Экспериментальный метод в психологии это
Экспериментальный метод в психологии.
Эксперимент (Бехтерев) –один из основных методов объективного исследования психики. Он предполагает моделирование изучаемых психических явлений, их целенаправленное воспроизведение в специально созданных для этого условиях и позволяет посредством многократного варьирования независимых переменных точно измерять зависимые экспериментальные переменные.
Эксперимент (Дружинин) –совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемого.
Эксперимент (Кэмбелл) – та часть исследования, которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипулирование переменными и наблюдает эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные.
Цель любого исследования – подтвердить предположение. Основная цель эксперимента – построение такой исследовательской ситуации, в которой становятся доступными для объективного изучения особенности внутренних психических явлений.
Общая принципиальная схема эксперимента.
2. Изучение существующего опыта
4. Определение задач, переменных, предмета, сбор данных
5. Опровержение или подтверждение гипотезы.
При опровержении гипотезы – ее изменение
Экспериментальные переменные.
Переменная – это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены.
Независимая переменная НП – экспериментальное воздействие или экспериментальный фактор, активно изменяемая исследователем переменная.
Зависимая переменная ЗП – фактор, изменение которого обусловлено действием НП.
1. Характеристики заданий – то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно.
2. Особенности ситуаций – относятся те переменные, которые непосредственно не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Это температура в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя и т.д.
3. Состояние испытуемого (физические, химические, психологические. биологические признаки, возраст, пол, статус).
В качестве ЗП выступают параметры вербального и невербального поведения (число ошибок, время, затраченное на выполнение задания). Выбор параметра определяется экспериментальной гипотезой. Исследователь должен добиться того, чтобы ЗП была операционализирована – поддаваться регистрации в ходе эксперимента.
Преимущества эксперимента:
1. Наиболее рациональный метод – ориентирован на выделение интересующего феномена и на контроль над его динамикой в специально созданных условиях.
2. Возможности измерений динамики феномена.
3. Возможности использования количественных мер в анализе данных.
4. Возможности использования статистически методов ( элементы статистики позволяют находить более устойчивую базу для объяснения данных и выдвижения новых гипотез).
5. Единственный метод, который может быть воспроизведен, повторен. Повторение действия помогает уточнить эффект, получить новые данные.
Недостатки эксперимента:
1. Искусственность – побуждает к активности механизмы психики, которые могут не входить в предмет исследователя, но влияют на предмет.
2. Опосредованность – в качестве средства выбирается модель естественных условий, которая побуждает к активности феномены, о наличии которых экспериментатор может не знать.
3. Аналитичность (умозрительность) – изучается модель.
Экспериментальные методы в психологии
В отличие от наблюдения здесь психолог активно вмешивается в процесс. Он целенаправленно и преднамеренно варьирует какие-то факторы (входные воздействия) и фиксирует изменения в изучаемом процессе. Эксперимент ориентирован на изучение причинно-следственных связей психического явления. Одно из важных требований к эксперименту — его воспроизводимость, т. е. возможность неоднократно повторять наблюдения в одних и тех же условиях для исключения случайных ошибок.
Различают следующие виды экспериментальных методов:
— Лабораторный эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, приближенных к реальным. Результаты эксперимента с определенной степенью достоверности переносятся в реальную обстановку. В юридической практике, например, часто используется для проведения судебно-психологической экспертизы, для оценки особенностей познавательных процессов сотрудников правовых органов и др.
— Натуральный (естественный, или полевой) эксперимент проводится в условиях реальной деятельности испытуемого: в учебном классе, на самолете, в реально действующем трудовом коллективе. В работе следователя этот метод находит применение в виде следственного эксперимента, когда подозреваемого вывозят на предполагаемое место преступления для подтверждения его действий в реальной обстановке.
— Формирующий эксперимент совмещает процедуры психологического исследования, обучения, воспитания, тренировки. Может проводиться в виде тренингов, игр, решения конкретных ситуаций и. .т, Д-Метод не ограничивается регистрацией результатов, а создает специальные условия для развития личностных качеств испытуемых. Широко используется в педагогической психологии.
Обычно результаты эксперимента перед их интерпретацией подвергаются математической обработке с целью выявления факторов, оказывающих наибольшее влияние на исследуемые показатели, определения общей закономерности развития исследуемого явления, а также поиска областей ожидаемого эффекта и т. д.
25.Беседа — это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения.
Виды опросных методов: Письменный – заочный, Очный- устный. Устный вопрос — интервью. Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них. Большое значение в ходе беседы или интервью принадлежит умению фиксировать информацию. Нужно стремиться к подробной (даже дословной) фиксации ответов (с помощью сокращений, стенографии); однако использование микрофона нежелательно, ибо это обстоятельство, очень сковывает опрашиваемых.
Интервирование бывает 2 видов: 1) По степени формализации — формализованные (есть продуманный вопросник) и неформализованные (нет ничего). 2) По кол-ву опрашиваемых- а)Индивидуальное интервирование: клиническое (стрессы);; фокусированное (инфа об одном событии) б) Групповые в форме дискуссии, диалога. в) Массовые.
Письменный опрос- анкетирование — это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. 1) Прессовое анкетирование 2) Почтовое анкетирование 3)Раздаточный (проводиться экспресс опросы). Вопросы бывают: открытые (получение сразу ответ) и закрытые. По содержанию: Оценочные и фактологические (изложение какого-то факта). По сбору интерпретации: прямые (становятся прямо) и косвенные (в обход).
Тестирование — представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу, правильных ответов в порядковой (или даже интервальной) шкале. Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения.
Социометрическое тестирование Особой областью применения опросных методов является изучение групп и коллективов. Взаимоотношения, степень сплоченности, совместимость, коллективизм, уровень организации (управления) и другие качества группы определяются с помощью определенных тестов (анкет), называемых социометрическими методиками. Полученные данные подвергаются статистическому анализу по определенной программе, в результате чего обнаруживаются искомые показатели уровня и тенденции развития группы.
Достоинствами опросных методов являются:
1) быстрота получения информации
2) возможность получения информации в широких пределах заданной тематики
3) возможность математической обработки полученной информации
4) легкость получения большого количества данных
Общие требования к опросным методам:
1) соответствие вопросов целям и задачам исследования
2) адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов
3) нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие объективность ответов
4) доступность и понятность вопросов
5) самостоятельность ответов
6) доверительная психологическая обстановка при опросе
Метод опроса получил наиболее широкое применение в социально-психологических исследованиях. Его суть состоит в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов).
26.Практическая психология в наиболее распространенном понимании представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер – здравохранения, образования, производства, спорта, права и др. Так понимаемая практическая психология представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое название в соответствии с той сферой, в которую они включены. Таким образом, одно из определений практической психологии – это понимание ее как прикладной дисциплины.
Особенностью прикладных отраслей психологии является их ориентация на академическую исследовательскую психологию естественно-научногого типа. Прикладные отрасли психологии заимствуют у академической психологии объективно-научные методы.
Экспериментальный метод в психологии
1. Эксперимент как нормативный метод эмпирической проверки психологических гипотез
Задачи психологического исследования: теоретикоэкспериментальные, прикладные, практические.
Развитие экспериментальной психологии и дифференциация понятий метод и методика исследования. Метод как способ сбора данных. Эксперимент как один из способов познания действительности и как средство «ограничения » теоретизирования, как нормативная логика размышлений и как искусство проверки психологических гипотез.
Эмпирические методы в психологии. Понятие эмпирической проверки научных гипотез. Верификация и фальсификация. Теории, гипотезы и факты в структуре психологических знаний. «Психологическая реальность «, мир теорий и экспериментальные модели.
Исследование и обследование (разница целей и последующих обобщений). Эксперимент в широком и узком смысле слова. Индивидуальное обследование, индивидуальный эксперимент, группа индивидуальных экспериментов. Специфика методического приема «анализ единичного случая «. Обследование групп (работа с выборками), групповое проведение опытов и межгрупповые схемы экспериментов.
Представление об эксперименте как активном методе исследования (в противовес «пассивнонаблюдающим «). Представление об экспериментальном воздействии и типах переменных. Функциональный контроль независимой переменной как условие планирования и проведения психологического эксперимента.
«Активные » методы в другом значении термина (организация психологических воздействий, дискуссия, тренинг, деловые игры).
2. Эксперимент в системе методов психологического исследования
Организация психологического исследования.
Классификации методов психологических исследований (классическая систематика, своевременная систематика).
Метод наблюдения и постулат непосредственности. Виды психологического наблюдения. Контроль субъективных факторов в отчетах наблюдателей. Методики наблюдения в экспериментальных схемах.
Типы эмпирических данных в психологическом исследовании.
Психологические шкалы, измерение переменных и интерпретация количественных данных.
Наблюдение и измерение переменных как условие планирования эксперимента.
Контекст общения экспериментатора с испытуемым: «эффекты ожиданий «, «мотивация экспертизы » и другие аспекты взаимодействия.
Методики измерения переменных. Что и как измеряется: «предметная » направленность методических средств (методики или «техники » выявления особенностей внимания, памяти, мышления, эмоциональномотивационных и личностных свойств). Возможности варьирования переменных и их измерения. Психологическое шкалирование и психодиагностические методики при реализации экспериментального метода.
3. Психологические гипотезы и реконструкции психологической реальности при использовании экспериментального метода
Виды психологических гипотез, проверяемых в эксперименте. Описание психологических закономерностей на языке «переменных » и строгость причинноследственных, или каузальных интерпретаций как специфика экспериментального метода исследования.
Операционализация переменных. Проблема соотношения эмпирических обобщений и теоретических интерпретаций при анализе экспериментальных данных. Концептуальные репликации и возможность проверки экспериментальных гипотез разными методическими средствами.
Требования к формулировкам причинноследственных гипотез: их детерминированный характер, включение «гипотетических конструктов «. Популяционные гипотезы. Уровни гипотез: теоретические, исследовательские в смысле «рабочие «, экспериментальные (включая контргипотезу) и статистические.
Гипотезы о связях, о структурнофункциональных зависимостях, диагностические и другие виды психологических гипотез.
Специфика психологических гипотез с точки зрения представлений о ненаблюдаемых базисных процессах и измеряемых переменных.
Зависимость уровня и широты обобщений от вида гипотез и способов их проверки. Три основных условия реализации вывода о каузальной зависимости. Несводимость «психологической причинности » к сложившимся в естественных науках схемам контроля экспериментальных воздействий.
Реконструкции психологической реальности на основании результатов экспериментов. Относительность представлений о том, что является эмпирическим фактом в рамках разных теоретических подходов.
4. Логика установления экспериментальных фактов и контроля за выводом
Отличие демонстрационного эксперимента от «истинного » и «контрольного » эксперимента. Представление об экспериментальном факте как результате принятия решения.
Требования к гипотезе с точки зрения возможностей ее экспериментального опробования. Схема К. Хольцкампа, соотносящая типы гипотез по их эмпирической нагруженности и применимость экспериментального метода для их проверки.
Экспериментирование в широком и узком смысле слова. Эксперимент как нормативный способ размышлений исследователя при проверке каузальных гипотез и как средство проверки психологических гипотез, предполагающее определенные схемы (планы) сбора данных.
Индуктивные методы вывода (законы Милля) при решении о результате действия независимой переменной, или экспериментальном эффекте.
Дедуктивный вывод по силлогизму modus tollens и асимметрия выводов при проверке истинности «универсальных » высказываний, или теоретических обобщений. Роль экспериментальной гипотезы в дедуктивном выводе. Требования, которые необходимо соблюдать для реализации достоверных, или валидных, выводов. Артефактные выводы в результате перехода к оценочным заключениям и апелляций к «факту » и авторитету.
Проверка исследовательских гипотез как правдоподобных объяснений. Конкурирующие теории и так называемая третья конкурирующая гипотеза. Понятие открытости экспериментальной гипотезы для дальнейших проверок. Парадоксы К. Поппера.
5. Основы планирования психологического эксперимента
Мысленный эксперимент и выделение эмпирически проверяемой зависимости. Мысленные образы экспериментов и планирование как контроль угроз валидности. Репрезентативность экспериментальных моделей и переменных.
Планирование содержательное и формальное. Связь выбора плана с теоретическим пониманием проблемы (примеры планов при исследовании мотивации по Х. Хекхаузену). Представление об
экспериментальном эффекте применительно к межгрупповым и индивидуальным схемам. Виды валидности.
Планирование и внутренняя валидность эксперимента. Операционализация переменных, конструктная валидность. Решение проблем соответствия и внешняя валидность. Валидность и обобщения, экспериментальный контроль и контроль за выводом. Искусство выдвижения экспериментальных гипотез и искусство «решения проблем «.
Формы экспериментального контроля. Доэкспериментальные и экспериментальные планы. Их составляющие, возможные классификации.
Виды переменных и виды их смешений в эксперименте. Побочные, дополнительные и «мешающие » переменные, их первичный и экспериментальный контроль. Принцип изолированных условий при формальном планировании эксперимента.
Специфика лабораторного эксперимента с точки зрения очищения условий, выделения единичной переменной и возможностей последующих выводов. Комплексные переменные и особенности «искусственного » эксперимента как «улучшающего » реальный мир. Ограничения обобщений на основании результатов эксперимента, «дублирующего » реальный мир.
Схемы контроля сопутствующих смешений. Факторные планы.
План эксперимента и план обработки данных. Связь проблем содержательного, формального планирования и последующих обобщений.
Артефактные выводы в результате плохой валидности эксперимента, неверных статистических решений, неверного заключения о действии экспериментального фактора.
6. Типы психологических экспериментов. Квазиэксперимент в психологии
Типы экспериментов в психологии. Основания типологий. Экспериментирование в школе К. Левина. Квазиэкспериментальные схемы исследований в психологии: отличия в содержании проверяемых гипотез, формах контроля и логике выводов. Квазиэкспериментальный метод с точки зрения ограничений в формах экспериментального контроля. Отличие межгрупповых экспериментов и квазиэкспериментов по принципам подбора в группы и способам задания экспериментального и контрольного условий. Базисные побочные переменные и контроль post factum.
«Естественный » и «социальный » эксперименты. Педагогический и психологопедагогические эксперименты (и квазиэксперименты).
Генетический метод и метод срезов. Специфика экспериментирования в рамках культурноисторической концепции: стимулысредства и проблема активности субъекта.
Эксперименты с формами организации воздействий, не интерпретируемыми в качестве независимых переменных. Формирующий эксперимент, экспериментальные исследования в возрастной психологии и социальной психологии. Эксперимент при реализации лонгитюдного исследования. Кросскультурные исследования. Квазиэксперимент в психогенетике.
7. Корреляционный подход в психологических исследованиях
Взаимосвязи типа управляемой переменной, строгости следования экспериментальному методу и допустимых границ между тремя исследовательскими подходами: экспериментальным (в узком смысле), квазиэкспериментальным и корреляционным.
Корреляционный подход как метод «пассивнонаблюдающего » исследования и как способ сокращения размерности данных. Корреляционное исследование как предваряющее эксперимент и ковариации как условие вывода о действии независимой переменной.
Отличия статистических решений при использовании мер связей и мер различий. Коэффициенты ковариации и корреляции.
Корреляция, детерминация и эффект воздействия.
Формы контроля в корреляционных исследованиях. Моделирование
причинноследственных отношений между переменными. Схемы, разрабатываемые с целью приближения к каузальным выводам из корреляционного исследования (путевой анализ, перекрестноотсроченные корреляции и др.).
8. Проблемы компьютеризации проведения психологических экспериментов
Компьютеризация методик как «техник » и форм контроля. Возможности использования компьютера на разных этапах исследования. Компьютер в обучении психологическому экспериментированию. Специальные проблемы «психологии компьютеризации » и практика использования компьютеров как средства деятельности психологаэкспериментатора.
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982.
Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. C. 34240.
Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие / Под ред. Т. В. Корниловой. М.: Форум; ИнфраМ, 1998.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. С. 2855.
Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.
Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Об объективном методе в психологии // Вопр. философ. 1977. № 7. С. 109125.
Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.: Издво МГУ. 1983.
Корнилова Т. В. Психологические методы в практике высшей школы. М.: Издво МГУ, 1993.
Корнилова Т. В., Шуранова О. И. Корреляционные исследования: пути приближения к причинному анализу // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. № 4. C. 5869.
Налимов В. В. Логика принятия гипотез в развитии научного познания // Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М.: Наука, 1980. С. 159176.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1984.
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1982.
Решлен М. Измерение в психологии// Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып. III. М.: Прогресс, 1966. С. 197236.
Теплов Б. М. Об объективном методе в психологии // Теплов Б. М. Избр. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 2. С. 281309, 310317.
Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып. 12. М.: Прогресс, 1966. С. 13156.
Ярошевский М. Г. Категориальный аппарат психологии // Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981. С. 139152.
Bell Ph., Staines Ph. Reasoning and argument in psychology. L; Boston; Henly: Routledge and Kegan Paul, 1981.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ «
1. Цели психологических экспериментов; эксперименты с научными и с прикладными целями.
2. Использование сложившихся нормативов научного мышления и критерии «научности » в психологии; их изменчивость (в разные периоды и в зависимости от теоретической позиции исследователя).
3. Эксперимент как один из ряда других методов опробования теории опытными данными.
4. Эксперимент как вид практической деятельности и как система нормативных умозаключений при проверке гипотез, подразумевающих причинноследственный характер связей между переменными.
5. Операционализация переменных как условие реализации экспериментального метода. Проблема репрезентативности «психологических » переменных и опытных данных.
6. Так называемые экспериментальные методики, методики или «техники » наблюдения, психодиагностические средства, процедуры психологического шкалирования как способы выделения переменных.
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982. С. 1634, 4546.
Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 721, 3138, 4250.
Теплов Б. М. Об объективном методе в психологии // Избр. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 2. С. 281302.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. III. М.: Прогресс, 1966. С. 106115.
1. Гипотезы в структуре психологического знания. Уровни психологических гипотез (отличие экспериментальной и контргипотез).
2. Гипотезы, «загруженные » и «не загруженные » теорией; гипотезы эмпирические и теоретические. Схема К. Хольцкампа.
2. Индуктивные и дедуктивные гипотезы; признаки правильной гипотезы (по
П. Фрессу). Объяснительные гипотезы и каузальные.
4. Измерение переменных и психологические шкалы.
5. Виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы:
независимая переменная (НП), зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП).
7. Основные отличия методов экспериментирования и наблюдения при проверке научных гипотез.
Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 3035, 5167, 80101, 108122.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. III. М.: Прогресс, 1966. С. 116120, 161169, 171172, 178185, 189193.
1. Результат действия НП. Контроль переменных как условие вывода об экспериментальном эффекте.
2. Отношение между НП и ЗП и гипотетические конструкты как интерпретационные компоненты психологических гипотез.
3. Условия реализации причинного вывода. Проблема специфики психологической причинности.
4. Обобщение как цель любого эксперимента. Виды обобщений (для экспериментов с научными и практическими целями).
5. Асимметрия вывода при оценке истинности обобщенных высказываний на основе эмпирических данных.
6. Экспериментальный контроль и контроль за выводом.
7. Мысленные эксперименты.
Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 8095, 123127, 174178, 183188.
Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 2753.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. С. 4055.
1. Мысленные образцы экспериментов (по Р. Готтсданкеру): безупречный эксперимент, идеальный и бесконечный эксперименты, эксперимент полного соответствия. Оценка реальных экспериментов на основе их сравнения с мысленными образцами.
2. Условия планирования экспериментов. Основные значения термина «планирование «.
3. Планирование содержательное и формальное. Установление минимального эффекта и принятие решения о неотвержении экспериментальной гипотезы.
4. Виды реальных экспериментов; подходы к их классификациям.
5. Метод «анализ индивидуального случая » и интраиндивидуальные схемы. Групповое проведение опытов и межгрупповые схемы.
6. Гипотезы экспериментальные и статистические. Отличия контргипотезы и так называемой третьей конкурирующей гипотезы. Источники возникновения третьих конкурирующих гипотез.
Готтсданкер Р. Основы планирования эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982. С. 4988, 142182, 234259, 363365.
Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 2729, 128153 174178.
Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. С. 103106, 21116, 234235.
Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 138171.
1. Функциональный контроль НП и внутренняя валидность экспериментов.
2. Понятие единичной переменной и чистого эксперимента.
3. Контроль смешений в психологическом эксперименте. Контроль несистематической изменчивости, систематического и сопутствующего смешений.
4. Экспериментальный контроль и внешняя валидность.
5. Представления о конструктной и операциональной валидности.
6. «Количественные » уровни НП. Многоуровневый и факторный эксперименты.
7. Репрезентативность эксперимента и вида эмпирически установленной зависимости. Репрезентативность «среднегрупповых » данных при использовании кроссиндивидуальных схем.
Готтсданкер Р. Основы планирования эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982. С. 5487, 218231, 267309, 322362.
Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 154173.
1. Специфика психологических экспериментов (в отличие от естественнонаучных и поведенческих). Психологическое понимание причинности (с точки зрения отличий психологических школ).
2. Взаимосвязи теоретической интерпретации и схемы исследования. Ограничения экспериментального метода: активность личности, субъекта познания и деятельности.
3. Представления о «стимулахсредствах » в концепции Л. С. Выготского и в экспериментальных приложениях методики «двойной стимуляции » (исследования Ж. Шиф, А. Н. Леонтьева и других). Психотехнический контекст использования стимуловсредств.
4. Психологические реконструкции исследуемых базисных процессов и нетождественность проблем «управления переменными » и «психологического управления «. Различия между управляемыми НП и процессами, опосредcтвующими тот или иной экспериментальный эффект.
5. Социальный и социальнопсихологический эксперименты.
6. Представления об экспериментировании в школе К. Левина.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 118121, 130132, 185188, 219220, 255262.
Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 179182.
Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 5475.
Пузырей А. А. Культурноисторическая теория Л. С. Выготского и современная психология. М.: Издво МГУ, 1986. С. 7887, 9093, 9799.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966. Вып. 12. С. 241243, 263, 278279, 282286, 305306.
1. Схемы исследований, относимых к экспериментальным, но отличающихся от истинных экспериментов по типу проверяемых гипотез, формам контроля, а также логике выводов.
2. Квазиэксперимент как эксперимент с ограниченными формами контроля и как пример «пассивнонаблюдающего » исследования.
3. Так называемые «экспериментальные методики » при достижении целей психодиагностики и в экспериментальных схемах.
4. Психологопедагогический и формирующий эксперименты.
5. Лонгитюдный метод.
6. Квазиэксперименты в психогенетике.
7. Кросскультурные исследования как квазиэкспериментальные.
Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 1026, 76137, 194224, 236241.
Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. С. 116-122.
1. Корреляционный подход как метод исследования и как способ статистической оценки гипотез о связях.
2. Ненаправленные гипотезы в корреляционном исследовании (КИ). Виды переменных (наблюдаемые и ненаблюдаемые — латентные, «входные » и «выходные «) и виды связей в КИ (истинные и ложные корреляции, автокорреляции и синхронные корреляции, перекрестноотсроченные корреляции).
3. Меры связей и меры различий в КИ и в экспериментальном исследовании. Понятия ковариации и коэффициента корреляции.
4. Зависимость выбора коэффициента корреляции от вида психологических шкал (шкалы наименований, порядка, интервалов, отношений). Параметрические и непараметрические коэффициенты корреляции.
5. Статистические методы контроля в КИ. Подбор групп в корреляционных
и квазиэкспериментальных схемах. Планы КИ.
6. Оценка валидности КИ (внутренняя валидность, внешняя и прогностическая).
Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 198-229.
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982. С. 378-420.
Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. С. 286-287, 142-166.