ПСИХОЛОГИЯ

Экстернальность и интернальность в психологии

Экстернальность и интернальность в психологии

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/05/632 (дата обращения: 11.09.2020).

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание – одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

С самосознанием и мотивационно–потребностной сферой личности тесно связана особая мировоззренческая установка, называемая локусом контроля. Феноменологически она выражается приписыванием причин (ответственности) результативности собственных действий тем или иным инстанциям.

Люди, как известно, заметно различаются тем, кому они склонны приписывать ответственность за собственные действия. Самостоятельность и независимость, активность и ответственность человека в достижении своих целей особенно отчетливо проявляется в одной из фундаментальных характеристик личности, названной локусом контроля (от лат. locus – место и фр. Controle – проверка). Склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним обстоятельствам или же, наоборот, собственным усилиям и способностям психологи называют локализацией контроля или локусом контроля. Этот параметр рассматривается как особый и фундаментальный тип обобщенных ожиданий, – степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого.

Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.

Понятие локуса контроля (Locus Control) в его современном понимании (различия людей в зависимости от того, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями) было введено американским психологом Джулианом Бернардом Роттером в 60-е годы XX векав рамках теории социального научения.

Базовое понятие генерализованного ожидания в теории социального научения – интернально-экстернальный “локус контроля”, базируется на двух основных положениях:

1 Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Выделяется два полярных типа такой локализации – экстернальный и интернальный.

2 Локус контроля, характерный для определенной личности, надситуативен и универсален. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности как в случае неудач, так и в случае достижений, и это в равной степени касается различных областей социальной жизни и социального поведения.

При этом предполагалось, что существует континуум, крайними точками которого являются индивиды с ярко выраженными внешними или внутренними стратегиями атрибуции; убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине. Иначе говоря, какие-то люди очень экстернальны, какие-то очень интернальны, а большинство находится между двумя крайними полюсами.

Роттер создал шкалу, на который каждый человек занимает определенное место в зависимости от того, где он локализует контроль над значимыми для себя событиями. Графически эту шкалу можно представить в виде таблицы (таб.1).

Таблица 1. – Шкала экстернальности-интернальности

Уровень субъективного контроля

В области достижений

В семейных отношениях

В учебной деятельности

В межличностных отношениях

В отношении здоровья и болезни

Существует два крайних типа локуса контроля: интернальный и экстернальный.

Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.

Теория социального научения рассматривает в качестве основных детерминант поведения психологическую ситуацию, ценность подкрепления и ожидания того, что данное подкрепление будет иметь место в данной ситуации. Связи этих переменных с целью прогноза поведения личности выражаются следующей формулой:

BP x, s1, ra = f[E x, s1, ra & RV a, s1]

где В- поведение, Р— возможность (вероятность), Е— ожидание, R – подкрепление, V – ценность подкрепления, S- ситуация.

Согласно этой формуле «возможность того, что поведение х будет иметь место в ситуации 1 в связи с подкреплением а, является функцией ожидания подкрепления а и ценности подкрепления а в ситуации 1».

В этом контексте локус контроля рассматривается Роттером и его последователями как особый и фундаментальный тип обобщенных ожиданий, как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого».

Существует ряд других подходов, ассимилировавших феномен локуса контроля преимущественно в рамках атрибутивных теорий. Так, большинство исследований влияния атрибутивных факторов на мотивацию и эффективность деятельности индивида проводятся на основе модели Б. Вайнера, согласно которой результат любой целенаправленной деятельности потенциально обусловлен четырьмя каузальными факторами: способностями и усилиями субъекта, удачей и трудностью задачи, локализуемыми в системе двух измерений: стабильности и локуса контроля.

В отечественной психологии проблема локуса контроля пока не стала объектом углубленной теоретической и экспериментальной проработки. Есть некоторые данные в пользу того, что феномен локуса контроля является проявлением более глобального образования – субъективной включенности личности в деятельность. Данное психическое образование является отражением в самосознании личности ее связей с мотивами и целями деятельности, переживанием субъектом его связанности или несвязанности с событиями собственной жизни. Локус контроля при таком подходе функционально выступает как степень этой связи. Тем не менее сегодня еще нет достаточных данных относительно того, почему личность частично или полностью разрывает связь между собственной мотивацией и своим «Я» — таким, каким оно воспринимается и переживается.

В исследовании, целью которого являлось изучение локуса контроля у студентов, принимали участие студенты всех курсов естественно-географического факультета Северо-Казахстанского государственного университета им. М.Козыбаева, в количестве 168 человек, из которых 146 девушки и 22 юноши.

Данный объект для исследования – студент – был выбран неслучайно, так как ведущим видом деятельности студента является учебно-профессиональная деятельность, где он осознает себя субъектом учебно-профессиональной и будущей профессионально-производственной деятельности. Основным (интегральным) компонентом профессионального самосознания студента является такое сложное личностное образование как «Образ-Я». В связи с активным внедрением в современную систему высшего образования кредитной технологии повышается доля самостоятельной работы студента, а степень ответственности за нее, возможно, кроится в локусе контроля.

В процессе исследования нами были выявлены локусы контроля у испытуемых студентов по методике «Локус контроля Дж.Роттера». На основе обработки данных по указанной методике мы получили следующие данные.

Так как о направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим, мы делаем вывод, что из 168 испытуемых – 105 студентов – 62,5% имеют интернальный локус контроля и 63 испытуемых – 37,5%– экстернальный.

Мы проанализировали долю экстерналов и интерналов среди студентов каждого курса. Результаты процентного соотношения экстерналов и интерналов среди студентов четырех курсов представлены на Рис.1.

Из графика видно, что на 1,3 и 4 курсах около 40% студентов относятся к экстернальному локусу контроля, то есть 60 студентов из 100 считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Но, среди студентов второго курса, в отличие от всех других курсов, можно отметить большую долю интерналов (78%). Возможно такая ситуация сложилась в связи с тем, что выборка студентов второго курса была самой малочисленной (18 студентов), поэтому и наблюдается отклонение от средней доли экстерналов и интерналов в выборках других курсов.

Следовательно, в нашей выборке наибольшее количество студентов характеризуются тем, что имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для таких студентов является поиск эго-идентичности. Вследствие большей когнитивной активности они имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы.

63 же испытуемых имеют экстернальный локус контроля, что характеризует их как личностей, которым свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация таким студентам желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.

Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Глобальные перемены, происходящие сегодня в Казахстане, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек. Период студенчества связан не только с коренной перестройкой деятельности и отношений человека, но и его интересов и общей направленности, т.е. перестройкой отношений к себе.

Локус контроля предполагает описание того, в какой степени личность ощущает себя активным субъектом собственной деятельности и своей жизни, а в какой – пассивным объектом действий других людей и обстоятельств.

Источник

Характер взаимосвязи пола с интернальным и эктернальным локусом контроля (стр. 4 из 7)

Виды локуса контроля:

Склонность человека считать, что на его жизнь, поступки и решения оказывают первостепенное влияние внешние факторы, которые также являются причинами достигнутых результатов (успехов или неудач) – это внешний локус контроля

Свойство оценивать причины последствий принятых решений и сложившейся жизненной ситуации, исходя из внутренних факторов (прилагаемые усилия, знания, навыки и имеющийся опыт, собственные качества и характеристики и так далее) – это внутренний локус контроля

Практическое занятие №6

Тема 15. «Общие основы учения о личности»

  1. Типы личности в социальной психологии. Типы личности людей пожилого возраста.
  2. Диагностика личностных особенностей (методика «Локус контроля»).
  3. Решение практической ситуации.

1. Определение личности (с указанием автора).

Типы личности в социальной психологии.

Типы— это комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи.

Рассмотрим некоторые классификации типов личности:

· 1. Разделение людей по степени интровертированности/экстравертированности, замкнутости или общительности связано скорее с темпераментом и психофизио­логическими свойствами людей, однако такая типология уже близка к социально-психологической, так как связана с преобладающими установками в сфере общения.

Интроверт— это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему.

· 2. К. Хорни

на основе разной потребности в общении выделила типы:

«Привязчивый тип»— человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтобы кто-то о нем заботился, — такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

«Агрессивный тип» — характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей — такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с такой точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

«Отчужденный тип» — для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, т.к. они рассматривают общение как неизбежное зло, не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они втайне задают себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

· 3. В связи личности и времени (исторического, объективного и субъективно воспринимаемого и переживаемого) в своих работах пишет К. Юнг

. Он утверждает, что есть люди, ориентированные на прошлое, настоящее, будущее. Поскольку восприятие мира возможно четырьмя способами: через эмоции, мышление, интуицию, ощущения, то все они проявляются в восприятии времени.

1.Эмоциональный тип — ориентация на личное прошлое.

2.Мыслительный тип (в основном мужчины) — ориентация на историческое прошлое.

3.Ощущающий тип — воспринимает настоящее во всей полноте, не внимателен к прошлому.

4.Интуитивный тип — настоящее и прошлое время малозначимо, устремлен к горизонту.

· 4. В последние годы большое развитие и признание получила типология личности, связанная с локусом контроля. Концепция локус контроля (экстернальности/интернальности) сформировалась в 60-е годы. Д. Роттер ввел термин экстернальность/интернальность как обозначение механизмов социального контроля за своей жизнью, за прохождением определенных этапов жизни (индивидуальный контроль).

Экстерналы — это люди, ориентированные на шанс, везение (внешний локус контроля); интерналы— на навык и мастерство (внутренний локус). Экстернальность/интернальность не являются взаимоисключающими, но связаны с культурными традициями: восточная культура способствует формированию экстернального типа личности, западная культура — интернального.

Экстернальность — интернальность

(от лат. externus — внешний, internus — внутренний) — предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего (интернального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля.

· 5. Типология А.Адлера

основана на установках, связанных со стилями жизни.

Адлер разработал типологию установок, обусловленных стилями жизни (в зависимости от того, как решаются главные жизненные задачи, в зависимости от уровня социального интереса и степени активности человека). Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Социальный интерес является основным критерием психологической зрелости человека; его противоположностью является эгоистический интерес.

Степень активности имеет отношение к тому, как человек приходит к решению жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

В случае недостаточно выраженного социального интереса возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности):

Управляющий тип — это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других и для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители, наркоманы и т.д.)

Берущий тип — люди относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса, они стремятся получить от других как можно больше. У них малая степень активности, поэтому маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип — у этих людей нет достаточного социального интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и уклоняются от решения жизненных проблем.

Социально-полезный тип — это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми. К решению жизненных проблем подходит осознанно, ответственно.

Диагностика

Пройти онлайн тест «Исследование локуса контроля Дж.Роттера»

Выписать в тетрадь результат по шкалам: Интернальность и Экстернальность. Анализ результатов в тетради.

Экстернальный и интернальный типы личностей:

Как правило, экстерналы

– это люди, склонные к внешнему локусу контроля, они более агрессивны, тревожны, не уверены в своих силах и боятся брать на себя ответственность, стремясь отложить выполнение задач. Постоянным их спутником является мысль, что от них совершенно ничего не зависит и они покорно плывут по течению.

– индивиды с внутренним локусом контроля характеризуются уравновешенностью, склонность к самоанализу, знанием своих положительных и отрицательных черт, настойчивым стремлением достичь поставленных целей. Они верят, что способны влиять на ситуацию и изменять ее в своих интересах.

Смоделируем ситуацию: Деловые переговоры прошли неудачно, сделка не была заключена.

  • Экстернальный тип личности не способен признать наличие своей вины и постарается объяснить неудачу влиянием внешних факторов: «Руководитель дал мало времени на подготовку, юридический отдел подготовил контракт с невыгодными для партнеров условиями»
    .
  • Интернальный тип личности не станет искать оправдания и обратится к поиску внутренних причин: «Мне не хватило твердости характера, чтобы настоять на своем, я был недостаточно убедителен, я не смог должным образом подготовиться к встрече»
    .

Интерналов или экстерналов в чистом виде практически не существует, в любом человеке сочетаются доля уверенности в себе и своих талантах, и доля психологической зависимости от внешних факторов, их соотношение примерно 50/50.

Типы людей и локус контроля

Хотя в реальности достаточно редко встречаются личности, которым присущ исключительно экстернальный или интернальный, то есть смещенный локус контроля, в зависимости от этого можно выделить два следующих типа людей:

Экстрерналы

Данный тип людей склонен ожидать внешней стимуляции своих действий.

Они зависимы от обстоятельств и окружающих их людей, нуждаются в одобрении и поддержке с их стороны, однако их же могут обвинять и в том, что не могут достичь решения своих проблем. Также сами они не склонны оказывать поддержку.

Экстерналы, как правило, эмоционально неустойчивы, склонны менять свое решение. Они могут слепо следовать чужим советам, более доверчивы и зависимы от чужого мнения.

Тем не менее, экстернальный тип людей легче приспосабливается к изменениям, быстрее адаптируется в новых условиях.

Интерналы

Этот тип людей отличаются целеустремленностью и усердием, принципиальностью и рискованностью.

Все свои достижения и неудачи они приписывают только себе и своим качествам.

Они эмоционально устойчивы, склонны подстраивать ситуации и изменять их для своей выгоды, а также подавлять мнение окружающих, хотя сами не выносят манипуляции или вмешательства в свои планы.

Люди интернального типа больше проявляют заботу о собственном здоровье, склонны к активной борьбе за свой комфорт и хорошее самочувствие.

Самооценка интерналов и экстерналов также существенно отличается — если первые склонны считать себя общительными и добрыми, более решительными и независимыми, то последние часто заявляют о своей несостоятельности, неуверенности в собственных силах и эгоистичности.

Каковы основные виды и функции воли в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Практическая польза:

Знание своего локуса контроля способно дать в руки очень эффективный инструмент для совершенствования, самоанализ, понимание своих сильных и слабых сторон, изменение отношения к происходящему с вами – мощный толчок к личностному росту и развитию.

Иногда достаточно поверхностного анализа, наверняка, пока вы читали данную статью, вам удалось заметить сходство с одним из типов личности.

Преобладание экстернальных черт говорит о необходимости научиться брать на себя ответственность за происходящее, быть проактивнее, видеть свой вклад помимо внешних влияний.

Склонные к интернальности люди должны стремится к пониманию, что невозможно держать под контролем абсолютно все, тем более не все в этом контроле нуждается, никто не способен все знать и уметь.

Достижение баланса этих черт – залог гармоничного развития личности.

Интернальные и экстернальные едоки: в чем разница?

Каким культурным шоком для меня стало открытие, что этот феномен существует повсеместно! Экстернальные едоки склонны доедать и допивать до конца, до капельки, до последней крошки. Что при этом происходит? Все очень просто: отсутствует контакт с сигналами о насыщении, насыщение не распознается как таковое. Тогда становится необходимо использовать какие-то внешние сигналы, чтобы прекратить есть. Какой сигнал самый простой и удобный? Отсутствие еды. Брайан Вансинк, один из известных специалистов по осознанному питанию, придумал и провел широко цитируемый эксперимент с «Бездонной Суповой Миской». Группа испытуемых, которая ела из хитро устроенных мисок, которые под столом невидимым образом наполнялись супом по мере его убывания до одного постоянного уровня, потребляла намного больше, чем контрольная группа, евшая из обычных суповых тарелок, в которых уровень супа видимо снижался по мере его поедания.

Понимание того, что сама еда запускает процесс питания, часто приводит к широко распространенному среди компульсивно переедающих мнению «Холодильник должен быть пустой». Хроническое отсутствие дома «опасной» еды приводит к бессознательным попыткам «неучитываемого питания» – утащить несколько ломтиков из тарелки партнера, съесть в машине по дороге домой, ведь это «не считается», и, в конце концов, развивается в хроническую депривацию и серьезные пищевые срывы.

Можно ли это регулировать, оставаясь в рамках принципов Интуитивного питания и не срываясь в диетический контроль? Конечно. Положив себе порцию еды, посмотрите на нее критическим взором, оценивая уровень собственного голода по Шкале голода. Вы действительно хотите все это съесть? Вы действительно голодны на эту порцию? Или вы боитесь, что не наедитесь, и накладываете с запасом? Обратите внимание, эти вопросы не имеют ничего общего с вопросом «Можно ли мне съесть столько?» Ответ на этот вопрос всегда один и тот же: можно. Если вам покажется, что вы, возможно, переборщили (в 70% случаев это так и есть), – отложите часть порции обратно, сказав себе, что вы всегда имеете право на добавку. Съев то, что осталось, сделайте паузу и снова оцените уровень голода по шкале. Хотите еще? Накладывайте. Если вы находитесь в ресторане, особенно известном своими щедрыми порциями: отложите часть порции в заранее приготовленный контейнер. Особо застенчивые могут сообщить удивленному официанту, что в этом ресторане совершенно замечательно готовят и вы очень хотите, чтобы любимая бабушка, тетя, собака тоже это попробовали.

У кого развивается экстернальный локус контроля?

Прежде всего у детей, выросших в религиозных семьях. Идеи вмешательства в жизнь высших сил, рока, судьбы, и прочего подобного являются одними из центральных в религиозном воспитании. Если религиозный человек совершает дурной поступок, то чаще всего говорит, что его попутал бес; если же свершается что-то хорошее, то в происходящем видится участие Бога. Менее религиозные люди оперируют такими понятиями, как «повезло», «жизнь так сложилась» и т. п. В любом случае акцент всегда делается на внешние обстоятельства, в целом определяющие ход жизни. Религиозное воспитание часто сопровождается требованиями жесткого повиновения главе семейства, что также формирует фаталистические наклонности, ограничивает инициативу, и в итоге дает личность, лишенную активной жизненной позиции. Также на первый план выходит не столько значимость достижения как такового, сколько факт одобрения или осуждения сделанного, что еще больше сдвигает акцент на некоего «судью» вовне, от которого все и зависит. Подобные эффекты наблюдаются и в нерелигиозных семьях, где ребенком мало занимаются, но требуют повиновения. Там, где требования не объясняются, а инициатива пресекается, вырастают дети, которые впоследствии имеют трудности с принятием самостоятельного решения и взятием на себя ответственности за сделанное.

К чему приводит экстернальный локус контроля?

Прежде всего к проблемам с принятием решений. Тот, кто слишком большое значение придает влиянию внешних сил и обстоятельств, как правило, ждет от них инициативы, и не спешит проявлять свою собственную. Кроме того, страх перед неудачей или чрезмерная надежда на везение могут существенно снизить эффективность действий. Другим негативным проявлением экстернального локуса контроля является безответственность. Человек, искренне считающий, что исход дела мало от него зависит, требует слишком большой снисходительности к собственным ошибкам, неудачам и слабостям. Также он не станет слишком утруждать себя доведением дела до конца, если это требует больших усилий. Ему гораздо проще признать поражение под действием обстоятельств непреодолимой силы. Экстерналов, как правило, недолюбливают за их ненадежность, но иногда уважают их легкость в отношении к жизни. В целом, экстернальный локус контроля указывает на недостаточную зрелость личности, хотя и имеет некоторые плюсы. Основным достоинством таких людей является несколько большая психологическая устойчивость к потерям и поражениям.

Экстернальный локус контроля. Автор: Валентин Рыков

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector