Экспериментальная психология сознания кратко
Экспериментальная психология сознания
Обычно появление экспериментальной психологии ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. В 1879 г. немецкий психолог В. Вундт(1832—1920) открывает в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, а затем Институт психологии в 1881 г. Он же дает название новой науке и пишет монументальный труд «Основы физиологической психологии» (1873—1874), где собирает и объединяет в новую дисциплину созданное различными исследователями. С этого момента принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной науки.
Программа Вундта логично вытекала из эмпирической и ассоциативной психологии. Он унаследовал такие исторически сложившиеся принципы, как апперцепция, ассоциация и опыт. Метод самонаблюдения исследователь считал единственным прямым методом психологии, поскольку предмет психологии — непосредственный опыт, как он дан самому человеку.
Задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания — это
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. — 248 с. 18
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
ощущения, представления и чувствования. Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы перцепции и апперцепции. Апперцепция — это активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации. Апперцепция противостоит механистическому принципу ассоциации, так как приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов. В лаборатории Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых звуковых раздражителей и исследования времени реакции. Вундт полагал, что, измеряя время реакции, можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли (мышечное движение). Проделанная школой В. Вундта работа заложила основы экспериментальной психологии и была ориентирована на общенаучный экспериментальный метод.
Однако прежде всего ученые конца XIX в. (среди которых В. Вундт, Д. Локк, Ф. Брентано, У. Джеймс и др.) трактовали психологию как науку о «непосредственном опыте» и ставили перед собой задачу исследования сознаниячеловека. Ум одновременно получает идеи и занимается их рассмотрением. Исследователей привлекало особое свойство процессов сознания: непосредственная открытость субъекту эксперимента и «закрытость» этих же процессов для остальных.
Человек (испытуемый), считали они, может исследовать этот «непосредственный опыт» с помощью метода рефлексии, т. е. посредством «самонаблюдения», а затем рассказать о своих ощущениях экспериментатору. Метод интроспекции,или самонаблюдения, предложенный Вундтом, развил в своих экспериментах его ученик Э. Титченер(1867— 1927). Он рассматривал следующие задачи структурной психологии:
1) разложение душевного состояния на составные части;
2) установление того, каким образом соединены эти части;
3) установление соответствия законов комбинации этих частей с физиологической организацией. Эти задачи не находились в противоречии с задачами психологии, предложенными Вундтом. Отличие состояло в том, что Титченер строго ограничивал возможное содержание отчета испытуемого о самонаблюдении. Например, испытуемому показывали яблоко. Подготовленный интроспекционист должен был «забыть» о том, что перед ним яблоко и отчитываться о «цветовых пятнах», «изгибах линий» и т. д. Результатом этих исследований стала книга «Очерки психологии», где Титченер представил список о 44 тыс. элементарных ощущений.
Одновременно со структурной психологией Вундта и Титченера развивалась теория актов сознания Франца Брентано(1838—1917). Главным предметом психологии Брентано считал не содержание и структуру сознания, а активность сознания. В 1874 г. ученый выпустил труд «Психология с эмпирической точки зрения».
И все же путь развития психологии показал, что только самонаблюдение не может быть источником достоверных знаний о психике.
Во-первых, оказалось, что процедура интроспекции чрезвычайно субъективна: как правило, в своем отчете испытуемый обнаруживал именно то, что интересовало исследователя и соответствовало его теоретическим представлениям.
Более того, обнаруживались несовпадения результатов у разных авторов или даже у одного экспериментатора.
При этом многие опыты проводились публично, что также обесценивало результаты. Во-вторых, после работ французских психиатров М. Ж. Шарко(1825—1893), И. Бернгейма(1840—1919) и особенно австрийского психолога 3. Фрейда(1856—1939) стало совершенно ясно, что сознание — это не вся психика. Кроме осознаваемого человеком существуют многие психические явления, которые им не осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным.
В-третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей, психических больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения.
В-четвертых, работы психоаналитиков показали: то, что осознается человеком, часто является
рационализацией, результатом работы защитных механизмов, т. е. искаженным восприятием, а вовсе не
Интроспективная психология сознания не смогла объяснить многие явления психики. Так, программе
Вундта была противопоставлена понимающая психология В. Дильтеяи его последователя Э. Шпрангера.
Главной задачей психологии они считали не объяснение закономерностей душевной жизни человека, а ее
понимание в субъективно понимаемой целостности.
Психология, с их точки зрения, принадлежит не к циклу наук о природе (таким, как физиология, химия и т.
п.), а к наукам о духе (к которым относятся история и культурология). Дильтей и Шпрингер утверждали, что
в науках о духе, и в психологии в том числе, неприменим естественнонаучный, по сути, экспериментальный
метод. Методом гуманитарных наук должен быть метод понимания, или эмпатии (вчувствования в
Структурализму Вундта также противостоял функционализм Вильяма Джеймса(1842—1910). Джеймс
предложил альтернативный аналитической интроспекции способ изучения сознания. Он использовал
метафору «поток сознания», которая фиксировала динамичность психических явлений. Если остановить
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. — 248 с. 19
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
поток сознания, он терял свои свойства, превращаясь в мертвый «срез» реальности психической жизни.
Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как
«мой», как «принадлежащий мне». Джеймс внес огромный вклад в изучение психологии личности,
психологии эмоций, внимания и памяти.
В психологической науке начали открывать собственно психологические закономерности, действующие
независимо от сознания, иначе говоря — объективно.
Так, были получены различные данные в области открытия законов памяти, в частности в исследованиях Г.
Эббингауза(1850—1909). Занявшись проблемой памяти, ученый изобрел особый объект — бессмысленные
слоги, то есть отобрал такие раздражители (около 2300 слогов), которые не вызывают никаких ассоциаций.
Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты запоминания: количество слогов, время
заучивания, повторения и т. д.
Э. Торндайк(1874—1949), разрабатывая и преобразовывая понятие об ассоциации, приходит к способу
Свои опыты исследователь проводил над животными, используя так называемые проблемные ящики:
животное могло выйти из ящика, лишь приведя в действие особое устройство.
Метод научения определялся формулой «пробы, ошибки и случайный успех». Ассоциации трактовались
ученым прежде всего как присущие телесному организму интеллектуальные процессы. До Торндайка
своеобразие интеллектуальных процессов считалось следствием идей, мыслей, умственных операций (как
актов сознания). У Торндайка же они выступили в виде независимых от сознания двигательных реакций
Закрепление ассоциаций психология в дальнейшем отнесла к процессам памяти. Автоматизированные, благодаря повторению, действия, стали называться навыками.
Необходимо сказать еще о двух крупных фигурах экспериментальной психологии середины XIX в.: это Ф. Гальтон(1822—1911) и А. Бине(1857—1911).
Ф. Гальтона иногда называют первым практикующим психологом. Используя наличные экспериментально-психологические методики, присоединив к ним изобретенные им самим, он поставил их на службу изучения индивидуальных вариаций. Это относилось как к телесным, так и к психическим признакам. Он создал лабораторию в Лондоне, где каждый мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, по Гальтону, существуют корреляции. Гальтон замыслил охватить исследованиями все население Англии, с тем чтобы определить уровень психических ресурсов страны, но через его лабораторию прошло «только» 9000 человек.
Свои испытания он обозначил словом тест, которое навсегда вошло в психологический лексикон. Он применял тесты, касающиеся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти (найдя, например, сходство зрительных образов у близнецов).
Гальтон стал преобразователем экспериментальной психологии в дифференциальную, изучающую различия между индивидами и группами людей.
Французский психолог Альфред Бине известен прежде всего своим тестом интеллекта. Он поставил задачу выявить и отделить способных к учению, но ленивых детей от неспособных детей, страдающих прирожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания Бине превратил в тесты, установив шкалу, каждое из делений которой — содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах. В Германии В. Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ.
Данный коэффициент соотносил «умственный» возраст (определяемый по шкале Бине) с хронологическим («паспортным»).
Это направление стало важнейшим каналом сближения психологии с практикой.
Психология выходила на новый виток своего развития и осваивала практическую область. Предметом анализа стали не только элементы и акты сознания, познаваемые только методом интроспекции, а телесные реакции, изучаемые объективным методом. С опытами первых психологов-экспериментаторов рушится воззрение на сознание как на замкнутый в себе внутренний мир.
Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться к исследованию бессознательного, других заняться изучением поведения (бихевиористов, представителей объективной психологии).
Экспериментальная психология сознания.
Синтез естественнонаучных предпосылок и философских принципов психологии был совершён Вильгельмом Вундтом в 1879 году. Это дата создания в Лейпциге первой экспериментальной психологической лаборатории, дата, которую считают датой рождения научной психологии.
Ещё раз обращаю ваше внимание. Первая дата — 1860 год — открытие основного психофизического закона Фехнера. И через 19 лет — 1879 год — открытие лаборатории при университете в Лейпциге. Вторая дата подчёркивается особо, поскольку речь идёт об институциализации психологической науки. После Вундта в разных странах стали создавать подобные лаборатории. В России лаборатория экспериментальной психологии была создана Владимиром Михайловичем Бехтеревым в 1885 году — всего через 6 лет после лаборатории в Лейпциге — очень быстро. И в Англии и во Франции лаборатории были созданы позднее. Я уж не говорю о Соединённых Штатах. Бехтерев открывает свою лабораторию в Казанском университете (3-й университет в России).
По образованию Вильгельм Вундт был философом. Ему принадлежит ряд учебников по философии, логике и экспериментальной психологии. Он же разработал первую программу исследований в области психологии, как самостоятельной науки. Эта программа получила специальное название: «физиологическая психология». Название довольно странное, но которое говорило об очень многом. А именно: Вундт считал, что психологию необходимо строить на основе физиологии. На основе знания о функционировании мозга, органов чувств и движения.
Второе — и это, пожалуй, особенно важно: психология должна использовать физиологические методы, т.е. метод экспериментов.
Пытаясь выделить психологию в качестве самостоятельной дисциплины, отделить её от философии, Вундт оказался перед серьёзной проблемой: а собственно как, по какому образцу строить психологическую науку. В качестве такого образца он выбрал химию 18-го века. Химия 18-го века пыталась найти конечные элементы мироздания, т.е. элементы, из которых состоит всё, что существует. Но химия имела дело с миром внешним, а психология — с миром внутренним. В качестве элементов внутреннего мира Вундт рассматривал простейшие, далее неразложимые ощущения и переживания. Он считал, что из них, как из кирпичиков, можно составить любое, сколь угодно сложное, психическое образование.
Эксперимент Вильгельма Вундта и был направлен на то, чтобы испытуемые обнаруживали у самих себя исходные ощущения либо переживания. Этот метод и называется аналитическая интроспекция. Он представляет собой изощрённую форму самонаблюдения, в ходе которого испытуемый разрушает исходный образ, пытаясь выделить в нём неразложимые далее ощущения. В повседневной жизни мы имеем дело с предметами и предметными ситуациями. Аналитическая интроспекция призвана выйти за пределы предметности, т.е. иметь дело не с реальностями, которые называются доска, стол, стул, а с реальностями, которые имеют название «нечто чёрное», «имеющее оттенок белого», «вызывающее отрицательное отношение».
Для того, чтобы таким образом анализировать внутренний мир, требовались специально подготовленные испытуемые. Их были единицы, они переезжали из одного города в другой, а сами экспериментальные исследования проводились на одном, максимум на двух испытуемых.
Допустим, что мы выделили простейшие элементы психики, а что делать дальше? А дальше — говорил Вундт — начинают действовать законы ассоциации, которые связывают отдельные элементы в более сложное целое. Выделялись три основные закона ассоциации.
Первый получил название: «закон ассоциации по смежности». Он звучит так: смежные в пространстве и времени элементы психики объединяются в общее целое. Этот процесс совершается автоматически и не требует волевых усилий.
Второй закон: ассоциация по сходству. Сходные элементы психики объединяются в общее целое. Опять же — автоматически, без волевых усилий.
Третий закон: ассоциации по контрасту. Контрастные элементы психики, например холодное и горячее или красное и зелёное, объединяются в единое целое автоматически без волевых усилий.
Теория, которую предлагал Вундт по своему предмету была теорией сознания. Она пыталась объяснить то, что Локк называл опыт человека. Как и почему в индивидуальном сознании появляются те или иные образования. Одно из понятий Вундта — это понятие поля сознания. Поле сознания — это область относительно ясного представления действительности и отношения к ней самого человека. В этом поле всегда можно найти фокус сознания и различать его периферию. В фокусе всё представляется наиболее отчётливо, ясно. На периферии — смутно и расплывчато. Более того, понятие периферии сознания распространяется не только на периферию поля, но и как бы в глубину. Чем глубже относительно поверхности сознания расположена мысль, ощущение или представление, тем менее отчётливо оно переживается.
Создание психологической лаборатории, введение эксперимента в психологию, идеи физиологической психологии были встречены очень многими с большим энтузиазмом. В Европе, а затем и в Америке начался психологический бум. Европа и Америка всегда отличались друг от друга. В Америке возникают два течения. Первое называется структурализм. Второе — функционализм.
Лидером структуралистов стал американский психолог по фамилии Тиченер. Он рассматривал простейшие психические элементы, как результаты осуществлённых процессов, т.е. как образования или структуры.
Лидером функционалистов стал выдающийся американский философ и психолог Уильям Джеймс. Он рассматривал и ощущения и сознание в целом в терминах процессов. Сознание — это поток, говорил Джеймс. Поток, в котором можно выделить отдельные течения, внутри течений — отдельные струи и даже движение отдельных капель. Вот это движение отдельных капель и соотносилось им с отдельными ощущениями.
С академической точки зрения всё, что делал Вундт, а затем его последователи — было вроде бы правильным и нужным: формулировалось поле проблем психологической науки, разрабатывались экспериментальные методы, исследователи получали какие-то результаты, однако в практическом отношении физиологическая психология оказалась малополезной. Она не смогла объяснить причины заболеваний людей, она не смогла обеспечить профессиональный отбор, который требовался в Европе и Америке на рубеже 19-го — 20-го веков. Начался первый открытый кризис в психологической науке. Кризис — это всегда болезнь роста. Кризис — это всегда ситуация, когда наличное знание не соответствует требованиям жизни. Началась массовая критика физиологической психологии и её различных вариантов. Но самое главное не это. На волне этой критки стали возникать радикально новые психологические системы.
Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 40 ; Нарушение авторских прав