Эксперименты по психологии для студентов
Простые психологические эксперименты, которые открывают удивительные секреты о нас самих
Что движет нашими поступками? Какие веские причины? Почему мы поступаем так или иначе? В попытке разобраться в мотивах своих и чужих действий психологи пишут книги, с успехом защищают диссертации и проводят мотивационные тренинги. И, тем ни менее, мы остаемся в совершеннейшем неведении о принципах действия нашего разума и его побудительных мотивах к этим действиям.
В ХХ веке, чтобы проникнуть в тайны нашего восприятия действительности и мотивации поведения, ученые прибегли к психологическим экспериментам, результаты которых в корне изменили представление о поведении людей. Многие из этих экспериментов вряд ли можно назвать гуманными и этичными, но на что только ученые не идут ради науки. Предлагаем вашему вниманию некоторые классические эксперименты, которые могут, если не полностью изменить ваше представление о самих себе, то расширить его — наверняка.
Мы все способны подавлять и подчиняться
Перед вами эксперимент, подтвердивший, что при определенных социальных условиях даже считавшиеся до этого психологически адекватными люди способны проявлять агрессию по отношению к своим же товарищам, которые, в свою очередь, становятся безвольными жертвами. Эксперимент этот провел в Стэнфордском университете психолог Филлип Зимбардо. Изначальная цель была весьма невинной — исследовать поведение людей, попавших в непривычные для них условия. Для этого в подвале университета создали «тюрьму», а студентов-добровольцев разделили на «охранников» и «заключенных». Но эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось прекратить через 6 дней — настолько участники с обеих сторон вжились в своих роли.
Напомним, все добровольцы были психически здоровы и уравновешены, но буквально с первых же дней эксперимента «охранники» стали вести себя агрессивно по отношению к «заключенным», били и всячески унижали их, причем их агрессия росла с космической скоростью, и эксперимент вышел из-под контроля. Опасаясь уже не только за безопасность, но и за жизнь «заключенных», которые тоже настолько приняли предлагаемые условия, что полностью подчинялись садистам-охранникам, Зимбардо прекратил исследование.
Мы не обращаем внимания на то, с чем сталкиваемся нос к носу
Можете ли вы в подробностях описать людей, с которыми сталкиваетесь по дороге на работу? И вообще, замечаете ли вы то, что происходит вокруг? «Конечно» — скажите вы, но сдержите свой первый порыв ответить «Да». Мы приведем вам пример, опровергающий ваше самонадеянное утверждение. Этот опыт провели в Гарвардском студенческом городке в 1998 году. Цель эксперимента заключалась в изучении того, насколько реально человек осознает окружающую его действительность. К спешащим на лекцию студентам подходил «подставной» прохожий и спрашивал, к примеру, классическое «Как пройти в библиотеку?».
В тот момент, когда студенты начинали объяснять заблудившемуся дорогу, между ними рабочие проносили дверь, которая на пару секунд разделяла беседующих. За эти пару секунд актера, изображавшего недотепу-прохожего, меняли на другого, абсолютно непохожего на «предыдущий экземпляр»: он отличался ростом, телосложением, одеждой, цветом волос, не говоря уже о цвете глаз. Но более 60 процентов участвовавших в эксперименте не заметили подмены и продолжали рассказывать, как же все-таки найти эту библиотеку. Этот нехитрый опыт продемонстрировал, насколько мы, скажем так, избирательно замечаем детали окружающего нас мира.
Мы способны стать успешными, если ожидание нам по силам
Помните Стэнфордский эксперимент, о котором мы рассказывали в начале нашей статьи? Похоже, этот университет просто-таки специализировался на «садистских» опытах над человеческой природой. В этом же Стнэнфорде был проведен так называемый «Зефирный тест». На этот раз участниками эксперимента были дети 4-х и 5-ти лет. Цель опыта — выявить способность противостоять сиюминутному соблазну в пользу самодисциплины и последующего за ней вознаграждения. Детей оставляли в комнате одних наедине с тарелкой зефира. Оговаривалось, что зефир можно съесть когда угодно, но те, кто дождется возвращения взрослых, вместо одной порции зефира получат две.
В начале эксперимента все дети утверждали, что подождут и получат две зефиринки, но в итоге некоторые не удерживались и съедали сладости. Но из 600 детей, подвергшихся мучениям, ну то есть, мы хотели сказать, участвовавших в эксперименте, большинство все же дождалось взрослых и получили заслуженную удвоенную порцию зефира. Сложнее удержаться оказалось тем детям, которые не отводили глаз от вожделенной «вкусняшки», те же, кто закрывал глаза, отворачивался или всячески отвлекался от соблазнительной тарелки, выдержал 15 положенных минут. Кстати, дети, которым ожидание оказалось по силам, в дальнейшем были менее склонны к ожирению, курению и употреблению наркотиков, а также были более успешными, став взрослыми.
Часть 2
В первой части нашей статьи мы попытались разобраться в мотивах своих и чужих действий на примерах наиболее известных психологических экспериментов. Предлагаем вам продолжить наше «путешествие» по лабиринтам человеческой психики.
Мы можем слепо подчиняться власти
У каждого человека есть свои убеждения и моральные принципы. Они, как предохранители, но иногда эти принципы и установки, также как предохранители, ломаются под давлением силы. Пример тому — весьма жестокий эксперимент психолога из Йельского университета Стэнли Милгрэма. В 1961 году он провел исследования с целью выяснить, как далеко могут зайти порядочные, абсолютно не склонные к насилию в обычной жизни люди, подчиняясь имеющими над ними власть лицам, если те прикажут им совершить нечто, ранее казавшееся им чудовищным, и нанести вред другим людям. Цель эксперимента — исследовать глубокий внутренний конфликт между моральными убеждениями и необходимостью подчиниться власти.
Для участия были выбраны два человека, один из которых выполнял роль «учителя», а второй «ученика». Участников развели по разным комнатам. Смысл опыта заключался в том, что, когда ученик неправильно отвечал на заданный учителем вопрос, последний пропускал по нему разряд тока. В действительности, никакого удара током ученик не испытывал. Но учитель об этом не знал, а слышал только предварительно записанные крики боли. Если учитель пытался остановить жестокий «экзамен», руководитель эксперимента запрещал ему останавливаться и вынуждал продолжать мучительный процесс.
Результаты оказались поразительными: 65% участвовавших, несмотря на все свои моральные мучения и протесты, доводили разряд тока до 450 вольт, наказывая своих учеников. Оправдывает ли их то, что они делали это под давлением? Есть ли объяснение такому слепому подчинению чужой воле? Результаты эксперимента подтверждают, что человек, заботливый и терпеливый с близкими, одновременно под определенным давлением может быть абсолютно жесток по отношению к людям, которые не входят в его ближний круг.
Печенька как символ власти
Вот еще один, казалось бы, совершенно безобидный эксперимент, в результате которого можно сделать нелицеприятный для человека вывод: власть портит людей. Этот нехитрый эксперимент дает психологическое подтверждение тому, что люди, обладающие властью, подчас относятся к другим неуважительно и с необоснованным превосходством. Во время исследования трое студентов должны были написать общую работу, при этом двое из них должны были выполнять работу, а третий — ее оценивать и решать вопрос с оплатой.
Во время работы студентам приносили тарелку с пятью печеньками. Последнее всегда оставалась на тарелке, но «босс» всегда умудрялся съесть на одну печеньку больше. Причем делал он это нагло и небрежно. Таким образом, когда кому-то из участников эксперимента дается власть, они начинают вести себя непозволительным образом. Печально, но этот опыт доказывает, что это есть в каждом из нас.
Мы лояльны лишь к своей социальной группе
К данному эксперименту были привлечены две группы подростков, отдыхавшие в летнем лагере: команда «Орлов» и «Змей». Изначально дети не знали о том, что они не одни, и по отдельности прекрасно провели время в лагере. А вот когда команды объединили, начались проблемы: взаимные обвинения, конкуренция, конфликты, которые постоянно усиливались. Этот эксперимент доказывает, что мы, как правило, лояльны лишь к своей социальной группе, но весьма склонны к межгрупповым конфликтам.
Мы занимаемся самообманом
Следующий эксперимент подтверждает то, что человеку свойственно обманывать самого себя, находя оправдание даже самым бессмысленным своим поступкам. Участникам предложили в течение определенного времени выполнять неинтересную и ненужную работу, за которую им платили от 1,5 до 20 долларов. А по завершении работы они должны были рассказать тем, кто ожидал своей очереди, что задание было весьма увлекательным.
Заработавшие 20 долларов рассказывали о проделанной работе довольно вяло, те же, кто получил всего лишь полтора доллара, дабы оправдать самих себя и не чувствовать себя неудачниками, были очень убедительны и в красках расписывали, как им было интересно и весело. Таким образом, можно сделать вывод: мы часто занимаемся самообманом, как будто бы это заставит мир быть гармоничнее и радостнее.
Стереотипы — наше все
Конечно, всем нам неприятна даже мысль о том, что мы подвержены стереотипам, и мы всячески пытаемся от них избавиться и убедить себя и мир в собственной оригинальности и креативности, но простой эксперимент доказывает обратное. Группе молодых людей предложили назвать все слова, связанные со старостью, которые они могут вспомнить. После получаса разговоров о беспомощности, слабости, болезнях и т.д. участники теста шли по коридору шаркающей походкой и гораздо медленнее тех, кто говорил о молодости.
10 удивительных психологических экспериментов, раскрывающих правду о природе человека
Развитие экспериментальной психологии в 19 и 20 веках позволило ученым поближе познакомиться с природой человека. Были рассмотрены биологические процессы в мозге, эмоции и реакции в конкретных ситуациях. Такая информация помогает понять, что же управляет нашим поведением.
Ниже приведены десять самых интересных психологических экспериментов. Они не только раскроют информацию о природе человека, но и дадут пищу для размышлений. Некоторые удивят вас.
1. Эксперимент Эша. «Я лучше соглашусь со всеми, чем буду отличаться»
Соломон Эш показал силу соответствия в группе. Идея заключалась в том, чтобы доказать, что некоторые изменяют свое мнение под влиянием других, даже если осознают их ошибку. Участники должны были оценить длину изображенных на доске линий, найти равные, назвать кому-то свое имя или цвет. В каждой группе был только один участник, остальные были актерами.
Результат: легко догадаться, каков он был. Актеры всегда давали неправильные ответы, и участник эксперимента обычно соглашался с ними. Практически все следовали за мнением группы и чувствовали большой дискомфорт, когда им приходилось выражать противоположное мнение или противостоять группе.
2. Эффект Хоторна. «Мой босс любит меня и ценит мою работу»
Когда производительность труда сотрудников Western Electrics упала, Элтона Мэйо попросили о помощи. Выводы оказались довольно неожиданными.
В чем они состояли: улучшение или ухудшение условий труда на производительность сотрудников существенно не влияли. Но когда вмешался Элтон Мейо, сотрудники почувствовали, что они вовлечены в нечто важное, их начальник заботился о них, приводит специалиста – и их производительность значительно возросла.
3. Эффект Рингельмана. «Понаблюдаю, как вы работаете»
Максимилиан Рингельман сформулировал гипотезу о том, что каждый человек вносит меньший вклад в задачу, если он работает не один. Было проведено много экспериментов, таких как перетягивание каната или подъем тяжелых предметов, и были сделаны личные выводы.
Результат: каждый человек вкладывает гораздо больше усилий в личные достижения, чем в групповые достижения. Люди теряют свою индивидуальную мотивацию при работе в группе. Или по-русски: в толпе легче сачковать.
4. Диффузия ответственности. «Я не специалист, кто-то другой обязательно поможет»
Джон Дарли и Бибб Латэйн провели серию экспериментов, чтобы увидеть, как поведут себя прохожие, если кто-то пострадает.
Результат: в чрезвычайной ситуации человек реагирует быстрее, когда он один. Однако в больших группах люди снимают с себя ответственность и очень пассивны.
5. Эффект другого мнения. «Если у вас другое мнение, вы ошибаетесь»
Ли Росс, профессор Стэнфордского университета, решил посмотреть, как другие решают сложные задачи. Участникам предлагали два варианта на выбор, и они также должны были описать людей, которые дали бы аналогичный ответ и, наоборот, отличающийся.
Результат: абсолютное большинство полагало, что их мнение правильное и считали, что другие думают также. Люди же, которые «не соглашались» с ними, были описаны очень негативно.
6. Теория активации и торможения. «Посмотри на меня»
Психолог Норман Триплетт заметил, что люди работают намного эффективнее, когда за ними наблюдают. При обследовании велосипедистов выяснилось, что потеря интереса зрителей снижает их эффективность.
Результат: дальнейшие исследования Роберта Зайонца подтвердили предположения Триплетта. Люди стараются произвести впечатление на других, но легко теряют мотивацию, если никто не заинтересован в их действиях.
7. Карлсбергский эксперимент. «В тихом омуте черти водятся»
И наоборот. Местом эксперимента был кинозал с 148 здоровенными татуированными байкерами и только двумя свободныыми местами посередине. Вы заплатили за билеты, вам хочется пройти на свои места, но. вы действительно так сделаете или выйдете из кинотеатра, не желая рисковать? Это то, что Carlsberg (да, пивная компания!) решил проверить.
Результат: мотоциклисты с радостью встретили смелых фанатов кино, которые не заботились о соседях и просто заняли свои места. Некоторые даже делились своим пивом (понятно, каким). Эксперимент продемонстрировал, что людей не следует судить по их внешности.
8. Восемь часов без гаджетов. «Мой ребенок совершенно нормален»
Семейный психолог Екатерина Мурашова сформулировала гипотезу о том, что современные дети боятся одиночества и не могут творчески развиваться. Поэтому она предложила им провести 8 часов без компьютера, интернета, телефона и телевизора.
Результат: успешно завершили эксперимент только трое из 68 детей в возрасте от 12 до 18 лет. Семеро продержались 7 часов. Остальные прервали опыт, заявив, что они плохо себя чувствуют, испытывают жар или тошноту. Трое детей даже задумались о самоубийстве. Можно ли называть это нормой?
9. Спонтанность и подчиненность. «Я не виноват, они заставили меня сделать это»
Первоначальная цель Карни Лэндиса состояла в том, чтобы определить закономерности мимических проявления сильных эмоций. На лицах участников были нанесены маркерные линии, которые облегчали отслеживание мышц.
Результат: никаких мышечных паттернов выявлено не было, зато была обнаружена невероятная готовность к выполнению любых заданий. Хотя большинство вещей были довольно отвратительными (касание лягушек, запах аммиака), каждый из испытуемых охотно соглашался делать то, о чем их просили. Может быть, исключительно ради науки?
10. Одолжение. «Хочу пить, есть, и переночевать негде»
Джонатан Фридман и Скотт Фрейзер попытались выяснить, как люди будут реагировать на просьбу об одолжении со стороны незнакомца. В зависимости от реакции просьб было несколько, со все увеличивающимися запросами.
Результат: если люди оказывают вам небольшую услугу, есть шанс, что они с радостью помогут вам в другой ситуации. Удивительные психологические эксперименты, раскрывающие правду о природе человека.