ПСИХОЛОГИЯ

Электив по психологии 9 класс

Программа элективного курса «Основы психологии» (для учащихся 8–11-х классов гуманитарного профиля)

Классы: 8 , 9 , 10 , 11

Ключевые слова: элективный курс , программа , самопознание , психология общения , психология семейной жизни , самоопределение

Пояснительная записка

Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков и старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Целями преподавания психологии в гимназии являются:

  • Развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы, миром людей и миром культуры.
  • Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).
  • Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
    • формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;
    • оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
    • развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
    • развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
    • раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
    • развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
    • обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.

Рабочая учебная программа “Основы психологии” составлена на основе:

  • программы уроков психологии (А.В. Микляева, 2003);
  • программы учебного курса по психологии для 10 класса (под ред. И.В. Дубровиной, 2003).
  • программы профессионального самоопределения для подростков “Я и моя профессия” (Г.В. Резапкина, 2000)
  • адаптированной программы элективного курса “Основы имиджелогии” для учащихся 10-11 классов (С.В. Кирдянкина, 2006).

Программа рассчитана на 4 года обучения (8-11 классы, 34 часа ежегодно). Курс психологии рассчитан на подростков 12-16 лет, соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков и юношей.

Программа включает в себя четыре взаимосвязанных блока: “Встречи с самим собой” — блок психологии самопознании (8 класс), “Я среди других людей” — блок психологии общения (9 класс), “На пороге взрослой жизни” — блок этики и психологии семейной жизни (10 класс), “Коды доступа к успеху” — блок психологии профессионального самоопределения и основ имиджелогии (11 класс).

Преподавание психологии предусматривает теоретическую подготовку, а также ориентировано на обращение к тем проблемам (в недирективной форме), которые важны для подростков и юношей в силу возрастных особенностей развития. В 8-9 класс это: отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов и т.д.

Возраст учащихся 10-11 классов благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному. Поэтому с ними в учебной работе по психологии основное внимание уделяется формированию их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.

Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:

  • гуманизация образования
  • интеграция предметов
  • дифференциация и индивидуализация обучения
  • природосообразность материала
  • доступность образования
  • логичность и системность изложения материала
  • полнота и завершенность содержательных линий.

Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:

Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.

Еженедельные уроки психологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях “психологического” взаимодействия, его целях и результатах.

Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.

Занятия содержат игровые элементы.

Ведется индивидуальная работа в тетради, которые после уроков сдаются и хранятся у педагога-психолога, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради. Это обеспечивает детям определенную степень психологической безопасности.

Работы в тетради проверяются и оцениваются: записывается мнение, реплика, риторический вопрос, размышление психолога как индивидуальная обратная связь.

Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.

В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового и юношеского возраста:

Ритуал приветствия (придумывается группой на первом занятии в каждом учебном году). Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.

Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.

Ритуал завершения занятия (см. ритуал приветствия).

Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:

  • устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;
  • “универсализация” трудностей через использование проективных форм “Один мальчик. ”, “Большинство людей. ”;
  • обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
  • тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;
  • контроль “уровня достижений” в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в “поле опыта” учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).

Механизм оценивания результатов:

1. Владение фактами:

— установление причин фактов

— установление взаимосвязей между фактами

— отличие основных фактов и фактов второстепенных

2. Владение проблематикой:

— формулирование проблем по теме

— умение отыскать возможные пути решения проблемы

3. Владение понятиями:

— раскрытие содержания понятий

— установление взаимосвязей между понятиями

— практическое применение понятий

4. Владение правилами и приемами:

— формулирование правил, требований, приемов

— раскрытие содержания правил, требований, приемов

— характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов

5. Проверка навыков:

— моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение

— выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение

— самоанализ результатов выполнения подобных действий

Тематический план

8 класс

Наименование темыКол-во часов
1Что значит “я – подросток”?1
2Мои достоинства и недостатки4
3Мои ценности1
4Мир эмоций и чувств17
4.1Чувства – важнейшая характеристика личности1
4.2Эмоциональные состояния и чувства1
4.3Развитие чувств в онтогенезе1
4.4Чувства “полезные” и “вредные”1
4.5Страхи и страшилки1
4.6Злость и агрессия1
4.7Высшие чувства1
4.8Смущение, застенчивость1
4.9Чувство стыда1
4.10Чувство вины. Совесть1
4.11Долг и ответственность1
4.12Честь и достоинство1
4.13Привязанность. Одиночество2
4.14Любовь – чувство, действие, отношение. Виды любви2
4.15Негативные моральные чувства.1
5Подведение итогов1
Итого34

9 класс

Наименование темыКол-во часов
1Общаться – это так легко…1
2Информация вербальная и невербальная.5
3Уверенность, неуверенность3
4Умение сказать “нет”1
5Барьеры общения1
6Каналы обработки информации2
7Стереотипы, позиции, стиль общения4
8Конфликт и его природа9
9Бесконфликтное общение с “трудными людьми”3
10Доверие в общении2
11Дружба, дружеские отношения2
12Подведение итогов1
Итого34

10 класс

Название раздела, темыКоличество часов
1Введение. Что такое самоопределение.1
2Юность – пора самоопределения6
2.1На пороге взрослой жизни1
2.2Сверстник своего поколения1
2.3Время в жизни человека1
2.4Временная перспектива и ее свойства1
2.5Мировоззрение и смысл жизни1
2.6Жизненные цели1
3Психология семейной жизни20
3.1Я – мужчина. Я – женщина1
3.2Психологические различия между полами. Стереотипы1
3.3Семья. Брак. Функции современной семьи. Моя семья3
3.4Нравственные основы семьи1
3.5Любовь в семье1
3.6Супружеские отношения. Совместимость супругов2
3.7“Трудные дети” и “трудные родители”1
3.8Кинотерапия “Бабуся”4
3.9Семейные роли1
3.10Дети в семье. Мои права в семье3
3.11Дом – полная чаша.1
3.12Кризисы семейной жизни1
4Нарушения процесса самоопределения6
4.1Психологические барьеры самоопределения1
4.2Стресс и фрустрация2
4.3Психологические зависимости – способы бегства от действительности3
5Я – состоявшаяся личность1
Итого:34

11 класс

Название раздела, темыКоличество часов
1Профессиональное самоопределение17
1.1Профессия. Работа. Рабочий день, рабочее место3
1.2Классификация профессий. Диагностика2
1.3Ошибки в выборе профессии1
1.4Склонности. Способности. Диагностика. Профпригодность2
1.5Характер. Тип темперамента. Диагностика2
1.6Личный профессиональный план. Диагностика2
1.7Тип личности. Методика Голланда2
1.8Выбор вуза1
1.9Строим карьеру2
2Знакомство с основами имиджелогии13
2.1Ведение в имиджелогию1
2.2Имидж человека: ведущие типы и элементы1
2.3“Я – концепция”2
2.4Основы физиогномики и основные принципы языка тела2
2.5Психологическая теория цветовой гармонии1
2.6Роль макияжа в создании имиджа1
2.7Одежда и ее роль в формировании имиджа1
2.8Основы психологии общения2
2.9Имидж лидера1
2.10Имиджирование – путь к успеху1
3Навыки самопрезентации3
4Заключительный урок1

Список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы

  1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
  2. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997.
  4. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
  5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.
  6. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001.
  7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
  8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988.
  9. Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007.
  10. Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002.
  11. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997.
  12. Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.
  13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002.
  14. Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
  15. Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Воронеж, 1997.
  16. Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.
  17. Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. – М., 2002.
  18. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
  19. Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
  20. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
  21. Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1996.
  22. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.
  23. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
  24. Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А.А. Кронина. – М., 1993.
  25. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
  26. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.
  27. Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. – М., 1991.
  28. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.
  29. Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.
  30. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.
  31. Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова. – М., 1991.
  32. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть