундах.

4. Заполнить сводную таблицу времени выполнения задания и числа допущенных ошибок в каждой серии для экспериментальной группы в целом.

Сводная таблица результатов по группе испытуемых Показатель Испытуемый 1–я серия 2–я серия 1–я + 2–я серии 3–я серия время ошибки время ошибки время ошибки время ошибки Обсуждение результатов На диаграммной ленте прибора регистрируется время поиска отдельного числа. Кроме того, полученная кривая позволяет судить о характере поиска чисел на таблице. Например, на каком–то отрезке времени испытуемый может находить несколько чисел подряд, а на другом, где поиск того или иного числа по каким–либо причинам окажется затрудненным, будет некоторый перерыв в фиксации чисел, на ленте прибор запишет прямую линию.

Суммарное время выполнения задания в первых двух сериях, как правило, всегда оказывается меньшим, чем в третьей серии. Разница этих показателей и показывает общее время, затрачиваемое на переключение внимания.

После проведения опыта каждый участник эксперимента должен записать в свой протокол расположение чисел на таблице с тем, чтобы проанализировать характер поиска в зависимости от пространственного расположения чисел. Например, искомое число, которое располагается рядом с только что найденным, может отыскиваться гораздо большее время, чем число, далеко отстоящее от найденного.

На основании анализа количественных показателей, графиков, полученной кривой, числа допущенных испытуемым ошибок, данных словесного отчета и наблюдения экспериментатора необходимо описать характер поиска чисел таблицы во всех трех сериях и по данным сводной таблицы проанализировать индивидуальные особенности испытуемых.

В выводах студент должен показать особенности переключения внимания.

Контрольные вопросы 1. Что такое переключение внимания?

2. Каковы методы его исследования?

3. В чем заключается техника проведения данного опыта?

ПРИЛОЖЕНИЕ Вариант таблицы Горбова* 8 9 24 20 15 6 4 5 12 1 24 13 14 18 17 22 2 11 22 11 7 21 8 3 2 7 16 23 19 16 13 1 21 5 10 25 15 10 18 20 4 14 * Числа, которые имеют в таблице красный цвет, набраны здесь курсивом.

РАЗДЕЛ 4. ПАМЯТЬ § 5. Общие методические указания к Заданиям 5– Тема заданий Знакомство с классическими методиками изучения памяти человека.

Введение Начало применения экспериментальных методов для исследования процессов памяти относится к концу XIX в. Основоположником экспериментального изучения памяти является немецкий психолог Г.

Эббингауз, который в 1885 г. опубликовал первое экспериментальное исследование памяти (ber das Gedchtnis). Ему принадлежит разработка ряда методов (точнее, методик) количественного учета процессов заучивания и сохранения.

Основной задачей, которую ставили перед собой психологи, изучавшие память, является измерение памяти – выражение в количественных величинах ее объема, процессов заучивания, процессов забывания, и таким образом приблизиться к изучению механизмов, лежащих в основе запоминания материала, фиксации и воспроизведения следов.

Уже с самого начала психологам–экспериментаторам (Г. Эббингаузу, Г. Мюллеру, Ф. Шуману и др.) было понятно, что процесс запоминания существенно зависит от мышления человека, смысловой организации материала. Поэтому основная задача исследователей сводилась к тому, чтобы разработать приемы, позволяющие изучить память в возможно «чистом» виде, устранив влияние всяких дополнительных факторов (смысловая организация материала, включение ассоциаций и т.п.). В связи с этим Г. Эббингауз предложил специальные приемы, сделав предметом своего исследования запоминание изолированных (не связанных между собой) слов, цифр или бессмысленных слогов.

Предлагая для запоминания этот материал, классики психологии ставили перед собой следующие конкретные задачи:

выяснить объем доступного для запоминания материала;

описать те законы, которые влияют на то, что отдельные элементы, включенные в ряд, воспроизводятся с различной частотой, и объяснить, почему одни элементы запоминаются легче и прочнее, а другие – труднее;

установить, запоминается ли различный материал (зрительный, слуховой, двигательный) с одинаковой или разной степенью легкости;

выяснить основные законы постепенного заучивания материала и, в частности, установить, как влияет на процесс заучивания объем запоминаемого материала, частота повторения и т.д.;

установить основные законы, по которым происходит забывание материала, и описать характерные черты постепенного угасания запечатленных следов.

Естественно, что все эти вопросы стоят в тесной связи с тем, в какую деятельность включается запоминание, является ли оно результатом специально поставленной задачи запомнить материал (мнестическая задача) или протекает непреднамеренно, без задачи запоминать материал. Описание законов запоминания стоит в тесной связи с организацией условий процесса запоминания и зависит от того, какие приемы применяет субъект и какую систему смысловых связей он использует для запоминания.

Исследование процессов запоминания в наиболее простых («чистых») формах требует того, чтобы оно протекало по возможности без всяких вспомогательных средств, без организации материала в сложные смысловые системы. Поэтому первые опыты, посвященные изучению памяти, были направлены на измерение возможно более простой, механической памяти.

Г. Эббингауз стремился подобрать для своих исследований такой материал, который по трудности был бы однороден для всех испытуемых, минимально связан с их прежним опытом, почти не вызывал никаких ассоциаций. В качестве такого материала исследователь выбрал бессмысленные слоги из трех букв. Техника составления слогов была следующей: из двух ящичков, в один из которых помещались все гласные, а в другой – все согласные буквы, вынимались наудачу одна гласная и две согласные буквы. Согласные буквы приставлялись по одной с той и другой стороны гласной. Полученные таким образом слоги считались подходящими, если они не имели никакого смысла, например: пяг, моб, таф и т.п. В своих экспериментах Эббингауз пользовался рядами таких слогов разной длины, т.е. содержащих различное количество бессмысленных слогов.

Бессмысленные слоги могли служить, по мнению Г. Эббингауза, единицами измерения процессов механической памяти. Два ряда, состоящие из одинакового количества бессмысленных слогов, можно было считать тождественными с точки зрения трудности запоминания;

постепенное же увеличение числа слогов в предъявляемых рядах позволило усложнить процесс усвоения экспериментального материала и тем самым изучить основные закономерности механической памяти (заучивания, сохранения и забывания, воспроизведения и узнавания). Этого нельзя было столь четко проследить на осмысленном материале, например на строчках стихотворений или фразах с одинаковым или постепенно увеличивающимся количеством слов, так как подобный материал мог бы вызвать различные ассоциации, быть более или менее знакомым для испытуемого и оказался бы в силу этого различным с точки зрения трудности заучивания.

В начале XX в. К. Рупп в Германии, а затем и В. Экзеплярский в России составили специальные книжки, содержащие все слоги, которые могут употребляться для экспериментального исследования памяти. Такие специальные требования к подбору экспериментального материала на первом этапе изучения закономерностей памяти были вполне оправданы.

Г. Мюнстерберг в качестве однородного, бессмысленного материала для экспериментального исследования механической памяти предложил цифры. Располагая их в случайном порядке в ряды различной длины, он выбрасывал такие сочетания цифр, которые были связаны с широко известными хронологическими, датами, например: 1812, 1848, 1917гг. и т.д.

Для исследования закономерностей механической памяти в качестве экспериментального материала использовались также ряды геометрических фигур и ряды не связанных между собой по смыслу слов, например: бор, шаг, сын, вор и т.д. При исследовании памяти экспериментальный материал предъявлялся двумя способами: зрительно и на слух. При зрительном способе испытуемому дается инструкция воспринимать предъявляемый материал только зрительным путем, не производя никаких артикуляционных движений. При слуховом способе экспериментатор отчетливо, полным голосом читает материал. Испытуемому указывается, что он должен внимательно слушать экспериментатора и, как при зрительном способе, не прибегать к артикуляционным движениям. В зависимости от целей исследования эти два способа могут модифицироваться. Так, при зрительном способе испытуемому можно предложить одновременно вслух или про себя читать воспринимаемый материал. В первом случае способ предъявления материала можно назвать зрительно–слухо–моторным, во втором – зрительно–моторным. Модификация зрительного способа может заключаться в том, что одновременно со зрительным предъявлением материала его читает экспериментатор, а испытуемому дается инструкция либо сопровождать зрительное восприятие материала беззвучными артикуляционными движениями, либо полностью воздерживаться от подобных движений.

Модификация слухового способа может состоять в том, что испытуемый сопровождает слушание экспериментатора беззвучными движениями артикуляционного аппарата, т.е. повторяет материал про себя. Подобный способ обычно называют слухо–моторным.

Необходимость строгого однообразия условий опыта, являющаяся основным положением экспериментальной техники в любой области знания, потребовала создания ряда технических приемов и специальной аппаратуры, позволяющих ставить всех испытуемых в процессе данного исследования в одинаковое положение. При экспериментальном исследовании памяти большое значение имеет строгая дозировка экспозиции материала или его отдельных частей и интервалов между экспозициями. Так, например, при изучении процесса запоминания текстов необходимо всем испытуемым давать одинаковое время, за исключением случаев, когда само время является количественной характеристикой этого процесса. При предъявлении ряда слогов, цифр, слов время экспозиции каждого элемента ряда и промежутки между экспозициями должны быть строго постоянными.

В связи с этим еще со времен Эббингауза стали создаваться специальные аппараты для зрительного предъявления экспериментального материала, названные мнемометрами (от греческого слова «мнемо» – память), которые позволяют предъявлять каждый элемент ряда и на определенное число секунд, и через определенные промежутки времени (например, на 1 с через с;

на 2 с через 2 с и т.д.).

Современный уровень экспериментальной техники позволяет значительно совершенствовать технические приемы подачи экспериментального материала. Как для индивидуальных, так и для коллективных опытов, при зрительных предъявлениях используются фото– и киноустановки, а для предъявления материала на слух – магнитофонные записи. Все чаще используются компьютерные процедуры предъявления стимулов. Вместе с тем следует указать, что даже в современных исследованиях памяти, особенно в диагностических целях (в детской психологии, медицинской психологии и психологии труда), можно пользоваться так называемыми безаппаратурными методиками, соблюдая строгие условия эксперимента и четкую подборку экспериментального материала.

Методические приемы исследования памяти Методические приемы могут быть разбиты на две основные группы.

Первую группу составляют методики исследования непосредственной памяти;

их задача заключается в том, чтобы определить число элементов, которые испытуемый может удержать без применения каких–либо специальных приемов смысловой организации ряда. Изучение непосредственного запоминания имеет свое специальное значение: оно позволяет установить, как происходит запоминание материала в зависимости от различного строения деятельности, какую роль в запоминании играет отношение запоминаемого материала к основной цели деятельности и какие факторы определяют запоминание материала в тех случаях, когда заучивание материала не является предметом специальной задачи.

Вторую группу составляют методики исследования опосредствованного запоминания;

они ставят перед собой задачу изучения того, насколько объем и прочность запоминания могут повыситься в результате использования специальных (мнемотехнических) средств, вводящих запоминаемые элементы в систему логических связей, или использования смысловой организации запоминаемого материала. Как правило, переход к изучению опосредствованного запоминания является вместе с тем переходом к изучению сложных форм памяти, логической по своему строению и долговременной по своим возможностям.

Исследование обеих форм памяти составляет основные разделы психологического изучения памяти, которое имеет большое значение для определения как индивидуальных особенностей памяти, так и тех изменений в памяти, которые имеют место в процессе умственного развития ребенка.

Обе названные группы методов относятся к методам изучения произвольного запоминания, или, иначе говоря, к методам исследования целенаправленных мнестических процессов.

Особое место занимают методики исследования непроизвольного, или непреднамеренного, запоминания. Их целью является изучение законов, которые лежат в основе того, как процесс образования следов может протекать в тех случаях, когда перед испытуемым не ставится задача запоминать предлагаемый материал, иначе говоря, когда запоминание материала происходит в процессе какой–нибудь другой деятельности, не включающей соответствующей мнестической задачи.

Исследование непроизвольного (непреднамеренного) запоминания было развито рядом отечественных психологов (П. И. Зинченко, А. А. Смирновым) и имеет большое значение для психологии.

Классические методики исследования памяти Для исследования памяти с самого начала ее изучения был разработан ряд методик, которые теперь называются классическими. Они относительно просты и могут быть с успехом использованы для обозначенных выше задач изучения процессов запоминания в их самых элементарных формах.

1. Методика удержанных членов ряда. При этой методике все элементы экспериментального ряда (слоги, числа, фигуры, слова) зрительно или на слух предъявляются испытуемому последовательно. В зависимости от целей исследования ряд может быть предъявлен один или несколько раз. После предъявления всего ряда испытуемому предлагается либо сразу, либо через определенный промежуток времени воспроизвести все, что он запомнил (устно или в письменной форме), не заботясь о порядке элементов ряда. Число правильно воспроизведенных элементов отражает степень запоминания материала. Метод удержанных членов ряда может употребляться в разных модификациях. Так, например, стимульный ряд может быть предъявлен не последовательно, а целиком, на специальной карточке или с помощью фотоустановки на строго определенное время. В другой модификации в инструкции может быть дано указание на запоминание элементов ряда в той самой последовательности, в которой они предъявлялись.

Методика широко используется для определения непосредственного объема памяти, зависимости процесса запоминания от содержания и структурных особенностей материала и других целей.

2. Методика удачных ответов (или парных ассоциаций). Экспериментальным материалом в данном случае служат ряды из пар слогов, чисел, фигур, слов, которые испытуемый должен запомнить.

Материал предъявляется последовательно пара за парой, между парами соблюдается строго определенная пауза.

Если используется зрительный способ предъявления, то испытуемому предлагается читать про себя или вслух каждую пару с ударением на первом элементе пары (в трохеическом размере). Например: бам – луц или шар – вол. При слуховом предъявлении экспериментатор сам читает пары также в трохеическом размере. После предъявления всего материала (один или несколько раз) испытуемому предъявляется только первый элемент каждой пары зрительно или его читает экспериментатор, а испытуемый должен назвать или записать второй элемент пары. Количество правильно воспроизведенных вторых элементов пар является показателем прочности образовавшихся ассоциаций.

Методикой удачных ответов изучается влияние на процесс запоминания различных по содержанию связей между опорными элементами (первыми элементами пар) и элементами–объектами (вторыми элементами пар).

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector