Экстралингвистика это в психологии общения
Экстралингвистика — это что такое?
Способом ярче выразить эмоциональное состояние при речевом общении является экстралингвистика. Это когда оратор не просто говорит слова, но и попутно плачет, смеётся, вздыхает, даже кашляет, таким образом регулируя поток речи, сгущая его, экономя языковые средства замещением, предвосхищением или дополнением речевых высказываний.
Тонкости ораторского искусства
Чуткий человек всегда слышит не только слова, но и то, что стоит за ними, все подводные камни, все высокие чувства. Потому что нет людей, которые говорили бы словно роботы. Даже если кто-то и захочет скрыть эмоциональную составляющую, ему не позволит эктралингвистика. Это заметит опытный слушатель.
Всегда разный интонационный строй, тон голоса и его сила не бывают одинаковыми, скорость речи тоже то повышается, то понижается. Всё это позволяет каждому человеку яснее выражать свои мысли и чувства, и всё вышеперечисленное и есть экстралингвистика. Это полнота информации об ораторе и о той проблеме, которую он пытается донести.
Голос
В большинстве людей очень мало от Шерлока Холмса, который был опытным специалистом, и даже по голосу мог определить не только возраст, но и характер, и состояние здоровья, и темперамент его обладателя. Обычно люди слушают только слова. Но на самом деле они слышат гораздо больше, потому что всегда в беседе работает экстралингвистика. Это она определяет отношение к говорящему.
И более всего на впечатление о человеке влияет сам голос, хотя мало кто параллельно проводит дедуктивное расследование. Однако некоторые характерные особенности, позволяющие что-то понять о собеседнике с первых его фраз, всё-таки есть. Природа дала людям голос, он сам по себе уникален, но вот его окраску каждый выбирает сам.
Высота, тон, скорость
Известно, что те, кто резко и постоянно меняет высоту голоса, живут и выглядят, как правило, значительно бодрее ровно говорящих. Они вызывают симпатию чаще, чем те, кто всё произносит монотонно. Они приятнее в общении, увереннее и компетентнее. Во всяком случае, собеседникам так кажется. Потому что в речи работает экстралингвистика. Это в психологии изучается максимально подробно.
Нетрудно в тоне говорящего услышать печаль, гнев или злорадство. Причём это происходит вне зависимости от слов, которые произнесены. Иногда смысл у них прямо противоположный. Но тон редко кого-то может обмануть. Усталый человек не может говорить быстро и громко, а безудержная радость заставит поднять голос почти к небесам. Экстралингвистика как средство общения незаменима. Без неё пришлось бы произносить слов не на один порядок больше. А иногда одного движения бровью хватает. Безо всяких слов. И это тоже поработала экстралингвистика. Суть её в том, что она делает речь богаче.
Эмоции
Если в речи допускаются ошибки, слова путаются или повторяются, если фразы составляются неуклюжим образом, обрываясь на полуслове, люди таким образом раскрывают не только своё состояние, но и свои намерения. Неуверенность в речи, неправильный выбор слов показывает, что человек или в себе не уверен, или в собеседнике. Что изучает экстралингвистика? Эта отрасль языкознания разбирается в совокупности отличительных черт речи каждого индивидуума.
Интересно наблюдать, как эмоции изменяют характер речи, поскольку она зависит от самых разных органов человеческого тела, отражая их состояние. Изменяется ритм дыхания — волнение. Напрягаются голосовые связки, понижая голос, — это страх. Хорошее расположение значительно обогащает оттенки звучания речи, голос становится глубже. Но здесь и обратная связь существует. Манипулятор или артист одними переменами дыхания вводит слушателя в заблуждение или сопереживание.
Невербальное, доверительное
Специалисты утверждают, что любой человек в процессе коммуникации значительно больше доверяет каким-то знакам мимики, а не собственно вербальному общению. И действительно, до семидесяти процентов информации доносит до собеседника именно невербальный «разговор». Эмоциональные реакции раскрывают человека более полно и более правдиво.
Общие ритмико-интонационные стороны речи — высота, громкость, голос, тембр, сила ударения — это просодика. И экстралингвистика вкупе с нею непобедима. По исследовательским данным, интуитивные впечатления, основанные только на манере говорить и на мимике, были правильны на 88%, а те люди, которые положились на рассудочный анализ произнесённых слов, были правы только в 20% случаев.
Такесика
Этим редко употребляемым словом называются динамические прикосновения: обьятия, похлопывания по плечу или по руке (места могут быть разными), рукопожатия и тому подобное. Тактильный контакт являются необходимостью, формой стимуляции. Так, новорождённые дети очень страдают в случае недостатка прикосновений: эмоциональное развитие тормозится, интеллектуального роста не наблюдается, даже чисто физическое благополучие может разрушиться, и малыш заболевает. Это явление имеет и медицинский диагноз — госпитализм. Естественно, в общении с помощью динамических прикосновений играет роль статус, возраст, пол партнёров и степень их знакомства.
Если использовать такесическое общение неадекватно, могут возникать конфликты: похлопать босса по плечу или, что хуже, обнять и поцеловать его супругу, например. Если равенство социального положения не присутствует и близких отношений нет, то такие проявления такесики просто неуместны. Также рукопожатия могут быть разными: равноправными и нет. Всего их различают три вида: покорное, доминирующее и равноправное. Так вот, боссу лучше подавать руку снизу и ладонью, развёрнутой вверх. Иначе может и уволить.
Проксемика
Это область психологии, с помощью которой были определены зоны, в которых общение достигнет наибольшего эффекта. Таких зон четыре. До сорока пяти сантиметров — интим. Сюда можно только очень близким. И даже нужно. Потому что если близкий человек манкирует общением, это печально. Если же настолько близко подходит посторонний, у человека начинается в организме физиологическое ЧП — учащенное сердцебиение, гипертония, адреналин и прочие невеликие радости, потому что чужой — это почти всегда угроза.
До ста двадцати сантиметров — зона персональная, личная. Таким образом общаются с коллегами, с друзьями. И, наконец, социальная зона, до четырёхсот сантиметров могут приблизиться собеседники друг к другу на официальных встречах, на переговорах и административных беседах. Ораторы на митингах, на публичных выступлениях, а также лекторы, общающиеся с группами людей, находятся в публичной зоне — более четырёх метров. Это вкратце, а вообще это область психологических исследований, близкая к экстралингвистике, которая направлена на изучение межличностных отношений под влиянием пространственных параметров.
Средства общения. 5. Пара- и экстралингвистика
3. Визуальный контакт
5. Пара- и экстралингвистика
— Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Проксемика (от англ. proximity — близость) — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.
Антрополог Эдвард Холл (Edward T. Hall) в 1950-х годах, исследуя личностное пространство человека в его повседневном поведении, обозначает этим термином «анализ того как человек осуществляет спонтанное структурирование микропространства — межсубъектное пространство, организация пространства в своем жилище, планировка городской среды». Он пришел к новому пониманию взаимоотношений между людьми. Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую им личной. Расстояние при общении зависит от многих факторов (происхождение, культура, личные предпочтения). При слишком малом или большом расстоянии люди могут испытывать неловкость и дискомфорт.
Холл выделяет четыре межсубъектные зоны:
- интимная (0-0,5м)
- персональная (личностная) (0,5м-1,2м)
- социальная (1,2м-3,65м)
- общественная (3,65м и более)
Паралингви́стика (греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств [1] .
Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами, однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь
Различают три вида паралингвистических средств:
- фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;
- кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;
- графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв (&, § и другие).
Экстралингвистические особенности невербальной коммуникации
К паралингвистическим компонентам невербальной коммуникации, определяющим качество голоса, его диапазон, тональность, относят: громкость, темп, ритм и высоту звука.
Экстралингвистические компоненты представляют собой атипические индивидуальные особенности произношения — речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и т. п.
Паузы во время разговора делают для того, чтобы предоставить партнеру возможность высказаться; выиграть время на размышления; придать силу словам, следующим за паузой; переждать отвлечение партнера; отреагировать на невербальные сигналы, свидетельствующие о желании партнера что-то сказать. Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.
Вздохи, стоны, покашливания, смех представляют собой «говорящие» звуки. Их роль в общении сводится, прежде всего, к выражению определенных состояний (безысходности, нетерпеливости, недовольства и т.п.) и «заражению» окружающих путем вызывания у них аналогичных чувств.
Интонация — все явления, звуковые средства языка, которые связаны с голосом и не требуют концентрации внимания на содержании сказанного. Интонация — особый способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и тем людям, с которыми он общается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.). По образному выражению М.М.Бахтина, в интонации соприкасается говорящий со слушающим. Интонации мало изучены. Их многообразие и высокая степень индивидуализации мешают составить какую-либоклассификацию интонаций. Исследования показали большую надежность восприятия таких эмоций, как гнев, страх, по сравнению с эмоциями радости.
«Эмоциональный слух»- способность человека к восприятию эмоциональной информации по звуку голоса.
В системе речевого общения можно выделить следующие виды невербальной информации, передаваемые особенностями звукопроизношения: эмоциональную, эстетическую, индивидуально- личностную, биофизическую, социально-групповую, психологическую, пространственную и др.
Таким образом, смысл высказывания в значительной степени зависит от того, какая интонация, ритм, тембр, были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, повествуют о состояниях, эмоциях человека, его отношении к коммуникативному процессу.
Мимика и взгляд в невербальной коммуникации
Мимика-координированные движения мышц лица, отражающая состояние, чувства, эмоции. К мимике относят все изменения, которые можно наблюдать на лице человека, включая и психосоматические процессы (покраснение или побледнение).
Основную мимическую нагрузку несут: лоб, брови, глаза, нос, рот, подбородок (эти части лица отражают многие человеческие эмоции). Радость, удивление, гнев, влюбленность, страдание, страх, отвращение и другие эмоции.
Сигналы мимического выражения у разных людей могут быть разными: вялыми, живыми, богатыми, маловыразительными. Некоторым людям свойственна амимия– отсутствиевыразительности лицевой мускулатуры.
Успешность «расшифровки» эмоций зависит от способности человека к интерпретации невербального поведения, которая в свою очередь определяется характеристикой личности и формируются в результате общения, совместной деятельности с другими людьми.
Большинство исследователей невербального поведения считает, что женщины более точны, чем мужчины, как в восприятии чувств других, так и в передаче собственных чувств.
Таким образом, экспрессия лица, мимика несут информацию о состоянии человека, демонстрируют отношения к другому, снабжают обратной связью, комментируют речевое поведение. Лицо человека – самый мощный невербальный передатчик информации.
Многозадачность и одновременно однозначность мимики являются ее основными параметрами как элемента экспрессии личности и определяют ее функции в процессе коммуникации.
Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд, выполняя коммуникативную функцию. Частота и характер взгляда может указать на характер отношений. Направление взгляда показывает, на кого (или на что) направлено внимание собеседника, а также дает обратную связь, т. е. показывает, как собеседник относится к сообщению.
Взгляд используется для установления взаимоотношений. Когда человек хочет установить более теплые взаимоотношения с собеседником, он ищет его взгляд. Слишком долгий взгляд в ваши глаза настораживает.
Во время общения взгляд говорящего должен встречаться с глазами собеседника около 60-70 % всего времени общения. Меньшее время контакта свидетельствует о недоверии к собеседнику. Не рекомендуется во время деловых бесед и переговоров одевать темные очки, иначе собеседник думает, что его разглядывают в упор. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы межличностной коммуникации, так как они занимают центральное место на лице человека и, кроме того, расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю.
Взгляд, обращенный на другого человека, может быть направлен на разные области лица и тела и в зависимости от этого несёт различную информацию о характере общения:
1) Пространственные характеристики:
a. Прямой взгляд (интерес, уважение, открытая позиция, уверенность, готовность к контакту)
b. Взгляд, направленный вдаль (задумчивость, сосредоточенность, сомнение, колебание)
c. Взгляд, направленный вдаль (задумчивость, сосредоточенность, сомнение, колебание)
d. Взгляд, направленный «сквозь партнера» (подчеркнутое неуважение, возможная агрессивная акция)
e. Взгляд, направленный мимо партнера (эгоцентризм)
f. Взгляд «сбоку» (цинизм, недоверие, озабоченность)
g. Взгляд снизу «исподлобья» (агрессивность, доходящая до готовности к нападению или защите)
h. Взгляд сверху вниз (чувство превосходства, гордость, презрение)
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1157 ;