ПСИХОЛОГИЯ

Экспериментальная психология учебник корнилова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1 Т. В. Корнилова ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРОВ 3-е издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии Êíèãà äîñòóïíà â ýëåêòðîííîé áèáëèîòå íîé ñèñòåìå biblio-online.ru Москва Юрайт 2016

2 УДК ББК 88.4я73 К67 Автор: Корнилова Татьяна Васильевна доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Рецензенты: Сергиенко Е. А. доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии развития Института психологии РАН; Григоренко Е. Л. доктор психологических наук, профессор, директор лаборатории генетики поведения в Центре изучения ребенка Йельского университета (штат Коннектикут, США), а также факультетов психологии и эпидемиологии и общественного здоровья. К67 Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология : учебник для бакалавров / Т. В. Корнилова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, с. Серия : Бакалавр. Базовый курс. ISBN Учебник представляет основы экспериментального метода в системе других методов психологического исследования (наблюдения и качественных исследований, корреляционного и моделирующего подходов, квазиэкспериментирования, методов лонгитюдных и кросскультурных исследований). Он является базовым для прохождения в университетах курса экспериментальной психологии. Психологический эксперимент раскрывается в учебнике как предметная исследовательская деятельность и как система нормативов гипотетико-дедуктивного рассуждения, используемого при проверке каузальных гипотез. При этом частные направления оценивания психологических экспериментов даются в общей логике построения теоретико-эмпирического исследования. Специальные разделы посвящены проблемам соотношения экспериментирования и преемственности в мире психологических теорий (применительно к культурно-исторической психологии, когнитивной психологии, школе К. Левина), а также статистических решений (в двух ведущих подходах к оцениванию нуль-гипотез) и психологических гипотез. Содержательное и формальное планирование психологических экспериментов предстает в нем взаимосвязанными аспектами организации валидных психологических исследований для построения достоверных обобщений. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Клиническая психология» на факультетах психологии университетов и педагогических институтов. УДК ББК 88.4я73 ISBN Корнилова Т. В., 2012 Корнилова Т. В., 2013, с изменениями ООО «Издательство Юрайт», 2016

3 Оглавление Предисловие. 14 Глава 1. Экспериментальный метод и нормативы научного исследования в психологии Нормативы научного мышления Нормативы в научной деятельности и в структуре экспериментального метода Выдвижение и проверка гипотез как нормативы экспериментирования Проблемы возникновения новых гипотез Теоретические интерпретации в отношении к гипотезам и эмпирическим данным Мир теорий и мир психологической реальности Схема К. Хольцкампа Теории разной степени общности Эмпирические данные и установление экспериментальных эффектов Метод как путь и способ организации сбора эмпирических данных Логика установления эмпирического факта Психологическая реальность и эмпирические закономерности Эксперимент в системе других методов Специфика экспериментального метода в познавательном отношении к психологической реальности Активность экспериментатора Выполнение условий причинного вывода Эксперимент и реконструкции психологической реальности Экспериментирование как специальный метод психологического исследования Типы и методы психологических исследований Экспериментальный метод в широком и узком смысле. 51

4 4 Оглавление Обобщение и открытость гипотезы для дальнейших проверок. 54 Контрольные вопросы. 56 Глава 2. Предпосылки становления экспериментального метода в психологии Предпосылки перехода к современным направлениям эмпирических методов Исторически сложившаяся систематика и профессиональные предпочтения От прямых к косвенным путям психологического познания Исторический экскурс Преемственность и различие первых источников экспериментальных исследований в психологии Становление нормативов экспериментального исследования Методики и типы эмпирических данных Методики как приемы фиксации психологических показателей Наблюдение и измерение переменных как условие реализации экспериментального метода Фиксация данных как «первичных показателей» в рамках психологических методов Тип данных с точки зрения исследовательской цели Проблема неспецифичности типов показателей по отношению к изучаемым проблемам Тип эмпирических данных с точки зрения возможностей их актуального получения Критерии объективности в психологическом исследовании Тип данных и критерий воспроизводимости Репрезентативность данных и объективность метода Психологический эксперимент и естественно-научный. 93 Контрольные вопросы. 96 Глава 3. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод: гипотезы в психологическом эксперименте Предмет исследования и психологические гипотезы Познавательная ситуация, предмет исследования и закон в психологии. 98

5 Оглавление Теоретическая и экспериментальная гипотезы Асимметрия вывода о теоретической гипотезе Психологические гипотезы и статистические выводы Статистические гипотезы и статистические решения Система гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте Операциональная валидность как аспект содержательного планирования Контрольные вопросы Глава 4. Эксперимент как вид практической деятельности исследователя: Контроль переменных Выделение и контроль переменных как нормативы экспериментальной деятельности Контроль переменных, планирование исследования и предварительная характеристика валидности Контроль побочных переменных и угрозы внутренней валидности Конкурирующие объяснения устанавливаемой зависимости Конкурирующие гипотезы о направленности связи между переменными Контроль независимой переменной и проблема экспериментальных воздействий Две основные схемы задания уровней НП Фиксируемый показатель и базисный процесс Источники переменных Переменные внешних и внутренних условий, «ситуационные» и «личностные» Комплексные НП Дополнительные переменные и контроль соответствия переменных как условия обобщений Дополнительные переменные Репрезентативность переменных и гипотетические конструкты в содержательном планировании эксперимента Проблема идентичности экспериментальных условий Контрольные вопросы

6 6 Оглавление Глава 5. Типы экспериментов и выборочные обследования Переменные и модели при разных типах экспериментов Экспериментальные модели в лабораторном и искусственном экспериментах Эксперименты в естественных условиях и рандомизация как стратегия отбора испытуемых Выборочные обследования Популяционные гипотезы в выборочных обследованиях Популяционные гипотезы и статистическое оценивание эффектов воздействия Планирование выборок и надежность данных Стратегии отбора испытуемых из популяций Понятия надежности и дисперсии Содержательное планирование Зависимость обобщения от типа проводимого эксперимента Пол испытуемых как дополнительная переменная Проверка теоретических гипотез в полевых условиях Конструктная валидность и концептуальные репликации Контрольные вопросы Глава 6. Общие представления о планировании экспериментов Формы экспериментального контроля Три направления в понимании планирования эксперимента и основных форм экспериментального контроля Контроль посредством экспериментальных схем и их классификации «Эффект экспериментатора» и первичный контроль Индуктивные выводы и формальное планирование Принцип индукции и планирование эксперимента Установление экспериментального эффекта на основе использования мер различий и мер связи (ковариации и корреляции) Контрольные вопросы

7 Оглавление 7 Глава 7. Эксперимент как практическая деятельность: от планирования к установлению экспериментальных эффектов Эксперименты, проводимые в научных и практических целях Планирование эксперимента в практических целях Эксперимент в научных целях Формальное планирование и оценка валидности как условия установления экспериментального эффекта Формальное планирование Общая схема установления экспериментального эффекта Установление экспериментальных эффектов при интраиндивидуальных и межгрупповых планах Установление экспериментального эффекта при интраиндивидуальных планах Экспериментальный эффект при межгрупповой схеме Конкурирующие объяснения в мире теорий Контрольные вопросы Глава 8. Количественное оценивание экспериментальных эффектов Измерение переменных как условие установления экспериментальных эффектов Измерение переменных и психологические шкалы Качественные наблюдения и относительные понятия как основа реконструкции переменных Количественные показатели эффекта, величины выборки и мощности критерия Количественное представление экспериментально установленной зависимости Взаимосвязь уровня значимости, мощности, размера эффекта и размера выборки при проверке статистических гипотез Проблемы, которые каждый раз нужно решать заново Проблемы статистического оценивания как тестирования нуль-гипотез Условия, необходимые для планирования эксперимента Контрольные вопросы

8 8 Оглавление Глава 9. Психологические законы, экспериментальные условия и обобщения Каузальность и психологические законы Отличия в выводах на основе критического эксперимента и демонстрационных опытов Контрольные условия и критический эксперимент Демонстрационный опыт и невозможность получения данных против исходной гипотезы Содержательное планирование и пути расширения и углубления обобщений Контрольные вопросы Глава 10. Основные виды экспериментальных схем (при проверке гипотез с одним отношением) Формальное планирование и достижение валидности экспериментов Мысленные образцы экспериментов и оценка валидности Классификации экспериментальных схем Интраиндивидуальные схемы и анализ единичного случая Интраиндивидуальные схемы Виды и контроль смешений в интраиндивидуальных схемах Анализ единичного случая как пример доэкспериментального плана Межгрупповые схемы Доэкспериментальные планы Истинные экспериментальные планы в межгрупповых схемах Стратегии контроля состава групп Кроссиндивидуальные схемы и многоуровневый эксперимент Отличие кроссиндивидуальных схем от интраиндивидуальных и межгрупповых «Реверсивный план» как факторный Контрольные вопросы Глава 11. Планирование факторных экспериментов Переменные и схемы в факторном эксперименте Независимые переменные в факторных схемах Дополнительные переменные и прояснение функциональных зависимостей Планы с тремя НП

9 Оглавление Взаимодействие и его виды Специальные эффекты, проясняемые в факторных схемах Факторные планы представления статистических данных Контрольные вопросы Глава 12. Специальные планы Сопутствующие смешения План контроля сопутствующих смешений и эффект плацебо Контроль посредством факторных схем Планы с малым N Неполные (лоскутные) планы Схемы, не выполняющие условия перекрестного сочетания уровней факторов: нестинг Контрольные вопросы Глава 13. Типы экспериментов Отличия в предметной области Отличия в формах осуществления эксперимента Эксперимент реальный и мысленный Эксперименты, проводимые в лаборатории и в «полевых» условиях Соотношение теории и метода в культурно-историческом подходе: методические процедуры и теоретические дискуссии Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и методики двойной стимуляции Современная трактовка культурной детерминации: дискуссия о книге М. Коула Психологические орудия и артефакты Контрольные вопросы Глава 14. Психологическое наблюдение и качественные исследования Психологическое наблюдение как метод и методика Метод психологического наблюдения и постулат непосредственности Основные характеристики метода и методик наблюдения в психологическом исследовании Опосредованность наблюдения познавательными целями Активность наблюдения и понимание предмета изучения Квалификация событий в единицах и категориях наблюдения

10 10 Оглавление Способы качественного описания событий Количественные оценки в данных наблюдения Критерии объективности и субъективности данных наблюдения Объективность данных наблюдения Субъективность данных наблюдения Опосредствование и виды наблюдения Опосредствование теорией Классификации видов психологического наблюдения Наблюдение в отношении к другим методам психологических исследований Методики наблюдения в схемах других методов Описание, регистрация и анализ данных при использовании метода наблюдения Качественные исследования в психологии Контрольные вопросы Глава 15. Корреляционный подход в психологии Корреляционный подход и экспериментальное исследование Корреляционные гипотезы как гипотезы о связях между переменными Предположения о направленности связи на основе теории Корреляционный подход как способ организации сбора данных, отличный от экспериментального Схемы, проясняющие связи между переменными Корреляционный подход и использование статистических мер связи Ковариация и корреляция как меры связи Коэффициент корреляции и стандартизация переменных Планы корреляционных исследований Планы с одной группой испытуемых Планы с двумя и более группами испытуемых Установление корреляционных зависимостей Корреляция и статистические решения Выбор коэффициента корреляции в зависимости от типа шкал и плана обработки данных

11 Оглавление Перекрестно-отсроченные корреляции как способ приближения к причинному выводу Контрольные вопросы Глава 16. Квазиэкспериментальный подход в психологических исследованиях Общая характеристика квазиэксперимента как исследования с ограниченными формами контроля «Квазиэкспериментирование» в широком и узком значении термина Ограничения в осуществлении экспериментальных воздействий Цели, достижение которых предполагает проведение квазиэкспериментов Измерения показателей до и после воздействий Квазиэкспериментальные планы Формы снижения контроля при квазиэкспериментальных схемах Пример стратегии подбора групп по заданному признаку Квазиэкспериментальные планы со специальной организацией воздействий Пример смешанного плана контроля внешних и внутренних условий Общие для квазиэкспериментов и корреляционных исследований формы контроля Статистический контроль в корреляционном и квазиэкспериментальном исследованиях Контроль post factum План «временных серий» Контрольные вопросы Глава 17. Моделирование и определение связей между переменными Общие представления о методе моделирования Моделирующий подход и группировки переменных Проблема контроля эффектов группировки данных Иерархическое моделирование Контрольные вопросы Глава 18. Структурное моделирование и проблема пропущенных данных Метод структурного моделирования в психологии

12 12 Оглавление Проблема пропущенных данных в психологических исследованиях Виды пропущенных данных и их влияние на надежность и валидность Решение проблем пропущенных данных Контрольные вопросы Глава 19. Лонгитюдный метод Специфика гипотез и схем Отличие от метода срезов и схемы временных серий Ключевые понятия для лонгитюдного метода Основные эффекты, устанавливаемые при лонгитюдных схемах Цели проведения современных лонгитюдных исследований Кривые развития в лонгитюдном исследовании, включая установление экспериментальных эффектов Проспективные схемы при лонгитюдном методе в современных исследованиях Классификация схем, включающих лонгитюдные и срезовые сравнения Контроль угроз валидности Статистические методы анализа применительно к лонгитюдным данным Контрольные вопросы Глава 20. Кросскультурные исследования в психологии Кросскультурные исследования как междисциплинарные и психологические Общая характеристика и переменные кросскультурных исследований в психологии Цели проведения и содержательное планирование Типы исследований и типы контроля ПП Типы кросскультурных исследований Контроль фактора культуры по принадлежности испытуемых к выборке Основные направления оценки валидности Контрольные вопросы

13 Оглавление 13 Глава 21. Метааналитические исследования в психологии Метаанализ как новое средство интеграции и обобщения результатов психологических исследований Первый этап метааналитических исследований Примеры метааналитических исследований в психологии Этапы проведения метаанализа Статистический анализ эффектов Размер эффекта и уровень значимости в метаанализе Модели фиксированных и случайных популяционных эффектов Основные подходы к метаанализу данных Преимущества и ограничения метаанализа Контрольные вопросы Глава 22. Достоверные и артефактные выводы в психологическом исследовании Контроль за выводом как завершающий этап проверки психологической гипотезы Оценка валидности и контроль за выводом Основные источники артефактных выводов Оценка компонентов содержательного планирования как условие достоверных выводов Содержательные выводы и логическая компетентность при обобщении данных психологического исследования Выводы о подкрепленности теории экспериментальными фактами Проблема неверных обобщений как артефактных выводов Редукционизм выводов Контрольные вопросы Словарь экспериментатора Именной указатель Предметный указатель Литература

14 Предисловие Предлагаемый учебник является третьим, переработанным и дополненным изданием предыдущего учебника «Экспериментальная психология» (М. : Издательство Юрайт, 2012). Его построение и изменение базируется на более чем 25-летнем опыте чтения автором этого курса на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. В учебнике экспериментальный метод раскрывается как определенный путь проверки теоретических положений на основе выдвижения каузальных гипотез. Это наиболее строгий путь организации психологического исследования, направленный на сбор данных как косвенных свидетельств о психических процессах и явлениях, включаемых в логику гипотетико-дедуктивного вывода об исследуемой причинно-следственной зависимости. Этот путь в психологии не является единственным, поэтому экспериментальный метод представлен в системе основных методов психологического исследования. Следуя традиции названия «Экспериментальная психология», соответствующие учебники разных периодов развития самой психологии также строились по-разному. Предлагаемый вариант следует сложившемуся в последние четверть века раскрытию системы методов путем выделения их как инвариантов организации исследования, характеризующихся определенными нормативами его построения, анализа устанавливаемых психологических фактов и возможностями обобщений. Освоение исследования на принципах, которыми руководствовалась наука на классической стадии ее развития (и классическом идеале рациональности научного познания) и которые включали определенные условия причинного вывода (в варианте, сложившемся в более чем трехсотлетнем развитии естественных наук), стало основным направлением в разработке экспериментального метода в психологии. С этим была связана и другая существенная особенность ориентация на получение в психологическом исследовании

15 Предисловие достоверного знания косвенным путем, на основе психологических реконструкций экспериментальных фактов и их объяснений. Принцип экспериментирования изначально связывался с косвенными методами познания. В психологии он стал включаться в исследования еще в XIX в., а методологию его эксплицировал в 1930-е гг. в своей работе К. Поппер (по образованию психолог, а затем методолог науки) [1983]. В психологии этот косвенный путь был намечен в связи со спецификой предмета изучения и преодолением постулата непосредственности. Отказ от представления о непосредственной данности психологического знания и от идеи непосредственного познания чужой души (методом понимания) лег в основу поиска косвенных путей, позволяющих строить обоснованные выводы о психологической реальности. Представление основ экспериментального метода в психологии предшествует в учебных планах курсу «Методо логические основы психологии», и я старалась по возможности не включать в учебник раскрытие тех аспектов построения психологического знания, с которыми студенты должны будут знакомиться позже в названном курсе (Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. «Методологические основы психологии», ). За рубежом представлены разные варианты: как углубленного знакомства с методологическими проблемами экспериментирования (в немецкой литературе книга К. Хольцкампа [Holzkamp, 1981]), так и поверхностного представления планирования экспериментов, не «отягощаемого» обсуждением того, как эксперименты связаны с построением теоретического мира психологии (с такими пособиями отечественный читатель знаком по переводам с английского, хорошим исключением из которых пока остается книга Д. Кэмпбелла [1980]). Другое направление спецификации психологических проблем разработка все более конкретных гипотез, выделение ключевых переменных и предполагаемых базисных процессов, что приводит к необходимости развития репертуара психологических измерений (measures) и выдвижению на авансцену квазиэкспериментального подхода. Повышается качество и сложность измерительных моделей. Соответственно, в ответах на вопросы о том, что стоит за измеряемыми переменными, большую роль приобретает контроль соотнесения технологического и содержательного 15

16 16 Предисловие (интерпретационного) обоснований. Тем самым все меньше остается места для ошибок «пропущенных звеньев». Место традиционных описательных обзоров при постановке проблемы и выявлении новых исследовательских задач начинают занимать метааналитические исследования, существенно подкрепленные сегодня разработкой стратегий поиска средних взвешенных эффектов [Корнилов, Корнилова, 2010]. Учитывая роль метаанализа как раздвигающего рамки коммуникаций внутри научного сообщества, я включила соответствующую главу в учебник. Наконец, укажу еще один аспект в современных трендах: использование новых методов обработки данных имеет ярко выраженную тенденцию развития моделирующего подхода в психологии. При этом существенным является изменение в типах психологических гипотез, проясняемых в соответствии с новыми возможностями работы с базами данных, получаемыми в эмпирическом исследовании. Некоторые воплощения моделирующих методов также включены в данный учебник, поскольку в современных исследованиях соответствующие им схемы проверки гипотез сочетаются с экспериментированием. При включении в учебник ряда новых тем мне помогали молодые коллеги, которые написали следующие параграфы и главы учебника: С. А. Корнилов гл. 3 (3.2.1), гл. 5 (5.2), гл. 8 (8.2), гл. 18, 19 и совместно гл. 21; Б. Б. Величковский гл. 12 (12.2) и гл. 17. В результате прохождения курса студент должен: знать основы и конкретную методологию проведения научных исследований в областях фундаментальной, теоретикоэкспериментальной и практической психологии; основные принципы проведения метаанализа для ориентировки в общем поле устанавливаемых эффектов и соотнесения самостоятельно получаемых данных с представленными в психологической литературе; принципы и приемы разработки методического инструментария психологии, включения различного типа методики (наблюдения, психодиагностики и т.д.) в различные типы исследований; проблемы операцио нализации психологических переменных и иных показателей в психологических исследованиях;

17 Предисловие основные схемы сбора данных в экспериментальных и других типах исследований и связь их с видами проверяемых гипотез; основы планирования психологических экспериментов в научных и практических целях; специфику применения метода наблюдения и качественных исследований в психологии; специфику лонгитюдных и кросскультурных исследований; критерии оценки различных типов валидности психологического исследования, надежности и репрезентативности данных; общие принципы моделирующего подхода и применения математических моделей в области психологии; связи их с типами проверяемых гипотез и используемыми научными (психологическими) моделями; принципы построения обобщений применительно к разным типам реализуемых методов в психологии; стандартные требования по подготовке отчетов о проведенном научном исследовании; уметь разрабатывать концептуальные модели психологических исследований; выделять объект и предмет исследования, выбирать метод как подход к решению поставленной проблемы; ставить цели и задачи научного исследования, включая разработку гипотез и экспериментальных моделей; разрабатывать дизайн исследования на основе решения задач содержательного и формального планирования в целях получения достоверных данных; обосновывать выбор планов для различных типов экспериментальных исследований в психологии; соотносить в исследовании проверку гипотез различного уровня теоретических, эмпирически загруженных и статистических; определять способы построения выборок состава участников исследования, а также степень их информированности о задачах исследования; различать типы психологических шкал и их связь с применяемыми методическими процедурами и способами обработки данных; проводить спецификацию задачи исследования с точки зрения применения различных способов обработки дан- 17

18 18 Предисловие ных в зависимости от гипотез исследования, реализуемых планов (дизайнов) и предполагаемой направленности обобщений на основе получаемых результатов; самостоятельно ставить проблемы и проводить научные исследования в психологии; владеть навыками методологического анализа соотнесения психологических теорий и проектируемых и проводимых психологических исследований; планирования экспериментального и других типов исследований в областях фундаментальной и практической психологии; применения различных экспериментальных планов, планов корреляционных и квазиэкспериментальных исследований для проверки психологических гипотез; взаимодействия с участниками исследования, включая их в ситуацию исследования и осуществляя последующий дебрифинг; контроля за выводом как организацией обобщений на основе знания нормативов гипотетико-дедуктивного вывода, оценивания валидности исследования и различения выводов в пределах и за пределами экспериментальных ситуаций.

19 Глава 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД И НОРМАТИВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 1.1. Нормативы научного мышления Нормативы в научной деятельности и в структуре экспериментального метода Эксперименты в психологии проводятся в научных и в практических целях. Они, отличаясь по возможностям последующих обобщений, планируются и строятся по сходным нормативам в той своей части, где задаются характерные для экспериментального метода требования к сбору эмпирических данных и возможностям объяснения выявляемых закономерностей. Существуют две традиции, в разной степени подчеркивающие статус экспериментального метода: с одной стороны, отнесение его к эмпирическим методам, а с другой понимание экспериментального метода как определенной логики рассуждений исследователя. Соответственно, можно выделить нормативы в регуляции чувственно-предметной деятельности исследователяэкспериментатора и нормативы в структуре реализованного метода. Нормативы научного мышления надындивидуальные схемы, или сложившиеся в науке правила сбора и использования эмпирических данных для содержательного вывода о предмете изучения. Включают всю используемую на данном этапе развития науки систему исследовательских методов.

20 20 Глава 1. Экспериментальный метод. научного исследования в психологии Эти нормативы не являются только формально-логическими, а означают необходимость учета исследователем определенных правил содержательного вывода при организации экспериментального рассуждения о предмете изучения и отражают то, что принято называть культурой исследования. Как и всякий научный эксперимент, психологический эксперимент должен удовлетворять некоторым критериям научности с точки зрения примененных нормативов исследования. Однако сначала следует раскрыть контекст понимания термина «нормативы». Наука, как и культура, нормативна, поскольку предполагает использование сложившихся способов, понятий и надындивидуальных схем мышления, не сводимых к операциональному и понятийному составу размышлений человека, не отягощенного системой знаний в соответствующей области. Нормативы профессионального мышления ученого отличаются от схем обычного мышления своей «искусственностью». Эта «искусственность» означает использование исследователем надындивидуальных способов размышлений, усваиваемых в ходе профессионального обучения, и выполняет конструктивную функцию систематизации и опосредствования мышления индивидуального. Нормативы научного мышления включают всю отрефлексированную или используемую на данном этапе развития науки систему исследовательских методов как способов структурирования так или иначе понимаемого предмета изучения. По словам М. Г. Ярошевского ( ), они являются категориальными регулятивами научного познания [1981]. Но они лишь задают возможности познания, реализация которых осуществляется в реальной познавательной деятельности, обеспечивающей разработку исследования с целью проверки научной гипотезы. Овладение любыми нормативами предполагает определенные усилия человека в направлении организации познавательной деятельности таким образом, чтобы в ней были возможны как использование уже сложившихся нормативов, так и создание новых. По словам философа М. К. Ма — мардашвили ( ), познание при этом имеется в виду профессиональное мышление ученого всегда есть экспериментирование с формами (а не сами эти формы). В этом контексте определение науки с точки зрения

21 1.1. Нормативы научного мышления ее «культурогенности» означает следующее: «. это нечто, к чему человек относится как к более цельному, чем он сам, и что вырывает его из хаоса, распада и рассеяния обыденной, повседневной жизни, из стихийных отношений к миру и к себе подобным» [Мамардашвили, 1992, с. 301]. В методологии науки после выхода в свет в 1962 г. книги историка науки Т. Куна ( ) утвердилось понятие парадигмы, тесно связанное с понятием «нормальная наука» [1977]. В рамках такой науки научное сообщество предстает в качестве идеального субъекта познавательной деятельности, придерживающегося некоторой традиционной модели организации исследования, включая способы построения теории, ее практического применения и даже необходимого оборудования. Эта сложившаяся практика научных исследований описывается понятием парадигмы. Парадигма это сложившаяся к определенному историческому моменту практика научных исследований, придерживающихся некоторой традиционной модели организации исследования, включая способы построения теории, ее эмпирической проверки и применения в прикладных целях. История развития науки, по Куну, демонстрирует развитие научного знания как смену парадигм. По мнению К. Поппера ( ), написавшего в 1930-е гг. классическую обобщающую работу по развитию экспериментального метода, «нормальный» ученый, размышляющий и действующий только в рамках принятой парадигмы, необходимо оказывается догматиком. Реально ученый обычно сохраняет критичность по отношению к рамкам парадигмы, в которой он работает, и при желании всегда может выйти за эти рамки. Таким образом, организация реальных форм познавательной деятельности при проверке научных гипотез включает и ориентировку исследователя на сложившиеся парадигмы, и возможность выхода в другие, более просторные рамки, если прежние схемы не позволяют сравнивать конкурирующие объяснения изучаемой реальности. Как и формы логических умозаключений, исследовательские парадигмы могут в разной степени быть претворены в реальной деятельности ученого. В организации отдельного эмпирического исследования реализуется не парадигма, а конкретный методиче- 21

22 22 Глава 1. Экспериментальный метод. научного исследования в психологии ский способ проверки научной гипотезы. Психологические методы отличаются разным познавательным отношением к изучаемой субъективной реальности, способами сбора данных и нормативами их соотнесения с проверяемыми гипотезами. Правила экспериментальной проверки психологических гипотез относительно инвариантны, т.е. могут рассматриваться в условном «вынесении за скобки» содержательного анализа структуры психологической теории, хотя в реальном исследовании эти правила не более чем форма регуляции принятия содержательных решений. Поэтому далее мы будем говорить о нормативах экспериментальной проверки гипотез, а не об экспериментальной парадигме в психологии. Эти нормативы сложились и с учетом достижений экспериментального метода в других науках, и с учетом специфики его становления применительно к собственно психологическому знанию, отличающемуся многообразием теоретических реконструкций психологической реальности. Они одновременно и традиционны и позволяют подвергать критической проверке причинные объяснения в психологии. Их смена от рамок одной психологической школы к другой носит часто не временной или парадигмальный характер, а заключается в отказе от прежних содержательных позиций в понимании возможностей экспериментирования в области психологии. В отечественной психологии само понимание научного мышления связано с представлениями о его социальной сущности, культурогенности, структурных особенностях и источниках развития. Научные понятия, согласно критериям описания их особенностей Л. С. Выготским [1982, т. 2], отличаются от житейских понятий тем, что они не следуют из житейского опыта, а усваиваются при овладении опытом надындивидуальным, даны в некоторой системе и предполагают взаимные связи для их доопределения. Овладение их структурами задает «зону ближайшего развития» для так называемых житейских понятий, которые могут быть более освоенными в индивидуальном опыте человека, но уступать первоначально более формально представленным в его мышлении научным понятиям именно в плане их системной организации, или структурированности, и степени общности.

23 1.1. Нормативы научного мышления Выдвижение и проверка гипотез как нормативы экспериментирования Этапы выдвижения и проверки гипотез необходимый элемент экспериментирования, но также и других психологических методов. Гипотеза это утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем. В логике гипотезы представлены в правилах систем исчисления высказываний. В теоретикоэмпирическом научном исследовании, с одной стороны, сохраняется необходимость следования требованиям логической компетентности, а с другой истинность или ложность высказываний проверяется эмпирически. Научные методы сочетают ориентировку на логику соотнесения высказываний (утверждений разной степени общности, умозаключений на основе силлогизмов и т.д.) и нормативы, выкристаллизовавшиеся в развитии научного познания как правила эмпирической проверки (или верификации) гипотез. Эмпирическая проверка гипотез цель использования любого эмпирического метода. Отличия экспериментального метода связаны с видом проверяемых гипотез (причинно-следственных, или каузальных) и с используемыми способами контроля за выводами как обобщениями о причинно-следственных зависимостях. Экспериментальный метод вид теоретико-эмпирического исследования, построенного в соответствии с нормативами научного мышления, реализующими логику гипотетико-дедуктивного вывода относительно изучаемой причинно-следственной зависимости. Экспериментальный метод в психологии представляет собой гипотетико-дедуктивный путь рассуждения при проверке каузальных психологических гипотез. Гипотетико-дедуктивный метод предполагает, что от общих высказываний о теоретических зависимостях исследователь переходит к выдвижению эмпирически «загруженных» гипотез о следствиях действия предполагаемых законов, которые можно наблюдать или фиксировать в определенных эмпирических показателях. Итак, проверка гипотез осуществляется на основе сбора эмпирических данных в экспериментально контролируемых условиях. 23

24 24 Глава 1. Экспериментальный метод. научного исследования в психологии Экспериментальный метод применяется для проверки не любых психологических гипотез, а только каузальных, или причинно-следственных. Не все психологические закономерности допускают (с точки зрения их структуры) применимость к ним экспериментальных нормативов рассуждений. Особенность психологического знания такова, что исследовательские методы в психологии развивались как особенные в силу учета специфичного характера изучаемого предмета и как включающие в себя общие нормативы, или приемы, научного мышления. Так называемые пассивнонаблюдающие или формирующие методы также служат проверке психологических гипотез, но строятся по иным нормативам доказательства соответствия эмпирических данных теории, нежели при экспериментальном методе. Научная, т.е. сциентистская, установка сама по себе не определяет однозначность используемых средств и при психологическом экспериментировании. Поэтому традиционные учебники по экспериментальной психологии строятся часто по принципу предметного разделения областей психологического знания: эксперимент в психологии восприятия, в психологии памяти, в психологии мышления, в исследованиях мотивации и т.д. Другим принципом оказывается выделение общих нормативов подхода в рамках той или иной психологической школы: эксперимент в гештальтпсихологии, в эмпирической психологии сознания, в вюрцбургской школе мышления, в поведенческой психологии и т.д. В то же время в академических изданиях (например, в Геттингенской энциклопедии [Enzyklopädie der Psychologie, 1983]), как и в многочисленных зарубежных учебниках, психологическое экспериментирование раскрывается именно с точки зрения тех способов рассуждений, которые оказываются общими при использовании экспериментального метода в разных областях психологического знания. Метод психологического эксперимента предстает при этом определенным инвариантом организации исследования, включающим в соответствии с особенностями каузальных гипотез специфику планов сбора эмпирических данных и выводов на основе получаемых результатов Проблемы возникновения новых гипотез Описав общие черты, или нормативы, экспериментального метода, мы не затронули вопроса откуда берутся экспериментальные гипотезы. Общий ответ может звучать так:

25 1.1. Нормативы научного мышления их выдвигает исследователь, решая научные задачи или желая достигнуть практических целей средствами научного познания. Две позиции могут быть разведены согласно работам, изучающим научное творчество. Здесь важно учесть доводы о надындивидуальном характере возникновения и движения гипотез в научном познании, обсуждавшиеся таким авторитетами в истории психологии и методологии науки, как М. Г. Ярошевский и К. Поппер. Их интересовали проблемы соотношения индивидуального творчества в постановке учеными научных проблем и степень детерминированности научных гипотез складывающейся к тому или иному времени конкретной ситуации в конкретной науке. Можно выделить две тенденции в объяснении источников развития новых научных гипотез субъективистскую и объективистскую. Субъективистская позиция предполагает, что именно анализ творческого мышления человека, детерминированности его внутренней познавательной мотивацией может раскрыть закономерности развития научных гипотез и прирост научного знания. К. Поппер, защитивший магистерскую диссертацию в 1928 г. (у К. Бюлера) именно по психологии творческого мышления, пришел потом к пониманию, что положение дел, описывающее изменение научных гипотез, никоим образом не может быть объяснено психологическими законами, в частности законами творческого мышления. Он впоследствии даже выделил специальный мир 3 мир теорий и гипотез, который в развитии человечества занял свое место наряду с миром 1 физической реальности и миром 2 психологической (субъективной) реальности. В книге «Мир Парменида», вышедшей в 1998 г., этот психолог, а затем методолог науки указал на античного мыслителя как первого, кто утверждал существование мира теорий как особой реальности, стоящей за миром феноменов. Статус объективного бытия этому миру 3, по Попперу, задает его относительная автономия от единичных носителей знания, инвариантность по отношению к изменяющимся культурно-социальным условиям, а также его детерминирующая роль по отношению к содержанию гипотез, формулируемых конкретными учеными, и развитию всего человечества [Поппер, 2002]. М. Г. Ярошевский, проанализировав соотношение внешней (заданной предметным содержанием научной области) детерминации и внутренней мотивации научного мышле- 25

26 26 Глава 1. Экспериментальный метод. научного исследования в психологии ния, логику развития наук и становление профессионального мышления, также пришел к отрицанию субъективистской позиции как не позволяющей описать или объяснить научное творчество. Оба ученых выдвинули представления о двух основных позициях, которые условно можно назвать субъективистской и объективистской, и обосновали правомерность последней. Согласно субъективистской позиции, любая научная гипотеза зарождается в голове конкретного человека. Отсюда, по Ярошевскому, возникает неоправданное желание связать развитие научных гипотез с познавательным интересом, или внутренней мотивацией, с одной стороны, и честолюбивыми устремлениями человека, или внешней мотивацией, с другой стороны. Но объяснить возникновение научных гипотез с точки зрения их содержания результатами индивидуального творчества, т.е. вне связи со сложившейся в науке проблемной ситуацией, не представляется возможным. И субъективизм в методологической позиции, отражающей отношение к возникновению научных гипотез, заключается не в признании роли конкретного субъекта в научном творчестве (этого никто не оспаривает), а в объяснении детерминации содержания гипотез именно законами индивидуального мышления человека. Таким образом, хотя формулировка конкретной проблемы совершается посредством индивидуального мышления, сама проблема, или проблемная ситуация, складывается в науке объективно, во многом безотносительно к отдельно взятой творческой личности. Проблема это формулирование, т.е. осознание, какого-то противоречия, в разрешение которого и внесет вклад проведение научного или практически направленного исследования. Проблемная ситуация объективно присутствует в системе сложившихся знаний к каждому историческому моменту развития науки. В этом смысле научное творчество детерминировано сложившимися системами профессиональных взглядов, а точнее, теорий и возможностью проверки гипотез. Теоретико-эмпирическое исследование включает как постановку проблемы, завершающуюся обоснованием теоретической гипотезы, так и проверку эмпирически нагруженных гипотез. Другой вопрос, может ли ученый пре-

27 1.1. Нормативы научного мышления образовывать проблемную ситуацию своими научными достижениями. Да, может (обосновывает К. Поппер). Он может формулировать новые теории, может предлагать новые исследовательские методы, быть в разной степени чувствительным к запросам практики. Однако любая наука продолжает при этом оставаться надындивидуальным образованием, созданным поколениями людей в научных сообществах. Проверка гипотез есть средство перехода от одной проблемной ситуации к другой. Но научные гипотезы рождаются только в голове профессионала. Дилетант, не отягощенный знаниями, не может сформулировать новой гипотезы. Ведь гипотеза нова только в том случае, если она снимает в своей формулировке предыдущие формулировки проблемы, которые уже не удовлетворяют исследователя. Знать и снимать противоречия в старых представлениях проблемы можно, только владея этими проблемами. Без соответствующих профессиональных знаний новая формулировка проблемы появиться не может. Итак, объективистская позиция не отрицает того, что порождение гипотез происходит посредством индивидуального мышления. Но содержание научной гипотезы не возникает на пустом месте. Ученый, как бы мы сказали вслед за немецким автором учебника «Теория и эксперимент в психологии» К. Хольцкампом, отягощен имеющимися у него научными знаниями. По словам М. Ярошевского, мышление ученого направляется категориальными регулятивами, поскольку оно совершается в рамках доступных ему научных категорий, и любой ученый организует свое исследование в рамках сложившейся в настоящий момент методологической парадигмы. Таким образом, направленность выдвижения гипотезы содержательно определена именно рамками сложившейся в науке проблемной ситуации. Правил, в соответствии с которыми исследователь выводит новые закономерности на основании новых опытных данных, не существует, поэтому он должен формулировать гипотезы. «Новые гипотезы выдвигаются либо для объяснения вновь наблюдаемых, подчас неожиданных явлений, либо для устранения оставшихся незамеченными противоречий в ранее существовавших концепциях» [Полани, 1985, с. 31]. «Новые» гипотезы в этом утверждении будто противопоставляются «старым», т.е. выдержавшим проверку опытным путем. В психологической науке новые гипотезы 27

28 28 Глава 1. Экспериментальный метод. научного исследования в психологии возникают часто в системах новых интерпретаций, нового понимания предмета изучения и сосуществуют как «современники» в рамках разных психологических школ. С проблемой возникновения новых гипотез связана также проблема разноуровневых обобщений: между объяснением той или иной зависимости на уровне обсуждения результатов действия переменных и на уровне каузального описания полученной эмпирической зависимости как закономерности всегда остается некий пробел, требующий от исследователя «прорыва» в обобщении. Этот пробел заполняется исследователем, во-первых, привнесением в психологическое объяснение определенных представлений о том, как действуют психологические законы или психологические механизмы регуляции деятельности, поведения, общения. Во-вторых, этот пробел заполняется «недостающими звеньями» между описанием зависимости и обобщением. Определить достаточную для понимания закономерности полноту обобщения сложно, и в психологии существует масса понятий, конкретизируемых в разной степени полно. Например, понятия «материнская депривация», «интеллектуальная стратегия» и «уровень притязаний» могут использоваться в контексте построения разных гипотетических объяснений наблюдаемых зависимостей и сами раскрываться в разной степени полно со стороны входящих в них переменных. Новые объяснения и новые гипотезы в психологии могут возникать именно на пути все более глубокого и полного охвата тех эмпирических зависимостей, которые сами по себе не являются новыми, но допускают переинтерпретацию в результате развития самих психологических понятий. Наконец, новые гипотезы возникают, когда «старая» проблема вводится в новый контекст обсуждения, начинает анализироваться в комплексе других, иногда и непсихологических, подходов. Новая гипотеза не всегда означает движение на пути развития психологического знания, если ее выдвижение легализует тот или иной редукционистский подход. Таким образом, критерий «более новая» не может служить синонимом «более содержательной» гипотезы. Одним из аспектов новизны гипотезы кроме углубления и прояснения уже известных теоретических взглядов выступают новые возможности обобщения, которые дает ее проверка.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть