ПСИХОЛОГИЯ

Экспериментальные и неэкспериментальные методы психологии

Неэкспериментальные психологические методы

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. В психологии наблюдение применяется в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • Пристрастность наблюдателя;
  • Сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.

Проблемы метода наблюдения:

  • проблема сохранение внешней валидности: условие внешней валидности наблюдения – это ненарушение естественности поведения объекта наблюдения;
  • проблема наблюдателя, поскольку поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны;
  • проблема регистрации результатов наблюдения. Речь идет о необходимости категоризировать поведенческие акты и параметры поведения, и умении точно устанавливать отличие по поведенческому акту одной категории от другой.
  • невозможность избежать субъективной оценки при категоризации, а также на этапе вторичной кодировки и интерпретации результатов.

А. А. Ершов в специальном исследовании установил следующие типичные ошибки, которые, как правило, совершает наблюдатель:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя, ведущее к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Измерение —это операция, с помощью которой вещам приписываются числа (устанавливается взаимно однозначное соответствие между множеством вещей и множеством чисел по определенным правилам – шкалирование). С методической точки зрения измерение – это регистрация состояния объекта с помощью состояний другого объекта (прибора). При этом исследователь стремится регистрировать его характеристики такими, какими они являются «объективно», то есть независимо от исследователя и методики измерения.

В психологии различают две основные процедуры психологического измерения.

  • Психолог сам измеряет особенности поведения людей, чтобы отнести их к определенному типу личности или определить выраженность какого-либо психического свойства или состояния.
  • Измерение делается задачей испытуемого, который измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) других людей, предметы, а также собственные состояния.

Ограничением метода измерения является невозможно выявить причинно-следственные зависимости. Однако сопоставление результатов измерения различных параметров объекта позволяет выявить связи между ними. Установление связей между различными свойствами объектов называется корреляционным исследованием. Поэтому измерение можно охарактеризовать как метод, промежуточный между наблюдением и экспериментом, как «инструментальное наблюдение».

Шкала — это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. В частности, шкалой можно назвать результаты измерения, полученные определенной системой вопросов, заданных испытуемому, а также сам инструмент измерения (т. е. систему вопросов, опросник, тест). Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми (математическими) преобразованиями, которые оставляют инвариантными соответствующие отношения. В классификации шкал, предложенной в l946 г. американским психологом и психофизиком С.Стивенсом, выделяются шкалы:

номинальная; элементы группируются в отдельные классы, которые получают номера или названия, не имеющие количественного выражения (например, номера автомашин);

порядковая, элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, но при этом не используется единица измерения (например, призовые места на спортивном соревновании);

интервальная; элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения, но точка отсчета выбирается достаточно произвольно (шкала Цельсия);

отношений; здесь элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения (например, измерение расстояний в километрах).

Специфичной для психологии разновидностью коммуникативного метода исследования является метод беседы. В рамках этого метода различают клиническую беседу как составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос – интервью.

В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Если для проверки гипотез испытуемому даются задания, тесты, то клиническая беседа превращается в клинический эксперимент. Проблемой клинической беседы является фиксация данных.

Интервью. Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт без утраты психологической дистанции.

В социальной психологии интервью – это первый вид метода опроса. Второй вид — заочный опрос, анкеты.

Есть основания считать анкетирование непсихологическим методом, поскольку информация, получаемая с помощью анкеты, является декларативной, а потому ненадежной и недостоверной даже при полной искренности испытуемого (известно, как на содержание высказываний испытуемого влияют неосознаваемая мотивация и установки). Поэтому при проведении психологических и социально-психологических исследований может использоваться как дополнительный метод.

Архивный метод – это исследование, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует «продукты деятельности» (дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д.) Аналоги: «анализ продуктов деятельности» или праксиметрический метод.

По целям и конкретным приемам реализации «архивного метода» выделяют его разновидности:

  • контент-анализ – анализ содержания, один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Под документом понимается широкая совокупность текстов: текстов в узком смысле – газеты, дневники, письма и т.п., а также фотографии, магнитные и видеозаписи и т.д. – содержащих интересующую исследователя информацию. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует (обрабатывает количественно) полученные данные. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ), 2) суждение или законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) автор и 6) целостное сообщение. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.
  • Простейшим способом обработки данных контент-анализа является регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте для вычисления «удельные веса» тех или иных единиц. Контент-анализ особенно часто используется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, а также при анализе результатов применения проективных тестов, материалов беседы и т.д. Достоинство этого метода: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых; данные проверены на надежность.
  • анализ продуктов деятельности, предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных. Образец нейропсихологического анализа продуктов деятельности больного представлен в книге А. Р. Лурии «Потерянный и возвращенный мир».

Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.

Эксперимент характеризуется тем, что процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.

Лекция 3. Основы планирования психологического эксперимента. Классификация экспериментальных схем. Проблема внутренней и внешней валидности экспериментальных исследований.

Общая характеристика психологического эксперимента. Типы экспериментов в психологии. Специфика лабораторного эксперимента. Естественные эксперименты и полевые исследования в психологии. Формирующий экспери­мент. «Естественный» психологический эксперимент и «социальные» эксперименты. Психолого-педагогические исследования. Экспериментальные переменные и способы их контроля. Репрезен­тативность выборки испытуемых. Стратегии отбора и подбора испыту­емых в группы. Планирование эксперимента как средство повышения его валидности. Экспериментальные планы. Понятия надежности, репрезентативности и валидности. Виды валидности при оценке психологического эксперимента. Внутренняя валидность эксперимента и принятие решения об экс­периментальном эффекте. Решение проблем соответствия и внешняя валидность. Конструктная валидность. Опе­рациональная валидность. Валидность эксперимента и валидность выводов. Артефактные выводы в результате плохой валидности эксперимента, неверных статистических решений, неверного заключения о действии экспериментального фактора. Основные виды артефактных выводов и пути преодоления артефактов.

Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.

В зависимости от условий деятельности данный метод подразделяется на лабораторный (строгий, чистый) и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяются инструкциями.

Естественный (полевой) эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. Проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни. По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент) относится к квазиэкспериментам. Нередко естественный, эксперимент – единственно возможный способ получения научной информации.

2. По характеру действий исследователя можно выделять констатирующий и формирующий эксперименты.

Констатирующий эксперимент предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и следствий.

Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых с тем, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.

3. В зависимости от степени разработанности проблемы выделяют эксперименты:

Поисковые экспериментыпроводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.

Критические эксперименты. Проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. новыми фактами или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.

Воспроизводящие эксперименты. Предусматривают точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

«Пилотажный эксперимент (исследование)» — пробный, первый эксперимент, в котором апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием, на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных.

Источник

Экспериментальные и неэкспериментальные методы в психологии

Виды психологических исследований.

Виды психологического исследования

Можно выделить три основных вида психологического исследования:

Термин «эмпирия» (эмпирика) происходит от греческого слова «empeiria» (опыт). Исходно он имел два основных значения:

1. человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств;

2. наблюдение, осуществляемое в обычных естественных условиях, в отличие от эксперимента.

Термин «эксперимент» происходит от латинского слова «expemuentum» (проба, опыт) и понимается как научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

В настоящее время во многих науках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую совокупность научных фактов, данных, и не только тех, которые доставляет чувственный опыт. Эмпирическим (эмпирическою частью) называют такое исследование, частью которого является получение данных различными способами — методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного или естественного эксперимента, моделирования.

Делить исследования на теоретические и эмпирические можно лить в немалой степени условно. Если в исследовании вынести на первый план процедурную сторону, то определить его как теоретическое или эмпирическое легче всего no критерию наличия или отсутствия такой его составной части, как сбор эмпирических данных во взаимодействии с объектом изучения. Если эти действия осуществлялись в ходе научно-исследовательской работы, то можно говорить об эмпирическом характере работы. Если в исследовании выделять прежде всего продуктивную сторону, то в большинстве случаев определить его как теоретическое или эмпирическое можно с еще большей условностью. Поскольку в любом исследовании к сбору или отбору, анализу фактов психолог всегда приходит, сделав выбор исследовательской парадигмы и теоретического базиса работы. С другой стороны, любая теоретическая работа, пусть опосредованно, опирается на тот или иной массив фактов, явно или неявно делит данные на более достоверные и менее достоверные, а своими утверждениями и выводами ориентирует в определенном направлении пояска фактов и методов их получения.

Экспериментальные и неэкспериментальные методы в психологии.

Неэкспериментальные методы изучения психики оцениваются как наиболее надежные, поскольку они применяются в естественных условиях.

Метод наблюдения состоит в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации внешних проявлений психики. Наблюдение наиболее часто применяется в следующих целях:

для анализа характера изменений поведения при изменившихся условиях и выявления наиболее эффективных методов труда, планирования и стимулирования трудовой деятельности;

для наблюдения за поведением различных операторов в одинаковых условиях и выявления таким образом индивидуальных различий между операторами, сравнения качества деятельности каждого из них.

По характеру организации наблюдение может быть внешним или внутренним, разовым или систематическим.

Внешнее наблюдение помогает описать действия, приемы рабо тника. Оно обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка. С помощью соответствующей техники можно зафиксировать все действия работника, его перемещения и даже мимику. В процессе наблюдения широко проводятся замеры физиологических показателей человека: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, активности сердца и головного мозга. Большое внимание уделяется ошибочным действиям человека, что позволяет вскрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными.

Повышению объективности наблюдений способствует многократность наблюдений, их сочетание с другими методами исследования.

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) дает возможность человеку оценить те элементы своей деятельности, которые он раньше не замечал. В процессе самонаблюдения человек описывает и анализирует свое поведение, ощущения, чувства, мысли. Хорошо известной формой такого самонаблюдения является ведение дневника. Результаты самонаблюдения также содержатся в письмах, автобиографиях, анкетах и других документах. Достигаемое в результате самонаблюдения распознавание своих способностей и возможностей необходимо для постановки на этой основе реальных, посильных жизненных задач, а также для использования предлагаемых современной психологией многообразных методик психофизического саморегулирования, позволяющих сохранить и умножить наш энергетический потенциал.

Метод наблюдения используется не только изолированно, но и в сочетании с другими методами.

Метод опроса — может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

Беседа — один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест.

При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

строиться по заранее продуманному плану;

проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер

свободного диалога, а не допроса;

исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

Анкетирование— наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.

При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.

Для повышения уровня достоверности данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных.

Наблюдение во всех его формах не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно тс ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.

Эксперимент — это тоже наблюдение, но проводимое в специально созданных условиях. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра внешней среды (независимая переменная) на поведение участников эксперимента (зависимая переменная). Обе эти переменные должны быть доступны объективному наблюдению и точно фиксироваться. Для надежности контроля за переменными психологи обычно работают с двумя группами — экспериментальной и контрольной, идентичными по своему составу и другим условиям (контрольная группа в отличие от экспериментальной не подвергается воздействию независимой переменной).

Традиционно используются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент — это моделирование той или иной деятельности в условиях лаборатории. Лабораторный эксперимент часто предполагает исследование какого-либо одного аспекта трудовой деятельности — например, влияние того или иного метода обучения на производительность труда. Возможно исследование сложных видов труда, например, космонавтов на специальных тренажерах.

Недостатком данного метода является искусственность создаваемого трудового процесса, что иногда ведет к снижению чувства ответственности у испытуемых.

Естественный эксперимент проводится в повседневных условиях, на обычном рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что его поведение становится объектом исследования. Преимуществом этого метода является полная естественность условий. Поэтому его результаты в наибольшей степени можно использовать в практической деятельности.

Еще одним методом психологической диагностики является тестирование, которое проводится на основе стандартизированных вопросов и задач-тестов. Тест — это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тестирование широко применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий, для профессиональной экспертизы, а также в системе образования для определения уровня знаний.

Таким образом, в психологии используется целый ряд методов. Какой из них следует применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-то метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Специфика психологических исследований состоит в том, что при их проведении специалисты должны проявлять заботу о людях, сохранении их достоинства и благополучия. Психологи-исследователи разработали соответствующий комплекс этических требований, в который входят следующие основные этические нормы:

при планировании эксперимента исследователь несет ответственность за его этическую приемлемость;

исследователь должен информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принять в нем участие:

исследователь должен с уважением относиться к праву испытуемого сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время;

исследователь обязан защитить участников исследования от любого физического или душевного дискомфорта, вреда и опасности;

информация, полученная в ходе исследования о его участниках, является строго конфиденциальной.

Следует также учитывать, что психологическое исследование — это всегда социально-психологическое взаимодействие между экспериментатором и испытуемым, в ходе которого под влиянием некоторых факторов может возникнуть искажение объективной информации.

Как показывает опыт, участники эксперимента часто ведут себя именно так. как этого ожидает от них экспериментатор. Известен и так называемый эффект Пигмалиона, ведущий к возникновению ошибок по вине самого экспериментатора: добиваясь, чтобы испытуемый «работал на гипотезу», исследователь так или иначе создает привилегированные условия для экспериментальной группы, что служит нередко источником ошибок. Таким образом, для проведения исследований в области психологии требуется высокая квалификация исследователя.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть