ПСИХОЛОГИЯ

Экстремальные условия в психологии это

Понятие экстремальных ситуаций, факторов и условий деятельности. Психологические факторы профессионализма деятельности в экстремальных условиях

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ — это такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Поэтому экстремальная ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное — это крайне усложненные внешние условия и процесс деятельности; субъективное — психологическое состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Экстремальная ситуация может иметь разные формы проявления: а) понижение организованности поведения; б) торможение действий и движения; в) повышение эффективности деятельности. Экстремальная ситуация может быть скоропреходящей или длительной. При определении пригодности человека к той или иной профессии необходимо определить и учитывать, наряду с особенностями психических процессов и свойств личности, его потенциальную возможность вырабатывать и сохранять готовность к активным действиям в экстремальных ситуациях.

Выделяют несколько типов экстремальных ситуаций:

1) объективно экстремальные ситуации (трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно);

2) потенциально экстремальные ситуации (опасность выражается как скрытая угроза);

3) лично спровоцированные экстремальные ситуации (опасность порождается самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поведением);

4) воображаемые экстремальные ситуации (не несущие опасности, угрозы ситуации).

Экстремальные факторы — чрезвычайно жесткие условия среды, не адекватные врожденным и приобретенным свойствам человеческого организма. Их влияние ведет к высоким нервно-психологическим и энергетическим затратам, возникновению негативных функциональных состояний (стресс, конфликт, кризис, фрустрация, депривация), нарушениям адекватности физиологических, психологических и поведенческих реакций.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, обычно выделяют:

· различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной ситуации;

· дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации;

· условия работы, опасные для жизни

· высокая «цена» решений, ответственность, ситуации риска

· некомфортная организация рабочего места, не эргономичность

· чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение;

· воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.;

· воздействие неблагоприятных условий (химические, физические, радиационные, магнитные воздействия)

· наличие голода, жажды, различного рода деприваций и т.д.

В экстремальной психологии различают особые, экстремальные и сверхэкстремальные условия деятельности.

Особые – деятельность специалистов сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления. Не имеют большой мощности и интенсивности.

Экстремальные – характерно постоянное действие экстремальных факторов. Потенциальная опасность. Негативные функциональные состояния выражены сильно.

Сверхэкстремальные – постоянное действие экстремальных факторов. Высокая интенсивность. Реальная опасность. Негативные функциональные состояния – крайняя степень выраженности. Обязательна реабилитация.

Основным путем повышения эффективности и надежности деятельности в экстремальных условиях является формирование функциональных резервных возможностей компенсаторного типа (дополнительные знания, умения и навыки, включаемые в деятельность при появлении экстремальных факторов), а так же развитие у субъекта труда общих и специальных акмеологических инвариант профессионализма.

Психологические факторы профессионализма деятельности в экстремальных условиях:

Профессиональная деятельность претерпевает изменения в особых, неблагоприятных и экстремальных условиях труда.

Ситуация с экстремальными условиями. Здесь имеют место длительные воздействия экстремальных факторов (нехватка времени, перегрузка сложными заданиями, перенасыщенность информацией, зашумленность и др.). Возникает неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком, мобилизация резервных психифизиологических ресурсов человека. Это сопровождается ухудшением результатов трудовой деятельности. Перегрузка тормозит поисковую деятельность, затрудняет самостоятельное принятие решения, снижает гибкость мыслительных процессов, что бывает еще вызвано и предшествующей чрезмерной автоматизацией навыков и стандартизацией мышления, затрудняющей интеллектуальную оценку событий, решение проблемных задач.

В экстремальных ситуациях люди ведут себя по-разному. Одни люди проявляют экономные стили. Это, прежде всего, конструктивный стиль– овладение ситуацией путем активной и рациональной организации обстоятельств и сохранения собственного статуса, взаимодействие с людьми и организация устойчивой социальной поддержки. Этот стиль является результативным и в то же время щадящим, ибо он сохраняет здоровье и психику человека. Другим экономным стилем авторы называют рефлексивный стиль– управление ситуацией через переоценку ценностей, более адекватный уровень притязаний, пластичность жизненных стереотипов.

Менее экономными, отмечают те же авторы, являются: волевой стиль как опора только на свои собственные возможности, мотивы долга, дисциплины, безкомпромиссного отношения к себе и окружающим, стремление быть максимально результативным, обостренная реакция на неудачи. Этот стиль поведения может привести к расточительному, быстрому изнашиванию организма, невосполнимым потерям, к профессиональной деквалификации, к невозможности «продержаться» в течение длительного профессионального марафона. Непродуктивным, по мысли авторов, является и капитулятивный стиль: если цель труда не имеет личностного смысла для человека, то происходит отказ от деятельности. Этот стиль деятельности реже наблюдается у лиц с профессиональной психологической подготовкой.

При труде и деятельности в экстремальной ситуации у человека нередко вырабатываются: активная адекватная реакция, направленная на устранение или преодоление экстремальных факторов, стремление увеличить продуктивность деятельности; мобилизационный настрой, повышение продуктивности мышления, ускорение быстроты действия за счет укрупнения его единиц; расширение сенсорного входа (периферическое зрение, экстрасенсорная чувствительность), избирательное ограничение действий, экономичность; расширение мышления и сознания, выход за пределы данной ситуации, умение увидеть ситуацию в более широком контексте; переход на более высокие уровни обобщения или «спуск к интуиции»; способность к поиску нового, творческого решения и избирательные продуктивные ошибки; защитные и приспособительные механизмы обеспечения нужной мобилизации; оперативное мышление – создание либо новой системы действий, либо новой комбинации ранее известных действий, вследствие чего неопределенный сигнал превращается в определенный, происходит укрупнение оперативных единиц в единый целостный план решения.

Источник

Задачи и последователи экстремальной психологии

Экстремальная психология — отдельное научное направление, которое изучает изменения поведения людей в нестандартных ситуациях. Благодаря данным, полученным в результате проводимых исследований, специалисты выделяют приемы преодоления критического состояния, устранения стресса.

Задачи и последователи направления

Психология экстремальных состояний — отдельное направление прикладной психологии, которое появилась в конце XX века. У этого направления есть несколько задач:

  1. Улучшение психологического состояния субъекта для работы в необычных условиях (под водой, в космосе, на высоте).
  2. Разработка новых методик защиты от негативного психогенного воздействия.
  3. Разрешение личностных проблем, которые имеют насильственный, техногенный или природный характер.

Экстремальная ситуация — неожиданное изменение внешней обстановки, которое может угрожать жизни, имуществу, здоровью. Часто подобные явления приводят к большому количеству человеческих жертв, тяжелым последствиям для общественности.

На состояние личности оказывают негативное воздействие три группы факторов:

  1. Природные — бывают двух типов — стихийными и климатическими. К первым относятся лесные пожары, оползни, штормы, ураганы, землетрясения, наводнения. Ко вторым относятся перепады температур, дождь, град, снег.
  2. Социальные — проблемы, возникающие при общении с другими людьми. Конфликты могут приводить к военным действиям.
  3. Техногенные — связаны с человеческой деятельностью. К ним относятся аварии, из-за которых происходит загрязнение природы.

Также на общее состояние субъекта влияют различные заболевания, физические травмы, укусы животных, насекомых. Существуют психогенные факторы, которые негативно воздействуют на человека во время экстремальной ситуации:

  1. Нет возможности узнать интересующую информацию о близких, родственниках, имуществе.
  2. Возникновение монотипии. Это особое состояние, которое возникает из-за монотонных действий. От этого ухудшается внимание, память, появляется скука, полностью теряется интерес к рабочему процессу.
  3. Изменение временной структуры. Это ярко выражается при смене часовых поясов.
  4. Одиночество — фактор, негативно влияющий на эмоциональное состояние субъекта. Когда прерывается связь с другими людьми, насильственно или из-за сложившихся обстоятельств, обостряются эмоциональные реакции. Появляется излишняя тревожность, возникает депрессия. Постепенно сознание начинает создавать воображаемых партнеров для разговора. Такие проявления называются защитной реакцией, которая находится в границах психологических норм.
  5. Групповая изоляция — психологический аспект, при котором группа людей против воли или по желанию пребывает в определенных условиях. Это может быть подводное плавание, полет в космос. Постепенно между людьми начинаются конфликты, возникает напряженность, проявляющаяся в общении.
  6. Пребывание на публике. Это знакомо певцам, шоуменам, блоггерам, актерам. Каждый из них должен играть свою роль на публике, что приводит к нарушению эмоционального состояния. Появляется раздражительность, эмоциональное напряжение.

К последнему фактору можно отнести угрозы жизни человека. К ним относятся материальный, физический вред.

К известным исследователям этого направления относятся:

  • Ц. П. Короленко;
  • В. И. Медведев;
  • Ю. А. Александровский;
  • Н. И. Наенко;
  • К. Павлик;
  • К. Штапф;

Эти ученые внесли огромный вклад в развитие экстремальной психологии.

Понятие и признаки стресса

Стресс — особенная реакция организма, возникающая при воздействии внешних раздражителей, которые бывают двух типов:

  1. Физическими — изменение погодных условий, температуры окружающей среды.
  2. Психологическими — например оскорбления, критика со стороны других людей.

Во время стресса организм претерпевает многочисленные изменения. Может подниматься артериальное давление, температура тела, появляется чувство голода, расширяются кровеносные сосуды. Наблюдается интенсивная деятельность головного мозга.

Существует ряд признаков, по которым можно определить развитие стрессового состояния:

  • чувство беспомощности;
  • нехватка времени;
  • повышенный аппетит, бессонница;
  • невнимательность к себе;
  • повышенная усталость;
  • тревожное состояние;
  • нервный тик, тремор;
  • головные боли, головокружение;
  • невозможность сконцентрировать внимание, принять важное решение;
  • сексуальные расстройства;
  • повышение или понижение артериального давления;
  • боли в позвоночнике.

Обнаружив первые признаки стресса, нужно сразу начать восстановление общего состояния.

Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций выделяет три стадии развития стресса:

  1. Тревожность — наблюдается при появлении внешнего раздражителя. Повышается давление, наблюдается излишняя тревожность, учащается пульс. На этом этапе активируются защитные функции организма. В большинстве случаев их достаточно для подавления стресса.
  2. Сопротивление. Раздражитель продолжает оказывать негативное воздействие на организм, из-за чего естественная защита задействует дополнительные силы. Происходит максимальная нагрузка на организм.
  3. Истощение. Постепенно ресурсы организма истощаются из-за активной борьбы со стрессом. На этом этапе ухудшается работа иммунной системы, из-за чего могут возникать различные заболевания.

У каждого субъекта развитие стресса протекает по-разному.

Классификация и причины психогенных ситуаций

Существует несколько больших групп экстремальных ситуаций:

  • техногенного характера;
  • биолого-социального характера;
  • природного характера.

Они также делятся на отдельные подгруппы.

К природным относятся следующие явления:

  • геофизические;
  • метеорологические;.
  • геологические;
  • гидрогеологические;
  • гидрологические.
  • взрывы, пожары;
  • аварии, при которых происходит большой выброс химических веществ;
  • гидродинамические аварии;
  • выброс радиоактивных веществ;
  • транспортные аварии;
  • разрушения очистных сооружений.
  1. Эпифитотии — распространение вредителей, инфекций, которые вредят растениям.
  2. Эпизоотии — распространение инфекционных заболеваний, которые вредят животным.
  3. Эпидемии — распространение болезней, поражающих людей.

К причинам появления подобных ситуаций относятся:

  • увеличение количества заводов в определенном регионе;
  • производственные дефекты, неточности при строительстве;
  • внешние факторы, природные процессы;
  • военно-политические конфликты;
  • снижение дисциплины;
  • ошибки рабочих.

Также в психологии выделяют отдельную классификацию экстремальных ситуаций по масштабу распространения.

Иллюстрации

Существует ситуации, после которые субъект чувствует себя подавлено, но это нельзя назвать стрессом. Если общее самочувствие улучшилось после расслабления (сон, переключение на любимое дело, хорошее общение), значит стресса не было, сработала игра сознания.

Последствия пребывания в кризисных ситуациях

Если со стрессом не бороться, организм перестанет справляться и могут возникнуть некоторые последствия:

  • разрушение привычного образа жизни;
  • развитие серьезных заболеваний;
  • событие, сопутствующее кризису вызывает чувство ужаса, беспомощности;
  • осознание происшедшего.

Травматический стресс является особым переживанием, которое возникает во время взаимодействия субъекта с окружающим миром. Проявляется у тех людей, кто пережил нечто выходящее за рамки нормального.

Способы диагностики стресса

Чтобы точно определить наличие стресса, его тяжесть, психологи разработали множество методик. Чтобы специалист определил тяжесть состояния пациента, Человек должен пройти специальные тесты, направленные на выявление:

  1. Реактивной тревожности. Это особая форма стресса, которая изначально не является негативной. Тревожность может появляться после любых значимых событий в жизни, которые могут быть как хорошими, так и плохими. Определенный уровень тревожности необходим индивиду для ведения успешной деятельности. Избыток тревожности снизит внимание, замедлит координацию действий, движений.
  2. Личностной тревожности. Это устойчивое состояние, которое заставляет личность воспринимать большинство ситуаций как угрожающие. Появляется психологический дискомфорт, который вызывает приступы тревожности.

Примерные вопросы в тестах:

  1. Испытываю ли я сожаление?
  2. Мне что-то угрожает?
  3. Я взвинчен или спокоен?
  4. Мне радостно?
  5. Нервничаю ли я?
  6. Волнуют ли меня возможные неудачи?
  7. Чувствую ли я себя возбужденным?
  8. Я собран и хладнокровен?
  9. Стараюсь ли я избегать критических ситуаций?
  10. Часто ли пустяки отвлекают меня?

При этом на каждый вопрос можно ответить четырьмя вариантами. Зависимо от того, какой ответ был выбран, выставляются баллы, которые подсчитываются в конце теста. По количеству баллов происходит расшифровка ответа.

Методы борьбы со стрессом

Когда стало точно понятно, что человек находится в стрессовом состоянии, психиатр подбирает для него лечебную терапию. Существует несколько методов борьбы со стрессом:

  1. Попытаться отвлечься на любимую игру. Для этого достаточно иметь под рукой телефон, на котором будут установлены красочные приложения.
  2. Заинтересоваться трудным делом, чтобы переключить внимание, не отвлекаться на эмоции. Главное меньше отдыхать, больше работать, чтобы не появлялось соблазна подумать о наболевшем.
  3. Заняться спортом. Активные упражнения помогут переключить внимание, а мысль о том, что они сделают фигуру привлекательной укрепит эмоциональное состояние.
  4. Наладить дыхание. Когда индивид нервничает, он дышит грудью. Чтобы успокоиться, требуется начать дышать животом. Выдохи делать медленными, вдохи глубокими.
  5. Использовать приятные мысли как успокоительное. Для этого нужно на мгновение подумать о негативном событии, затем резко переключиться на хорошие мысли, воспоминания. Теплый чувства заглушат тревогу.
  6. Выписать на листе бумаги все тревожные мысли. Для этого необходимо составить небольшой отчет, в котором будут описаны все негативные мысли, переживания.

Для профилактики стресса важно многое изменить в жизни. Настроить биологические часы, чтобы выстроить правильный график. Наладить питание, пить больше жидкости. Отказаться от вредных привычек. Заниматься по утрам спортом, ходить на прогулки вечерами.

Экстремальная психология занимается изучением поведения людей в экстренных ситуациях, которые нельзя считать нормальными. Полученные сведения психологи используют для разработки методик, восстанавливающих состояние субъектов после стрессов, депрессий.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете об основах экстренной психологической помощи.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть