ПСИХОЛОГИЯ

Экспериментальные исследования в социальной психологии

Эксперимент в социальной психологии и его особенности

Проблемы исследования в социальной психологии

В социальной психологии изучаются психологические изменения поведения и деятельности личности в условиях малых и больших социальных групп, общение и социальное взаимодействие, межличностные отношения и их развитие; восприятия людьми друг друга, процессы образования сообществ, психологическое своеобразие различных групп, их развитие, функционирование и влияние на личность, а также просоциальное поведение личности.

Изучение социальной психологии развивает представление о психологических закономерностях социальной жизни, способствует развитию навыков как исследования социальных групп, так и психологической помощи личностям и сообществам в их деятельности, способствует развитию уверенности человека в своей социальной компетентности. Курс социальной психологии полезен тем, кто видит себя в будущем не только хорошим специалистом, но и лидером профессиональных сообществ.

Социальная психология начала развиваться благодаря энтузиазму и активности психологов США в начале XX в. Здесь были написаны первые учебники, организованы первые лаборатории, в которых сформировались соответствующие атмосфера и стиль исследований. В американских университетских лабораториях психология стала респектабельной наукой с точными методами, в результатах деятельности которой общество чрезвычайно заинтересованно.

Особенно бурным развитием экспериментальных исследований были обозначены 20-е годы XX в., получившие название «период экспериментального бума». Перед психологами тогда стояло чрезвычайно серьезное испытание — показать себя компетентными учеными, и в этом аспекте создание теории считалось менее значимым мерилом компетентности ученого, чем демонстрация экспериментального результата. Первые социально-психологические исследования противопоставлялись спекулятивном и кабинетном подходам, которые сложились в XIX в. Однако постепенно это сформировало у части социальных психологов антитеоретическую позицию, когда из науки была вытеснена не только спекуляция, но и вообще теория. К последним теоретикам, который предложил «общую теорию социального поведения», способную объяснить всю совокупность социальных феноменов, принадлежит Курт Левин.

Социальные психологи постоянно совершенствуют свои методы, лабораторные процедуры, математические методы обработки данных, однако для их деятельности важным является социальная направленность исследования, а также то, что на языке профессионалов называют «социальное видение».

Существенными признаками расцвета социальной психологии является то, что ее охотно изучают студенты в университетах, профессия социального психолога популярна, печатается много трудов, учебников, а работодатели предлагают социальным психологам много вакансий. Однако сегодня социальные психологи выражают недовольство состоянием развития теории и исследований.

Социально-психологический эксперимент и особенности его проведения

Предмет социальной психологии — это психологические изменения в чувствах, мыслях и поведении индивидов, которое вызывает мнимое или настоящее присутствие других лиц. Такая трактовка сложилась вследствие стремления иметь простой и понятный предмет исследования и операционально его представить. То есть, это результат скорее здравого смысла, чем теоретических размышлений о природе переплетения индивидуального и социального. Объясняя разницу между предметом общей и социальной психологии, Р. В. Зайонц (1968) высказался так: «Если мышь, двигаясь по лабиринту, предпочитает левый коридор, потому что в левом есть еда, то такое поведение изучает психолог. Если мышь сворачивает налево, потому что в правом коридоре сидит другая мышь, то такое поведение должен изучать социальный психолог».

Многие психологи критикуют такое объяснение, которое просто очень удобно для понимания. М. Аргайл пишет, что мы низвели человека до положения крысы, к тому же изолированной. Г. Тэджфел сравнивает понимание людей в социальной психологии с мячами для настольного тенниса. Поэтому в социально-психологическом эксперименте важно определить, что является социальной ситуацией, будет ли достаточно присутствия другого человека, чтобы определить ситуацию социальной, нужно ли присоединить к индивиду другие группы, организовать взаимодействие, и вообще, до какой степени социальный психолог должен увеличивать численность сообщества, чтобы оставаться в пределах своей науки, а не перейти в область проблем политологии или социологии?

При проведении социально-психологического эксперимента социальные психологи обращают внимание на следующие важные проблемы:

1) непостоянство социальных явлений, что делает невозможным открытие каких-либо законов;

2) существование свободы воли, что позволяет человеку определять собственную судьбу вместо того, чтобы «подчиняться научным законам»;

3) зависимость законов от конкретной культурной среды, что делает невозможным проявление универсальных законов;

4) относительность законов, их временный характер;

5) влияние ценностей ученого на выбор социальных явлений, интерпретацию и изложение фактов;

6) трудности экспериментирования в социальных науках и трудности контроля за изучаемыми переменными;

7) проблема существования открытого общества, в котором новая информация постоянно оказывает непредсказуемое влияние на людей;

8) способность людей узнавать о гипотезах социальных наук и произвольно изменять свое поведение с целью отбросить эти гипотезы.

Главные вопросы, которые возникают при проведении эксперимента в социальной психологии (за М. Дейчем и Р. Краусом):

1. Является ли человек просто умным животным, или социальное взаимодействие, постоянная необходимость общаться порождают у нас особые свойства, не присущие животным?

2. Определяется ли поведение человека эгоцентричными мотивами, человек может принять интересы других так же близко, как свои?

3. Является ли поведение человека преимущественно иррациональным и закрепляется под влиянием случайных наказаний и подкреплений, человек осознает и организует свое поведение на основе опыта?

4. Поведение человека биологически определено или форма и содержание поступков человека определяются социальными условиями?

5. Поведение взрослого человека является следствием пережитого в детстве или человек развивается и изменяется под воздействием окружающей среды на протяжении всей жизни?

Копец Л. В. Классические эксперименты в психологии — Киев, 2010

Источник

Экспериментальное исследование. Специфика и этика эксперимента в социальной психологии

Эксперимент в социальной психологии — это специально организованная (в естественных или искусственных условиях) процедура, направленная на установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, хотя бы одно из которых относится к категории социально-психологических (процессов, состояний или свойств).

Среди специфических признаков социально-психологического эксперимента выделяют:

— искусственное моделирование изучаемых социально-психологических явлений или жесткий контроль естественных условий исследования, т. е. создание экспериментальной ситуации;

— активное воздействие исследователя на изучаемые явления, так называемое варьирование переменных;

— измерение ответных форм поведения личности или группы (испытуемых) на это воздействие;

— требование воспроизводимости результатов и т. д.

В зависимости от условий, в которых организован эксперимент, его разделяют на лабораторный и естественный.

Метод эксперимента является одним из наиболее строгих способов получения эмпирических данных, поэтому становление социальной психологии как науки во многом обязано использованию эксперимента в изучении социально-психологических явлений. Классические исследования группового эффекта (т. е. влияния группы на поведение индивида), выполненные в самом начале 20-х гг. XX в. В. Меде в Германии, Ф. Оллпортом в США и В. М. Бехтеревым в России, фактически заложили основы экспериментальной социальной психологии.

Метод эксперимента приобретал все большее значение в социальной психологии по мере ее развития, при этом совершенствовалась и техника этого метода. Однако в социальной психологии эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, т. е. трудность перенесения результатов и выводов, полученных в экспериментальной ситуации, на реальную жизнедеятельность личности и тем более группы. Другая проблема заключается в сложности интерпретации данных, полученных в искусственных (лабораторных) условиях.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

1) Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.

2) Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

3) Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

4) Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

1) Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.

2) Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Экспериментальное исследование. Специфика и этика эксперимента в социальной психологии

Экспериментальное исследование. Специфика и этика эксперимента в социальной психологии

Экспериментальное исследование. Специфика и этика эксперимента в социальной психологии

Источник

11. Экспериментальное исследование

11. Экспериментальное исследование

Экспериментальное исследование – это один из методов социальной психологии, который направлен на выявление взаимосвязи между причиной и следствием.

Изменяя одну из переменных (независимую), исследователь, проводящий эксперимент, наблюдает за изменением другой переменной (зависимой), с которой не производится никаких манипуляций. Полученные в результате эксперимента данные, показывают является ли независимая переменная причиной изменений зависимой переменной.

Достоинства метода в возможности:

1) искусственно вызывать интересующие экспериментатора явления;

2) четко учитывать влияние условий на изучаемые социально-психические явления;

3) количественно изменять условия эксперимента;

4) изменять одни условия, сохраняя неизменными другие.

Недостатки экспериментального метода включают:

1) искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни, обусловленная выпадением существенных для изучаемого явления условий;

2) аналитичность и абстрактность эксперимента. Эксперимент обычно проводится в искусственных условиях, в связи с чем, выявленные в ходе эксперимента особенности и закономерности протекания социально-психических процессов, имеющие часто абстрактный характер, не дают возможности делать непосредственные выводы о закономерностях протекания этих же процессов в естественных условиях;

3) осложняющая роль воздействия экспериментатора (Розенталь-эффект) – невозможность исключения воздействия экспериментатора на ход и результаты эксперимента.

Виды экспериментов:

1) по форме проведения:

а) натуральный эксперимент – заключается в действительном воздействии на реальный объект с целью его диагностирования;

б) мысленный эксперимент – состоит в манипулировании не с реальным объектом, а с информацией о нем или с его моделью;

2) по условиям проведения:

а) полевой эксперимент – организуется в естественных для диагностируемого объекта условиях; может проводиться на всех уровнях общественной жизни. Преимущества: сочетание естественности методов наблюдения и активности эксперимента. Недостатки: связны с этическими и правовыми проблемами;

б) лабораторный эксперимент – протекает в специальных условиях с использованием специальной аппаратуры, позволяющей строго фиксировать особенности внешних воздействий и соответствующих ответных психических реакций людей. Действия испытуемых определяются инструкцией. Испытуемые знают, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента могут не понимать. Преимущества: возможность многократного проведения эксперимента с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие достоверные закономерности развития психических явлений. Недостатки: искусственность условий проведения исследований.

К особыми видами экспериментальных методик относятся аппаратурные методы, проводимые с помощью технических аппаратов, позволяющих создавать определенную значимую ситуацию, выявляющую ту или иную характеристику диагностируемого объекта, снимающих показания о проявлении изучаемых характеристик, фиксирующих и частично подсчитывающих результаты диагностирования.

В основе аппаратных средств лежит классический в электротехнике «мост Уинстона» – четыре сопротивления (резистора), соединенные в виде ромба.

Аппаратные средства предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия всех членов группы, приспособления их друг к другу. В настоящее время аппаратурные методики используются для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Экспериментальное изучение индивидуально-типологических особенностей личности с помощью психографического теста ТиГр

Экспериментальное изучение индивидуально-типологических особенностей личности с помощью психографического теста ТиГр Изучение индивидуально-типологических особенностей личности с помощью теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» базируется

Экспериментальное изучение семантики геометрических форм в тесте ТиГр

Экспериментальное изучение семантики геометрических форм в тесте ТиГр Исследования на пересечении анализа синестезии, как проблемы общей психологии, и экспериментальной семантики позволили американскому психологу Чарльзу Осгуду разработать метод семантического

Экспериментальное исследование психографического теста предпочтений ТиГр

Экспериментальное исследование психографического теста предпочтений ТиГр Интерпретационные схемы психографического теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр) интегрируют в себе три основных подхода к изучению рисунка: психомоторный,

Глава 3 Творчество как поток и экспериментальное исследование творческих состояний сознания

Глава 3 Творчество как поток и экспериментальное исследование творческих состояний сознания Наиболее яркий пример того, сколько радости, подъёма чувств, глубокого удовлетворения приносит само совершение действий, а не их результат, являет собою игра.Существует целый

Исследование 3[21]

Исследование 3[21] ИспытуемыеВсего в эксперименте участвовал 131 человек – выпускники или учащиеся ИП РАН, ГАУГН, МГППУ, МПГУ, в основном – психологических факультетов. Средний возраст 19.5 лет; SD = 1,5. 88 % выборки составили девушки.Процедура эксперимента и стимульный

ГЛАВА II Экспериментальное изучение профессиональной рефлексии как условия преодоления деформации личности педагога

ГЛАВА II Экспериментальное изучение профессиональной рефлексии как условия преодоления деформации личности педагога Реализация цели данной работы и изучение возможностей использования рефлексии для преодоления профессиональной деформации личности педагога

47 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ И ПАМЯТИ

47 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ И ПАМЯТИ Начальные стремления исследования были предприняты Ф. Гальтоном и В. Вундтом одновременно. Эксперименты Ф. Гальтона касались установления времени ассоциативных процессов, а также содержательного состава ассоциаций.

Глава 11 Экспериментальное исследование Совладающего Интеллекта

Глава 11 Экспериментальное исследование Совладающего Интеллекта Данная глава посвящена экспериментальному исследованию Совладающего Интеллекта . Для уточнения содержания защитных и совладающих стратегий, представленных в разрабатываемой модели Совладающего

Задание 1. Экспериментальное исследование телепатии

Задание 1. Экспериментальное исследование телепатии Испытуемые. В выполнении задания участвуют два человека: отправитель (он же ведет протокол) и реципиент. Специальных требований к испытуемым нет, реципиентом могут быть дети от 6–7 лет, но есть условия, которые повышают

Экспериментальное затухание фиксированной установки

Экспериментальное затухание фиксированной установки

Глава пятая Экспериментальное исследование развития понятий

Глава пятая Экспериментальное исследование развития понятий IГлавнейшим затруднением в области исследования понятий являлась до последнего времени неразработанность экспериментальной методики, с помощью которой можно было бы проникнуть в глубь процесса образования

3. Экспериментальное изучение упорства

3. Экспериментальное изучение упорства Все экспериментальные методики изучения упорства основаны на интеллектуальных волевых усилиях. Требования к этим методикам состоят в том, чтобы создавались ситуации, требующие проявления этих усилий, напряжения, но при этом чтобы

6. Экспериментальное изучение выдержки

6. Экспериментальное изучение выдержки Методика «Агрессивное поведение» Методика разработана Е. П. Ильиным и П. А. Ковалевым и направлена на выявление сдержанности-несдержанности и типа агрессивного поведения.Инструкция : на каждое утверждение в матрице нужно дать

III. Экспериментальное установление внушения на расстоянии

III. Экспериментальное установление внушения на расстоянии Впервые применённые (как уже было сказано в первой главе) Шарлем Рише количественные экспериментальные методы получили дальнейшее развитие в 30-е годы текущего столетия. В 1927 г. американский профессор В. Мак

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть