ПСИХОЛОГИЯ

Экзистенциальная психология и психотерапия теория методология практика

Экзистенциальная психология и психотерапия теория методология практика

Экзистенциальная психология, ведущая свою историю с середины XX столетия, в настоящее время завоевала прочные позиции среди других психологических направлений и является наиболее динамично развивающейся областью психологической теории и практики. Ее обращенность к феноменам свободы, ответственности, человеческого достоинства заставили психологов пересмотреть свои теоретические и практические установки и принять базовые взгляды экзистенциальной парадигмы, позволяющие понимать и описывать особенности человеческого бытия. В работе воссоздается целостная картина экзистенциальной психологии и психотерапии: ее история и современное состояние в единстве философско-методологических, теоретико-психологических и операционально-методических составляющих, ориентированных на психотерапевтическую практику. Новизна подхода к рассмотрению темы связана с введением в предметную область экзистенциальной психологии понятия личности как духовной индивидуальности человека. Для студентов и аспирантов, изучающих психологию и психотерапию, а также широкого круга специалистов в области философских, социальных и гуманитарных наук.

Феномен дауншифтинга описывается через призму совладания с экзистенциальной тревогой и понимается как реакция личности на инконгруэнтный образ жизни.

Распространение и развитие экзистенциального анализа (ЭА) ставит задачу его позиционирования среди других направлений психотерапии. При этом наибольший интерес, на наш взгляд, представляет разграничение с теми психотерапевтическими подходами, которые обычно воспринимаются как достаточно близкие в своей теории и практике. В настоящей статье представлена попытка прояснения общего и отличного в теоретических и методологических основаниях экзистенциальной терапии и клиентоцентрированной терапии К. Роджерса.

ОСОтч направлен на измерение переживания индивидом отчуждения с опорой на концепцию экзистенциального невроза С. Мадди. Мадди выделяет 4 формы отчуждения (экзистенциального невроза).

В статье рассматриваются два направления в экзистенциальной психологии, которые можно выделить в соответствии с разным пониманием соотношения экзистенции и эссенции – онтологическое и персоналистическое. Прослеживаются различия между этими направлениями на уровне философских оснований, психологических концепций, психотерапевтической практики, а также подчеркивается вклад персоналистического направления в развитие методологии экзистенциальной психотерапии.

В статье рассматриваются два направления в экзистенциальной психологии, которые можно выделить в соответствии с разным понимаем соотношения экзистенции и эссенции – онтологическое и персоналистическое. Прослеживаются различия между этими направлениями на уровне философских оснований, психологических концепций, психотерапевтической практики, а также подчеркивается вклад персоналистического направления в развитие методологии практики экзистенциальной психотерапии.

В учебном пособии воссоздана целостная картина экзистенциальной психологии и психотерапии: ее история и современное состояние в единстве философско-методологических, теоретико-психологических и операционально-методических составляющих. Особое внимание уделяется упорядочиванию разных авторских подходов и выявлению внутренних детерминант развития как теоретических моделей, так и методического обеспечения психотерапевтической практики. В отличие от традиционных представлений о том, что экзистенциальная психология занимается исключительно онтологической проблематикой, в учебном пособии обосновано, что в предметную область экзистенциальной психологии входит также и проблематика личности. Вводится понятие «персоналистическое направление в экзистенциальной психологии и психотерапии» и показывается, как в теории и практике современной экзистенциальной психологии соединяются «бытийный» и «личностный» подходы к пониманию человека.

В монографии представлен целостный взгляд на развитие идей, теорию и практику современного экзистенциального анализа. Такой взгляд позволил продемонстрировать вклад экзистенциального анализа в психологию и его методологический потенциал как основания для построения интегральной психологии личности, психологического консультирования и психотерапии, релевантных современному научному и социокультурному контексту.

Книга адресована студентам и аспирантам, изучающим психологию и психологическое консультирование, практикующим психологам и психотерапевтам, широкому кругу специалистов и исследователей в области философских, социальных и гуманитарных наук.

В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.

В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.

Книга посвящена крайне актуальной теме – психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…

Тема статьи — описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.

Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.

Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам – исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.

Источник

Экзистенциальная психология и психотерапия теория методология практика

Экзистенциальная психология, ведущая свою историю с середины XX столетия, в настоящее время завоевала прочные позиции среди других психологических направлений и является наиболее динамично развивающейся областью психологической теории и практики. Ее обращенность к феноменам свободы, ответственности, человеческого достоинства заставили психологов пересмотреть свои теоретические и практические установки и принять базовые взгляды экзистенциальной парадигмы, позволяющие понимать и описывать особенности человеческого бытия.

В работе воссоздается целостная картина экзистенциальной психологии и психотерапии: ее история и современное состояние в единстве философско-методологических, теоретико-психологических и операционально-методических составляющих, ориентированных на психотерапевтическую практику. Новизна подхода к рассмотрению темы связана с введением в предметную область экзистенциальной психологии понятия личности как духовной индивидуальности человека.

Для студентов и аспирантов, изучающих психологию и психотерапию, а также широкого круга специалистов в области философских, социальных и гуманитарных наук.

Статья представляет собой индивидуальный исследовательский проект Владимира Карловича Кантора, профессора философского факультета ВШЭ «Крушение кумиров: критический пафос русской философии», выполненный при поддержке Программы «Научный фонд ВШЭ»).

Перевод Т.3 пятитомной «Истории женщин на Западе», посвященной положению женщин в Европе XVI-XVIII вв., их роли в социально-экономической, политической и культурной жизни и их репрезентациям в литературе и искусстве.

Публикации участников Международной научной конференции охватывают широкий спектр психологических проблем, касающихся разных аспектов существования человека в современной реальности. Обсуждаемые темы касаются проблем развития субъекта в круге событий современной реальности: социализации и стратегий жизненного пути; трансформации коммуникативных, этнокультурных, гендерных, морально-нравственных, этических, эстетических, экзистенциональных, профессиональных, семейных и других аспектов взаимодействия личности с современной реальностью и связанных с ними трансформациями процессов смысло- и целеполагнания, социокультурных прецедентов и образцов для идентификации; построения жизненных проектов и процессов автобиографирования; преодоления жизненных кризисов; становления индивидуального жизненного стиля и построения индивидуальных жизненных стратегий; внутреннего пространства жизни субъекта, самодетерминации и личностной свободы; внутриличностых экзистенциальных феноменов и др.

В сборнике размещены материалы Международного «круглого стола» «Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы», состоявшегося в г. Черновцы 21–23 сентября 2006 года.

Работа посвящена ответу на вопрос, почему разная идейная ориентация членов ГАХН не мешала им видеть в Гёте важнейшего союзника. И искусствоведческий подход Габричевского, и герменевтика истории Шпета, и диалектическая историософия Лосева и неонатурфилософия Зубова сходились в этом отношении в одной точке – в морфологии Гёте. Утверждается, что для теоретиков ГАХНа важна была синтезирующая сила формы, гениально выраженная немецким поэтом-мыслителем: т.е. не «физика» сложения инструментальных средств, а «химия» взаимопроникновения субъективных и объективных целей. Эти две стратегии различались как морфология механизма и морфология организма.

В статье рассматривается проблема гуманизации профессионального образования, повышения эффективности процесса преподавания иностранного языка в вузах посредством внедрения в процесс лингвистической подготовки лингвообразовательных педагогических технологий, а именно посредством интегрирования религиоведения, философии и иностранного языка.

В статье предлагается культурно-историческая периодизация жизнедеятельности В. П. Зинченко, дается целостный абрис панорамы его познавательных интересов и показывается разнообразный вклад в современную науку и культуру. При этом выделяются и систематизируются основные аспекты научного творчества В. П. Зинченко, суть которого определяется как энциклопедизм ренессансного типа. На фоне анализа человекознания рубежа ХХ-ХХI вв. характеризуется созданная им оригинальная философскопсихологическая система и ее конкретизация в виде развития общепсихологической теории деятельности и построения системно психологических концепций взаимодействия образа и действия, интеллекта и аффекта, сознания и рефлексии, интуиции и творчества. Показано присущее научной деятельности В. П. Зинченко единство фундаментальных исследований и их практической реализации в сфере психологического обеспечения развития системотехники и управления, эргономики и дизайна, педагогики и образования, литературы и культуры.

Статья посвящена осмыслению существующей философии в блогах. Проведена попытка анализа преимуществ и недостатков блогосферы как места для осуществления философии. В свете характерных особенностей блогов выдвинуты требования как к блогам, так и к облику философии для ее возможности развития в этой среде. Ответственность, уважение к слову становятся главной необходимостью для развития философии в блогах, тем самым, отсылая как к истокам философской традиции (отношение древнегреческих философов к слову), так и к будущему блогов, как новейшей форме коммуникации.

В настоящем исследовании на материале экзегетических и натурфилософских сочинений Исаака Ньютона, его учеников (У. Уистон) и оппонентов (Ч. Бернет) рассматриваются предпосылки и контекст становления принципа объективности в новоевропейском научном мышлении. Предметом анализа становится констелляция трех эпистемологических принципов, синтез которых формирует облик науки Просвещения: герменевтической прозрачности текста в экзегетике, достоверности more geometrico в естественных науках и реалистического мимесиса в литературной критике. Кроме того, рассматривается эпистемологический проект, альтернативный этой «объективистской» парадигме, — проект, сопрягающий аллегорическое толкование в библеистике, гипотетический метод в физике и примат литературности над референциальностью – в литературной теории.Данное исследование призвано стать пролегоменами к генеалогии объектной реальности, – онтологического a priori новоевропейской картины мира, рождающегося из лона языкового и методологического синкретизма раннего Нового времени.

В книге, представляющей собой продолжение работы «Создание предпринимательских университетов», Бёртон Кларк объясняет, что можно сделать для того, чтобы университеты могли лучше отвечать на вызовы стремительно меняющегося мира в XXI веке. На примере 14 передовых институтов из США, Великобритании, Европы, Австралии, Латинской Америки и Африки автор показывает, каким образом университетам удается инициировать и проводить постепенные изменения, успешно адаптируясь к новым потребностям экономики и общества.

Книга представляет интерес для преподавателей и руководства университетов, исследователей высшего образования, а также тех, кто отвечает за разработку и проведение образовательной политики.

Представлены материалы конференции о современных методах подготовки будущих инженеров.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса «Юридической техники» соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

В статье описана игра, которую можно провести после изучения творчества Чехова — в самом конце 10-го или в начале 11-го класса. Готовясь к игре, команды перечитывают произведения «Анна на шее», «Ариадна», «Архиерей», «Ванька», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Душечка», «Злой мальчик», «Злоумышленник», «Ионыч», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Попрыгунья», «Произведение искусства», «Смерть чиновника», «Студент», «Толстый и тонкий», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Учитель словесности», «Хамелеон», «Человек в футляре», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Медведь», «О вреде табака», «Лебединая песня (Калхас)», «Предложение», «Свадьба», «Три сестры», «Чайка», «Юбилей».

Сборник статей и материалы международной научно-практической конференции по обновленному содержанию профессиональной подготовки по иностранным языкам.

Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности – умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.

Институты влияют на инвестиционные решения, в том числе на инвестиции в человеческий капитал. В данном исследовании такая связь распространяется на инвестиции в человеческий капитал в форме выбора способной молодежью предмета изучения в высшей школе и сферы деятельности по окончании вуза. Институты, защищающие права собственности, стимулируют производительную деятельность и процесс «созидательного разрушения» по Шумпетеру, в том время как слабые институты порождают перераспределительную деятельность и поиск ренты. Мы тестируем эту гипотезу по выборке из 95 стран мира и находим, что высокое качество институтов положительно связано со спросом на естественнонаучные специальности и отрицательно со спросом на юридические специальности. Данные зависимости особенно сильны для стран с высоким качеством человеческого капитала.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector