ПСИХОЛОГИЯ

Экспериментальные исследования в психологии личности

Эксперимент в психологии личности

Особенности применения экспериментального метода в исследовании проблем психологии личности.

Тема 4.3. Особенности экспериментального метода в психологии личности

4.3.1. Основные направления экспериментальных исследований

Существуют следующие направления экспериментальных исследований в психологии личности:

  • Изучение соотношения биологического и социального в личности;
  • Исследование соотношения общественного и индивидуальности в личности;
  • Изучение филогенеза и онтогенеза личности;
  • Структура личности:

исследование внутренних процессов, состояний и свойств;

деятельность, развитие и поведение личности;

изучение мотивационной, эмоциональной, познавательной и др. сфер личности;

  • Движущие силы развития личности;
  • Методы исследования и развития личности;
  • Изучение различий между разными личностями;
  • Поиск путей реализации эффективных и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей;
  • Исследование нарушений в психологической сфере личности и т.д.

Становление психологии личности связано с именами, таких как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кэттел и др. В истории исследований философии личности выделяются три периода:

  • философско-литературный;
  • клинический;
  • собственно экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ других мыслителей и продолжает вплоть до начала XIX в. В начале XIX в. проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический.

В начале XX столетия изучением личности стали заниматься профессионалы. Психологи до этого не обращали внимания на исследование познавательных процессов и состояний человека, а впоследствии они придали этим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов.

Экспериментальные исследования личности в работе были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кэттелом. А.Ф. Лазурский разработал методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента. Г. Айзенк разработал методы математической обработки данных наблюдений, опросов. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты.

Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт». Кэттел выделил, описал и определил ряд существующих факторов или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личных тестов (16-факторный тест Кэттела).

Впоследствии психология личности стала широко применять экспериментальный метод для осуществления проверки, изучения и уточнения теорий и гипотез.

Дата добавления: 2015-05-09 ; Просмотров: 1520 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Экспериментальные исследования в психологии личности

В психологии личности изучают теории личности, которые используются в современной психологии для объяснения, прогнозирования и внесения целенаправленных изменений в поведение человека, психологическую структуру в личности, ее феноменологию, интеллектуальный и эмоциональный мир, глубинные причины поведения, уникальные аспекты личности: творчество, самореализацию, психологическую зрелость, психическое здоровье.

Психология личности определяет и описывает существенные стабильные характеристики личности, разрабатывает классификации личностных характеристик, дает объяснение целостности психологического мира отдельной лю. Иуды и уникальности этой целостности. Психологи, работающие в области исследования личности, изучают индивидуальные особенности, определяющие стиль жизни и взаимодействие с окружением. В центре их ув аги — индивидуальные различия и целостное описание человека на основе синтеза всех психологических параметреів.

Из-за сложности проблем психологии личности эксперимент не доминирует в этой предметной области. Эта наука еще не имеет серьезных достижений на основе экспериментальной стратегии исследования. Это в первую ч очередь обусловлено позициями относительно эксперимента ее авторитетных учредителей, в большинстве своем не были энтузиастами психологического эксперимента. Подобно античных философов, которые считали, что следует»рят. Уват феномены»от спекуляций, авторитеты в этой области психологии пытались« спасти »личность от экспериментнту.

Понятие личности относится к наиболее противоречивых и сложных для определения в современной психологии. Попытки объяснить его никогда не прекращаются. Это как своеобразный ключ к психологии и ее найсуттеви иших проблем. С тех пор, как появилась проблема изучения личности, много честолюбцев и победителей психологической науки намеревались определить реальность личности и определить ее характеристики. Проявления лось, что концептуальное определение личности дать очень трудно. Единого общепризнанного толкования нет и нин нині.

Личность — это сложная психологическая реальность, является чрезвычайно сложным объектом исследования. Личность обусловлена ??социокультурными влияниями, но зависит и от генетических факторов, она функционирует уе на сознательном и бессознательном уровне, изменяется и развивается и тем не менее отмечается устоявшимися тенденциями, которые позволяют отличать ее на протяжении длительного времени, идентифицировать ее стиль, действия сущностьь.

Персонология — это направление психологической науки, основным предметом изучения которого является личность как особая первичная реальность. Этот термин предложил. Генри. Мюррей (1938). Эксперта в области исследований и а интерпретации личности называют персонологом. Его работа заключается в проведении теоретического анализа личности, эмпирических исследований, диагностической работы и психотерапии персонолога устанавливает какой степени поведение человека определяется личностными особенностямитями.

Развитие персонологии имел свои характерные черты. Психология появилась в конце XIX в как ребенок философии и экспериментальной физиологии. Выдающиеся представители академической психологии XIX в. Вундт,. Еббингау ус,. Гельмгольц,. Титченер работали в тишине университетов, двигались в научном поиске по своим индивидуальным предпочтениям. Теоретики личности с самого начала вынуждены были заниматься практическими п итаннямы, они осознавали серьезный дефицит научных объяснений человеческого поведения. Для них на первый план вышли проблемы целостности и мотивации психической жизни личности. Отчасти такая спрямованис во исследований первого персонолога обусловлена ??также тем, что в академической психологии всегда существуют определенные ограничения для быстрой профессиональной карьеры, а занятия практической психологией, из которых пришлось нач ати этим ученым, всегда приводят к встрече с психологией личности. Правда, современные практические психологи при такой встречи обычно делают вид, что они старые добрые знаком знайомі.

Первоначально исследования личности происходили в медицинской практике. Первые исследователи в этой сфере. Фрейд,. Юнг,. Мак-Дауголл были квалифицированными медиками и практиковали как психотерапевты. С самого начала пе ерсонологы вели менее ответственно, чем»правильные»ученые. Теории личности стали в психологии определенным видом научного бунтарства. Исследователи личности выступали против конвенционных идей, типов х методов, привычной практики исследований, нормативной проблематики. Это были люди, мало связаны с академической психологией, поэтому им было легче отвергнуть модель поведения»правильного»ученого. Теоретики в собистости и сегодня от традиционных психологов заметно отличаются тем, что их теории запутанные и нечетко очерчены, имеют спекулятивный характер, не всегда привязаны к экспериментальным и псы хометричних процедур. Теоретики-персонологи часто отвергают ограничения и требования экспериментальных подходов, охватывающих любые аспекты психического функционирования своими теоретическими импровизациями. В кол и персонолога такая научная поведение не считаться неприемлемой, все зависит от виртуозности теоретика и интриги созданной им персонологической картины. Персонологические теории оцениваются в первую ч. Эргу относительно того, насколько интересно в них представлена ??личность, а уже потом возникает вопрос, насколько теория соответствует реальности. Впрочем, настоящие персонологи способны признать достаточно противоречивые. Колизей й в своих теоретических и эмпирических исследованиях и мыслить такими противоречиями. В этом проявляются особенности именно персонолога как части психологического научного обществ товариства.

Источник

Сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Вклад А.Ф. Лазурского, Г.Айзенка, Г. Оллопорта и Р.Кетеллав разработку проблем личности.

На вопрос о том, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Во многих определениях содержится зерно истины, так что в целом представить себе, как психологи понимают личность, можно, только проанализировав 1 обобщив имеющиеся определения.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжался вплоть до начала XIX века.

В первые десятилетия XIX века наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных болезней, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название «клинический». Вплоть до начала XX века философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими.

Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих Пор.

Такое расширительное понимание личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве и в социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, такое определение представляется слишком широким.

В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодов. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у психически больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности И ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно было описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.

Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность?— В том, что ‘такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие свойства личности, которые всегда положительны, «нормальны» независимо от того, в какой степени они развиты, например способности, интересы, порядочность, честность и др.

Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в ней атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из сумм1ы которых трудно было как сложить его личность, так и понять и (объяснить более или менее сложные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности, английский психолог Р. Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой «сГамлета» без Принца Датского: в ней было все, кроме главного действующего лица — личности.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний — психология личности — в этих условиях не могла уже строиться на старой, умозрительной основе или на 63130 непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной к здоровой личности, во-вторых, новые, более точные и надежные методики ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом—Г. Айзенком и Р. Кетте-лом. А. Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получились коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р. Кеттел, воспользовавшись методом Г. Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названных его именем (16-факторный тест Кет-тела). —

Из всех определений личностги, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующсаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, ко-

Широкий круг предполагаемых пользователей этой монографии (психологи, социологи, педагоги, врачи) обусловлен тем, что мы пытаемся вместе с читателем рассмотреть проблемы личности в их реально существующем многообразии. Естественно, каждый специалист может ориентироваться в основном на ту информацию, которая непосредственно ему и предназначена. Но он также сможет получить представление и о других, смежных вопросах, которые неразрывно связаны с психологией индивидуальности. Вопросы кадрового отбора решаются не только на основании сведений о профессионально важных свойствах или организаторских способностях человека, но и предусматривают психическую устойчивость, выносливость по отношению к стрессам, монотонии. Учащиеся как средней, так и высшей школы требуют не только индивидуализированного педагогического подхода, но и учета уровня их интеллектуального развития, психологической совместимости в группе, индивидуального стиля межличностного общения. Проблема подростка и молодежи сама по себе представляет такую сложность, что только на стыке педагогики, психологии, социологии и медицины можно браться за ее решение. Профкон-сультирование населения наряду с решением сложных вопросов по трудоустройству сталкивается с необходимостью выявления уровня тревоги, степени эмоциональной напряженности и применения психокоррекци-онных мер, так как многие из консультируемых лиц переживают сложный период ресоциализации. Семейное консультирование включает в круг решаемых психологом вопросов и индивидуальность каждого члена семьи, и его возрастные особенности, и стиль межличностного поведения. Весьма важным может оказаться также и дифференциально-диагностический аспект исследования, если кто-либо из членов семьи окажется психически неуравновешенным человеком, страдает алкоголизмом, наркоманией и т.д. Медицинские психологи и врачи, помня заповеди корифеев медицины, должны ориентироваться не на болезнь, а на больного, учитывать его преморбидные свойства, личностную основу, которая в значительной степени предопределяет и болезненные проявления, и индивидуализированный выбор фармакологической и психотерапевтической помощи. В работе наркологических диспансеров учет личностных свойств пациента, его ценностной ориентации и глубины регрессивных процессов, меняющих личность, необходим при решении не только сугубо медицинских, но и не менее важных семейных, трудовых, социально-правовых проблем страдающих алкоголизмом людей. Социально-психологическая работа с суицидентами включает в себя не только социальные и психологические аспекты, но тесно связана также с необходимостью решения дифференциально-диагностических вопросов. Поэтому проблемы личности должны рассматриваться в их сложном многообразии на стыке разных подходов, а не только в рамках узко профессиональных границ.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть