ПСИХОЛОГИЯ

Элективные курсы 9 класс по психологии

Элективный курс по психологии
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Данный курс составлен для прочтения учащимся 9 классов, интересующихся психологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_elektivnyy_kurs_po_psihologii_2015-2016.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный центр ОАО «Газпром»

Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении педагогов-психологов

от « __ » августа 20__г.)

Зам. директора по УМР

Директор НОУ СОШ ОЦ ОАО «Газпром»

«__» __________ 20__г.

«__» ________ 20___г.

Рабочая программа элективного курса

«Психология в современном мире»

(наименование учебного предмета \ курса)

(ступень образования \ класс)

2015 – 2016 учебный год

(срок реализации программы)

Программу составила начальник психолого-педагогического отдела Булахова В.А. .

Актуальность программы. Старший школьный возраст (9 класс) – это тот уникальный сензитивный период, в котором наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.

Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем я стану, отличают психологию старшеклассника. Другими словами, у учащихся 9-х классов возрастает потребность в самопознании. Однако, имеющихся знаний, умений и навыков у девятиклассников часто недостаточно для самостоятельного удовлетворения этой потребности.

Освоение программы элективного курса «Психология в современном мире» призвано помочь учащимся в удовлетворении их возросшей потребности в самопознании и саморазвитии.

Кроме того, элективный курс «Психология в современном мире» направлен на повышение психологической информированности, ориентирование учащихся в психологической науке, а также на развитие у старшеклассников навыков эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Теоретические знания и практические умения в области психологии позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.

Программа элективного курса «Психология в современном мире » реализуется в НОУ СОШ ОЦ «Газпром» для учащихся 9-х классов по выбору. На изучение программы отводится 8 часов учебного времени (1 занятие один раз в неделю в течение 2 недель).

Программа апробирована в I полугодии 2012-2013 уч.г. и в I полугодии2013-2014 уч.г.

Курс углубляет и интегрирует начальные знания учащихся по психологии, полученные в ходе изучения биологии, анатомии, обществознания. Также курс расширяет представления учащихся о психологии, ее возможностях, раскрывает понятия некоторых социально-психологических феноменов, позволяет овладеть навыками эффективного общения и самопознания.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников в области психологии. В целом, программа базируется на учете возрастных особенностей девятиклассников, их психофизического развития. В частности, при разработке программы учитывалась характерная особенность психологии подростка, заключающаяся в максимализме, желании высказывать собственную позицию с одной стороны и повышенной ранимости с другой.

Цель курса: овладение психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры и обеспечивает подростку полноправное вступление в самостоятельную жизнь.

1. освоение знаний в области психологии;

2. овладение умениями применять психологические техники на практике; находить и анализировать психологическую информацию;

3. развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия, а также навыков самопознания и саморазвития;

4. воспитание ответственного отношения к процессу и результатам обучения;

формирование интереса к изучению психологии, своего внутреннего мира, интереса к межличностному взаимодействию; формирование психологической готовности старшеклассника к реальной сложности его межличностных и деловых отношений.

Для достижения поставленных целей и задач используются следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (лекция, рассказ, беседа); наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.); практические (упражнения, выполнение заданий).

Среди методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности используются методы формирования интереса к учению (познавательные и деловые игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций, социально-психологический тренинг); методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).

В качестве методов контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности используются методы устной и письменной проверки знаний, умений и навыков.

Текущий контроль — устный опрос, письменные проверочные работы.

Итоговый контроль — защита творческих работ (эссе, психологический портрет, творческий отчёт по результатам своей работы в течение всего курса).

Формами проведения занятий являются: лекция, групповая дискуссия, «анализ конкретных ситуаций», деловая игра, социально-психологический тренинг.

Ожидаемые результаты обучения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.

В результате освоения программы элективного курса «В мире психологии» учащийся должен:

  • Знать основные понятия психологической науки, место и роль психологии в системе наук.
  • Уметь осуществлять проведение, обработку и интерпретацию психодиагностических методик, направленных на углубление знаний о своих индивидуально-психологических особенностях и возможностях; ориентироваться в психологической информации.
  • Владеть навыками применения теоретических знаний для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций, способов разрешения конфликтов.

Условия, необходимые для реализации программы:

Работа на занятиях организуется за партами в аудитории, но при изучении отдельных тем, где требуется работа в режиме тренинга, занятие проводится в круге, сидя на стульях. На каждом уроке учащиеся ведут записи в тетрадях. Для обеспечения принципа наглядности обучения используется мультимедийный комплекс (компьютер, интерактивная доска). Необходимые дидактические материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений, соответствующий структуре занятий (система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия).

Основное содержание программы элективного курса.

«Психология в современном мире»

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ — НАУКА О ДУШЕ 4 часа

Тема 1.1. Психология – наука о душе. — 1 час

Определение психологии как науки, её место среди наук о человеке. Житейская и научная психология: сходство и различия.

Основные понятия психологии.Разделы психологии – общая, медицинская, педагогическая и т.п.

Тема 1.2. Знакомство как первый шаг к установлению гармоничных межличностных отношений. Правила и принципы психологического консультирования – 1 час

Тренинг как один из ведущих методов практической психологии. Правила работы тренинговых групп: «здесь и теперь», правило искренности, конфиденциальности, правило «Я», правило активности, право говорящего.

Анализ ситуации консультирования (игра или сцена из фильма).

Тема 1.3. Характер человека – 1 час

Определение понятия «характер», описание характеров в зависимости от телосложения (пикнический, астенический, атлетический). Учет особенностей характера при выборе профессии.

Игра «Угадай характер».

Тема 1.4 Темперамент и будущая профессия – 1 час

Описание темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Тест на определение темперамента. Обсуждение профессий по типу темперамента.

Групповая игра « Угадай кто Я?»

Раздел 2. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА 4 часа

Тема 2.1. Проективная методика РНЖ – содержание и особенности интерпретации. – 1 час

Теория появления и изучения проективных методов в психологии.

Анализ готовых рисунков детей, обсуждение по группам.

Тема 2.2. Самоисследование и мотивация. Личностные ресурсы.

(Работа с метафорой и метафорическими картами.) – 1 час

Знакомство с методами психосинтеза и психодрамы в работе психолога. Небольшое проективное самоисследование.

Тема 2.3. Ценности и убеждения в жизни человека. – 1 час

Что такое ценностные установки, как они приобретаются и изменяются в течении жизни.

Методика ранжирования ценностей, и методика смены убеждений. Практическое занятие и просмотр видеоролика.

Тема 2.4. Почерк как отражение характера человека. –1 час

Понятие темперемента и характера. Знакомство с автором теории психотипов К.Г.Юнгом.

Основные теоретические данные о психологических особенностях почерка человека в зависимости от характера. Практическая работа по анализу почерка 2 выдающихся писателей – Пушкина А.С. и М.Горького.

Раздел 3. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА НАУКУ ПСИХОЛОГИЮ. 2 часа

Тема 3.1 Психоаналитическая психология К.Г.Юнга. – 1 час

Понятие Архетипа и Символа. Рисуночная методика Мандала, анализ рисунков.

Тема 3.2. Зигмунд Фрейд как основоположник психоанализа. – 1 час

Понятие бессознательного, Я-ОНО-СВЕРХ Я. Психологические защиты и как они действуют не только в теории. Анализ ежедневных ситуаций с т.з. психологических защит.

Завершающее ЭССЕ на тему элективного курса.

Список литературы, используемой при написании курса:

  1. Дубровина И. В. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия», 2004.
  2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / СПб.: Питер, 2007.
  3. Лухтанова Е.В. «Я — психолог». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов // Вестник практической психологии образования. 2009. №2.
  4. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
  5. Овчарова Р.Р. Технологии практического психолога образования. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  6. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебно-методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.
  7. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб: Питер, 2006.
  8. Практическая психология: Учебник /Под ред. М. К. Тутушкиной — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.
  9. Программы элективного курса «В мире психологии», автор Ташкина О. А.
  10. Программы элективного курса «Основы психологии» (для учащихся 8–11-х классов гуманитарного профиля) , автор Демина Э. М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мною разработанный элективный курс по психологии для учащихся 7-9 класса «Познай себя».

Название курса «Психология межличностных отношений» Дополняет программу по обществознанию и соответствует новым ФГОС.

Мною была разработана программа элективного курса по психологии «Познай себя» для 5-6 классов. Данная программа была успешно опробавана в нашем лицее.

Программа курса «Твое профессиональное призвание » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ.

Самоопределение в профессиональной сфере тесно связано с жизненным, личностным самоопределением. Поэтому становится актуальным формирование личности, способной не просто к выбору конкретной профессии.

Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию.

Источник

Курс по выбору «Человек и профессия»
элективный курс по психологии (9 класс)

Курс позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия.

Скачать:

ВложениеРазмер
kurs_po_vyboru_9_klass_chelovek_i_professiya.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маршальская средняя общеобразовательная школа»

по курсу по выбору «Человек и профессия» для обучающихся 9 класса

на 2018-2019 учебный год

Титаренко Ирина Александровна,

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Рабочая программа по курсу по выбору «Человек и профессия» составлена на основе следующих документов:

  • федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • основной общеобразовательной программой основного общего образования (ГОСТ ООО 9 классы) МБОУ «Маршальская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утверждённой С.Е. Корниенко, директором МБОУ «Маршальская СОШ», от 09.06.2018 г., приказ № 52.

Курс рассчитан на 34 часа

• формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

  • • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • обучить планированию профессиональной карьеры.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
  • обучение через опыт и сотрудничество.

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • проектирование профессионального жизненного пути;
  • карьера, виды карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • общение;
  • самооценка;
  • профпригодность;
  • компенсация способностей;
  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план;
  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Предполагаемым результатом реализации программ должно стать овладение учащимися навыками самопознания, состоятельного самостоятельного решения.

Курс по выбору «Человек и профессия» разработан на основе анализа типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководители на этапе выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределении в 9 классах. В ходе работы учащиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.

Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), что далеко не всегда удается, но что может выступать как некоторая идеальная цель профконсультационной работы.

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

II. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

III. Психология личности (6 часов)

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий (10 часов)

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

V. Профессиональное самоопределение (7 часов)

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере (2 часа)

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

VII. Обобщение (2 часа)

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть