Экспериментально психологический метод в клинической психологии
Тема № 2 Методы клинической психологии.
Экспериментальные методы в клинической психологии являются ведущими. Исследователь сам вызывает интересующее его явление и может активно воздействовать на него; может варьировать условия и выявлять на этой основе причины психических явлений. В экспериментально методе имеется возможность неоднократно повторять и воспроизводить условия и результаты, что позволяет накапливать количественные данные и делать выводы о типичности, закономерности или случайности изучаемых явлений.
Основная задача эксперимента в психологии заключается в том, чтобы сделать доступными для наблюдения и изучения существенные особенности внутренних психических явлений.
Первой формой экспериментального метода в клинической психологии явился лабораторный эксперимент. Классическими видами лабораторного эксперимента являются методы сенсомоторных реакций (простой двигательной, реакции выбора), психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности). В экспериментальной психологии накоплено большое количество психометрических методов исследования мнемических, перцептивных, аттенционных и других процессов.
Достоинством экспериментального метода является возможность управления экспериментом. При аппаратурном эксперименте используется оборудование, позволяющее строго фиксировать особенности внешних воздействий и соответствующие ответы испытуемых. Кроме того, возможно применение аппаратуры, регистрирующей психические, вегетативные и другие физиологические проявления (ЭЭГ, ЭКГ и др.) К числу недостатков экспериментального метода можно отнести непривычные для человека, неестественные условия, что изменяет характер протекания психических процессов, может влиять на психическое состояние, вызывая тревогу, страх.
В естественном эксперименте, в отличие от лабораторного, сохраняется содержание обычной деятельности человека, но создаются условия, при которых обязательно вызывается изучаемое явление. Естественный эксперимент был впервые разработан Лазурским и применен для изучения личности школьника.
Лабораторный и естественный эксперимент могут быть констатирующими и формирующими. Формирующий эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в изучаемое явление, проектирование, моделирование и формирование психических процессов, состояний и свойств личности.
Следующим методом клинической психологии является беседа. Данный метод предполагает сбор данных о психических явлениях в процессе личностного общения по специально составленной программе. Беседа представляет собой дополнительную к экспериментальны методам методику.
Анкетирование – заочный опрос, к нему прибегают в случае, если нужно опросить большое число людей в короткий срок. Анкетирование может носить анонимный характер в случае, если оно касается интимных или остро дискуссионных вопросов.
Изучение продуктов деятельности – сбор и анализ результатов деятельности человека: трудовой, учебной, игровой.
Биографический метод – сбор и анализ данных о жизненном пути человека. В биографическом методе можно выделить три аспекта: биолого-биологический, Заключающийся в изучении объективных условий жизни, событий среды и поведения человека в этой среде; историю переживаний, эволюцию внутреннего мира человека; историю творчества человека.
Раздел №2 Нейропсихологическое и патопсихологическое знание в современной психологической науке.
Тема №3 Основные понятия нейропсихологии.
Значение проблемы полноценного развития человека в контексте локализации психических функций определяется тем, что учение о системной организации деятельности мозга является основой решения важнейших вопросов педагогики, медицины и психологии. Сложность и многогранность этой проблемы требует, чтобы ее разработка проводилась во многих направлениях, синтезируя достижения всех смежных наук, учитывающих как конкретно-методическую, так и общетеоретическую специфику исследования психических явлений. Поэтому предметная сфера исследования связи материального органического субстрата и идеального психического содержит понятия, традиционно используемые в анатомии центральной нервной системы и физиологии высшей нервной деятельности, теории информации и теории систем, общей и экспериментальной психологии, психофизиологии и патологии анализаторных аппаратов, общей патопсихологии, специальной педагогике, философии и ряде других областей.
Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.
В нейропсихологии выделяют несколько относительно самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами.
Клиническая психология – является основным направлением, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объектом исследования является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования – причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой – их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психических потерь А.Р. Лурия разработал комплекс методов клинического нейропсихологического обследования (рисунок 4).
Экспериментальная нейропсихология – ставит своей задачей экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных).
Реабилитационная нейропсихология – Реабилитация вообще – комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функционального расстройства.
Реабилитационное направление в нейропсихологии занимается восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление включает обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых, опираясь на принципы динамической организации высших психических функций, проводят целенаправленное воздействия на ослабленные или утраченные в результате болезни или травмы функциональные системы, через которые реализуются жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллектуальные, эмоционально-мотивационные, двигательные и поведенческие механизмы.
Психофизиологическая нейропсихология – отвечает за исследование психических процессов с помощью объективной методов, использующих для анализа физиологические показатели. Это механограмма, миограмма, плетизмограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая в результате современной компьютерной обработки получать объективные представления.
Рисунок №4 Направления деятельности нейропсихолога
Методы исследования в клинической психологии
Выбор методов тесно связан с задачами, которые ставит перед собой клинический психолог. Всевозможные методы исследования делят на 3 группы:
· Оценка эффективности психокоррекционного воздействия
При обследовании учитывается соматическое состояние пациента, возраст, пол, профессия и уровень его образования, время и место проведения исследования.
Клиническое интервьюирование (беседа)
Это творческий процесс и во многом зависит от личности психолога. Одна из основных целей клинической беседы – оценка индивидуально-психологических особенностей клиента, ранжирование их по качеству, силе и тяжести, а также отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам. Истинная диагностика должна обязательно сочетать в себе и беседу.
Клиническое интервью – это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах, психопатологических симптомах, внутренней картине болезни, структуре проблем пациента, а также способ психологического воздействия на человека, который происходит в процессе интервью. Отличается от обычного расспроса тем, что нацелено не только на выявление жалоб, но и на выявление скрытых мотивов поведения человека и оказание ему помощи в осознании истинных оснований для имеющихся проблем. Существенным является поддержка клиента (пациента).
Функции интервью – диагностическая и терапевтическая.
· Однозначность и точность — правильное, корректное формулирование вопросов.
· Доступность — учет образовательного, языкового, национального и др. факторов.
· Последовательность расспроса – после выявления первой жалобы, — формирование 1-й группы феноменов или симптомов и т.д. Также важен расспрос пациента об очередности появления психических переживаний, особенно в контексте событий.
· Проверяемость и адекватность – здесь важны уточняющие вопросы.
· Принцип беспристрастности – нейтральная позиция психолога, соблюдение этических норм, создание доверительной атмосферы, терапевтическая эмпатия.
Существуют различные подходы в интервью по длительности, считается, что 1-е интервью – около 50 минут, последующее интервью с тем же клиентом – короче.
Экспериментально-психологические методы исследования
Основная задача данных методов – обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов (это патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных).
Методы обследования в клинической психологии – это обширный набор способов оценки деятельности головного мозга. Все методы освоить невозможно – важно уметь подобрать необходимый метод и уметь трактовать его данные.
Сфера психической деятельности, в которой отмечены нарушения | Патопсихологическая методика |
Расстройства внимания | Таблицы Шульте Корректурная проба Счет по Крепелину Методика Мюнстерберга |
Расстройства памяти | Тест из десяти слов Пиктограмма |
Расстройства восприятия | Сенсорная возбудимость Проба Ашафенбурга Проба Рейхардта Проба Липмана |
Расстройства мышления | Тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогию, обобщение Ассоциативный эксперимент Проблема Эверье Пиктограмма |
Расстройства эмоций | Тест Спилбергера Метод цветовых выборов Люшера |
Расстройства интеллекта | Тест Равена Тест Векслера |
Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия.
Одной из важных методологических проблем клинической психологии является проблема оценки эффективности психологического воздействия, для этого применяется клиническая шкала оценки эффективности психотерапии (Б.Д. Карвасарского), она включает 4 критерия:
· критерий симптоматического улучшения
· степень осознания психологических механизмов болезни
· степень изменения нарушенных отношений личности
· степень улучшения социального функционирования.
Наряду с данной клинической шкалой используются показатели динамики психического
состояния пациентов по данным различных психологических тестов. Чаще других
используется ММРI и метод цветовых выборов Люшера.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Задание 1. Проанализируйте различные определения понятия «клиническая психология», выделите общее содержание, специфику отечественных и зарубежных взглядов на клиническую психологию как область науки и практики.
Задание 2. Выделите объектное поле клинической психологии.
Задание 3. Определите предмет клинической психологии. Опишите характеристики, которые на Ваш взгляд могут войти в предмет клинической психологии в ближайшие 50 лет.
Задание 4. Разграничьте понятия «клиническая» и «медицинская психология».
Задание 5. Приведите аргументы в пользу каждой из позиций: «клиническая психология – отрасль психологии», «клиническая психология – отрасль медицины», «клиническая психология – междисциплинарная область исследований».
Задание 6. Проанализируйте соотношение клинической психологии и психологии в медицине.
Основная литература к теме:
1. Вестник клинической психологии / Ред. С.Л. Соловьева. – СПб, 2004.
2. Залевский Г.В. К истории, состоянию и проблемам современной клинической психологии // Сибирский психологический журнал. –1999, – вып.10, С.53-56.
3. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. 4-е изд. – СПб, 2010.
4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М., 2008.
5. Перре М., Бауман У. (ред.) Клиническая психология. 2-е изд., – СПб.- М., 2003.
Клинический и экспериментально-психологический методы мед психологии.
По книге Менделевич
Выбор методов исследования, используемых клиническим психологом, обусловлен теми задачами, которые возникают перед ним при выполнении профессиональных обязанностей. Диагностическая функция диктует использование психологических методик (батареи тестов, опросников и др.), способных оценить как деятельность отдельных психических функций, индивидуально-психологических особенностей, так и дифференцировать психологические феномены и психопатологические симптомы и синдромы. Психокоррекцион-ная функция подразумевает применение различных шкал, на основании которых возможен анализ эффективности психокоррекционных и психотерапевтических методик. Подбор необходимых методик осуществляется в зависимости от целей психологического обследования; индивидуальных особенностей психического, а также соматического состояния испытуемого; его возраста; профессии и уровня образования; времени и места проведения исследования. Всевозможные методы исследования в клинической психологии позволительно разделить на три группы: 1) клиническое интервьюирование (клинический ме-д), 2) экспериментально-психологические методы исследования, 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия.
Клиническое интервью — это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуры проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента.
Функциями интервью в клинической психологии являются: диагностическая и терапевтическая. Они должны осуществляться параллельно, поскольку только их сочетание может привести к желаемому для психолога результату — выздоровлению и реабилитации пациента. В этом отношении практикующийся клинический расспрос, игнорирующий психотерапевтическую функцию, превращает врача или психолога в статиста, чью роль мог бы с успехом выполнять и компьютер.
Принципами клинического интервью являются: однозначность, точность и доступность формулировок-вопросов; адекватность, последовательность (алгоритмизованность); гибкость, беспристрастность опроса; проверяемость получаемой информации.
Существуют различные методологические подходы к проведению интервью. Считается, что по длительности первое интервью должно быть около 50 минут. Последующие интервью с тем же клиентом (пациентом) несколько короче. Можно предложить следующую модель (структуру) клинического интервью:»
I этап: Установление «доверительной дистанции». Ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности; определение доминирующих мотивов проведения интервью.
II этап: Выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины — концепции болезни; структурирование проблемы,
III этап: Оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса.
IV этап: Оценка антиципационных способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии; антиципационный тренинг. На четвертом заключительном этапе клинического интервью вновь активная роль переходит к интервьюеру. Основываясь на выявленной симптоматике, имея представление пациента о концепции болезни, зная чего ожидает больной от лечения, интервьюер-психолог направляет интервью в русло антиципационного тренинга. Как правило, невротик страшится думать и даже обсуждать с кем бы то ни было возможные печальные исходы существующих для него конфликтных ситуаций, вызвавших обращение к врачу и заболевание.
Антиципационный тренинг, который основан на антиципацион-ной концепции неврозогенеза (В.Д. Менделевич), направлен, в первую очередь, на додумывание пациентом самых негативных последствий его болезни и жизни. К примеру, при анализе фобического синдрома в рамках невротического регистра целесообразно задавать вопросы, в следующей последовательности: «Чего именно Вы страшитесь? — Что-то плохое должно произойти. — Как Вы предполагаете и чувствуете, с кем это плохое должно произойти: с Вами или с Вашими близкими? — Я думаю со мной. — Что же именно, как Вам кажется? — Я боюсь умереть. — Что означает для Вас смерть? Чем она страшна? — Не знаю. — Я понимаю, что это неприятное занятие — думать о смерти, однако прошу Вас подумайте, чего именно Вы боитесь в смерти? Я попробую Вам помочь. Для одного человека смерть — это небытие, для другого — страшна не сама смерть, а связанные с ней страдания, боли; для третьего — она означает, что дети и близкие окажутся в случае смерти беспомощными и т.д. Какое Ваше мнение об этом? — . —»
Подобный прием в рамках клинического интервью выполняет как функцию более точной диагностики состояния пациента, проникновение в тайное тайных его болезни и личности, так и терапевтическую функцию. Нами подобный прием назван антиципаци-онным тренингом. Его можно считать патогенетическим способом терапии невротических расстройств. Использование этого способа при интервьюировании больных с психотическими нарушениями выполняет одну из функций интервью — в большей степени проясняет диагностические горизонты, чем и оказывает терапевтический эффект.
Приведенные этапы клинического психологического интервью дают представление о существенных пунктах, обсуждаемых в процессе встречи психолога и больного. Эта схема может использоваться при каждой беседе, однако следует помнить, что удельный вес — время и усилия, отводимые на тот или иной этап — различны в зависимости от очередности встреч, эффективности терапии, уровня наблюдаемых психических расстройств и некоторых иных параметров. Понятно, что при первом интервью преобладающими должны являться первые три этапа, а при последующих — четвертый. Особо следует учитывать уровень психических расстройств пациента (психотический — непсихотический); добровольность или принудительность интервью; критичность больного; интеллектуальные особенности и способности, а также реальную окружающую его ситуацию.
Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования
Патопсихологические методы исследования — основными задачами является обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов.
Расстройства внимания — таблицы Шульте, корректурная проба, счет по Крепелину, методика Мюнстерберга.
Расстройства памяти — тест десяти слов пиктограмма.
Расстройства восприятия — сенсорная возбудимость, пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана.
Расстройства мышления — тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение, ассоциативный эксперимент, пиктограмма, тест дискриминации свойств понятий.
Расстройства эмоций — тест Спилбергера, метод цветовых выборов Люшера.
Расстройства интеллекта — тест Равена, тест Векслера.
Также возможна оценка функционирования как отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований — типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.
Экспериментальное нейропсихологическое исследование — направлено на оценку состояния высших психических функций, особенностей функционирования асимметрии полушарий и познавательных процессов. Оно применяется чаще в неврологической и психиатрической клиниках.
— нейропсихологическое исследование нарушений речи
— нейропсихологическое исследование нарушений письма
— нейропсихологическое исследование нарушений праксиса(действий)
— нейропсихологическое исследование нарушений схемы тела
— нейропсихологическое исследование нарушений ориентировки в пространстве
— нейропсихологическое исследование гнозиса (ощущений – зрительных, слуховых, тактильных)
Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия
Одной из важных методологических проблем клинической психологии яаляется проблема оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействий. Для этих целей БД.Карвасарским была предложена клиническая шкала, в которую предлагалось включить 4 критерия: 1) степени симптоматического улучшения; 2) степени осознания психологических механизмов болезни; 3) степени изменения нарушенных отношений личности и 4) степени улучшения социального функционирования.