ПСИХОЛОГИЯ

Элективные курсы 9 класс по психологии

Элективный курс по психологии
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Данный курс составлен для прочтения учащимся 9 классов, интересующихся психологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_elektivnyy_kurs_po_psihologii_2015-2016.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный центр ОАО «Газпром»

Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении педагогов-психологов

от « __ » августа 20__г.)

Зам. директора по УМР

Директор НОУ СОШ ОЦ ОАО «Газпром»

«__» __________ 20__г.

«__» ________ 20___г.

Рабочая программа элективного курса

«Психология в современном мире»

(наименование учебного предмета \ курса)

(ступень образования \ класс)

2015 – 2016 учебный год

(срок реализации программы)

Программу составила начальник психолого-педагогического отдела Булахова В.А. .

Актуальность программы. Старший школьный возраст (9 класс) – это тот уникальный сензитивный период, в котором наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.

Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем я стану, отличают психологию старшеклассника. Другими словами, у учащихся 9-х классов возрастает потребность в самопознании. Однако, имеющихся знаний, умений и навыков у девятиклассников часто недостаточно для самостоятельного удовлетворения этой потребности.

Освоение программы элективного курса «Психология в современном мире» призвано помочь учащимся в удовлетворении их возросшей потребности в самопознании и саморазвитии.

Кроме того, элективный курс «Психология в современном мире» направлен на повышение психологической информированности, ориентирование учащихся в психологической науке, а также на развитие у старшеклассников навыков эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Теоретические знания и практические умения в области психологии позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.

Программа элективного курса «Психология в современном мире » реализуется в НОУ СОШ ОЦ «Газпром» для учащихся 9-х классов по выбору. На изучение программы отводится 8 часов учебного времени (1 занятие один раз в неделю в течение 2 недель).

Программа апробирована в I полугодии 2012-2013 уч.г. и в I полугодии2013-2014 уч.г.

Курс углубляет и интегрирует начальные знания учащихся по психологии, полученные в ходе изучения биологии, анатомии, обществознания. Также курс расширяет представления учащихся о психологии, ее возможностях, раскрывает понятия некоторых социально-психологических феноменов, позволяет овладеть навыками эффективного общения и самопознания.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников в области психологии. В целом, программа базируется на учете возрастных особенностей девятиклассников, их психофизического развития. В частности, при разработке программы учитывалась характерная особенность психологии подростка, заключающаяся в максимализме, желании высказывать собственную позицию с одной стороны и повышенной ранимости с другой.

Цель курса: овладение психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры и обеспечивает подростку полноправное вступление в самостоятельную жизнь.

1. освоение знаний в области психологии;

2. овладение умениями применять психологические техники на практике; находить и анализировать психологическую информацию;

3. развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия, а также навыков самопознания и саморазвития;

4. воспитание ответственного отношения к процессу и результатам обучения;

формирование интереса к изучению психологии, своего внутреннего мира, интереса к межличностному взаимодействию; формирование психологической готовности старшеклассника к реальной сложности его межличностных и деловых отношений.

Для достижения поставленных целей и задач используются следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (лекция, рассказ, беседа); наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.); практические (упражнения, выполнение заданий).

Среди методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности используются методы формирования интереса к учению (познавательные и деловые игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций, социально-психологический тренинг); методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).

В качестве методов контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности используются методы устной и письменной проверки знаний, умений и навыков.

Текущий контроль — устный опрос, письменные проверочные работы.

Итоговый контроль — защита творческих работ (эссе, психологический портрет, творческий отчёт по результатам своей работы в течение всего курса).

Формами проведения занятий являются: лекция, групповая дискуссия, «анализ конкретных ситуаций», деловая игра, социально-психологический тренинг.

Ожидаемые результаты обучения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.

В результате освоения программы элективного курса «В мире психологии» учащийся должен:

  • Знать основные понятия психологической науки, место и роль психологии в системе наук.
  • Уметь осуществлять проведение, обработку и интерпретацию психодиагностических методик, направленных на углубление знаний о своих индивидуально-психологических особенностях и возможностях; ориентироваться в психологической информации.
  • Владеть навыками применения теоретических знаний для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций, способов разрешения конфликтов.

Условия, необходимые для реализации программы:

Работа на занятиях организуется за партами в аудитории, но при изучении отдельных тем, где требуется работа в режиме тренинга, занятие проводится в круге, сидя на стульях. На каждом уроке учащиеся ведут записи в тетрадях. Для обеспечения принципа наглядности обучения используется мультимедийный комплекс (компьютер, интерактивная доска). Необходимые дидактические материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений, соответствующий структуре занятий (система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия).

Основное содержание программы элективного курса.

«Психология в современном мире»

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ — НАУКА О ДУШЕ 4 часа

Тема 1.1. Психология – наука о душе. — 1 час

Определение психологии как науки, её место среди наук о человеке. Житейская и научная психология: сходство и различия.

Основные понятия психологии.Разделы психологии – общая, медицинская, педагогическая и т.п.

Тема 1.2. Знакомство как первый шаг к установлению гармоничных межличностных отношений. Правила и принципы психологического консультирования – 1 час

Тренинг как один из ведущих методов практической психологии. Правила работы тренинговых групп: «здесь и теперь», правило искренности, конфиденциальности, правило «Я», правило активности, право говорящего.

Анализ ситуации консультирования (игра или сцена из фильма).

Тема 1.3. Характер человека – 1 час

Определение понятия «характер», описание характеров в зависимости от телосложения (пикнический, астенический, атлетический). Учет особенностей характера при выборе профессии.

Игра «Угадай характер».

Тема 1.4 Темперамент и будущая профессия – 1 час

Описание темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Тест на определение темперамента. Обсуждение профессий по типу темперамента.

Групповая игра « Угадай кто Я?»

Раздел 2. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА 4 часа

Тема 2.1. Проективная методика РНЖ – содержание и особенности интерпретации. – 1 час

Теория появления и изучения проективных методов в психологии.

Анализ готовых рисунков детей, обсуждение по группам.

Тема 2.2. Самоисследование и мотивация. Личностные ресурсы.

(Работа с метафорой и метафорическими картами.) – 1 час

Знакомство с методами психосинтеза и психодрамы в работе психолога. Небольшое проективное самоисследование.

Тема 2.3. Ценности и убеждения в жизни человека. – 1 час

Что такое ценностные установки, как они приобретаются и изменяются в течении жизни.

Методика ранжирования ценностей, и методика смены убеждений. Практическое занятие и просмотр видеоролика.

Тема 2.4. Почерк как отражение характера человека. –1 час

Понятие темперемента и характера. Знакомство с автором теории психотипов К.Г.Юнгом.

Основные теоретические данные о психологических особенностях почерка человека в зависимости от характера. Практическая работа по анализу почерка 2 выдающихся писателей – Пушкина А.С. и М.Горького.

Раздел 3. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА НАУКУ ПСИХОЛОГИЮ. 2 часа

Тема 3.1 Психоаналитическая психология К.Г.Юнга. – 1 час

Понятие Архетипа и Символа. Рисуночная методика Мандала, анализ рисунков.

Тема 3.2. Зигмунд Фрейд как основоположник психоанализа. – 1 час

Понятие бессознательного, Я-ОНО-СВЕРХ Я. Психологические защиты и как они действуют не только в теории. Анализ ежедневных ситуаций с т.з. психологических защит.

Завершающее ЭССЕ на тему элективного курса.

Список литературы, используемой при написании курса:

  1. Дубровина И. В. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия», 2004.
  2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / СПб.: Питер, 2007.
  3. Лухтанова Е.В. «Я — психолог». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов // Вестник практической психологии образования. 2009. №2.
  4. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
  5. Овчарова Р.Р. Технологии практического психолога образования. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  6. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебно-методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.
  7. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб: Питер, 2006.
  8. Практическая психология: Учебник /Под ред. М. К. Тутушкиной — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.
  9. Программы элективного курса «В мире психологии», автор Ташкина О. А.
  10. Программы элективного курса «Основы психологии» (для учащихся 8–11-х классов гуманитарного профиля) , автор Демина Э. М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мною разработанный элективный курс по психологии для учащихся 7-9 класса «Познай себя».

Название курса «Психология межличностных отношений» Дополняет программу по обществознанию и соответствует новым ФГОС.

Мною была разработана программа элективного курса по психологии «Познай себя» для 5-6 классов. Данная программа была успешно опробавана в нашем лицее.

Программа курса «Твое профессиональное призвание » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ.

Самоопределение в профессиональной сфере тесно связано с жизненным, личностным самоопределением. Поэтому становится актуальным формирование личности, способной не просто к выбору конкретной профессии.

Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию.

Источник

Курс по выбору «Человек и профессия»
элективный курс по психологии (9 класс)

Курс позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия.

Скачать:

ВложениеРазмер
kurs_po_vyboru_9_klass_chelovek_i_professiya.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маршальская средняя общеобразовательная школа»

по курсу по выбору «Человек и профессия» для обучающихся 9 класса

на 2018-2019 учебный год

Титаренко Ирина Александровна,

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Рабочая программа по курсу по выбору «Человек и профессия» составлена на основе следующих документов:

  • федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • основной общеобразовательной программой основного общего образования (ГОСТ ООО 9 классы) МБОУ «Маршальская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утверждённой С.Е. Корниенко, директором МБОУ «Маршальская СОШ», от 09.06.2018 г., приказ № 52.

Курс рассчитан на 34 часа

• формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

  • • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • обучить планированию профессиональной карьеры.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
  • обучение через опыт и сотрудничество.

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • проектирование профессионального жизненного пути;
  • карьера, виды карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • общение;
  • самооценка;
  • профпригодность;
  • компенсация способностей;
  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план;
  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Предполагаемым результатом реализации программ должно стать овладение учащимися навыками самопознания, состоятельного самостоятельного решения.

Курс по выбору «Человек и профессия» разработан на основе анализа типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководители на этапе выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределении в 9 классах. В ходе работы учащиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.

Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), что далеко не всегда удается, но что может выступать как некоторая идеальная цель профконсультационной работы.

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

II. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

III. Психология личности (6 часов)

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий (10 часов)

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

V. Профессиональное самоопределение (7 часов)

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере (2 часа)

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

VII. Обобщение (2 часа)

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector