ПСИХОЛОГИЯ

Эксперименты с животными в психологии

Самые ужасные эксперименты психологов над животными

Эксперимент №1 «Животные-наркоманы»

В нашем мире многое познается экспериментальным путем. Некоторые ученые действительно смогли доказать, что проводимые ими эксперименты, полезны человечеству. Но замечено множество случаев, когда люди исследовали из ряда вон выходящими способами, издеваясь над животными, и при этом, не дав практически, ни какой пользы. Zhurnal-razvitie.ru представляет вашему внимаю ряд ярких примеров, таких исследований. Первым примером служит практическая работа, проводимая в 1969 году. Ученые пытались выяснить, как быстро, возникает у человека наркозависимость.

Опыты ставились на обезьянах и крысах, так как с физиологической точки зрения организм человека схож с этими особями. Для начала, животных научили вводить себе наркотические вещества самостоятельно. После того как они научились вкалывать себе морфий, кокаин и прочую «дурь», стали просто наблюдать за происходящим.

Животным в клетку положили наркотические вещества, которые они могли свободно брать и употреблять. Картина наблюдений, конечно, была ужасна. Так как обезьяны и крысы не чувствовали никакой боли, при попытке к бегству они ломали себе конечности; кто-то просто сам специально вырывал себе фаланги; вырывали у себя шерсть. А те животные, которые употребляли смесь кокаина с морфием погибали после двух недель «кайфовой жизни». Хоть эти опыты и помогли немного в решении поставленной задачи, но пути, которыми дошли до определенного вывода, можно было выбрать и проще, не с такими разрушительными масштабами.

Эксперимент №2 «Детеныш — сирота»

Американский психолог Гарри Харлоу в 1960 году проводил достаточно жестокие исследования, целью которых было – выявить, как на отдельного индивидуума влияет одиночество. Те есть полное ограничение общения в социальном обществе. Опыты ставились не на человеке, а как любят делать многие ученые, брать какого-нибудь животного и реализовывать свои фантазии именно на братьях наших меньших.

Таким подопытным объектом стала – обезьяна. Харлоу выбирал детеныша, у которого были наиболее крепкие отношения с мамой, и отсаживал в отдельную клетку. В таком изолированном состоянии особь жила целый год, затем ее возвращали в обычную сферу жизни – к матери, «братьям» и «сестрам». У многих исследуемых экземпляров наблюдались психические отклонения. На основе полученных данных, путем долгих исследований были сделаны следующие умозаключения: если у детеныша прекрасное детство, это еще не гарантия того, что он на все 100% отграничен от депрессии, стрессов и других психологических и психических воздействий.

Такой простой вывод, можно было сделать и без жестоких издевательств над животными. Подобные опыты, подтолкнули защитников природы активнее и продуктивнее работать в пользу животных.

Эксперимент №3 «Беспомощные собаки»

1966 год, М. Селигман совместно с С. Майером выполняют ряд практических работ, проводимых на собаках. Зверей разделили на 3 группы, рассадив по разным клеткам из которых нельзя сбежать. Первая группа не подвергалась физическому воздействию со стороны окружающей среды. Группы под номером 2,3 испытывали на себе действие электрического тока. Причем №2 повезло больше, так как действие тока регулировалось с помощью кнопки, на которую собака нажимала и ток прекращал поступать. Собаки группы №3 не могли остановить подачу тока. Затем собак, группы №3 поместили в помещение, со свободным выходом. Снова подвергли воздействию электричества, но собаки предпочли просто дождаться, когда закончится поток тока. Вследствие таких опытов, у собак появился так называемый синдром «приобретенной беспомощности». То есть, при воздействии внешних факторов на организм, особь после нескольких неудачных попыток сопротивления, не пытается бороться, а уже просто пассивно ждет, когда закончатся неблагоприятные условия (такой механизм зачастую формирует низкую самооценку).

Селигман и Майер связали все свои выводы, полученные с помощью экспериментов на собаках с человеческой психикой. А именно, они сравнили реакцию собак на ток, с реакцией человека на сложные ситуации в жизни. И дали предположительное объяснение, почему человек подвергается стрессовым состояниям. Люди, как собаки, после нескольких неудачных попыток решить проблемы, в дальнейшем сидят «сложа ручки», и просто ощущают негатив. То есть, как упоминалось ранее, возникает синдром беспомощности. Вроде все хорошо и ясно, но стоило ли издеваться над беспомощными животными, что бы понять, почему люди подвергаются стрессам.

Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!

Источник

10 известных экспериментов с людьми и животными, которые вошли в историю психоанализа

Долгие годы психологи во всем мире бьются над изучением вопросов человеческого поведения. Почему люди поступают определенным образом и можно ли им внушить те или иные чувства? Свои теории ученые проверяли в ходе многочисленных опытов, о некоторых из которых я расскажу вам сегодня в журнале “ЕЩЕ”:

10 самых известных психологических экспериментов за всю историю психоанализа

В чем состояла их суть и к каким выводам пришли исследователи? Вы будете поражены!

1.Эксперимент в соцсети Facebook (2012)

В 2012 году около 700 тысяч пользователей Facebook оказались незаметно для себя втянуты в психологические тесты, проводимые соцсетью. В течение недели им в ленте показывались только хорошие или только плохие новости с целью отследить влияние эмоционально окрашенных постов на “лайки” и “статусы”. Позже подробности эксперимента были опубликованы в научной статье.

Результаты опыта показали, что пользователи социальной сети подвержены так называемому “эмоциональному заражению”, которое заставляет их имитировать эмоциональную реакцию других людей.

2. Стэнфордский тюремный эксперимент (1971)

Для этого всемирно известного эксперимента профессор Филипп Зимбардо отобрал 24 студента Стэнфордского университета, которых поделил на “охранников” и “заключенных”. Охранникам выдали униформу и деревянные дубинки. Они “работали” посменно в течение 8 часов в импровизированной тюрьме, которую оборудовали в подвале факультета психологии. Там же содержались заключенные.

В ходе эксперимента и те, и другие быстро вжились в свою роль, но спустя 6 дней его пришлось срочно прервать, поскольку опыт стал слишком опасным. Студенты, выполнявшие роль заключенных, чувствовали себя морально подавленными, а каждый третий “охранник” проявлял по отношению к ним агрессию и садистские наклонности. В своем отчете Зимбардо написал:

“Мы поняли, как обычных людей можно без проблем превратить из доброго доктора Джекилла в злого мистера Хайда.”

Эксперимент показал, что поведение людей полностью зависит от того, какая социальная роль им навязана извне.

3. Эффект свидетеля (или постороннего), 1968

Провести этот эксперимент исследователей Биба Латане и Джона Дарли подтолкнуло дело об изнасиловании и убийстве Китти Дженовезе, произошедшее в Нью-Йорке в 1964 году. Тогда свидетелями преступления стали 38 человек, но ни один из них не пришел девушке на помощь.

Всего психологами было проведено 3 опыта, в которых участники действовали в группе либо самостоятельно. У них на глазах разыгрывалась экстренная ситуация (падение на землю пожилой женщины, например), а ученые наблюдали за их действиями.

Выяснилось, что чем больше информации о “пострадавшем” есть у свидетеля (имя, причина случившегося), тем вероятнее, что он окажет ему помощь. Если вокруг много других людей, свидетели склонны чувствовать меньшую ответственность за происходящее. Они не воспринимают ситуацию, как критическую, если остальные не реагируют и не пытаются помочь.

4. Синдром выученной беспомощности (1967)

Американский психолог Мартин Селигман провел один из самых значимых психологических опытов в истории. Для него ему потребовались собаки, разделенные на 3 группы.

1.Первая группа собак получала легкие удары током, но могла прекратить его воздействие прикосновением носа к стенке ящика, в котором сидела.

2. Вторая группа собак также получала легкий удар током, но его воздействие прекращалось только тогда, когда собаки из первой группы нажимали носом на стенку.

3. Третья группа собак не подвергалась ударам тока.

После этого всех собак посадили в ящики с низкими бортами. Чтобы избавиться от воздействия электрическим током, им было достаточно перепрыгнуть через них. Собаки из первой и третьей группы так и делали, в то время как собаки из второй ложились на пол и скулили.

Эксперимент продемонстрировал, что не все испытуемые будут пытаться выбраться из негативной ситуации, в которую попали, потому что прошлый опыт внушил им мысль о беспомощности.

5. Нога в двери (1966)

Джонатан Фридман и С. Фрейзер провели серию экспериментов в Стэнфордском университете с участием случайно отобранных домохозяек. Их поделили на две группы.

1.Домохозяйкам из первой группы звонили по телефону с просьбой ответить на пару вопросов об использовании моющих средств. Спустя 3 дня тех, кто согласился ответить на вопросы, просили о большем: впустить в свой дом группу мужчин для инвентаризации предметов домашнего обихода, принадлежащих этим женщинами.

2. Домохозяйки из второй группы получали такую просьбу сразу без предшествующего звонка с вопросами.

Более половины женщин из первой группы согласилось впустить дом посторонних людей. Что касается второй группы, то согласием ответили менее 25% испытуемых.

Феномен “нога в дверь” показал, что маленькая просьба, на которую согласился человек, увеличивает шансы на выполнение им в будущем более крупных просьб.

6. Эксперимент с куклой Бобо (1965)

Кукла Бобо – игрушка в форме кегли для боулинга, с помощью которой профессор Стэнфордского университета Альберт Бандура и его коллеги проверили, насколько дети копируют агрессивное поведение взрослых людей.

Для эксперимента были отобраны 36 девочек и 36 мальчиков, которых разделили в 3 группы по 24 человека.

1.Первая группа детей наблюдала, как взрослые агрессивно ведут себя с куклой: бросают ее, бьют молотком, пинают ногами и т. д.

2. Вторая группа наблюдала за людьми, которые играли с Бобо в неагрессивной манере.

3. А третьей группе не показывали поведение взрослых, а только куклу.

В конце каждого сеанса детей сажали в комнату с игрушкой и наблюдали за их поведением. Психологи отметили, что те из них, кто видел агрессивное обращение взрослых с Бобо, подражали их действиям.

Результаты опыта говорят о том, что дети перенимают поведение взрослых людей, наблюдая за ними.

7. Эксперимент Милгрэма (1963)

Стэнли Милгрэм, профессор Йельского университета, с помощью опыта хотел проверить, будут ли люди продолжать выполнять команды, даже если они противоречат их совести. Для исследования он отобрал 40 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, поделив их на 2 группы – учителей и учеников. На роль учителей Милгрэм взял ни о чем не догадывающихся испытуемых, а учениками всегда были нанятые актеры.

Учеников привязывали к стулу электродами в одной комнате, а в другую помещали учителя и экспериментатора. Затем ученик должен был запомнить слова из длинного списка, а учитель проверить его. Если ученик ошибался, к креслу подводился ток. Учителя считали, что удары током были разной силы – от слабой до смертельно опасной. Ученики же специально делали ошибки, но на самом деле током их не било – они лишь имитировали его воздействие (о чем учителя не знали).

После бесконечной череды ошибок некоторые учителя отказывались и дальше “бить током” испытуемых. Но экспериментатор уговаривал их продолжать и 65% из них в итоге соглашались.

Эксперимент Милгрэма доказал, что люди разрешают другим руководить их действиями, полагая, что авторитетные личности более квалифицированные и будут сами нести ответственность за результат.

8. Эксперимент по изучению конформизма (1951)

Представьте, что вы уверены в своей правоте, но остальные люди с вами не согласны. Что вы будете делать? Отстаивать свою точку зрения или подчинитесь мнению большинства? Этим вопросом заинтересовался психолог Соломон Аш.

Для эксперимента он отобрал 50 студентов, окрестив его “тестом на зрение”. Каждого из них помещали в группу с другими людьми и показывали 18 пар карточек с вертикальными линиями. Задачей испытуемого было сказать, какая из трех линий на второй карточке была одинаковой по длине с линией с первой карточки.

При этом в каждой группе сидели подставные актеры, о чем не знали другие участники эксперимента. Иногда они специально давали неправильный ответ. В ходе 12 проведенных испытаний около трети участников соглашалось с неверным мнением большинства. При этом на правильности своего ответа настаивали только 25% испытуемых. Интересно, что в контрольной группе, в которой не было актеров, количество неверных ответов не превышало 1%.

Эксперимент Аша свидетельствует о том, что большинство людей склонно принимать сторону группы, полагая, что она информирована лучше, чем они.

9. Эксперимент “Маленький Альберт” (1920)

Доктор Джон Б. Уотсон провел эксперимент, для которого выбрал из приюта 9-месячного малыша по имени Альберт Б. Мальчику вручили разные белые пушистые предметы: ручную крысу, моток пряжи, игрушечного кролика… Ребенок с радостью играл с игрушками и очень к ним привязался.

Затем во время игр Альберта доктор Уотсон стал издавать страшный шум за спиной у малыша, чтобы испугать его. В результате у ребенка выработалась фобия белых пушистых предметов, при одном только виде которых он начинал плакать.

Жестокое исследование показало, что страх в человеке может быть запрограммирован, как и получение удовольствия от чего-либо.

10. Эксперимент “Собака Павлова” (1904)

Все вы, конечно, что-то да слышали об опыте русского ученого Ивана Павлова. Он изучал работу условных и безусловных рефлексов. Его научные труды повлияли на дальнейшее развитие физиологии и психологии. Если не вдаваться в этическую сторону эксперимента, его суть заключалась в следующем:

1.В желудке собаки делалось отверстие, через которое забирался желудочный сок и оценивалось его количество.

2. Включался свет и животному тут же предлагался корм. Происходило слюноотделение, а вместе с ним и выработка желудочного сока.

3. Спустя некоторое время при включении света собаке перестали приносить еду. Тем не менее, слюна и желудочный сок продолжали вырабатываться как прежде. Так и было доказано существование условного рефлекса на внешний раздражитель.

Вывод: опыт с собакой позволил установить взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами, которые протекают в организме живых существ, включая человека.

Статья была интересной? Поделитесь ею с друзьями в соцсетях, а еще не пропустите 20+ любопытных фактов о животных, которые вы точно не знали!

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector